Доминирующее положение на рынке

Доминирующее положение хозяйствующих субъектов на ранке

Перечень критериев, по которым определяется возможность конкретной организации или нескольких компаний совместно доминировать на определенном рынке, установлен в статье 5 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Согласно части 1 обозначенной статьи, основным критерием для признания доминирования компании является доля фирмы, превышающая 50% объема покупок (продаж) конкретного товара, если только сотрудниками ФАС не будет признано, что конкретный субъект, несмотря на столь значительную долю рынка, не может оказывать на него существенного влияния. В силу части 5 статьи 5 ФЗ № 135 к числу доминирующих субъектов также относятся естественные монополии.

Состояние доминирования может быть признано и при концентрации у одного субъекта доли рынка в размере свыше 35%. Для этого, в силу части 1 статьи 5 ФЗ № 135, у конкретной организации и ее конкурентов должны быть стабильные, мало изменяемые на протяжении времени, размеры долей на рынке, а также наличие трудностей в доступе на рынок новых компаний или иные подобные условия. При этом признать доминирующим субъекта хозяйствования допустимо лишь в случае, если это прямо обозначено в законе (часть 6 статьи 5 ФЗ № 135) или речь идет о нескольких субъектах, которые в совокупности являются доминирующими (часть 3 статьи 5 ФЗ № 135).

Доминирование группы организаций

Важно помнить, что доминирующим может быть признан не только 1 субъект, но и группа компаний. Для такого признания необходимо соблюдение сразу 3 условий (часть 3 статьи 5 ФЗ № 135):

  1. Доля 3 крупнейших участников рынка суммарно составляет больше 50 % либо 5 крупнейших субъектов занимают более 70% рынка. При этом каждый из перечисленных участников рынка должен обладать долей в 8% и более.
  2. В течение года либо более длительного периода величины долей перечисленных субъектов неизменны либо подвержены несущественным колебаниям, а доступ на рынок прочих участников осложнен.
  3. Продаваемый товар невозможно заменить аналогами, рост не обусловлен колебанием спроса, информация об условиях реализации или цене доступна лишь ограниченному кругу субъектов.

Исключения из правил

При этом перечисленные выше правила не распространяются на следующих субъектов (даже если те подпадают под признаки доминирующих):

  • организации, в которых учредителями выступают только граждане, и выручка за последний год не превышает 400 млн руб. (часть 2.1 статьи 5 ФЗ № 135);
  • ИП, размер выручки которого за последний календарный год меньше 400 млн руб.

Часть 4 статьи 5 ФЗ № 135 также позволяет любой организации представлять в органы ФАС доказательства, которые свидетельствуют о том, что положение компании, несмотря на значительную долю контролируемого рынка, не является доминирующим, то есть конкуренцию на данном рынке не ограничивает.

Процедура фиксации доминирующего положения

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 23 ФЗ № 135, фиксация факта доминирования конкретного хозяйствующего субъекта проводится на основании решения ФАС, которое принимается по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке либо в ходе рассмотрения материалов о нарушении условий конкуренции. Процедура проведения исследования состояния конкуренции на товарном рынке определяется порядком, утвержденным приказом ФАС «Об утверждении…» от 28.04.2010 № 220.

Нормами пункта 1.3 данного порядка установлены основные этапы изучения конкуренции на конкретном рынке, в том числе:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  1. Установление интервала времени для проведения анализа.
  2. Определения продуктовых и географических границ рынка.
  3. Установление круга участников рынка.
  4. Определение методики расчета общего объема рынка и долей в нем отдельных компаний.
  5. Расчет уровня концентрации рынка.
  6. Рассмотрение вопросов о наличии барьеров и препятствий для свободного доступа.
  7. Оценка степени конкуренции на рынке.
  8. Составление аналитических отчетов, по результатам которых принимается решение о доминировании того или иного субъекта.

Субъекты, признанные доминирующими, включается в специальный реестр, основания и порядок ведения которого определены пунктами 1, 2 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 896. Реестр доступен для ознакомления на сайте ФАС.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

В силу статьи 5 ФЗ № 135 факт доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке сам по себе еще не означает нарушения норм антимонопольного законодательства. Нарушением, в силу статьи 14.31 КоАП РФ, признается злоупотребление таким положением.

Часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия либо бездействие доминирующего субъекта, которые могут повлечь ущемление интересов других участников рынка, но при этом не препятствуют конкуренции. Размер санкции за данные нарушения колеблется в пределах от 300 тыс. до 1 млн руб.

Часть 2 статьи 14.31 КоАП предполагает более серьезные санкции за действия, которые ориентированы именно на воспрепятствование конкуренции и, соответственно, направлены не против неопределенного круга участников рынка (покупателей, продавцов и т. д.), а непосредственно против конкурентов (как уже имеющихся, так и потенциальных). Размер санкции по данной части статьи определяется исходя из размера выручки компании, полученной с нарушением правил о добросовестной конкуренции.

Важно помнить, что нормы статьи 14.31 КоАП РФ устанавливают лишь ответственность за злоупотребления на рынке, допущенные доминирующим субъектом. Конкретные формы и способы злоупотребления особым положением предусмотрены статьей 10 ФЗ № 135.

Формы злоупотребления доминирующим положением на рынке

Часть 1 статьи 10 ФЗ № 135 указывает на следующие формы злоупотребления своим особым положением на рынке:

  1. Установление чрезмерно завышенных либо излишне заниженных монопольных цен на конкретный товар. Определение таких цен содержится в статьях 6 и 7 ФЗ № 135, согласно которым завышенной считается цена, превышающая сумму затрат производителя (продавца), величину прибыли и аналогичную цену, которая сформировалось на другом сопоставимом рынке для данного товара. Соответственно, монопольно низкой ценой является величина, которая не покрывает необходимых расходов (т. е. не обеспечивает достаточную прибыль) и оказывается ниже аналогичных цен на сопоставимых рынках.
  2. Умышленное уменьшение количества товара (изъятие из оборота) в целях повышения на него отпускной цены.
  3. Навязывание своим контрагентам условий, которые не обусловлены требованиями законодательства или обычными для заключения подобных сделок правилами.
  4. Умышленное сокращение (прекращение) производства востребованной на рынке продукции при наличии возможности его производства в условиях рентабельности.
  5. Отказ от сделки либо уклонение от ее заключения, если у доминирующего субъекта имеется возможность производства и поставки конкретного товара.
  6. Установление для разных контрагентов различных цен для поставки конкретного товара при сопоставимых условиях.
  7. Искусственное создание условий, дискриминирующих других участников рынка.
  8. Воспрепятствование в доступе на рынок других организациям (конкурентам) или в выходе из рынка прочим участникам экономических отношений.

Статья: Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности (Мартыненко Г.И.) («Право и экономика», 2009, n 11)

«Право и экономика», 2009, N 11
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
И ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономическое развитие неразрывно связано с наличием здоровой конкуренции, являющейся неотъемлемым элементом свободного рынка. Ее защита является важнейшей сферой деятельности государства в экономике.
Конкуренция означает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция, способствующая нормальному развитию рынка, защищается Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (новая редакция вступила в силу 23 августа 2009 г.).
Антимонопольное законодательство — это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополизма, связанных с властью, позволяющей подавлять конкуренцию.
Противоположностью конкуренции является монополистическая деятельность, которая запрещена законом и относится к противоправной деятельности. Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Антимонопольное регулирование — это важнейшая составляющая часть экономической политики государства во всех странах с рыночной экономикой.
К источникам антимонопольного законодательства относятся:
Конституция РФ, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8) и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34);
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10);
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ;
нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в установленной сфере деятельности.
Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.
Виды монополистической деятельности
Антимонопольное законодательство определяет следующие виды монополистической деятельности.
1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона «О защите конкуренции»).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Также признается доминирующим положение, когда доля на рынке товара составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Новые подходы к определению доминирующего положения (ч. 6.1 ст. 5 Закона «О защите конкуренции») определены вторым антимонопольным пакетом законов, который вступил в силу 23 августа 2009 г.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, если такой субъект имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения на рынке. Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, если тот же товар обращается и на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Антимонопольное законодательство запрещает совершать такие действия, как изъятие из обращение товаров, если результатом такого изъятия будет повышение цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные сокращение либо прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос; установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги.
2. Соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, если такие действия могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу рынка по территориальному принципу; созданию препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос, и т.д. (ст. 11).
Введены новые запреты в отношении следующих «вертикальных» соглашений (ч. 1.1, 1.2 ст. 11 Закона «О защите конкуренции»):
1) приводящих к установлению цены перепродажи товара;
2) содержащих условия о недопущении покупателем продажи товара продавца-конкурента.
3. Ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (ст. 15).
В частности, запрещаются:
введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности либо производства определенных видов товаров;
необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Частью 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» введены новые запреты на действия органов власти, в частности, запрещается:
установление не предусмотренных законодательством требований к товарам или хозяйствующим субъектам;
предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного Законом «О защите конкуренции».
4. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции, в том числе:
координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Введена ст. 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества».
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг (ст. 18):
привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;
открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;
предоставление кредита;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
выдача банковских гарантий;
услуги на рынке ценных бумаг;
услуги по договору лизинга;
страхование имущества;
личное страхование, в том числе медицинское страхование; негосударственное пенсионное страхование;
страхование ответственности.
С 1 января 2011 г. информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 и 3 ст. 17.1, размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ.
Нарушение положений ст. ст. 17 и 18 является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Второй антимонопольный пакет законов вместо понятия «государственная или муниципальная помощь» ввел новое понятие государственной или муниципальной преференции (гл. 5 Закона «О защите конкуренции»).
Способы предоставления государственных или муниципальных преференций:
передача государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав;
предоставление имущественных льгот.
5. Недобросовестная конкуренция.
Кроме монополистической деятельности, правонарушением является недобросовестная конкуренция (ст. 14), которая выражается в следующем:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Функции и полномочия антимонопольного органа
Органом, компетентным в области контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской Федерации, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
ФАС России выполняет следующие основные функции:
обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *