Факторы влияющие на восприятие

Тема 13 Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия.

Люди, вступающие в общение, часто не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. д. При неравенстве партнеров наиболее часто происходят ошибки восприятия.

Исследования показывают, что при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Эта схема работает только при действительно значимом для нас неравенстве.

Мы оцениваем человека выше (переоцениваем его), считаем его более умным, хорошим, интересным:

— если человек нам нравится (внешне);

— если он к нам хорошо к относиться;

— если его мнение совпадает с нашим.

Чем ближе чужое мнение к нашему собственному, тем выше мы оцениваем мнение этого человека.

Факторы мешающие правильному восприятию:

1. Наличие заранее заданных установок, убеждений, стереотипов, в соответствии с которыми людей заранее относятся к определенной категории вследствие чего, формируется установка, на поиск связанных с ней черт.

2. Преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена достоверная информация.

3. Эффект «ореола». Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоценивают, а недостатки либо не замечают, либо оправдывают. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечают или истолковывают превратно.

4. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписывают, , свои собственные качества и эмоциональные состояния, по аналогии с собой.

5. «Эффект первичности» проявляется в том, что первое полученное впечатление о человеке, накладывает отпечаток на всё последующее отношение к нему.

6. «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили значимую негативную последнюю информацию о человеке, она может перечеркнуть всё прежнее мнения об этом человеке.

7. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Эти впечатления, играют важную роль в дальнейшем процессе общения, т.к. от точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты характера, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность возможна, как правило, только в нейтральных ситуациях, в форс-мажорных ситуация происходит сдвиг многих личностных характеристик.

Факторы, влияющие на восприятие

При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

• люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

• люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;

• люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.

Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются следующие:

• интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);

• подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);

• размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);

• состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.).

Способы восприятия, порождающие ошибки

Так как восприятие является очень сложным и неоднозначным процессом, зависящим от влияния многих факторов, в частности предыдущего опыта, текущего состояния человека, воздействия внешней среды, оно зачастую может быть ошибочным. Можно указать на несколько распространенных способов восприятия, которые создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком.

Стереотипизацияшироко распространена при восприятии человеком реальности. Путем сведения более сложного и оригинального явления к определенному представлению об этом явлении она помогает снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания. Но в то же время она зачастую приводит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те свойства и характеристики, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто не соответствуют явлению уже потому, что они отражают усредненное восприятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую они не только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют усредненному явлению. В этом случае стереотипизированное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает не адекватные действительности реакции и поведение человека. Негативными проявлениями стереотипизированного восприятия в жизни организации являются априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения их к определенным стереотипизированным группам. Это может приводить к дискриминации по половому, возрастному или национальному признаку, ущемляя права человека и нанося ущерб деятельности организации.

Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобщение может приводить как в целом к позитивному, так и к негативному восприятию явления и, следовательно, может совершенно не соответствовать реальности. Наиболее часто это проявляется при восприятии людей, когда на основе оценки отдельных черт характера или же отдельных умений и способностей человека делается обобщенный вывод о нем как о личности в целом или же как о работнике вообще.

Перенос и обобщение оценки отдельных черт человека может играть сильную негативную роль во взаимодействии человека и организационного окружения. В частности, это может оказывать большое негативное влияние на выполнение работником своих ролевых обязанностей.

Получив определенное представление о выполнении членом организации отдельных действий или операций, руководитель может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит, работник выполняет точно так же. Это приводит к стремлению работника не делать явных ошибок вместо того, чтобы стремиться к очень хорошей работе либо же стараться работать не вообще хорошо, а только тогда, когда это может заметить руководитель.

Часто эта особенность восприятия приводит к тому, что члены организации, которые в своей деятельности ближе к руководству и чаще с ним общаются, оцениваются в целом относительно выше, чем работники, успешно справляющиеся со своей работой, но находящиеся вне поля зрения руководства.

К серьезному искажению восприятия окружения приводит п р о е к ц и я человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений, мотивов деятельности и т.п. на других людей. Люди могут объяснять мотивы действий других в соответствии с тем, потому они сами осуществляют аналогичные действия, и впадать при том в глубокое заблуждение. Отмечено, что люди склонны приписывать свои негативные черты другим, создавая тем самым некое оправдание своему поведению.

Негативным проявлением проекции в организационном поведении является ложное представление человека о том, что окружающие хотят того же, чего хочет он. Это порождает неадекватные ожидания и действия, которые приходят в противоречие с организационным окружением. Работоспособный начальник может считать, что все его подчиненные также очень напряженно работают, хотя это может быть очень далеко от реальности. И наоборот, ленивый начальник может необоснованно подозревать всех в том, то они отлынивают от работы.

Сильное влияние на восприятие человека или определенной действительности может оказывать первое впечатление. Зачастую бывает так, что все дальнейшее видение человека или по крайней мере достаточно долгосрочное его восприятие находится в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатление может оказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно может способствовать сохранению аналогичного восприятия, даже если оно и не соответствует действительности. Но может приводить и к резкой смене восприятия, что также может быть не адекватным реальности. Первое впечатление может способствовать более быстрому и легкому вхождению в организационное окружение и ускоренному установлению нормального взаимодействия между человеком и окружением. Поэтому для нового члена организации очень важно правильно провести свой первый контакт с организацией. Окружению и особенно руководству, в свою очередь, не следует сильно полагаться на первое впечатление, так как оно может сформировать неверный образ и породить неоправданные ожидания.

Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и тому подобные формы восприятия могут порождать множество проблем, трудностей и ошибок в организационном поведении и вызывать предубеждения, которые могут отрицательно сказываться на многих организационных процессах, в частности на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобы как можно большее количество людей в организации знали об этом и старались по возможности учитывать это, критически относясь к своему восприятию. Особенно важно это для руководящего состава. Естественно, абсолютно верного и свободного от влияния личностных черт человека восприятия нет и не может быть в принципе. Однако это не означает, что люди не должны стремиться более объективно воспринимать реальность и пытаться понять особенности и характерные черты присущего им восприятия окружения для того, чтобы сознательно корректировать воспринятую ими информацию.

Педагогика

Ощущения ограничены с двух сторон порогами, в диапазоне которых человек в состоянии воспринимать внешние и внутренние раздражители. За пределом нижнего порога раздражитель достаточно слабый, поэтому ощущения еще не возникают. За пределом верхнего порога ощущения уже не могут возникнуть из-за того, что раздражитель оказывается чересчур сильным.

Все человеческие ощущения подчиняются общим законам, таким как закон сенсибилизации, закон адаптации и закон контрастности. Первый закон представляет собой увеличение чувствительности организма под влиянием различных адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону любой человек может повысить чувствительность своего организма при помощи систематических упражнений и тренировок. Закон адаптации состоит в том, что порог чувствительности может изменяться при достаточно долгом воздействии определенного раздражителя. По третьему закону чувствительность может изменяться под влиянием предыдущего раздражителя.

Восприятие человека представляет собой психический процесс отражения окружающих явлений и предметов в совокупности их свойств и частей на органах чувств. Главное отличие восприятия от ощущения заключается в том, что окружающий мир воспринимается в виде образов, что присуще только человеку и высшим животным. Такой процесс носит название объективизация.

В том случае, когда результатом ощущения становится некоторое чувство, складывается достаточно сложный образ, состоящий из целого комплекса самых разнообразных связанных между собой ощущений.

Этот образ предполагает взаимодействие различных анализаторов. Определение вида восприятия напрямую зависит от того, какой из этих анализаторов наиболее активно работает. Помимо этого вид восприятия зависит от поставленной цели, они могут быть преднамеренными или непреднамеренными. Определение вида восприятия зависит также от степени организации, они могут быть организованными или неорганизованными. Вид восприятия зависит и от формы отражения, согласно которой разделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Свойствами восприятия являются избирательность, предметность, апперцепция, осмысленность, константность и целостность. Под избирательностью понимают способность личности воспринимать лишь то, что ее интересует. Предметностью считается принятие объектов как обособленных во времени и пространстве. Апперцепция это влияние на восприятие накопленного человеком опыта. Осмысленностью является обретение воспринимаемыми предметами определенного смысла для человека. Под константностью понимают независимость воспринимаемого предмета от различных условий восприятия, таких как освещенность, расстояние, ракурс и прочих. Целостность определяется тем, что образы воспринимаемых предметов отражаются в сознании личности как множество их качеств.

К нарушениям восприятия относятся гиперстезия, гипостезия, агнозия и галлюцинации. Гиперстезия (от греческого гипер – чрезмерно и аистезис — ощущение) это повышенная чувствительность организма к раздражителям, воздействующим на органы чувств. Гипостезия (от греческого гипо – ниже и аистезис — ощущение) это, напротив, пониженная чувствительность организма к этим раздражителям. Агнозия (от греческого а — отрицательная частица и гнозис — знание) это отсутствие узнавания объектов при сохранении или очень незначительном снижении чувствительности и сознания. Галлюцинациями называются возникающие в сознании восприятия предметов без реального их наличия. К галлюцинациям относятся видения, голоса, запахи и прочее. Необходимо различать галлюцинации и иллюзии, то есть ошибочные восприятия реально существующих предметов и явлений.

Следующим важным свойством человеческой психики является память, которая необходима для сохранения и последующего воспроизведения всего воспринятого, сделанного или пережитого человеком. Все те образы, которые человек получил в процессе восприятия, в той или иной степени сохраняются в его памяти. В дальнейшем все они могут быть воспроизведены в виде представлений, которые в определенной степени адекватны полученному в прошлом опыту.

К компонентам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Название этих компонентов говорит само за себя и в особом пояснении не нуждается. Различают четыре основных вида памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная.

К наглядно-образной памяти относятся зрительные, звуковые, осязательные и обонятельные образы. Под словесно-логической понимается память, выраженная в виде понятий и словесных формулировок. Двигательной или моторной памятью является способность к запоминанию и воспроизведению различных движений, в том числе ходьбы, письма, трудовых и иных навыков и умений. Эмоциональная память основана переживаниях человека, она служит главным компонентом формирования личности. Полученные личностью в процессе жизненного опыта эмоции служат побудительными силами к совершению или отказу от совершения ей различных поступков.

Основными характеристиками памяти являются объем, быстрота, точность и длительность. Память может быть подвержена таким расстройствам как гиперфункция и амнезия. Гиперфункция выражается в том, что запомненные образы оказываются намного резче и детальнее, чем обычно. Амнезия заключается в утрате способности запоминать и воспроизводить полученную информацию.

  • Ольга

Факторы, влияющие на эффективность восприятия информации

Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. Психотип – модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Психологи выделяют пять основных психотипов: квадратный, треугольный, круговой, прямоугольный и зигзаговый. Зная различные психотипы, коммуникатор в процессе коммуникации использует эту информацию для правильного управления коммуникационным процессом.

На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровни коммуниканта.Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта.

При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального уровня аудитории выяснили, что для аудитории с высоким уровнем образованияпредпочтительнее двустороннее сообщение. Такое сообщение представляет собой текст, который кроме аргументов коммуникатора содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнемрекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно так же, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника.

Целью специалиста по связям с общественностью является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами: принуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству.Так как специалист по связям с общественностью формальной властью не обладает, его влияние строится либо на манипуляции, либо на сотрудничестве, либо на этих двух способах сразу.

Под манипуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания. Среди причин манипуляции выделяют: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер).

Цель манипуляции – контроль над аудиторией, ее управляемость и послушность. Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии: целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция, «передергивание”, искажение информации, переворачивание); сокрытие воздействия; мишени воздействия; роботизация. Манипулятивные методы воздействия широко используются в пропаганде. Пропаганда – распространение научных, политических, философских и других идей в целях их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Пропаганда, таким образом, понимается как чисто манипулятивная технология.

Факторы, влияющие на эффективность восприятия информации.

Среди факторов повышающих эффективность сообщений выделяют:
1. Источник сообщения
2. Характер сообщения
3. Характеристики личности выступающей в качестве субъекта восприятия и понимания или по другому их называют личностные факторы.
Источник сообщения — на наше мнение оказывают влияние люди честные высокостатусные компетентные.
Когда касается тривиальных мнений и поступков человек который нам нравится влияет на нас больше чем само содержание мнений и поступков.
Характер сообщения. Если сообщение более эмоционально оно найдет больший отклик аудитории чем то которое взывает к разума аудитории. Важно также учитывать эффект первичности и эффект недавности.
Первичность — промежуток времени между первым сообщением и вторым. Большее воздействие оказывает первое сообщение когда промежуток между сообщениями небольшой.
Недавность это промежуток времени между моментом окончания второго сообщения и моментом когда аудитория должна определится с выбором: здесь большее воздействие оказывает второе сообщение когда аудитория должна действовать сразу после него.
Также эффективность осуществляется с первоначальным мнением аудитории и мнением которое содержится в сообщении. Чем расхождение значительнее во мнениях тем больший дискомфорт испытывает аудитория. Есть 4 способа ее уменьшить
1. Изменить свое мнение
2. Заставить коммуникатора изменить мнение
3. Найти поддержку других людей
4. Возвысить в своих глазах достоинство коммуникатора обесценив его мнение.
Если коммуникатор имеет высокий кредит доверия, то чем больше будет расхождение между пропагандируемыми им взглядами и взглядами аудитории, тем в большей степени аудитория окажется убеждаемой.
Личностные факторы. Есть положение о том что индивид воспринимает и перерабатывает информацию как целостная система отличающаяся психофизиологическими также психологическими и социальными особенностями.
Основное влияние на процесс восприятия оказывают:
1. Деятельностный статус индивида.
2. Социальный статус индивида
3. Социокультурный статус индивида.
4. Психологический статус.
Деятельностный статус. Деятельный статус человека влияет на восприятие информации. Каждый во всем видит что то свое
Социальный статус. Все люди хотят видеть то что видят постоянно в своей социальной жизни. Данный выбор зависит от ожиданий человека от жизни в обществе.
Социокультурный статус. В целом сознание человека воспринимающего и перерабатываемого информацию можно представить в виде некоторого фильтра который одни сообщения пропускает полностью другие деформируем а третьи вообще отбрасывает.
Психологический статус. На процесс восприятия массовой информации влияет индивидуальная нейрофизиологическая конфигурация мозговых структур отвечающих за переработку информации.
За производство и переработку информации в мозгу человека отвечает 4 участка которые располагаются симметрично в правом и левом полушариях:
Левый висок отвечает за простые логические конструкции
Левый лоб сложные логические конструкции
Правый висок простые эмоциональные чувственные впечатления
Правый лоб сложные эмоциональные и чувственные впечатления.

Факторы влияющие на восприятие

При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

— люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

— люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;

— люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.

Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются следующие:

— интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);

— подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);

— размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);

— состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.).

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

восприятие потребителя —

сприйняття споживача (укр) consumer perceptions (англ) Wahrnehmung der Verbraucher (нем) la perception des consommateurs (фр)
восприятие потребителя — деятельность, которая связывает индивидуального потребителя с ситуацией, группой влиянием маркетинговой среды. Процесс восприятия потребителя составляют три этапа — экспозиция, внимание и интерпретация. Экспозиция, то есть привлечение внимания – это ситуация, которая с помощью стимула, осуществляет активирование одного или нескольких органов чувств потребителя. Экспозиция имеет место, когда потребитель воспринимает продукт через активизацию вкуса, зрения, слуха, обоняния или осязания. Большинство воздействующих на потребителя стимулов выбраны самим потребителем.

Восприятие потребителя ищет целенаправленного воздействие на себя одних стимулов, и намеренно избегает других. Внимание возникает при активировании стимулами одного или более органов чувств, и возникающее ощущение передаётся для обработки в мозг. Интерпретацией называется понимание данного сообщения, его оценка и передача информации в память, где она дальше хранится.

Маркетологами выделяются три уровня восприятия товара потребителем. Первый уровень — это сущность товара. Поскольку один и тот же товар может служить к удовлетворению различных потребности потребителей, производитель обязан хорошо представлять — для удовлетворения конкретно каких потребностей данный товар может использоваться. Второй уровень – это фактический товар. Устанавливается совокупность свойств данного товара, которые максимально полезно и эффективно удовлетворяют выявленные потребности потребителя. Третий уровень – добавленный товар. Как правило, это то, что производитель может предложить вместе с конкретным товаром: обычно это гарантийное обслуживание, дополнительные аксессуары и т.д.

Когда говорится про восприятие рекламы потребителем, чаще всего имеется в виду психологический аспект. Ведь наше восприятие по своей природе избирательно и определяется как индивидуальными, так и относящимися к стимулам, факторами. Таким образом, грамотный рекламодатель стремиться получить полное представление о мотивах и потребностях потенциальных покупателей для правильной подготовки программы по продвижению того или иного товара или услуги. Понимание потребностно-мотивационной сферы потребителей помогает понять, как и какие именно товары или услуги соответствуют планам и целям потребителей.

Таким же образом, путем вовлечения в процесс психологической составляющей, происходит процесс восприятия информации потребителем, которая происходит по определенной схеме: контакт, внимание, понимание, принятие, запоминание. Схемы подачи информации имеют большое значение для коммерческих и рекламных сообщений. На восприятие информации так же оказывают влияние цвет и (в ряде случаев), звук. Эффект принятия здесь выражается во влиянии на отношение и поведение потребителя, у которого в процессе принятия проявляются аргументы и контраргументы — благоприятные и неблагоприятные мысли по отношению к товару, бренду, рекламодателю. Соответственно, покупатель воспринимает и запоминает те товары, бренды и рекламу услуг, которые вызвали наименьшее количество контраргументов, то есть мыслей неприятия. Таким образом, каждый потребитель восприятие которого направлено на запоминание и узнавание конкретного бренда или товара, сам для себя формирует тот «круг доверия”, в котором он находит те виды товаров, которые наиболее ему подходят.

начало

УДК 159.9

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК

ОПАСНОЙ

Т. Б. Беляева, П. И. Беляева

FACTORS INFLUENCING THE STUDENTS PERCEPTION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS

A THREAT

T.B.Belyaeva, P.LBelyaeva

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, tatjana_belyaeva@mail.ru

Рассмотрены внешние и внутренние факторы формирования индивидуальных установок на восприятие среды как опасной. К внешним факторам отнесены негативные семейные установки по отношению к современному образованию, негативный опыт самореализации, а также негативный опыт общения со сверстниками и педагогами. К внутренним факторам — такие качества личности учащихся, как заниженная самооценка, экстернальность, тревожность, низкая стрессоустойчивость, проблемы физического и психического здоровья. Намечены возможные пути коррекции внутренних факторов. Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, личность учащегося, психологическая установка

В настоящее время можно констатировать ус -ложнение современного мира во всех аспектах: техническом, информационном, экономическом, социальном . Вследствие этого актуальной становится проблема безопасности человека. Согласно определению, представленному в «Толковом словаре», под словом «безопасный» понимается «не грозящий опасностью, надежно защищенный», «не причинивший вреда». Когда говорят о безопасности человека, то имеют в виду не только сохранение его жизни и здоровья, но и психологическую безопасность, т.е. сохранение психологической целостности индивида, наличие самоуважения, уверенности в будущем, ощущение защищенно-

сти интересов и ценностей, включенности в окружающую действительность, наличие значимых привязанностей . Если раньше психологические проблемы безопасности рассматривались в рамках психологии труда, то в ХХ1 веке появилось новое направление исследований — психология безопасности . Данная отрасль науки рассматривает широкий спектр проблем психологической безопасности в разных аспектах жизни и деятельности, в том числе и в образовательной среде.

Приоритет в исследованиях психологической безопасности в образовании принадлежит профессору РГПУ им. А .И.Герцена И .А .Баевой, основавшей данную научную школу . В настоящее время защи-

щены различные диссертации, опубликовано большое количество статей, монографий, учебных пособий на эту тему.

Данная проблема представляет значительный интерес для исследователей вследствие того, что в педагогике и психологии образования учащийся является одним из главных объектов исследования. Опыт жизни, который получает человек в образовательном учреждении, огромен, здесь происходит становление его личности, он научается строить человеческие отношения. Важным условием благополучного развития личности является исключение психологического травмирования в детстве, так как оно имеет необратимые последствия, способствуя формированию комплекса неполноценности и возникновению проблем социальной адаптации. Поэтому необходимо при разработке новых образовательных стандартов и программ особое внимание уделять созданию таких условий образовательной среды, которые способствуют формированию здоровой и благополучной личности. Важным фактором сохранения здоровья и благополучия детей является переживание ими состояния психологической безопасности. Кроме того, как утверждают исследователи, психологическая безопасность образовательной среды учебного заведения является необходимым условием для создания их развивающих возможностей.

Изучение проблемы психологической безопасности осуществляется в двух аспектах: психологическая безопасность образовательной среды и психологическая безопасность личности в образовательной среде.

Если с целью обеспечения безопасности среды важно исключить проявления насилия со стороны пе-

дагогического коллектива и сверстников, организации образовательного процесса и пространственно-предметного окружения, то для обеспечения психологической безопасности личности акцент делается на ее ресурсах — способности конструктивно противостоять насилию, уверенно защищать свои интересы, отстаивать свою позицию. Учащийся, который не чувствует себя защищенным, не может полноценно учиться и эффективно взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а иногда и родителями, так как переживание психологической угрозы блокирует у большинства людей интеллектуальную деятельность, актуализируя негативные переживания и стремление как можно быстрее выйти из опасной ситуации.

С нашей точки зрения, есть еще один недостаточно изученный аспект проблемы психологической безопасности, а именно — субъективное восприятие степени психологической опасности среды. Образовательная среда — это объективная реальность, которую каждый субъект воспринимает индивидуально. Поэтому оценки степени безопасности этой среды сильно варьируют. Предположим, администрация, педагоги, родители сделали все возможное, чтобы обеспечить психологическую безопасность образовательной среды. Означает ли это, что для всех учащихся она действительно безопасна? Наверное, нет, потому что, как известно, психическое отражение субъективно, и каждый участник образовательного процесса воспринимает степень опасности этой среды по-своему.

Схема восприятия учащимися образовательной среды как опасной представлена на рис. 1.

Итак, учащиеся в образовательной среде могут чувствовать себя по-разному. Это зависит от того, как они воспринимают среду — как враждебную, опас-

Рис. 1. Схема индивидуального восприятия школьниками образовательной среды как психологически опасной

ную для себя, или, напротив, как дружественную. Во втором случае возникающая трудность воспринимается не как катастрофа, а всего лишь как проблема, которую возможно и необходимо решить. Таким образом, психологическое самочувствие учащихся зависит не только от объективных особенностей самой среды, но и от их индивидуальных особенностей.

— пространственно-предметный компонент или физическое окружение — предметная среда, окружающая учителя и ученика. Угрозы, которые могут содержаться в данном компоненте среды, как отмечает Э.В.Гущина, это недостаточность учебно-материальной базы, например, отсутствие удобной, соответствующей гигиеническим стандартам мебели, качественного мультимедийного оборудования могут привести к угнетению физиологических потребностей учащихся (потребности в двигательной активности и в оптимальной сенсорной стимуляции), а также негативно повлиять на характер протекания нервных процессов, привести к проблемам сенсорной и двигательной сферы, расстройству психических функций и, как следствие, нарушению учебной деятельности младшего школьника ;

— социально-коммуникативный компонент определяется особой формой детско-взрослой общности. Угрозами здесь могут выступать недостаточная поддержка учащихся педагогом в трудных ситуациях, высокий уровень предвзятости отношения, авторитарность учителя, вербальная и невербальная агрессия сверстников, отсутствие доверительности и поддержки во взаимодействии субъектов образовательного процесса. Все это неблагоприятно отражается на удовлетворении потребностей в безопасности, принадлежности, доверительном общении, признании, уважении и самоуважении;

— психодидактический компонент — содержание образовательного процесса, организация обучения. Угрозы проявляются в недостаточном учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, отсутствии поддержки и стимулирования самостоятельности и активности учащихся, размытости и непоследовательности педагогических требований, неоптимальном стиле общения, отсутствии психологической профилактики и заботы о здоровье учащихся. Результатом будет фрустрация не только потребности учащихся в уважении и самоуважении, но и высших духовных потребностей — в познании, творчестве, самовыражении, самоактуализации. Высокий уровень требовательности к учащемуся со стороны родителей, недостаточная психологическая поддерж-

ка и, как следствие, последующее увеличение его тревожности в силу перегрузки функциональных возможностей организма могут привести к резкому снижению учебной мотивации и, как следствие, отторжению школы, утрате внутренней позиции школьника, регрессивным проявлениям на характерологическом и эмоционально-потребностном уровне.

По-нашему мнению, из всех факторов опасности образовательной среды наиболее значимым выступают отдельные педагоги и педагогический коллектив в целом как субъекты педагогического взаимодействия. Психологически небезопасным следует считать педагогический коллектив, в котором доминирует направленность деятельности на формальные результаты образования. Низкий уровень квалификации и психолого-педагогической компетентности не позволяют педагогу находить индивидуальный подход к учащимся, заставляют относиться к педагогическому взаимодействию формально, ориентируясь только на получение учащимся предписанных программой знаний, умений и навыков. Ориентация на формальные результаты выхолащивает эмоциональную и развивающую составляющую процесса обучения, что обедняет его, делает непривлекательным и трудным для учащихся.

Как уже было отмечено, образовательная среда — очень сложный комплекс разнообразных факторов, содержащих в себе реальные или потенциальные угрозы. Поэтому обеспечение психологической безопасности среды выступает необходимым условием эффективного образовательного процесса. В то же время, очевидно, что сделать абсолютно безопасной среду весьма затруднительно в силу ее многокомпо-нентности и определенной непредсказуемости вследствие так называемого человеческого фактора, как на уровне педагогов, так и на уровне учащихся.

С другой стороны, даже потенциально опасная образовательная среда не всегда воспринимается таковой субъектами образовательного процесса, и, напротив, казалось бы во всех отношениях безопасная среда может восприниматься как опасная. Это связано с индивидуальными особенностями человека, и, прежде всего, с его установками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В психологических исследованиях доказано, что человеческое восприятие не является непосредственным процессом. Еще в работах советского ученого Д.Н.Узнадзе был опровергнут постулат непосредственности и введено понятие психологической установки как готовности человека к определенным реакциям и оценкам, сформированным на основе предшествующего опыта. Как отмечают психологи, установка возникает в ситуациях, когда «встречается» человеческая потребность и ситуация. Таким образом, учащийся воспринимает образовательную среду и ее характеристики сквозь призму своих индивидуальных установок, которые, в свою очередь, возникают под влиянием двух факторов: внутреннего и внешнего («встреча» потребности и ситуации). Иначе говоря, речь идет об отношении учащегося к учебному заведению, процессу обучения, субъектам образовательного процесса (педагогам и сверстникам).

В.Н.Мясищев определял отношения как «психологическую связь человека с окружающим его миром вещей и людей» . В социальной психологии отношения к различным социальным объектам и ситуациям рассматриваются как социальные установки (аттитюды) личности.

Воспринимает учащийся образовательную среду как опасную или безопасную, во многом зависит даже не столько от самой среды, сколько от его отношений (установок). С.Л.Рубинштейн, описывая действия субъекта, отмечал, что существенным является не сам по себе ход событий, а прежде всего отношение человека к тому, что происходит . Эта мысль была продолжена А.В.Брушлинским, который подчеркивал, что «…человек как субъект не только и не столько просто «потребляет» информацию, испытывая на себе различные воздействии. Он сам ее «производит». поскольку в ходе своей деятельности, общения он самоопределяется, занимает определенную жизненную позицию и поэтому весьма избирательно относится ко всему, что влияет на него в ходе всей жизни.» . Таким образом, учащийся воспринимает образовательную среду сквозь призму своей установки, от характера которой зависит то, как он будет ее оценивать с точки зрения психологической опасности.

Проанализируем факторы, формирующие вариант индивидуальной негативной установки учащегося на восприятие среды как психологически опасной.

К внешним факторам можно отнести следующие:

— негативные семейные установки по отношению к школьному образованию, которые формируются в семье на основе собственного опыта членов семьи, средств массовой информации, отдельных эпизодов, имевших место в опыте отдельных людей и затем транслируемых на неформальном уровне, а также под влиянием других неконтролируемых факторов;

— негативный опыт общения со сверстниками, одноклассниками, когда ребенок оказывался в психо-травмирующей ситуации критики, насмешек, отвержения и конфликтных ситуаций в силу разных причин, например, своей непохожести на других и т.п.;

— негативный опыт общения с педагогами, который проявился в авторитарном поведении педагога, недостаточном внимании к ребенку, непонимании его индивидуальных особенностей, возможно, резких высказываниях в его адрес, категоричных низких оценках т. п.;

— негативный опыт самореализации, когда ребенок не смог осуществить задуманное, преодолеть имеющиеся трудности в силу недостаточного опыта, знаний, способностей или просто недостаточной помощи со стороны других людей, что привело к переживанию им своей несостоятельности.

Таким образом, мы видим, что внешние факторы негативной установки — это события, которые имели место в опыте учащегося и оказали на него существенное влияние, изменить которое представляется маловероятным.

К внутренним факторам, влияющим на психологическую установку учащегося, можно отнести:

— заниженную самооценку как результат его развития личности на данном этапе, которая также во многом закладывается родительским воспитанием и поведением и становится индивидуальным качеством личности, фактором ее поведения, деятельности, отношения к другим и самоотношения;

— экстернальный локус контроля как тенденция видеть причину своих удач и неудач не в себе самом, а в обстоятельствах и в других людях, их доброй или недоброй воле;

— тревожность также является индивидуальной особенностью личности, которая имеет как врожденные, так и приобретенные причины и заключается в установке на неблагоприятный вариант развития событий;

— низкая стрессоустойчивость, характеризующаяся высокой подверженностью личности к переживанию стрессов по любому, даже незначительному поводу, которая во многом определяется врожденными свойствами нервной системы, а также может развиваться под влиянием социальной среды;

— проблемы физического и психического здоровья, которые астенизируют учащегося и не дают ему достаточных сил для противодействия неблагоприятным факторам среды.

Внутренние факторы представляют собой сложившиеся особенности личности, которые в той или иной степени могут быть подвергнуты коррекции. Таким образом, именно в этом аспекте может быть осуществлена работа с учащимся по коррекции его индивидуальных особенностей, порождающих установку на восприятие образовательной среды как опасной.

Основными целями этой работы должна быть коррекция таких качеств личности, как заниженная самооценка, экстернальность, тревожность, низкая стрессоустойчивость, проблемы физического и психического здоровья.

Основными направлениями этой работы должны быть следующие:

— повышение уровня самооценки учащегося, принятия себя, гармонизация соотношения между «Я-реальным» и «Я-идеальным», формирование уверенности в себе и, как следствие, снижение тревожности с помощью психологического тренинга;

— формирование интернального локуса контроля как способности брать ответственность на себя, вера в свою возможность повлиять на развитие событий, через психологическое консультирование и социально-психологическое обучение учащихся;

— повышение стрессоустойчивости учащихся с помощью социально-психологического обучения через формирование навыков преодоления стрессов путем переоценки стрессовых ситуаций (рефрей-минг), овладение способами снятия стрессового напряжения, управления дыханием, навыками расслабления и аутотренинга;

— укрепляющие здоровье мероприятия (режим дня, занятия спортом, витаминизация и т. п.).

Следствием предложенных мероприятий мож-

но ожидать «сглаживания» качеств личности, прово- 2-

цирующих негативные установки. Это должно при- 3

вести к снижению или преодолению негативной установки на восприятие образовательной среды как опасной, что является важным условием формирования психологической устойчивости личности, ее спо- 4 собности противостоять неблагоприятным факторам не только в образовательной среде, но и в более широком диапазоне жизненных ситуаций. 5.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что 6.

обеспечение психологической безопасности в образовании должно идти в двух направлениях. Прежде всего, со стороны образовательной среды через снятие возможных рисков нарушения безопасности в пространственно-предметном, социально-психологическом и психодидактическом компонентах образовательной среды, и, прежде всего, через 2. повышение психолого-педагогической и дидактической компетентности педагогов, создание в педагогическом коллективе настроя на гуманистическое, развивающее обучение.

С другой стороны, через организацию коррек-ционной работы психолога, социального педагога, учителей и родителей с учащимися, входящими в 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группу риска по наличию негативной психологической установки на восприятие образовательной среды как опасной с целью повышения их адаптивности.

1. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн: Изд-во «Валгус», 1987. 408 с.

Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. 271 с. Гущина Э.В. Визуальные аспекты сенсорного восприятия образовательной среды // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития: материалы шестой научно-практической конференции. СПб.: Образование-Культура, 2001. С. 38-42.

Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред.

Брушлинский А.В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А.В.Брушлинского,

B.Е.Лепского. М.: Изд-во ИП РАН, 1996. С. 39-43.

Констатация положения о том, что одна и та же публикация может быть понята разными людьми не только с разной мерой глубины, но и с разной мерой адекватности, вынуждает обратиться к вопросу о факторах, влияющих на процесс восприятия и понимания текстов массовой коммуникации.

Можно выделить три группы таких факторов: характеристики личности, выступающей в качестве субъекта восприятия и понимания; параметры текста и той реальности, которая в этом тексте отражается; особенности ситуации, в которой протекает процесс восприятия и понимания.

Личностные факторы

Необходимость анализа личностных факторов восприятия и понимания текстов обусловлена тем обстоятельством, что, как доказано в работах многих исследователей, личность воспринимает и перерабатывает информацию как целостная система, обладающая индивидуальными психофизиологическими, психологическими и социальными особенностями (функциональным состоянием анализаторов, различиями психических процессов, направленностью и характерологическими свойствами, социально-классовой, идеологической принадлежностью и др.).

Важнейшим из действующих при контакте «потребителя» с информацией механизмов является установка восприятия. Это зависящая от фундаментальных компонентов сознания людей (прежде всего мировоззрения, а также обобщающих характеристик общественного мнения) готовность, предрасположенность реагировать определенным, соответствующим его позициям образом на предлагаемую информацию. Поэтому тому, кто пытается влиять на сознание и поведение аудитории, важно знать, каковы фиксированные, прочно сформированные установки принципиального характера и установки ситуативные, связанные с конкретным умонастроением момента.

В зависимости от своего содержания, установки предопределяют характер восприятия и потому на первых его шагах становятся предиспозициональными факторами.

Первый этап работы установок — поисковые операции, в ходе которых в соответствии с жизненными позициями, ценностями и стремлениями реципиентов выбирается источник информации и определяется отношение к нему в целом и к его отдельным составляющим (рубрикам, разделам, авторам и т.д.). На этом этапе возникает предварительная оценка возможной информативности оказавшихся в поле восприятия произведений и в соответствии с этим определяется главный предмет восприятия, тогда как все остальное оказывается лишь его фоном и живет как бы на его периферии.

Второй этап работы установок — собственно восприятие. Включаясь в процесс контакта с информацией, установки предопределяют отбор сведений (селективность восприятия), их значимость для реципиента и затем «передачу» на хранение (селективность запоминания). При этом действует ряд принципов восприятия. Принцип настороженности проявляется в том, что информация, несущая сведения об угрозе, затрагивающая жизненные интересы реципиентов, принимается наиболее полно и осмысливается быстрее всего, оказывая наивысшее воздействие. В соответствии с принципом резонанса информация, отвечающая запросам, пожеланиям, стремлениям реципиентов, воспринимается быстро, легко и правильно. Наоборот, принцип защиты проявляется в том, что не связанная с интересами и нуждами реципиентов, или тем более противоречащая им информация осваивается медленно, плохо и подвергается искажению.

Прекращение контакта с информацией (т.е. завершение чтения или просмотра) не означает, что ее восприятие закончено, так как установки определяют и постдиспозициональные действия — третий этап восприятия, в ходе которого обнаруживается «последействие» воспринятого ранее, идет переработка информации, ее включение (порой в борьбе и с «потерями») в систему сознания, в той или иной мере перестраивающегося под влиянием воспринятого.

Знание о системе установок и характере их проявления у конкретных групп реципиентов (а оно прежде всего формируется на основе изучения социальных позиций аудитории) позволяет вырабатывать эффективные способы информирования. Наиболее верно, легко и полно усваивается информация, способствующая усилению позиции группы, укрепляющая позиции реципиентов, а также ведущая к малым изменениям их взглядов и установок. Если же необходимо передать в аудиторию информацию конверсионного характера (т.е. противоречащую сложившимся представлениям), следует операться на другие стороны сознания, другие ценности и стремления реципиентов.

Очень часто в таких случаях прибегают к использованию эффекта ореола (когда конверсионно нацеленная информация исходит от лица автора, которому аудитория доверяет), эффекта уверенности, эффекта постоянства (порой называемого барражированием), эффекта когнитивного диссонанса, эффекта засыпания и др.

В процессе восприятия информации, наряду с социально-психологическими установками, действуют также общепсихологические закономерности внимания, понимания и запоминания, которые, разумеется, требуют учета при проведении журналистских акций.

Внимание к информации зависит от ее значимости для реципиента. При этом, чем выше внимание, тем больше в процессе восприятия замечается подробностей (аналитический эффект), тем сильнее впечатление (фиксирующий эффект) и отчетливее восприятие (усиливающий эффект). Поэтому, чтобы вызвать высокий уровень внимания, журналисту важно опираться на такие ориентиры, которые вызовут это внимание, организовать свою деятельность так, чтобы подаваемые сведения были насыщены информацией, привлекающей внимание.

Самое простое и очень эффективное решение задачи по привлечению внимания (и в значительной мере по его удержанию) возможно на путях использования особенностей непроизвольного внимания, которое базируется на остром ориентировочном рефлексе (рефлексе «что такое?»), как непроизвольной реакции на необычное, непривычное, само по себе бросающееся в глаза в «информационном поле» (такое действие производит сенсация). Даже простое объявление будущей передачи, если в нем выделено что-то необычное, особенное, имеет огромное значение для установления первичного контакта с информацией (включение телевизора в обозначенный час).

Однако действительно активное и «понимающее» восприятие начинается тогда, когда реципиентами понято глубокое значение информации. Так совершается переход к произвольному вниманию, связывающему информацию с глубинными областями сознания аудитории. Но надо иметь в виду, что максимально эффективно восприятие протекает лишь в том случае, когда соединены эти оба вида внимания — это так называемое послепроизвольное внимание, основой которого является сочетание важности и привлекательности сообщения.

Но и в этих условиях механизмы внимания действуют так, что неизбежными оказываются переключения и отвлечение внимания. Это следует учитывать и разнообразить повествование — перемежать планы, вводить «освежающие» отступления, излагать концепт (главную мысль) произведения рассредоточенно, вариативно, чтобы «потери» не повлияли на усвоение главного.

Для оптимизации восприятия массовой информации важно также учитывать закономерности понимания и запоминания. Освоение информации будет существенно облегчено, если она будет «предъявляться» в соответствии с правилом движения от интересного факта к главному выводу, от сенсационного к закономерному, от явления к сущности и т.д. При этом важно, чтобы аудитория видела в авторе своего «представителя», общаться с которым интересно и полезно. Если, например, «заголовочный комплекс» (рубрика, название произведения, подзаголовки, объясняющая «врезка» и др.) на уровне первичного синтеза дает общее представление о наиболее значимом для аудитории, то последующее повествование представляет развертывание системы подробностей, из освоения которых возникает вторичный синтез, детализирующий концепт произведения. Это касается крупных произведений, а в сводках новостей эффективным будет такой прием, когда вначале сообщается о самом важном, затем дается подробное изложение, а в конце выпуска снова повторяются главные темы и суждения.

Большое влияние на процесс восприятия (как и весь процесс переработки информации) оказывают:

  1. деятельностный статус индивида;
  2. его социальный статус, связанный с принадлежностью субъекта восприятия к определенной социальной (профессиональной, классовой и т.п.) среде;
  3. социокультурный статус;
  4. психологические особенности личности.

Деятельностный статус

Рассматривая характеристики человека как субъекта восприятия и понимания, следует указать прежде всего на характер осуществляемой им деятельности и меру его включенности в эту деятельность. В книге инженера П.К.Энгельмейера «Теория творчества» (СПБ, 1910) приведен следующий пример: «Представителям разных профессий было предложено прочесть слово, в котором были пропущены всего две буквы: под о ный. Ответы получились весьма разнообразные. Ученый прочел «подробный», врач — «подкожный», моряк — «подводный», прокурор — «подложный», архитектор — «подпорный», гидротехник — «подсосный», кузнец — «подковный», секретарь Крестьянского банка — «подворный» и т.д.

И это понятно, поскольку осмысление и понимание действительности возможно только в контексте целесообразной деятельности и обусловлено великим многообразием явных и крайне сложно опосредованных целей, преследуемых человеком. Чем сложнее цели, тем большее число взаимосвязей приходится учитывать, тем глубже требуется проникать в сущность явлений и тем большая степень понимания достигается.

Характер понимания, как это уже отмечалось, зависит от профессиональных ориентаций индивида и меры его владения этим миром. Так, например, не только рабочий, конструктор и физик-теоретик по-разному «понимают» синхрофазотрон и, следовательно, текст о нем, но по-разному его понимают опытный и начинающий конструкторы.

Разумеется, одни лишь деятельностные характеристики субъекта не исчерпывают всей совокупности факторов, оказывающих влияние на процесс его понимания явлений и текстов. Но они являются наиболее глубинным источником всех остальных факторов.

Социальный статус

Влияние социальных характеристик индивида на процесс переработки информации выражается в том, что содержание любого воспринимаемого сообщения будет интерпретироваться сквозь призму групповых интересов. В этом плане не вызывает сомнения, что как само существование коммуникативного процесса, так и содержание передаваемых сообщений во многом зависит от характера социальной системы, в рамках которой осуществляется коммуникация.

Об этом же свидетельствуют эксперименты американского ученого Бегби, который предлагал испытуемым десять пар диапозитивов для просмотра через стереоскоп. С одной стороны диапозитива помещалось изображение объекта, хорошо знакомого большинству мексиканцев: бой быков, черноволосая девушка, мексиканский крестьянин; с другой стороны — изображение объекта, хорошо знакомого большинству американцев: игра в бейсбол, девушка — блондинка, фермер. Соответствующие фотографии имели сходство по форме, расположению фигур, контуру основных масс. И, хотя некоторые испытуемые заметили, что перед ними разные изображения, большинство американцев видели только то, что было им хорошо знакомо, и точно также мексиканцы видели сцены, характерные для их собственной культуры.

Это исследование подтвердило, что отбор и интерпретация сигналов зависят от ожиданий человека, которые в свою очередь приобретаются в процессе участия в организованном обществе. Именно поэтому, с точки зрения социологического подхода, несмотря на кажущуюся индивидуальность акта восприятия сообщений, передаваемых по каналам массовой информации, потребителем информации выступает не единичный человек, а аудитория, как совокупность воспринимающих информацию людей, поскольку ощущение важности и злободневности того или иного текста для индивида есть превращенная форма осознания важности данного сообщения для других людей.

К числу достижений представителей социологического подхода следует отнести бесспорное доказательство влияния окружения индивида на процесс (и результат) восприятия им как объектов реальной действительности, так и различных текстов. Широко известны опыты, показавшие, какое огромное влияние оказывают на наше восприятие реакции и сообщения окружающих нас людей. Так, например, в одном из таких опытов испытуемые должны были, находясь в полной темноте, определить направление движения светящейся мерцающей точки, которая на самом деле была неподвижна. Поскольку в полной темноте нет точки отсчета, то источник света не может быть локализован и поэтому кажется движущимся. В ходе эксперимента испытуемые должны были указать направление движения точки и расстояние до нее. Пока индивиды испытывались поодиночке, их ответы значительно отличались один от другого. Но когда несколько испытуемых вместе наблюдали светящуюся точку, содержание их суждений постепенно сближалось. И хотя источник света оставался неподвижным, люди стремились прийти к соглашению относительно направления движения точки и расстояния до нее.

Как показывают эксперименты, индивиды, объединенные в случайную группу, склонны соглашаться с мнением большинства, независимо от того, соответствует оно объективной истине или нет. Таким образом, взгляды группы, известные реципиенту, оказывают влияние и на восприятие информации, и на поведение реципиента, и на форму выражения им своего мнения.

Это является еще одним доказательством того, что между реципиентом и группой, в которую он входит, происходят непрерывные социальные взаимодействия.
Любопытное исследование было проведено американскими социологами Шилзом и Яновицем в годы Второй мировой войны. Они заинтересовались вопросом, почему обработка солдат вермахта с помощью враждебных их взглядам и идеологии выступлений не имела успеха.

Они установили, что главной причиной стойкости вермахта были отнюдь не политические убеждения немецкого солдата, т.е. не его преданность нацистской системе как своего рода референтной группе. Причина его невосприимчивости к пропаганде союзников и сохранения высокого боевого духа, по мнению Шилза и Яновица, коренилась в сохранении структуры первичных групп в подразделениях, из которых состояла армия.
Исследователи выяснили, что принадлежность того или иного индивида к неформальной группе совпадала, примерно, с принадлежностью солдата к военному отделению.
Следовательно, все члены группы разделяли один и тот же идеал воинской чести. Сам вермахт, как более широкая система, осуществлял контроль над меньшими системами.
Например, он добивался, чтобы в одних и тех же подразделениях служили солдаты, которые были связаны друг с другом и в прошлом.

Вермахт издавал приказы, строжайше запрещавшие малейшие упоминания в письмах на фронт о лишениях, которые терпели в тылу семьи солдат.

Нет ничего удивительного, что немецкий солдат, накрепко связанный со своими боевыми товарищами тесной дружбой и военной организацией, не обращал особого внимания на пропаганду союзников даже тогда, когда верил ей. Зато будучи вырванным из этих структур, например, в советском плену, резко менял свое поведение.

Возможность использования социологического подхода как раз и обусловлена тем обстоятельством, что тот или иной индивид часто смотрит ту или иную программу телевидения или радиовещания, читает то или иное сообщение не потому, что оно ему необходимо, но потому, что так поступают другие люди, которым он доверяет.
Представляется несомненным, что реципиент массового коммуникативного сообщения редко получает его как изолированный член общества. Получение этого сообщения почти всегда опосредовано тесно сплоченными неформальными группировками, к которым принадлежит каждый из нас.

Так же как реципиент, коммуникатор включен в сложнейшую систему социальных связей, начиная от семейных и кончая связью со своей (или референтной) исторической эпохой. Этот перечень связей включает в себя социальное положение, происхождение, профессиональную роль, групповые отношения (университет, политическая принадлежность), круг интересов, этнические связи, включенность в систему власти и т.п.

Таким образом, коммуникатор также выступает как часть более широкой системы и все свои сообщения организует в соответствии с тем, чего от него ждут другие лица и группы данной системы.

Социокультурный статус

Общепризнано, что восприятие и переработка информации осуществляются человеком на основе уже имеющихся в его сознании знаний, ценностей, норм, в меру его общих и специальных способностей. В целом сознание человека, воспринимающего и перерабатывающего информацию, можно представить в виде некоего фильтра, который одни сообщения пропускает полностью, другие деформирует, третьи полностью отбрасывает. С этой точки зрения, сознание читателя может быть рассмотрено как единство трех сторон: совокупности представлений и впечатлений о реальной действительности, в которой данный читатель живет и действует (своеобразный мир реальностей — МР); совокупности социокультурных образцов, то есть его ценностных представлений (идеологических, этических, эстетических и иных ценностей, постулатов, аксиом и т.п. (мир культуры — МК); совокупности знаний, которыми обладает индивид и с помощью которых он объясняет все, что происходит вокруг него (мир знаний — МЗ).
Каждый из этих миров, каждая из этих сторон сознания реципиента выступает в качестве особого фильтра восприятия информации и программирует особое требование к тексту СМИ.

Очевидно, что содержание всех названных выше подсистем сознания в значительной мере определяется принадлежностью человека к определенной социокультурной системе.

Ч.П.Сноу делил представителей так называемой западной культуры на две группы, получившие впоследствии в нашей популярной литературе наименования «физиков» и «лириков», то есть представителей научно-технической интеллигенции и представителей гуманитарной культуры (Ч.П. Сноу. Две культуры).

А.Моль также делил потребителей информации на две категории, но уже по иному критерию. Этот автор различает в современной западной культуре два противоположных типа культуры: традиционную «гуманитарную» и «мозаическую».

Гуманитарная культура отличается иерархичностью, упорядоченностью, предполагает выделение некоторых главных предметов для размышления, стремится к созданию своеобразной логичной сети знаний, которая и становится экраном восприятия всех сообщений.

Мозаичная культура — это не сеть, а своеобразный войлок: знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют упорядоченной логической структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность не меньшую, чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования.

«В мозаичной культуре, — пишет Моль, — знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации» (А.Моль. Социодинамика культуры).

Понятно, что принадлежность индивида к тому или иному социокультурному слою влияет на общую установку во взаимоотношениях со средствами массовой информации.

Психологический статус

На процесс восприятия (также как и производства) массовой информации влияет индивидуальная нейрофизиологическая конфигурация мозговых структур, отвечающих за переработку информации. Современная наука выяснила, что за производство и переработку информации в мозгу человека отвечают 4 участка, которые располагаются симметрично в правом и левом полушариях: левый висок — простые логические конструкции, левый лоб — сложные логические конструкции, правый висок — простые эмоциональные и чувственные впечатления, правый лоб — сложные эмоциональные и чувственные впечатления.

В силу тех или иных причин различные доли коры мозга могут быть развиты в разной степени. В результате человек будет воспринимать информацию избирательно. Классическая ситуация — шизофрения, которая, по наблюдениям московских психологов, в той или иной форме есть у каждого десятого работника умственного труда. При этом заболевании резко увеличены лобные доли и уменьшены височные, такой человек не умеет ни понимать, ни производить простой информации. Он изъясняется очень сложными, вычурными предложениями, любит беседовать на отвлеченные темы и терпеть не может ни простой речи, ни простых, житейских, конкретных проблем.

Возможны и другие крайности, когда в результате чрезмерного развития височных долей человек воспринимает и производит только упрощенную, примитивную информацию и принципиально не воспринимает абстрактного теоретического знания.

В силу уникальности каждого человека, мозги у каждого в буквальном смысле устроены по-своему. Поэтому нужна дифференцированная информационная деятельность, учитывающая особенности переработки информации разными людьми.

Понимание (и как процесс, и как результат) тесно связано не только с интеллектуальной, но и эмоциональной зрелостью человека. И дело здесь не только в том, что работа мышления доставляет человеку огромное эмоциональное наслаждение. Физик Макс фон Лауэ писал по этому поводу: «Понимание того, как сложнейшие разнообразные явления математически сводятся к таким простым и гармонически прекрасным уравнениям Максвелла, является одним из сильнейших переживаний, доступных человеку». Аналогичное свидетельство оставил Чарльз Дарвин: «Я обнаружил, правда бессознательно и постепенно, что удовольствие, доставляемое работой мысли, несравненно выше того, которое доставляет какое-либо техническое уменье или спорт… Главным моим наслаждением в течение всей жизни была научная работа».

Дело еще и в том, что уровень эмоциональной включенности личности в процесс понимания «подхлестывает» этот процесс, включает такие уровни сознания и подсознания, которые у неэмоционального человека остаются навсегда запечатанными.

Таким образом, опираясь на вышеизложенные соображения, мы можем сформулировать положение о том, что качество (глубина, адекватность) восприятия и понимания потребителем информации текста массовой коммуникации определяется не просто тем смыслом, который был заложен в текст его создателем, но и социальной, психологической, коммуникативной (информационно-семиотической) позицией читателя, зрителя, слушателя, определяемой, в конечном счете, системой осуществляемых им деятельностей.

Различаясь по своим позициям, люди различаются, естественно, и по той перспективе, в которой они воспринимают одни и те же объекты. Невозможно увидеть один и тот же объект точно таким же, каким его видит другой человек, не став на точно такую же точку зрения, как и он, не заняв его позицию. Но такое отождествление себя с другим невозможно в принципе, в силу определенной уникальности биографии, жизненного пути каждого из нас. Поэтому ни один читатель не в состоянии абсолютно адекватно воспринять те смыслы, которые закладывались в текст его создателем. Но и создатель текста не может полностью промоделировать восприятие читателя и предугадать возможные искажения его мысли.

Различие смысловых структур сознания (рациональностей — по терминологии А.И.Ракитова) участников коммуникации (а оно есть всегда, хотя и может варьироваться в широких пределах) может вести к очень разным следствиям. В одних условиях это будет ситуация, когда читатель вычитывает из текста совсем не то, что хотел сказать (и даже не то, что действительно сказал) его создатель, а лишь то, что он хочет прочитать.

В других условиях читатель (именно потому, что он не связан с системой субъективных личностных смыслов автора) выявляет в тексте более глубокий смысл, чем тот, который субъективно осознавался автором.

Понимание смысла произведения вовсе не тождественно простому воспроизводству его порождения. Именно возможность занятия по отношению к тексту внешней позиции, несовпадение перспективы интерпретатора с авторской перспективой делают возможным выявление в тексте таких слоев смысла, которые отсутствовали в авторском сознании.

Выявление глубинного объективного смысла текста в ряде случаев требует от читателя не только наличия определенной позиции по отношению к самому произведению, но и умения осуществлять объективный анализ той функции, которую призван выполнить данный текст, да и весь коммуникационный процесс в системе человеческой практической деятельности и культурно-исторических связей и отношений. Речь идет о ситуациях, когда видимая картина действительности не только не совпадает с подлинным положением дел, но глубоко искажает, мистифицирует действительность. Тогда читатель должен проникнуть сквозь добросовестно воспроизведенную журналистом, но неверно понятую им действительность к ее подлинной сущности, то есть к тем смыслам, которые в явной форме в тексте не присутствуют.

Текстовые факторы

Эффективность восприятия и понимания журналистского текста во многом зависит от особенностей самого текста. В ряду этих особенностей важнейшее значение имеют близость содержания текста интересам и потребностям читателя, качество содержания и трудность текста.

Другими словами, можно предположить, что в процессе восприятия текста массовой информации аудитория оценивает его по трем группам параметров. Одна группа связана с инструментальной ролью этого текста, степенью его полезности, возможностью использовать в практической деятельности. Вторая группа параметров связана со степенью адекватности содержания текста той действительности, которую знает аудитория. Третья группа параметров связана с совершенством, искусностью, профессионализмом создателя данного текста.

Говоря о близости содержания текста интересам и потребностям читателя, следует прежде всего указать на то обстоятельство, что между субъектом в единстве его социальных, психологических и семиотических характеристик и текстом, выступающим в качестве объекта восприятия и понимания, складываются весьма сложные отношения, которые могут быть описаны с помощью понятия «дистанция». «Длина» этой дистанции между содержанием текста и воспринимающим его субъектом определяется упоминавшимися выше деятельностными, социальными, социокультурными и психологическими параметрами текста и читателя.

Характеризуя деятельностную дистанцию, необходимо исходить из тезиса о том, что системы массовой информации (и соответственно тексты массовой информации) возникли и развивались в качестве средства удовлетворения потребности в оперативном присвоении актуальных способов жизнедеятельности. Очевидно, что с этой точки зрения анализ структуры текстов, создаваемых и потребляемых в рамках этих систем, связан с исследованием видов и типов присваиваемых способностей.

Этот вопрос, разумеется, требует отдельного и весьма основательного разговора. Здесь же будет достаточно указать на то, что, помимо разнообразных специальных человеческих способностей, существуют виды способностей, равно необходимых любому человеку, каким бы видом жизнедеятельности он ни занимался. В качестве примера можно привести интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности, которые, объединяясь в соответству.

Иосиф Дзялошинский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *