Экспортная цена

Анализ законодательства Евросоюза, США, Китая, СНГ на предмет льгот, порядка ввоза/вывоза товаров, процедур таможенного оформления, а также контактную информацию об организациях инфраструктуры, оказывающей помощь предпринимателям в этих странах.
Подготовка и актуализация информации по планируемым международным выставкам различной направленности.
В настоящее время во всем мире растет роль экспортоориентированных экономик. Параллельно с этим в структуре экономик развитых и развивающихся стран увеличивается доля малых и средних предприятий, ориентированных на продажи продукции на внешние рынки.
В последние годы и в Российской федерации взят курс на поддержку этого направления роста, разрабатываются новые меры государственной поддержки, программы повышения конкурентоспособности российских товаров на международных рынках.
Провозглашен курс на модернизацию и диверсификацию российской экономики, которая невозможна без активного участия в этих процессах малых и средних компаний.
Для активного участия компаний в развитии экспортного направления, необходимо четкое понимание специфики и процессов, происходящих в сфере международного товарообмена и разделения труда, а также информированность компаний о возможностях и препятствиях в выходе на рынки других стран.
Зарубежные рынки становятся все более привлекательными для компаний и предприятий. Если компания решает выйти на внешние рынки, то важную роль играет целенаправленное планирование и практическая продуманность выбранного направления.
Несмотря на все трудности, связанные с выходом на внешние рынки, разработка международной стратегии вывода продукции на внешние рынки является необходимым условием успеха современного предприятия в условиях жесткой международной конкуренции.

Что такое внешнеэкономическая деятельность?

Внешнеэкономическая деятельность – это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
Решение о начале внешнеэкономической деятельности всегда является важным этапом развития деятельности каждой компании.
Виды внешнеэкономической деятельности:
— экспорт товаров (работ, услуг);
— реэкспорт товаров (экспорт импортных товаров);
— импорт товаров (работ, услуг);
— реимпорт товаров (импорт ранее экспортированных товаров);
— бартерные операции;
— арендные операции;
— продажа лицензий;
— оказание информационно-консультационных услуг;
— оказание рекламных услуг;
— транспортно-экспедиционные услуги;
— другие услуги.

Основными законодательными актами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность являются:

  • Закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»,
  • Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РФ»,
  • Закон РСФСР «О валютном регулировании и валютном контроле»,
  • Патентный закон Российской Федерации,
  • Закон РФ «О таможенном тарифе»,
  • Закон РФ «Об экспортном контроле»,
  • Таможенный кодекс Российской Федерации и Таможенный кодекс Таможенного Союза,
  • Налоговый кодекс Российской Федерации,
  • Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже»

Конкретные нормы и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности закрепляются также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, на базе которых подготовлены нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.
До принятия решения о выходе на международные рынки товаров или услуг необходимо тщательно проанализировать конкурентоспособность вашего предложения и оценить возможности компании.

Механизмы, используемые для продвижения товаров за рубежом.

1. Торговые представительства Российской Федерации за рубежом
В настоящее время система торговых представительств насчитывает более 60 стран присутствия. Представительства расположены в основных странах-партнерах и несут на себе функцию продвижения интересов российских компаний в стране пребывания. На постоянной основе предоставляют информацию о рынке страны и возможностях для российских компаний на этом рынке.
2. Торговые отделы посольств Российской Федерации за рубежом
Являются более малочисленными по штату, чем торговые представительства, однако несут на себе те же функции.
3. Торговые отделы и представительства иностранных государств в Российской Федерации
Располагаются главным образом в столице Российской Федерации, у наиболее крупных стран имеются отделения в регионах РФ. Служат проводниками работы национальных компаний, в то же время могут обеспечить необходимые контакты внутри своей страны, а также предоставить информацию по ее рынку.
4. Специальные национальные торговые агентства
Организованы при министерствах экономики стран, способствуют развитию национальной торговли и привлечению инвестиций. Предоставляют информацию о состоянии рынков.
5. Торгово-промышленные палаты Российской Федерации
Оказывают широкий спектр услуг по информированию компаний о состоянии рынков, организации мероприятий, арбитражу, продвижению компаний, оформлению документации. Широкая сетью территориальных отделений во всех регионах Российской Федерации.
6. Зарубежные торгово-промышленные палаты
Выполняют те же функции, что и российские ТПП. Принимают обращения от российских граждан.
7. Отраслевые союзы и объединения
Занимаются в том числе интенсификацией международного сотрудничества, организуя отраслевые встречи с партнерами из-за рубежа.
8. Двухсторонние комиссии и рабочие группы, деловые советы, комитеты
Организуются в рамках более крупных структур, нацелены на усиления экономических связей.
9. Объединения предпринимателей
Крупные объединения без четкого отраслевого признака, организующие, в том числе продвижение российской продукции на зарубежные рынки.
10. Специальные информационные системы
Регистрация во многих системах бесплатна и дает возможность представить свой товар достаточно большой аудитории, а также получить прямые контакты потенциального партнера.
11. Консалтинговые компании
Коммерческие компании, специализирующиеся на сборе и анализе маркетинговой информации по зарубежным рынкам, а также выводе компаний на новые рынки.

Критерии выбора внешнего рынка.

Исследование рыночных ниш является основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Программа комплексного исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и др.
Первым шагом при выходе на внешний рынок является определение стратегических параметров предприятия. Определяющими можно считать три параметра.
1. Необходимо проанализировать «внешнее окружение предприятия».
В рамках этого анализа рассматриваются макроэкономические показатели (экономические, политические, технологические, социокультурные факторы) и микроэкономические факторы, такие как состояние рынка и конкурентная среда. Эффективный анализ внешней среды предприятия должен включать анализ всего мирового рынка, чтобы не упустить из внимания новые тенденции, новых конкурентов или новые возможности рынка. Данная информация необходима для предприятий и является важным фактором дальнейшего развития и планирования стратегии.
2. Проанализировать сильные и слабые стороны предприятия.
Это необходимо для того, чтобы выявить возможности и трудности, а также глобальные тенденции. Помимо этого предприятие должно определить свое конкурентное преимущество. Руководители предприятия должны знать, что они предлагают на рынке и какие рынки они обслуживают. Они должны быть в курсе технологических и ресурсных возможностей предприятия, его потенциальных продаж и прибыли. При этом должны чётко представлять конкурентоспособные преимущества компании на международном рынке в своём сегменте.
3. До того как начинать анализ внешнего рынка предприятию следует установить свои международные маркетинговые цели и задачи. Этот процесс можно разделить на несколько составляющих.
1) предприятие должно определить желаемую долю экспорта по отношению ко всему объему продаж.
2) предприятие должно решить, будет оно выходить на несколько иностранных рынков или на глобальный мировой рынок. Обычно имеет смысл сначала сконцентрировать свои усилия по продвижению товаров на нескольких внешних рынках.
3) предприятие принимает решение по поводу того, какие страны и какого типа выбрать для экспорта своей продукции. Разграничение между странами делается на основе таких показателей, как политическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, уровень доходов населения, географические факторы.
4) Предприятие должно решить, какие именно иностранные рынки выбрать. Внешние рынки можно проранжировать по следующим параметрам:

  • Привлекательность рынка.

Привлекательность рынка определяется на основе таких факторов, как язык, законы, географическое положение, стабильность, схожесть культурных традиций и т.п.

  • Конкурентное преимущество.

Конкурентное преимущество характеризуется рыночной стратегией предприятия, наличием конкурентов, этапом жизненного цикла товара.

  • Риск

Риск можно разделить на два основных вида:
1. Риск инвестирования связан с возможностью национализации собственности предприятия иностранным правительством или с ограничениями перевода инвестированных ресурсов за границу.
2. Операционный риск связан с экономическим спадом в стране, девальвацией валюты, забастовками и прочими факторами.
После определения критериев предприятие должно осуществить свой выбор внешних рынков, учитывая потенциал рынка, возможный риск, прогнозируемый объем продаж, предполагаемые издержки и прибыль.
Предпочтение отдается тем странам, с которыми имеются устоявшиеся деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой. При выборе страны следует учесть и такой аспект, как правовые нормы и правила, действующие в стране и имеющие отношение к сотрудничеству. Правильный выбор страны во многом определит будущую эффективность работы предприятия на внешнем рынке.

Выбор и определение «потенциала» зарубежного рынка.

Классический маркетинг предусматривает традиционную схему обработки результатов маркетингового исследования, которое приводит к отбору целевых рынков. Она включает сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товаров на рынке.

Сeгмeнтaция — этo пpoцecc выявлeния нa pынкe oтдeльныx гpyпп пoкyпaтeлeй, иcпытывaющиx пoтpeбнocть в oпpeдeлeннoм тoвape или ycлyгe. Пpи paздeлeнии pынкa нa oтдeльныe ceгмeнты нeoбxoдимo coблюдaть pяд ycлoвий:
•чeткocть oчepтaний ceгмeнтa — ключeвыe xapaктepиcтики ceгмeнтa дoлжны чeткo oтличaтьcя oт xapaктepиcтик cмeжныx ceгмeнтoв;
•дocтyпнocть — выдeлeнный ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для cбopa нeoбxoдимoй pынoчнoй инфopмaции;
•вeличинa — ceгмeнт дoлжeн быть дocтaтoчнo бoльшим, чтoбы oбecпeчивaть дoxoднocть фиpмы;
•пpoзpaчнocть — ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для иcпoльзoвaния в нeм эффeктивныx мeтoдoв cбытa.
Процедура выбора рынка предполагает обязательную предварительную оценку и окончательный отбор рынков.
Для исключения менее привлекательных рынков при отборе могут использоваться следующие факторы:

  • экономические факторы (например, слишком низкий уровень доходов населения, отсутствие твердой валюты);
  • политический климат (нестабильная политическая ситуация, риск национализации и экспроприации и. п.);
  • географические факторы (очень большая отдаленность от страны, неподходящие условия местности и климата);
  • культурная среда (языковой барьер, проблемы религии, низкий уровень культуры и образования);
  • технологические факторы (слишком низкий технологический уровень и отсутствие технического мастерства);
  • иностранная торговая политика (слишком высокие таможенные барьеры и много различных запретов на ввоз).

Традиционно компании – экспортеры начинают осваивать рынок соседних стран, где он экономически и культурно складывается аналогично рынку своего государства. В некоторых случаях предприятия должны выбрать иной подход, так как возможности рынка в другой стране с течением времени могут измениться. Более привлекательные иностранные рынки могут быть выбраны по заданному образцу. Это означает, что выбирается несколько критериев, уместных и важных для компаний, и те рынки, которые соответствуют требованиям компании.
Потенциал рынка — это объемы возможных продаж экспортерами, а также показатели темпа изменения емкости зарубежного рынка.
Спрос на рынке характеризуется объемом продаж всех конкурирующих компаний на рынке по конкретному товару. В понятие «потенциал рынка», «спрос на рынке» и «способности компании» включены временные категории, такие как прошлое, текущий момент и перспектива.
Рынок состоит из шести различных объемов:
1) текущий потенциал рынка
2) текущий спрос на рынке
3) текущий спрос на товары компании
4) перспектива потенциала рынка
5) перспектива спроса рынка
6) перспектива спроса компании.
Чтобы измерить соответствующий объем, необходимо пользоваться специальными методами измерения. Некоторые наиболее общие из них представлены ниже.
Для определения перспективного потенциала и перспективы спроса на рынке компании могут использовать несколько методов, такие как:
1. управляющих индикаторов;
Метод на основе управляющих индикаторов (индексов) базируется на том, что есть такие временные ряды, которые меняются в соответствии с изменением спроса на рынке, но несколько его предопределяя.
2. статистические оценки спроса;
Используя метод статистических оценок спроса, формируют набор статистических процедур, которые позволяют установить, как наиболее важные факторы реально сказываются на спросе и что влияет на их связь. Факторы, которые в большей мере анализируют — это цены, доходы, численность населения, динамика роста.
3. метод аналогий:
В основе метода аналогий используется, как базис для предсказания, временные и товарные аналогии.
а) серия временных оценок (аналогий);
Метод временных аналогий основан на том допущении, что события повторяются, т.е. будущее станет некоторым образом продолжением прошлого. Это значит, что история известного рынка повторится вновь на другом неизвестном рынке, но с некоторой задержкой по времени.
б) товарная аналогия;
Товарная аналогия означает, что вы пытаетесь провести параллель между развитием известного товара на определенном рынке, в надежде на такое же развитие своего товара на другом рынке.
4. экспертное суждение (оценки).
Экспертные оценки как метод определения объема рынка предполагает привлечение группы экспертов, которые дают индивидуальные оценки, а затем аналитик компании комбинирует их в единую оценку.
Факторы, которые оказывают влияние на измерение емкости рынка возможного экспорта, могут быть разделены на две группы:
1. Факторы страны– это различные торговые барьеры и конкуренция на изучаемом рынке. К различным торговым барьерам относятся, например, таможенные тарифы, квоты, количественные импортные ограничения, нетарифные барьеры, импортные пошлины всех видов, ограничения относительно размера товара, объема, внешнего вида, упаковки, маркировки (стандарты).
2. Факторы спроса оказывают влияние как на емкость рынка в целом, так и на долю компаний. Существуют четыре разных фактора, когда измеряются и сравниваются емкость рынка и доля рынка, а именно:
·Определение товара.
·Измерители спроса.
·Измерение спроса по уровням.
·Определение рынка.
Спрос можно измерить двумя различными способами – физически (в тоннах, литрах, метрах и т.д.) и в денежном выражении (долларах, евро или других денежных единицах). Измерение спроса может быть сделано на различных уровнях системы распределения, таких как уровень производителей, оптовых торговцев, розничной торговли.
Таким образом, можно отметить, что факторы страны это различные торговые препятствия и конкуренция на рынке, а факторы спроса, — в различной степени влияют на размер рынка и возможности фирмы.

Сегментация рынка означает разделение рынка на определенные группы продавцов. Сегментация рынка дает базу для развития комплекса маркетинга зарубежного рынка. Иногда сегмент рынка оказывается неудачным, вследствие чего он должен быть отклонен, как кандидат рынка экспорта.

Дополнительные мероприятия по изучению рынков и продвижению продукции

Посещение выставок
Выставочные мероприятия делятся на отраслевые и мультиотраслевые, национальные и международные, локальные и межрегиональные. Целесообразность участия в выставке можно определить исходя из ее истории, количества участников, представленных в прошлые годы экспонентов, страны проведения, статуса участников. Позволяют получить представление о конкуренции на рынках, представленных продуктах и ценах на товар.
Обмен опытом
Обмен опытом с компаниями, уже пытавшимися выйти на заданный рынок, как российскими, так и иностранными.
Деловые миссии
Традиционный для Европы способ знакомства с рынком, может быть организован для нескольких компаний из нескольких секторов одновременно.
Прямые переговоры
Прямые контакты и переговоры с потенциальными партнерами и покупателями. Могут быть затруднены языковыми проблемами.
Основные сложности ведения экспортной деятельности:
— специфика внешнеторговых процедур (в том числе таможенных, валютных, налоговых, логистических)
— уменьшение денежных средств в обороте компании (в течение ожидания поступление средств по контрактам и возмещений налогов)

Этапы внешнеэкономической сделки.

Любая внешнеэкономическая сделка состоит из стандартных этапов, на каждом из которых необходимо учитывать все правовые, экономические и политические составляющие.
I. Подготовка сделки
— исследование рынка и поиск потенциального партнера
— проверка репутации и платежеспособности партнера
— проведение предконтрактных переговоров
— оценка рисков

II. Подписание контракта
— согласование условий контракта
— подписание контракта
III. Поставка товара
— согласование графика поставки
— подготовка товара к отгрузке
— подготовка документов для таможенного оформления товара
— таможенное оформление
— вывоз товара с территории Российской Федерации
— отслеживание получения товара покупателем
IV. Получение оплаты
— получение оплаты за товар
— оформление поступления средств
V. Закрытие сделки
— подготовка документов для возмещения НДС
— сверка закрывающей документации с партнером

Основной пакет документов, необходимый при вывозе товаров с территории Российской Федерации.

Любая внешнеэкономическая, в том числе экспортная сделка, требует от компании определенного набора документов, оформляемых различными министерствами и ведомствами, а также самим экспортером.
1. Документ, являющийся основанием для поставки товара (Договор, Соглашение, Контракт) со всеми изменениями и дополнениями к нему.
2. Счет-фактура на товар
3. Перевод счета-фактуры, в случае, если он предоставляется на иностранном языке
4. Паспорт сделки (при сумме сделки более 5000 долларов США)
5. Документы, устанавливающие происхождение товара (паспорта изделий, сертификаты качества, сертификаты происхождения товара по формам СТ-1 или А, выданные Торгово-Промышленной Палатой.
6. Документы, устанавливающие классификацию товара согласно коду ТН ВЭД (ссылки на паспорта изделия, его технические описания, рекламные материалы, в которых отражены технические и физические характеристики товара)
7. Документы, подтверждающие стоимость товаров (счета-фактуры и спецификации на партию товара, договора о покупке товара на территории РФ, копии платежных документов с выписками из банков, копии счетов-фактур и счетов-проформ, полученных от собственника товара на территории РФ)
8. Разрешительные документы различных ведомств, в случае, если товар подпадает под их сферу контроля.
9. Документы об уплате таможенных платежей
10. Документы контроля доставки автотранспортом (ДКД, книжка МДП)
11. Товарно-транспортные документы (различные при различных видах транспорта)
12. Упаковочный лист
13. Документы на лицо, выступающее представителем экспортера в таможенных органах
Подробные требования к предоставляемым документам, сформированы Федеральной таможенной службой Российской Федерации (www.customs.ru )

Меры государственной поддержки российских экспортеров

Существующие меры государственной финансовой поддержки и их нормативная база.
Меры государственной поддержки экспортеров в Российской Федерации определяются рядом постановлений Правительства, ведомственных актов и указов Президента Российской Федерации.
Изначально меры государственной поддержки были большей частью ориентированы на экспорт машинотехнической продукции.
Основы принципов государственной поддержки заложены в Федеральном законе от 13 октября 2005 года, «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в РФ”, дополняющем его Указе президента российской Федерации «О первоочередных мерах поддержки экспортеров” от 30 ноября 1995 года, а также Постановлении Правительства «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг” от 20 января 1996 года, в котором были закреплены основные финансовые, налоговые и иные конкретные меры по стимулированию экспорта.
Результатом принятия вышеупомянутых актов стало утверждение «Федеральной программы развития экспорта”, Постановлением правительства РФ №123 от 8 февраля 1996 года.
Также в 1994 году в соответствии с Постановлением правительства РФ был создан Российский экспортно-импортный банк, с целью исполнения роли банка-агента Правительства при финансировании поддержки российского экспорта.
В рамках принятых законодательных актов, планировались следующие меры, ориентированные большей частью на экспортеров машинотехнической и военной продукции:
— гарантийные обязательства Правительства РФ по привлеченным ресурсам Росэксимбанком и другим банкам-агентам
— гарантирование и страхование экспортных кредитов
— предоставление краткосрочных бюджетных ссуд
Из перечисленных мер наиболее эффективно применялся механизм предоставления ссуд.
В ноябре 1999 года создана Комиссия по выстовочно-ярморочной деятельности, в задачи которой в том числе входила интенсификация участия российских экспортеров в крупнейших мировых выставках и других мероприятиях подобного рода.
В 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации (14 октября 2003 г. № 1493-р.) «Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации». Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию.
Концепция предусматривает:
— создание системы государственного гарантирования политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций;
— расширение долгосрочного экспортного кредитования;
— создание механизма возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам российских кредитных организаций.
Функции рассмотрения и предоставления указанных видов поддержки возложена на Росэксимбанк (www.eximbank.ru ) и ряд Министерств и ведомств. Размеры предоставляемых бюджетных ассигнований на поддержку экспорта определяются ежегодно при составлении бюджета.
В 2007 году образован «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) ( www.veb.ru)». Основной целью госкорпорации стало повышение конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности.
На государственные и привлеченные средства банк осуществляет финансирование инвестиционных проектов, рефинансирование внешних долгов российских банков и компаний, страхование экспортных кредитов. Кроме того, ВЭБ реализует проекты направленные на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, поддержку экспорта российских товаров и услуг.
В последнее время все интенсивнее обсуждается вопрос о механизмах страхования экспортных кредитов, однако при существующем законодательстве принятие подобной схемы страхования невозможно, поэтому в настоящее время страхование экспортных кредитов в Российской Федерации по большей части заменено предоставлением государственных гарантий.

Меры финансовой поддержки экспорта малого и среднего бизнеса.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 178 от 27 февраля 2009 г. «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и Приказом Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 N 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», определены виды и размеры субсидий, выделяемые на поддержку непосредственно малых и средних предприятий.
Государственная поддержка предоставляется, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.
Субсидии, предоставляемые на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, направляются на следующие цели:

а) субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, не ранее 1 января 2005 г. или субъектами среднего предпринимательства, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, не ранее 1 января 2008 г.;
б) субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;
в) субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
г) субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);
д) субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.

Другие (нефинансовые) меры поддержки экспортеров

К сожалению, в настоящий момент в России отсутствует единая скоординированная система обеспечения нефинансовой поддержки экспортоориентированных предприятий. В связи с этим, меры поддержки зачастую основаны на инициативах отдельных Министерств и ведомств, а также усилиям отраслевых объединений предпринимателей.
Среди них можно выделить:
— политические меры министерств и ведомств, направленные на снятие барьеров в торговле
— информационные меры, в частности создание Минэкономразвития России единого Портала внешнеэкономической информации (www.exportsupport.ru ), создание Департаментом поддержки малого и среднего предпринимательства города Москвы Портала по вопросам внешнеэкономической деятельности Внешмаркет (www.vneshmarket.ru), распространение Внешэкономбанком информации о российских инвестиционных предложениях, проведение форумов и мероприятий различной направленности, как в России, так и зарубежом
— консультационные меры, в частности целевой проект Минэкономразвития России по содействию выходу российских компаний на европейские рынки – сеть Евро Инфо Корреспондентских Центров (www.euroinfocenter.ru )
Для получения более подробной информации можно обратиться к специальному порталу Внешнеэкономической информации http://www.ved.gov.ru/
Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства

Новая порция статистики от Федеральной таможенной службы о товарной внешней торговле России в 1-м полугодии текущего года позитива не принесла. Наоборот, динамика снижения экспорта стала хуже привычного унылого сокращения импорта. Но последний заявил о росте в июле, что сулит еще большие неприятности динамике сальдо торгового баланса.

По данным таможенной статистики, в январе — июне 2019 г. внешнеторговый оборот России (включая рыбу и морепродукты Российской Федерации, не подлежащие доставке для таможенного оформления на ее территории; бункерное топливо, горючее, продовольствие и материалы, приобретенные за пределами территории РФ; товары и транспортные средства, ввезенные физическими лицами; досчеты на неучтенные объемы взаимной торговли со странами ЕАЭС) составил 320,8 млрд долл. США и по сравнению с январем — июнем 2018 г. снизился на 3,0%.

Экспорт России в первом полугодии 2019 г. составил 206,5 млрд долл., что в годовом сопоставлении меньше на 3,6%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 87,6%, на страны СНГ — 12,4%.

Российский импорт в рассматриваемом периоде 2019 г. набрал 114,3 млрд долл. и по сравнению с 1-м полугодием 2018 г. сократился на 2,0%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 88,6%, на страны Содружества — 11,4%.

Сальдо торгового баланса, таким образом, сложилось положительное в размере 92,2 млрд долл., что на 5,4 млрд, или на 5,6% меньше, чем в январе — июне прошлого года.

Более детально динамику общих показателей внешней торговли ФТС, как всегда, представил без перечисленных выше включений, а в этом случае ее значения могут непринципиально отличаться. Так, оборот за январь — июнь составил 318,1 млрд долл. и снизился в годовом измерении на 3,3%, экспорт — 205,5 млрд долл. (–3,6% соответственно), импорт — 112,6 млрд долл. (–2,7%), сальдо торгового баланса — 92,9 млрд долл. (–4,65%).

Закрытие июнем II квартала позволяет провести межквартальные сопоставления. Оборот в апреле — июне 2019 г. вылился в 160,1 млрд долл., что на 1,3% больше суммы I квартала, но на 6,5% меньше, чем во II квартале прошлого года. Объем экспорта составил 100,8 млрд долл. — на 3,8% ниже, нежели в январе — марте 2019 г., и на 8,6% хуже в годовом сопоставлении. Импорт набрал 59,3 млрд долл., увеличившись на 11,3% к предшествовавшему кварталу и потеряв 2,8% относительно II квартала 2018 г. Внешнеторговое сальдо составило в апреле — июне текущего года 41,4 млрд долл., что 19,4% уступает его объему кварталом ранее и на 15,7% меньше, чем во II квартале 2018 г. Таким образом, проигравшими по всем позициям в апреле — июне стали экспорт и, что естественно, сальдо внешней торговли.

Возвращаясь к показателям января — июня этого года, отметим, что, если не смотреть на статистику января (всегда особый месяц), годовая динамика экспорта впервые стала хуже, чем у импорта — на 0,9 п.п. Еще по итогам пяти месяцев сохранялось символическое преимущество в 0,1 п.п. (–1,8% против –1,9% соответственно), но и оно растаяло, унеся и мизерную возможность более-менее сносного поддержания динамики внешнеторгового сальдо со стороны экспорта.

При этом стоит заметить, что непосредственно в июне к соответствующему месяцу 2018 г. относительного ухудшения у экспорта не было — –12,3% против –12,4% месяцем ранее. Тем не менее, его нарастающая годовая динамика снизилась за июнь на 1,8 п.п. У импорта аналогичная июньская статистика выдалась позитивнее — –6,3% против –7,2% и –0,8 п.п. соответственно. А вот месячное сальдо торгового баланса в июне (13,1 млрд долл.), при таких раскладах между экспортом и импортом, показало худшее из шести месяцев годовое сопоставление — –19,6% (–19,2% месяцем ранее).

В основе снижения всего отечественного экспорта не могут не лежать поставки за рубеж его главной составляющей — топливно-энергетических товаров. Как показывает представленная справка, их доля в товарной структуре экспорта составила в 1-м полугодии текущего года 64,7% с ростом на 0,7 п.п. относительно января — июня 2018 г. При этом по стоимости объем данных товаров снизился в годовом измерении на 2,6%, а физически их экспорт вырос на 2,1%, в то время как месяцем ранее стоимостное снижение составляло всего 0,2%, а прирост в натуральном выражении — 3,1%.

Также понятно, что перемены, а тем более — заметные, во внешней торговле России задаются, прежде всего, товарообменом со странами дальнего зарубежья. Оборот же с ними сократился в январе — июне 2019 г. в годовом выражении на 3,4%, в частности экспорт — на 3,7, импорт — на 2,8%. Внешнеторговое сальдо снизилось на 4,8%. В июне год к году оборот снизился на 10,5%, экспорт — на 12,8, импорт — на 6,3, сальдо — на 21,3%.

В торговле России со странами СНГ годовая динамика экспорта все 1-е полугодие была отрицательной и хуже относительного падения импорта. Закончилась первая половина текущего года снижением «ближнего» оборота к шести месяцам 2018 г. на 2,6%, экспорта — на 2,8, импорта — на 2,0 и сальдо — на 3,6%. Июнь в торговле со странами Содружества отметился самыми низкими из шести месяцев годовыми сопоставлениями по обороту, экспорту и импорту — –8,1, –8,3 и –7,7% к июню 2018 г. соответственно.

Полугодие — неплохой промежуточный рубеж, чтобы полюбопытствовать о переменах в торговле России с отдельными членами СНГ. А представленную таблицу мы для более точного читательского восприятия ее абсолютных данных сопроводим относительными годовыми сопоставлениями.

Объемы торговли со странами СНГ в январе — июне 2018 — 2019 гг., млн долл. США

* Включены досчеты на неучтенные объемы взаимной торговли Российской Федерации с Республикой Беларусь.

Источник: ФТС России

Итак:

Необходимо также сказать, что, по предварительным данным ФТС, импорт из стран дальнего зарубежья в июле увеличился в годовом сопоставлении на 4,8% за счет роста на 15,2% импорта химической и на 3,7% — машиностроительной продукции. В частности, выросли закупки механического оборудования на 9,7%, средств наземного транспорта — на 10,4%, инструментов и аппаратов оптических — на 19,2%.

Питать из этого надежду на устойчивое восстановление роста закупок товаров инвестиционного назначения не стоит — аналогичный всплеск «дальнего» импорта (+5,3%) наблюдался и в прошлом апреле (тоже, кстати, месяц, открывающий квартал), а вот июльскому сальдо торгового баланса подскок импорта может изрядно подпортить. Вопрос только в том, как поведет себя в июле экспорт — продолжит снижение или окажет некоторое сопротивление.

В последнее верится слабо, но хотя бы цена на нефть не должна подвести — по данным Минэкономразвития, средняя цена российского сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за июль 2019 г. составила 63,40 долл. за баррель, что на 1,03 долл., или на 1,65% больше, чем в июне.

Справка

Экспорт России в январе — июне 2019 г.

Основой российского экспорта традиционно являлись топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 64,7% (в январе — июне 2018 г. — 64,0%). В экспорте в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 69,2% (67,8% соответственно), в страны СНГ — 32,8% (37,2%). По сравнению с январем — июнем 2018 г. стоимостный объем топливно-энергетических товаров снизился на 2,6%, а физический — возрос на 2,1%. Среди товаров ТЭК возросли физические объемы экспорта электроэнергии на 31,5%, угля каменного — на 7,6, бензина автомобильного — на 3,9%. Вместе с тем снизились физические объемы экспорта нефтепродуктов на 8,4%, в том числе топлив жидких — на 9,2, дизельного топлива — на 7,1, газа природного — на 5,2, керосина — на 4,9%.

Доля экспорта продукции химической промышленности в январе — июне 2019 г. составила, как и в аналогичном периоде предыдущего года, 6,3%. В экспорте в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 5,2% (5,3%), в страны СНГ — 13,7% (13,2%). Стоимостный объем экспорта данной товарной группы снизился на 3,4%, а физический — на 6,2%.

Удельный вес экспорта машин и оборудования составил 5,7% (в январе — июне 2018 г. — 5,9%). В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 4,0% (4,4%), в страны СНГ — 17,6% (16,4%). Стоимостный объем экспорта данной товарной группы снизился на 6,8%, в том числе железнодорожных локомотивов и их частей — на 16,2%, оборудования механического — на 2,9%. Стоимостный объем экспорта средств наземного транспорта, кроме железнодорожного, возрос на 6,2%, электрического оборудования — на 2,2%. При этом возросли физические объемы поставок легковых автомобилей на 25,9%, а грузовых — на 2,8%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе — июне 2019 г. составила 5,2% (5,3%). В экспорте в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 4,5% (4,8%), в страны СНГ — 9,8% (9,0%). По сравнению с январем — июнем 2018 г. стоимостные объемы поставок этих товаров снизились на 6,0%, а физические — сократились на 29,9%.

Удельный вес экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий составил 3,1% (3,2%). В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 2,9% (3,0%), в страны СНГ осталась на уровне прошлого года — 4,4%. Стоимостный объем экспорта данной товарной группы снизился на 5,2%, а физический — на 0,3%.

На фоне пандемии коронавируса и падения спроса на энергоносители спотовые цены на газ в конце весны достигли исторического минимума. Так, на голландской торговой площадке TTF 22 мая цена газа опускалась до €2,35 за мегаватт-час (МВт·ч), что соответствует примерно $26,4 за 1 тыс. куб. м.
На газовом хабе в австрийском Баумгартене, наиболее приближенном к России, в тот же день цена опускалась до €4,4 за 1 МВт·ч, или $49,7 за 1 тыс. куб. м.

Однако «Газпром» продает европейским клиентам газ дороже, чем спотовые цены в Европе, благодаря долгосрочным контрактам, где цена определяется по формуле, привязанной к цене нефти и корзины нефтепродуктов. В 2019 году эта премия для газовой монополии составляла $47 за 1 тыс. куб. м относительно спотовых цен «на следующий день» и $35 за 1 тыс. куб. м относительно цен «на следующий месяц», следует из его февральской презентации.

По подсчетам «Интерфакса», рентабельный уровень экспорта для «Газпрома» составляет $100 за 1 тыс. куб. м: $13 — себестоимость добычи, $14 — НДПИ, $27 — транспортировка по России, минимум $20 — транспорт до целевых рынков Европы, в сумме — более $70. К этому нужно добавить таможенную пошлину 30%. Эти расчеты РБК подтверждала директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова.

Старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко также считает точкой безубыточности цену $100 за 1 тыс. куб. м при поставке газа в Европу. «При этой цене выручка от экспорта покрывает операционные издержки, в том числе НДПИ, экспортную пошлину, транспорт и добычу газа. Но часть операционных издержек являются, по сути, фиксированными, их нельзя быстро снизить (например, транзит по условиям «качай или плати»), поэтому даже при текущих ценах «Газпрому», может, выгоднее продолжать экспортировать газ», — считает эксперт.

«Газпром» ожидает, что поставки газа за рубеж в 2020 году снизятся на 16,4% — с 199,2 млрд до 166,6 млрд куб. м, сообщал в конце апреля руководитель финансово-экономического департамента компании Александр Иванников. Он тогда прогнозировал, что средняя цена газа упадет на 37%, с $210,6 до $133 за 1 тыс. куб. м.

Рейтинговое агентство Fitch предупреждает, что среднегодовая экспортная цена «Газпрома» в 2020 году составит лишь $119 за 1 тыс. куб. м газа, что на 44% ниже, чем в 2019 году, сказал РБК представитель агентства. Это значит, что прибыль от экспортных операций будет минимальной, но стабилизирующее влияние на нее окажут внутренние продажи газа и финансовые показатели «Газпром нефти», указывает он.

Экспорт – хорошо знакомое каждому субъекту внешнеэкономической деятельности обозначение. Это таможенный режим, который обозначает окончательный вывоз товаров или услуг с территории страны. При этом вопросов по поводу товаров не возникает, то что это – экспорт услуг? Давайте разберемся подробнее.

Что такое экспорт услуг? Какие услуги можно транспортировать?

Экспорт услуг – это предоставление услуг производственного или потребительского характера за границей. К ним могут относиться:

  • Фрахт суден воздушного или морского транспорта. Фрахт – некое подобие аренды, когда полностью все судно или его часть арендуются для перемещения товаров. При помощи фрахта можно перемещать как генеральные, так и сборные грузы. Компания, предоставляющая нерезиденту услуги фрахта, осуществляет экспорт услуг.
  • Услуги, связанные с использованием прав интеллектуальной собственности. Это самый большой блок экспортных услуг. Сюда входит передача прав на трансляцию кинофильмов в иностранном прокате, возможность использования промышленных изобретений, инноваций и других ноу-хау, произведений искусства. Часто услуги по налогообложению использования и передачи прав интеллектуальной собственности требуются субъектам внешнеэкономической деятельности, которые занимаются перевозками тиражей книг, изобретений и так далее. Компания Green Channel предоставляет подобные услуги. Мы разбираемся в налогообложении объектов прав интеллектуальной собственности, правильно оплачиваем роялти и другие лицензионные платежи.
  • Представления артиством за границей. Например, гастрольный тур известного певца или труппы всемирно известного театра – экспорт услуг.

На самом деле, область экспорта услуг многим кажется довольно темной и не совсем понятной. Однако специалисты знают, как с ней разобраться. Если выступления на территории другой страны того или иного артиста не относится к таможенному оформлению, так как таможенные органы имеют дело только с товарами то использование прав интеллектуальной собственности контролируется таможенными органами.

Необходимо помнить, что в этом случае, при перемещении объекта прав интеллектуальной собственности, Вы должны получить у правообладателя соответствующее разрешение, оплатить лицензионные платежи различного характера. Если разрешения нет, инспектор проверяет услугу на регистрацию в таможенном реестре прав интеллектуальной собственности. Если объект подлежит охране, то товары и сопутствующие им услуги на экспорт задержат на границе.

Обращаясь к специалистам компании Green Channel, Вы избавляете себя от возможных хлопот, связанных с перемещением товаров через границу. Мы гарантируем клиентам качественную доставку, быстрое и правильное таможенное оформление товара и услуг. Работаем по всему миру, имеем большое количество подразделений в разных странах, обеспечим сохранность груза и своевременную доставку. Сотрудничать с нами – выгодно, удобно и надежно!

7. Хайрулина Э. И. Анализ состояния ликвидности банковского сектора в Российской Федерации / Э. И. Хайрулина // Аллея Науки: научно-практический электронный журнал. — 2017. — № 9.

8. Федеральная служба государственной статистики . — Режим доступа: www.gks.ru

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Ситникова Э. В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита

E-mail: 0209elvira@mail.ru Тел.: 8 (4712) 222-650

Несенюк Е. С., аспирант, преподаватель кафедры экономики, управления и аудита

Е-mail: kgtu_fk@list.ru Тел.: 8 (4712) 222-650

УДК 332.142; 339.5

Ю. И. Трещевский, М. Н. Бахтин, Н. А. Климов, Г1. Д. Никульников

ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО МАКРОРЕГИОНА — ТРЕНДЫ ДОСАНКЦИОННОГО И САНКЦИОННОГО ПЕРИОДОВ

Аннотация: цель. Выявить тенденции изменения объемов экспорта-импорта регионов Центрально-Черноземного макрорегиона (ЦЧР) в посткризисный и санкционный периоды, установить наличие (или отсутствие) критически важных изменений в данной области экономической деятельности с 2014 года.

Обсуждение. В научной и публицистической литературе происходит активное обсуждение влияния экономических санкций на объемы, внешнеторговых сделок. Авторы понимают, что указанные процессы проявляются в разной степени в различных регионах и сферах экономической деятельности. Обращение к регионам ЦЧР обусловлено высоким разнообразием внешнеэкономической деятельности, локализованной на ограниченном пространстве.

Результаты. Обобщение результатов анализа объемов внешнеторговых связей регионов ЦЧР показало, что, в большинстве административно-территориальных образований с 2010 по 2016 гг. происходят существенные изменения объемов экспорта и импорта. В посткризисный период (2010—2011 гг.) наблюдался быстрый, но краткосрочный рост практически по всем объемным показателям. С 2011—2012 гг. началось падение объемов. Сколько-нибудь заметного изменения объемов внешнеторговых операций в регионах ЦЧР в период 2015—2016 гг. не произошло. Практически по всем показателям сохранился «падающий» тренд.

Ключевые слова: регион, Центрально-Черноземный макрорегион, экспорт, импорт.

UDC 332.142; 339.5

Y. I. Treshevsky, M. N. Bakhtin, N. A. Klimov, P. D. Nikul’nikov

EXPORT-IMPORT RELATIONS OF THE REGIONS OF CENTRAL-BLACK EARTH MACRO — TRENDS PRE-SANCTIONS AND

SANCTION PERIODS

Keywords: region, Central black macroregion, export,, import,.

Введение

Динамика социально-экономических процессов в современных условиях отличается высокой неустойчивостью на глобальном, национальном и региональном уровнях. Это относится и к внешнеторговой деятельности стран и их социально-экономических и пространственных подсистем. Особое внимание в настоящее время уделяется санкционному периоду.

С. А. Иванова отмечает, что санкцион-ные меры со стороны западных государств оказали значительное влияние на внешнеэкономическую деятельность России. Экспорт и импорт страны существенно снизился . Естественно, санкционный режим негативно сказывается на внешнеэкономической деятельности страны и ее административно-территориальных образований. Однако, нам представляется, что изменения в политических отношений в данном случае носят вторичный характер. Можно обратить внимание на то, что внешнеторговый оборот России, рассчитанный вышеуказанным автором в процентах к предыдущему году, в посткризисный период достиг максимума в 2010 году, и с 2012 года (за два года до введе-

ния санкций, и за три года до того, как их результаты потенциально могли быть отражены официальной статистикой), неуклонно снижается. Понятно, что динамика экспортно-импортных связей существенно различается в регионах страны и их группах.

Работы отечественных исследователей, посвященные экспортно-импортным отношениям «глубинных» регионов, не выходящих непосредственно на глобальные рынки, в настоящее довольно немногочисленны. С. Н. Растворцева, М. В. Чернова, А. Н. Чернов отмечают, что изменения, происходящие во взаимоотношениях с другими странами мира в период 2014—2016 гг., привели к резкому (почти в два раза) снижению экспортно-импортных потоков в Белгородской области . Заметим, что Белгородская область является пограничной, имеющей достаточно протяженную границу с Украиной, но ее нельзя отнести к регионам, граничащим с глобальными игроками, как и остальные регионы ЦЧР

Области, входящие в анализируемый макрорегион, имеют различную структуру производства и, соответственно, внеш-

неэкономических связей. На социально-экономические параметры регионов в разной степени влияют кризисные процессы . Каждый регион имеет специфическую траекторию социально-экономических процессов . В связи с этим проанализируем общую динамику экспорта и импорта регионов ЦЧР. При анализе мы исходим из того, что структура производства в регионах существенно не изменилась, во всяком случае — настолько, чтобы повлиять на структуру внешнеэкономических связей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленная статья является продолжением исследований социально-экономических процессов в административно-территориальных образованиях макрорегиона, выполненных авторами и другими представителями воронежской экономической школы .

Методология исследования

Исходными данными для расчетов послужили материалы официальной статистики за 2010—2016 годы . Начальный год — активизация экономической деятельности в мировой и национальной экономике после кризиса 2008—2009 года (2010 год).

Объем экспорта и импорта оценен в фактически действовавших ценах в миллионах долларов США (как принято в официальной статистике). В этом случае влиянием изменения внутренних цен на экспортируемую и импортируемую продукцию можно пренебречь. Фактически можно говорить о расчете в постоянных ценах. Естествен-

но, что изменение цен на мировых рынках оказывает существенное влияние на объемы внешней торговли в стоимостном выражении.

Для анализа трендов использован корреляционно-регрессионный анализ. Авторы отдают себе отчет в том, что определить причинно-следственные связи с его помощью невозможно. Однако можно сформировать общее представление о происходящих процессах и определить наличие или отсутствие переломных точек в анализируемых процессах.

Для характеристики трендов проверялось их соответствие линейной, степенной и логарифмической зависимостям. Для итогового анализа использовалась функция с наибольшим коэффициентом корреляции. При низких значениях коэффициента корреляции соответствие функции описываемым процессам не отвергалось, а считалось слабо выраженным. Данное допущение связано с тем, что достаточно высоких коэффициентов корреляции, требующих дальнейшего анализа значимости показателей, в данном временном диапазоне нет.

Результаты. Динамика экспортно-импортных связей регионов Центрально-Черноземного макрорегиона

На основании вышеприведенных методологических посылов проведены расчеты объемом экспорта и импорта по регионам ЦЧР, которые позволили представить их в обобщающей табличной и графической форме (Белгородская область — таблица 1, рисунок 1)

Таблица 1

Внешняя торговля по Белгородской области за 2010—2016 гг. (в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Экспорт в страны дальнего зарубежья 1914,3 2889,2 2537 2354,4 2349,7 1881,9 1606,5

Импорт нз стран дальнего зарубежья 701,7 1271,4 873 776,7 1104 775,6 510,1

Экспорт в страны СНГ 789,9 950,8 1095 1060,3 826,4 544,2 579,2

Импорт нз стран СНГ 3499,4 5384 4368 3383,7 2164,3 1047,1 891,1

Обозначения, здесь и далее:

-^Экспорт в страны дальнего зарубежья -^Импорт из стран дальнего зарубежья ^^Экспорт в страны СНГ —^Импорт из стран СНГ

Рис. 1. Внешняя торговля по Белгородской области (в фактически действовавших ценах;

миллионов долларов США)

У — объем экспорта или импорта (млн долл. США)

X — ьгод в периоде исследования; II2 — коэффициент корреляции Результаты расчетов представлены формулами 1—4.

Экспорт в страны дальнего зарубежья:

У1 =-111,62х +2665,5 Я2 = 0,2988

(1);

Импорт из стран дальнего зарубежья:

(2);

У2 =-47,693х+ 1049,7 II2 = 0,1631

Экспорт в страны СНГ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЗ = -61,2 Их + 1080 II2 = 0,3696

Импорт из стран СНГ:

У4 = -667,94х + 5634,3 Я2 = 0,7391

(3)

(4)

Как видим, на протяжении всего анализируемого периода импорт и экспорт как в страны СНГ, так и дальнего зарубежья имели неустойчивую отрицательную динамику.

По объемам наиболее значимым в период с 2010 года по 2014 года был импорт

из стран СНГ. Начиная с 2011 года он неуклонно снижался и в 2014 году его объем стал меньше экспорта в страны дальнего зарубежья. Динамика по сравнению с остальными показателями достаточно устойчивая.

Экспорт в страны СНГ — неустойчивая отрицательная динамика, довольно высокий рост в 2010—2012 гг., стабилизация в 2012—2013 гг., затем — быстрое снижение объемов.

Экспорт в страны дальнего зарубежья — на протяжении всего периода объемы выше, чем импорт из этих стран; неустойчивое, волнообразное падение объемов на протяжении всего периода; пик значений показателя приходится на 2011 год.

Импорт из стран дальнего зарубежья — неустойчивое сокращение объемов на протяжении всего анализируемого периода; как и в случае с экспортом, волнообразное падение значений показателя; максимальный объем приходился на 2011 год.

Динамика экспортно-импортных связей Воронежской области представлена в таблице 2 и рисунке 2.

Таблица 2

Внешняя торговля по Воронежской области за 2010—2016 гг. (в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Экспорт в страны дальнего зарубежья 575,3 756,2 937 907,2 811,1 729,2 698,1

Импорт нз стран дальнего зарубежья 365,5 579,7 692 684,9 648,5 462,4 606,9

Экспорт в страны СНГ 348,4 505,2 754 684,2 731,3 627,3 447,4

Импорт нз стран СНГ 474,7 542,7 610 530,2 430,6 254,1 215,6

Рис. 2. Внешняя торговля по Воронежской области (в фактически действовавших ценах;

миллионов долларов США)

ший объем (как и в Белгородской области) занимает экспорт в страны дальнего зарубежья, однако его масштабы существенно ниже. Значения показателя характеризуются степенной функцией со значением показателя степени менее 1,0, то есть, динамика положительная, но со снижением прироста. Значение коэффициента корреляции позволяет считать полученную зависимость слабо выраженной. С 2010 по 2012 гг. наблюдался быстрый рост показателя, затем — менее выраженное, но длительное падение. В итоге в 2016 гг. объем экспорта в страны дальнего зарубежья существенно превышал значение 2010 года. В 2014 году не наблюдалось каких-либо изменений тренда.

Экспорт в страны СНГ описывается степенной функцией с показателем степени меньше 1,0. Динамика экспорта неустойчиво положительная, максимальное значение приходится на 2012 год. С 2013 по 2014 гг.

Обозначения как на рисунке 1. Результаты расчетов представлены формулами 5—8.

Экспорт в страны дальнего зарубежья:

У1 = 675,39х0’1018

II2 = 0,1761 {)

Импорт из стран дальнего зарубежья:

(6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У2 = 451,5х0’1835 II2 = 0,2846

Экспорт в страны СНГ:

УЗ = 429,8х0’2262 Я2 = 0,289

Импорт из стран СНГ:

у = -54,782х + 655,97 II2 = 0,6284

(7)

(8)

Как видим, в отличие от Белгородской области в Воронежской экспортно-импортные связи более сбалансированы. Наиболь-

наблюдалось некоторое повышение значений показателя, затем — быстрое падение.

Динамика импорта из стран дальнего зарубежья характеризуется степенной функцией со значением показателя меньше 1,0; динамика неустойчивая; максимум объемов приходится на 2012 год, затем последовало некоторое падение до 2015 года и рост в 2016 г. В итоге объем импорта в области несколько превысил уровень 2011 года.

Импорт из стран СНГ описывается линейной функцией с отрицательным коэффициентом при предикаторе, коэффициент корреляции невысок, пик значений показателя приходится на 2012 год.

В целом боли или менее существенное изменение тренда в 2014 году наблюдается по импорту из стран дальнего зарубежья.

Динамика экспорта и импорта по Липецкой области представлена в таблице 3 и на рисунке 3.

Таблица 3

Внешняя торговля по Липецкой области за 2010—2016 гг. (в фактически действовавших ценах;миллионов долларов США)

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Экспорт в страны дальнего зарубежья 3656,4 4524,6 4707 4064,3 4048,4 2998,1 2793

Импорт нз стран дальнего зарубежья 1033,9 1454,7 1336 1239,8 966,2 807 793,8

Экспорт в страны СНГ 250,7 230,3 406 427,7 330,4 205 243,5

Импорт нз стран СНГ 224,6 243,3 355 334 240,3 127,5 1284

Рис. 3. Внешняя торговля по Липецкой области (в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)

Обозначения как на рисунках 1 и 2. Результаты расчетов представлены формулами 9—12.

Экспорт в страны дальнего зарубежья:

Y1 =-225,06х +4727,7 R2 = 0,45

(9)

Импорт из стран дальнего зарубежья:

(10)

Y2 = -85,196х + 1431 R2 = 0,5052

Экспорт в страны СНГ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Y3 = -5,2786х + 320,2 R2 = 0,0163

(П)

Импорт из стран СНГ:

У4 = -22,707х + 326,94 (т

И2 = 0,3047 ^ ]

Как видим, во всех случаях:

— коэффициенты при предикаторах имеют отрицательные значения, то есть наблюдается ухудшение анализируемых показателей;

— значения коэффициентов корреляции низкие, следовательно, рассматриваемые процессы неустойчивы.

Экспорт в страны дальнего зарубежья в Липецкой области — наиболее масштабный процесс. В целом, его динамика отрицательная, линейный тренд неустойчивый; спад начался в 2012 году.

Импорт из стран дальнего зарубежья по объемам кратно меньше, чем экспорт на

протяжении всего периода; наблюдается неустойчивый отрицательный тренд; снижение импорта наблюдается с 2011 года.

Экспорт в страны СНГ имеет неустойчивый отрицательный тренд; с 2010 по 2013 гг. наблюдался рост объемов, впоследствии — падение, особенно выраженное в 2015 году.

Импорт из стран СНГ: общий тренд — неустойчиво отрицательный; на начало анализируемого периода фиксируется отрицательный баланс по торговым операциям с этими странами, на конец периода — положительный баланс. Максимальное значение импорта приходилось на 2012 год, впоследствии — значительное падение, особенно выраженное после 2014 года.

Динамика внешней торговли в Курской области представлена в таблице 4 и на рисунке 4.

Таблица 4

Внешняя торговля по Курс,кой области за 2010—2016 года (в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Экспорт в страны дальнего зарубежья 549,6 1137,9 486 466,8 387,1 246,9 314,2

Импорт нз стран дальнего зарубежья 187,2 184,5 192 203 270,2 302,4 287,7

Экспорт в страны СНГ 121,8 128,5 204 229,2 189,6 149,4 138,5

Импорт нз стран СНГ 348,1 525,5 453 461,9 308,7 179,5 149,4

Рис. 4. Внешняя торговля по Курской области за 2010—2016 года (в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)

Обозначения как на рисунках 1, 2, 3.

Результаты расчетов представлены формулами 13—16.

Экспорт в страны дальнего зарубежья:

У1 = 839,81х0497 № = 0,4902

(13)

Импорт из стран дальнего зарубежья:

(14)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У2 = 21,982×4- 144,5 И2 = 0,8341

Экспорт в страны СНГ:

УЗ = 135,81х0Д42Б Ш = 0,1568

Импорт из стран СНГ:

У4 = -51,157×4 551,21 Б2 = 0,5868

(15)

(16)

Как видим, экспорт в страны дальнего зарубежья имеет отрицательную тенденцию; в целом коэффициент корреляции невысок, однако его низкое значение, очевидно, является результатом скачкообразного изменения значений показателя в 2010—2012 гг. (двукратный рост с 2010 по

2011 год и такое же снижение в 2012 году). Без учета этого «всплеска» динамика стабильно отрицательная.

Импорт из стран дальнего зарубежья — стабильно растущий (снижение около 5 % к 2015 году пришлось на 2016 год). Коэффициент корреляции весьма высок (0,83), функция связи — линейная.

Экспорт в страны СНГ характеризуется наилучшим образом степенной функцией с показателем степени меньше 1,0. Коэффициент корреляции низкий, следовательно, динамика неустойчивая. До 2013 года (максимальное значение за анализируемый период) фиксируется довольно быстрый рост, затем — падение до уровня 2012 года.

Импорт из стран СНГ характеризуется отрицательной линейной зависимостью с низкой степенью устойчивости. Максимальное значение импорта приходится на 2013 год, затем — быстрое падение.

Динамика экспорта и импорта по Тамбовской области представлена в таблице 5 и на рисунке 5.

Таблица 5

Внешняя торговля по Тамбовской области за 2010—2016 года (в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Экспорт в страны дальнего зарубежья 12 43,3 44,6 38,1 45,9 52,1 67,1

Импорт нз стран дальнего зарубежья 329,9 444,3 252 299,4 335 170,5 118,9

Экспорт в страны СНГ 25,3 22,5 59,7 70,3 55,3 44,3 55,1

Импорт из стран СНГ 12 24,3 33,9 39,7 37,1 38,6 35,4

Результаты расчетов представлены формулами 17—20.

Экспорт в страны дальнего зарубежья:

У1 = 21,4951п(х) 417,121 (17) Ш = 0,7836

Импорт из стран дальнего зарубежья:

У2 =-39,2×4 435,37 (18)

И2 = 0,6009

Экспорт в стран СНГ:

УЗ = 24,826х04711 (19)

К2 = 0,533

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Импорт из стран СНГ:

У4 = 13,4081п(х) 415,242 (20) II2 = 0,8402

Данные расчетов демонстрируют, по крайней мере, четыре отличия от остальных регионов ЦЧР:

— объемы внешнеэкономической деятельности в разы меньше, чем в иных областях;

— коэффициенты корреляции довольно высокие, что говорит об относительной устойчивости процессов;

— большинство функций демонстрируют довольно устойчивый рост;

— временных точек, в которых наблюдается сколько заметное отклонение от общего тренда, нет.

Общее с остальными регионами ЦЧР — неустойчивое падение объемов импорта из стран дальнего зарубежья.

Рис. 5. Внешняя торговля по Тамбовской области за 2010—2016 года (в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)

Обозначения как на рисунках 1, 2, 3, 4.

Выводы

Обобщение результатов анализа данных о внешнеторговых связях Центрально-Черноземного макрорегиона показал, что, в большинстве административно-территориальных образований с 2010 по 2016 гг. происходят существенные изменения объемов экспорта и импорта. В посткризисный период (2010—2011 гг.) наблюдался быстрый, но краткосрочный рост практически по всем объемным показателям. С 2011—2012 гг. началось падение объемов. Тренды, характеризующую динамику экспорта и импорта, неустойчивые. Однако, указанная неустойчивость связана, в первую очередь, с изменением трендов в 2011—2012 годах. Последующее падение достаточно определенное.

В Белгородской области наиболее выражено в период 2011—2016 гг. снижение объемом импорта из стран СНГ. Имеет место менее значительное сокращение экспорта в страны дальнего зарубежья. Экспорт в страны СНГ и импорт из стран дальнего зарубежья изменяются по годам, но в целом, достаточно стабильны.

В Воронежской области положительная динамика указанных показателей наблю-

далась до 2012 года, затем — падение, характеризующееся неустойчивым трендом. Наиболее выражено оно по объему импорта из стран СНГ.

В Липецкой области наиболее значимый процесс — экспорт в страны дальнего зарубежья. Падение объемов началось в 2012 году. Дальнейшая динамика — неустойчивый отрицательный тренд. Импорт из стран дальнего зарубежья с 2011 г. Объем экспорта в страны и импорта в страны СНГ незначителен и практически стабилен.

В Курской области имеет место резкое падение объемов экспорта в страны дальнего зарубежья, особенно существенное с 2011 по 2012 г. Импорт из стран дальнего зарубежья плавно возрастал на протяжении всего анализируемого периода с колебаниями после 2013 года. Импорт и экспорт в страны СНГ достиг максимума в 2013 году, с 2014 года наблюдается падение.

В Тамбовской области наиболее масштабный процесс (импорт из стран дальнего зарубежья) сокращается высокими темпами. Особенно выражено падение в 2011—2012 и 2014—2015 гг. С 2013—2014 гг. наблюдается снижение объемов внешнеторговой деятельности со

странами СНГ при незначительном их объеме в целом. Экспорт в страны дальнего зарубежья растет (объем в целом незначителен).

Необходимо учитывать, что указанные тенденции отражают динамику внешнеторговых связей регионов в долларах США. За указанный период курс рубля изменился с 31,2 руб./долл. на 01.01.2010 до 60,6 руб./долл., на 31.12.2016, и периодически превышал 80,0 руб./долл. В перерасчете на национальную валюту тенденции будут иными.

ЛИТЕРАТУРА

4. Трещевский Ю. И. Теоретико-методическое обоснование механизма управления регионами России в условиях асин-хронности их развития / Ю. И. Трещевский, А. И. Щедров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2011. — № 2. — С. 104—113.

нежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2015. — №2. — С. 107—118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Рос-стат. — М» 2017. — С. 1248—1249.

13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Рос-стат. — М» 2017. — С. 1380—1381.

Воронежский государственный университет

Трещевский Ю. И., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления организациями E-mail: utreshevski@yandex.ru Тел.: +79601226098

Бахтин М. П., аспирант кафедры экономики и управления организациями E-mail: bakhtinmn@yandex.ru Тел: +79056517172

Климов Н. А., студент экономического факультета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *