Двухэтапный конкурс

Нормативно-правовое регулирование двухэтапного конкурса в России

Двухэтапный конкурс регулируется статьей 57 Закона о контрактной системе. В отличие от других видов конкурсов, на втором этапе данного способа определения поставщика чиновник имеет право внести некие уточнения в конкурсную документацию, связанные, например с требованиями к характеристикам объекта или критериями определения победителя. То есть у заказчика есть право изменить объект закупки и критерии оценки конкурсных заявок на протяжении закупочной процедуры. Двухэтапный конкурс проводится аналогично открытому конкурсу, однако, с рядом особенностей.

Как и в случае с открытым конкурсом, информация о закупке сообщается неограниченному количеству лиц с помощью ЕИС. К потенциальным поставщикам предъявляются либо единые требования (часть 1 статья 31 Закона о контрактной системе), либо единые и в случае необходимости квалификационные (дополнительные) требования. Согласно статье 42 Закона о контрактной системе заказчики обязаны информировать о наличии дополнительных требований к участникам закупки путем указания их в извещении о закупке и в документации о закупке.

Двухэтапный конкурс как способ определения поставщика может применяться при одновременном выполнении двух условий: во-первых, предметом контракта является проведение научных исследований, поставка инновационной или высокотехнологичной продукции, и если это результат интеллектуальной деятельности; а, во-вторых, для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести обсуждение условий с участниками закупки.

Как уже было ранее сказано, в случае использования двухэтапного конкурса для выбора подрядчика, заказчик, избегая неквалифицированных участников вправе установить дополнительные требования к участникам закупки и провести предварительный квалификационный отбор. Рассмотрим данные процедуры более подробно, ведь именно их использование позволит наиболее эффективно закупить сложную или высокотехнологическую продукцию. Постановление № 99 от 04.02.2015 года Правительства Российской Федерации устанавливает ряд дополнительных требований к участникам закупки и документы, которые необходимо предоставить для подтверждения соответствия потенциальных поставщиков выдвинутым заказчиком требованиям в зависимости от наименования товаров, выполняемых работ и услуг. К таким видам работ относятся:

  • · Работы по сохранению объектов культурного наследия народов РФ, реставрация музейных предметов и музейных коллекций и т.д.;
  • · Строительные работы, включенные в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПЭД), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей;
  • · Оказание транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок;

Однако существует ряд случаев, когда ввиду технологической сложности или инновационного характера поставляемой продукции, к поставщикам (участникам закупки) предъявляются дополнительные требования, что также регулируется Постановлением № 99 от 04.02.2015 года Правительства Российской Федерации. Это связано с тем, что данные работы напрямую влияют на безопасность граждан страны, их здоровье, поэтому работы по исполнению договора должны выполнять только квалифицированные участники.

Дополнительные требования в этих случаях включат в себя и квалификационные. Например, работы по конструированию и изготовлению оборудования для объектов использования атомной энергии. Если участник хочет принять участие в закупке, то он должен обладать опытом по выполнению данной работы за последние 3 года, до момента подачи заявки на участие в конкурсе. Таким образом, отсеиваются неквалифицированные участники, которые не способны качественно изготовить технологически сложное оборудование для объектов использования атомной энергии.

Кроме того, заказчик должен следовать определенным правилам, устанавливая дополнительные требования. Во-первых, они должны распространяться на всех участников закупки в равной степени, а, во-вторых, устанавливаемые требования не должны нарушать требования Закона о контрактной системе. Данное правило необходимо, чтобы не нарушать конкуренцию в сфере государственных и муниципальных закупок.

Таким образом, дополнительные требования по Закону № 44 ФЗ предъявляются только Правительством РФ в отношении определенного ряда предметов закупки, а также лишь при проведении закупок, осуществляемых в форме конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов и аукционов. В ином случае согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к участнику закупки, его квалификации, опыт работы, наличие деловой репутации или производственных мощностей и других дополнительных требований.

Заказчик вправе требовать от участников декларировать свое соответствие данным требованиям. Кроме того, если участник не соответствует хотя бы одному требованию, то его заявку вправе отклонить в любой момент до заключения контракта согласно Закону о контрактной системе. Те же последствия возникают, если участник закупки предоставляет недостоверную информацию. Но отклонение заявок от участия в конкурсе или аукционе по основаниям не предусмотренным нормативным правовым актам в области закупок может послужить основанием для привлечения нарушивших Закон о контрактной системе заказчиков к ответственности согласно части 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

После того, как заказчиком были предъявлены требования к участникам закупки, необходимо определить, кто соответствует данным требованиям, а кто нет. Одной из таких процедур является квалификационный отбор. Квалификационный отбор проводится заказчиком или уполномоченным органом, чтобы определить квалификацию участников закупки, чтобы впоследствии заключить с одним из прошедших отбор участником закупочной процедуры договор на поставку товаров, работ или услуг.

Если заказчик решает провести квалификационный отбор, то он должен разместить в единой информационной системе извещение об отборе, время, место проведения, и квалификационную документацию, состоящую из требований к участникам закупки. Кроме того, информацию о квалификационном отборе может получить неограниченный круг лиц.

Извещение о проведении квалификационном отборе должно включать в себя ряд обязательных элементов:

  • · Что за процедура проводится? (в данном случае это квалификационный отбор);
  • · Контактная информация заказчика (наименование, адрес, телефон);
  • · Где будет проходить процедура? (место, наименование организатора отбора, его контактные данные);
  • · Известные на момент квалификационного отбора данные о поставляемой продукции;
  • · Сроки подачи заявки на участие в отборе;
  • · Когда будут итоги квалификационного отбора?
  • · Упоминание о том, что только участники, прошедшие квалификационный отбор имеют право участвовать в следующем этапе закупки;

Таким образом, на первом этапе двухэтапного конкурса проводится квалификационный отбор заявок участников. Все детали отбора обязаны быть прописаны в конкурсной документации. По результатам вскрытия конвертов и отбора, проводятся протоколируемые переговоры, то есть второй этап. На переговорах могут обсуждаться любые аспекты закупки, ограничений нет. Заказчик вправе проводить несколько этапов переговоров до тех пор, пока полностью не сформулирует техническое описание и условия поставки предмета закупки.

Победителем двухэтапного конкурса признается тот участник закупки, кто прошел предварительный квалификационный отбор на первом этапе (в случае его установления заказчиком в конкурсной документации), и чья заявка оказалась лучшим предложением по исполнению договора по итогам второго этапа конкурса. Процедура признается несостоявшейся, если по результатам первого этапа ни одна заявка не соответствует предъявленным Законом о контрактной системе требованиям, либо только один участник соответствует единым и дополнительным требованиям.

Двухэтапный конкурс является наиболее оптимальной процедурой в условиях недостаточной компетенции ответственного за процесс закупки. Чаще всего, сотрудник, составляющий закупочную документацию, не обладает достаточными знаниями во всех областях для написания технического задания, он может ненамеренно совершить ряд ошибок, которые повлекут за собой жалобы со стороны участников и, соответственно, нарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях. Данная процедура с возможностью проведения предварительного квалификационного отбора позволяет составить конкретное техническое задание (ведь участники смогут уточнить условия закупки) и закупить качественный товар по приемлемой цене. Таким образом, заказчик решает ряд трудностей, закупая сложную продукцию, как минимум, избегает риска неэффективного расходования бюджетных средств.

Первый этап проведения двухэтапного конкурса

Участники подают свои заявки два раза. На первом этапе двухэтапного конкурса участники предоставляют первоначальные заявки. Они содержат предложения касательно объекта закупки, но не цены контракта (ч.4 ст.57 44-ФЗ).

Предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется (ч. 4 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

На первой стадии двухэтапной процедуры заказчик проводит обсуждение заявок. Конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса (ч. 5 ст. 57 Закона № 44-ФЗ). Также на этой стадии комиссия заказчика обязана проверить заявки претендентов на предмет соответствия установленным требованиям. Заявка на участие в первом этапе наряду с информацией, предусмотренной в заявке на участие в открытом конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям или заверенные копии таких документов (ч.2 ст. 31 ФЗ-44).

Результаты обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе. По окончании первого этапа протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола (ч. 7 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

В том случае, если на первом этапе конкурса предусмотрено проведение предквалификационного отбора, то к заявке участника должны также прилагаться документы, подтверждающие его соответствие выдвинутым требованиям.

Срок проведения первого этапа не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие (ч. 6 ст. 57).

Документация на проведение двухэтапного конкурса

К конкурсной документации в обязательном порядке должен прикладываться проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального Закона №44, конкурсная документация обязательно должна включать в себя следующую информацию:

  1. название и описание объекта закупки, описание условий контракта и обоснование НМЦК;
  2. сведения о валюте;
  3. принцип применения официального курса валюты, установленного Центробанком и используемого при оплате контракта;
  4. требования к содержанию и описанию непосредственного предложения, а также к составу и форме заявки участника конкурса;
  5. сведения о возможности изменения условий контракта;
  6. сведения о возможности заключения контрактов с несколькими участниками;
  7. сведения о порядке, сроках отзыва и возврата заявок на участие;
  8. порядок предоставления разъяснений отдельных положений документации;
  9. критерии обработки и оценки заявок;
  10. сумма обеспечения заявки,а также условия банковской гарантии;
  11. сумма и условия обеспечения исполнения контракта;
  12. сведения о контрактной службе, управляющем и ответственных лиц за заключение контракта, а также сроки, в течение которых победивший участник конкурса должен подписать контракт;
  13. сведения о возможность одностороннего отказа от выполнения условий контракта.

Размещается конкурсная документация в ЕИС одновременно с публикацией извещения о проведении конкурса.

Алгоритм проведения двухэтапного конкурса: действия заказчика

Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения двухэтапной процедуры торгов.

  1. Для начала необходимо приготовить все необходимые документы — конкурсную документацию и опубликовать их вместе с извещением на официальном сайте ЕИС — www.zakupki.gov.ru. Проводится данная работа за 20 дней до момента открытия конвертов с предложениями участников.
  2. Принять предварительные заявки, а по окончании срока — вскрыть конверты. Ход мероприятия фиксируется в протоколе.
  3. Опубликовать протокол вскрытия в ЕИС. Делается это не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.
  4. Провести первый этап госзакупки. Во время него заказчик рассматривает поступившие предложения и проводит обсуждение. Обсуждение проводится в срок не более 20 дней с момента открытия конвертов.
  5. Опубликовать протокол проведения обсуждений. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с даты подписания документа. С этого момента начинается второй этап процедуры.
  6. По результатам первого этапа конкурса Заказчик вправе внести изменения в извещение и конкурсную документацию. Далее необходимо уведомить участников о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию, опубликовать изменения в ЕИС.
  7. Разослать приглашения на участие во втором этапе конкурса. В приглашении Заказчик должен сообщить обо всех изменениях, внесенных в извещение и конкурсную документацию, а также указать требование об обеспечении окончательных заявок в соответствии со ст.44 44-ФЗ (ч. 12 ст. 57 44-ФЗ). Претендент вправе отказаться от участия во втором этапе.
  8. Вскрыть конверты с окончательными предложениями участников.
  9. Опубликовать в ЕИС протокол вскрытия конвертов с окончательными заявками. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с момента его подписания.
  10. Рассмотреть и оценить полученные предложения, опубликовать итоговый протокол в течение одного рабочего дня с момента его подписания.
  11. Направить победителю проект контракта. По итогам процедуры контракт заключается не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента опубликования в ЕИС протокола рассмотрения заявок.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ДВУХЭТАПНОГО КОНКУРСА

Все желающие участники подают заявки. В заявках не указывается предлагаемая цена контракта. После открытия заявок комиссия Заказчика должна провести с участниками закупки обсуждение заявок в отношении объекта закупки.

Все участники закупки, подавшие заявки на участие, вправе присутствовать на обсуждении заявок. Срок рассмотрения заявок не может составлять более двадцати дней с даты окончания срока подачи первоначальных заявок.

По итогам рассмотрения и обсуждения поданных заявок Заказчик формирует ПРОТОКОЛ ПЕРВОГО ЭТАПА ДВУХЭТАПНОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ. Протокол должен содержать информацию:

  • место, дата и время проведения заседания комиссии;
  • сведения об участнике закупки;
  • адреса электронной почты участников;
  • предложения участников по объекту закупки.

Протокол должны подписать все присутствующие на заседании члены комиссии. Если на обсуждении присутствовали участники закупки, это также фиксируется в протоколе. Не позднее одного рабочего, после подписания, протокол должен быть размещен в Единой информационной системе и на электронной торговой площадке.

По результатам первого этапа двухэтапного конкурса Заказчик вправе внести уточнения в документацию. Это могут быть — требования к функциональным, техническим, качественным или прочим характеристикам объекта закупки; внесение новых требований к объекту закупки; уточнение критериев оценки заявок или внесение новых критериев для оценки.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ДВУХЭТАПНЫЙ КОНКУРС В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

В нижеперечисленных случаях закупка путем двухэтапного конкурса будет признана Заказчиком несостоявшейся:

  • если не было подано заявок на участие;
  • по итогам первого этапа ни одна заявка не признана соответствующей требованиям конкурсной документации;
  • по итогам первого этапа только одна заявка признана соответствующей требованиям документации;
  • по итогам второго этапа не подано ни одной заявки;
  • по итогам второго этапа подана одна заявка и она признана соответствующей требованиям документации;
  • все поданные заявки по итогам рассмотрения отклонены;
  • участник, признанный победителем закупки, уклонился от подписания контракта.

В случае признания двухэтапного конкурса несостоявшимся Заказчик должен выполнить те действия, которые относятся к несостоявшейся процедуре закупки путем открытого конкурса в электронной форме. Поэту смотрите ст. 55.1 Закона о контрактной системе и нашу статью .

Удачных вам закупок, коллеги!

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы рассмотрим в каких случаях Заказчик должен привлекать экспертов.

Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ

Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ — это закупочная процедура, которая осуществляется в два этапа. Первый заключается в проведении так называемых обсуждений, а второй — конкурс в его обычном понимании. По окончании торгов победителем может быть признан претендент, который прошел оба этапа, при этом его предложение оказалось наилучшим.

В такой закупке претенденты подают заявки дважды. Первый раз она состоит из предложения по объекту закупки, во второй же раз подаются окончательные заявки с обязательным указанием цены договора.

Необходимо указать, что обеспечение заявки при проведении двухэтапного конкурса на первом этапе не вносится. Его необходимо предоставлять при участии во втором этапе.

Правила проведения установлены в ст. 57 44-ФЗ. Двухэтапный конкурс проводится в случае, если имеется необходимость в уточнении характеристик объекта торгов, для чего обязательно провести обсуждение с претендентами закупки.

Также двухэтапный конкурс проводится для заключения контракта:

  • на проведение исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий;
  • энергосервисного обеспечения;
  • на создание результатов интеллектуальной деятельности (произведения литературы и искусства).

Алгоритм проведения двухэтапного конкурса

Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения двухэтапной процедуры торгов.

1. Первостепенная задача — приготовить все необходимые документы и опубликовать их в ЕИС. Проводится данная работа за 20 дней до момента открытия конвертов с предложениями участников.

2. Принять предварительные заявки, а по окончании срока — вскрыть конверты. Ход мероприятия фиксируется в протоколе.

3. Опубликовать протокол вскрытия в ЕИС. На это отводится один рабочий день после даты подписания данного документа.

4. Провести первый этап госзакупки. Во время него заказчик рассматривает поступившие предложения и проводит обсуждение. Обсуждение проводится в срок не более 20 дней с момента открытия конвертов.

5. Опубликовать протокол проведения обсуждений. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с даты подписания документа. С этого момента начинается второй этап процедуры.

6. Если необходимо внести изменения, то заказчиком осуществляется данная работа.

7. Разослать приглашения на участие во втором этапе конкурса. В них сообщается обо всех изменениях, которые заказчик внес в документацию, а также срок, в течение которого необходимо предоставить окончательное предложение. Претендент вправе отказаться от участия во втором этапе.

8. Вскрыть конверты с окончательными предложениями участников.

9. Опубликовать протокол вскрытия конвертов. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с момента его подписания.

10. Рассмотреть и оценить полученные предложения, опубликовать итоговый протокол в течение одного рабочего дня с момента его подписания.

11. Направить победителю проект контракта. По итогам процедуры контракт заключается не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента опубликования в ЕИС протокола рассмотрения заявок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *