Екатерина 2 полицейская реформа

Суть полицейской реформы и устава благочиния

В результате административных преобразований Губернской реформы 1775 года, на территории новообразованных губерний главным управляющим становились генерал-губернаторы, которым подчинялись все расквартированные в губерниях войска. Несмотря на запрет прямого воздействия на судебные процессы, губернаторы лично подписывали приговоры о казнях или могли приостановить исполнение вынесенного судом вердикта.

Управление полицейскими органами возлагалось на губернское правление, а также капитанов-исправников, отвечающих за полицейский функции в уездах. В городе устанавливалась должность городничего, отвечающего за полицию в данной административной единице.

Развитие торговли и промышленности, рост благосостоятельности купечества и мещан в целом – все это вызывало необходимость пересмотра полицейского аппарата в городах, его иерархии, функций и мер ответственности.

8 апреля 1782 года был подписан «Устав благочиния, или полицейский». Начало работы над документом было положено еще в 1767 году, в Наказе к Уложенной Комиссии Екатерина II в существенной степени заимствовала не только названия полицейских чинов (которые нетрудно заметить любому немного знающему немецкий язык), но и целые статьи и положения из трудов таких философов-просветителей как Монтескье, Беккариа, Дидро и Д’Аламбера. Опираясь на изменения, произведенные в 1775, Устав благочиния вносил новые законы полицейского регулирования в городах. Несмотря на заявления о «последующем дополнении устава следующими частями по мере необходимости» была выпущена только первая часть.

Главные функции управы благочиния:

  • Надзор за соблюдением законов и сохранением порядка
  • Исполнение приговоров и решений вынесенных судом или другими органами.
  • Предварительные следственные и розыскные работы.
  • Рассмотрение мелких уголовных дел.

Город делился на:

Части – включали в себя от 200 до 700 дворов,
Кварталы – состояли из 50-100 дворов

Иерархия полиции в городе:

Городничий – отвечал за порядок в целом, ему подчинялись все нижестоящие чины, а также полицейские и пожарные бригады.
Частный пристав – руководил полицией в отведенной ему части города. Ему помогали уголовный и гражданский приставы, а также ратманы (избирались от мещан и купечества).
Квартальный надзиратель – обеспечивал порядок на территории ввереных ему кварталов, руководил работой различного обслуживающего персонала – трубочистов, фурманщиков, печников, фонарщиков и т.д.
Квартальный поручик – отвечал за порядок внутри конкретного квартала, выбирался из числа жителей на три года.

Для городов-центров губерний список иерархии немного менялся и вместо городничего всем управлял полицмейстер. В столицах (Москве и Петербурге) над полицмейстерами утверждалась должность обер-полицмейстера, назначаемого лично императрицей.

Устав благочиния указывал какие конкретно действия находились в ведении полицейских органов:

1) противодействие полиции, неисполнение решений суда и законов ;
2) деяния против любой веры и богослужений;
3) нарушение общественного порядка – азартные игры, пьянство, брать и т.д.;
4) действия, нарушающие нормы благочиния – недозволенные представления, самовольное строительство и тд;
5) Подкуп административных или исполнительных органов власти;
6) мелкие уголовные преступления.

Кроме прочего, Управа Благочиния могла запретить организацию какого-либо сообщества или кружка – будь то масонская ложа, клуб любителей искусства или торговая ассоциация. Она осуществляла контроль за ценами внутри города и следила, чтобы крепостные крестьяне не сбегали в города, а так же выполняла административно хозяйственные функции – сохранение рабочего состояния дорог, фонарей, снабжение города провиантом и т.д.Первые пожарные команды в Петербурге

В основном Управа собирала информацию о правонарушениях и передавала их в соответствующие судебные органы, но по своим компетенциям проводила самостоятельные расследования и вынесение решений – порицания, запрещение определенной деятельности, штрафы, аресты и заключения в работные дома.

Полицейская реформа Екатерины II (1775 – 1782 гг.)

Время правления императрицы Екатерины II вошло в историю как период «просвещенного абсолютизма», для которого характерно было использование в официальной идеологии идей французских фило­софов-просветителей о необходимости и возможности совершен­ствования общества и человека путем принятия «разумных законов» и основанной на них рациональной системе управления обществом и государством.

Толчком к проведению преобразований полицейских учреждений стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. После подавления восстания царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы государственных органов, способных эффективно разрешать возникающие конфликты и проблемы.

В 1775 г. в России была проведена реформа местных органов управления.

Почти вся страна делилась на губернии с примерно равным числом жителей в них. Губернии, в свою очередь, разделялись на уезды. Провинции упразднялись. Во главе губернии были постав­лены губернаторы, с подчиненными им губернскими правлениями. В компетенцию губернатора и губернского правления были переданы многие функции, осуществлявшиеся ранее органами центрального управления — коллегиями, канцеляриями, конторами, в том числе и функций по руководству полицией. Главная полицмейстерская канце­лярия как центральный орган управления полицией упразднялась.

Согласно «Учреждению для управления губерний» в 1775 г. была создана сельская полиция, что было запланировано еще в «Наказе…» Екатерины II. В каждом уезде местные дворяне на своих собраниях двигали несколько кандидатур в так называемый «нижний земский суд», исполнявший административно-полицейские и судебные функции. Члены нижнего земского суда и их руководитель — земский исправник (называвшийся также капитан-исправником) утверждались в своей должности губернатором. Ему же через губернское правление и под­чинялся нижний земский суд, состоявший из 3—4 заседателей и капитан-исправника.

Непосредственной опорой и помощниками нижнего земского суда в деревнях и селах были сотские и десятские, избиравшиеся из крестьян и обязанных «смотрение иметь и разведывать в селении и близ него против воров, разбойников, злоразгласителей, беглых». В «Учреждении для управ­ления губерний» имелась обширная инструкция для капитан-исправ­ника, определявшая его компетенцию и основные функции.

Нижний земский суд должен был следить за порядом и «благочинием» в сель­ской местности, исполнять решения вышестоящих властей и решения суда, а также проводил предварительное следствие по уголовным делам. Следя за тем, чтобы никто в уезде в «противность подданниче­ского долга и послушания ничего не учинил», нижний земский суд был вправе требовать поддержки у военных властей и у всех жителей уезда. Капитан-исправник отвечал за состояние дорог, мостов, противо­пожарную безопасность, борьбу с эпидемиями и эпизоотиями в уезде.

На капитан-исправника возлагалась также обязанность «поощрять не только земледельцев к трудолюбию… но и вообще всех людей к добронравию и порядочному житью», что в полной мере относилось и к уездному дворянству. Поощряя и увещевая дворян, капитан-исправник не имел права на принуждение и наказание их до тех пор, пока не происходило нарушение «верноподданнического долга и послушания», которое он был обязан ликвидировать по «мере данной ему власти». Капитан-исправник выполнял решение не только уездных, губернских административных и судебных органов, но и дворянской опеки — сословно-корпоративной организации, регулировавшей отно­шения в дворянской среде, защищавшей интересы дворянства.

Капитан-исправник должен был принимать меры против «расточи­телей собственного своего имения», «порочащих дворянское звание». В определенной мере эту его деятельность можно рассматривать как стремление самодержавия «полицейскими мерами поставить преграду произволу и злоупотреблению помещиков», что было немаловажно, так как это часто служило причиной беспорядков, возмущений крестьян.

«Учреждение для управления губерний» вносило изменения и в организацию городской полиции. С упразднением Главной полицмей­стерской канцелярии ликвидировалась и должность подчиненных ей полицмейстеров.

Для всех городов, где не было постоянного военного гарнизона, нижние чины которого во главе с комендантом исполняли полицейские обязанности, учреждалась должность городничего, назначавшегося по представлению губернского правления Сенатом. Подчинялся городни­чий губернскому правлению и в отличие от капитан-исправника не был обязан исполнять решения дворянской опеки.

В столице губернии, если в ней не было военного коменданта, должен был назначаться обер-полицмейстер. Городничий от обер-полицмейстера не зависел, кроме того на практике должность обер-полицмейстеров существовала в это время только в С.-Петербурге и Москве, в столицах губерний главой полиции оставался военный комендант, должность полицмейстера в других губернских городах была восстановлена в период царствования Павла I.

Будучи независимыми друг от друга, в случае необходимости, городничий и капитан-исправник могли непосредственно, без губерн­ского правления, корректировать свою деятельность.

В порядке уточнения круга обязанностей городской и сельской полиции в 1780 г. губернаторам было предписано не «отягощать» капитан-исправников, городничих поручениями явно неполицейского характера, дав им возможность лучше выполнять свои основные обязанности.

Реформа 1775 г. создавала новый административно-полицейский аппарат в уезде, но городская полиция не имела достаточно развитого специального аппарата, круг ее действий, определенный в инструкции городничему, во многом аналогичной инструкции капитан-исправнику, недостаточно учитывал новые условия городской жизни.

Развитие промышленности, торговли, знчительное увеличение притока оброчного крестьянства в города, рост купеческого сословия, выдвигавшего свои требования, ставили перед правительством задачу приведения городского административного и полицейского аппарата в соответствие с новыми явлениями социально-экономической жизни страны.

Для решения этой проблемы в 1782 г. был издан «Устав благо­чиния, или полицейский», согласно которому создавался новый город­ской административно-полицейский орган — Управа благочиния или полицейская, вводились специальные должности служащих городской полиции, более четко определялись ее задачи и компетенция.

В состав Управы благочиния во всех городах, кроме Москвы и Петербурга, входил городничий и подчинявшиеся ему пристав уголовных и пристав гражданских дел, а также два выборных от купечества и ремесленников города. Подчиняясь непосредственно губернскому правлению, Управа благочиния выполняла и административно-хозяйственные функции, следя за исправностью городских сооружений, чистотой улиц и судебные, рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела.

Функции управы благочиния:

  • следить за общественным порядком, соблюдением законов;
  • приводить в действие решение судов и других городских органов;
  • производить предварительное следствие;
  • судить по мелким уголовным делам.

С введением Устава благочиния город стал делиться на относительно самостоятельные административно-полицейские части. В осно­ву разделения был положен статистический принцип. В каждую часть входило от 200 до 700 дворов. Части в свою очередь делились на кварталы по 50-100 дворов. Частный пристав, ответственный за «порядок и благочиние» в своей части, назначаемый на должность гу­бернским правлением, имел в распоряжении двух полицейских сер­жантов, а в больших городах — полицейскую команду. Квартальным надзирателям, назначаемым Управой благочиния и ответственным перед частным приставом, подчинялись все сторожа квартала, а также избираемые сроком на три года, как правило, из жителей данного квартала, квартальные поручики. Таким образом, в городах, где со­циальный состав населения был более разнороден, чем в сельской местности, только самая низшая полицейская должность была выборной.

На Управу благочиния возлагались и административно-хозяйственные функции: надзор за исправностью городских сооружений, чистотой улиц, контроль соблюдения паспортного режима, наблюдение за деятельностью общественных организаций. Квартальный надзиратель должен был знать занятия и источ­ники доходов жителей своего квартала, получать сведения от домовла­дельцев о всех, даже временно к нему приезжающих.

Устав благочиния предусматривал деятельность полиции по контролю за общественными организациями, все «общества, товари­щества и братства» могли быть созданы только с разрешения полиции. Такое подробное перечисление возможных организаций было неслу­чайным, оно охватывало просветительские, общественно-политиче­ские кружки, торгово-промышленные объединения, а также религиоз­ные секты и масонские братства.

Устав благочиния вводился в действие постепенно. Издавался специальный указ императрицы о создании Управы благочиния в отдельных городах, причем для каждого из них утверж­дались штаты сотрудников и определялась денежная сумма на их содержание.

Характерно, что при создании в 1775 г. уездной сельской полиции и реорганизации в 1782 г. городской полиции не был создан специали­зированный орган управления общей полицией на уровне губернии.

Дальнейшие изменения в организации, компетенции и месте поли­ции в государственном механизме были связаны с особенностями краткого периода царствования Павла I.

Активизация деятельности полиции по регламентации частной жизни подданных, беспрекословного выполнения ими повелений верховной власти, отмечалась современниками с первых дней нового царствования.

Мероприятия по преобразованию полиции находились в общем русле политики Павла I по ограничению дворянского, город­ского самоуправления, местной администрации и судебного аппарата при усилении центральной власти.

Павел I пал в 1801 г. жертвой дворцового заговора. Активными участниками заговора была значительная часть столичного дворянства, недовольного тем, как вспоминал современ­ник, что полиция вмешивалась в их личную жизнь, а Санкт-Петербург в результате «многочисленных полицейских мероприятий» перестал быть похожим на современную столицу, приняв вид маленького немец­кого городка

Вывод по вопросу:

Таким образом, в конце XVIII в. продолжался процесс создания и совершенствования специализированных государственных органов по борьбе с преступностью и охране общественного порядка — полиции.

  1. Были созданы городская и сельская полиция, уточнялись их функ­ции, компетенция, правовое положение.
  2. Отличительной чертой поли­ции второй половины XVIII в. являлось многообразие ее организации в различных городах и местностях Империи, что во многом опреде­лялось отсутствием центрального органа управления полицейскими учреждениями.

Исправник

Смотреть что такое «Исправник» в других словарях:

  • ИСПРАВНИК — ИСПРАВНИК. Оттенок официально делового стиля присущ многим словам, которые восходят к народным исконно русским или давно уже ставшим общерусскими основам. Таково, например, ныне устарелое обозначение полицейской должности при царском режиме… … История слов

  • ИСПРАВНИК — в России глава уездной полиции. В 1775 1862 гг. избирался дворянами (назывался капитан исправник), затем назначался правительством … Юридический словарь

  • ИСПРАВНИК — в России глава уездной полиции. В 1775 1862 избирался дворянами (назывался капитан исправник), затем назначался правительством … Большой Энциклопедический словарь

  • ИСПРАВНИК — ИСПРАВНИК, глава уездной полиции, в 1775 1862 избирался дворянами (назывался капитан исправник), затем назначался правительством. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

  • ИСПРАВНИК — ИСПРАВНИК, исправника, муж. (дорев.). Начальник полиции в уезде. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ИСПРАВНИК — ИСПРАВНИК, а, муж. В царской России: начальник уездной полиции. | прил. исправнический, ая, ое и исправничий, ья, ье. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • исправник — сущ., кол во синонимов: 2 • начальник уездной полиции (1) • полицейский (46) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 20 … Словарь синонимов

  • Исправник — в дореволюционной России глава полицейской власти в уезде. Должность И. учреждена в 1775 г. До 1862 г. назывался капитан исправником, возглавлял коллегиональный орган земский суд. Избирался местным дворянством на 3 года. С 1862 г. И. возглавлял… … Энциклопедия права

  • ИСПРАВНИК — в России глава уездной полиции до 1917 г. Должность И. учреждена в России в 1775 г. До 1862 г. назывался капитан исправником, стоял во главе земского суда – коллегиального органа, распространявшего свою власть также и на уезд. Избирался местным… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

  • исправник — а; м. В России до 1917 г.: начальник уездной полиции. ◁ Исправница, ы; ж. Разг. Исправнический, ая, ое. Исправничий, ья, ье. * * * исправник в России глава уездной полиции. В 1775 1862 избирался дворянами (носил название капитан исправник), затем … Энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *