Экономика коррупции

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

Сочинение

Коррупция, ее негативное влияние на общество

Выполнила

ученица 9 Б класса

Тамимдарова Алина,

15 лет.

Руководитель:

учитель русского язык

и литературы

Кузьмина Е. В.

Камские Поляны, 2017 год

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды. То есть, коррупция — это любые незаконные действия, осуществляемые для личной выгоды — так я понимаю определение коррупции.

На сегодняшний день в нашей стране актуальна проблема коррупции. К сожалению, на общество она влияет отрицательно. Чему может взяточничество и подкуп научить детей? Подрастающее поколение должно видеть наглядные примеры честной, неподкупной, справедливой власти. Государство должно показывать, какие поступки совершать нельзя, а за какие нужно нести наказание, как нужно решать всевозможные политические, экономические, судебные решения, как нужно управлять страной. Поэтому так важно, чтобы у власти в стране стояли честные, порядочные, неподкупные люди, которые не поменяют свое решение даже за большие деньги.

Так, к примеру, Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» обращает внимание на деспотизм самодержавной власти и крепостного права. Автор недоволен системой образования и воспитания «недорослей», существующей в эпоху правления Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостнической системе и требовал борьбы с этим злом, возлагая надежды на «просвещенную» монархию и передовую часть дворянства. Стародум выступает в комедии как проповедник просвещенности и образования. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»,- такова жизненная позиция Стародума. То есть, прежде всего нужно жить по закону долга, чести, справедливости, служить отечеству, стремиться быть полезными своим согражданам. А с такими, как госпожа Простакова, автор считает, быть жёстче, наказывать строгостью закона- её имение берут в опеку! Моё мнение совпадает с Фонвизиным, и в современном мире надо наказывать зло конфискацией имущества, лишением зарплаты, премии…

В знаменитой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» перед нами целая галерея взяточников. «Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем»,- так определил автор замысел своей комедии. Используя во всю мощь силу смеха, Гоголь создает целую «корпорацию разных служебных воров и грабителей». И говорящие фамилии, и речевые характеристики, и авторские ремарки

служат раскрытию основной идеи — обличению беззакония и лакейства, творящегося по

всей России. Взяточничество здесь — норма жизни, главное брать столько, сколько полагается «по чину». Судья «честно» признается в том, что он берет взятки, но борзыми щенками, а это «уже не взятка»…

Нельзя нам жить по тем законам, когда бюрократическая машина России сформировала психологию чиновника. Подлинное достоинство человека, тем более врача, чиновника, в неподкупности, а не в волчьем законе мира мошенников и взяточников. Именно эта позиция Н.В.Гоголя, на мой взгляд, должна воспитываться со школьной скамьи. Ведь именно об этом мы говорим на уроках. Мы обязаны помнить об этих истинах, чтобы не жить в страхе и позоре всю свою жизнь.

В современное время учить бороться с коррупцией нужно уже со школы. Воспитывать в детях честность и порядочность — задача всех школ. Ведь именно со школы мы выносим все основные знания и понятия о жизни. Именно в школе дети учатся жить. Их нужно всего лишь направить в правильную сторону.

Таким образом, я попыталась раскрыть суть проблемы коррупции и ее влияния на общество.

Так коррупцию пытается победить театр. Сцена из спектакля «Ревизор». Фото РИА Новости

Сингапурский опыт борьбы с коррупцией не приживается в России. Во всяком случае, так было отмечено в статье Анатолия Комракова, опубликованной в «Независимой газете» 20 ноября прошлого года. Причем это было заключение специалистов из Сингапура, которое они представили российским чиновникам.

На этой встрече в очередной раз была озвучена одна из неумирающих причин живучести коррупции. Это защита властями уличенных в немалом грехе, скорее всего нерядовых граждан.

По данным Следственного комитета РФ, за девять месяцев 2019 года в суды было направлено 6,5 тыс. уголовных дел об 11,6 тыс. коррупционных преступлений, расследованных следователями ведомства. Причем наибольшее количество преступлений коррупционной направленности (около 30%) было связано с дачей и получением взяток.

Так это же данные даже не за год. К тому же они касаются тех коррупционеров, которые были уличены. Какова же тогда полная картина коррупционной «деятельности» в современной России, включая тех, кто еще не попался в поле зрения органов правосудия?

У известного политолога, доктора политических наук Алексея Чернышова есть монография «Власть как «вечный» двигатель», в которой он представил анализ этого феномена в целом и в отдельных аспектах ее функционирования в современном российском обществе. И в этой работе можно без труда найти главу «Власть и коррупция».

После трех характеристик современного западного общества – планирование, управление и манипулирование – Алексей Геннадьевич сообщает, что российское общество уже добавило четвертую характеристику. А именно – тотальную коррупцию. Он это явление рассматривает не только и не столько с позиций нарушения законности и морали коррупционерами и уж тем более не с методов и стратегий пресечения определенных сделок.

Чернышов берет шире. Он уверен, что коррупцию необходимо рассматривать как систему отношений, пронизывающую все структуры государства и общества».

Поэтому неудивительно, что, когда появилась эта монография, одну из первых рецензий написал главный редактор журнала «Власть» Аркадий Лапшин, который сразу предупредил читателей, что у него получилась не оценочная статья, а продолжение тех или иных мыслей Чернышова уже со своими дополнениями к явно неиссякаемой теме.

Лапшин: «Коррупция у нас не просто деятельность, связанная с нарушением закона. Она стала частью производственных, социальных, политических и любых других отношений. Механизм власти без коррупционной смазки не работает, он так устроен. Принадлежность коррупции действующей модели власти стала чем-то обыденным, регулярным и привычным. Мы уже воспитали поколения людей, которые просто не понимают, как жить без взяток и откатов. Разумеется, коррупция существовала везде и всегда, но у нас она приобрела какой-то особый статус».

Чернышов: «Поэтому борьба с ней должна пониматься не только как борьба с конкретными коррупционерами, которые не могли бы уйти от ответственности за содеянное. Это деятельность, направленная на формирование такой управленческой модели, в которой был бы поставлен заслон продаже своей должности и «монетизации» своего места во властной иерархии».

Лапшин: «Стабильность власти при сегодняшних масштабах коррупции подвергается большим рискам, ибо она подрывает основу основ любой власти – ее легитимность – и углубляет отчуждение между властью и народом. Патрон-клиентские отношения, теневой рынок, ручное управление – все это деформирует легитимацию власти, углубляет социальное неравенство в российском обществе.

Легитимация власти в условиях сетеинформационного общества отличается от прошлых политических практик. В XXI веке посредством медийных и сетецифровых технологий легитимность власти может обеспечиваться формально, фактически же возникает сложная искусственная конструкция, подвижность и текучесть которой затрудняют ее научную оценку. Доверие к власти падает».

Чернышов: «В системе информационного открытого общества, в которое мы вступили, при всеобщем нарастании потока разнородной информации и знаний мы тем не менее сталкиваемся с проблемой «хронического дефицита смысла» и реальности, теряющей любые отличия от заурядного муляжа».

Лапшин: «Как результат, возникают различные альтернативные социальные и политические течения, адаптация к которым со стороны традиционных властных структур идет крайне болезненно и конфликтно. Власть становится зависимой от сетецифровых отношений и технологий».

Может быть, такой обмен мнениями и автора книги, и ее рецензента мало что дает реальным борцам с коррупцией. Наверное, у тех должны быть и, хочется верить, что вовсю заработают свои рациональные и эффективные технологии, среди которых должны быть не только следственные действия соответствующих служб.

Семь принципов и никакой реакции

Но даже если это случится, больших изменений в лучшую сторону не произойдет, пока на передней линии борьбы не появится такое действующее лицо, как российское общество. Уж оно-то должно наконец задать перца коррупционерам. Тем более что у нас в России противодействие этим разрушительным силам сегодня уже может строиться на семи ключевых принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

И это уже не фантазия, а перечень действий из статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3.

Там же в разъяснениях к перечню, в частности, говорится, что, согласно закону, мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости и негативного отношения к коррупционным проявлениям, развитие институтов общественного контроля, проверка сведений по гражданам, которые претендуют на должности госслужащих, увольнение чиновников, не предоставляющих сведения о своих доходах либо предоставляющих ложные данные.

Казалось бы, ничего невозможного для общества в борьбе с коррупцией уже не осталось. Но оказывается, что люди, которые все это знают, а также те, кто о таких принципах никогда ничего не ведал, относятся к этому документу, мягко говоря, никак.

А так выступала за одного нескучного
политика веселая молодежь.
Фото РИА Новости

В отсутствие политической воли

Международное антикоррупционное движение Transparency International совсем недавно опубликовало «Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2019 год».

Причин сильно радоваться этому документу у нас, конечно, нет. Россия набрала 28 баллов из 100 и поднялась на одну позицию выше, заняв 137-е место из 180. Столько же набрали такие мощные олимпийцы, как Доминиканская Республика, Кения, Либерия, Ливан, Мавритания, Папуа – Новая Гвинея, Парагвай и Уганда.

Россия на одной позиции с перечисленными странами? Да, это так и уже давно.

«Масштабы коррупции в России измеряются триллионами рублей ежегодно и не снижаются. Об этом еще в январе в интервью РИА Новости говорил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его словам, коррупция приводит не только к утечке денег из экономики и бюджета, но и ломает механизмы экономического роста, что в конечном итоге приводит к обнищанию людей.

«Вопрос не только в том, что кто-то дал откат или какую-то сумму получил незаконно. Он делал это для какой-то цели: чтобы получить субсидию, контракт или лицензию или чтобы не получил кто-то другой. То есть коррупция искажает стимулы в экономике, и так мы теряем темпы экономического роста, а с ними и рост доходов населения, инвестиции и т.д.», – это заявил человек и специалист, которого трудно заподозрить в экономическом шапкозакидательстве. При этом, я думаю, он верит в «Индекс восприятия коррупции» (ИВК), измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран.

ИВК составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Сравнивать результаты ИВК разных лет можно с 2012 года. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 – самый низкий.

В последние годы положение России в ИВК остается стабильным. С 2015 по 2017-й она набирала по 29 баллов, в 2018 году потеряла один балл, и в 2019-м показатель остался неизменным. Более значительные изменения наблюдались в положении России в рейтинге: в 2015-м – 119-е, в 2016-м – 131-е, в 2017-м – 135-е, в 2018-м – 138-е.

Эти колебания связаны не только с переменами в рейтинге других стран и с включением или исключением некоторых стран из индекса, но и с тем, что у нас системное противодействие коррупции подменялось точечными уголовными делами, существующие антикоррупционные инструменты не развивались, а Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию по-прежнему не ратифицирована Россией.

«В отсутствие политической воли к реальным изменениям противодействие коррупции обречено оставаться каргокультом. Точечные меры, принимаемые органами власти, которые отвечают за противодействие коррупции, а также локальные поправки к законодательству не способны кардинально изменить ситуацию в нашей стране – для этого необходимо выстраивать инклюзивную систему согласования интересов общественных акторов, которая не позволит власти принимать необдуманные решения в интересах узкой группы лиц», – считает Антон Поминов, директор центра «Трансперенси Интернешнл-Р».

Для ленивых это просто счастье

Крепкий алкогольный напиток абсент к нашей истории отношения не имеет. На латыни absens, absentis значат «отсутствующий». Так вот абсентеизм в узком смысле – самоотстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических обществах это весьма широкое явление. На выборы там могут не явиться и больше половины избирателей, имеющих право голоса.

В современной России это безобразие тоже уже прижилось. У нас, как и в «европах», наибольшую активность люди доказывают на общенациональных выборах. Хуже статистика на региональных голосованиях. А уж местное самоуправление может быть выбрано с преимуществом в несколько человек перед теми, кто впал в свой кипучий абсентеизм.

Но в советское время, когда я работал в молодежной газете «Комсомолец Кузбасса», ни о каком абсентеизме никто даже не заикался. КПСС и ВЛКСМ четко выполняли команды о непременном участии во всенародных выборах.

Так вот однажды в день такого праздника демократии я, уже не помню, по какой причине, на избирательный участок не явился. Но это бы ладно. На следующий день после планерки я задержался в кабинете главного редактора Рудольфа Теплицкого и в свободной беседе с прекрасным человеком и таким же журналистом взял да и брякнул: «Я на выборы не ходил».

Видел бы кто посторонний в ту минуту лицо Рудольфа Ефимовича и послушал бы эту утреннюю, с позволения сказать, политическую лекцию. Правда, вначале он закрыл дверь в свою приемную, чтобы этого не слышала молодая секретарша, и только потом начал…

Другими словами, в советское время участие активных людей в жизни Компартии и комсомола в большинстве своем проходило в явочном порядке. То есть «приди, опусти бумажку и шагай дальше, куда душа позовет». Выборы входили в набор определенных политических мероприятий, по участию в которых составлялись характеристики членов организации, измерялась их как бы общественная активность. Что же до пассивности, то дремать на собрании не осуждалось – устал человек, наработался. А вот на выборы не пойти – это уже был чистый троцкизм.

Отсюда понятно, на каком поведении люди могли сделать карьеру. А на каком – сорваться вниз. Показная верность идеологической машине – вот что было главным критерием. Сегодня, как мне кажется, такие машины не требуются. А идеализм вытеснен самыми разными частными ценностями и причинами.

Почему они не голосуют

Чаще всего на первый план выходило разочарование в институте выборов, восприятие его как бесполезного, не влияющего на жизнь людей («разочаровались – ничего не ждем», «не вижу смысла в участии»). Второй фактор – недоверие к выборам из-за фальсификаций («видимо, есть при подсчете голосов какие-то искажения», «люди не верят в честные выборы, они чувствуют, что их обманывают»).

А еще есть опрошенные, говорившие, что не идут голосовать из-за недовольства властями, выражая этим протест («Я за этого бездельника никогда на участок не приду», «Все они болтуны», «Из принципа не остановлюсь ни на ком» ).

Но когда говорят, что проблема политического абсентеизма в России стоит так остро в основном из-за отсутствия электоральной культуры у населения, то я думаю, что скорее всего так могут говорить кандидаты во власть, которых туда не выбрали. Тут уж как не свалить все на «дикость» голосовавших.

Еще можно с уверенностью утверждать, что политический бойкот имеет два серьезных направления своего развития. Первое – массовый, электоральный абсентеизм молодежи. Второе – наличие социально-психологических факторов, появившихся в результате общего состояния власти и общества. И тут уже надо говорить скорее всего об историческом понимании того, куда же идут сегодня страна, общество, власть.

Но может быть так, что неучастие выражает и более масштабное неучастие. Скажем, из-за несогласия с политической, экономической стратегией власти, включая государственное руководство. Но на это уже требуются смелость и энергия.

Абсентеизм может появляться и когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности. Или наоборот, когда человека не замечают, не включают в общее дело, и тогда он себя чувствует ущемленным.

В политической сфере есть абсентеизм партийной деятельности, участия в митингах и демонстрациях, в проведении коллективной голодовки…

К трудовому абсентеизму в широком смысле можно отнести абсентеизм персонала или отсутствия индивида на рабочем месте. А в узком смысле это может быть обыкновенный прогул.

Земледельческий абсентеизм интересен потому, что имеет свои позитивные стороны: например, если за ним стоит форма землевладения. Это когда владелец земли сам не участвует в производстве продукции, а получает доход в виде ренты. При этом земля обрабатывается арендаторами-фермерами или издольщиками в отсутствие ее владельца.

Но многие исследователи вообще не дают однозначной оценки этому феномену. С одной стороны, явление абсентеизма говорит о том, что у человека есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам. Но с другой, абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям, к любой деятельности.

Но когда я встречаюсь примерно с такой декларацией «Борьба с существующим в нашем обществе абсентеизмом должна вестись на всех уровнях и во всех сферах», меня это не очень радует.

Вас не смущает здесь именно слово «борьба»? Не является ли такое действие нарушением прав человека? В советское время было такое явление, как тунеядство. Так вот многие творческие люди, начиная с нобелевского лауреата Иосифа Бродского представляли собой этих лиц, позорящих страну социализма, в которой был твердый девиз: «Кто не работает, тот не ест».

В нашем случае не появится ли лозунг: «Кто не голосует, тот хуже врага»? Не приведет ли повальная критика абсентеизма к тому, что начнутся санкции к тем, кто по каким-то причинам будет лишен какой-то части прав человека? И таких «лишенцев» может быть немало.

Опрос, который проводил на эту тему ВЦИОМ, показал, что российское общество разделено почти пополам. Чуть больше 50% опрошенных считает участие в выборах гражданским долгом, обязанностью. Чуть меньше 50% – правом человека на свободный и личный выбор.

Сам же уровень участия граждан во всех государствах с демократическими выборами снижается начиная с 1980-х годов. Причем это происходит как в тех, где голосование обязательно, так и в странах, признающих свободный выбор гражданина. В среднем в мире разница между уровнем участия в выборах в странах с обязательным и необязательным голосованием составляет чуть больше семи процентов.

Комов С. А.

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИКУ

15.2. К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИКУ

Комов Сергей Алексеевич, студент

Место учебы: Финансовый университет при Правительстве РФ

Аннотация: Коррупция, безусловно, является одним из наиболее опасных явлений в современном российском обществе. Эта социальная «болезнь» проникла и «разъедает» все сферы жизни. Негативный эффект от коррупционных правонарушений так или иначе ощущают все жители нашей страны. Кроме того, коррупция оказывает весьма отрицательное влияние на развитие экономики страны.

Должностные преступления коррупционной направленности деформируют развитие рыночных отношений, ограничивают конкуренцию, они значительно сокращают платежеспособный спрос домохозяйств, фирм и государства и, как следствие, сдерживают рост производства. Кроме того, масштабная коррупция оказывает инфляционное давление на экономику, а также создает необходимость увеличения налоговой нагрузки на существующий бизнес, вызывая снижение деловой активности.

В статье мы рассмотрим основные эффекты, которые наступают в экономике в результате коррупционной деятельности.

Ключевые слова: коррупция, экономические последствия коррупции, коррупция в экономике, эффекты коррупции, меры по противодействию коррупции, антикоррупционная политика, борьба с коррупцией, профилактика коррупции.

TO THE QUESTION OF THE EFFECT OF CORRUPTION ON THE ECONOMY

Komov Sergey A., the student

Study place: Financial University under the Government of Russian Federation

In this article, we will consider the main effects that occur in the economy as a result of corrupt activities.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в научной литературе и публицистике появляется все больше исследований, посвященных проблеме коррупции, которая, безусловно, является одной из главных проблем для России на современном этапе ее развития. Эта системная «болезнь» разъедает весь государственный организм.

Нам привычно воспринимать коррупцию как нечто абстрактное, напрямую их не касающееся. «Неизбежным злом» ее считает большинство населения, и относится к ней терпимо. Вместе с тем, нужно четко себе представлять, что «взятки» (в разном виде) оплачиваются из бюджетных средств, то есть из денег, которые могли бы пойти на развитие образования, строительство детских садов, школ, больниц, на поддержку науки, повышение зарплат военнослужащим, пенсий и т.д. Коррупция имеет прямое отношение к каждому из нас, она негативно сказывается на качестве нашей жизни и жизни наших детей. Кроме того, она оказывает весьма отрицательное влияние на развитие экономики страны.

Известно, что рыночная экономика наиболее эффективно обеспечивает стабильный долговременный рост благосостояния общества, возможно более полное удовлетворение спроса на товары и услуги при оптимальных ценах. Важ-

нейшим условием для нормального функционирования рыночной экономики является конкуренция. Коррупция умаляет конкуренцию, так как, подразумевая наличие сговора, ведет к возникновению монополии (например, чиновник за взятку ограничивает конкуренцию при осуществлении государственных закупок и заключает контракт по ценам, выше рыночных). За такие «коррупционные» монополии также расплачивается каждый из нас.

Кроме того, масштабная коррупция оказывает инфляционное давление на экономику, одновременно ограничивая рост производства. Коррупционеры не заинтересованы в совершенствовании государственных услуг и снижении издержек общества.

В статье мы рассмотрим основные эффекты, которые наступают в экономике в результате коррупционной деятельности. ОСНОВНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ В ЭКОНОМИКЕ Проблема коррупции1 зачастую возникает тогда, когда у наделенных какими-либо властными полномочиями лиц (чиновников и пр.) появляется возможность вносить изменения в

1 В данной работе под термином коррупции мы будем понимать неправомерную деятельность должностных лиц, направленную на извлечение имущественных благ в корыстных целях с использованием служебного положения.

Проблемы экономики и юридической практики

2’2017

экономическую среду. Условные коррупционеры могут влиять на деятельность хозяйственных субъектов по двум направлениям: они распоряжаются значительными бюджетными средствами и регулируют экономическую деятельность.

К числу наиболее востребованных факторов производства в настоящее время относится информация. Часто именно этот ресурс связан с коррупционной деятельностью. Недобросовестные лица используют такое свойство информации как асимметричное распространение в условиях рынка. Чиновники могут скрывать информацию о государственных контрактах (например, изначально допуская опечатки и т.п.), а также использовать «инсайдерскую» информацию о предстоящих государственных проектах и т.д.

Если коррупционные отношения становятся нормой общественной жизни (в том числе экономической), то коррупция становится своего рода «обычаем». В таком случае справедливо говорить о том, что она вносит в современное общество элемент традиционной экономики (в которой экономические решения принимаются на основе традиций и обычаев, а также в интересах узкой элиты и ее окружения), характеризуемой весьма ограниченными возможностями роста.

В условиях коррупции происходит деформация рыночных отношений. Недобросовестные чиновники, выражающие «волю» государства, выходят на рынок госзакупок в качестве покупателей. В отличие от обычных рыночных отношений такие покупатели не заинтересованы в сделках по минимальным ценам. Коррупционеры, закладывая в стоимость госконтратков свое незаконное вознаграждение, заинтересованы в заключении договоров по максимально возможным в условиях общественного контроля ценам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В экономической теории исходят из того, что государство как субъект рыночных отношений действует в целях максимизации общественной пользы. Однако зачастую чиновники отталкиваются в принятии решений не от общественной пользы или необходимости, а от корыстной заинтересованности и возможностей по хищению бюджетных средств. В связи с деформацией мотивационной составляющей участия государства в рыночных отношениях прогнозирование его действий в макроэкономическом плане усложняется (нарушается фундаментальное допущение о рациональном поведении участников рынка).

Представляется очевидным, что коррупция, следствием которой является рост цен из-за завышения стоимости госзакупок и необходимости дополнительных расходов фирм на взятки, способствует росту инфляции. Завышение цен в среднем может составлять около 15 %, а в некоторых отраслях — до 60 % от реальной стоимости.

Учитывая эффект дохода, можно сделать вывод, что рост цен приводит к тому, что потребители (население) при неизменном доходе чувствуют себя относительно более бедными. Кроме того, исходя из эффекта замещения, при инфляции покупатели вынуждены переориентироваться на более дешевые и, зачастую, менее качественные товары. Данные явления приводят к снижению уровня жизни населения и формируют предпосылки для роста социальной напряженности.

Если рассматривать «коррупционную» инфляцию, то она, как правило, представляет собой, так называемую инфляцию издержек (или стагфляцию) и сопровождается снижением уровня производства. Такая инфляция является однозначно негативным процессом в экономике.

С учетом коррупционной составляющей фирмы-исполнители госконтрактов часто получают минимальную прибыль, так как общая стоимость контракта вследствие общественного контроля ограничена (то есть не может быть значительно выше среднерыночной цены), а из нее необходимо «оплатить» незаконное вознаграждение соответствующему чиновнику.

Коррупционеры нередко организуют своего рода «картели» с аффилированными представителями бизнеса путем сговора с целью ограничения конкуренции и максимизации «прибыли».

В целом коррупция приводит к уменьшению количества фирм (прибыли минимизируются, издержки и риски растут), укрупнению некоторых из них (как правило, связанных с чиновниками), повышению искусственных барьеров, нарушению открытости информации, что приводит к монополизации экономики. Монополизация способствует неэффективности использования экономических ресурсов, инфляции, снижению производства и инвестиций.

В общем виде коррупция приводит к перераспределению ресурсов (в первую очередь — денежных средств) от домохо-зяйств, фирм и государства к недобросовестным чиновникам. Вместе с тем, коррупционеры, имеющие ограничения в распоряжении преступных денег, расходуют лишь часть средств, изъятых от других рыночных агентов. Значительные объемы денег выводятся за рубеж или хранятся без движения. Таким образом, эффективность денежных средств коррупционеров для экономики всегда ниже потенциальной отдачи от отчужденных денег домохозяйств, фирм и государства, а часть ресурсов вовсе изымается из экономики.

Безусловно, получение незаконных вознаграждений чиновниками способствует росту их платежеспособного спроса. Однако их потребление ограничено общественным контролем, а сфера интересов сводится к недвижимости, предметам роскоши, дорогим импортным товарам и т.п. Коррупционеры, как правило, не инвестируют свои средства в реальные секторы экономики и вызывают ограниченное оживление лишь на узком рынке премиальных товаров и услуг. В этой связи происходит частичная «перекачка» ресурсов в отрасли, ориентированные на богатых (в ущерб производств, создающих продукцию для менее обеспеченных слоев населения).

Вследствие минимизации прибылей фирм, сталкивающихся с коррупцией, и уменьшением их количества уменьшается налогооблагаемая база, что способствует снижению государственных доходов и, соответственно, расходов. Кроме того, данные причины приводят также к сокращению рабочих мест и росту безработицы. Таким образом, потенциальный уровень валового внутреннего продукта не достигается.

Из-за неэффективного использования ресурсов и снижения налоговых доходов государство вынуждено ограничивать расходы на социальную сферу (включая зарплаты бюджетникам), в результате чего с учетом инфляции снижаются общие доходы (и расходы) домохозяйств. Бытовая коррупция, с которой сталкивается значительная часть населения, приводит к сокращению сбережений и платежеспособного спроса. Нехватка сбережений ведет к понижению размера инвестиций.

Коррупция вызывает «сжатие» бюджетной области потребителя, в результате чего его точка оптимума (товарный набор, при котором максимизируется совокупная полезность для покупателя) достигается при меньшем количестве товара, то есть его потребности удовлетворяются в меньшей степени.

Комов С. А.

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИКУ

Очевидно, что снижение доходов фирм и рост их издержек и рисков, связанных с коррупцией, также приводит к сокращению доходов и расходов. Взятки уменьшают возможности предприятий по развитию бизнеса. У фирм падает экономическая (зависимость между расходами и доходами) и технологическая (зависимость между затраченными ресурсами и произведенной продукцией) эффективность. Фирмы несут как явные (бухгалтерские) издержки (рост непродуктивных расходов на взятки и пр.), так и неявные (экономические) издержки (ресурсы, израсходованные на коррупцию, могли бы быть использованы более эффективно).

Повышение совокупных издержек вызывает рост средних издержек, что, учитывая необходимость получения хотя бы нулевой экономической прибыли, стимулирует рост цен. Из-за небольшого платежеспособного спроса инфляция вызывает сокращение реализуемой продукции, что приводит к снижению совокупного дохода и, в дальнейшем, совокупного производства, в результате чего происходит дальнейший рост издержек (при неизменности постоянных ресурсов) — «круг замкнулся».

В результате вовлечения фирм в коррупционную деятельность они располагают меньшими средствами на экономические ресурсы, что вызывает понижательное смещение точки оптимума производства относительно точки максимальной эффективности (экономисты называют это явление сдвигом так называемой изокосты) и снижение объема произведенной продукции.

Завышенные цены на государственные закупки приводят к необходимости переплаты бюджетных средств за меньшее количество благ, что, в свою очередь, требует повышения налоговой нагрузки, в результате чего снижается деловая активность. Повышение неэффективных госрасходов с одновременным сокращением доходов приводят к бюджетному дефициту.

Представляется однозначным, что в результате коррупции снижается уровень совокупного спроса (домохозяйств, фирм и государства). Экономисты часто используют показатели совокупного спроса для определения уровня валового внутреннего продукта, представляющего собой сумму агрегированных показателей спроса и чистого экспорта. Очевидно, что коррупция оказывает понижательное давление на спрос и, таким образом, снижают уровень ВВП.

Если измерять уровень ВВП по доходам, то, очевидно, что коррупция понижает доходы всех экономических субъектов (кроме немногочисленной прослойки самих недобросовестных чиновников).

Что касается предложения, то коррупционная деятельность негативно сказывается и на нем. Из-за сокращения числа фирм, роста их издержек и дополнительных коррупционных рисков снижается и предложение фирм. Вследствие уменьшения наполнения бюджета и сбережений населения сокращается предложение на рынке инвестиций.

Если рассматривать графически, то масштабные коррупционные проявления вызывают сдвиг кривых совокупного спроса (из-за снижения доходов, платежеспособности рыночных агентов, а также величины чистого экспорта) и совокупного предложения (из-за сокращения числа фирм, роста монопольных тенденций, а также повышения издержек и налогового бремени) влево.

Очевидно, что в таком случае совокупный объем продукции уменьшится.

Следует отметить, что многочисленные (перечисленные) негативные последствия коррупции запускают экспоненциальную деградацию и «порочный круг» (пример которого мы рассмотрели ранее) в экономике.

КОРРУПЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

Предлагаем рассчитать примерные потери российского общества и экономики от коррупционной деятельности в сфере госрасходов.

По данным ФАС России общий объем государственных закупок в 2015-2016 годах составляет около 30 трлн рублей в год (25% ВВП)2. По мнению специалистов, средние размеры «откатов» чиновникам при заключении и исполнении госконтрактов составляют 15% от суммы договора3.

Нетрудно вычислить, что общий размер разного рода взяток в сфере госзакупок составляет около 4,5 трлн рублей (3,75% ВВП). Очевидно, что эта сумма показывает лишь «бухгалтерский» ущерб экономике, однако в действительности коррупция вызывает массу побочных негативных явлений в экономической жизни, о которые мы рассматривали ранее. Даже прямой ущерб экономике представляется весьма значительным. Стоит отметить, что мы разбираем только сферу государственных расходов, не затрагивая так называемую бытовую коррупцию, количественные измерения которой представляются затруднительным.

Итак, 4,5 трлн рублей (76,2 млрд долларов США4, что превышает ВВП Боливии, Уругвая, Словении, в 2 раза больше ВВП Эстонии)5 представляет собой размер средств, изъятых из нормального экономического оборота (от домохозяйств, фирм и государства).

Как показывает практика последнего времени, коррупционеры расходуют большую часть полученных преступных средств так или иначе хранят без движения в виде наличных денег, ювелирных изделий, предметов роскоши и объектов недвижимости6. Часть денежных средств выводится за рубеж. По некоторым данным отток капитала из России через так называемые фирмы-однодневки составляет около 30-50 млрд долларов США в год7, значительную часть которых составляют деньги, полученные в результате коррупционной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См. www.interfax.ru/business/499881

См. www.otkatovnet.jofo.me;www.ura.ru;www.esquire.ru и др.

4 По курсу ЦБ РФ на 10.02.2017.

5 www.ru.wikipedia.org

6 См. www.lenta.ru, статья «Золото — партиями: сколько добра нашли у фигурантов громких коррупционных дел» от 07.08.2016.

7 См. www.bosfera.ru

Проблемы экономики и юридической практики

2’2017

Таким образом, лишь малая часть коррупционных средств образует локальный рост «продуктивного» для экономического развития страны спроса со стороны недобросовестных чиновников. В этой связи справедливо говорить о ежегодном изъятии из экономики (сокращении) около 3% ВВП страны в результате коррупции (только в сфере госзакупок).

Добросовестные субъекты рыночных отношений не получают около 3,5 трлн рублей, на которые могли рассчитывать в нормальных условиях. Если бы указанные средства были переданы фирмам в качестве их прибыли, то бюджет следующего года получил бы дополнительных налоговых доходов на сумму 700 млрд рублей (около 0,6% ВВП). Кроме того, в случае отсутствия коррупции часть «высвободившихся» бюджетных средств можно было бы расходовать на различные социальные проекты.

В рассматриваемом случае коррупция сокращает потенциальные инвестиции в развитие бизнеса на сумму 2,8 трлн рублей. Кроме того, эти средства позволили бы потенциально создать около 7 млн рабочих мест (при средней заработной плате в 32,1 тыс рублей в месяц).

Представляется очевидным, что современная ситуация с коррупцией в области государственных расходов наносит значительный ущерб развитию экономики России, ограничивая платежеспособный спрос и предложение всех рыночных агентов и изымая большие ресурсы из экономики страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коррупция является одной из серьезнейших угроз долговременному устойчивому развитию экономики нашей страны. Она формирует предпосылки для стратегического отставания России от ведущих экономических держав.

Должностные преступления коррупционной направленности деформируют развитие рыночных отношений, они значительно сокращают платежеспособный спрос домохо-зяйств, фирм и государства и, как следствие, сдерживают рост производства и вызывают падение показателей валового внутреннего продукта.

Умышленное завышение цен государственных контрактов из-за корыстных устремлений недобросовестных чиновников вызывает рост так называемой инфляции издержек (или стагфляции), которая сопровождается сокращением производства. Повышенные неэффективные расходы государства и снижение его доходов вызывает необходимость увеличения налоговой нагрузки на существующий бизнес, что вызывает снижение деловой активности.

Взяточничество также зачастую приводит к монополизации рынков, что снижает эффективность экономики и уровень жизни населения.

Противодействовать коррупции можно только системно, применяя комплекс различных мер, среди которых можно выделить:

— ужесточение правил формирования требований к потенциальному контрагенту государственного заказчика;

— введение реестра недобросовестных юридических и физических лиц (учредители и руководители), которые участвовали в реализации коррупционных схем;

— оптимизация штатной численности госаппарата;

— совершенствование уровня оказания госуслуг, расширение их открытости и прозрачности;

— ужесточение уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

— премирование граждан за сообщение о коррупции, а также сотрудников правоохранительных и контрольно-надзорных органов, в ре-

зультате деятельности которых государству были возвращены денежные средства и имущество коррупционеров;

— реализация государственных мер, направленных на выравнивание имущественного расслоения общества;

— стимулирование конкуренции, снижение уровня монопольности;

— формирование нетерпимости к проявлениям коррупции в обществе;

— государство должно снижать значимость денег и материальных благ в иерархии человеческих ценностей.

Известно, что для рыночной экономики корыстная заинтересованность в получении прибыли является важнейшим фактором. Вместе с тем, представляется возможным заменить корыстную мотивацию как двигатель рыночной экономики на стремление к самореализации личности. Самореализация есть более высокая (и нравственная) человеческая ценность, чем стремление к материальной выгоде, она апеллирует к лучшим качествам человеческой личности, стимулирует творчество, наиболее полно удовлетворят потребность индивида к счастью, а также заставляет действовать к всеобщему благу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Убеждены, что применение перечисленных выше мер на практике будет содействовать уже в краткосрочной перспективе значительному снижению уровня коррупции.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 93,21.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-Ф3);

2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537;

7. Макконелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс : принципы, проблемы и политика : Учебник : пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2016. -XXVII, 1028с.;

8. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер с англ. О.А. Алякринского. — М.: Логос, 2003. — 356 с.;

9. Самуэльсон, Пол. Э., Нордхаус, Вильям Д. Экономика : Пер. с англ. -М.: «И.Д.Вильямс», 2017. — 1360с.;

Библиографическое описание:



В данной статье рассмотрена проблема коррупции с экономической точки зрения. В последнее время очень часто приходится слышать об этой проблеме, поскольку она прерывает дальнейшее развитие экономики. Проанализированы последствия коррупции, касающиеся России и выявлена опорная точка для борьбы с ней. Путем рассуждений и результатов исследований определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие экономической безопасности страны.

Ключевые слова: коррупция, уровень коррупции, борьба с коррупцией, теневая экономика, российская экономика, мировая экономика.

В 2014 году в России было проведено социологическое исследование, касающееся проблемы коррупции как социальной проблемы. Данный опрос проводился среди граждан РФ от 18 лет и старше, и по статистическим данным, было выявлено, что уровень коррупции в России составляет — 72,2 %. Но самый печальный результат из этого опроса — это то, что борьба с коррупцией происходит только на словах, реальных изменений связанных с решением данной проблемы нет. Коррупция на сегодняшний день является одной из самых актуальных и злободневных проблем, поскольку именно коррупция тормозит развитие не только российской экономики, но и мировой экономики в целом.

Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

На сегодняшний день, по мнению россиян, главными коррупционерами в России являются: работники ГИБДД (43 %), работники полиции (39 %), работники таможенной службы (35 %), чиновники региональных и местных органов власти (33 %). Вся бюрократическая власть России находится в тяжелом и болезненном состоянии. Поэтому изучение этой «болезни» всегда будет востребовано, а еще лучше — найти лекарство от этой болезни.

Но как бы правительство Российской Федерации не пыталось сглаживать эту проблему, создавая законы и постановления, тем самым проявлять интерес, коррупция занимает на сегодняшний день лидирующее место среди общего количества государственных проблем.

Проводимое, в 2016 году исследование по индексу восприятия коррупции охватывало 168 стран мира, среди которых Россия заняла 119 место с индексом 29. Индекс ранжирует страны по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Из этого следует, что в России достаточно высокий уровень коррупции.

Если говорить о международной практике борьбы с коррупцией, но можно привести в качестве примера Сингапур, где коррупция перестала быть нормой общественной жизни. Это одна из азиатских стран, где эта проблема была полностью искоренена из мировоззрения сингапурского населения. Борьба с коррупцией в Сингапуре началась еще с 1871 года, но только в 1961 году она была полностью «уничтожена». Главный антикоррупционный орган Сингапура — Бюро по расследованию коррупции — применял жесткие меры по борьбе с коррупцией, штраф достигал до 100 тыс. сингапурских долларов и взяточник привлекался к уголовной ответственности до 5 лет. Это, действительно, является историческим примером борьбы со взяточничеством для всех стран, в том числе и России.

На сегодняшний день в России действует Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», но подкупность и продажность остаются существовать в Российской Федерации. В национальном плане противодействия коррупции в 2016 году было предложено: например, в течение года разработать правовые акты, внести изменения и дополнения в действующие акты в сфере противодействия коррупции, провести ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений. Эти предложения связаны с тем, что как показала практика, коммерческие структуры подкупают представителей государственной власти, при этом тратя от 20 до 50 % своей прибыли. По нашему мнению это также связано с тем, что в тексте предыдущего Указа Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» предлагается, рекомендуется, но не указывается и не постановляется внести меры воздействия на производственные и общественные отношения в обществе и в органах власти. И если рассуждать о борьбе с коррупцией, то тогда можно сделать следующий вывод: коррупция ярко процветает и будет процветать, так как на сегодняшний день эффективных методов борьбы с ней нет.

Также следует сказать о том, что коррупции оказывает достаточно сильное влияние на экономику, что в последствии приводит к возникновению такого понятия как — теневая экономика. Наверно, именно поэтому Россия в экономическом развитии отстает на 70-80 лет от Европы.

Также, коррупция несет за собой следующие последствия: замедляется экономический рост; происходит дифференциация населения (богатые богатеют, бедные беднеют); отсюда вытекает еще одно негативное последствие — нарушение прав человека. В связи с этим, государству следует принять строгие меры по борьбе с коррупцией, и если эта проблема не будет решена в скором времени, то Россию ожидает крах и потеря всего нажитого предками.

9 декабря 2015 года в г. Ростове-на-Дону (в пресс-центре «Дон-медиа») состоялся круглый стол, в котором приняли участие приглашённые эксперты — представители силовых структур и общественники, которые делились рецептами борьбы с этим постыдным явлением. Так, например, профессор кафедры процессуального права Южно-Российского института управления — филиал РАНХиГС, полковник ФСБ в отставке Сергей Воронцов отмечает, что для борьбы с коррупцией следует, чтобы «родители внушили своим детям: брать взятки — это поступок, недостойный для приличного человека; c молодёжью надо общаться и рассказывать, что коррупционер — не только тот, кто берёт взятку, но и кто даёт». Таким образом, чтобы бороться с коррупцией, требуется не только усилие государства, но и качественное воспитание родителей.

Хотелось бы отметить еще один метод борьбы — следует делать колоссальный упор на сферу Просвещения, а не выделять остаточные средства из бюджета государства на образование. В России по самым скромным подсчетам, неграмотными остаются более двух миллионов подростков. И здесь не может быть места успешному и эффективному развитию экономики. Если 30 лет назад в Советском Союзе было тяжело найти неграмотного человека, поскольку всю ответственность за образование населения брало на себя государство, то сейчас мы наблюдаем тот факт, что в сфере образования богатый слой общества платит за получение «искусственного» диплома, занимая рабочие места, не имея определенного багажа знаний. Тогда как умный и образованный человек находится в поиске работы. Коррупция останавливает процесс образования, государство практически сняло с себя обязанности по обучению населения. Свидетельство тому — нищенские зарплаты преподавателей, отсутствие финансирования учебных заведений, и, уже начиная с детских садов, отсутствие мест для обучающихся. Конечно же, по сведениям, которые представляют официальные источники, «практически все взрослое население России грамотно, и в связи с этим нет необходимости принятия специальных мер или программ по ликвидации неграмотности взрослых».

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что коррупция — это организованная преступность, которая тормозит развитие экономики, поэтому фундамент развития экономики — качественное образование, которое позволит опередить западные страны в экономике, занять лидирующее место и искоренить полностью коррупцию из мировоззрения населения. Образование является эффективным методом борьбы.

Если не остановить развитие мздоимства, то это может привести к угрозе безопасности государства. Необходимо вспомнить математические модели коррупции, предложенные Левиным. В своей работе автор выделяет как отрицательные, так и положительные «черты» коррупции для экономики и строит математические модели, определяющие влияние коррупции на экономическое развитие. И возникает вопрос: «Оказывается коррупция может нести за собой и положительные черты?». Тогда все, о чем писалось выше — это чепуха на постном масле?

Но можно посмотреть на проблему коррупции и с другой стороны. Известный американский экономист Нассим Талеб написал произведение «Черный Лебедь», в котором «Черный лебедь» — это непредвиденная случайность, способная изменить все . Идея Талеба в том, что двигателем истории являются ни классовая борьба, ни диалектическое развитие и т.д. (все известные нам теории), а «черные лебеди». Он приводит пример про «индюшку и 1000 дней». Индюшку кормят 1000 дней, она даже выводит теории о том, почему человек так доброжелателен к ней. Но на 1001 день индюшку убивают и изучение этих 1000 дней — ничто, бесполезная информация. Самое главное в одном последнем дне. Именно из него нужно делать выводы, и выносить уроки. Может также и на примере с коррупцией сделать вывод и вынести урок на последний день, день, когда зеркало обезумевшей России превратится в осколки. Талеб рекомендует мыслить исключительно рационально и брать во внимание случайности, непредсказуемости, тогда шанс на успех за вами. Теперь возвращаемся к нынешним событиям и если опираться на это произведение, то можно действительно нужно принимать коррупцию как случайность, «Черный Лебедь?» Если так рассуждать, то в этом и будет заключаться положительная черта коррупции.

Но все-таки остановимся на том, что коррупция-это зло, бороться с ней — значит принимать рациональные меры и не брать во внимание те случайности, о которых пишет Талеб — в этом залог успеха!

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, коррупция, день, борьба, Национальный план противодействия коррупции, проблема коррупции, Сингапур, уровень коррупции, мировая экономика, Российская Федерация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *