Элита

Типы политических элит

Термин «элита» происходит от французского «elite» — лучшее, отборное, избранное. С XVI в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», к высшей знати. В науч­ный оборот он был введен на рубеже XIX-XX вв. Равнозначны­ми понятиями являются: правящий слой, правящая верхушка, правящие круги. Как целостная система взглядов теория элит сформировалась благодаря трудам Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.

Правящая элита — это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в макси­мальной степени властью и возможностями влияния на об­щество.

Классики теорий элит заложили основу для исследования проблемы. Исходной точкой анализа являлось признание суще­ствующих в обществе естественных и социальных различий ме­жду людьми, их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические процессы. При любой форме власти организованное меньшинство осуществляет руководство боль­шинством общества, т. е. существование элиты признается неиз­бежным.

Если элитарность общества — это реальность, то уместно поставить вопрос: кто составляет элиту? В теориях элит сфор­мировалось два подхода:

Ценностный объясняет существование элиты неким пре­восходством. (Г. Моска: элита создается на основе ума, способ­ностей, богатства; Л. Боден: элиту составляют люди с мораль­ным и интеллектуальным превосходством). В элиту входят лю­ди с наивысшим чувством ответственности, т. е. элита рассмат­ривается как модель достоинств (в ней — самые мудрые, поря­дочные, компетентные люди). Но в реальной жизни политиче­ская элита — это часто циничные, коррумпированные люди. Та­ким образом, ценностный подход уязвим.

Структурно-функциональный подход базируется на осо­бой важности функции управления в обществе, отсюда происте­кает исключительная роль людей (т. е. элиты), эти функции вы-

полняющих. Но и этот подход уязвим, здесь очевидная тавтоло­гия. На вопрос «кто обладает властью?» ответ дается: те, кто возглавляют институты власти. Кроме того, абсолютизируются формальные механизмы власти.

Любая элита осуществляет власть. А осуществление вла­сти зависит во многом от способа воспроизводства правящего класса. Г. Моска выделял три способа: наследование, выборы, кооптацию. Любая элита стремится к сохранению и воспроиз­водству власти путем наследования (это — аристократическая тенденция). Но в обществе всегда есть политические силы, ко­торые стремятся к власти, используя для этого систему выборов (демократическая тенденция). Если верх берет аристократиче­ская тенденция, то происходит «закрытая кристаллизация» эли­ты, которая ведет к закрытости, окостенелости, вырождению. Если верх берет демократическая тенденция, то элита пополня­ется наиболее способными людьми из других социальных слоев и тогда ей присущи динамизм, энергия, жизнеспособность.

В теориях элит уделяется большое внимание исследова­нию проблемы высокой степени автономии элиты в обществе. Р. Михельс акцентировал внимание на том, что так как прямая демократия невозможна, то для принятия и реализации решений необходимы особые организации — партии, профсоюзы. А раз­витие любой организации идет по своим внутренним законам: формируется особый управленческий слой, формируется иерар­хия. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, заботится в первую очередь о сохранении своего поло­жения. Эту тенденцию Р. Михельс назвал «железным законом олигархии».

Дискуссионным вопросом в теориях элит является про­блема характера правящей элиты с точки зрения ее сплоченно­сти. Часть элитистов (вслед за Р. Миллсом) считают, что элита — это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу гос­подства. Экономическая, политическая и военная элиты состав­ляют единую властвующую группу. Другая часть — сторонники плюралистической теории элит — считают, что элита — это не единая сплоченная группа. В обществе существует несколько элит, каждая из них осуществляет господство в своей сфере и не способна доминировать во всех областях общественной жизни.

Еще одной проблемой, рассматриваемой в теориях элит, является определение места элиты в классовом обществе. С точ­ки зрения последователей марксизма элита — это верхушка эко­номически господствующего класса, которая осуществляет ру­ководство обществом для поддержания той системы, которая дает ему привилегированное положение. С точки зрения либе-

ральной концепции (К. Манхейм) политика является равноправ­ной сферой жизни общества, поэтому элита стоит над системой классов, выполняя необходимые для общества функции.

Таким образом: элита рассматривается исследователями как особая группа, которая имеет способности и возможности влиять на общество, она занимает господствующее положение, достаточно автономна от общества, обладает механизмами о воспроизводства и легитимации своей власти.

Структура элиты. Так как любая элита — это группа лю­дей, причем достаточно многочисленная, она не может быть аб­солютно однородной. При выделении структурных элементов элиты можно руководствоваться разными критериями. Напри­мер:

По объему властных функций элита делится на три группы:

1) высшая. К ней относятся ведущие политические руко­водители, люди, занимающие высшие посты во всех ветвях вла­сти. К этой группе относятся президент и его окружение, руко­водители правительства, главы высших судебных органов, ли­деры влиятельных партий, спикер парламента, главы крупных парламентских фракций;

2) средняя. К ней относятся те, кто занимает посты в вы­борных органах власти: депутаты, сенаторы, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и движений (не самых влиятель­ных);

3) административная. К ней относятся члены правитель­ства, высший слой государственных служащих.

По территориальному признаку элита делится на цен­тральную и региональную.

По стилю руководства элита делится на «львов» и «лис» (Н. Макиавелли, В. Парето). Под термином «львы» понимаются руководители, для которых характерен консерватизм, грубые силовые методы руководства. Под термином «лисы» — мастера политических комбинаций, демагогии. Кроме того, пестроту структуры элиты усиливает еще ряд явлений — так называемые неформальные измерения. Среди них:

Политические кланы — устойчивые неформальные объеди­нения в правящем слое, ведущие борьбу за власть (или охра­няющее ее). Этот структурный элемент сочетает, как правило, черты патриархального семейного (кровнородственного) или земляческого коллектива и современных политических органи­заций. Политические кланы особо сильны в обществах, где ин­тегратором общественных функций является не столько нацио­нальный рынок, сколько государственная власть. Взаимодействие политических кланов может развиваться и мирно и в форме острых конфликтов.

Элементы, формально к элите не относящиеся, но оказы­вающие закулисное влияние на принятие решений. Это могут быть члены семей видных политиков, друзья, соученики. Нали­чие в элите такого структурного элемента порождает явление фаворитизма, как правило осуждаемого обществом (если фаво­ритизм становится слишком влиятельной силой).

Таким образом, сложность структуры вызывает конку­рентную борьбу внутри элиты, но тем не менее она остается от­носительно сплоченной группой. Сплоченность элиты диктуется общей заинтересованностью ее состава в сохранении сложив­шейся общественно-политической системы, в рамках которой элита осуществляет власть, близостью социального статуса, об­разовательного уровня, задачей удержания власти.

Политическая элита выполняет следующие социально не­обходимые функции:

а) во многом определяет политическую волю социальных групп и разрабатывают механизмы реализации этой воли;

б) формирует политические цели своей социальной груп­пы, программные документы;

в) регулирует деятельность по политическому представи­тельству какой-либо социальной группы.

г) является основным резервом руководящих кадров.

Но как достичь создания эффективной для общества поли­тической элиты с учетом ее стремления к обособленности, за­крепления своей власти и возможностей удовлетворения узких групповых интересов? Где способы формирования наиболее квалифицированной, результативной элиты; механизмов ее своевременного и качественного обновления; предотвращения (или хотя бы смягчения) тенденции отчуждения элиты от обще­ства и превращения ее в замкнутую господствующую привиле­гированную касту?

В поисках ответа на эти вопросы исследователи сформу­лировали принципы формирования элиты, которыми должны руководствоваться избиратели: Наиболее важные из них:

а) обеспечение социальной представительности элиты. Не­обходимо стремиться к тому, чтобы в состав правящей элиты входили люди из разных социальных слоев общества, что явля­ется некоторой гарантией смягчения социальной замкнутости;

б) обеспечение организационной представительности эли­ты. Если члены элиты делегируются туда от организации (пар­тии, профсоюза, общественного движения), под контролем «ма­теринской группы» их деятельность будет более эффективна;

в) должен существовать плюрализм элит, который обеспе­чивает конкуренцию элит. В этом случае в условиях демократи­ческих выборов элита вынуждена нести гораздо большую ответ­ственность за свои действия перед обществом, так как больше от него зависима и при стремлении сохранить власть вынуждена считаться с его интересами.

Человеческое общество на протяжении практически всей своей истории было неоднородным. Всегда выделялись большинство и меньшинство, по тем или иным признакам. Также испокон веков существуют отношения господства и зависимости, управления и подчинения. Именно благодаря этому и появилась власть, появились государство и политическая жизнь. Изучение политики и ее истории невозможно без рассмотрения такого понятия, как «элита». По сути, именно элиты делают политику, формируют то состояние общества и государственного устройства, которые мы наблюдаем. Несомненно, у элит есть свои цели, а также свои методы достижения этих целей. Кроме того, элиты непосредственно связаны с массами. Две эти группы постоянно взаимодействуют, пытаются контролировать друг друга и пристально друг за другом наблюдают.

Элита (франц. elite — лучшее, избранное) — понятие в социологии, обозначающее высшие привилегированные слои в обществе, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры .

В определении понятия «элита», данном в философском энциклопедическом словаре , также говорится, что причиной возникновения элиты является природная одаренность, составляющих ее индивидуумов, это незаурядные творческие личности, наделенные особыми качествами — прозорливостью, предприимчивостью, инициативой и т. д. Это избранная категория, которая в социально-иерархической структуре общества занимает привилегированное положение. Уже здесь ощущается ее противопоставление всем остальным, широким массам, толпе. Именно в этом противопоставлении заключается суть теории элит. Разрабатывать подобную теорию начали еще в Античности. В своих трудах Платон описывал группу философов-аристократов, которые умеют профессионально управлять государством. Основным критерием формирования элиты Платон считал образование и воспитание. Выходцы из низов никогда не смогут правильно распорядиться властью . «Согласно платоновской концепции, мерилом политики служат структура и толкование человеческого бытия. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умение правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т. п». .

Конфуций относил к элите, в первую очередь, людей с высокими моральными ценностями — «благородных мужей». Они заботятся об общественном благе, а не о личной выгоде, в отличие от «низких людей». Именно благородство, по мнению китайского мудреца, давало человеку право власти над остальными .

Понятие политической элиты появилось после того, как политика превратилась в самостоятельную сферу общественных отношений. Случилось это благодаря трудам итальянского ученого Никколо Макиавелли. Именно его идеи легли в основу теории элит, более подробно разработанной его последователями. Свою теорию, в отличие от древних мыслителей, они создавали в процессе наблюдения за реальными политическими событиями и их последствиями. Современная теория элит, как система взглядов возникла на рубеже 19–20 столетий в работах В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса. «Самих элит насчитывают, как правило, пять: политическая, экономическая, административная, военная и идеологическая» . Особое место занимает политическая элита, поскольку она обладает властными полномочиями и способна вершить судьбы целых народов. Люди, входящие в такую элиту являются профессиональными политиками.

Итальянский социолог Вильфредо Парето (1848–1923) говорил о том, что представители элит должны обладать особыми качествами, уметь подчинять большинство, владеть техникой убеждения. Кроме того, такой человек должен быть способен на насилие и в любой момент быть готов к нему прибегнуть: «Живое существо, которое не желает ответить ударом на удар и боится пролить кровь своего врага, признаёт себя побеждённым и попадает во власть противника» . «В понимании Парето политикой и экономикой руководят две основные группы лидеров: «лисы», способные на эксперимент и открытия, но лишенные преданности принципам, которые гарантируют стабильность социальной жизни, а также «львы», которые представляют консервативные силы, но имеют также глубокое чувство преданности ценностям семьи и нации. «Львы» отстаивают классовую солидарность, патриотизм и религиозные ценности. При этом они в отличие от склонных к постоянным интригам «лис» не боятся использовать силу, если это необходимо» .

«Что же касается самих низших классов, то они не способны управлять, и охлократия не приводила никогда ни к чему другому, кроме бедствий», — писал сам В.Парето о противостоящих элите массах .

Соотечественник Парето итальянский политолог и социолог Гаэтано Моска (1858–1941) посвятил проблеме элит свою работу под названием «Правящий класс». «Суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. Власть всякого меньшинства непреодолима для любого представителя большинства, который противостоит тотальности организованного меньшинства», — пишет Г.Моска в своей книге . Так же, как и В. Парето, Моска наделяет элиты особыми качествами, которые отделяют их от заурядной массы. Толпа апатична, она сама хочет благоговеть перед чужой силой.

Немецкий социолог Роберт Михельс (1876–1936) считал, что господство олигархии присутствует в любой социальной организации. Об этом он писал в своей книге «Политические партии». «Говоря «организация» — говорим «олигархия»», — утверждал ее автор . Рядовые члены организации слишком слабы и некомпетентны, чтобы контролировать свою элиту, которая со временем захватывает всю полноту власти. В последствии эта мысль была названа «железный закон олигархии» Р.Михельса. Ее создатель считал, что олигархия — это благо для любой организации и любого общества, поскольку демократия — это утопия. Чаще всего демократией называют соперничество олигархических групп. Придя к таким выводам, сам Михельс отказался от поддержки социалистических учений и полностью перешел на сторону фашизма и принял идеологию Б.Муссолини .

Сегодня без политической элиты невозможно себе представить жизнь любого общества. Делится она, как правило, на две категории: чиновники-исполнители и публичные политики, ведущие реальную политическую борьбу, исповедующие какие-либо политические принципы и отстаивающие определенную идеологию. Кроме правящей элиты, также существует оппозиционная, или контрэлита, которая стремится к власти . Понятие «массы», в политическом смысле, соотносится с таким понятием, как «народ». Это очень сложное и неоднородное явление, народ состоит из совершенно разных социальных групп, зачастую с полностью противоположными целями. Народ постоянно пребывает в состоянии внутренних социальных конфликтов, противоречий и борьбы. Состояние целостности присуще народу крайне редко, лишь перед лицом общей опасности. Политическая элита также является частью народа, она представляет собой меньшинство, в руках которого сосредоточен контроль над ресурсами, обеспечивающими власть. Эти ресурсы данная группа подчиняет своим определенным целям, она устанавливает правила, по которым живут все остальные и способна направить массы по нужному ей направлению. В идеале, целями политической элиты должны быть интересы государства и благо народа, чаще всего — основной целью власти является удержание и усиление этой самой власти, о чем писал еще Н.Макиавелли . Однако какими бы ни были конечные цели власть имущих групп им трудно обойтись без управления сознанием масс для того, чтобы поддерживать в народе «правильные» настроения. «Обманывающий всегда найдёт того, кто даст себя одурачить», — писал Макиавелли , главное иметь в руках подходящий инструмент для манипуляции, которым сегодня, чаще всего становятся Средства массовой информации (СМИ) и Средства массовой коммуникации (СМК).

«Дело обстоит таким образом, что даже самые умные индивиды, собираясь в массу, являют собой сосредоточения глупости, а не ума», — пишет исследователь С. А. Зелинский , тем более, что власти более выгодна именно глупая масса. Используя инструменты манипуляции элиты убеждают массы в том, что заботятся о людях, отстаивают их интересы, а если происходят сбои, то власть находит виновных и демонстративно наказывает их. Лидеры стремятся пробудить в массах веру в некие необходимые им идеалы: «Все равно, религиозную ли, политическую, социальную, или веру в какое-нибудь дело, человека или идею», — отмечал французский социолог Гюстав Лебон . Это достигается разными способами. Один из них — многократные повторения по разным каналам СМК необходимых посылов и установок, которые постепенно откладываются в подсознании аудитории. Также большое значение имеет личный пример лидера. К примеру, недавно в российских СМИ широко была растиражирована новость о том, что президент страны сократил себе и другим чиновникам заработную плату на 10 % в условиях экономического кризиса . Это должно было продемонстрировать народу готовность лидера терпеть временные трудности ради общего блага, тем самым призывая к этому и других граждан. «Человек так же, как и животное, склонен к подражанию; оно составляет для него потребность при условии, конечно, если не обставлено затруднениями. Именно эта потребность и обусловливает могущественное влияние так называемой моды. Кто же посмеет не подчиниться ее власти, все равно, касается ли это мнений, идей, литературных произведений или же просто-напросто одежды? Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им», — отмечает Г.Лебон .

Развитие СМК несомненно увеличило силу воздействия на массы и тем самым усилило позиции элит в целях подчинения себе других слоев общества. В первую очередь, это стало возможно благодаря всеохватываемости СМК, дающее возможность воздействия и на большее количество индивидов и программирования их поведения в интересах элиты.

«Причем с развитием современных СМИ, а также появлении большого количества эмпирических фактов результативности психотерапевтических методик в воздействии на массы, появляется возможность говорить о возможности воздействовать на психическое сознание масс с целью формирования масс в искусственные толпы. (Примеры т. н. бархатно-оранжевых республик в бывших советских республиках, в которых в результате политических технологий и методик манипулирования массовым сознанием удалось свергнуть законное правительство.)» .

Литература:

1. dic.academic.ru Философский энциклопедический словарь. 2010

lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt Платон. Государство

4. ru.wikipedia.org

5. Вильфредо Парето, Социалистические системы / Теоретическая социология: Антология в 2-х частях, Часть 1, М., «Университет», 2002 г

6. vikent.ru Теория циркуляции элит по Вильфредо Парето

7. read.virmk.ru Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. № 10. С. 187–198

8. www.umk.virmk.ru Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии //Диалог. 1990. № 5, 9; 1991. № 4.

9. Mitzman A. Sociology and estrangement: three sociologists of Imperial Germany. New York: Knopf, 1973

10. www.grandars.ru Теории элит

11. Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982

13. lib.ru Г.Лебон. Психология народов и масс

14. vz.ru Путин сократил себе зарплату на 10 %. 6 марта 2015

15. bookap.info Зыкин Д. Власть. Элита, народ. Подсознание и управляемая демократия

Элита: к вопросу о понятии

В. К. Криворученко, А. Н. Мацуев (Московский гуманитарный университет),

А. Д. Плотников (АНО «Международный центр семьи, молодежи и детей», г. Москва)

Ж. С. Сыздыкова (Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета

им. М. В. Ломоносова)

В статье рассматриваются исторические вехи в понимании слова «элита», а также его современные трактовки, разбираются ненаучные и научные смыслы.

Ключевые слова: элита, термин, понятие, определение, политика, социальная группа.

Термин «элита» является производным от латинского eligere, что значит «выбирать», но получил он широкую известность в связи с французским словом elite — «лучший», «отборный», «избранный».

Это понятие начиная с XVII в. постоянно видоизменялось, расширялась сфера его применения. Вначале это были товары наивысшего качества, затем — «избранные люди», прежде всего высшей знати, отборные («элитные») воинские части, потом — лучшие семена, растения, животные. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 г., этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии (Ашин, 2004b: Электр. ресурс).

В «Википедии» дается такое определение: «Элита (от лат. electus, англ., фр. elite — «избранный», «лучший») — в социологии и политологии — неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Слово также применяется для обозначения несоциальных субъектов, обладающих исключительными качествами (фактическими или мнимыми — например, в сельском хозяйстве, в коммерции). Распространено ироническое применение термина» (Элита: Электр. ресурс). А теория элит там же представлена как «концепция деления общества на определенные слои» (Теория элит: Электр. ресурс).

В словаре по политологии В. А. Мельника элита определена как «весьма интегрированный и солидарный в сфере групповых интересов, хотя и существующий в условиях внутренней конкуренции, социально доминирующий слой, состоящий из экономических, политических, интеллектуальных, административных групп, которые контролируют значительную часть общественных ресурсов и серьезно влияют на выработку и осуществление политики во всех сферах общественной жизни» (Мельник, 2004: 346).

В XX в. понятие элиты прочно вошло в научный обиход, раскрываясь в академических словарях, особенно социологического, политологического направления. Однако обращает на себя внимание то, что однозначного понимания термин так и не получил.

В «Трактате о всеобщей социологии» итальянский социолог В. Парето (1848-1923) к элите относил лиц, получивших наивысший индекс в своей области деятельности, достигших высшего уровня компетентности. Он также считал, что элиту составляют «люди, занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества… «так называемые высшие классы» и составляют элиту, «аристократию» (в этимологическом значении слова: aristos — лучший)… большинство тех, кто в нее входит, как представляется, в незаурядной степени обладают определенными качествами — неважно, хорошими или дурными, — которые обеспечивают власть» (по: Ашин, 2004a: Электр. ресурс).

Основоположник научной элитологии в России Г. К. Ашин представил исследователям свою выборку наиболее существенных определений понятия «элита»: наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство, осуществляющее управление неорганизованным большинством (трактовка Г. Моска); люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс (Дюпре); высший господствующий класс, лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством, лица, обладающие наибольшей властью (Г. Лассуэлл); люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Л. Бодэн), люди с наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет); лица, обладающие позициями власти (А. Этциони), формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь (Т. Дай); меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющее наибольший вес и влияние (С. Келлер); «бого-вдохновленные» личности, которые откликнулись на «высший призыв», услышали «зов» и почувствовали себя способными к лидерству (Л. Фройнд), харизматические личности (М. Вебер), творческое меньшинство общества, противостоящее нетворческому большинству (А. Тойнби); сравнительно небольшие группы, которые состоят из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно политическая, экономическая, культурная элиты) (В. Гэттсмен и др. теоретики элитного плюрализма); наиболее квалифицированные специалисты, прежде всего из научной и технической интеллигенции, менеджеров и высших служащих в системе бюрократического управления (представители технологического детерминизма), люди, обладающие качествами, которые воспринимаются в данном обществе как наивысшие ценности (сторонники ценностной интерпретации элиты); лица, осуществляющие в государстве власть, принимающие важнейшие решения и контролирующие их выполнение посредст-

вом бюрократического аппарата (Л. Санисте-бан), руководящий слой в любых социальных группах — профессиональных, этнических, локальных (например, элита провинциального города); лучшие, наиболее квалифицированные представители определенной социальной группы (элита летчиков, шахматистов или даже воров и проституток) и другие (Л. Боден); элитная группа является таковой потому, что располагается по вертикальному разрезу строения общества «наверху» (Дж. Сартори) (там же).

Социологи А. де Сваан, Дж. Мэйнор, Э. Ойен, Э. Райс пишут: «Элиты по определению — люди, которые контролируют большую долю материальных, символических и политических ресурсов общества, чем любая другая страта общества. Они занимают высшие посты в иерархии статуса и власти, полученные ими аскриптивно (по предписанному статусу) или ресептивно (благодаря собственным заслугам). В некоторых обществах элиты резко отделены от других граждан. Элита — те люди, которые занимают высшие властные позиции, контролируют большую часть собственности и имеют наивысший престиж» (Б’й’аап е1: а1., 2000: 43).

В своем труде «Социология политических партий в условиях демократии» немецкий историк, экономист и социолог Р. Михельс (1876-1936) под элитой понимает активное меньшинство, пытающееся выйти из-под контроля граждан и подчиняющее политику собственным интересам (Понятие элиты…: Электр. ресурс). Очевидно, что это понятие не может быть распространено на все общества, а следовательно, носит исключительный, нетипичный характер и не может считаться научной теорией.

Г. К. Ашин обратил внимание на очень важный момент: «Один из основоположников современных концепций элиты Г. Моска в большинстве своих работ старался обходиться без этого термина» (Ашин, 2004а: Электр. ресурс). Даже ум, стоявший у истоков появления термина, понимал сложность его применения и наделения каких-то явлений определением элитарности. Не случайно понятие элиты общественные науки как-то обходили вплоть до

начала XX в., а в США — даже до 30-х годов прошлого столетия.

Мы придаем большое значение представлению В. Парето термина «элита» с целью выделить «немногих» и «лучших», которые, по его мнению, формируют «управляющие» классы в отличие от «подчиненных» классов (по: Элита во власти.: Электр ресурс). Но «управляющие» классы далеко не одновариантны и даже не едины в своей основе; о них можно говорить как о власти, но далеко не как о передовых, лучших. Более того, «управляющие» классы могут быть демократичны, но могут быть тоталитарны, антидемократичны; отсюда их нельзя обозначать единым понятием «элита».

Обращает на себя внимание неочерчен-ность категорий людей, организаций и прочих элементов государства и общества, попадающих под понятие «элита». Одни ученые и политики к элите причисляют только высший эшелон государственной власти, другие — неограниченную иерархию чиновничества, дифференцируя на а) высшее звено власти, принимающее решения, касающиеся всей страны; б) среднее звено, создающие решения, касательно отдельных регионов и сфер социальной деятельности; в) государственный и общественный аппарат. И для всех этих групп важнейшим критерием являются достоинство, заслуги, честность, добросовестность; властвующая на любом уровне элита должна состоять из достойнейших, выдающихся, высокоморальных людей. И наоборот, в элите не должно быть людей жестоких, циничных, коррумпированных, корыстных и властолюбивых, не брезгующих для достижения своей цели никакими средствами.

По мнению Г. Моска, качества, которыми должны обладать представители элиты, — способность к управлению людьми, организаторская способность, преимущество, выделяющее этот класс, по отношению к другим классам — моральное, материальное и интеллектуальное превосходство (Моска, Гаэтано: Электр. ресурс).

Некоторые исследователи выделяют в среде интеллигенции два слоя — интеллектуальную элиту и собственно интеллигенцию

(напр., Мешкова, 2006а). Первая, по их мнению, формирует интеллектуализированный труд, а вторая сохраняет и дополняет духовную, культурную, нравственную черту в своей деятельности. Если можно это абстрактно каким-то образом представить, то как на деле, в практике выявить интеллектуальную элиту? Следуя за авторами, видимо, скажем, философов, социологов следует относить к интеллектуальной элите, а инженеров, конструкторов, физиков — в «собственно интеллигенцию». Явно надуманная конструкция, интеллектуально развитые люди есть и, по данному определению, и «собственной интеллигенции», а интеллектуальная элита не может не входить в «собственно интеллигенцию».

По мнению А. В. Мешковой, «интеллектуальная элита отличается высокими интеллектуальными знаниями, создает духовные ценности и идеи, представляя выдающихся личностей в той или иной профессиональной среде» (Мешкова, 2006Ь: Электр. ресурс). Но какие критерии отбора в среде интеллигенции лиц, отвечающих этим показателям? Да и сама автор считает неправомерным говорить о нивелировании элитарности интеллигенции и в советский, и постсоветский периоды, моральных и культурных ценностей в ее сознании, т. е. она видит элитарность или элиту в интеллигенции в целом. Но одновременно она вводит понятие «подлинная художественная элита». Значит, по логике есть и не «подлинная» элита, а что это за категория, кем и как она определяется?

Привлекает внимание постановка вопроса об элите в сфере образования доктора исторических наук М. Н. Гусаровой, которая в нашей дискуссии о термине «элита» высказала такое суждение: «В этом случае можно подразумевать под элитой: 1) тех, кто определяет развитие высшей школы в целом; определяет направления развития, направления реформирования, формирует критерии, которым должны соответствовать выпускники, преподаватели, образовательные программы, научная работа; речь идет о ректорах ведущих вузов. Это ректор МГУ, ректор Высшей школы экономики, ректор Питерского университета, например. Они влияют на ситуацию в образо-

вании, имеют доступ к ресурсам; 2) конкретного вуза или вузов ведущих ученых, преподавателей либо руководство вуза. В первом случае (ученые, преподаватели) — это те, кто, можно сказать, составляет славу вуза, его достижения, но они, в большинстве своем, ни на что не влияют. Во втором случае (руководство вуза) — это люди, которые формируют политику вуза, отвечают за распределение ресурсов, решают, как вуз будет развиваться. Но мне представляется, что в данном контексте не совсем точно использовать критерий или понятие «элита». Элита в образовании — это все-таки ведущие вузы страны или мира в целом, выпускники этих вузов есть потенциальная элита общества».

Эти рассуждения существуют на обыденном разговорном уровне, вне научных определений.

И все же следует признать правоту тех заинтересованных исследователей, которые склонны считать термин «элита» неудачным.

Назовем некоторые негативные суждения по адресу понятия «элита». Отмечается, что если считать элиту субъектом политического процесса, то принижается роль народных масс; что по своей сути термин противоречит идеалам демократии. Наличие в обществе элиты соотносят с узурпацией власти у народа. Практически не существует объективных оснований для определения «истинной» элиты, не понятно и в чем эти «объективные» основания выражаются. На практике и в науке исходными являются субъективные определения элиты, то, что автор привносимой формулировки хотел бы видеть в элите: какими она должна обладать свойствами. Согласимся с таким суждением: «Обсуждать эти темы можно бесконечно долго — у каждого человека свои субъективные предпочтения, однако едва ли возможно из этих обсуждений извлечь что-то полезное для понимания социального устройства» (Определение понятия элиты: Электр. ресурс).

Кроме того, методологическую и методическую опасность представляет многомерность называемых элит: элита, властвующая элита, правящая элита, руководящая элита, стратегическая элита, суперэлита или элита в систе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ме элит, субэлиты, региональные элиты, в политической элите выделяют правящую и оппозиционную (системную и несистемную) элиту, контрэлиту, ставящую целью изменение всей политической системы, и пр. В силу значимости самого понятия элиты в него следует ввести строгое, а самое главное — однозначное, еди-нопонимаемое содержание.

Поиск хотя бы не консенсуса, а более или менее стыковочного понимания термина ведется много лет на международных социологических и философских конгрессах, форумах политических наук. Там отмечается произвольность иррационалистической трактовки элиты. На одном таком научном форуме — IV Всемирном социологическом конгрессе — признавалось, что дихотомическое деление «элита — масса» поверхностно отражает структуру социально-политических систем. Докладчик — признанный исследователь элиты Ж. Ляво предложил правильное, по нашему разумению, заключение: «Приходится удивляться тому, что социологическое исследование отталкивается от такого неточного, мало объективного и двусмысленного понятия, каким является понятие элиты. Добавление прилагательного «политическая» не облегчает задачу. Вызывая в представлении гипотетическую общность людей, отличных от масс, термин «элита» имплицитно отсылает нас к многочисленным социальным философиям, стремящимся оправдать и распространить весьма неточную и «морализирующую» концепцию социальный различий». И далее он заключил: «Строго говоря, слово «элита» может пониматься не абсолютно, а лишь относительно; это понятие означает совокупность избранных индивидуумов определенной социальной группы (например, элита дворянства). Хотя критерии этого отбора продолжают оставаться неопределенными, по-видимому, это высокие качества человека» (Элита: история термина: Электр. ресурс).

Мы усматриваем размытость и неопределенность термина, его использование для самых разных, не стыкующихся характеристик, подмену устоявшихся понятий. В современной российской политической реальности это можно представить, скажем, так: министры

правительства — с одной стороны, это какой-то верх общества, а с другой — некоторые из них подвергаются суровой критике общественных сил вплоть до рядовых граждан. Прокатившиеся по миру «цветные революции» отвергали свои правительства за разного толка просчеты, не считая их, в плане нашего рассуждения, национальными элитами.

Элита, по сути, — это не обязательно известные люди, но также и те, кто, находясь в тени, за кадром, влияют на принятие решений. Референты иногда являются «серыми кардиналами» а безымянные управленцы среднего звена принимают решения, определяющие жизнь регионов; лица из силовых структур обычно не видны (если они открыто не идут в политику), но от этого их влияние на политическую жизнь не становится меньше.

Термин «элита» при любом его прочтении и применении подразумевает лучших, наиболее достойных людей, но мировая практика даже самого последнего времени показывает, что в составе власть имущих высвечиваются циники, считающие любые средства возможными для достижения своих обособленных от народа целей, жестокие по натуре. Австрийский экономист Ф. Хайек писал в «Дороге к рабству», что «у власти оказываются худшие» (Элита: история термина: Электр. ресурс). А это говорит о невозможности в строго научном плане применять термин «элита» по отношению к власти предержащей.

Английские политологи С. Мор и Б. Хендри считают, что теории элиты относятся в большей мере к коммунистическим политическим системам, где власть сосредоточена в руках руководства компартий, образующих авторитарную элиту, контролирующую все стороны социальной жизни (по: Ашин, 2004а: Электр. ресурс). Но научно аргументированный термин не может ограничиваться рамками отдельно взятых стран и обществ. Невозможно сказать, что в Советском Союзе правительство является элитой, а в Штатах — не является. Нельзя принять и суждение о том, что термин «элита», годный для характеристики примитивных политических систем, неприменим при анализе современных демократических структур. Почему? По этому определению в Север-

ной Корее может быть элита, а в Южной — нет. Если это научный термин, то он должен быть приемлем для любого общества.

Мы не разделяем позицию Г. К. Ашина: «Раз существует определенное явление — особая роль правящего меньшинства в социально-политическом процессе, значит, нужен и соответствующий термин, фиксирующий его. Иное дело, что Парето ввел не самый удачный термин, но искать ему замену на другой — «правящая верхушка», «господствующий класс», «правящее меньшинство», «господствующие слои» «контролирующее меньшинство» и т.д. мало что дает — ведь это будет спором о словах» (там же). Термин «элита» надо не заменять, а просто любому явлению следует давать понятное и точное определение сути, что и содержится в перечисленных понятиях.

И далее профессор пишет: «Бессмысленно вести спор о словах, гораздо плодотворнее дискуссии не терминологические, а содержательные, прежде всего, о месте и роли элиты в социальной структуре общества, о том, определяет ли она социальный процесс, является ли она внеклассовой социальной группой, выражающей интересы общества в целом, как настаивает ряд авторов, или же это верхушка господствующего эксплуататорского класса, осуществляющая государственное руководство во имя поддержания социальной системы, которая ставит этот класс в привилегированное положение, позволяя эксплуатировать народные массы» (там же). Но это уже совсем иной вопрос.

А вот о словах все же надо спорить.

Н. А. Баранов в курсе лекций «Политические отношения и политический процесс в современной России», вышедшем в 2011 г., дает подробную характеристику политической элиты. Заметим, что это определение вносится в учебный процесс системы высшего профессионального образования. В нем говорится: «Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей, занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране. Это орга-

низованное меньшинство, контролирующая группа, обладающая реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия общества. Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития. Политическая элита не просто совокупность лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате «естественного отбора», слой общества, сформированный из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы» (Баранов, 2011: Электр. ресурс). Все выделенное отмечено нами, и по всем этим формулировкам есть естественные вопросы; обозначим их без обсуждения.

«Относительно немногочисленный слой людей» на самом деле, как видно из последующих рассуждений, охватывает достаточно большой, охватывающий федеральный и региональный уровни, государственные органы и формирования гражданского общества (партий). «Занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п.» — почему только руководящие посты и какие это посты (министры, замы, руководители подразделений федеральных и территориальных министерств; председатели партий, члены центральных и региональных органов и т. д.)? «Это организованное меньшинство,

контролирующая группа…» — как оценивается численно это меньшинство; почему это контролирующая группа, а не руководящее ядро? «Обладающая реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия общества»; воздействовать на «все без исключения.» — никто не наделен, за исключением президента как гаранта Конституции. «Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе» — а кто регламентирует высокое или недостаточно высокое положение в обществе? «.Обладающих влиянием, богатством» — каким влиянием, и при чем тут богатство? «В основном это профессиональные политики высокого ранга» — почему профессиональные политики, в политику приходят и экономисты, артисты; почему только высокого ранга и кто устанавливает этот ранг? «Это также высшие государственные служащие» — но это противоречит предыдущим рассуждениям о руководящих постах. «Социальная группа», «слой общества, сформированный из личностей» — вряд ли целесообразна такая группировка. «Естественного отбора» — здесь как раз нет «естественного отбора», он проводится соответствующими органами государства и общества. «Личностей; обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями» — это противоречит сущности демократизма, обновления кадров, выдвижения молодых. «Политическая элита является центральным звеном государственного управления» — центральным звеном является органы управления в государстве и обществе, а не отдельные личности сами по себе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

8.07.2012).

8.07.2012).

Мельник, В. А. (2004) Современный словарь по политологии. Минск : Книжный Дом.

8.07.2012).

8.07.2012).

8.07.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теория элит // Википедия : свободная энциклопедия. URL: http://ru.wiki-pedia.org/wiki/Теория_элит (дата обращения:

8.07.2012).

Элита // Википедия : свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Элита (дата обращения: 8.07.2012).

8.07.2012).

8.07.2012).

THE ELITE: TO THE QUESTION OF THE CONCEPT V. K. Krivoruchenko, A. N. Matsuev (Moscow University for the Humanities)

Zh. S. Syzdykova (The Institute of Asian and African Countries at Lomonosov Moscow State University)

Keywords: elite, term, concept, definition, policy, social group.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

chive/ ashin_kurs/05.aspx (data obrashcheniia:

8.07.2012).

Mel’nik, V. A. (2004) Sovremennyi slovar’ po politologii. Minsk : Knizhnyi Dom.

Opredelenie poniatiia elity // Proekt «Neoconomica». URL: http://neoconomica.

ru/files/elita_opredelenie.pdf (data obrashcheniia:

8.07.2012).

8.07.2012).

Elita // Vikipediia : svobodnaia entsiklopediia. URL: http://ru.wikipedia.org/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

wiki/Элита (data obrashcheniia: 8.07.2012).

УДК 008

А.Д.Бородай

КУЛЬТУРНАЯ ЭЛИТА РОССИИ: ОПЫТ ИДЕНТИФИКАЦИИ

В статье рассматривается культурная элита как важная составная часть современной российской элиты. Основу культурной элиты составляет профессиональная элита в сфере искусства. Предлагается подход к идентификации элиты, определению ее социальных функций. Анализируется структура профессиональной элиты, особенности творческой деятельности по видам и жанрам искусства. Отмечается роль элиты в духовной жизни общества, развитии современной культуры.

Ключевые слова: культурная элита, идентификация, структура, механизмы влияния, функции, общественное признание, творчество.

A.D. Borodai THE CULTURAL ELITE OF RUSSIA: EXPERIENCE IN THE IDENTIFICATION.

Внимание исследователей к культурной элите обусловлено ее важной ролью в жизни социума, участию в развитии культуры и искусства. Отметим, что понятие «культурной элиты» достаточно широкое. В эту часть профессионального сообщества можно включать работников науки и образования, журналистов и рекламистов, деятелей литературы и искусства и других представителей гуманитарной сферы. В Словаре по общественным наукам «культурная элита» рассматривается как «часть общества, обладающая высокой степенью культурной компетенции; занимающаяся разработкой научного знания, созданием произведений искусства, философских теорий, религиозных доктрин» Иногда к «культурной элите» причисляют потребителей «высокой культуры», тех, кто увлечен симфонической музыкой, театром, выставками, и т.д.

Из устоявшегося понятия «культурная элита» мы выделим ее существенный сегмент — деятелей искусства. Признак выделения сугубо профессиональный. Мы рассмотрим профессиональную элиту в области художественной культуры, имея в виду, что искусство это ее стержневая часть. Профессиональная элита в области художественной культуры (творческая элита) имеет место быть независимо от того, как мы ее позиционируем в иерархии элит. Целесообразно, по нашему мнению, оценивать творческую элиту по уровню развития художественной культуры в нашей стране. Вопрос о социальной роли данной группы трудно переоценить. Проблема воздействия художественной элиты на развитие страны, влияние на власть и общество, безусловно, требует анализа, выводов и коррекции деятельности многих общественных институтов.

Развитие современного общества и роль российской элиты в этом процессе активно исследуется учеными, активно обсуждается на научных конференциях, в прессе. Опубликованы книги и статьи по проблемам российской элиты. Предпринимаются попытки социологов с помощью опросов населения определить состав тех или иных элит российского общества. Однако такой подход является непродуктивным в силу того, что понятие «элита» не может быть населением идентифицировано достаточно компетентно. Многие из опрашиваемых, как нам представляется, определяют элиту общества по степени популярности тех или иных политиков, ученых, деятелей культуры.

Идентификация профессиональной элиты в сфере художественной культуры, с нашей точки зрения, может осуществляться по следующим признакам: высокий профессиональный авторитет; существенный вклад в развитие культуры; влияние на разработку и осуществление культурной политики; нравственная позиция; социальная активность; общественное признание.

Эти показатели могут использоваться в качестве основных. Наряду с ними важное значение имеют публичность, инициативность, конструктивность, творческая активность. Наличие почетных званий и государственных наград, работа в качестве экспертов, успешная педагогическая деятельность в творческих вузах, воспитание талантливых учеников, работа в составе различных общественных комиссий и многое другое. Их миссия быть активными участниками разработки и реализации культурной политики.

Целесообразно сформулировать социальные функции современной творческой элиты. К ним, на наш взгляд, следует отнести следующее:

— Влияние на власть с помощью профессионального авторитета в решении важнейших вопросов

культурной политики в современных условиях. Определение вектора развития страны.

— Влияние на общество с целью утверждения культурных стандартов социума, обогащения духовной жизни.

— Влияние на профессиональную среду для утверждения стандартов творчества и уровня мастерства в разных видах искусства.

— Влияние на систему художественного восприятия и образования в стране, участие в подготовке кадров для искусства.

— Влияние на развитие гражданского общества через участие в работе творческих союзов и организаций, других общественных структур.

— Влияние на имидж страны и престиж российского искусства в мировом общественном мнении.

Каковыми могут быть механизмы влияния? На наш взгляд, они могли бы представлять целый

комплекс мероприятий.

Во-первых, политическая инициатива по совершенствованию (изменению) законодательства с целью создания наиболее эффективных условий для развития страны. В качестве примера можно привести обращение с открытым письмом к президенту творческой элиты по поводу проекта закона образования, который в представленной редакции Министерства образования и науки РФ мог упразднить начальное художественное образование в стране.

Во-вторых, превращение творческих союзов и организаций в реальные институты гражданского общества по реагированию на актуальные проблемы жизни страны. Ведущая роль в них должна принадлежать творческой элите.

В-третьих, делегирование видных деятелей искусства в представительные органы власти и социальные институты на федеральном и региональном уровнях. Профессиональное участие в профессиональных комитетах и комиссиях Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ, Комиссиях при президенте РФ.

В-четвертых, выступления творческой элиты в средствах массовой информации по актуальным проблемам жизни страны. Мнения известных и авторитетных людей должны быть интересны власти и обществу. Здесь имеет значение степень свободы, например, телевизионных каналов, государственных печатных изданий. Важно формировать культуру реагирования на публикации и выступления. Она за последний период утеряна.

В-пятых, проведение (участие) социальных акций и программ таких, как волонтерское движение «Подарим жизнь», которое возглавляет актриса театра «Современник» Чулпан Хаматова. Другой пример:- участие в программе первого канала телевидения «Жди меня» с участием актеров Игоря Кваши, Марии Шукшиной, Михаила Ефремова.

В-шестых, важнейшим механизмом влияния профессиональной элиты является творческая деятельность, дарить людям свое искусство. От этого зависит атмосфера духовной жизни нашего общества и все мировой цивилизации. Творческая элита — это трудоголики. По-другому высокого искусства достичь невозможно. На примере жизни этих людей необходимо с помощью средств массовой информации, прежде всего, телевидения формировать у гражданина России, молодого поколения определенный стиль жизни. Возможно программа «Творчество как стиль жизни».

Сферу художественной культуры России представляют многочисленные творческие организации. «Союз российских писателей» объединяет 3,5 тысячи литераторов и имеет территориальные отделения в 58 регионах. Наряду с ним работает «Союз писателей России». «Союз композиторов России» объединяет 50 территориальных организаций. В изобразительном искусстве созданы «Всероссийская общественная организация «Союз художников России», «Творческий союз художников России», «Профессиональный Союз художников России». В стране работает «Международная ассоциация «Союз дизайнеров» и «Союз дизайнеров России». Работников кино объединяет «Союз кинематографистов России», работников тетра — «Союз театральных деятелей Российской Федерации. Архитекторы входят в «Союз архитекторов России».

Один из подходов к идентификации творческой элиты в России — это соответствие статусу «властитель дум». Эти слова принадлежат А.С. Пушкину. Наш современник Евгений Евтушенко об этом же сказал так: «Поэт в России, больше чем поэт». Фразу можно продолжить — он «властитель дум». В большей степени «властителями дум» прежде считали писателей и поэтов. Это было в то время, когда на вечер поэзии в «политехнический» нельзя было достать билеты. Когда у памятника Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади собиралась тысячная толпа молодежи, чтобы послушать стихи любимых поэтов. Когда значительная часть пассажиров московского метро держала в руках книгу, читая ее по пути на работу или учебу и обратно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Огромная роль в воспитании принадлежит художественной культуре, а значит и творческой

элите. Однако востребованность социума в высокой художественной культуре значительно принижена. Мы вкушаем плоды информационного общества и массовой культуры. Источником знаний становится интернет вместо книги. Книга есть, но она другая. Современная художественная книга развлекает (увлекает, отвлекает). Появились «новые» писатели, которые претендуют на место в творческой элите. С этими писателями встречается лидер страны. Он посылает сигнал части общества: «Смотрите, я разговариваю с вашими кумирами, они меня поддерживают. Поддержите на выборах и вы».

Следует подчеркнуть, что литературная элита, которая призвана сеять «разумное, доброе, вечное» должна быть востребована для общества. Однако, в настоящее время понимания этого у власти и общества нет. «Совесть нации» — Александр Солженицын формулировал национальную идею -«сбережения народа». Он, безусловно, принадлежал, а возможно и был во главе творческой элиты. Мы понимаем, что Россия его не услышала. Глубокий смысл имеют его слова потому, что необходимо предпринять «все меры по поднятию общенародного жизненного уровня в бытовом, пищевом, медицинском, образовательном и моральном отношениях — это и есть суть действий по сбережению народа. К этой цели должна быть настроена вся атмосфера жизни в стране»

Высокий авторитет в мире и в стране имеют многие представители российского музыкального искусства. Этот вид творческой деятельности на протяжении нескольких веков создавал славу русской музыке и мастерству исполнителей. В современной России работает около 100 симфонических оркестров. В большинстве столиц регионов есть свой симфонический оркестр. Это огромное культурное завоевание. Среди известных и заслуженных — Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев), Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф.Светланова (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Юровский), Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер Юрий Башмет ), Симфонический оркестр Мариинского театра в Санкт-Петербурге (художественный руководитель и главный дирижер Валерий Гергиев), Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургский филармонии им. Д.ДШостаковича (художественный руководитель и главный дирижер Юрий Тимирканов), Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», «Национальный филармонический оркестр России (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Спиваков). Важно, что профессиональные симфонические оркестры имеются во многих республиках, краях и областях нашей страны. Региональная власть считает престижным иметь такие коллективы на своей территории. Многие дирижеры и музыканты принадлежат к профессиональной элите в сфере художественной культуры.

Высокий уровень профессионального мастерства демонстрирует Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Его творчество и работа дирижера Александра Сладковского признана многими выдающимися музыкантами нашей страны и мира. Среди них Софья Губайдуллина, Юрий Башмет, Любовь Казарновская, Виктор Третьяков, Денис Мацуев и другие.

Среди руководителей высокопрофессиональных и прославленных коллективов следует отметить также Михаила Плетнева, Павла Когана, Юрия Симонова, Сергея Скрипку, Сергея Стадлера. Этот список из музыкантов мирового класса можно продолжить. Вот как выглядит «общественное признание» Юрия Башмета: народный артист СССР, народный артист России, член Совета по культуре при Президенте РФ, Лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии «Грэмми-2008». Заведующий кафедрой Московской государственной консерватории им П.И.Чайковского, Почетный Академик Лондонской Академии искусств, Почетный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова.

Мировое признание получило творчество Софьи Губайдуллиной. Она родилась в Татарстане. Окончила Казанскую консерваторию. По мнению многих представителей музыкального искусства, Софья Асгатовна является самой выдающейся женщиной композитором ХХ — XXI веков. Автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестров, инструментальных ансамблей, музыки для театра и кино. Она лауреат Государственной Премии РФ, премии Polar Music (Швеция, 2002 г.), Императорской премии Японии и очень многих других престижных наград. В настоящее время проживает в Германии. Поддерживает активные творческие связи с Республикой Татарстан.

Музыкальная элита России представлена во многих жанрах. Среди исполнителей, который участвуют в мировых концертных программах Нина Нетребко (вокал), Любовь Казарновская (вокал), Максим Венгеров (скрипка), Денис Мацуев (фортепиано), Дмитрий Хворостовский (вокал), Евгений Кисин (фортепиано). Полный список состоит из большого количества имен, которые создают позитивный имидж России, подтверждают высокий уровень музыкального искусства нашей страны.

В России работает большое количество профессиональных хоровых коллективов, вокальных групп и объединений. Многие из них имеют мировую известность. Хоровое искусство восходит к

народным истоком и многовековым традициям. Значительная часть руководителей этих коллективов имеют высокий профессиональный авторитет, вносят существенный вклад в развитие российской художественной культуры. Среди российских хоровых коллективов высокого уровня исполнительского мастерства достигли Государственный Академический русский народный хор имени М.Е.Пятницкого (Москва), Академический Большой хор Российского государственного музыкального центра телевидения и радиовещания, Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова, Академическая хоровая капелла имени А.В.Юрлова, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, Концертное объединение «Уральский хор», Государственный камерный хор Республики Татарстан под руководством Таминдаровой М.А.; Ансамбль «Русская песня» (художественный руководитель Надежда Бабкина), Арт-группа «Хор Турецкого» (художественный руководитель Михаил Турецкий) и другие.

Целый пласт музыкальной культуры представляют собой рок-музыка. По сути, это популярная музыка различных стилей. В нашей стране длительный период рок-музыка не была официальным искусством. Огромное влияние на развитие рок-музыки оказала «ливерпульская четверка». В конце 60-х

— начале 70-х годов музыкальные группы стали появляться в нашей стране. Самая большая проблема периода становления — отсутствие в стране музыкальной аппаратуры. Рок-группы, прежде всего, появились в вузах. В конце 60-х на экономическом факультете МГУ была создана группа «АРАКС». Через некоторое время студент Ленинградского университета Борис Гребенщиков создал группу «Аквариум». В настоящее время действует большое количество рок-групп в нашей стране. Существует аудитория, которая посещает концерты рок-музыкантов. В каждой музыкальной группе есть свои лидеры. Чаще всего они сами пишут репертуар, являясь авторами слов и музыки. Среди известных коллективов «Машина времени» (Андрей Макаревич), «ДДТ» (Юрий Шевчук), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Ю-Питер» ( Александр Бутусов), «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Ангел» (Константин Кинчев) и многие другие.

В октябре 2010 года Президент России Д.А.Медведев проявил инициативу и встретился с рок-звездами в непринужденной обстановке, в столичном клубе «Ритм. Блюз. Кафе» Присутствовали Андрей Макаревич (Машина времени), Борис Гребенщиков (Аквариум), Вадим Самойлов (Агата Кристи), Владимир Шахрин (Чайф), Алексей Кортнев (Черт), Сергей Галанин (СерьГа) и другие музыканты. Встреча президента с музыкантами имела большой резонанс и активно обсуждалась в средствах массовой информации. Президент Фонда Петербургской политики Михаил Виноградов, комментируя это событие, подчеркнул, что «рок-музыканты — символ гражданского общества. Это был отчет президента Д.А.Медведева перед гражданским обществом»

Театральное искусство в России имеет давние традиции. Русская театральная школа пользуется признанием во всем мире. Новые поколения актеров и режиссеров изучают К.С.Станиславского и постигают драматургию произведений А.П.Чехова. Возможно, только языковой барьер является препятствием для масштабных мировых гастролей драматических коллективов России. При этом спектакли многих российских театров дублируются или переводятся на иностранные языки, и они осуществляют зарубежные гастроли.

Театральная элита России несет груз моральной и профессиональной ответственности за сохранение и развитие этого вида искусства в современных условиях. Театрам в России живется трудно. Быть свободным и успешным при дефиците финансирования невозможно. Театр, как и культура в целом, сфера затратная. Содержать труппу, эксплуатировать здания, осуществлять постановки, проводить гастроли — все это требует средств и внимания государства. Компенсирует, в какой-то степени, этот недостаток преданность искусству, творческий энтузиазм театральной элиты. Названным ранее критериям профессиональной аристократии, на наш взгляд, соответствует Олег Табаков, Александр Калягин, Марк Захаров, Роман Виктюк, Петр Фоменко, Галина Волчек, Татьяна Доронина, Юрий Соломин, Алексей Баталов, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Василий Лановой и целая плеяда других талантливых российских режиссеров и актеров.

За 100 лет истории российского кинематографа создано огромное количество художественных фильмов. Многие из них стали шедеврами киноискусства. Несколько десятилетий наш кинематограф развивался на основе парадигмы «Из всех искусств, для нас важнейшим является кино». Для реализации исторической задачи была создана индустрия кино: система подготовки творческих кадров, производственные мощности в виде киностудий, сеть кинопроката по всей стране. Кино вызывало большой интерес в обществе. Фильмы смотрели, обсуждали. Зачастую зрители ходили смотреть фильм во второй раз. Особое отношение к фильмам было у детей. Детские сеансы всегда проходили с аншлагом. Во второй половине XX века кинематографисты нашей страны выпускали примерно три художественных фильма в неделю. Огромное количество копий расходилось по всей стране: от столицы

до сельского клуба. Мастера кино получали престижные призы на международных кинофестивалях.

Среди тех, кто представляет российский кинематограф в начале XXI века, есть избранные, которых можно отнести к творческой элите. Это Владимир Наумов, Марлен Хуциев, Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Владимир Меньшов, Станислав Говорухин, Александр Сокуров, Алексей Герман, Петр Тодоровский, Александр Митта, Сергей Соловьев, Вадим Абдрашитов, Александр Рогожкин, Алексей Учитель, Андрей Звягинцев, Павел Лунгин и многие другие. Свое «слово» в кинематографе сказало новое поколение деятелей кино: Тимур Бекмамбетов, Федор Бондарчук, Егор Кончаловский, Алексей Попогребский, Борис Хлебиков, Алексей Герман — младший и другие. К этому списку следовало бы добавить значительный перечень имен актеров, которые создают запоминающиеся образы героев кинофильмов. Призы на престижных международных фестивалях в последний период получали российские ленты «12» режиссера Никиты Михалкова, «Остров» Павла Лунгина, «Тюльпан» Сергея Дворцевого, «Овсянки» Алексея Федорченко, «Край» Алексея Учителя, «Как я провел этим летом» Александра Попогребского, «Елена» Андрея Звягинцева, «Фауст» Александра Сокурова и другие. Это свидетельствует о признании российской кинематографической школы, мировом уровне кинопроизведений наших режиссеров, сценаристов, операторов, актеров, художников.

Изобразительное искусство занимает важный сегмент художественной культуры. Здесь существует система художественного профессионального образования от начального подготовительного образования до среднего и высшего профессионального художественного образования. Работают по всей стране художественные музеи и картинные галереи. Многие профессиональные художники располагают мастерскими. Проводятся художественные выставки: тематические, отчетные, юбилейные, персональные и т.д. Выпускаются периодические издания для анализа тенденций в сфере изобразительного искусства: «Художник», «Academia», «Архитектура и Дизайн», «Декоративное искусство» и др. По данным президента Российской Академии Художеств Зураба Церетели в Российской Федерации работает более 65 тысяч художников, живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, театральных де-кораторов. Профессиональные художники проживают и работают во всех крупных городах России. Многие из них имеют творческие мастерские. В стране существуют общественные объединения «Союз художников России». В республиках, краях и областях действуют отделения Союза художников России.

В системе изобразительного искусства России имеется Российская академия художеств. В РАХ состоит более 450 выдающихся мастеров (на 31.03.12). В том числе членами академии 184 человека, членами-корреспондентами 267 человек. Профессиональной элитой в изобразительном искусстве можно считать состав Российской Академии Художеств. В нее избираются признанные творцы по следующим направлениям: живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, искусствознание и художественная критика, театральная и кинодекоративная сценография, фотоискусство и мультимедийные технологии, отделение новейших художественных течений. Однако если поднять планку требований, что элита в данной сфере ограничится более узким кругом имен: Илья Глазунов, Александр Шилов, Зураб Церетели, Эрнст Неизвестный, Тимур Салахов, Михаил Посохин, Анатолий Бичугов, Андрей Бобыкин, Андрей Мыльников, Александр Рукавишников. Безусловно, этот список может иметь продолжение.

В России состоялся выпуск двух томов книги «Кто есть кто в современной культуре. Эксклюзивные биографии». В разделе «Человек века» представлены биографические очерки о 42-х выдающихся россиянах, которые имеют исключительные заслуги перед страной. Почти половина из них (19 человек) представляют художественную культуру. Это из ныне живущих Майя Плесецкая, Юрий Григорович, Валерий Гергиев, Евгений Евтушенко, Юрий Любимов, Зураб Церетели, Эльдар Рязанов и другие. В двух томах представлены 414 человек, которые внесли огромный вклад в развитие художественной культуры. Они вполне могут быть включены в творческую элиту нашей страны.

В 2005 году Аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр» провел социологический опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах. Людям задавали вопрос: «Назовите 5 — 6 человек, которых Вы могли бы отнести к культурной элите России?» Следует отметить, что более трети опрошенных (36%) затруднились ответить на поставленный вопрос. В числе названных представителей культурной элиты 30% получила Алла Пугачева, 25% — Никита Михалков, 14% — Иосиф Кобзон, 11% Евгений Петросян, 8% — Николай Басков, 7% — Филипп Киркоров, 7% — София Ротару, 6% — Михаил Швыдкой, 5% — Лев Лещенко, 5% — Максим Галкин. Результаты опроса показывают, что основным критерием в определении культурной элиты стала популярность, известность артистов. В основном это представители шоу-бизнеса, которые постоянно пребывают на экранах телевидения.

В январе 2012 года журнал «Огонек» и радиостанция «Эхо Москвы» при поддержке

информационных агентств «Интерфакс» и «РИА Новости» составил список 100 самых влиятельных женщин России. По мнению лидера этого списка Валентины Матвиенко «самая влиятельная женщина, это человек, чьи идеи, поступки и деятельность ведут к зримым изменениям в жизни общества и страны.» Это определение в полной мере можно отнести к элите. В экспертный совет, который формировал этот список, вошли главные редакторы ведущих изданий страны. В первой десятке — Алла Пугачева. Она вторая по рейтингу за Валентиной Матвиенко. В первой двадцатке Чулпан Хаматова, актриса театра «Современник», соучредитель фонда «Подари жизнь». В третьей десятке певица Земфира Рамзанова. В четвертой десятке Лия Ахеджакова, актриса театра «Современник». Четвертую десятку замыкает Галина Волчек, художественный руководитель театра «Современник». Следующая в списке Мая Плисецкая, балерина, народная актриса СССР. В пятой десятке находится Галина Вишневская, художественный руководитель Центра оперного пения им. Галины Вишенской. Здесь же писатели Людмила Урицкая и Татьяна Толстая. Во второй части списка актриса Дина Корзун, писательница Татьяна Устинова, певица MakSim (Марина Абросимова). Всего в списке 12 представителей прекрасного пола из сферы художественной культуры .Какова структура, представительство различных сфер общества в этом списке? Тридцать процентов списка составляют политики и высокопоставленные государственные служащие (30 человек). Телеведущие и журналисты, руководители печатных и электронных СМИ представлены 20-ю персонами. Из сферы бизнеса в список попали также 20 человек. Спорт представляют 6 человек.

В списке государственных наград Российской федерации установлено 59 почетных званий по различным отраслям деятельности. Для сферы культуры и искусства предусмотрены: Народный артист Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации, Народный архитектор Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный художник Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Деятели культуры и искусства награждаются орденами и медалями, им присуждаются государственные премии.

В сфере искусства из почетных наград самым престижным является звание «Народный артист Российской Федерации». Первым обладателями звания «Народный артист Республики» стали Ф.И.Шаляпин (1918 г.), М.Н.Ермолова (1920 г.), Л.В.Собинов (1923 г.), В.Э.Мейерхольд (1923 г.) и другие. В 1936 году было учреждено звание «Народный артист СССР». В этом же году 13 человек были удостоены этого высокого звания. В этой группе были К.С.Станиславский. В.И.Немирович-Данченко,

В.И.Качалов, А.В.Нежданова, Б.В.Щукин, А.А.Васадзе и другие.

В 30-е и 40-е годы требования к соискателям звания «Народный артист СССР» были очень высокими. Достаточно сказать, что величайший композитор XX века Сергей Прокофьев не был удостоен этого звания. В более поздний период не получили его и любимые народом артисты Андрей Миронов, Сергей Филиппов, Леонид Быков, Леонид Куравлев. За 55 лет в период с 1936 по 1991 годы звание «Народный артист СССР» получили 1007 человек. Самым молодым обладателем этого звания была певица Куляш Бейсеитова (1936 г.). Ей было 24 года. Муслим Магомаев стал народным артистом СССР в 31 год.

Народными артистами Российской Федерации за последние 20 лет с 1992 по 2012 годы (на 31.03.12 г.) стали 1294 деятеля искусства. Указом Президента РФ Д.А.Медведева от 21 марта 2012 года звание «Народный артист Российской Федерации» получили 24 деятеля искусства. Среди них уроженка Татарстана Чулпан Хаматова, артистка театра «Современник» (Москва) и Наил Шайхутдинов, артист Татарского театра драмы и комедии имени К.Тинчурина.

Слово «народный» на лат. popularis, т.е. популярный, известный в народе. Это буквальный смысловой перевод. В нашем случае «народный» как высшее признание в обществе. За последние 20 лет значительно расширена география награждаемых. Например, в списке «народных» — актриса драматического театра Комсомольска-на-Амуре, актер Камчатского областного театра драмы и комедии, артист Сахалинского международного театрального центра имени А.П. Чехова. В предыдущей период нашей истории в этих труппах в лучшем случае, было не более 2 х-3 х заслуженных артиста. Ежегодно звания «Народный артист Российской Федерации» получают представители национальных искусств из Татарстана, Башкортостана, Тывы, Мордовии, Марий Эл, Коми, Дагестана, Чечни и других территорий. Для федеративного государства это очень важно. В списках деятелей искусства, которым присвоено звание «народный», есть рок-музы-канты (Андрей Макаревич, Александр Градский), барды (Александр Розенбаум, Олег Митяев), представители шоу-бизнеса (Олег Газманов, Николай Расторгуев). В будущем жизнь подтвердит или опровергнет обоснованность решения о присвоении звания «народный артист» нашим современникам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роль художника в социуме имеет очень большое значение. Искусство во многом наполняет и определяет духовную жизнь общества, развивает человека, переключает его на другие сферы

деятельности. Искусство стимулирует творческое отношение к жизни, к профессиональной деятельности. Хорошая книга, познавательная выставка, музыкальные произведения, интересные спектакли, кинофильмы создают позитивное настроение. Это является важным показателем качества жизни. Творческая элита, в первую очередь, несет ответственность за позитивные тенденции развития страны.

Литература

1. См.: Энциклопедический словарь «Слово о человеке» //http://www. slovochel.ru/elita.html (25/03/ 2012)

3. Московские новости, 2006, 28 апреля.

4. См.: http://www.tatarstan-sympfony.com (25/03/12)

5. См.: http:// www. yro-narod/ xronika_culture/Gubaidulina/ htm (25/03/12)

6. http://www.inopressa.ru/04/10/2010/

7. См.: Российская газета, 2007, 16 октября

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *