Дознание в ФССП

Дознание в ФССП

Производство дознания в службе судебных приставов

Процессуальный порядок производства дознания определен в главе 32 УПК РФ. В частности, в ч.1 ст.223 УПК РФ указано, что предварительное расследование в форме дознания производится в соответствии с общими условиями предварительного расследования и правилами производства следственных действий и в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-29 УПК РФ. Рассматривая содержание уголовно-процессуальной деятельности органа дознания ФССП РФ, надо отметить, что «Такая деятельность не есть механическое соединение отдельных разрозненных процессуальных действий и решений и направлена на выявление всех обстоятельств совершенного преступления и на реализацию назначения уголовного судопроизводства».

Дознание производится по уголовным делам, указанным в ч.3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым только в отношении конкретного лица (ч.2 ст.223 УПК РФ). Момент начала дознания связан с двумя факторами. Первый, необходимый, но недостаточный — наличие постановления о возбуждении уголовного дела и зафиксированного в нем решения дознавателя о принятии уголовного дела к своему производству. Второй заключается в обязательном согласовании этого решения с прокурором, который дает согласие как на само возбуждение уголовного дела, так и на начало предварительного расследования. Учитывая ограниченный срок дознания, дознавателю судебных приставов следует представлять постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству с имеющимися материалами лично. Это хороший опыт, установление личного контакта с прокурором позволяет дознавателю должным образом учитывать критические замечания и советы надзирающего прокурора, а также в максимально короткие сроки исправлять выявленные недоработки в целом и в ходе дальнейшего расследования преступления в том числе.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает семь составов преступлений, предварительное расследование которых осуществляют дознаватели органов ФССП России. В их числе ст. 157 «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», ч.1 ст. 294 «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования», ст. 297 «Неуважение к суду», ч.1 ст. 311 «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса», ст. 312 «Зезаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации», ст. 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».

Старшие судебные приставы районных подразделений организуют и контролируют работу возглавляемых ими подразделений и несут ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов, в том числе и задач по производству дознания и административной практики. В силу большого объема работы, полномочия органа дознания старший судебный пристав, согласно ч.1 ст.41 УПК РФ, вправе возложить на подчиненного ему дознавателя (дознавателей). При этом дознавателем может быть любое должностное лицо органа дознания Федеральной службы судебных приставов, уполномоченное начальником органа дознания осуществлять дознание. То есть дознавателем временно может стать любой судебный пристав-исполнитель или пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В подобной ситуации приставы, зная, что расследование может быть поручено им, будут максимально заинтересованы в высоком качестве собранных ими материалов. Но как показывает практика, пока это реализуемо с трудом. При существующей нагрузке судебные приставы едва справляются с основной работой. Осуществление же предварительного расследования требует большой отдачи и достаточное количество времени.

Основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 312 УК РФ выступают документы, отражающие этап наложения ареста на имущество должника, назначения ответственного хранителя и его предупреждения об уголовной ответственности. При этом законность и грамотность наложения судебными приставами-исполнителями ареста на имущество должника являются неотъемлемыми составляющими при оценке этих документов с процессуальной точки зрения. Когда осуществляется арест и опись имущества должника, необходимо обязательное участие понятых, которым доводятся их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, о чем делается соответствующая отметка в акте описи имущества. Понятые должны присутствовать на каждом этапе ареста и описи имущества должника, их данные с указанием фамилии, имени и отчества, а также места конкретного проживания заносятся в акт описи арестованного имущества, таким образом участие понятых подчеркивает их удостоверительную функцию в доказывании.

Специфична и сама уголовно-процессуальная деятельность, связанная с решением вопроса о возбуждении уголовного дела. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела особое внимание уделяется признакам, позволяющим отграничить уголовно наказуемые деяния от действий, порождающих административные, гражданско-правовые и иные отношения.

Повод к возбуждению уголовного дела — это прямо предусмотренный законом (УПК РФ) источник информации, из которого органу дознания, дознавателю Федеральной службы судебных приставов становится известно о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Согласно ч.1 ст. 140 УПК РФ, поводами к возбуждению уголовного дела являются:

  • 1) заявление о преступлении;
  • 2) явка с повинной;
  • 3) сообщение о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Но поводами к возбуждению уголовного дела такие заявления и сообщения становятся лишь после соответствующего процессуального оформления, регистрации. Так, к числу иных источников относится рапорт судебного пристава-исполнителя о ставшем ему известном преступлении.

Возбуждение уголовного дела отделяет один режим уголовно-процессуальной деятельности, связанный с рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении, от другого — предварительного расследования преступления.

ФССП России осуществляет предварительное расследование на общих основаниях с другими ведомствами, обладающими полномочиями на производство дознания.

Наиболее часто на практике возбуждаются уголовные дела, связанные со злостным неисполнением представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению (ст. 315 УК РФ).

Характерной особенностью данного преступления является то, что, с одной стороны, решение или приговор суда должен вступить в законную силу, с другой стороны, субъектом данного преступления является лицо, наделенное административно-управленческими или хозяйственно-распорядительными полномочиями. Важнейшим признаком при возбуждении уголовного дела по рассматриваемой статье является признак злостности. К сожалению, законодатель в рамках УК РФ не дал определение понятию «злостность». В этой связи дознаватели ФССП России возбуждают дела в соответствии со сложившейся судебной практикой, согласно которой для квалификации действий виновных по ст. 315 УК РФ необходимо наличие не менее 2 письменных предупреждений об уголовной ответственности за неисполнение судебных решений, а также принятие комплекса мер принудительного воздействия, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Такой сложный механизм по возбуждению уголовных дел данной категории зачастую не позволяет дознавателям ФССП России реализовать в полном объеме уголовно-процессуальные полномочия.

Необходимо отметить, что, по мнению специалистов ФССП России, диспозиция ст. 315 УК РФ, в которой ответственность предусмотрена для специального субъекта преступления, фактически поощряет граждан, не наделенных административно-управленческими или хозяйственно-распорядительными полномочиями, игнорировать, под разными предлогами не исполнять решения суда. Такие случаи не единичны. Для изменения ситуации в ФССП России подготовлен проект федерального закона, которым устраняются отмеченные недостатки законодательного регулирования охраны правосудия.

Дознаватель наделен следующими полномочиями:

  • — самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
  • — осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Согласно п. 17 ст. 5 и ст. 40 УПК РФ процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают начальники органа внутренних дел, государственной противопожарной службы, пограничной службы, Главный судебный пристав РФ и главные судебные приставы субъектов Федерации, их заместители, начальник таможенного органа. В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ именно эти органы наделены правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания.

Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий, кроме указанных выше органов дознания, уголовно-процессуальным законом теперь наделены органы ФСБ, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений, гарнизонов, учреждений и органов системы Министерства юстиции РФ, иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ (например, капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений). Думается, было бы целесообразным издать в этих ведомствах инструкции о производстве дознания, урегулировавшие решение организационных, методических, кадровых, материально-технических и других вопросов.

Согласно ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания должно быть окончено в срок до 25 дней (с учетом продления). При этом прокурор может направить уголовное дело для производства предварительного расследования только по делам, поступившим к нему с обвинительным актом.

Сроки предварительного расследования в форме дознания регламентированы ч. 3 ст. 223 УПК РФ, в соответствии с которой дознание проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела или со дня его направления прокурору. Этот срок он может продлить, но не более чем на 10 суток. Если в эти сроки (25 суток) расследование в форме дознания завершить не удалось, уголовное дело, по нашему мнению, следует направить прокурору для принятия решения в соответствии со ст. 226 УПК РФ, в том числе и о его направлении для производства предварительного следствия.

Должностные лица Службы судебных приставов вправе вести дознание лишь по делам о преступлениях, о которых они первые узнают по службе. Прежде всего, это преступления против правосудия, перечень которых определен в ст. 151 УПК РФ. Однако в целях раскрытия таких преступлений они, к сожалению, не вправе проводить оперативно-розыскных мероприятий. При этом законодатель, включив Главного судебного пристава РФ и других лиц в перечень органов дознания, очевидно, исходил не только из принципа «больше некому», но и из других соображений.

Наделение УПК РФ Службы судебных приставов Минюста России функцией органа дознания, по нашему мнению, нормативно подтвердило необходимость реальной уголовно-правовой защиты деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выработки правового механизма обеспечения исполнения актов судебной власти и в конечном итоге содействия достижению целей и предназначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК). Реализация УПК РФ позволит создать систему уголовно-правового преследования лиц, препятствующих реализации функций судебной власти.

К условиям производства дознания относится такой признак, как относительная несложность расследования. Но как показывает практика составы преступлении, отнесенных к подследственности органов дознания ФССП, являются довольно сложными, особенно в аспектах доказывания оценочных признаков «вмешательство», «злостность» и др. Целесообразно внести изменения в УПК РФ в части изменения дополнительного срока дознания с 10 суток до 20 суток: в ч.3 ст.223 УПК РФ слова «но не более чем на 10 суток.» заменить словами «но не более чем на 20 суток». Изложив ч.3 ст.223 УПК РФ в следующей редакции: «Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 20 суток».

При расследовании уголовных дел дознаватели органов дознания судебных приставов производят действия и принимают решения, предусмотренные и обусловленные уголовно-процессуальным законом. Эти действия и решения многообразны, каждое из них, как правило, имеет свою задачу, к выполнению которой стремится дознаватель. Наиболее же распространенным способом собирания доказательств является производство следственных действий. Наиболее интересным представляется допрос подозреваемого. Допрос приставляет собой процессуальный расспрос одного лица (свидетеля, подозреваемого, обвиняемого и т.д.) с целью получения от него устных показаний и их процессуальной фиксации.

Необходимость подробного рассмотрения именно этого следственного действия связана с тем, что допрос в целом представляет собой наиболее информативный и непосредственный способ получения искомой информации дознавателем. Показания подозреваемого выступают не только источником доказательств, но и важным процессуальным средством защиты подозреваемого. Таким образом, в процессе предварительного расследования в условиях взаимодействия дознавателя с подозреваемым возникает диалог как одна из динамических характеристик процесса расследования. «Допрос — большое искусство. Научиться вести допрос можно только на практике», но для органов дознания судебных приставов совсем недавно примкнувших в органам, осуществляющим предварительное расследование и по столь непростым уголовным делам — «преступления против правосудия» представляет большую значимость подробное рассмотрение особенностей допроса подозреваемого по составам преступлений, отнесенных к их подследственности.

Допрос — это общение между дознавателем ФССП РФ и подозреваемым, в результате которого происходит также процесс передачи и восприятия информации. Дознаватель, готовясь к допросу подозреваемого должен детально изучить материалы возбужденного уголовного дела и оперативно-розыскные данные, собранные по расследуемому событию. Практическое значение такого изучения состоит в том, что оно помогает определить круг обстоятельств, по которым необходимо получить сведения на допросе. При отсутствии у дознавателя четкого представления об этих обстоятельствах допрос лишится целеустремленности: в показаниях неизбежно будут, с одной стороны, пробелы, а с другой — ненужные, не имеющие отношения к делу данные. В процессе анализа фактических данных и собранных по делу доказательств, а также подготовке к допросу в целом дознаватель судебных приставов нередко сталкивается с вопросами, оценка и, понимание которых требуют специальных знаний. К ним относятся — финансовое право, вопросы кредитования, бухгалтерское дело, коммерческое право, организация экономической деятельности предприятий и др. При изучении специальных вопросов в зависимости от характера и сложности дела дознавателю необходимо прибегать к справочникам, инструкциям и другой специальной литературе, полезным будет получение специальных консультаций и разъяснений у специалистов (в том числе и письменных), в сложных ситуациях следует допрос производить в его присутствии, предварительная обработка бухгалтерских и внутренних документов фирмы или предприятия, используемой в ходе допроса, личное ознакомление с обстановкой места, о котором идет речь.

Важной в тактическом отношении особенностью допроса подозреваемого является участие в нем защитника в случаях, предусмотренных ст. 49 УПК РФ. Защитник, участвующий в допросе подозреваемого, вправе в присутствии дознавателя консультировать подозреваемого, с разрешения дознавателя задавать ему вопросы. Дознаватель, в свою очередь, может отвести вопросы защитника, занеся их в протокол. Хотя в ч.2 ст. 53 УПК РФ говорится только о следователе, автор полагает, что эти положения можно отнести и к дознавателю. Очевидно, что защитник стремится к изложению подозреваемым фактов с иных, чем дознаватель позиций, поскольку его интересуют обстоятельства, смягчающие вину и освобождающие от уголовной ответственности. Порой это приводит к тому, что в протоколе допроса содержание ответов на вопрос дознавателя и адвоката по одному и тому же факту разнятся. Это противоречие не всегда подмечается и вовремя устраняется дознавателем. В такой ситуации ответы на вопросы адвоката и дознавателя следует вносить после выяснения окончательной позиции обвиняемого.

Следственная практика свидетельствует, что выявление всех возможных форм выражения личности вовне позволяет в ходе расследования составить представление об общих, а затем и частных особенностях подозреваемого. Поэтому дознавателю судебных приставов необходимо подробнейшим способом изучить личность подозреваемого. А учитывая то обстоятельство, что по преступлениям, подследственным судебным приставам на момент возбуждения уголовного дела лицо, его совершившее, как правило, уже известно, дознавателю, собирая информацию о личности виновного не следует ограничиваться шаблонным набором — справка о судимости, по месту работы, по месту жительства, в диспансеры и т.п. Для получения наиболее достоверных и максимально полных данных о личности преступника необходимо собрать «личное досье» на подозреваемого — помимо запросов и ответов на них необходимо лично поговорить с родственниками, коллегами по работе, соседями, знакомыми, друзьями; поинтересоваться об истории его болезни, возможных наклонностях в медицинских учреждениях; побеседовать с педагогами или преподавателями его воспитывавших или воспитывающих; выяснить привычки, норму поведения и образ жизни; посетить место работы допрашиваемого, ознакомиться с технологией производства, порядком документов и товарооборота на данном предприятии, системой учета и отчетности, уяснить употребляемую на нем терминологию и пр.

При соединении информации, вошедшей в «досье преступника» с установленными данными о способе, механизме, обстановке совершения преступления дознаватель сможет максимально эффективно сформировать модель поведения с конкретным лицом в ходе допроса. Большим подспорьем дознавателям можно считать тот факт, что судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, непосредственно наблюдают за ходом судебного разбирательства. От момента, когда граждане прибывают в здание суда для принятия участия в судебном заседании и желающим присутствовать в зале суда -до разрешения дела по существу и ухода каждого человека из здания суда. Обеспечивая законность, безопасность и общий порядок в судах приставы по ОУПДС профессионально изучают каждого пришедшего в суд человека, фиксируют поведение каждого из них, поэтому необходимо подробно допросить пристава по обстоятельствам, ставших ему известными по конкретному факту.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает лишь основные правила допроса, имеющие обязательный характер. Особое же значение при расследовании преступлений, подследственных ФССП РФ, имеет определение тактических приемов, применение которых в ходе такого следственного действия как допрос подозреваемого, будет способствовать получению и фиксации наиболее полных и правдивых показаний, исходящих как от людей, желающих сказать дознавателю всю правду или желающих, но иногда впадающих в невольные ошибки в своих рассуждениях, так и от тех, кто сознательно хочет ввести расследование дела в тупик или заблуждение.

Органы дознания в исполнительном производстве

В принципе, судебное решение – это повод открыть исполнительное производство. Основой рассмотрения дела будет выступать факт нарушения установленных законодательных норм. Судебный пристав имеет полномочия, способные взыскивать средства с человека, о котором имеется какая-то информация. Дознаватель-пристав занимается вопросами поиска информации о том человеке, который злостно нарушает свои материальные обязанности. Таким образом, становится понятно, что в настоящий момент очень важно, чтобы деятельность ФССП, была нормированной, и главной целью данной деятельности выступает поиск информации о должнике и применение данной информации для обеспечения исполнения производства. Другими словами, дознаватель в исполнительном производстве будет заниматься вопросом поиска данных по поводу местонахождения должника и его имущества. Благодаря такой структуре строения исполнительной власти, формируется возможность обеспечения исполнения судебных решений. Судебные же приставы берут на себя обязанность производить процесс взыскания, описи и конфискации имущества должника. То есть, фактически, они осуществляют все действия, направленные на устранение долга.

Что делает судебный пристав исполнитель?
Пристав исполнитель занимается вопросами исполнения судебного решения. Например, банк подает заявление в суд о взыскании суммы долга с должника. Суд принимает решение о…

Кто контролирует работу судебных приставов?
Работа судебных приставов всецело контролируется государством и законодателем. ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определяет все аспекты деятельности данной…

Что должен знать судебный пристав?
Должность судебного пристава основана на законодательной базе. Превышение полномочий может повлечь за собой серьезные последствия. Именно по этой причине, нужно быть крайне…

Кому подчиняется служба судебных приставов?
Судебные приставы являются исполнителями судебных решений. Так же, есть приставы, которые занимаются вопросами обеспечения правопорядка в зале судебного заседания. Деятельность…

Памятка дознавателя ФССП России

<Письмо> ФССП России от 30.03.2017 N 00043/17/27998-ДА О Памятке дознавателя ФССП РоссииДокумент действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Письмо
    • Памятка дознавателя ФССП России
      • I. Дознаватель, его права и обязанности
      • II. Рассмотрение сообщений о преступлениях
        • 1. Виды сообщений о преступлениях
        • 2. Прием и регистрация сообщения о преступлении
        • 3. Проверка сообщения о преступлении
      • III. Общие вопросы производства дознания
        • 1. Следственные действия
        • 2. Меры процессуального принуждения
        • 3. Сроки производства дознания
        • 4. Соединение и выделение уголовных дел
        • 5. Приостановление и возобновление дознания
        • 6. Окончание производства дознания
        • 7. Прекращение уголовного дела
      • IV. Уголовно-правовая характеристика преступлений, подследственных Федеральной службе судебных приставов
        • 1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 157 УК РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»
        • 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности»
        • 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 294 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»
        • 4. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду»
        • 5. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 311 УК РФ «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса»
        • 6. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации»
        • 7. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта»
      • V. Производство дознания в сокращенной форме