Если утеряна печать организации

Что делать, если пропала печать…

Пропажа печати всегда неприятное событие. А ее кража тем более, поскольку это может «аукнуться» в будущем. Например, когда какая-либо организация начнет предъявлять претензии, показывая договор, заверенный якобы вашей печатью.

Заявляем о краже

Первым делом необходимо обратиться в милицию с соответствующим заявлением. Если был взломан офис, то стражи порядка осмотрят помещение, из которого была совершена кража. А в случае если печать была похищена из личных вещей, например вместе с папкой документов из автомобиля директора, то следователь возьмет объяснения у лица, заявившего о хищении.

Как в самом заявлении, так и впоследствии в объяснениях необходимо как можно конкретнее зафиксировать, что именно было похищено. Кражу печати лучше указать отдельно.

Нелишним будет предоставить в милицию и пример оттиска печати (можно сделать копию какого-либо документа, заверенного ею). При этом необходимо подтвердить факт предоставления копии. Если она прилагается к заявлению о краже, об этом следует написать в заявлении, а если копия представляется после, то нужно получить подпись следователя на сопроводительном письме.

В дальнейшем заявление позволит получить справку из милиции, которая подтвердит факт кражи и поможет доказать невиновность фирмы, если кто-либо пожелает воспользоваться похищенной печатью. Однако в этом документе не перечисляется, что именно было похищено. Отметим, что по собственной инициативе милиция скорее всего такую справку не выдаст. Так что фирма должна взять инициативу в свои руки.

Потерпевшей организации в подобной ситуации можно посоветовать следующее. Во-первых, нужно получить копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту кражи (подп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ). А уже в постановлении будет отмечено, что конкретно было похищено.

Во-вторых, необходимо провести инвентаризацию. Таким образом, можно будет доказать тот факт, что после кражи исчезли определенные вещи, в том числе и печать.

После обращения с заявлением о краже в милицию потребуется представить примерный расчет убытков, которые были нанесены фирме. В данном расчете можно отразить не только ту стоимость, за которую были приобретены похищенные ценности (в частности, стоимость изготовления печати), но и стоимость этих вещей на момент кражи. Для этого к расчету необходимо приложить соответствующие документы. Это может быть счет из магазина, в котором продаются печати.

При составлении расчета не стоит забывать и о дополнительных издержках потерпевшего на размещение объявлений о хищении печати в прессе, например в «Вестнике государственной регистрации». В дальнейшем, если виновный все-таки будет найден и осужден, возмещение вреда можно будет возложить на этого человека.

Сообщаем всем

Кроме того, что после обнаружения кражи необходимо обратиться в милицию, заявление о похищении надо также представить в банк. Ведь именно там хранятся основные денежные средства организации. Как правило, действия лиц, получивших возможность распоряжаться печатью, направлены на снятие или перевод денег с расчетного счета. И тут все зависит от скорости. Чем быстрее вы сообщите о краже в банк, тем меньше у похитителей шансов воспользоваться украденным. Кроме того, работники банка вполне могут помочь и в задержании преступников, если, конечно, вовремя будут уведомлены о случившемся.

Чтобы оградить себя от претензий будущих жертв мошенников, можно дать объявление о краже в СМИ. Например, если люди, похитившие печать, заключают договоры с третьими лицами и получают по ним деньги. И хотя маловероятно, что ваше объявление прочитают, однако в этом случае будет легче отгородиться от претензий. Вы сможете смело заявить, что соблюли все возможные меры предосторожности. А значит, ответственности можно избежать.

Готовим новую печать

Работать долго без печати фирма не сможет. Поэтому после разбирательств с правоохранительными структурами нужно заказать новую печать. При этом существует два основных варианта:

  • новая печать сходна со старой. В этом случае в организацию, которая займется подготовкой печати, необходимо предоставить пример прежнего оттиска;
  • новая печать отличается от старой. При этом наряду с соответствующим заявлением необходимо нарисовать эскиз.

У каждого из этих вариантов есть как свои достоинства, так и недостатки. В частности, если новая печать не будет отличаться от старой, не потребуется представлять письмо с уведомлением о смене печати в налоговую, а также готовить новую банковскую карточку (что связано с дополнительными денежными вложениями).

Однако при этом лицо, укравшее печать, вполне спокойно сможет снять или перевести деньги со счета по поддельному чеку или платежке, «проштамповав» их украденной печатью. Еще более реальной такая ситуация может стать, если наряду с печатью похитили и чековую книжку. В этом случае возместить ущерб за счет банка вряд ли удастся. Если подпись будет похожа на настоящую, то представители банка заявят, что «всеми доступными способами удостоверились в подлинности чека» и их вины в случившемся нет.

Поэтому более рациональным, хотя и более дорогостоящим, на наш взгляд, решением является заказ печати по эскизу, отличному от прежнего. При этом потребуется:

  • сообщить о новой печати в налоговую и внебюджетные фонды. В противном случае сдать новый отчет будет проблематично;
  • оформить в установленном порядке новую карточку с образцами подписей и оттиска печати и представить ее в банк;
  • о новой печати можно сообщить своим партнерам (в зависимости от их количества всем или только ключевым). Это позволит исключить конфликтные ситуации при появлении лиц, имеющих на руках доверенности со «старыми» печатями.

Возможные последствия

Что же делать, если похищенная печать все же была использована и в фирму, например, начинают обращаться лица, которые сдали свои сбережения по якобы заключенным с ней договорам?

Как это ни печально, но необходимо снова обращаться в милицию. На этот раз с заявлением о мошенничестве. Лучше это сделать самим и сразу. В противном случае с заявлением о мошенничестве, но только направленным уже против организации, у которой в свое время украли печать, обратятся обманутые вкладчики. Может так случиться, что о фактах использования похищенной печати станет известно лишь от самих правоохранительных структур. Например, после проведения встречной налоговой проверки с фирмой, у которой найдутся накладные, счета и другие документы, заверенные ранее украденной печатью.

Во всех этих ситуациях хорошо, если представляемые документы составлены позднее, чем была совершена кража. Если это так, то достаточно представить документы, подтверждающие факт хищения.

Хуже, если документ составлен задним числом, то есть юридически получается, что он составлялся в то время, когда печать находилась в законном владении и никуда не исчезала. А значит, обязательства возникают у фирмы-потерпевшей. Как вариант, мошенничество совершено именно ее должностными лицами. В этом случае потребуется провести ряд экспертиз, в том числе и почерковедческую. Зачастую такая экспертиза дает неоднозначные ответы. Например, что подпись могла быть сделана директором пострадавшей фирмы. Формулировка «могла быть» в данном случае не подходит. Поэтому следует помнить, что все сомнения в соответствии с российским уголовным законодательством толкуются в пользу обвиняемого (ст. 14 УПК РФ). И если экспертиза не дала однозначного ответа – «подпись совершена тем-то и тем-то», говорить о доказательствах нельзя.

>Что делать, если утеряна печать ООО

Первые шаги

Если пропажа круглой печати была обнаружена быстро, то об этом необходимо сообщить в полицию для возбуждения уголовного дела. Надеяться, что результат здесь обязательно будет, не стоит, но это позволит получить справку о произошедшем случае.

Если печать своровали умышленно, то ей могут воспользоваться. Такое использование оттиска может вам навредить, если не будет подтверждения факта хищения. Имея на руках справку, выданную МВД, опровергнуть предъявленные претензии будет проще. Но, к сожалению, не все организации придерживаются этой рекомендации и обращаются в правоохранительные органы.

О том, что печать ООО украли, необходимо уведомить своих партнеров и банки, в которых открыты счета организации. Это позволит предотвратить возможность использования поддельных документов с оттиском украденной печати. Помимо печати, конечно, будут сличать и подпись на документах, но сам факт такого обращения может удивить контрагентов и создать не совсем хорошее впечатление об ООО.

О том, что печать ООО украли, необходимо уведомить своих партнеров и банки, в которых открыты счета организации.

Такое уведомление необходимо еще для того, чтобы руководитель общества смог изготовить копию украденной печати или заказать ее по вновь утвержденному шаблону. Если принести новые документы с обновленной печатью, они могут быть не приняты второй стороной из-за несовпадения с оригиналом. Сообщив о происшествии, вы можете заняться процедурой восстановления или обновления печати.

Сообщить партнерам о пропаже печати ООО можно лично или разместив объявление в наиболее популярной газете, на телевидении, по радио.

Следуя рекомендациям, можно избежать провокаций со стороны мошенников, которые украли печать. Если же она просто потеряна, то нашедший человек, услышав объявление, может попытаться вернуть ее владельцу.

Если прежняя печать ООО не найдена

Заявление в полицию написано, объявление размещено, но результат нулевой. Останавливать свою работу на длительный срок ООО не может. Тогда необходимо принимать решение:

  1. Восстанавливать прежнюю печать по оттиску.
  2. Утверждать новый макет круглой печати компании.

Исходя из того, какое решение было принято верхушкой ООО, необходимо перейти к процессу изготовления печати.

В любом случае вам потребуется пояснить, на каком основании ООО обращается за новой печатью. Для этого необходимо:

  1. Предоставить справку из МВД, подтверждающую факт кражи печати, если вы обращались в полицию.
  2. Написать заявление с пояснением причины повторного или нового изготовления печати ООО.
  3. Предъявить документ, подтверждающий личность заказчика.

При обращении в ту же организацию по изготовлению дубликата или оригинала сотрудники, ведущие учет своей продукции, делают отметку о произошедшем:

  1. Если делается дубликат, то на оттиске добавляется буква “Д” и в журнал заносится дата выпуска дубликата и причина.
  2. При изготовлении новой печати в журнале регистрируется утвержденный оттиск, а прежняя печать считается недействительной.

Если принято решение использовать новый оттиск, то это должно быть зафиксировано во всех важных документах ООО, чтобы не возникло недоразумений при отчете в налоговую инспекцию, при обращении в банк и тому подобном.

Утрата печати для ООО – это серьезное происшествие, которое может подорвать ход работы предприятия. Но переживать по этому поводу и тянуть время с обращением в соответствующие органы не стоит. Чем раньше приняты меры, тем быстрее восстановится работоспособность ООО. Надеяться на то, что украденная печать найдется, глупо. Поэтому необходимо действовать. Восстанавливать дубликат по оттиску или изготавливать новую печать – решать только вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *