Дополнительная информация в аудиторском заключении

Аудиторское заключение в соответствии с МСА

2 года назад / Аудит

Бровкина Наталья Дмитриевна, доцент Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве РФ

Аудиторское заключение в соответствии с МСА: теория, практика применения к отчетности по РСБУ, типичные ошибки, квест «Найти 5 ошибок».

1. Нормативное регулирования порядка составления аудиторского заключения

2. Преамбула к образцам аудиторских заключений

3. Наименование аудиторского заключения

4. Адресат аудиторского заключения

5. Подзаголовки в аудиторском заключении

6. Мнение аудитора

7. Концепции финансовой отчетности

8. Основание для выражения мнения

9. Типы модифицированного мнения

10. Мнение с оговоркой

11. Отрицательное мнение

12. Отказ от выражения мнения

13. Сомнения в непрерывности деятельности аудируемого лица

14. Основание для выражения мнения

15. Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности

16. Ключевые вопросы аудита

17. Важные обстоятельства

18. Прочие сведения

19. Прочая информация

20. Ответственность руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление

21. Ответственность аудитора

22. Имя руководителя аудита

23. Подпись аудитора

24. Сведения об аудиторской организации

25. Дата

26. Представление аудиторского заключения клиенту

27. Квест

28. Ответы на квест

Нормативное регулирования порядка составления аудиторского заключения

В течении 2017 года аудиторские заключения можно было составлять в соответствии с требованиями Федеральных стандартов аудиторской деятельности, если договор на проведение аудита был заключен до 1 января 2017 года:

СОСТАВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

в формате МСА

Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н (ред. от 30.11.2016) «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»

3. Установить, что в 2017 году в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе составлять аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международных стандартов аудита, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

Важно! С 1 января 2018 года составление аудиторских заключений производится только в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, вне зависимости от того, когда был заключен договор на проведение аудита.

Типичная ошибка

Выданные в 2018 года аудиторские заключения составлены в соответствии с требованиями ФСАД, или даже по еще ранее действовавшим правилам

В Российской Федерации действует статья 6 Закона «Об аудиторской деятельности», которая устанавливает требования к содержанию аудиторского заключения:

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности», ст. 6 {КонсультантПлюс}:

2. Аудиторское заключение должно содержать:

1) наименование «Аудиторское заключение»;

2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);

3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;

5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;

6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);

7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

7.1) результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;

8) указание даты заключения.

3. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

4. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Важно!

Данный материал актуален, пока статья 6 Закона об аудиторской деятельности действует в этой редакции. При изменении редакции статьи порядок составления аудиторского заключения может быть изменен.

Поэтому МСА, регулирующие составление аудиторского заключения (МСА 700, 705 и другие) применяется в части, не противоречащей статье 6 Закона «Об аудиторской деятельности». Об этом указано в пункте 50 МСА 700:

МСА 700

Аудиторское заключение, предусмотренное законом или нормативным актом

50. Если в соответствии с законом или нормативным актом конкретной юрисдикции аудитор должен использовать определенный порядок изложения или определенную формулировку аудиторского заключения, то такое заключение должно иметь ссылку на Международные стандарты аудита только в том случае, если оно включает как минимум каждый из следующих элементов (см. пункты A70 — A71):

(a) заголовок;

(b) адресат, как того требуют условия задания;

(c) раздел «Мнение», в котором выражается мнение о финансовой отчетности и содержится указание на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности, использованную для подготовки финансовой отчетности, включая указание на юрисдикцию, в которой принята соответствующая концепция подготовки финансовой отчетности, отличная от Международных стандартов финансовой отчетности или Международных стандартов финансовой отчетности для организаций государственного сектора (см. пункт 27);

(d) указание на финансовую отчетность организации, прошедшей аудит;

(e) заявление о независимости аудитора по отношению к организации согласно соответствующим этическим требованиям, применимым к аудиту, и выполнении им прочих этических обязанностей в соответствии с данными требованиями. Это заявление должно указывать на юрисдикцию, в которой приняты соответствующие этические требования, или содержать ссылку на Кодекс СМСЭБ;

(f) раздел, предусмотренный требованиями к составлению аудиторского заключения, изложенными в пункте 22 МСА 570 (пересмотренного), который не противоречит этим требованиям, если применимо;

(g) раздел «Основание для выражения мнения с оговоркой (или отрицательного мнения)», предусмотренный требованиями к составлению аудиторского заключения, изложенными в пункте 23 МСА 570 (пересмотренного), который не противоречит этим требованиям, если применимо;

(h) раздел, который содержит информацию в соответствии с требованиями МСА 701 или дополнительную информацию об аудите, предписанную законом или нормативным актом, и который отражает требования к составлению заключений, предусмотренные этим стандартом, и не противоречит данным требованиям, если применимо <1> (см. пункты A72 — A75):

<1> МСА 701, пункты 11 — 16.

(i) раздел, который отражает требования к составлению заключений, предусмотренные пунктом 24 МСА 720 (пересмотренного), и который не противоречит этим требованиям, если применимо;

(j) описание ответственности руководства за подготовку финансовой отчетности и определение лиц, ответственных за осуществление надзора за процессом составления финансовой отчетности, которое отражает требования пунктов 33 — 36 и не противоречит им;

(k) ссылка на Международные стандарты аудита, закон или нормативный акт и на описание ответственности аудитора за аудит финансовой отчетности, которое отражает требования пунктов 37 — 40 и не противоречит им (см. пункты A50 — A53).

(l) имя руководителя аудита в случае аудита полного комплекта финансовой отчетности общего назначения организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, за исключением редких случаев, когда можно обоснованно ожидать, что такое раскрытие информации может создать угрозу личной безопасности;

(m) подпись аудитора;

(n) адрес аудитора;

(o) дата аудиторского заключения.

На факт возможного отличия правил составления аудиторского заключения в соответствии с МСА и национальным законодательством указывается также в других стандартах:

МСА 210:

Аудиторское заключение предписывается законом или нормативным актом

21. В некоторых случаях законы или нормативные акты соответствующей юрисдикции предписывают формат или формулировки аудиторского заключения в таком виде или в таких терминах, которые значительно отличаются от требований Международных стандартов аудита. В этих обстоятельствах аудитор должен оценить:

(a) не может ли возникнуть у пользователей неверное понимание той определенности, которую они почерпнут из аудита финансовой отчетности, и, если это так,

(b) могут ли дополнительные пояснения в аудиторском заключении уменьшить возможное неверное понимание <1>.

<1> МСА 706.

Если аудитор приходит к заключению, что дополнительные пояснения в аудиторском заключении не могут уменьшить возможное неверное понимание, он не может принять предложение о проведении этого аудита, за исключением случаев, когда это требуется законом или нормативным актом. Аудит, проведенный в соответствии с таким законом или нормативным актом, не соответствует Международным стандартам аудита. Следовательно, аудитор не может включать в аудиторское заключение какие-либо утверждения о том, что конкретное аудиторское задание проводилось в соответствии с Международными стандартами аудита <1> (см. пункты A36 — A37).

<1> См. также МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», пункт 43.

При проведении сравнительного анализа требований МСА 700 и статьи 6 Закона «Об аудиторской деятельности» можно сделать вывод, что существенных различий между ними нет.

Важно! В Российской Федерации действует статья 6 Закона «Об аудиторской деятельности», которая устанавливает требования к содержанию аудиторского заключения. Поэтому примеры аудиторских заключений, приведенные в МСА, требуют адаптации в соответствии с правилами национального законодательства Российской Федерации.

При составлении аудиторского заключения требуется учитывать одновременно и статью 6 Закона 307-ФЗ и МСА 700, то есть получается такой своеобразный «микс» между требованиями Закона и МСА.

«Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год» (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875)

Составление аудиторского заключения

При составлении аудиторского заключения особое внимание должно быть обращено на:

  • соблюдение требований к составу элементов аудиторского заключения, установленных частью 2 статьи 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
  • соблюдение требований к оформлению аудиторского заключения, установленных МСА 700 (пересмотренный), 701, 705 (пересмотренный), 706 (пересмотренный);

допустимость и обоснованность включения в аудиторское заключение информации, не предусмотренной установленными требованиями к форме и содержанию его.

При составлении аудиторского заключения необходимо ориентироваться на примеры аудиторских заключений, приведенные в МСА 700, МСА 705 и МСА 706. Кроме того, в соответствии с решением Совета по аудиторской деятельности целесообразно руководствоваться Сборником примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита, размещенным на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе «Аудиторская деятельность — Стандарты и правила аудита — Разъяснения и рекомендации».

Типичная ошибка

Аудиторское заключение составляется четко по образцу, приведенному в МСА 700, 705 и других, без учета требований статьи 6 Закона об аудиторской деятельности.
Это неправильно! Примеры МСА следует адаптировать к требованиям национального законодательства

Скачать полную версию>> (PDF, 4.36 Мб)

Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская организация не может выразить и не выражает такое мнение в одной из установленных правилом (стандартом) форм.

Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения оформляется в тех случаях, когда аудитор в ходе проверки не смог получить достаточного количества необходимых доказательств, позволяющих формировать мнение о достоверности отчетности. Причиной отказа от выражения мнения является либо ограничение сферы аудита, либо нарушение принципа независимости аудиторской организации. В соответствии с правилом (стандартом) аудитор может, но не обязан отказаться от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, если есть серьезные сомнения в способности экономического субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом.

Нельзя отождествлять отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и отрицательное аудиторское заключение. Для того чтобы сформировать отрицательное мнение, аудитор должен иметь достаточный объем информации, свидетельствующей о недостоверности бухгалтерской отчетности. Подготовка аудиторского заключения, содержащего отказ от выражения мнения, обусловлена недостатком информации, на основании которой аудитор мог бы окончательно определить степень достоверности подготовленной бухгалтерской отчетности и, следовательно, форму заключения:

  1. безусловно-положительное – мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, что обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативных активов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации;
  2. условно-положительное – оформляется в тех случаях, когда у аудиторской организации сложилось следующее мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта: за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период в соответствии с нормативным актом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации;
  3. отрицательное – означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность не обеспечивает во всех аспектах отражение активов и пассивов.

Подготовка аудиторского заключения является центральным моментом завершающего этапа аудита. Однако даже после оформления мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен учесть и оценить возможность возникновения существенных обстоятельств, потенциально оказывающих влияние на достоверность бухгалтерской отчетности.

Настоящее Пользовательское соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта (Администрация) и Пользователем сайта www.rynok-apk.ru (Рынок АПК), на указанных в Пользовательском соглашении условиях.
Принятием данного предложения Администрации в адрес Пользователя о заключении договора оферты является совершение Пользователем действий, направленных на использование сайта Рынок АПК.
Независимо от факта регистрации или авторизации Пользователя на сайте Рынок АПК, означает согласие Пользователя с настоящим Пользовательским соглашением.
Пользователю необходимо внимательно ознакомиться с условиями настоящего соглашения, которое рассматривается Администрацией как публичная оферта в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Настоящая Оферта считается акцептованной Пользователем, а Договор между Администрацией и Пользователем заключенным, с момента использования Пользователем услуг сайта.
Договор может быть заключен только с Пользователем, являющимся дееспособным физическим лицом либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возраст Пользователя 16+.
Пользовательское соглашение может быть изменено Администрацией в любое время без какого-либо специального уведомления об этом Пользователя. Новая редакция Пользовательского соглашения вступает в силу с момента ее размещения на сайте Рынок АПК.
Использование сайта после вступления в силу новой редакции Пользовательского соглашения означает согласие с ней Пользователя.

Пользовательское соглашение

Закрыть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *