Федерального закона о теплоснабжении

Содержание

Государство ставит перед энергетиками задачу бесперебойного снабжения граждан тепловой энергией. Развитие эффективной системы регулирования отношений между производителями тепла и потребителями невозможно без надёжной правовой основы.

Федеральный закон «О теплоснабжении»

27 июля 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 190-ФЗ «О теплоснабжении». Этот нормативный акт существенно изменил структуру управления теплоэнергетикой и систему договорных отношений по использованию тепловой энергии.

Сфера регулирования

Действие закона распространяется на все виды экономических взаимосвязей, возникающих при производстве, передаче и потреблении тепла.

ФЗ-190 определяет и контролирует следующие направления:

  • государственную политику при установлении тарифов;
  • организацию учёта производимой и потребляемой энергии;
  • передачу прав пользования государственными или муниципальными объектами энергетики;
  • технологические условия подключения к теплоснабжающим структурам;
  • распределение тепловой нагрузки;
  • порядок установки теплоносителей;
  • обеспечение безопасности и надёжности отопительных систем;
  • вопросы горячего водоснабжения с использованием открытых тепловых контуров.

Внимание! Федеральный закон «О теплоснабжении» не регламентирует задачи, связанные с качеством. Проблемы безопасности при подаче горячей воды решаются нормативными актами в области санитарного контроля и законодательством о техническом регулировании.

Основные положения

Закон N 190-ФЗ закрепляет ключевые принципы организации теплообеспечения.

Государство устанавливает следующие приоритеты:

  • энергетическая эффективность производства и потребления тепла;
  • обеспечение надёжности при эксплуатации объектов;
  • развитие централизованного теплоснабжения;
  • преимущественное использование комбинированного производства тепловой и электрической энергии;
  • соблюдение экологической безопасности;
  • обеспечение условий для развития предпринимательства в теплоснабжающей отрасли.

Кроме того, нормы ФЗ-190 призваны обеспечить баланса интересов потребителей и организаций, производящих тепло и электроэнергию.

Распределение полномочий

Закон «О теплоснабжении» разграничивает возможности и обязанности органов власти на всех уровнях.

Правительство РФ:

  • разрабатывает мероприятия по реализации энергетической стратегии;
  • утверждает правила подключения и доступа к системам;
  • устанавливает основы ценообразования на тепловую энергию;
  • утверждает порядок контроля снабжающих организаций.

Региональные органы исполнительной власти:

  • устанавливают нормативы в сфере теплоснабжения (удельного расхода и запасов топлива, технологических потерь при передаче тепла);
  • разрабатывают программы по обеспечению надёжности функционирования объектов;
  • определяют топливно-энергетический баланс региона.

Администрации муниципальных образований:

  • организуют бесперебойную подачу тепла и горячей воды;
  • осуществляют контроль готовности к отопительному периоду;
  • отвечают на обращения потребителей (граждан и организаций) по вопросам качества предоставляемых услуг;
  • разрабатывают схемы тепловых систем.

При необходимости полномочия местных и региональных органов власти могут быть перераспределены (ФЗ-190, ст. 6.1).

Редакции закона

С момента принятия (27 июля 2010 года) в главный нормативный акт в области теплоснабжения внесено множество изменений и дополнений. Поправкам подвергались формулировки положений, были добавлены новые статьи и главы.

Изменения от 29.07.2017

Значительные изменения в ФЗ «О теплоснабжении» внесены с принятием 29 июля 2017 года закона N 279-ФЗ.

В ФЗ-190 появилась статья 4.2, посвящённая порядку антимонопольного контроля.

В качестве объектов регулирования выступают:

  • распределение тепловой нагрузки;
  • заключение контрактов на предоставление услуг потребителям;
  • цены на услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Положения статьи 4.2 обязывают предприятия, доминирующие в области теплообеспечения, регулярно предоставлять информацию о своей деятельности.

Добавление главы 5.1 позволило регламентировать особенности правового регулирования в ценовых зонах.

В главу включено 11 статей, которые закрепляют:

  • условия и порядок формирования ценовых зон;
  • особенности тарифообразования;
  • определение максимальной стоимости тепловой энергии;
  • порядок заключения и исполнения договоров на оказание услуг;
  • правила установление платы за подключение к тепловым сетям;
  • требования к единым теплоснабжающим предприятиям;
  • особенности вывода в ремонт источников тепловой энергии.

Кроме этого, новшества коснулись порядка оформления аренды объектов теплообеспечения, которые принадлежат муниципальному образованию или государству.

Важно! Последние дополнения в федеральный закон N 190-ФЗ внесены в июле 2018 года. Нормативный акт постоянно редактируется с целью совершенствования системы правового регулирования в области теплоснабжения.

Итоги реформирования

Основная цель реформы 2017 года — либерализация экономических отношений в тепловой отрасли. Новый формат рынка предусматривает постепенный переход к свободному образованию тарифов в ценовых зонах. Для этого в больших городах выбирается единое снабжающее предприятие (ЕТО), которое закупает тепло у производителей.

В обязанности поставщика входит:

  • обеспечение бесперебойной подачи тепла;
  • модернизация действующих систем;
  • строительство новых объектов.

Для того чтобы предотвратить появление завышенных тарифов, деятельность ЕТО контролируется Федеральной антимонопольной службой. Законодательство также регламентирует подписание концессионных документов в отношении энергетических объектов и сетей централизованного снабжения горячей водой.

Мнения экспертов

Ещё одно нововведение реформы 2017 года — метод альтернативной котельной. Альтернативная модель тарификации подразумевает, что местные исполнительные органы самостоятельно регулируют цены на услуги теплоснабжения.

Федеральный закон N 190-ФЗ (в последней редакции) предоставляет регулятору право устанавливать предельно допустимый тариф. При этом ценовой уровень определяется себестоимостью возведения альтернативного источника теплоснабжения.

Энергетики утверждают, что действующий механизм формирования тарифов невыгоден для долгосрочных инвестиций. Модель альтернативной котельной предоставляет возможность зафиксировать тариф и ежегодно изменять его на величину инфляции. По мнению инвесторов, такой вариант гарантирует возврат капиталов, вложенных в отрасль теплоснабжения. Производители энергии также поддерживают введение нового метода, который позволит привлечь необходимые средства для реконструкции изношенных тепловых сетей.

Однако многие эксперты находят недостатки в методе, предлагаемом энергетиками. Главным минусом специалисты считают резкое повышение стоимости тепловой энергии и горячей воды. Для потребителей это означает увеличение суммы коммунальных платежей, для местных властей — необходимость выделять дополнительные средства на субсидирование льготных категорий граждан.

Транспортировка энергии

От производителей к потребителям электроэнергия доставляется по электрическим сетям (тепловая энергия направляется в тепловые сети), которые в совокупности образуют энергетическую транспортную систему.
Электрические сети, в свою очередь, подразделяются на магистральные электрические сети и распределительные электрические сети.
К магистральным сетям относятся все высоковольтные линии электропередач (ЛЭП), к распределительным – ЛЭП мощностью ниже 110 кВ.
Сети связаны между собой трансформаторными и распределительными подстанциями.
Трансформаторные подстанции позволяют преобразовать напряжение из высокого в низкое.
При передаче электроэнергии, чем выше напряжение в сети, тем ниже уровень технических потерь электроэнергии.
Однако потребители не могут использовать электроэнергию с высоким напряжением. Отсюда появляется необходимость при передаче электроэнергии потребителям использовать трансформаторные подстанции.
Распределительные подстанции служат для приема и распределения электроэнергии, в основном, в городских электрических сетях, крупных промышленных и нефтедобывающих предприятиях.

Энергетика России до проведения реформы

По такой схеме работают и работали компании электроэнергетики, которые после распада СССР были объединены в супер-энергохолдинг РАО «ЕЭС России».
Независимо от РАО функционировали четыре «АО-энерго»:

  • «Иркутскэнерго»;
  • «Татэнерго»;
  • «Башкирэнерго»;
  • «Новосибирскэнерго».

РАО «ЕЭС» имело территориальные подразделения (72 АО-энерго) по всей стране.
До реформы внутри одного подразделения были объединены функции:

  • выработки (генерации) электроэнергии;
  • передачи и распределения электроэнергии;
  • продажи (сбыта) электроэнергии.

Компании диспетчеризации осуществляли координацию и управление генерирующими единицами и сетями.
Покупка/продажа электроэнергии происходила по регулируемым ценам (тарифам), которые устанавливались государством.
Однако вскоре энергохолдинг РАО столкнулся с проблемой устаревания оборудования при неизменно растущем росте потребления электроэнергии.
Мощности нуждались в огромных инвестициях, и единственным способом привлечь их без помощи государства была реформа отрасли.

Реформа энергетики

Реформа РАО предполагала разделение бизнеса на части:

  • производственную — генерация (электростанции);
  • сетевую (сети по передаче и распределению энергии);
  • сбытовую.

Перегруппировка была необходима для создания конкурентных рынков в генерации и сбыте электроэнергии, но при этом государство оставило за собой монопольное право на услуги по передаче электроэнергии.
В результате реформы были выделены компании, осуществляющие торговлю по свободным (рыночным) ценам и по регулируемым ценам (тарифам).
Для участия в торговле по рыночным ценам к участникам предъявляется ряд правил Оптового рынка, а также накладываются обязательства по приобретению/реализации мощности.
Рассмотрим подробнее каждую часть РАО «ЕЭС» после реформы.

Оптовые генерирующие компании


Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии (оптовые генерирующие компании, ОГК) — семь экстерриториальных энергокомпаний, выделенных из РАО ЕЭС в процессе его реформирования.
Экстерриториальная компания – компания, не привязанная к региону и территории, на которой она располагается, то есть компания, имеющая государственное значение.
Состав ОГК подобран таким образом, чтобы они имели сопоставимые стартовые условия на рынке:

  • по установленной мощности;
  • стоимости активов;
  • средней величине износа оборудования.

Каждая ОГК объединяет станции, находящиеся в различных регионах страны, благодаря чему минимизированы возможности монопольных злоупотреблений.
Тепловые ОГК, будучи независимыми друг от друга, являются основными конкурентами на оптовом рынке электроэнергии.
Шесть тепловых ОГК объединяют подавляющее большинство крупных ТЭС (в каждую ОГК входит несколько электростанций, общая мощность каждой ОГК составляет около 9 ГВт).
В РусГидро (ранее называлось ГидроОГК) объединены практически все подконтрольные РАО ЕЭС гидроэлектростанции (за исключением каскадов малых ГЭС в Карелии и Мурманской области, отошедших к ТГК-1).
ОАО «Концерн Росэнергоатом» объединяет 10 атомных станций России. Основным видом деятельности ОАО «Концерн Росэнергоатом» является производство электрической и тепловой энергии атомными станциями и выполнение функций эксплуатирующей организации ядерных установок.
Одной из стратегических целей ОАО «Концерн Росэнергоатом» является эффективное обеспечение страны электроэнергией, производимой на АЭС.
На все ОГК приходится около трети общих энергогенерирующих мощностей России.

Территориальные генерирующие компании

Территориальные генерирующие компании (ТГК) — компании, объединяющие электростанции нескольких соседних регионов, не вошедшие в ОГК, – преимущественно теплоэлектроцентрали, вырабатывающие не только электричество, но и тепло.
ТГК продают электроэнергию, а также снабжают теплом потребителей своих регионов. ТГК сформированы на основе следующих базовых принципов:

  • создание крупных компаний;
  • минимизация монополии;
  • объединение электростанций по территориальному признаку;
  • снижение доли государственного контроля над генерацией электроэнергии.

Функцией территориальных генерирующих компаний является производство электроэнергии для местных потребителей.
В процессе реформирования РАО ЕЭС было создано 14 ТГК.
В среднем, каждая ТГК имеет установленные генерирующие электрические мощности около 3 ГВт, причем крупных электростанций и ТЭЦ (мощностью 1 ГВт и более) в их составе, как правило, нет.
В целом на долю ТГК приходится около четверти всех установленных энергомощностей России и около трети тепловой генерации.

Реформа электрических сетей

После реформы энергетической отрасли все магистральные сети, которые входят в единую энергетическую систему России и составляют Единую национальную электрическую сеть России (ЕНЭС) , вошли в состав Федеральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС»).
Все же остальные сети, не включенные в ЕНЭС и относящиеся к распределительным сетям, в итоге были включены в состав одиннадцати межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) по территориальному принципу. В 2013 году ОАО «Холдинг МРСК» было переименовано в ОАО «Россети». В настоящее время ОАО «Россети» также владеет более чем 80% акций ОАО «ФСК ЕЭС».
Рассмотрим типичное распределение зон ответственности ФСК и МРСК при транспортировке электроэнергии от поставщиков к потребителям.

Электроэнергия, выработанная на электростанции, попадает в магистральные сети, где под высоким напряжением осуществляется ее транспортировка к потребителям. При этом из магистральных сетей электроэнергия может поступить как напрямую к крупным потребителям, так и через трансформаторные подстанции – в распределительные сети. Из распределительных сетей, в свою очередь, электроэнергия может быть доставлена крупным потребителям, либо через распределительную подстанцию попасть к мелким и средним потребителям.
В зоне ответственности ФСК, таким образом, находятся магистральные сети и трансформаторные подстанции, МРСК же заведует распределительными сетями и распределительными подстанциями.
Однако существует ряд особенностей при транспорте электроэнергии:

  1. В реальности при передаче электроэнергии от электростанций в магистральные сети зачастую используются трансформаторные подстанции.
  2. Электроэнергия может попадать напрямую в распределительные сети, минуя магистральные сети.
  3. Часть потребителей (как крупных, так и средних и мелких) обладают собственными генерирующими единицами, которые питают их мощности практически напрямую (без участия сетевых организаций).

Россети

Открытое акционерное общество «Российские сети» (ОАО «Россети») – оператор энергетических сетей в России – является одной из крупнейших электросетевых компаний в мире.
Имущественный комплекс ОАО «Россети» включает в себя дочерние и зависимые общества, в том числе межрегиональные и магистральные сетевые компании. Контролирующим акционером является государство.
В настоящее время ОАО «Россети» — одна из крупнейших электросетевых компаний в мире по числу потребителей и протяжённости сетей напряжения до 110 кВ.
ОАО «Россети» также является агентом государства по управлению российским электрораспределительным сетевым комплексом.
Дочерняя компания ОАО «Россети» — «ФСК ЕЭС» — получает выручку не только от оплаты услуг за передачу электроэнергии, но и за подключение к своим сетям.
В структуру ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» входят:

  • филиалы «Магистральные электрические сети» (МЭС);
  • филиалы «Предприятия магистральных электрических сетей» (ПМЭС);
  • филиал «Специализированная производственная база «Белый Раст».

Задачи филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» – МЭС:

  • оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии;
  • оказание услуг по присоединению к электрическим сетям;
  • оказание услуг по сбору, передаче и обработке технологической информации, включая данные измерений и учета;
  • эксплуатация электрических сетей и технологическое управление ими;
  • развитие электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства.

В настоящее время филиалы ОАО «ФСК ЕЭС» обеспечивают функционирование 131,6 тыс. км линий электропередачи и 891 подстанций общей трансформаторной мощностью более 322,5 тысяч МВА напряжением 110-1150 кВ.

Сбыт

На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь), крупные потребители.
Сбыт электроэнергии конечным потребителям осуществляют сбытовые компании: гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, а также производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Гарантирующий поставщик (ГП) – сбытовая компания, обязанная заключить с любым обратившимся к ней лицом, находящимся в зоне его деятельности, договор энергоснабжения.
Наличие ГП в конструкции розничного рынка гарантирует, что конечный потребитель не окажется в ситуации, когда с ним отказались заключать договор все сбытовые организации.
Гарантирующий поставщик действует в рамках определенной зоны деятельности. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются.
Гарантирующий поставщик продает на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретенную им на оптовом рынке с использованием группы точек поставки, а также на розничных рынках — приобретенную у энергосбытовых организаций и производителей электрической энергии/мощности на розничном рынке.
Энергосбытовые организации, в отличие от гарантирующих поставщиков, свободны в выборе покупателя, с которым они готовы заключить договор энергоснабжения.
Оптовые потребители-перепродавцы (далее – ОПП) также как и региональные энергетические компании (АО-энерго) должны осуществить разделение по видам деятельности (сбыт и передача электроэнергии).
В частности, когда ОПП расположены в территориальных технологически изолированных энергосистемах или вообще не имеют электрической связи с Единой энергетической системой или какой-либо из технологически изолированных энергосистем.

Диспетчеризация оборудования и сетей

Открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (Системный оператор) — осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление технологическим режимом Единой энергетической системы России на территории субъектов Российской Федерации.
В соответствии с принципами функционирования единой вертикали оперативно-диспетчерского управления, подразделения Системного оператора организованы в трехуровневую иерархическую структуру:

  • Исполнительный аппарат (г. Москва);
  • Филиалы — Объединенные диспетчерские управления (ОДУ) энергообъединениями;
  • Филиалы — региональные диспетчерские управления (РДУ) энергосистемами одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Главная функция Системного оператора – контроль за соблюдением технологических параметров функционирования энергосистемы.
Для исполнения этой функции Системный оператор может отдавать обязательные к исполнению команды генерирующим и сетевым компаниям, потребителям с регулируемой нагрузкой.
Также Системный оператор контролирует очередность вывода в ремонт генерирующих и сетевых мощностей, осуществляет контроль за исполнением программ генерирующими и сетевыми компаниями.
Системный оператор участвует в обеспечении функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности:

  • осуществляет актуализацию расчетной модели, на основе которой Коммерческий оператор производит расчет объемов и цен торговли на оптовом рынке электроэнергии;
  • проводит конкурентный отбор мощности (КОМ);
  • обеспечивает функционирование балансирующего рынка – торговли отклонениями от плановых объемов производства и потребления электроэнергии.

Структура рынка

Подписание Договора о присоединении и вступление в саморегулируемую организацию участников оптового рынка электроэнергии и мощности (Некоммерческое партнерство «Совет рынка») является обязательным условием участия в купле-продаже электроэнергии и мощности на оптовом рынке.
Организация торговли и обеспечение расчетов между участниками оптового рынка электроэнергии является функцией Коммерческого оператора – ОАО «Администратор торговой системы», 100% дочерней компании Некоммерческого партнерства «Совет рынка».
Дочерняя организация ОАО «АТС» и НП «Совет рынка» — ОАО «Центр финансовых расчетов», выступает унифицированной стороной по сделкам купли-продажи электроэнергии и мощности, осуществляет расчет требований и обязательств по договорам купли-продажи электроэнергии и мощности.
Стоимость услуг Коммерческого оператора контролируется государством.

Совет рынка

Целями создания некоммерческого партнерства «Совет рынка» являются:

  • обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры рынка;
  • обеспечение эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков;
  • формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику;
  • наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики;
  • организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках.

НП «Совет рынка» выполняет следующие функции:
Приоритетными направлениями работы НП «Совет рынка» являются:

  • совершенствование модели и организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности;
  • организация функционирования розничного рынка электрической энергии;
  • мониторинг контроля за соблюдением субъектами оптового рынка правил и регламентов оптового рынка, также урегулирования споров между участниками оптового рынка;
  • информационное обеспечение Членов Партнерства и органов власти по функционированию рынков электроэнергии в России и за рубежом, а также обеспечение коммуникаций между участниками рынков электроэнергии.

АТС

Основными задачами ОАО «АТС» являются:

  • организация торговли на оптовом рынке электроэнергии и мощности;
  • обеспечение расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка;
  • обеспечение равных условий для участников оптового рынка электроэнергии;
  • разработка правил рынка и контроля над их соблюдением;
  • организация системы досудебного урегулирования споров между участниками оптового рынка;
  • контроль над действиями системного оператора (СО ЕЭС).

ЦФР

Основной задачей ОАО «ЦФР» является оказание комплексной услуги по расчету требований и обязательств участников оптового рынка электроэнергии и мощности и ФСК и проведению финансовых расчетов между ними.
Общество выступает на оптовом рынке унифицированной стороной по сделкам и заключает на оптовом рынке электрической энергии (мощности) от своего имени договоры, обеспечивающие оптовую торговлю электрической энергией и мощностью.
При оказании комплексной услуги по расчету требований и обязательств участников оптового рынка и ФСК, Общество осуществляет на оптовом рынке электроэнергии одно или несколько из следующих действий, обеспечивающих проведение финансовых расчетов между участниками оптового рынка:

  • осуществление расчета требований и обязательств участника оптового рынка при покупке/продаже электрической энергии;
  • формирование схемы платежей для участников оптового рынка, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (неценовые зоны);
  • формирование на основании информации, получаемой от АТС и участников оптового рынка, и направление участнику оптового рынка документа, содержащего информацию о стоимости и объемах электрической энергии/мощности, купленной или проданной на оптовом рынке;
  • участие в проведении финансовых расчетов участника оптового рынка с другими участниками оптового рынка.

Подведем итоги

Таким образом, энергетику как систему можно рассматривать в разрезе двух структур — технологической и рыночной.
Технологическая цепочка описывает взаимодействие структуры при производстве, передаче и потреблении электроэнергии.
Рыночная цепочка описывает взаимодействие субъектов рынка при продаже/приобретении электроэнергии.

Технологическая цепочка

Технологическая цепочка включает генерацию электроэнергии и ее последующую передачу по сетям потребителям.
Системный Оператор Единой Энергетической Системы (ОАО «СО ЕЭС») осуществляет контроль за соблюдением технологических параметров системы, принимает участие в управлении сетями.
ФСК и МРСК управляют магистральными и распределительными сетями, по которым электроэнергия поступает потребителям.

Рыночная цепочка

Рыночная цепочка включает два сегмента – оптовый и розничный рынок электроэнергии.

Оптовый рынок

Субъектами оптового рынка являются:

  • генерирующие компании;
  • сбытовые компании;
  • сетевые организации;
  • потребители.

Администрирование процессов оптового рынка электроэнергии осуществляет ОАО «АТС» (Администратор Торговой Системы).
Расчеты между участниками рынка реализует ОАО «ЦФР» (Центр Финансовых Расчетов).

Розничный рынок

В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.
Субъектами розничных рынков являются:

  • потребители;
  • гарантирующие поставщики;
  • энергосбытовые, энергоснабжающие организации;
  • производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках;
  • сетевые организации.

Гарантирующие поставщики на розничных рынках могут выступать как продавцами электрической энергии, так и покупателями.
Производители электрической энергии/мощности на розничных рынках в случаях приобретения ими электрической энергии/мощности для собственных производственных нужд выступают как потребители.
Сетевые организации приобретают электрическую энергию/мощность на розничных рынках в целях компенсации потерь электрической энергии и выступают как потребители.

Summary:

Федеральный закон «О теплоснабжении»

Описание:

11 мая 2010 года прошли парламентские слушания «О совершенствовании нормативно-правовой базы теплоснабжения», организованные Комитетом Государственной Думы по энергетике. В числе других вопросов был рассмотрен проект Федерального закона «О теплоснабжении», подготовленный ко второму чтению, принятие которого завершит создание правовой базы новой российской энергетики.

Ключевые слова: закон о теплоснабжении, Федеральный закон «О теплоснабжении»

Сфера теплоснабжения относится к числу важнейших государственных приоритетов России.

Ю. В. Яровой, вице-президент НП «Российское теплоснабжение»

11 мая 2010 года прошли парламентские слушания «О совершенствовании нормативно-правовой базы теплоснабжения», организованные Комитетом Государственной Думы по энергетике. В числе других вопросов был рассмотрен проект Федерального закона «О теплоснабжении», подготовленный ко второму чтению, принятие которого завершит создание правовой базы новой российской энергетики.

Закон «О теплоснабжении» существует во всех цивилизованных странах мира. Россия пока является исключением, хотя потребность в таком законе назрела давно и вызвана следующими причинами:

• отсутствием условий для привлечения инвестиций в отрасль;

• необходимостью разграничения полномочий между различными уровнями власти;

• продолжающимся снижением эффективности функционирования объектов большой энергетики по причине уменьшения доли тепловой энергии, вырабатываемой в режиме когенерации;

• прекращением к 1 января 2011 года действия Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;

• бессистемным решением вопросов теплоснабжения новых объектов в рамках муниципальных образований;

• отсутствием инструментов для решения проблем неплатежей;

• правовым неравенством теплоснабжающих организаций и потребителей и т. д.

Предлагаемый проект закона «О теплоснабжении» нацелен в первую очередь на создание эффективной системы правового регулирования отношений в сфере производства, передачи, распределения, сбыта и потребления тепловой энергии.

Ключевыми принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

• обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и теплопотребления;

• приоритетное использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

• развитие систем централизованного теплоснабжения;

• повышение надежности и качества теплоснабжения потребителей;

• соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей;

• обеспечение экологической безопасности.

К наиболее важным положениям проекта закона «О теплоснабжении» относятся:

• спецификация видов товаров в теплоснабжении (тепловая энергия, тепловая мощность и теплоноситель), что в дальнейшем позволит устанавливать требования к качеству теплоносителя;

• определение центрами ответственности за тарифы органов государственной власти субъектов РФ;

• установление двухставочных тарифов;

• введение платы за поддержание резервной мощности при отсутствии реализации тепловой энергии;

• заключение долгосрочных договоров;

• отмена регулирования тарифов в сфере теплоснабжения при соблюдении определенных условий;

• закрепление договорной конструкции;

• регулирование условий подключения к системе теплоснабжения;

• определение порядка распределения тепловой нагрузки в системе теплоснабжения;

• установление очередности вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации;

• установление режима эксплуатации и ремонта бесхозных тепловых сетей;

• организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя;

• введение саморегулирования и страхования в теплоснабжении.

Данный проект закона «О теплоснабжении» четко разграничивает полномочия органов власти всех уровней.

Правительство РФ:

• разрабатывает государственную политику в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии Российской Федерации;

• устанавливает правила регулирования отдельных отношений в сфере теплоснабжения;

• утверждает правила организации теплоснабжения;

• устанавливает порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении;

• устанавливает правила антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения.

Федеральные органы исполнительной власти:

• контролируют и осуществляют надзор за соблюдением органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

• реализуют полномочия в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

• определяют порядок расследования причин аварий и инцидентов в сфере теплоснабжения;

• устанавливают порядок определения нормативов в сфере теплоснабжения;

• проводят антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения;

• осуществляют государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ:

• реализуют полномочия в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

• утверждают нормативы в сфере теплоснабжения;

• определяют системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений и городских округов.

Органы местного самоуправления:

• обеспечивают надежное теплоснабжение потребителей на территории муниципального образования, в том числе принятие мер в случае невыполнения (или отказа от выполнения) теплоснабжающими, теплосетевыми организациями или исполнителями коммунальных услуг своих обязательств;

• рассматривают обращения потребителей по вопросам качества и безопасности теплоснабжения;

• разрабатывают, утверждают и актуализируют схемы теплоснабжения;

• осуществляют контроль за готовностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также отдельных категорий потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

Главные принципы тарифного регулирования, заложенные в законопроекте «О теплоснабжении», обеспечивают:

• доступность тепловой энергии (мощности) для потребителей;

• экономическую обоснованность затрат теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии;

• повышение экономической и энергетической эффективности деятельности в сфере теплоснабжения;

• открытость и доступность для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования;

• стабильность отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии за счет установления долгосрочных тарифов;

• учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Тарифное регулирование направлено на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности теплоснабжения при соблюдении интересов потребителей.

Виды тарифов на товары и услуги в теплоснабжении:

• предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на:

— производимую генерирующими источниками тепловую энергию (мощность);

— тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.

• тарифы на:

— производимую генерирующими источниками тепловую энергию (мощность);

— тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям;

— производимый генерирующими источниками теплоноситель;

— теплоноситель, поставляемый потребителям;

— услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя;

• плата за поддержание резервной мощности источника тепловой энергии или тепловой сети при отсутствии реализации тепловой энергии;

• надбавки и тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

Современная водогрейная котельная для объектов коммунально-бытового, промышленного, административного и сельскохозяйственного назначения

Одним из основных вопросов в теплоснабжении является установление порядка и принципов подключения к системе теплоснабжения. Законопроект «О теплоснабжении» предусматривает следующие основные принципы:

• подключение осуществляется на основании утвержденной схемы теплоснабжения;

• предоставление потребителю возможности добровольного снижения размера присоединенной тепловой нагрузки для дальнейшего перераспределения;

• плата за подключение устанавливается в размере, необходимом для создания тепловых сетей для подключения к ближайшей к месту строительства камере тепловой сети;

• предоставление потребителю возможности выбора способа оплаты: строительство за свой счет с последующей передачей теплосетевой организации в эксплуатацию либо оплата теплосетевой организации мероприятий по подключению.

Реализация указанных принципов позволит обеспечить надежность и качество теплоснабжения потребителей, стимулировать проведение энергосберегающих мероприятий, повысить прозрачность формирования платы за подключение.

• договор теплоснабжения потребитель заключает с теплоснабжающей организацией, в качестве которой уполномоченный орган может определить как генерирующую, так и теплосетевую компанию;

• при наличии в системе нескольких теплоснабжающих и теплосетевых организаций они обязаны заключить между собой договоры поставки тепловой энергии, мощности, теплоносителя и договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии;

• существенные условия договора теплоснабжения устанавливаются Правительством РФ;

• законом устанавливаются существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Принятие законопроекта «О теплоснабжении» позволит:

• повысить прозрачность и управляемость систем теплоснабжения;

• улучшить надежность и качество теплоснабжения;

• перевести сферу теплоснабжения из социальной функции в экономически эффективную деятельность;

• повысить платежную дисциплину в сфере теплоснабжения;

• обеспечить баланс экономических интересов субъектов теплоснабжения;

• улучшить инвестиционную привлекательность сферы теплоснабжения.

Таким образом, Федеральный закон «О теплоснабжении» после его принятия и вступления в силу будет регулировать всю систему взаимоотношений в отрасли.

В заключение следует отметить, что данный законопроект – непрямого действия. К нему потребуется разработать еще полтора-два десятка подзаконных актов, а именно:

• правила организации теплоснабжения;

• основы ценообразования и правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, включающих в том числе сроки рассмотрения дел об установлении тарифов, исчерпывающий перечень представляемой регулируемыми организациями документации, определение условий и порядка принятия решений по отмене регулирования цен (тарифов);

• правила подключения к системам теплоснабжения;

• правила учета тепловой энергии и теплоносителя;

• правила оценки готовности к отопительному сезону;

• правила утверждения и согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения;

• стандарты раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также органами регулирования;

• порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов, регулируемыми организациями и потребителями тепловой энергии при установлении тарифов, а также порядок рассмотрения разногласий, возникающих при утверждении и актуализации схем теплоснабжения;

• порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении;

• порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей;

• правила антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения;

• требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения;

• порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий в сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг), которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определяемым настоящим федеральным законом;

• порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) объектами, потребляющими тепловую энергию и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года;

• правила определения стоимости активов и инвестированного капитала, ведения их раздельного учета, применяемых в деятельности, регулируемой с использованием метода доходности инвестированного капитала;

• правила распределения для целей тарифного регулирования удельных расходов для производства тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и выше.

Практика разработки и утверждения подзаконных актов к федеральным законам показывает, что этот процесс может длиться годами, поэтому заинтересованные организации могут присоединиться к этому процессу в какой-либо форме.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон 190 регулирует правоотношения, возникающие на основании производства, передачи и потребления тепловой энергии и мощности. Правовое регулирование определяет использование систем теплоснабжения, их создание и функционирование. Положения закона также распространяются и на горячее водоснабжение.

Описание ФЗ «О теплоснабжении»

Федеральный закон 190 «О теплоснабжении» принят 9 июля 2010 года, полностью вступил в силу с 1 января 2011. Структурно документ подразделяется на главы, определяющие следующие аспекты:

  • общие положения и понятия закона;
  • полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах теплового снабжения;
  • государственная политика по назначению цен;
  • взаимодействие потребителей, теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
  • мероприятия, направленные на обеспечение надежности и безопасности функционирующей системы;
  • определение саморегулируемых организаций;
  • ответственность сторон и отдельные особенности передачи права на государственные или муниципальные объекты теплоснабжения.

В общие положения включаются основные понятия, используемые в документе, назначение закона, а также принципы, на которых он базируется. Регулирование полномочий органов власти в теплоснабжении регламентируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Отдельно предписывается обеспечение федерального энергетического надзора.

Наиболее интересная для граждан глава закона – государственная политика в определении ценовых тарифов. В данный раздел включаются следующие положения:

  • принципы регулирования цен в сфере теплоснабжения;
  • виды цен и тарифов;
  • методы, по которым они регулируются;
  • понятие и порядок государственного регулирования цен на тепловую энергию;
  • способы, по которым тарифы устанавливаются;
  • основания, по которым государственное регулирование может быть упразднено, а также процедура данной отмены;
  • исполнение государственного контроля над регулированием цен.

Во взаимодействие и отношения организаций, обеспечивающих теплоснабжение, и потребителей Федеральным законом 190 включены следующие аспекты:

  • общие положения о взаимоотношениях;
  • подключение к системе теплоснабжения;
  • заключение договора о теплоснабжении и поставках горячей воды;
  • оказание услуг по обеспечению тепловой энергией, плата за услуги и обеспечение исполнения обязательств по ее внесению;
  • распределение тепловой нагрузки и управление системой теплоснабжения;
  • регламентируемый законом порядок коммерческого учета тепловой энергии.

Для обеспечения надежности и безопасности систем теплоснабжения закон предписывает следующие положения:

  • подготовка и проверка систем перед отопительным сезоном;
  • своевременный ремонт и введение в эксплуатацию объектов;
  • развитие систем теплового снабжения в поселениях, порядок ограничения и прекращения действия при неисправностях;
  • требования безопасности, перечень показателей надежности и эффективности.

По саморегулируемым организациям Федеральный закон 190 определяет требования для их функционирования, документы и порядок допуска к деятельности в сфере теплоснабжения. Предписывается также осуществление государственного контроля над данными учреждениями и их действиями.

В отдельном порядке закон предписывает передачу прав на использование объектов теплового снабжения. Регламентируются особенности правового регулирования данного вопроса, заключение договора аренды. Предписываются права и обязанности сторон, указываемые в договоре, а также порядок его расторжения.

В заключительных положениях приведены нормы регулирования общих положений закона дополнительными правовыми актами. Оговаривается также порядок вступления документа в силу.

С момента принятия закон претерпел ряд изменений, последние из которых приходятся на декабрь 2016. Вносимые поправки направлены на оптимизацию отдельных положений и приведение текста документа в актуальное состояние с общей законодательной базой.

Последние изменения

Последняя редакция документа была проведена 19 декабря 2016, поправки вступили в силу спустя три месяца. Изменения затронули статьи 28.1 и 28.2 Закона «О теплоснабжении».

В ст 28.1 ФЗ 190 скорректирована формулировка части 9. Часть 18 была дополнена пунктом 3 о расходах арендатора, не подлежащих возмещению на день окончания срока аренды. Перечень таких расходов регламентируется Правительством Российской Федерации.

Дополнения коснулись и статьи 28.2 ФЗ 190. В часть 2 был введен пункт 6 о порядке возмещения расходов арендатора. Была добавлена часть 5, предписывающая, что срок возмещения расходов арендатора не может превышать 2 года с момента окончания периода действия договора.

Для углубленного изучения закона следует рассмотреть редакцию отдельных, наиболее актуальных статей. Начать следует со статьи 2, регулирующей основные понятия данного закона. Последние изменения были внесены в пункт 12 в мае 2016. Редакция была дополнена уточнением о правилах технической эксплуатации.

Отдельный интерес представляет п 29 ст 2 ФЗ «О теплоснабжении». Он дает определение бездоговорного использования тепловой энергии. К таковому относится как нерегулируемое подключение к сети, так и использование ресурсов сверх введенных или установленных ограничений. Редакция данного пункта последний раз менялась в 2012 – было введено уточнение о технологическом присоединении.

Ст 14 ФЗ «О теплоснабжении» регулирует вопросы подключения к системе снабжения. Предписывается порядок действий, условия и требования для присоединения. Последние изменения в данную статью закона были внесены в декабре 2012 и коснулись редакции почти всех ее частей. Согласно внесенным коррективам слово «подключение» было везде дополнено формулировкой «(технологическое присоединение)». Данные поправки коснулись и иных статей, в которых фигурировало данное понятие.

Статья 15 Федерального закона регламентирует договор теплоснабжения. Последние изменения коснулись формулировки одного из подпунктов. Интерес представляют более ранние изменения за ноябрь 2015. Они изменили редакцию п 6 ст 15 190 ФЗ, а также добавили части 9.1 — 9.4. Введенные положения регламентируют следующие аспекты:

  • при несвоевременной оплате тарифов за теплоснабжение назначается пеня в размере одной стотридцатой части от текущей ставки рефинансирования за каждый день просрочки;
  • аналогичным образом регулируется пеня для учреждений, обеспечивающих подачу тепла от снабжающей организации к потребителю – для таковых пеня начисляется через месяц после просрочки и в течение 90 дней тариф начисляется по одной трехсотой от ставки рефинансирования, после чего также переходит на одну стотридцатую;
  • подобное начисление сохраняется для организаций, обеспечивающих подачу горячей воды.

Также в часть 10 статьи 15 190 закона «О теплоснабжении» был введен пункт 9 о порядке определения тех потребителей, которые должны предоставлять обеспечение по оплате тепловой энергии.

Ст 21 ФЗ 190 регулирует вывод источников тепловой энергии и сетей из эксплуатации вообще или на время ремонта. Последние изменения в редакцию статьи были введены в ноябре 2015. Коснулись они формулировок – слова «местного самоуправления поселения или городского округа» были изменены на «местного самоуправления».

Скачать закон 190 «О теплоснабжении» с изменениями

Скачать Федеральный закон «О теплоснабжении» в последней редакции можно тут. Документ представлен с учетом изменений, вступивших в силу в 2017 году. Текст будет актуален для участников системы теплоснабжения. Также может быть востребован для юристов, углубленно изучающих данный раздел законодательства.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г. и с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца третьего и четвертого подпункта «а» пункта 1 статьи 6 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Действие положений настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением пунктов 1 и 5 статьи 1 изменений, которые вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *