Должностное лицо в административном праве

9.Должностные лица как субъекты административного права

  • •1.Административное право россии: понятие, предмет, место в системе отраслей российского права.
  • •2.Система и источники административного права.
  • •3.Админ-правовое регулирование и адмИн-правовой режим в рф
  • •4.Админ.-правовые нормы и отношения: понятие, особенности, виды.
  • •5.Субъекты админ. Права: понятие, виды, общая характеристика.
  • •6.Административно-правовой статус гражданина российской федерации
  • •7.Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан в рф: понятие, виды, правовая основа, порядок реализации.
  • •7) Прокурорский надзор; 8) обращения граждан.
  • •8.Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в российской федерации
  • •2) По степени подчиненности юрисдикции рф:
  • •3) По целям нахождения на территории Российской Федерации:
  • •9.Должностные лица как субъекты административного права
  • •10.Организации как субъекты административного права: понятие, виды, особенности административно-правового статуса.
  • •11.Органы исполнительной власти как субъекты административного права: понятие, характерные черты, классификация.
  • •1. В соответствии с федеративным государственным устройством:
  • •13.Федеральные министерства: понятие, правовая основа, порядок образования, административная компетенция.
  • •14.Федеральные службы: понятие, правовая основа, порядок образования, административная компетенция.
  • •15.Федеральные агентства: понятие, правовая основа, порядок образования, административная компетенция.
  • •16.Органы исполнительной власти субъекта рф: понятие, правовая основа, порядок образования, административная компетенция.
  • •18.Место и роль президента российской федерации в системе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
  • •19.Государственная служба российской федерации: административно-правовая правовая основа, понятие, система, принципы.
  • •1.Государственная гражданская служба;
  • •2.Военная служба;
  • •3.Правоохранительная служба.
  • •20.Государственный служащий как специальный субъект ап
  • •21.Должности государственной службы: понятие, признаки, виды.
  • •1. Права; 2. Обязанности; 3. Ограничения, связанные с государственной службой.
  • •1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
  • •1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
  • •22/2 Права и обязанности государственных служащих:
  • •23.Административные права и обязанности государственного гражданского служащего.
  • •24.Дисциплинарная и административная ответственность государственных служащих
  • •25.Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.
  • •26.Урегулирование конфликта интересов на государственной службе
  • •26.2 Основаниями для проведения заседания комиссии являются:
  • •27.Служебный контракт: понятие, стороны, содержание, виды.
  • •1.Служебный контракт на неопределенный срок;
  • •28.Муниципальные служащие как специальные субъекты ап.
  • •29.Административно-правовые методы, применяемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
  • •2.В зависимости от характера взаимодействия публичной администрации с иными участниками
  • •3.В зависимости от круга лиц, в отношении которых применяется
  • •5.В зависимости от характера типизированных административно-правовых функций
  • •30.Методы административно-правового ограничения и принуждения: понятие, структура, общая характеристика.
  • •31.Административная ответственность: понятие, сущность, отличительные признаки, особенности правового регулирования.
  • •32.Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, признаки, состав.
  • •33.Виды административных наказаний и порядок их назначения.
  • •34.Административно-правовые акты: понятие, признаки, виды.
  • •35.Условия, порядок вступления в силу, действие админ-правовых актов.
  • •36.Административные договоры: понятие, особенности, виды.
  • •37. Административно-процессуальные формы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
  • •3.В зависимости от наличия или отсутствия прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются:
  • •38.Административный процесс: понятие, виды, структура.
  • •1.Административно-правотворческий (нормотворческий) процесс
  • •3.Административно-юрисдикционный процесс
  • •39.Административные процедуры: понятие, признаки, структура, виды.
  • •41.Административный регламент исполнения государственной функции: понятие, признаки, структура, общая характеристика.
  • •42.Административный регламент предоставления государственной услуги: понятие, признаки, структура, общая характеристика.
  • •43.Лицензионно-разрешительные административные процедуры.
  • •45.Регистрационные административные процедуры.
  • •46.Административно-процессуальные формы государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти.
  • •61.Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.
  • •63.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • •64.Президентский, парламентский и общественный контроль законности деятельности органов испол. Власти и органов местного самоуправления.
  • •65.Прокурорский надзор за законностью деятельности органов испол власти и омc.
  • •66.Судебный контроль законности деятельности органов испол власти и омс
  • •67.Основы админ-правового регулирования в сфере экономики и финансов
  • •68. Основы админ-правового регулирования в соц-культурной сфере
  • •69. Основы административно-правового регулирования в сфере обеспечения обороны и безопасности
  • •70. Основы админ-правового регулирования в сфере обеспечения правоохран

Должностное, лицо как субъект административной ответственности

Действующее законодательство РФ не содержит единого определения понятия должностного лица, широко используемого как в нормативно-правовых актах, так и в литературе. Определение должностного лица, сформулированное в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса РФ, не является универсальным. При этом, как ни странно, и в законодательстве об административных правонарушениях также отсутствует единый подход к определению указанного понятия. Вместе с тем, на наш взгляд, существенным признаком должностного лица является реализация в отношении лиц, не находящимся в служебной зависимости от него, организационно-распорядительных прав, имеющих властный характер и влекущих юридически значимые последствия (принятие актов, найм и увольнение работников и т.п.). Именно, наличие у должностного лица права совершать действия властного характера предопределяет и особенности ответственности такого лица. Поэтому, должностные лица в теории административного права относятся к категории специальных субъектов административных правонарушений.

В науке административного права проступки должностных лиц подразделяются на несколько разновидностей. «Действия должностных лиц — субъектов административной ответственности — противоправны и наказуемы, во-первых, при прямом нарушении ими установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих в разрез с требованиями этих правил; и, в-третьих, при отсутствии с их стороны надлежащего контроля за действиями подчиненных работников»

Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет в примечании к ст. 2.4. следующее определение должностного лица — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно—распорядительные или административно—хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии с КоАП РФ должностные лица подлежат ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая формулировка, по мнению некоторых административистов, является слишком широкой, ибо, нельзя не согласиться, что в большинстве случаев неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей является дисциплинарным проступком, за которое должна наступать дисциплинарная ответственность. В связи с этим, по нашему мнению, административная ответственность должностного лица должна наступать, прежде всего, за неисполнение правил, обеспечение исполнения которых входит в его служебные обязанности. Вместе с тем, тот факт, что административный проступок должностного лица одновременно является и нарушением им служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, предполагает разрешение вопроса о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух наказаний — и административного, и дисциплинарного. Действующим законодательством этот вопрос решен лишь частично. Так, не допускается сочетание уголовной ответственности с дисциплинарной и административной. Однако действующие нормативно-правовые акты не содержат запрета на одновременное применение к правонарушителю как административной, так и дисциплинарной ответственности. Поэтому, представляется, что при кумуляции административных и дисциплинарных правонарушений в каждом конкретном случае правоприменителю необходимо будет выбирать те санкции, которые наиболее эффективно будут содействовать плодотворному развитию охраняемых ими общественных отношений.

Важно отметить то, что юридические составы административно-налоговых правонарушений, субъектом которых являются должностное лицо и лица, приравненные к ним, за исключением индивидуальных предпринимателей, объединены в новом КоАП РФ в главе 15 «административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг». В зависимости от субъекта правонарушения юридические составы, условно, можно классифицировать на два вида: а) устанавливающих ответственность должностных лиц и б) лиц, приравненных к таковым.

Во всех юридических составах в качестве наказания налагается административный штраф, выражающийся в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда. Величина штрафа колеблется в зависимости от совершенного правонарушения в пределах от пяти до тридцати МРОТ. В отдельном случае за нарушение банком или иной кредитной организацией срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) величина штрафа достигает максимального размера, предусмотренного п. 3 ст. 3.5. КоАП РФ, — пятьдесят МРОТ.

Административная ответственность должностных лиц предусмотрена только в ч. 2 ст. 15.6. КоАП РФ за непредставление в установленный срок или представление в неполном объеме либо в искаженном виде в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и подвергаются наказанию в виде штрафа в размере от пяти до десяти МРОТ. Вызывает интерес тот факт, что нотариус не является ни должностным лицом, ни лицом, приравненным к таковому. Так, нотариус не является индивидуальным предпринимателем, поскольку в соответствии с ч.6 ст. 1 «Основ законодательства РФ о нотариате» нотариальная деятельность — это не предпринимательство и она не преследует цели извлечения прибыли. Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ не только относит нотариусов к индивидуальным предпринимателям (ст. 11), но и устанавливает ответственность последних за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ оно должно сообщить налоговому органу. Обязанности нотариуса, за нарушение которых может быть применена ст. 129-1 НК РФ, предусмотрены в ст. 86-2 НК РФ. Тот факт, что в п. 7 ст. 86-2 НК РФ за нарушение положений этой статьи предусматривается ответственность по ст. 126 НК РФ, по мнению многих правоведов, представляет собой не что иное, как ошибку. Таким образом, складывается ситуация, допускающая, с формальной точки зрения, возможность за одно и тоже правонарушение привлечь лицо к ответственности дважды: по ст. 129-1 НК РФ и ч. 2 ст. 15.6. КоАП РФ, что противоречит общеправовому принципу справедливости. Надо заметить, что аналогичная ситуация, на наш взгляд, возможна и при привлечении к ответственности по ст. 128 НК РФ — свидетеля, по ст. 129 НК РФ — эксперта, специалиста, переводчика. Поскольку противоправные действия указанных лиц охватываются ст. 17.9. КоАП РФ «заведомо показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод. Представляется, что описанные ситуации явились следствием недостаточно полной кодификации в рамках одного акта норм об административной ответственности, в результате чего юридические составы, предусматривающие единую по своей правовой природе ответственность за налоговые правонарушения—административную, содержаться как в Налоговом кодексе РФ, так и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Заключение

Завершая эту работу по теме: «Субъекты административной ответственности» я пришел к выводу, что только в общих чертах рассмотрена мною данная тема. Можно брать каждого субъекта (несовершеннолетние, военнослужащие и граждане к ним приравненные проходящие службу государственных органах, организации различных форм собственности, должностные лица и другие…) в отдельности и рассматривать в подробности правовую основу, административной ответственности данных субъектов в различных областях и сферах деятельности (в области предпринимательской деятельности, в области дорожного движения, в области охраны окружающей среды и природопользования и многих других областях….).

Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Данное положение касается и ответственности юридических лиц. Поэтому должны быть признаны несостоятельными появляющиеся суждения о финансовой, экологической, земельно-правовой, таможенной и иных видах ответственности, поскольку все это суть разновидности одного и того же явления — административной ответственности, субъектами которой во многих случаях являются юридические лица. Подходя к проблеме соотношения административной ответственности юридических лиц с ответственностью уполномоченных должностных лиц в административном порядке, следует отметить, что если к совершению юридическим лицом административного правонарушения приводят действия или бездействие конкретных должностных лиц, то в такой ситуации встает вопрос об ответственности этих лиц.

Список литературы

1. Конституция РФ / от 12.12.1993 ред.от 30.12.08 г.№7 ФКЗ // М. Проспект 2009 г.

2. Кодекс РФ об Административных правонарушениях/ от 30.12.2001 №195-ФЗ принят ГД ФС РФ 20.12.2001 ред. от 28.12.09 г. №380 ФЗ // М. Проспект 2010 г.

3. Налоговый Кодекс РФ часть 1/ от 28.07.1998 № 149-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 ред.от26.11.08 г.№224 ФЗ // М. Проспект 2009 г.

4. Таможенный Кодекс РФ / от 28.05 2005 №61-ФЗ принят ГД ФС РФ 25.04.2003 ред. от 24.11.08 г.№205 ФЗ // М. Проспект 2009 г.

5. Гражданский кодекс РФ I часть / от 30.11.1994 N 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994 ред. от 29.06.2009 №132-ФЗ

6. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» / от 30.12.2001 №196-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.-2002.-№ 1.

7. Административное право. Учебное пособие / Под ред. Г.А. Туманова. // М. Проспект 1997.

8. Административная ответственность. Учебник. / Под. Ред. А. Б. Агапов // М. Юрист 2000.

9. Административное право России: Учебник для вузов / Под..ред Д. Н .Бахрах М.:// Норма-ИНФРА-М, 2000.

10. Административное право/ Под. Ред. Ю.М. Козлова // М Конкурс. 2002

11. Административное право. Учебник / Под ред.: Л. Л Попова. // М.: Юрист, 2006.

12. Административное право. /Под. Ред Д.М. Овсянко // М. Проспект 2007.

13. Административное правою Практикум., / Под. ред. Алехин А.П. // СПб Геликон 2008.

14. Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под ред. Э.Н.Ренова. // М.:НОРМА, 2002.

15. Общая теория права. /Под ред. А.С. Пиголкина. // М. Алгоритм 1995.

16. Проблемы теории права. В 2-х томах. Свердловск, T.I. / Под. ред. Алексеев С.С. // М. Алгоритм 1998

17. Постатеный комментарий Кодекса РФ об Административном правонарушении. / Под ред.: Н.А. Овчиникова. // М. Экзамен: 2009.

18. Теория государства и права. / Под. ред. Хропанюк В.Н. // М. Юрист 1996.

19. Теория государства и права. /Под ред. М.Н. Марченко., // М. Эксмо 2003.

Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под ред. Э.Н. Ренова. М., 2002. С.128

Административное право. Учебник / Под ред.: Л. Л Попова. — М., 2006. – С.342

Административная ответственность. Учебник./ Под. Ред. А. Б. Агапов М., 2000. С. 22.

Административное право. Учебное пособие / Под ред. Г.А. Туманова. М., 1997. С. 29.

Административное право России: Учебник для вузов / Под..ред Д. Н .Бахрах М, 2000,.С.477-478

Общая теория права. /Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С.308-309.

Теория государства и права. / Под. ред. Хропанюк В.Н. М., 1996. С.331.

Теория государства и права. /Под ред. М.Н. Марченко., М.,2003. С.454.

Административное правою Практикум., / Под. ред. Алехин А.П. СПб., 2008. С.316.

Административное правою Практикум., / Под. ред. Алехин А.П.СПб., 2008. С.503.

Кодекс Российской Федерации об Административном правонарушении / Изд. М. 2010.

Теория государства и права. /Под ред. М.Н. Марченко, -М., 1996. С.454.

Проблемы теории права. В 2-х томах. Свердловск,/ Под. ред. Алексеев С.С 1998 T.I. С.355.

Конституция Российской Федерации / Изд. 2009

Административное право/ Под. Ред. Ю.М. Козлова М.2002 С.213-219

Кодекс Российской Федерации об Административном правонарушении / Изд. М. 2010

Кодекс Российской Федерации об Административном правонарушении / Изд. М. 2010

Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. № 10, 2005. С.99.

Административное право. Учебник / Под ред.: Л. Л Попова. — М., 2006. – С.350-356

Административное право России: Учебник для вузов/Под..ред Д. Н .Бахрах М.:, 2000, С.482

Конституция Российской Федерации / Изд. 2009

Постатеный комментарий Кодекса РФ об Административном правонарушении. / Под ред.: Н.А.Овчиникова. — М.: 2009. С.45-46

Административное право. /Под. Ред Д.М. Овсянко М., 2007. С. 243.

Административное право. /Под. Ред Д.М. Овсянко М., 2007. С.246-247

Кодекс Российской Федерации об Административном правонарушении / Изд. Проспект М. 2010

Налоговый Кодекс Российской Федерации часть1 / Изд..Проспект М. 2009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *