Федеральное бюро тюрем

Пенитенциарная система США: особенности организации и современные тенденции

(Ковалев О. Г., Шереметьева М. В.)

(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2013, N 4)

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА США:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

О. Г. КОВАЛЕВ, М. В. ШЕРЕМЕТЬЕВА

Ковалев Олег Геннадьевич, профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН.

Шереметьева Мария Викторовна, студентка первого курса факультета политологии и права Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

Анализируются особенности организации и современные тенденции пенитенциарной системы США, классификация тюремных учреждений, институт частных тюрем, особенности управления тюрьмами, гендерное и этническое соотношение заключенных и персонала. Рассматриваются актуальные проблемы пенитенциарной системы, такие, как переполненность тюрем, высокий уровень рецидивизма, и др.

Ключевые слова: пенитенциарная система, государственная тюрьма, частная тюрьма, исправительные учреждения, наказание, заключенный, надзиратель, перенаселение, гендерный, этнический, рецидивизм.

Penitentiary system in the USA: peculiarities of organization and contemporary tendencies

O. G. Kovalev, M. V. Sheremet’eva

Пенитенциарная система США представляет собой комплекс специальных учреждений, реализующих государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний. Изучение авторами статьи литературных источников по проблеме, ознакомление с деятельностью исправительных учреждений позволили сформулировать некоторые особенности организации и современного состояния данной структуры.

В США в ведении федерального министерства юстиции и управлений исправительных учреждений штатов находятся тюрьмы (states and federal prisons, reformatories), исправительные учреждения — тюремные фермы и мастерские (prison farms), центры приема, диагностики и классификации заключенных (reception, diagnostics, and classification centers, correction centers), а также специальные медицинские учреждения: тюремные больницы и центры для лечения алкогольной и наркотической зависимости.

Следственные тюрьмы (jails), а также исправительные учреждения (community based confinement facilities, residential facilities), предназначенные для реабилитации и ресоциализации правонарушителей, подведомственны муниципалитетам и окружным властям. Каждому пенитенциарному учреждению присвоен уровень безопасности от 1 до 4.

Исправительные учреждения местного подчинения (restitution centers, prerelease, work release, study release centers) имеют уровень безопасности 1 или 2. Более 50% находящихся там правонарушителей имеют разрешение без сопровождения на определенное время покидать охраняемую территорию для работы по найму или обучения какой-либо профессии.

Тюрьмы и другие исправительные учреждения четвертого и третьего уровней безопасности находятся под юрисдикцией штатов или федерального правительства. В этих пенитенциарных учреждениях также существуют подразделения с более мягким режимом, соответствующим второму уровню.

В случае отбывания лицами заключения более одного года решение о том, какой уровень безопасности им необходим и в каких реабилитационных программах они будут участвовать, принимается в центре приема, диагностики и классификации заключенных. Если суд приговаривает виновного к сроку заключения до одного года, то для отбывания наказания осужденный водворяется в окружную следственную тюрьму или в одно из местных исправительных учреждений. К ним относятся центры принудительного лечения (Court residential treatment centers, Substance abuse treatment facilities), куда направляют нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании. В этих центрах действуют образовательные программы и программы социализации, заключенные также проходят курс профессионального обучения, им оказывается квалифицированная помощь в трудоустройстве после освобождения.

Осужденные, впервые совершившие правонарушение, трудоспособные и психически здоровые, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем, по их согласию направляются в центры реституции (Restitution centers), представляющие собой своеобразную альтернативу тюремному заключению. В такие учреждения по решению суда также направляются осужденные, срок тюремного заключения которых подходит к концу. Содержащиеся в этих центрах обязаны пройти курс социализации, посещать занятия по специальной образовательной программе, ходить на работу (по найму, на полный рабочий день) и выполнять бесплатно общественные работы. Из заработанных денег они оплачивают свое проживание в центре, судебные издержки и возмещают ущерб потерпевшим.

В ведении округов находятся также вспомогательные исправительные учреждения (Intermediate sanction facilities), представляющие собой более мягкую альтернативу тюрем. В них содержатся лица, в отношении которых суд принял решение об отмене условного приговора или условно-досрочного освобождения (за уклонение от контроля, совершение других проступков). В названных учреждениях действуют те же программы социализации и образовательные программы и, кроме того, заключенных привлекают к бесплатным общественным работам.

Осужденные, содержащиеся в исправительных лагерях (boot camps), заняты на тяжелых общественных работах (например, постройке дорог). Они также обязаны пройти образовательную программу и курс профессионального обучения. В такие лагеря направляют молодых здоровых мужчин, впервые осужденных на срок от одного до пяти лет за преступления, не связанные с насилием, если они сами выражают такое желание. Срок пребывания в лагере гораздо меньше, чем в тюрьме, но суровая дисциплина и дух коллективизма способствуют перевоспитанию.

Вспомогательные исправительные учреждения и лагеря призваны разгрузить переполненные тюрьмы. Однако численность заключенных растет быстрее, чем число разнообразных пенитенциарных учреждений.

Чтобы облегчить нагрузку на бюджет, в 80-е годы XX века в США началась приватизация тюрем и массовое строительство частных мест заключения. Компании, владеющие и управляющие тюрьмами, лагерями, следственными изоляторами или центрами реституции, подписывают контракт с федеральным правительством, правительством штата или окружными властями. Они обязуются содержать определенное количество заключенных в соответствии с государственными стандартами, обеспечивая соответствующий уровень безопасности. На каждого заключенного управляющая компания получает из бюджета гарантированную сумму денег.

Здесь не бывает забастовок, безработицы, других проблем, связанных с трудоустройством. В указанных учреждениях производится 100% всех военных касок, бронежилетов, рубашек, брюк, палаток, рюкзаков и фляжек. Помимо военного снаряжения и обмундирования, заключенные производят 98% от рынка монтажных инструментов, 36% бытовой техники, 30% наушников, микрофонов, мегафонов и 21% офисной мебели, а также авиационное и медицинское оборудование и многое другое — заключенные занимаются даже дрессировкой собак-поводырей для слепых.

Вместе с тем принято считать, что именно приватизация тюрем привела к росту числа заключенных и, следовательно, удорожанию их содержания, а также переполнению тюрем и изоляторов, злоупотреблениям и небывалому распространению принудительного труда в местах лишения свободы. Согласно данным BJS (Bureau of Justice Statistics of the United States Department of Justice), опубликованным в декабре 2012 г., численность заключенных в государственных и федеральных тюрьмах составила около 1,6 млн. чел., в местных тюрьмах — более 700 тыс. чел. Данная статистика впечатляет, если учесть тот факт, что население США составляет менее пяти процентов мирового населения, а количество заключенных превышает 25% заключенных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях всех государств.

Сложившаяся ситуация в пенитенциарной системе США, которую многие ученые и аналитики называют кризисной, является следствием осуществления специфической уголовной политики, а также политики в сфере исполнения уголовных наказаний, когда лица лишаются свободы за совершение малозначительных преступлений (выписывание необеспеченных чеков или употребление наркотиков и др.). Сроки содержания осужденных в США более длительные, чем в других развитых странах. Американские ученые объясняют это тем, что представители правоохранительных органов, реализующие уголовную и уголовно-исполнительную политику, прислушиваются к общественному мнению, склоняющемуся к жестким мерам в отношении преступников.

Постоянный рост тюремного населения влечет за собой негативные последствия. Например, выделенные государством средства на образовательные программы направляются на создание дополнительных спальных мест, тогда как семь из десяти заключенных не имеют даже начального образования.

В условиях перенаселения дополнительные средства расходуются на специальные средства обеспечения контроля и безопасности. Тюрьмы оборудованы металлоискателями, рентгеновскими аппаратами, ножными кандалами, наручниками, психиатрическими экранами, колючей проволокой, сетчатыми заборами, «черными ящиками», оглушающим оружием, перцевым аэрозолем, слезоточивым газом, газовыми гранатами, калибровочными ружьями, винтовками и т. п.

Перенаселение тюрем негативно сказывается и на психологическом состоянии заключенных, они устают от постоянного давления и нажима внешней среды. Они не имеют необходимого личного пространства. Из-за переполненности тюрем заключенным приходится стоять в очередях, чтобы получить работу или начать образовательный курс. По данным BJS, 40% заключенных США не имеют рабочих заданий. Отсутствие возможности работать и учиться, наличие так называемого свободного времени увеличивают вероятность межличностных конфликтов, неповиновения законным требованиям администрации учреждений.

Последнее оказывает сильное влияние и на работу тюрем, где система управления имеет свои специфические особенности. Во-первых, власть администрации там ограничена, т. к. она во многом обусловлена составом лиц, содержащихся под стражей. Заключенные, как правило, не признают законность власти над ними, у них отсутствует чувство долга, которое могло бы заставить их подчиняться. Во-вторых, в тюрьмах распространена непропорциональная система наказаний и поощрений, которая часто зависит от случая и имеет совещательный характер в конкретной ситуации. В-третьих, сотрудники исправительных учреждений вынуждены идти на компромиссы с заключенными, поддерживать установленные ими «негласные правила».

На особенности управления пенитенциарными учреждениями оказывает влияние так называемый гендерный фактор. Так, в них работают 68% мужчин и 32% женщин, из которых 72% белых мужчин и 66% белых женщин, остальные темнокожие. Значительное преобладание мужского пола обусловлено тяжелыми условиями работы, постоянным напряжением, стрессами, угрозой нападения со стороны заключенных, другими эмоциональными факторами. По данным National Institute of Corrections (NIC), у лиц, прослуживших в исправительных учреждениях более 20 лет, продолжительность жизни снижается до 58 лет. Однако интересен тот факт, что согласно опросам 55% женщин выбрали данную профессию, желая понять человеческую сущность, ее многогранность и возможность «преображения». И лишь 20% мужчин преследовали ту же цель.

Интересную классификацию среди заключенных получили тюремные служащие, охранники и другие надзиратели. Весь персонал исправительных учреждений был условно разделен ими на шесть больших групп в зависимости от отношения к своим «подопечным». Первый тип тюремщика — это диктатор, который использует тюремные правила для того, чтобы установить свой собственный режим. Он постоянно держит людей в страхе, является первым объектом для мести осужденных. Второй тип — это друг, который старается стать «своим» среди заключенных путем предоставления им всевозможных поблажек. Зачастую это молодые и неопытные сотрудники. Третий тип — это купец, участвующий в «экономической деятельности» тюрьмы. Он поставляет осужденным наркотики, алкоголь, порнографию и другие запрещенные предметы. Четвертый тип — «под ключ». Это название происходит из тюремного сленга, обозначающего человека, который лишь открывает и закрывает двери камер и не волнуется о том, что происходит внутри них. Такое поведение характерно для сотрудников, готовящихся уйти на пенсию. Пятый тип — это альпинист, тот, кто в первую очередь заинтересован в личном карьерном росте и стремится добиться продвижения по службе. Для этого он устанавливает тесные контакты с заключенными, узнает об особенностях их жизни и использует это в своих целях. Шестой тип — это реформатор. Такой сотрудник, руководствуясь личными идеалами, старается быть неравнодушным к проблемам осужденных и старается помочь им, если не делом, то советом. Некоторые из таких сотрудников — глубоко религиозные люди. Заключенные воспринимают их как наивных и безобидных людей.

Особенностью пенитенциарной системы США является также и расово-этнический состав преступников, который отличается от данной характеристики в целом по стране. Так, доля чернокожих составляет лишь 13% населения США, а среди заключенных — 37%. Расизм в пенитенциарной системе — это одна из актуальных проблем для США. Если анализировать наказания, которым подвергаются белые и чернокожие американцы, то и здесь наблюдаются серьезные диспропорции. Например, по отношению к белым чаще применяется процедура условно-досрочного освобождения. За преступления с применением насилия чернокожие наказываются тюремным сроком в среднем на год длиннее, чем белые американцы. Согласно исследованию, проведенному нью-йоркским отделом федеральной службы уголовного правосудия США, более 30% представителей расовых меньшинств получили бы более короткий срок заключения или вообще не получили бы тюремное заключение, если бы они рассматривались как «белые». Это может быть обусловлено устоявшимися в американском обществе стереотипами и предубеждениями, которые выливаются в соответствующее, часто скрытое, расистское поведение. Представители этнических и расовых меньшинств требуют увеличения доли темнокожего персонала в тюрьмах. Вместе с тем необходимо отметить, что в США большое внимание уделяется этическим вопросам взаимодействия и общения заключенных и персонала пенитенциарных учреждений. Например, создаются специальные службы этического воздействия. Их задачей является формирование адекватных человеческих отношений между надзирателями и их «подопечными» путем применения специальных психологических тренингов. Администрации тюрем стараются избавиться от распространившейся системы вседозволенности персонала, от их чрезмерного доминирования над заключенными. Службы воздействия стремятся установить взаимный надзор между персоналом и заключенными, предоставить последним право обжаловать незаконные действия администрации.

Большое влияние на эффективное управление тюрьмой также оказывают содержащиеся там неформальные лидеры. Значительное число всех заключенных США принадлежит к так называемым тюремным бандам. Этнический состав их представителей выглядит следующим образом: 49% — латиноамериканцы, 34% — афроамериканцы, 10% — представители белых и 6% — выходцы из азиатских государств. В последнее время прослеживается тенденция увеличения числа белых в составе банд. Тюремные банды действуют в режиме строжайшей секретности и осторожности. К их сфере деятельности относится ведение наркотиками, алкоголем, оружием, забастовками и убийствами на территории тюрьмы. Они оказывают давление на все тюремное население, заставляя подчиняться себе. Особенно крупные банды преобразовываются в мафии. Одна из старейших и могущественных банд — Мексиканская мафия «La eMe», которая образовалась в 50-х годах прошлого века в одной из тюрем Калифорнии.

Приверженность заключенных к тюремным бандам непосредственно влияет на увеличение уровня рецидива. В среднем через три года после освобождения лица вновь попадают в места принудительного заключения. Главными факторами данного явления американские социологи называют сложившуюся в сознании заключенного криминальную установку в будущей деятельности, низкий уровень образования, трудность трудоустройства, маленький доход, неблагополучие в семье, употребление наркотиков и алкоголя, а также криминальный круг общения. Однако они считают, что с данными факторами можно бороться, поэтому в местах принудительного заключения создаются заведения со специальными образовательными программами, психологическими тренингами (личностного роста, конфликтологии, лидерства, тайм-менеджмента, стрессоустойчивости), медицинским наблюдением, лечением разного рода зависимостей, направленные на подготовку заключенных к полноценной жизни на свободе.

Рассмотренные в статье некоторые особенности организации и деятельности пенитенциарной системы США, современные тенденции, проявляющиеся в ней, не носят исчерпывающего и всеобъемлющего характера и, безусловно, нуждаются в специальном комплексном исследовании и анализе с учетом уголовно-правовых, организационно-управленческих, этнических, социологических и психолого-педагогических аспектов.

Литература

1. Vacca J. 2006. Educated prisoners are less likely to return to prison. Journal of Correctional Education, 2004.

5. URL: http://www. insideprison. com/.

6. URL: http://www. reentrypolicy. org.

7. Bureau of Justice Statistics. URL: http://www. ojp. usdoj. gov/bjs/.

8. National Institute of Corrections. URL: http://www. nicic. org/.

9. New York State Division of Criminal Justice Services. URL: www. criminaljustice. state. ny. us. htm.

10. Correctional Education Association. URL: www. ceanational. org.

Федеральное бюро тюрем

В другом языковом разделе есть более полная статья Federal Bureau of Prisons (англ.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Федеральное бюро Тюрем (англ. Federal Bureau of Prisons) — федеральный правоохранительный орган Соединённых Штатов Америки. Находится под управлением Министерства Юстиции США, отвечает за федеральную систему тюрем. Также Бюро Тюрем занимается заключёнными, совершившими преступления против закона федерального округа Колумбия. Бюро было основано в 1930 году для обеспечения более прогрессивной и гуманной помощи федеральным заключенным, повышения профессионального уровня тюремной службы, обеспечения последовательного и централизованного администрирования 11 федеральных тюрем, эксплуатировавшихся в то время.

Бюро состоит из более чем 116 учреждений, шести региональных бюро, 22 общественных исправительных колоний, имеет штаб-квартиру в Вашингтоне, округ Колумбия, и два учебных центра. Бюро несет ответственность за охрану и опеку около 210 000 федеральных преступников. Примерно 82 процента этих заключенных заключены в исправительные колонии или содержатся под стражей. Остальные заключаются в государственные и местные органы власти, тюрьмы и исправительные колонии штатов.

Бюро также несет ответственность за выполнение всех судебных приказов федерального судьи (кроме приказов по военным законам), и поддерживает федеральную камеру смерти, инъекции в федеральном исправительном комплексе в городе Терре-Хот, штат Индиана. Бюро имеет свою юрисдикцию над заключенными, может вернуть его под стражу или без рекомендации суда менять время его заключения под стражей.

Литература

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Подтвердить значимость предмета статьи согласно критериям значимости.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить иллюстрации.

Пенитенциарная система США

Наталья Шленская
(Опубликовано в журнале «Отечественные записки», 2008, №2)

В США в ведении федерального министерства юстиции и управлений исправительных учреждений штатов1 находятся тюрьмы (states and federal prisons, reformatories), исправительно-трудовые учреждения — тюремные фермы и мастерские (prison farms), центры приема, диагностики и классификации заключенных (reception, diagnosis, and classification centers, correction centers), а также специальные медицинские учреждения: тюремные больницы и центры для лечения алкогольной и наркозависимости. Следственные тюрьмы (jails), а также исправительные учреждения (community based confinement facilities, residential facilities), предназначенные для реабилитации и ресоциализации правонарушителей, подведомственны муниципалитетам и окружным властям. Каждому пенитенциарному учреждению присвоен уровень безопасности от 1 до 4. Исправительные заведения местного подчинения (restitution centers, prerelease, work release, study release centers) имеют уровень безопасности 1 или 2. Более 50% находящихся там правонарушителей разрешается без сопровождения на определенное время покидать охраняемую территорию — чтобы работать по найму или обучаться какой-либо профессии и таким образом готовиться к возвращению в общество. Тюрьмы и другие исправительные заведения четвертого и третьего уровней безопасности находятся в юрисдикции штатов или федерального правительства. Эти пенитенциарные учреждения могут включать в себя подразделения с более мягким режимом, соответствующим второму уровню. Если речь идет о сроке тюремного заключения более одного года, решение о том, какой уровень безопасности требуется для того или иного осужденного и в каких реабилитационных программах ему желательно участвовать, принимается в центре приема, диагностики и классификации заключенных.

Далеко не все обвиняемые проходят через следственные тюрьмы. Так, в течение 2004 года были освобождены до суда 33% обвиняемых в преступлениях по федеральному уголовному праву. В отношении лиц, которые обвиняются в преступлениях, подлежащих юрисдикции штатов, такая мера пресечения, как заключение в следственную тюрьму, применялась менее чем в 40% случаев. Однако примерно в одной трети случаев решение об освобождении до суда было отозвано из-за нарушения условий освобождения либо же обвиняемый был арестован за повторное правонарушение. Часть нарушителей может быть до суда водворена не в следственную тюрьму, а в исправительное учреждение с низким уровнем контроля. В некоторых штатах полицейский суд может освободить обвиняемого, впервые нарушившего закон, от уголовной ответственности, если тот обязуется, например, пройти курс лечения от наркозависимости.

Если суд приговаривает виновного к сроку заключения до одного года, то для отбывания наказания осужденный водворяется в окружную следственную тюрьму или в одно из местных исправительных учреждений. К последним относятся2 центры принудительного лечения (Court residential treatment centers, Substance abuse treatment facilities), куда направляют нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании. В этих центрах действуют образовательные программы и программы социализации, а ближе к окончанию срока заключенный может пройти курс профессионального обучения и получить помощь в трудоустройстве.

Осужденные, впервые совершившие правонарушение, трудоспособные и психически здоровые, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем, могут направляться в центры реституции (Restitution centers), но только в том случае, если они сами выбрали такую альтернативу тюремному заключению. Сюда же попадают осужденные, срок тюремного заключения которых подходит к концу — если суд постановил смягчить условия их содержания под стражей и дать возможность подготовиться к жизни на свободе. Лица, содержащиеся в этих центрах, обязаны пройти курс социализации, посещать занятия по специальной образовательной программе, ходить на работу (по найму, на полный рабочий день) и выполнять бесплатно общественные работы. Из заработанных денег они оплачивают свое проживание в центре, судебные издержки и возмещают ущерб пострадавшему.

В ведении округов находятся также вспомогательные исправительные учреждения (Intermediate sanction facilities) — более мягкая альтернатива тюрем. Сюда водворяются лица, в отношении которых суд принял решение об отмене условного приговора или условно-досрочного освобождения (за уклонение от контроля или какие-либо проступки). Здесь действуют те же программы социализации и образовательные программы и, кроме того, заключенных привлекают к бесплатным общественным работам.

Более суровые правила действуют в исправительных лагерях (boot camps), где, как в армии, царит муштра и заключенные часто заняты на тяжелых общественных работах (например, постройке дорог). Помимо этого они обязаны пройти образовательную программу и курс профессионального обучения. В такие лагеря направляют молодых здоровых мужчин, впервые осужденных на срок от одного до пяти лет за преступления, не связанные с насилием, если они сами выражают такое желание. Дело в том, что срок пребывания в лагере гораздо меньше, чем срок тюремного заключения: считается, что суровая дисциплина и дух коллективизма способствуют перевоспитанию.

Вспомогательные исправительные учреждения и лагеря призваны разгрузить переполненные тюрьмы. Однако численность заключенных растет быстрее, чем число разнообразных пенитенциарных учреждений.

В конце 2006 года в исправительных учреждениях, относящихся к юрисдикции штатов, содержалось 1377815 взрослых заключенных (старше 21 года), в пенитенциарных учреждениях федерального подчинения — 193046, всего — 1570861 человек3. За год число заключенных-мужчин в этих учреждениях выросло на 2,7%, число женщин — на 4,5%. В муниципальных и окружных следственных тюрьмах ожидали суда или отбывали наказание 766010 человек. Еще 60222 человека содержались в исправительных учреждениях, предназначенных для ресоциализации. Всего же в 2006 году в США свыше 7,2 млн. взрослых находились в заключении, были осуждены условно (on probation) или освобождены условно-досрочно (on parole) под наблюдение специального совета (parole board).

Подсчитано, что при такой, как сегодня, доле заключенных каждый 15-й житель США имеет шанс в течение жизни попасть в тюрьму.

В конце 2006 года 3228 заключенных ожидали смертной казни. В течение 2006 года в США было казнено 53 человека, в 2007-м — 42.

В 2004 году около 633700 заключенных федеральных тюрем и тюрем штатов были осуждены за насильственные преступления (преднамеренное убийство и убийство по неосторожности, изнасилование, принуждение к сексуальному контакту, покушение на физическое насилие, ограбление, вымогательство, запугивание). Примерно 265600 заключенных были осуждены за преступления против собственности (проникновение в чужое жилище, похищение имущества, нарушение владения, вандализм, угон автомобиля, хранение и сбыт краденого имущества, мошенничество, подкуп) и 249400 за хранение, производство и распространение наркотиков. За 10 лет, с 1995 по 2004 год, доля осужденных за насильственные преступления выросла с 47 до 52%.

Что касается тюремной демографии, то примерно 2/3 заключенных тюрем — это представители расовых и этнических меньшинств; свыше 50% — люди моложе 35 лет; около 4% не имеют американского гражданства. Доля женщин к концу 2001 года достигла 6,6%. В следственных тюрьмах около 40% контингента составляли афро-американцы, 19% — выходцы из Латинской Америки, а всего на долю представителей расовых и этнических меньшинств приходилось примерно 2/3 заключенных. По данным за 2002 год, женщин среди заключенных было 12%, 38% заключенных — люди старше 35 лет (в 1996-м их доля составляла 32%).

Исследователи американской пенитенциарной системы говорят, что существующие стандарты содержания заключенных (Министерства юстиции, Американской тюремной ассоциации, Национального консультативного комитета по уголовной юстиции и других организаций) достаточно разумны, но все они плохо выполняются из-за недофинансирования исправительных учреждений и переполнения тюрем. Об условиях содержания в местах лишения свободы отчасти можно судить по цифрам смертности.

При всем при том расходы на содержание тюрем и других исправительных учреждений растут быстрее, чем расходы на медицину и образование. С 1986 по 2001 года они увеличились на 145%, с 15,6 до 38,2 млн. долларов (с учетом инфляции)4.

* Ibid.

Чтобы облегчить нагрузку на бюджет, в 80-е годы XX века в США началась приватизация тюрем и массовое строительство частных мест заключения5. В конце 2006 года в общей сложности 113790 заключенных, присужденных к отбыванию сроков федеральным судом и судами штатов, содержались в частных местах лишения свободы. Компании, владеющие и управляющие тюрьмами, лагерями, следственными изоляторами или центрами реституции, подписывают контракт с федеральным правительством, правительством штата или окружными властями. Они обязуются содержать определенное количество заключенных в соответствии с государственными стандартами, обеспечивая заданный уровень безопасности. На каждого заключенного управляющая компания получает из бюджета гарантированную сумму денег. Сторонники контрактной системы содержания тюрем доказывали, что она позволит повысить эффективность и надежность пенитенциарной системы. Противники же с самого начала предостерегали, что управляющим компаниям будет выгодно экономить на охране (что, естественно, скажется на уровне безопасности), эксплуатировать дармовую рабочую силу и способствовать продлению сроков заключения, в том числе лоббируя ужесточение законодательства.

Что касается труда заключенных в тюрьмах и лагерях, то правозащитные организации, такие как Международная aмнистия, считают, что его применение является нарушением Конвенции № 105 МОТ6, ратифицированной США в 1991 году, и национального трудового законодательства. Хотя формально заключенный должен дать согласие на то, чтобы его направили в трудовой лагерь или на работу в тюрьме, на деле же ему фактически не оставляют выбора. Во-первых, часто бывает так, что заключенному в течение дня позволяют покинуть камеру, только если он выходит на работу. Во-вторых, работающий заключенный имеет больше шансов на условно-досрочное освобождение. В-третьих, это единственный способ заработать сколько-то денег и купить себе что-то в тюремном магазине. Наконец, заключенные не имеют возможности создавать организации для защиты своих трудовых прав.

Многие публицисты и правозащитники утверждают, что именно приватизация тюрем привела к росту числа заключенных и, следовательно, удорожанию их содержания, а также переполнению тюрем и изоляторов, злоупотреблениям и небывалому распространению принудительного труда в местах лишения свободы, не облегчив, а усугубив кризис пенитенциарной системы.

1 В настоящей справке не рассматриваются исправительные учреждения и места заключения, находящиеся в юрисдикции армии и военно-морского флота, Управления иммиграции и натурализации и Бюро по делам индейцев. Кроме того, в ней не учитываются исправительные учреждения для несовершеннолетних, подведомственные Министерству и управлениям юстиции.
2 На примере штата Техас: http://www.tdcj.state.tx.us/cjad/cjad=residential.htm. Следует учесть, что судебные и пенитенциарные системы в разных штатах и даже разных округах могут различаться.
3 Все статистические сведения, таблицы и графики, если не оговорено иное, взяты c сайта: US Department of Justice. Office of Justice Programs. Bureau of Justice Statistics . 6 Ibid. 7 Подробно об этом рассказано в кн.: Logan Ch. H. Private Prisons’ Cons and Pros. New York: Oxford University Press, 1990.
4 Stephan J. J. State Prison Expenditures, 2001/ Bureau of Justice Statistics Special Report. Justice Programs, US Department of Justice. NCJ 202949. June 2004.
5 Подробно об этом рассказано в кн.: Logan Ch. H. Private Prisons’ Cons and Pros. New York: Oxford University Press, 1990.
6 Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда». Принята 25 июня 1957 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 40-й сессии. Вступила в силу 17 января 1959 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *