Экологическая функция российского государства

Экологическая функция

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Экологически агрессивное промышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по отношению к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции. Поэтому конституционной является обязанность всех органов государства обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы.

Охрана природы, окружающей среды — насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы — дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. Эта функция обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

Статья 42 Конституции РФ: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.”

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

  • 1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
  • 2). Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.
  • 3). Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Главное внимание быть уделено обеспечению экологически безопасного устойчивого развития страны в условиях рыночных отношений; охране окружающей среды ;

оздоровлению и восстановлению нарушенных экосистем России; участию в решении глобальных(мировых) экологических проблем.

Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей среды” от 19.12.1991 г, которым определены обязательства государства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

Налогообложение.

Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение приобретают государственная политика налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем прогрессивного налогообложения.

Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.

Так, в бюджете Москвы на 1992 год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль(52, 7%), подоходный налог с физических лиц (17, 3%), акцизы (косвенные налоги на отдельные виды товаров — 9,6%) и налог на добавленную стоимость (19,8%).Аналогичные источников доходов установлены в федеральном бюджете РФ.Сложная налоговая система Российской Федерации, законодательно закрепленная в1992 г. плохо соответствовала и названным принципам, и требованиям жизни.

Принятый 16 июля 1998 г. и вступивший в действие с 1 января 1999 г. Новый Налоговый кодекс РФ (часть первая) делает шаги навстречу жизни. Вместе с тем реализация упомянутых научных принципов остается приоритетной задачей по дальнейшему совершенствованию российского налогового законодательства. При этом налоговое бремя необходимо активнее переносить со сферы товарного производства, работ и услуг в сферу разрастающегося посредничества и спекулятивной торговли.

Принят Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27.12. 1992 г., где регламентируются права,обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения,льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории Российской Федерации. Созданная централизованная независимая Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству РФ,которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

Впервые научные принципы налоговой системы, выдержавшиеиспытание временем, обосновал и сформулировал в конце XVIII в. Адам Смит, сутькоторых в следующем:

  • 1. Налоги не должны быт чрезмерно обременительны.
  • 2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.
  • 3. Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и когда ему надлежит платить и почему.

Налоги должны быть справедливыми.

По мнению Л.А. Морозовой налоги предназначены для:

Покрытия расходов на создание государственного аппарата.

Перераспределения доходов среди различных групп и слоёв населения.

Обеспечения перспективного экономического, культурного и другого развития страны.

Обороноспособности и безопасности страны.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Экологическая функция — это сравнительно новое направлениё в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. Один из ведущих тезисов международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, — или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация — является отнюдь не преувеличением. Глобальные и необратимые изменения природной среды сегодня очевидны и бесспорны. Два из них (разрушение озонового слоя планеты и «парниковый эффект») ставят человечество на грань экологической катастрофы.

Осознавая реальность угрозы для жизни человека, все развитые демократические государства принимают согласованные меры по охране окружающей природной среды. Большую роль в международном сотрудничестве государств по вопросам охраны природной среды играют ООН, а также Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии, Межправительственная океанографическая комиссия и другие международные специализированные учреждения.

В нашей стране наблюдается бурный всплеск строительной деятельности. В сельской местности уничтожаются леса, пахотные угодья, на их месте возводятся роскошные коттеджи так называемых «новых русских». Чиновники органов местного самоуправления раздают под строительство особняков, автозаправочных станций, офисов участки на землях общественного назначения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), используемых для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, и т.д. При этом нередко нарушаются экологические права и законные интересы большинства жителей. Их мнение игнорируется, они либо не ставятся в известность о намечаемом строительстве, либо им предоставляются недостоверные сведения. Чуть ли не ежедневно СМИ сообщают о многочисленных экологических нарушениях, попирающих конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

Среди причин этого явления можно назвать экологическое невежество, эколого-правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к правам граждан со стороны чиновников. Они нередко ссылаются на государственные или общественные интересы, которые якобы стоят выше интересов отдельных граждан.

Статья 42 Конституции гласит: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду представляет собой нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; это субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Право, закрепленное в статье 42 Конституции, распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на некоторые территориальные общины граждан.

Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Отсюда неблагоприятной будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь.

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами: приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Правительство Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды: осуществляет реализацию государственной экологической политики; обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, межгосударственных и региональных экологических программ; координирует деятельность министерств, ведомств, других учреждений и организаций на территории Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды; устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда; организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды; устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия; принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации; организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан; принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства; обеспечивает население необходимой экологической информацией; руководит внешними связями Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

К компетенции специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды относятся: комплексное управление в области охраны окружающей природной среды в Российской Федерации, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области; государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, природных ресурсов, континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации, а также за соблюдением норм экологической безопасности; организация мониторинга окружающей природной среды, создание и обеспечение работы государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды; утверждение нормативов, правил, участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий; осуществление государственной экологической экспертизы; получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций экологической информации; обеспечение экологической информацией населения; выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, на использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законодательства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ; предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства; разработка государственных, межгосударственных и региональных экологических программ; составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов; учет и оценка природных ресурсов, ведение федеральных кадастров природных ресурсов; управление природно-заповедным фондом Российской Федерации, ведение Красной книги Российской Федерации, организация природно-заповедного дела; участие в организации системы всеобщего, непрерывного экологического воспитания и образования; координация работ других специально уполномоченных на то органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды; осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, изучение, обобщение и распространение международного опыта, обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с международными соглашениями в области окружающей природной среды.

Решения специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке.

К ведению субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды относятся: определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение экологических программ; учет и оценка состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение кадастров природных ресурсов; планирование охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ; координация природоохранительной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, содействие добровольному кооперированию средств на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды; выдача разрешений на право пользования землей, недрами, водами, лесами и иной растительностью, животным миром, на размещение, переработку, захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов; установление дифференцированных ставок платы за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы вредных веществ; руководство экологической службой, проведение государственной экологической экспертизы; государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, вредно воздействующих на окружающую природную среду; организация природно-заповедного дела; экологическое воспитание, образование, просвещение; обеспечение населения необходимой экологической информацией; рассмотрение других вопросов, не относящихся к компетенции Российской Федерации.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды»; указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 4 февраля 1994 г. № 236), «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24); планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994–1995 годы и 1996–1997 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 и от 19 февраля 1996 г. № 155).

Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые Отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным Законом.

В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993. г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Стратегической целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

— обеспечение рационального и устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;

— обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия достойного качества жизни и здоровья населения.

Государственная экологическая политика базируется на следующих основных принципах:

— устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

— справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;

— приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

— упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;

— предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;

— платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

— приоритетность ресурсосбережения и рационального использования природных ресурсов при развитии производства;

— открытость экологической информации;

— участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Реализация экологической политики – главная задача системы государственных природоохранных органов. Госкомэкология России выполняет координирующие функции в сфере государственной экологической политики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. № 1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды». Помимо Госкомэкологии России, природоохранные функции осуществляют другие министерства и ведомства в соответствующих сферах управления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. № 1292 установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и осуществляет свою деятельность в этой области совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важнейшим инструментом осуществления экологической политики в краткосрочной перспективе является Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 годы (НПДООС). В этом документе подробно изложена Концепция совершенствования политики Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (раздел II).

Главной целью Концепции совершенствования государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Достижение этой цели потребует решения следующих важнейших задач:

а) в сфере природопользования:

– обоснование и проведение внешней и внутренней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России;

– совершенствование системы управления природопользованием, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления природопользованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

– развитие института государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и ее субъектами;

– реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем лимитов и лицензирования природопользования;

– проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджетов при снижении ставок по другим видам налогов;

– совершенствование экономических, финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов, развитие рынка работ и услуг в области природопользования;

– развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

– проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

б) в сфере охраны окружающей среды:

– формирование более эффективной структуры государственного управления охраной окружающей среды и осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления охраной окружающей среды между федеральными органами управления, органами управления субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления;

– совершенствование экономических, финансовых механизмов охраны окружающей среды, развитие рынка работ и услуг в области охраны окружающей среды;

– стимулирование развития и внедрения эффективных систем управления природоохранной деятельностью на предприятиях, в том числе в соответствии с международными стандартами серии ИСО 14000;

– повышение эффективности государственной экологической экспертизы, введение в практику процедур ОВОС, развитие систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, создание Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ);

– формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения;

– обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе – потенциально) видов деятельности;

– последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

– широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды, по экологической проблематике в целом, в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы, средств массовой информации;

– поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга.

Сформулированные выше цели и задачи осуществления государственной экологической политики требуют совершенствования государственного регулирования природоохранной деятельности и природопользования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.93. М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1. С последующими изменениями// ВСНД. 1992. № 10. Ст. 457; Закон РФ от 21.02.92 № 2397-1// ВСНД. 1992. №10. Ст. 459; Закон РФ от 02.06.93 № 5076-1//ВСДН. 1992. № 29. Ст. 1111.
  3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации// Российская газета. 12 февраля. 2002 г.
  4. О сертификации продукции и услуг: Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1. С последующими дополнениями// ВСДН. 1993. № 26. Ст. 966 // РГ от 25.06.93 (в п. 1 ст. 6 внесены дополнения – см. Федеральный Закон от 27.12.95 № 211-ФЗ// СЗ РФ. 1996. Ст. 4).
  5. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.1195 № 174-ФЗ// СЗРФ. 1955. № 48. Ст. 4556// РГ от 30.11.95.
  6. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 № 22-ФЗ//РГ от 05.02.97.
  7. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.97. № 60-ФЗ// РГ от 26.03.97.
  8. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ//РГ 06.04.99.
  9. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.99 г. № 96- ФЗ//РГ 13.05.99.
  10. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440//РГ 09.04.96. Об утверждении положения о лицензировании космической деятельности: постановление Правительства РФ от 02.02.96 № 104// РГ от 17.02.96.
  11. Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (система экологической сертификации): приказ Минприроды от 23.01.95 № 18.
  12. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, преработ. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 566.
  13. Войткевич Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, переработ. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 480.
  14. Гиляров А. М. Популяционная экология. — М.: Изд-во МГУ, 1990.С. 190.
  15. Защита окружающей среды от техногенных воздействий: Учебное пособие / Под. ред. Г. Ф. Невской. — М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 216.
  16. Коробкин В. И.. Передельский Л. В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 382.
  17. Кураяссковский Ю. Н. Основы всеобщей экологии. — Ростов н/Д: изд-во РГУ, 2002. С. 144.
  18. Одум Ю. Экология / Пер. с англ. Т. 1—2. — М.: Мир, 1986. С. 328, 376.
  19. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов.-М.: ВЕК, 2001.С. 557.
  20. Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). — М.: Россия молодая, 2002. С. 367.
  21. Экологическая доктрина Российской Федерации. Экологическое спасение (газета). 2002. № 6.

Функции экологического права

Метод экологизации

Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Что это означает? Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования.

Для преодоления этого отрыва в экологическом праве ведущим, по мнению Ерофеева, является метод экологизации. Данное понятие было введено В.В. Петровым. Такой метод правового регулирования направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в правовом регулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности данной экосистемы, но в то же время учитываются и особенности объекта.

Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.

Метод экологизации включает следующие элементы:

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.

2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.

3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.

4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой — правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права.

Экологическому праву свойственны как общеправовые функции (охранительная и регулятивная), так и узкая – экологическая функция (Серов). Цель последней состоит в обеспечении качества окружающей среды в условиях современного развития общества средствами правового регулирования. Функции экологического права отражают его специфику и свойства, присущие только данной отрасли. Функции экологического права отражают общие закономерности и свойства отрасли, которые проявляются в институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Соответственно функции являются основными направлениями воздействия экологического права на общественные отношения. К таким специальным функциям принято относить восстановительную функцию, воспитательную и образовательную.

Восстановительная функция экологического права реализуется путем обеспечения эколого-правовыми нормами процессов, связанных с сохранением окружающей среды, предотвращением вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровлением и улучшением качества окружающей среды. Сегодня это одна из основных проблем человечества, поэтому значение восстановительной функции экологического права неуклонно возрастает.

Воспитательная функция является одним из направлений правового воздействия на экологические общественные отношения. Экологическое право опосредует экологическое воспитание, нормы экологического права, воздействуя на чувства людей, их сознание, взгляды и представления, направлены, в том числе, на развитие бережного отношения к природе. Эта функция неразрывно связана с образовательной. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды, способствует получению знаний в сфере эколого-пользования. Нормы экологического права опосредуют образовательный и информационный процессы, а получаемые знания, навыки и опыт обеспечивают повышение экологической культуры.

Организационная функция экологического права – реализуется в деятельности органов управления в сфере охраны окружающей среды. Определяет порядок организации деятельности в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды. Происходит упорядочение действий, определение порядка и форм взаимодействия субъектов экологического права.

>Функции экологического права

Правоотношения в сфере экологии

Определение 1

Экологические правоотношений представляют собой самостоятельную область общественных отношений, развивающихся в процессе взаимодействия социума и природы.

Экологическое законодательство образуют законодательные нормы, которые регулируют поведение социума в вопросах отношений к окружающей среде. Они возникают на основе юридических фактов. Стоит отметить, что в области экологии факты классифицируются на события и действия.

Событие возникает и рождает экологические правоотношения вне зависимости от социума. Стоит отметить, что не всегда событие выступает как природное явление, не являющееся следствием непродуманной деятельности человека.

Замечание 1

Действие отражает поступок человека. Действия бывают положительные и отрицательные. Положительные действия характеризуют соблюдение требований экологического законодательства. Негативные действия говорят о причине вреда природной среды и здоровью человека.

Содержание экологического законодательства заключается в определении прав и обязанностей участников данных правоотношений. Права и обязанности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно поэтому, характеристика прав одного участника дает и характеристику обязанностей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Права населения в вопросах охраны окружающей среды отражаются в Конституции РФ, а именно в статье 24. В ней оговариваются полномочия населения в области охраны среды.

К ним относятся права:

  • создания общественных организаций по охране окружающей среды;
  • принятия участия в собраниях по поводу охраны окружающей среды;
  • требования от органов власти предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды;
  • требования отмены решений о размещении объектов, наносящих урон окружающей среде, либо об ограничении или приостановлении деятельности хозяйствующих субъектов;
  • постановки вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности виновных лиц.

Функции экологического законодательства

Экологическому законодательству свойственны как общеправовые функции (охранительная и регулятивная), так и узкая функция, целью которой является обеспечение качества. Окружающей среды в современных условиях развития.

Замечание 2

Функции экологического законодательства отражают его специфику и свойства, которые присущи только этой отрасли. Таким образом, функции являются основными направлениями воздействия экологического права на общественные отношения. К ним относятся восстановительная, воспитательная и организационная функции.

Восстановительная функция экологического законодательства реализуется путем обеспечения эколого-правовыми нормами процессов, которые связаны с сохранением окружающей среды и предотвращением негативного воздействия на нее, а также улучшением ее качества. Стоит отметить, что значимость данной функции неуклонительно возрастает, поскольку проблема экологии на сегодняшний день одна из самых серьезных.

Определение 2

Воспитательная функция – одно из направлений правового воздействия на экологические общественные отношения. Экологическое законодательство собирает в себе экологическое воспитание, нормы права, при этом воздействия на сознание и взгляды социума. Также данная функция близко связана с образовательное.

Экологическое образование охватывает сферу знаний и умений, которые необходимы для охраны окружающей среды. Нормы экологического законодательства связывают образовательный и информационный процессы, а полученных знания и навыки обеспечивают рост экологической культуры. Организационная функция экологического законодательства исполняется в деятельности органов управления в сфере охраны окружающей среды.

Тема 11. Экологическое право

Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей. Слово «экология» (от греческого оiсоs — дом, жилище, местопребывание… и логос — учение) означает учение о доме, где ты живешь, о месте, где ты живешь.

Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым Геккелем в 1866 г. и длительное время имело узкую сферу применения — в рамках биологии. Свою популярность оно получило сравнительно относительно недавно — в середине XX в., точнее — во второй его половине, когда слишком обострились отношения между человеком и средой, обществом и природой. Экология определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей экологии выделяется ее важная часть — социальная экология. Исходя из предшествующего определения, социальную экологию можно назвать учением о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания.

Экологическая функция государства требует своего рассмотрения в системе всех функций, выполняемых государством как политической организацией общества. Экологическая функция возникла относительно недавно, наряду с обострением проблемы охраны природной среды. До этого времени вопросы использования и охраны природы решались в рамках экономической деятельности государства и рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутренних функций государства самостоятельной экологической функции.

Главное назначение экологической функции государства выражается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.

Под природопользованием понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств природной среды и использованием их для удовлетворения экономических, экологических, оздоровительных, культурных интересов человека. Регулируя природопользование, государство стремится придать ему рациональный (разумный) характер. Рациональность природопользования означает достижение не только экономического, культурно- оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды как вид экологической деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия растительного и животного мира во имя живущих и будущих поколений.

Обеспечение экологической безопасности нацелено на охрану жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности и

Экологическая функция права окружающей природной среды. Выполняя рекомендации международной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1993 г.), Президент РФ подписал указ от 6 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В нем обозначены четыре основных направления по реализации государственной экологической стратегии РФ: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Экологическая функция государства выполняется через соответствующие экономические, организационные, правовые (юридические) механизмы. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Экологическая функция права является новой, раньше не знаменитой правовой функцией. Она осуществляется вместе с традиционными для права политическими, экономическими и культурно- воспитательными функциями и иными функциями, свойственными праву как инструменту управления обществом. Возникновение и развитие экологической функции права — результат развития и углубления общественных противоречий между обществом и природой, результат осознания потребности и необходимости значительного расширения юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.
В отличие от иных функций, выполняемых системой права, экологическая функция имеет свои особенности. Эти особенности проистекают из специфики предмета правового регулирования, т.е. из сферы взаимодействия общества и природы как особой сферы общественных отношений. Данная особенность обусловлена тем, что экологическая функция по своей форме относится к системе права, а по содержанию — к системе экологии.

Вся система экологических наук подразделяется условно на две крупные части. Это — общая экология и социальная экология. В социальной экологии вместе с экономикой, урбанистикой и тому подобными отраслями выделяется правовая экология как совокупность норм, регулирующих общественные отношения в области взаимоотношений человека и природной среды. Правовая экология как совокупность норм, в свою очередь, состоит из нескольких частей. Во-первых, экологические отрасли права: природноресурсовые права и природоохранительное право. Во-вторых, сюда относятся и те нормы советского права, которые регулируют земельные, хозяйственные, финансовые, административные и т.п. отношения с учетом конкретных экологических требований. Такие «экологизированные» нормы, размещенные в остальных отраслях права, входят в состав правовой экологии.

Нормы права, служащие средством реализации экологического права, независимо от того, где они размещены,— в экологических отраслях права или остальных отраслях системы права, называются эколого-правовыми нормами. Если эти нормы размещены в экологических отраслях права — природоохранительных, природноресурсовых — то они имеют первичное значение, их следует считать базовыми нормами. И в этом качестве они определяют содержание остальных отраслей. Особенностью эколого-правовых норм и прежде всего норм первичного права является то, что они призваны отражать не только социальные закономерности общественного развития (как и все нормы права), но и экологические закономерности, лежащие в основе системы «общество — природа».

Таким образом, эколого-правовая норма в отличие от иных норм права является органическим или согласованным единством социальных и экологических закономерностей.
Степень такой согласованности зависит от субъективных начал, которые лежат в основе проявления воли государства. Иначе говоря, здесь сказывается опыт и квалификация специалистов, экспертов, юристов, представителей остальных отраслей знаний, которые участвуют в подготовке тех или иных проектов.

Эколого-правовая норма, выражающая согласованное сочетание экологии и экономики, имеет в своей основе заряд для эффективного применения. Эколого- правовая норма, лишенная этого признака, построенная на случайном, искусственном сочетании экономики и экологии, тем больше на господстве экономики над экологией, лишена перспективы, успешного и эффективного применения на взгляд охраны окружающей природной среды.

Экологическая функция государства и права

Функции государства — это носящие объективный, системный и взаимообсловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.

Главное назначение экологической функции государства выража­ется в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотно­шение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на благоприятную для его жизни природную среду.

Основной формой реализации экологической функ­ции государства является осуществление правового регули­рования отношений в области охраны окружающей среды. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы.

К правовым методам относятся законотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

К организационным методам осуществления функции государства по природопользованию и охране окружающей среды относятся:

  • принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.);
  • нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды;
  • планирование охраны окружающей среды;
  • проведение экологической экспертизы, сертификации, мониторинга, экологического контроля и др.

Хотя организационные методы не являются правовыми, но важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Совокупность установленных уполномоченными органа­ми государственной власти правовых актов, призванных регулировать общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования ее компонентов, образует самостоятельную отрасль российского права — экологическое право.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *