Доверенность на генерального директора

Обратимся к закону. В п. 3 ст. 40 Федерального закона №14 написано, что директор вправе действовать в интересах общества и от его имени без доверенности. При этом круг его полномочий достаточно широк.

Полномочия директора:

  1. Представление интересов общества в любых инстанциях, перед юридическими и физическими лицами.
  2. Заключение сделок.
  3. Выдача доверенностей, издание приказов и распоряжений.
  4. Другие функции, возложенные на директора и прописанные в уставе, трудовом договоре.

Если директору требуется подтверждение прав, он может предоставить копию устава или протокола заседания, на котором его избрали, выписку из ЕГРЮЛ. Согласно последнему пункту статьи 185.1 ГК РФ, доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя. Следовательно, сам себе доверенность директор выдать не может, и поэтому она ему не нужна вовсе.

Директор вправе действовать в интересах общества и от его имени без доверенности.

Общество с ограниченной ответственностью может иметь филиалы и представительства без образования юридического лица в любом городе, если это соответствует местным законам и не нарушает внешней экономической политики стран. В ст. 5 Федерального закона №14-ФЗ написано, что руководителей избирает общество, и действуют они на основании выданной доверенности. Это тот случай, когда директор осуществляет свои функции как доверенное лицо.

Кроме того, директор тоже человек, он может болеть и уходить в отпуск. На время его отсутствия обязанности должны передаваться другому человеку или заместителю. Если в уставе или других документах фирмы не прописаны варианты передачи этих полномочий на конкретного человека, то на лицо, исполняющее обязанности директора, необходимо оформить доверенность.

Доверенность – документ, позволяющий представителю ООО выполнять какие-то функции от имени общества. Все полномочия директора прописаны в уставе, поэтому в доверенности он не нуждается. Исключением являются директора представительств или филиалов общества, а также сотрудники, исполняющие обязанности генерального директора.

Вопрос: Об образовании исполнительного органа ООО и о включении в ЕГРЮЛ сведений о нескольких лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юрлица.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 23 января 2020 г. N ПА-4-14/898@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение ООО от 24 декабря 2019 года, сообщает следующее.
По вопросам 1 и 3
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в юридическом лице образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом юридического лица может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В качестве единоличного исполнительного органа юридического лица может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.
Учитывая изложенное, если уставом общества с ограниченной ответственностью предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, в качестве единоличного исполнительного органа общества могут выступать одновременно два лица — физическое лицо и юридическое лицо, которые действуют совместно. Если уставом общества предусмотрено образование нескольких единоличных исполнительных органов, в обществе могут быть образованы два таких органа — физическое лицо и юридическое лицо (в том числе управляющая компания), которые действуют независимо друг от друга.
По вопросу 2
Исходя из положений подпункта «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В настоящее время формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, позволяют внести в ЕГРЮЛ сведения о нескольких лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Положениями пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено включение в ЕГРЮЛ сведений о том, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены в соответствии с его учредительным документом нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга.
Вместе с тем возможность отражения в заявлении о государственной регистрации юридического лица и, следовательно, в ЕГРЮЛ сведений о том, действуют ли несколько лиц, которым предоставлено право выступать от имени юридического лица, совместно или независимо друг от друга, станет доступной после утверждения в установленном порядке изменений в формы заявлений, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, с учетом изменений, внесенных в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и иные федеральные законы в 2014 — 2019 годах. Планируемый срок утверждения соответствующего нормативного правового акта ФНС России — I квартал 2020 года.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.С.ПЕТРУШИН
23.01.2020

Действующее законодательство не запрещает вновь избранному генеральному директору действовать на основании доверенности выданной «старым» руководителем. Но важно, чтобы она была выдана до назначения нового руководителя на должность общим собранием участников. Обоснован данный вывод следующим.

По общему правилу генеральный директор избирается общим собранием участников на определенный в уставе срок (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

О назначении нового генерального директора организация должна уведомить регистрирующий орган в течение трех дней с момента смены руководителя (пп. «л» п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Соответствующее уведомление подается по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Однако арбитражная практика неоднозначна в вопросе, с какого момента у нового руководителя организации возникают соответствующие полномочия.

Так, существует позиция, согласно которой подписывать договоры и другие документы руководитель может после внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ (см. определение ВАС РФ от 27.08.2012 № ВАС-10594/12).

Более поздние судебные акты говорят о том, что «новый» генеральный директор может действовать от имени общества с момента назначения его на должность решением общего собрания (см. постановление Верховного Суда РФ от 12.04.2017 № 41-АД17-12).

Если организация считает, что полномочия нового руководителя возникнут с момента внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ, она может обеспечить его доверенностью от прежнего генерального директора.

Выдать такую доверенность прежний генеральный директор должен в период действия своих полномочий, т.е. до принятия общим собранием решения о назначении нового руководителя (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Такая доверенность сохранит свое действие и в случае прекращения полномочий «старого» директором.

Но если общее собрание уже избрало нового генерального директора, выдавать доверенность от имени «старого» директора не рекомендуется. Контрагенты могут посчитать, что «старый» директор утратил свои полномочия и не может выдавать такую доверенность. Соответственно, совершенные по ней сделки могут быть оспорены в суде.

Будущего генерального директора нужно включить в перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов (п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н)).

Нужно ли уведомлять налоговую?

Уведомлять налоговую службу или какие-то другие органы власти о том, что оформлена доверенность генерального директора, не нужно. Однако чтобы сдавать в налоговую службу документы или забирать из налоговой требования, акты и решения, нужна доверенность.

Какие и кому можно передать полномочия?

Доверенность составляется, как правило, для передачи таких полномочий:

  • Получение товарно-материальных ценностей для организации.
  • Составление документов, требующих подписи генерального директора. Например, это могут быть документы, которые служат основанием для отгрузки продукции.
  • Подпись документов, связанных с начислением или выплатой заработной платы, налоговой или финансовой отчетности, коммерческих предложений или договоров.
  • Представление интересов организации в суде: подача искового заявления, запросов, жалоб, ходатайств, выступление в суде, предоставление доказательств.

Генеральный директор может передать полномочия тому, кого он считает для этого достойным кандидатом. При этом важно осознавать ответственность этого шага, потому что партнер или контрагент, который будет подписывать документы с доверенным лицом, должен быть уверен, что сделку с ним заключает достаточно компетентный сотрудник.

ВАЖНО! Некоторые полномочия генеральный директор не может делегировать доверенному лицу. Речь идет о подписи тех документов, которые направляются в налоговую службу для государственной регистрации юридического лица.

В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» п. 1.3, ст. 9 говорится о том, что направлять такие документы имеет право только непосредственно руководитель организации или её учредитель, который может без доверенности выступать представителем организации. Кроме того, если уставом компании запрещено передавать определенные обязанности или подписывать какие-либо документы, то никто, кроме руководителя, не сможет это сделать, даже имея доверенность.

Какие виды бывают?

Существуют три основных вида доверенности:

  1. Однократная доверенность. Даёт право доверенному лицу выполнить какое-либо одно действие. Данный вид доверенности уместно выбрать при необходимости совершить покупку или получить товарно-материальные ценности, провести от имени компании переговоры или заключить сделку.
  2. Специальная доверенность. Наиболее распространенный вид доверенности, которая используется для передачи ограниченного перечня полномочий. Этот вид следует выбрать тогда, когда необходимо представлять организацию в суде, налоговой или других государственных органах, для ведения переговоров с заказчиками, клиентами или партнерами, а также реализации других аспектов хозяйственной деятельности. Внимание! Специальная доверенность используется и для управления филиалами организации или её структурными подразделениями.
  3. Генеральная доверенность. Наделяет самым широким кругом полномочий. Используется, если нужно дать подчиненному право распоряжаться имуществом компании, заключать сделки, подписывать договора, а также принимать другие важные решения. Эта доверенность по структуре ничем не отличается от специальной, но её содержанию нужно уделить особенное внимание. Конкретные права, которые она предоставляет, необходимо расписать как можно подробнее.

Какая информация должна обязательно содержаться в документе?

В любой доверенности должна содержаться такая информация:

  • название юридического лица;
  • дата подписи доверенности;
  • информация о лице, на которое оформляется документ (занимаемая должность, паспортные данные, идентификационный номер и т. д.);
  • подробный список передаваемых прав;
  • срок, в течение которого документ будет действителен;
  • подпись руководителя.

ВНИМАНИЕ! Согласно п.4 ст.185.1 ГК РФ, на доверенности обязательно нужна подпись руководителя организации.

В Гражданском кодексе не содержится требование о необходимости проставления печати организации. Однако в ряде других нормативных актов (п. 3 ст. 53 ГПК РФ, п. 5 ст. 61 АПК РФ) говорится о том, что при представлении на судебном процессе интересов компании по доверенности, на документе должна стоять печать.

Основные правила написания и оформления

В целом форма этого документа произвольная, зачастую он оформляется на фирменном бланке:

  1. В шапке доверенности содержатся такие реквизиты:
    • название юридического лица;
    • сведения о регистрации в государственных органах: ОГРН, ИНН, юридический адрес.
  2. Ниже посередине бланка пишется название доверенности (генеральная, для представления компании в отношениях с Федеральной налоговой службой, на право подписи) и её номер.
  3. Далее указывается город, в котором она составляется, и дата. Если в документе отсутствует дата, то такая доверенность согласно п. 2 ст. 186 Гражданского кодекса РФ не имеет юридической силы.
  4. Текст доверенности включает:
    • Название организации.
    • ФИО руководителя, чьи полномочия передаются.
    • Документ, на основании которого генеральный директор осуществляет свои полномочия (как правило, это устав).
    • Информация о доверенном лице: его должность и ФИО, серия паспорта и его номер, орган, которым он выдан, а также адрес.
    • Объект доверенности. Подробно указываются документы, которые уполномочено подписывать доверенное лицо, а также действия, которые оно имеет право выполнять.
    • Срок, в течение которого она имеет законную силу.
  5. В заключительной части доверенности слева указывается должность доверителя с названием организации, справа его инициалы, посередине ставится его подпись и печать организации.

ВАЖНО! Особое внимание нужно уделить объекту доверенности. Недопустимо ограничиться общей формулировкой полномочий, ведь некоторые из них требуют нотариального удостоверения.

Например, п. 14 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предполагает, что документы, связанные с государственной регистрацией прав, выдаются доверенному лицу только при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его право на их получение. То есть в данном случае нужно заверить доверенность у нотариуса.

Подробнее о важных моментах при составлении доверенности заместителю генерального директора на исполнение обязанностей читайте .

В наших отдельных статьях мы предлагаем вам ознакомиться с тем, что делать с доверенностью при смене директора и о составлении доверенности на руководителя обособленного подразделения.

В течении какого срока действителен документ?

Доверенность действует в течение срока, который в ней указан. Если срок действия отсутствует, она действительна в течение года (п. 1 ст. 186 ГК РФ).

Итоги

Генеральный директор имеет право доверить исполнение своих обязанностей другим лицам, когда это не запрещено законом. При составлении доверенности нужно включить в неё все необходимые реквизиты. Перечень всех полномочий, которые передаются, должен быть конкретным и подробным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *