Экономическая зона

Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» вступает в силу сегодня, 30 марта. Данный Федеральный закон определяет правовой режим новых экономических зон, меры государственной поддержки и порядок деятельности на данных территориях. Разработчиком закона выступило Минвостокразвития. Закон был принят в конце прошлого года, со сроком вступления в законную силу через 90 дней. В Приморском крае «в законе» пока оказалась одна территория опережающего развития — «Надеждинская», в Хабаровском крае две территории – «Хабаровск» и «Комсомольск», сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на сайт Минвостокразвития.

Закон определяет ТОР как часть территории субъекта Российской Федерации на которой, в соответствии с решением правительства, установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

В первые три года подобные территории, сроком до 70 и более лет, могут создаваться только на Дальнем Востоке. Затем это ограничение будет снято. Уполномоченным федеральным органом по созданию территорий опережающего развития на Дальнем Востоке является Минвостокразвития. При выборе учитываются экономико-географические характеристики, привлекательность площадок для инвесторов, стоимость необходимой инфраструктуры.

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, в Приморском крае создается ТОР «Надеждинская». Ее площадь составит 807 га, объем привлеченных инвестиций – 6,73 млрд рублей при бюджетном финансировании в 3,2 млрд рублей. Здесь будут трудоустроено 1,6 тысяч человек. Две территории – «Хабаровск» и «Комсомольск» — создаются в Хабаровском крае. «Хабаровск» предполагает привлечение 28,52 млрд рублей частных инвестиций при финансировании создания объектов инфраструктуры со стороны государства в объеме 1,8 млрд рублей. Здесь будет создано более 3 тысяч новых рабочих мест. Площадь ТОР превысит 716 га. ТОР «Комсомольск» расположится на 327 га и потребует 15,23 млрд рублей частных инвестиций при финансировании со стороны государства в 1,2 млрд рублей. Реализация проекта позволит трудоустроить 2,7 тысячи дальневосточников.

Стоит отметить, что главными критериями отбора первых ТОРов были такие факторы как наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов на этой территории, высокая степень проработки вопросов инфраструктурного обеспечения, а также наличие «якорных» инвесторов. Об этом сообщал вице-премьер правительства РФ, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев по итогам заседания правительственной подкомиссии 12 февраля.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Кабмин РФ уполномочил Минвостокразвития распоряжаться дальневосточными ТОРами

Эксперты Приморья по инвестициям просят у власти конкретики по ТОРу «Надеждинская»

В проекте ТОР «Надеждинская» мы используем весь наработанный опыт – Руслан Кондратов

Льготы для резидентов ТОСЭР
в городах атомной отрасли

Применение процедуры Свободной таможенной зоны (СТЗ) в ТОР

СТЗ – это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны, или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Евразийского экономического союза.

Создание СТЗ возможно в следующих ТОСЭР, расположенных на территориях ЗАТО

Преимущества применения таможенной процедуры СТЗ

Возможность ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования:

  • технологического и промышленного оборудования для создания и модернизации различных производств на территории России;
  • иностранных товаров, используемых в качестве сырья, комплектующих или запчастей, предназначенных для осуществления производственной деятельности;
  • различных видов техники для работ и постройки объектов недвижимости.

Порядок создания зоны таможенного контроля (ЗТК) для последующего применения процедуры свободной таможенной зоны:

  1. Получить статус резидента ТОСЭР.
  2. Выбрать и обустроить территорию или место, где будет располагаться зона таможенного контроля в соответствии с приказом ФТС России от 13.10.2015 N 2034 (для ТОСЭР).
  3. Обратиться в таможню, в регионе деятельности которой находится участок резидента с заявлением, составленным в произвольной письменной форме, о создании ЗТК.
  4. После получения, указанного заявление таможенный орган, проверит соблюдение установленных требований по обустройству, и в случае их соблюдения издаст соответствующий приказ.
  5. Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, в том числе транспортных средств, ввозимых (ввезенных) на участки территории опережающего социально-экономического развития, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны и вывозимых с таких участков установлен Приказом Минфина России от 31.08.2016 № 148н.

Статус товаров, порядок размещения и возможные действия

Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, в том числе транспортных средств, ввозимых (ввезенных) и вывозимых на (-с) участки (-ов) территории (-ий) опережающего социально-экономического развития, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны установлен Приказом Министерства финансов РФ от 31 августа 2016 г. № 148н.

Резидент территории опережающего социально-экономического развития не вправе ввозить на территорию Участка товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, декларантом которых он не является.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза, могут размещаться и использоваться только на участках ТОСЭР.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Союза.

Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны установлен Постановлением Правительства РФ от 25.10.2012 № 1096.

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории СЭЗ допускается совершение любых операций

Резидент ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представляет отчетность о таких товарах таможенному органу государства-члена, на территории которого создана СЭЗ.

Любые изменения, происходящие с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат отражению в учетных документах.

Вывоз товаров после процедуры СТЗ

Для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, с территории, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, действие таможенной процедуры СТЗ должно быть завершено.

Действие таможенной процедуры СТЗ завершается помещением товаров, ранее помещенных под СТЗ, или изготовленных из них товаров, под иную таможенную процедуру, установленную Таможенным кодексом Таможенного союза, кроме таможенного транзита. Выбор завершающей таможенной процедуры осуществляется с учетом статуса товара (п 2 ст. 127 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза). Товар может иметь статус иностранного товара, либо товара Евразийского экономического союза.


В Офисе Президента считают, что создание свободной экономической зоны (СЭЗ) на подконтрольной Украине территории Донбасса будет одним из шагов возвращения мира на Востоке Украины, а также улучшение качества жизни жителей. Именно поэтому этот вопрос включили в 5 вопросов, которые зададут украинцам на местных выборах 25 октября.

К теме Зеленский назвал еще 3 вопроса, которые будут на всеукраинском опросе

В материале 24 канала объясняем, что такое свободная экономическая зона и что нужно знать об инициативе.

5 вопросов от Зеленского / Инфографика 24 канала

Что такое СЭЗ

Свободная экономическая зона – это часть территории Украины, на которой функционирует специальный режим экономической деятельности, объясняют в ОП. На такой территории могут устанавливаться льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия.

Цель создания СЭЗ:

  • привлечение иностранных инвестиций;
  • увеличение экспорта товаров и услуг;
  • внедрение новых технологий;
  • более рациональное использование природных и трудовых ресурсов.

Свободная экономическая зона – это с одной стороны окно входа для иностранного инвестора, а с другой стороны – это точка экономического роста,
– объясняет 24 каналу экономист Алексей Кущ.

Для чего создают свободную экономическую зону?

Когда общая экономическая и политическая ситуация в стране не способствует приходу инвесторов и оживлению экономической деятельности, могут создавать свободные экономические зоны, так называемые анклавы.

Создавая свободную экономическую зону, государство может преследовать различные цели. Но одной из основных является стимулирование экономического развития на этой территории или конкретной отрасли. Для примера, в США и Великобритании специальные экономические зоны создавались в начале 80-х годов для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах.

Какие угрозы несет создание СЭЗ

Сама по себе идея создания свободной экономической зоны – эффективна, о чем свидетельствует опыт Китая, Турции, Южной Кореи и еще ряда стран.

Но пока на Востоке Украины война, инвесторов не смогут заинтересовать свободной экономической зоной, убежден экономист Алексей Кущ.

Свободная экономическая зона на Донбассе – это оксюморон, что-то вроде сладкого яда. Даже при условии, что там будет создана абсолютная идеальная административная среда с низким налоговым давлением, никаких иностранных инвестиций в эти территории до момента решения вопроса войны и мира, быть не может,
– уверен Алексей Кущ.

Условно говоря, компания Tesla не зайдет в Украину, чтобы построить свой завод.

Интересно В телеграм на вопрос Зеленского ответили более 120 000 человек: какие результаты

О том, что в украинских реалиях инициатива создания СЭЗ может иметь скорее негативные последствия, чем позитивные, уверен также финансовый эксперт Тарас Козак, о чем написал на своей странице в фейсбук.

По его словам, Украина имеет свой особый опыт внедрения СЭЗ. Это были специальные зоны со льготами для «своих». Выбранные компании за взятки перерегистрировались в такие СЭЗ и экономили на налогах. Никакой пользы экономике эти «свободные экономические зоны» не давали, инвестиции в развитие не привлекались. Более того, «схемные» СЭЗ искажали честную конкуренцию на рынках, убежден Тарас Козак.

Без существенных успехов в борьбе за верховенство права теоретически полезные свободные экономические зоны превратятся в очередную кормушку коррупционеров,
– подытожил эксперт.

Такого же мнения и первый заместитель министра экономики и руководитель по политическим вопросам Киевской школы экономики Павел Кухта. В комментарии «Интерфакс-Украина» он заявил, что вместо обещанных инвестиций, СЭЗ может создать оффшорную зону.

«Если не будут проведены системные реформы в Украине в целом, инвестиции не придут ни в страну, ни на Донбасс, безотносительно к этой свободной экономической зоне. А без этого теряется весь смысл снижения налогов и облегченного регулирования в рамках такой зоны», – сказал он.

Кому выгодно создание СЭЗ на Донбассе

  • Финансово промышленным группам, которые там еще остаются. Они смогут воспользоваться льготными условиями.
  • Непризнанным республикам ДНР и ЛНР. Регулятивная и административная оболочка СЭЗ на подконтрольных Украине территориях будет очень уязвима к инфильтрации экономического влияния с неподконтрольных территорий, объясняет экономический эксперт Алексей Кущ.

Фактически это может привести к тому, что в экономике Украины появится огромная черная дыра, где будут материализоваться подакцизные товары и другие финансовые и товарные потоки. Это может быть довольно опасно для общей экономической безопасности Украины,
– считает эксперт.

Почему вопрос создания СЭЗ не стоит выносить на опрос

Выносить столь важный вопрос на всенациональный опрос нецелесообразно потому, что большинство украинцев не знают что означает создание свободной экономической зоны на Донбассе. Об этом свидетельствует опрос от Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива, который провели в августе. Около 51% украинцев не знают, о чем идет речь или им трудно ответить о своем отношении к этому вопросу.

Из результатов опроса следует, что даже те респонденты, которые дают определенные оценки, делают это в основном под влиянием своих политических предпочтений или в зависимости от отношения к президенту Украины.

Наиболее одобрительно к введению свободной экономической зоны относятся избиратели ОПЗЖ, которые преимущественно склонны к любым компромиссам с государством-агрессором. В то же время сторонники президентской партии «Слуга народа» относятся к инициативе с осторожностью,
– говорится в сообщении фонда.

Такая низкая осведомленность украинцев о СЭЗ не является проблемой. Проблема в вынесении этого вопроса на всенациональное обсуждение. Создание СЭЗ стоит обсуждать в экспертных кругах, а не переносить ответственность на граждан Украины.

Что может заменить СЭЗ в эффективности

Альтернатива СЭЗ на подконтрольных территориях

На подконтрольных территориях Донбасса мог бы быть эффективен концепт индустриальных и технологических парков, рассказывает эксперт Алексей Кущ. Их можно создать на базе индустриальных мощностей в крупных городах, в частности Мариуполе, Лисичанске или Северодонецке.

Альтернатива СЭЗ на оккупированных территориях

Для оккупированных территорий Алексей Кущ предлагает создание демилитаризованных свободных экономических территорий (ДеСЭТ).

Принципы их создания:

  • ДеСЭТ создаются в «тыловых» районах неподконтрольной части Донецкой и Луганской областей;
  • на территории ДеСЭТ проводится полная демилитаризация: вывод незаконных вооруженных формирований, тяжелой военной техники;
  • на территории ДеСЭТ возобновляется деятельность местных органов власти, легитимных по состоянию на декабрь 2013 года;
  • для поддержания правопорядка на территории ДеСЭТ вводятся усиленные мониторинговые миссии ОБСЕ и местной милиции формируются подразделения под руководством представителей ОБСЕ;
  • на территории ДеСЭТ возобновляется деятельность предприятий, зарегистрированных в соответствии с украинским законодательством, а также деятельности украинской банковской системы;
  • с территориями ДеСЭТ возобновляется грузовое сообщение;
  • на территории ДеСЭТ начинают работу должности государственной фискальной службы, которые выдают украинские сертификаты происхождения для произведенных товаров.

Обратите внимание Свободная экономическая зона только на Донбассе – это плохо: эксперт объяснил причину

Создание ДеСЭТ может стать новой инновационной формой деоккупации неподконтрольных территорий, переходным этапом к полной интеграции в экономическое и политическое пространство Украины,
– считает Алексей Кущ.

Похожим примером является Кессонский парк, который создали на территории Северной Кореи. Территория и работники от Северной Кореи, а инвестиции, технологии и инновации – от Южной Кореи.

В Российской Федерации до 2014 года, особенно в восточной ее части, действовало чуть более 20 зон особого развития разных типов. Правительство, решив увеличить объем иностранных инвестиций в национальную экономику, дало толчок к созданию нового их типа. Так появилась территория опережающего развития (ТОР).

Что такое ТОР?

ТОР – это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа. На этой территории Правительством РФ устанавливается специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности. Он призван сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития). Исторический экскурс

О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.

Спустя почти год Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет из трех законов: проект закона о Территории с опережающим развитием, поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы РФ.

К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:

  • несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ;
  • каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;
  • регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов;
  • свободный таможенный режим;
  • разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.

Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) может формироваться и в моногородах. Для этого создана комиссия на базе Министерства экономразвития РФ.

Правовая база

Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от 29.12.2014. В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.

ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа. Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР. А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.

Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ. Изменились некоторые статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.

Определения, связанные с ТОР

Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них. Например, инфраструктура ТОР – это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.

Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.

Особенности правового режима

Статус территорий опережающего развития заключается в:

  • специфике налогообложения;
  • льготных ставках по арендной плате;
  • предоставлении особых услуг от государства;
  • таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;
  • исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;
  • специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;
  • особом порядке пользования землей;
  • использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;
  • приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.

Специфика административного аппарата

Согласно нормативным актам о территориях опережающего развития в Российской Федерации, управленческий аппарат в этих зонах наделен специфическими полномочиями, приравненными к органам государственной власти. В периметрах территорий формируются специальные подразделения исполнительных и прочих органов (МВД, МЧС, ФНС и др.). Специальный порядок, установленный на ТОР, значительно повышает уровень администрирования.

Налоговые привилегии

Они гарантируются только резидентам ТОР. Предметы и условия заключённых соглашений с резидентами ТОР регулируются 14 статьей 473-ФЗ «О территориях опережающего развития». Так, например, в течение оговоренного срока резидент обязан осуществлять инвестиции (в том числе и капитальные), и проводить деятельность, предписанную соглашением в сроки и объемах, указанных при подписании соглашения о деятельности резидента.

Налог на добавленную стоимость

Для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Эта норма указана в НК РФ статье 176.1. В ней говорится, что налогоплательщики зоны опережающей развитие социально-экономической сферы получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании. Резиденты территорий опережающего развития, заполняя декларацию, обязательно должны указать право на возмещение НДС.

Налог на прибыль

Коммерческие фирмы, зарегистрированные в качестве резидентов подобных территорий, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога.

Ставка налога в региональные бюджеты значительно снижена. Статья 284.4 НК РФ регламентирует эту ставку 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие этой ставки налога на прибыль возможно в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять – она не может быть больше 10%.

Налог на добычу полезных ископаемых

Территория опережающего развития дает право использовать социальный коэффициент при расчете НДПИ в определенной зоне добычи полезных ископаемых. До момента начала применения сниженной налоговой ставки на прибыль этот коэффициент практически всегда равен нулю. Его действие может достигать десяти лет.

Страховые и пенсионные взносы

Для резидентов ТОР законодательно установлены пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд (6%), в Фонд социального страхования (1,5%), в Фонд обязательного медстрахования федерального уровня (0,1%). Всего получается 7,6%. Этот пониженный тариф вводится сроком на 10 лет.

Проверочные мероприятия

Территория опережающего развития имеет специально разработанные правила, регулирующие проверки. Они установлены Постановлением Правительства РФ № 1132 от 22 октября 2015 года.

Закон в действии

Сегодня в нашей стране действует не одна ТОР и с завидной регулярностью создаются новые. Например, в апреле этого года правительство дало старт двум территориям опережающего развития – «Саров» и «Николаевск». Они создаются на базе одноименных городов в Нижегородской области и Хабаровском крае. Основных целей, поставленных перед этими территориями, две – способствовать созданию рабочих мест и привлекать инвестиции в соответствующие регионы.

Министерство экономического развития нашей страны, проведя анализ и оценку, считает, что создание ТОР «Саров» обеспечит привлечение инвестиций в сумме более 10 млрд рублей. Это повлечет за собой организацию и реализацию нескольких инвестиционных проектов с открытием 1 700 – 1 800 рабочих мест. При этом объем налогов в бюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные фонды федерального уровня планируется в сумме около 10 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что финансируется ТОР «Саров» из внебюджетных источников. А вот «Николаевск» как территория опережающего развития создается на финансовой основе госпрограммы «Социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Байкальского региона». И только инженерная инфраструктура этой ТОР финансируется из внебюджетных фондов и частично из бюджета Хабаровского края.

Для территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск» установлен специальный правовой режим для деятельности предпринимателей, а также минимальный объем капвложений резидентов. Таможенная зона является свободной, что подтверждено правом Евразийского экономического союза.

В соответствии с реализацией различных инвестиционных проектов, рабочих мест в этой территории планируется создать около 2 500. Поэтому налоговые поступления в бюджеты различных уровней должны возрасти до 2,3 млрд рублей.

Что лучше бизнесу — статус резидента ОЭЗ Алабуга или статус резидента ТОСЭР Набережные Челны?

Аспект сравнения №1. Налоговые режимы

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР или ОЭЗ (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта — резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07.05.1999 №284.
При необходимости — обращайтесь к нам!

Решение о выборе той или иной зоны для размещения производсотва в ней и получения льгот и преференций рекомендуем принимать рассчитав финансово-экономическую модель (ФЭМ) по 3 сценариям:

  • размещение производства на территории ОЭЗ,
  • размещение производства на ТОСЭР,
  • размещение производства без получения льготного режима.

Сравнительным анализом вариантов — разностным методом — Вы получите ответ на свой вопрос и увидите эффект от размещения в сравнении с другими режимами и с режимом без льгот — важно при расчете оценить все плюсы и минусы, все риски решения.

Сравнение ставок налогооболожения прибыли организаций в ТОСЭР и ОЭЗ:

* Приведена таблица ставок налога на прибыль при условии, что режим ТОСЭР продлят по окончании 10 лет еще на 5 лет (такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства).

Таблица и график показывают, что ступеньки ОЭЗ более «пологие», а ступеньки ТОСЭР — более «крутые» (особенно если после 10 летниего льготного периода не будет продления еще на 5 и ставка с 11 года вернется к обычным 20%) — с точки зрения налогообложения прибыли режим ОЭЗ более щадящий, но налогообложение прибыли — это всего лишь один из поядка 20 факторов выбора между режимами

Плюсы индустриальных парков
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем оказать услугу сопровождения Вашей заявки на получение льгот и преференций, субсидий государства!
При необходимости — обращайтесь к нам!

ТОСЭР по аналогии с особой экономической зоной (ОЭЗ) предоставляет налоговые преференции:

По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (до 37% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР:

  • там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
  • либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
  • где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли).

Аспект сравнения №2. Инфраструктура

Что есть в ОЭЗ?

В ОЭЗ создана необходимая и достаточная производственная, транспортная, инженерная инфраструктура в рамках типа строительства greenfield (строительство производственных объектов в «чистом» поле)

Что есть в ТОСЭР?

В ТОСЭР в моногороде — вся созданная жилищная, социальная, транспортная инфраструктура, присущая ерритории города

Чего нет в ТОСЭР?

  • В ТОСЭР нет таможенных преференций — отсутствует таможенный пост, склад СВХ, упрощающий процедуры «растаможки» при импорте/экспорте
  • В ТОСЭР нет специально созданных промышленных территорий с подведенными коммуникациями (как это принято в ОЭЗ ППТ или промышленных (индустриальных) парках)

Чего нет в ОЭЗ?

  • в ОЭЗ нет льгот по страховым взносам в фонду обязаельного страхования (пенсоинное, социальное, медицинское)
  • в ОЭЗ нет созданной инфраструктуры города (жилая, социальная инфраструктура)

Мы можем оценить шансы Вашего проекта на получение статуса резидента ТОСЭР или ОЭЗ для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта — резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07.05.1999 №284. Обращайтесь к нам!

Создание ОЭЗ регулируется федеральным законодательством, а также решением о передаче ОЭЗ федерального уровня в ведение (и финансирование) регионов.

Создание ТОСЭР на территории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».

Создание ТОСЭР на территории моногорода Набережные Челны осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» №44 от 28.01.2016

Порядок получения статуса резидента ТОСЭР в Набережных Челнах осуществляется в соответствии с Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении порядка заключения соглашения о ведении деятельности территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» №61 от 04.02.2016

При необходимости разработки бизнес-плана для резидента ОЭЗ или ТОСЭР — обращайтесь к нам. Сотрудники компании имеют соотвествующий опыт.

При необходимости организовать обучающий семинар для Вас или Ваших сотрудников «Как стать резидентом ТОСЭР?» или «Как разработать бизнес план своими силами?» — также обращайтесь к нам, научим, есть опыт

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
  • резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
  • резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
  • бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
  • консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.

Мы будем рады помочь Вам, если это то, что Вам нужно.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на обратный звонок:

  • с помощью формы «Задать вопрос сотруднику компании» в левой нижней части экрана;
  • при помощи он-лайн формы;
  • письмом на электронный адрес vr_cons@mail.ru

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

Территория опережающего развития (полное название Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, сокращённо ТОР или ТОСЭР) — экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения.

Там должны быть созданы «условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР».

С 2015 года в течение трёх лет запланировано создание девяти ТОР на Дальнем Востоке, также предполагается их появление в Восточной Сибири и других частях РФ: в частности, в границах моногородов и в Калининградской области.

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года вводит ещё один специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на ограниченной территории наряду с особыми экономическими зонами, зонами территориального развития, «Сколково» и ЗАТО в России.

Выделение внутри страны территорий с необходимой для старта производства инфраструктурой и льготами — широко распространенная международная практика привлечения крупных предприятий.

Создание таких территорий внутри страны также называют «китайским путём».

Льготы:

— Налог на добычу полезных ископаемых: 0% в течение четырёх лет, с постепенным повышением до 100%;

— Налог на прибыль: не более 5% в течение первых пяти лет, не менее 10% в течение следующих 5 лет;

— Налог на имущество, налог на землю: может быть предусмотрено освобождение;

— Социальные взносы: 7,6% в течение 10 лет;

— Использование режима свободной таможенной территории;

— Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры;

— Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала;

— Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР;

— Особый порядок пользования землей;

— Льготные ставки по арендной плате;

— Особый порядок проведения государственного контроля и муниципального надзора;

— Предоставление особых государственных услуг.

Для создания ТОР были изменены Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы Российской Федерации; а также федеральные законы о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях и другие законодательные акты Российской Федерации.

Дальний Восток

В 2015 году правительство РФ одобрило создание территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморье. Ещё шесть ТОР планировалось к созданию: «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка», «Михайловская» в Приморье, «Беринговский» на Чукотке и индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.

В марте 2016 года стало известно о создании двух ТОР в Сахалинской области: «Южное» для производства продуктов питания и «Горный воздух» для развития туризма на острове; а также о территории «Большой камень» в Приморском крае на базе судостроительного комплекса «Звезда».

Ряд проектов в ТОР реализуются при участии Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ).

В созданные дальневосточные ТОРы собираются перенести свои предприятия частные и государственные компании Китая.

В Суйфыньхэ создаётся свободная экономическая зона (трансграничная ТОР), где будет беспошлинное перемещение товаров, свободное перемещение людей.

Она будет включать 233 гектара с российской стороны, и 180 га с китайской; проект оценивается в 1.5 млрд долларов.

Курильские острова

В 2016 году на Курильских островах началась реализации новой федеральной целевой программы с объемом финансирования 68,9 млрд руб. Главным ее итогом должно стать создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов.

Это возможно осуществить только на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала с применением современных технологий.

Основная цель создания ТОР — «улучшить качество жизни людей и оказать максимальное содействие тем, кто переезжает на Курилы».

Проект ТОР «Курилы» предусматривает выполнение 22 проектов общей стоимостью 19,3 млрд руб., из которых 7 млрд руб. составят государственные вложения.

В ТОР «Курилы» построят 12 заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород.

Гарантированный возврат составит около 40 тыс. тонн рыбы.

В ТОР создадут марикультурный кластер, в который войдут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.

В ТОР «Курилы» войдут проекты по строительству горно-перерабатывающих комбинатов на острове Уруп.

Важным направлением развития экономики Курил станут и проекты в области туризма, например строительство двух туристических комплексов на базе бальнеологических источников на островах Итуруп и Кунашир.

Проект ТОР позволит создать более 1 тыс. рабочих мест.

Калининградская область

В 2015 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил внести изменения в законодательство по распространению льготного режима и на Калининградскую область.

В разработанном Минэкономразвития законопроекте предполагается преобразовать существующую там Особую экономическую зону в Территорию опережающего развития.

Моногорода

Первыми из моногородов получили статус ТОР Юрга и Анжеро-Судженск в Кемеровской области.

Власти региона и городов намерены привлечь инвесторов тепличного комплекса, деревообрабатывающего завода, транспортно-логистического центра и бумажного комбината в Юрге, и производство стеклопластиковых труб, плазмы крови, резиновых и пластмассовых изделий, а также завод по переработке кварцитов и производству листового стекла в Анжеро-Судженске.

В 2016 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Краснотурьинск» в (Свердловской области), в Тольятти (Самарской области).

Также в 2016 году обсуждалось создание ТОР в Алтайском крае, в частности, в городах Алейск, Заринск и Новоалтайск, а также в шахтёрском городе Гуково(Ростовская область).

В 2017 году статус ТОР как моногород получил Димитровград (Ульяновская область) и ЗАТО Саров (Нижегородская область).

В сентябре 2017 статус ТОСЭР получил город Сарапул (Удмуртская республика).

В декабре 2017 статус территории социально-экономического развития получил моногород Невинномысск (Ставропольский край).

Может получить Новокузнецк.

Смоленская область

6 марта 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Дорогобуж».

Белгородская область

16 марта 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Губкин».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *