Федеральные законы РФ 2018

РАЗДЕЛ N. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342.4

DOI: 10.18384/2310-6794-2017-4-52-60

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ

Андреев В.В.

Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации 428025, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т М. Горького, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена анализу понятия, сущности и правовой природы федеральных конституционных законов, их места и роли в механизме государственно-правового регулирования. Федеральные конституционные законы входят в единую иерархическую систему законодательства Российской Федерации и являются важными источниками конституционного права, и они характеризуются рядом специфических признаков, отличающих их от обычных федеральных законов. В статье затрагиваются современные проблемы федерального конституционного закона, которые в настоящее время приобретают особую актуальность в связи с неоднозначностью юридических трактовок. Автор приходит к выводу, что к ряду специфических черт, которыми обладают федеральные конституционные законы, можно отнести следующие: наличие высокой юридической силы, фактически приравнивающей данный вид законов к основному закону государства; особый порядок принятия, отличный от порядка других нормативных актов; отсутствие возможности воздействия на закон в процедуре его принятия с помощью права отлагательного вето.

Ключевые слова: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, поправки к Конституции РФ, правовая система.

© Андреев В.В., 2017.

THE LEGAL NATURE OF FEDERAL CONSTiTUTiONAL LAWS

V. Andreyev

Понятие «федеральный конституционный закон» впервые было введено в отечественную юридическую практику Конституцией РФ 1993 г. Речь идёт о появлении новой юридической конструкции, которая стала обозначать разновидность нормативных правовых актов в нашей стране. Если мы обратим внимание на Кон-ституциию, в ч. 1 ст. 76 Основного закона нашего государства закреплено, что федеральные конституицонные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации. Кроме того, они имеют прямое действие на всей территории страны .

Легального определения термина «федеральный конституционный закон» в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах не содержится. Нами проведено исследование, которое позволяет сделать вывод о существовании в современной юри-

дической литературе многочисленных концепций понимания федерального конституционного закона. Так, например, в некоторых истониках встречается его понимание как «вида законодательного акта» . В другом случае его называют просто источником конституционного права. Такой подход нашёл закрепление в учебной литературе , где встречается и другое понимание федерального конституционного закона: по мнению учёных, его следует воспринимать как разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по тем вопросам, которые предусмотрены самой Конституцией РФ . Есть и весьма интересное понимание указанного нормативного правового акта как особого закона, который принимается по вопросам, специально оговоренным в

Конституции Российской Федерации .

На наш взгляд, весьма ёмкое и чёткое определение в современной науке конституционного права представлено известным учёным России, заслуженным деятелем науки РФ, доктором юридических наук, профессором С.А. Авакьяном. В одной из своих работ он пишет: «Федеральный конституционный закон — принимаемый в особом порядке закон, дополняющий и развивающий действующую Конституцию РФ по вопросам, специально указанным в Конституции, обладающий наивысшей (после Конституции) юридической силой» . В этом определении представлены важнейшие признаки указанной разновидности федеральных законов. Автор обращает внимание на особый порядок их принятия, высшую юридическую силу федеральных конститу-цонных законов, а также на тот факт, что они принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции нашего государства.

Анализ литературы и юридической практики позволяет заключить, что федеральные конституционные законы являются не просто разновидностью нормативных актов, они прочным образом вошли в иерархическую систему законодательства нашей страны, при этом их можно по праву считать одним из самых важных источников конституционного права.

Попробуем проанализировать современные федеральные конституционные законы. В конце декабря 2017 г. был принят ряд законов, среди которых и федеральный конституционный закон от 20 декабря 2017 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в ст. 7 Феде-

рального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» . В этом законе допускается использование Государственного герба России в виде изображения федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и муниципальными органами, гражданами, общественными объединениями в разных случаях, только таким образом, чтобы это использование не являлось надругательством над Государственным гербом Российской Федерации. Таким образом, федеральный конституционный закон регулирует важные отношения, которые возникают в процессе использования символики государства.

Изучение научной литературы и федеральных конституционных законов, принятых в России в последние годы, позволяет выделить уникальные специфические черты, характеризующие природу федеральных конституционных законов. Среди таких особенностей бросаются в глаза следующие:

1. Любой федеральный конституционный закон регулирует наиболее важные для развития конкретного государства и общества отношения, и он гораздо выше по своей юридической силе в сравнении с другими нормативными правовыми актами. Это даже не просто федеральный закон, а такая его разновидность, которая наиболее приоритетна для решения очень важных проблем, возникающих в стране на определённом этапе её развития. При этом никакой федеральный закон не может противоречить ни одной норме федерального конституционного

закона. Такая «сильная» юридическая значимость имеет правовой характер и закреплена в ч. 3 ст. 76 Конституции РФ . Вместе с тем в различных исследованиях, проведённых в новом столетии, подчас неоднозначно понимают юридическую силу федеральных конституционных законов. Есть точка зрения, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же юридическую силу, что и сама Конституция Российской Федерации . Да, действительно, федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу, но не могут рассматриваться тождественно Основному закону страны. Такая позиция, на наш взгляд, не достаточно объективна. Если мы внимательно прочитаем Конституцию России, обратим внимание на то, что ч. 1 ст. 15 гласит: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» . Т. е. Конституция РФ представляется как самостоятельный и наивысший закон в государстве, а все другие законы, в том числе и конституционные, не могут ей противоречить. Однако следует признать, что позиция о равнозначности Основного закона и его разновидностей в виде федеральных конституционных законов довольно часто встречается в учебной и научной литературе по теории конституционного права .

2. Федеральные конституционные законы принимаются только по тем вопросам, которые прямо указаны в Конституции РФ (ст. 108) . Это означает, что принятие такой разновидности закона по любому случаю (в зависимости от желания законодателя

или даже потребностей человека) недопустимо, что подчёркивает особый статус указанной разновидности нормативных правовых актов.

3. Федеральные конституционные законы принимаются по усложнённой, в отличие от обычных законов, процедуре. Этот аргумент можно подтвердить ст. 108 Конституции РФ. В ч. 2 указанной статьи закреплено, что федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов, а именно не менее чем 3/4 от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы .

4. В отношении федеральных конституционных законов не предусмотрена возможность их отклонения и возвращения на повторное рассмотрение. Иными словами, глава государства — Президент РФ — фактически лишён возможности применить право вето. Он обязан подписать и обнародовать федеральный конституционный закон .

Рассмотрев федеральные конституционные законы, можно заключить, что они не одинаковы по своей сути и по своей природе. Так, совершенно очевидно бросаются в глаза две их разновидности:

1) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции Российской Федерации — эту категорию следует выделить особенно, ибо они вносят конкретные изменения в Основной закон российского государства. Можно обратить внимание на их временный автономный характер регулирующего воздействия. Фактически их значимость нивелируется после

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внесения самих поправок в Конституцию РФ.

2) Иные федеральные конституционные законы.

Следует подчеркнуть, что федеральные конституционные законы о поправках в Конституцию РФ также неоднородны. Их можно разделить на три разновидности. Во-первых, к такой категории законодательных актов можно отнести федеральные конституционные законы о поправках к гл. 3-8 Конституции РФ; во-вторых, федеральные конституционные законы о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ; в-третьих, федеральные конституционные законы об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и о внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.

Названные выше виды федеральных конституционных законов о поправках к Конституции РФ различаются между собой и по содержанию, и по порядку принятия, что позволяет сделать вывод, что это разновидности одной группы федеральных конституционных законов. Вместе с тем все эти так называемые разновидности имеют абсолютно одинаковый предмет регулирования. Они, как мы это видим, направлены на правовое регулирование конституционных правоотношений.

Законом чётко закреплено, что федеральные конституционные законы о поправках к гл. 3-8 Конституции РФ считаются принятыми, если они одобрены вышеуказанным большинством. Такие законы вступают в силу после их одобрения в течение года после принятия Федеральным Собранием и органами законодательной власти

не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Данный порядок закреплён в ст. 136 Конституции РФ, а также в федеральном законе от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» .

Федеральные конституцион-

ные законы о принятии в РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ и федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ принимаются на основе процедуры, аналогичной для федеральных конституционных законов о поправках к гл. 3-8 Конституции РФ, но без стадии одобрения органами законодательной власти субъектов РФ. Процедура принятия указанных федеральных законов определена в п. 1 ст. 137 Конституции РФ и в ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» .

Конституцией строго лимитируется перечень федеральных конституционных законов. Конституционные законы принимаются только по предметам ведения РФ. Помимо прочего, конкретные наименования федеральных конституционных законов указаны в тексте Конституции РФ, и это даёт основание многим специалистам полагать, что исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов дан в Конституции .

Известно, что в отечественной юридической практике понятие «федеральный конституционный закон» включает более широкое видовое разнообразие в сравнении с законода-

тельной практикой большинства зарубежных стран. В некоторых странах конституционными законами признаются и официально именуются в качестве таковых только законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию. «Лишь в немногих из них под конституционным законом действительно понимается не закон, вносящий изменение в конституцию (или не только он), а закон, который, дополняя её, остаётся самостоятельным (Австрия, Швеция, Нидерланды, Чехия, Словакия)» .

Наиболее распространенным является подход, в соответствии с которым «закон, который принимается по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от порядка принятия» как закона об изменении и дополнении Конституции государства, «так и обычных законов, и занимает в юридической иерархии место между ними», не квалифицируется в качестве конституционного закона, а характеризуется как «органический закон».

Поэтому не случайно, что некоторые российские специалисты отождествляют российские федеральные конституционные законы, не вносящие поправки в Конституцию, вопреки их названию, с органическими законами . Особенность этих законов в том, что, дополняя Конституцию, они сохраняют формальную

автономность, самостоятельность по отношению к Основному закону и имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция и законы о поправках к Конституции, но большую юридическую силу в сравнении с обычными законами.

Федеральные конституционные законы занимают особое место в системе российского законодательства. Одно из предназначений таких законов — обеспечить стабильность Конституции как Основного закона государства, закрепляющего устои его конституционного строя.

Описывая наиболее важные общественные институты, развивая и конкретизируя нормы Конституции, федеральный конституционный закон тем самым связывает её с текущим законодательством. Как верно заметил Ю.А. Тихомиров, он «выступает как самый ближайший «мост» между Конституцией и законодательством, который необходимо использовать для всестороннего влияния основного закона на правовую систему в целом и её составные части» .

Значение федеральных конституционных законов состоит в том, что они регулируют конституционные правоотношения, которые не урегулированы непосредственно в тексте Конституции РФ, дополняют и развивают положения Основного закона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. 5-е изд., перераб. и

доп. Т. 1. М.: Юристъ, 2014. 864 с.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. 11-е изд.,

изм. и доп. М.: Норма, 2011. 784 с.

3. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.:

ИНФРА-М, 2009. 858 с.

4. Голубок С.А. Конституционное право России: учеб. пособие. 5-е изд.. М.: Риор, 2008.

161 с.

5. Денисов С.А. Источники реального государственного права // Конституционное и му-

ниципальное право. 2014. № 4. С. 2-9.

6. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. М.: Юристъ, 2000. 492 с.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 5-е изд., перераб. и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доп. М.: Проспект, 2014. 592 с.

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Ла-

зарева. М.: Эксмо, 2014. 1056 с.

9. Конституционное право России: учеб. для студ. вузов /под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Пруд-

никова. 5-е изд., перераб. и доп.; М.: Юнити-Дана, 2012. 671 с.

10. Конституция, закон, подзаконный акт / И.В. Котелевская и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юридическая литература, 1994. 136 с.

12. Костерина Э.В. Конституционное право России в схемах и таблицах: учеб. пособие. 3-е изд. М.: Проспект, 2014. 186 с.

13. Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России. М.: Инфра-М: Риор, 2013. 432 с.

14. Сергеев С.Г. Конституционное право России: учеб. М.: Дашков и Ко, 2012. 576 с.

15. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учеб. для бак. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 316 с.

16. Федеральный конституционный закон от 20.12.2017 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 52. Ч. I. ст. 7916.

17. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч. 1.

18. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (принят Государственной Думой Фдерального Собрания РФ 06.02.1998) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

19. Чашин А.Н. Конституционное право России: курс лекций с мультимедийными презентациями. М.: Дело и сервис, 2013. 256 с.

1. Avak’yan S.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii. T. 1 .

Moscow, Yurist Publ., 2014. 864 p.

2. Baglai M.V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii . Moscow, Norma Publ., 2011. 784 p.

3. Sukharev A.Ya. ed. Bolshoi yuridicheskii slovar’ . Moscow,

INFRA-M Publ., 2009. 858 p.

4. Golubok S.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii . Moscow, Rior

Publ., 2008. 161 p.

Ст. 4916.

6. Engibaryan R.V., Tadevosyan E.V. Konstitutsionnoe pravo . Moscow,

Yurist Publ., 2000. 492 p.

7. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitutsionnoe pravo Rossii .

Moscow, Prospekt Publ., 2014. 592 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Zor’kin V.D., Lazarev L.V., eds. Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii . Moscow, Eksmo Publ., 2014. 1056 p.

9. Yebzeev B.S., Prudnikov A.S., eds. Konstitutsionnoe pravo Rossii . Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2012. 671 p.

14. Sergeyev S.G. Konstitutsionnoe pravo Rossii . Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2012. 576 p.

15. Strekozov V.G. Konstitutsionnoe pravo Rossii . Moscow, Yurait Publ. 2012. 316 p.

19. Chashin A.N. Konstitutsionnoe pravo Rossii . Moscow, Delo i servis Publ., 2013. 256 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Андреев Валерий Витальевич — доктор исторических наук, профессор, ректор Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации; e-mail: cheb@rucoop.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Valery V Andreyev — Doctor of History, professor, President of the Cheboksary Cooperative Institute; e-mail: cheb@rucoop.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Андреев В.В. Правовая природа федеральных конституционных законов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017. № 4. С. 52-60 DOI: 10.18384/2310-6794-2017-4-52-60

Постановление ЦИК России от 09.06.2017 N 86/739-7 «О Порядке подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и о проекте Порядка подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации»

5.2. Не позднее чем за один день до дня голосования (пятница) избирательная комиссия субъекта Российской Федерации размещает на своем официальном сайте сведения из реестров избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения, с учетом требований Федерального закона «О персональных данных» в формате: имя, отчество и первая буква фамилии. Указанная информация также размещается на информационных стендах в помещениях для голосования соответствующих избирательных участков, участков референдума.

Приказ Минтруда России от 21.04.2017 N 377н Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда

Приказ Министра обороны РФ от 24.04.2017 N 245 (ред. от 02.07.2018) Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации

Приказ МЧС России от 20.03.2017 N 121 «О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и граждан Российской Федерации, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы» (вместе с «Положением о централизованном учете персональных данных сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и ведении его личного дела», «Положением о централизованном учете персональных данных гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2017 N 46864)

<3> Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1162 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.05.04 Скульптура (уровень специалитета)

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1164 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором (уровень специалитета)

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1168 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика (уровень специалитета)

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1170 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура (уровень специалитета)

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1173 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 01.05.01 Фундаментальные математика и механика (уровень специалитета)

Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1175 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 16.05.01 Специальные системы жизнеобеспечения (уровень специалитета)

В разделе представлены Конституция РФ, кодексы РФ, нормативно-правовые документы, по статистике наиболее актуальные для посетителей сайта. Со всеми редакциями документов, в том числе последними, можно ознакомиться в некоммерческой интернет-версии системы КонсультантПлюс (раздел «Законодательство»).

Конституция

Конституция Российской Федерации

Кодексы

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ)

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)

Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ)

Воздушный кодекс Российской Федерации

Градостроительный кодекс Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации — часть первая (ГК РФ ч. 1)

Гражданский кодекс Российской Федерации — часть вторая (ГК РФ ч. 2)

Гражданский кодекс Российской Федерации — часть третья (ГК РФ ч. 3)

Гражданский кодекс Российской Федерации — часть четвертая (ГК РФ ч. 4)

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ)

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ)

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ)

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ)

Кодекс законов о труде (КЗоТ РФ) (утратил силу, см. Трудовой кодекс Российской Федерации)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)

Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ)

Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая (НК РФ ч. 1)

Налоговый кодекс Российской Федерации — часть вторая (НК РФ ч. 2)

Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ)

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) (утратил силу, см. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза)

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ)

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ)

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ)

Законы, нормативные акты, справочные материалы

Закон РФ «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП) N 2300-1

Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» N 2003-1 (утратил силу, см. НК РФ ч. 2 Глава 32. Налог на имущество физических лиц)

Закон РФ «О недрах» N 2395-1

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» N 1541-1

Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) N 2124-1

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» N 5351-1 (утратил силу, см. ГК РФ ч. 4 Глава 70. Авторское право)

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» N 395-1

Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» N 324-ФЗ

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» N 173-ФЗ

Федеральный закон «О ведомственной охране» N 77-ФЗ

Федеральный закон «О ветеранах» N 5-ФЗ

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» N 227-ФЗ

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» N 53-ФЗ

Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» N 226-ФЗ

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» N 171-ФЗ

Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» N 218-ФЗ

Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 283-ФЗ

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» N 81-ФЗ

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» N 62-ФЗ

Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» N 418-ФЗ

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» N 115-ФЗ

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» N 99-ФЗ

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» N 7-ФЗ

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ

Федеральный закон «О персональных данных» N 152-ФЗ

Федеральный закон «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ

Федеральный закон «О полиции» N 3-ФЗ

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» N 115-ФЗ

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1-ФЗ

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» N 209-ФЗ

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» N 44-ФЗ

Федеральный закон «О рекламе» N 38-ФЗ

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» N 39-ФЗ

Федеральный закон «О связи» N 126-ФЗ

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58-ФЗ

Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» N 162-ФЗ

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» N 76-ФЗ

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» N 172-ФЗ

Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» N 177-ФЗ

Федеральный закон «О судебных приставах» N 118-ФЗ

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» N 311-ФЗ

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 289-ФЗ

Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 170-ФЗ

Федеральный закон «О техническом регулировании» N 184-ФЗ

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ

Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» N 64-ФЗ

Федеральный закон «Об акционерных обществах» (АО) N 208-ФЗ

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ

Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» N 335-ФЗ

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» N 102-ФЗ

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ООО) N 14-ФЗ

Федеральный закон «Об общественных объединениях» N 82-ФЗ

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) N 131-ФЗ

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» N 125-ФЗ

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) N 40-ФЗ

Федеральный закон «Об оружии» N 150-ФЗ

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» N 323-ФЗ

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» N 120-ФЗ

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» N 182-ФЗ

Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 498-ФЗ

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ

Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» N 501-ФЗ

Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (ПДД) N 1090

Постановление Правительства РФ «О проведении технического осмотра транспортных средств» N 1008

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» N 272

Приказ Минрегиона РФ «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (ПД) N 624

Календарь кадровика на II, III, IV кварталы 2019 года

Пособия и их расчетные данные на 2017 — 2019 годы

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)

Документы для бухгалтеров

Ниже представлены ссылки на подборки по популярным темам:

Административное право, административное законодательство РФ

Акционерное право

Антимонопольное законодательство РФ

Арбитражное процессуальное право, арбитражный процесс

Банковское законодательство РФ, банковское право

Бюджетное право, бюджетное законодательство РФ

Валютное законодательство РФ

Водное право, водное законодательство РФ

Военное право, военное законодательство РФ

Воздушное право, воздушное законодательство РФ

Градостроительное законодательство РФ

Гражданское право, гражданское законодательство РФ

Гражданское процессуальное право, гражданский процесс

Жилищное право, жилищное законодательство РФ

Законодательство об аудиторской деятельности

Законодательство об ипотеке

Законодательство об исполнительном производстве

Законодательство об образовании

Законодательство об ООО

Законодательство об оружии

Законодательство о банкротстве

Законодательство РФ о бухгалтерском учете

Законодательство о государственной службе

Законодательство о лицензировании

Законодательство о местном самоуправлении

Законодательство о некоммерческих организациях

Законодательство о приватизации

Законодательство о прокуратуре

Законодательство о противодействии терроризму

Законодательство о рынке ценных бумаг

Законодательство о связи

Законодательство о техническом регулировании

Законодательство РФ о ветеранах

Законодательство РФ о гражданстве

Законодательство РФ о милиции

Законодательство РФ о правах потребителя

Законодательство РФ о рекламе

Земельное право, земельное законодательство РФ

Информационное право РФ

Конституционное право РФ

Лесное законодательство РФ

Морское право, морское законодательство РФ

Налоговое право РФ, налоговая система, налоговое законодательство

Основные формы медицинской учетной документации

Право социального обеспечения, пенсионное законодательство РФ

Семейное право, семейное законодательство РФ

Страховое право РФ, законодательство о страховании

Таможенное право, таможенное законодательство РФ

Трудовое право, трудовое законодательство РФ

Уголовно-исполнительное право РФ (УИП)

Уголовное право, уголовное законодательство РФ

Уголовное процессуальное право, уголовный процесс

Закон — нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

  • федеральные законы;
  • законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

  • федеральные законы;
  • федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего.числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе — не ограничены, Советом Федерации — 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ — 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) — преодоление вето Совета Федерации — и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным если и государственная Дума, и Совет федерации вновь примут данный Законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа — то есть сооветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон течение 7 дней.

4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:

  • о военном положении;
  • о чрезвычайном положении;
  • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
  • о изменении статуса субъекта РФ;
  • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
  • о референдуме;
  • о судебной системе;
  • о судах основного звена;
  • о Конституционном Суде РФ;
  • о Верховном Суде РФ;
  • о Высшем арбитражном суде РФ;
  • о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации. Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов РФ.

Сегодня, 19 апреля 2020 года, вступает в силу новая редакция Закона «О публичных закупках».

Об этом напомнили на сайте Кабмина.

Так, в соответствии с изменениями порог для обязательного проведения закупок через Prozorro снизится с 200 до 50 тыс. грн

Поэтому теперь свыше 250 тысяч закупок в год станут открытыми для участников и будут иметь элемент аукциона — раньше на допороговые суммы заказчики могли подписывать контракт с поставщиком напрямую. Для бизнеса это откроет дополнительный рынок на 30 млрд грн. При этом средства государства будут тратиться эффективнее благодаря конкуренции. Кроме того, с сегодняшнего дня государственные заказчики будут отчитываться обо всех своих закупках от 1 копейки.

Усилится ответственность за грубые нарушения тендерного законодательства

Например, если заказчик безосновательно отклонил тендерное предложение, и это подтвердит Госаудитслужба — его ожидает штраф от 25 до 51 тыс. грн. Если же государственная структура заключила договор без использования предусмотренных законом тендерных процедур, то штрафовать будут ее директора — на сумму от 34 до 85 тыс. гривен. В то же время за несущественные процедурные нарушения размер наказания для заказчиков уменьшается — с 11 700 до 1 700 грн.

Бизнес, который победил в тендере, теперь сможет исправить несущественные ошибки в тендерном предложении

На это у участника будет 24 часа. Следовательно, предприниматели смогут не терять тендер через случайно допущенные неточности, а государственные структуры — сохранить наиболее выгодное предложение и не переплачивать.

Усовершенствуется механизм обжалования тендерных процедур в Антимонопольном комитете Украины

У предпринимателей теперь больше стимулов защищать свои права — в частности плата за жалобу будет возвращаться бизнесу в полном объеме, если ее удовлетворит АМКУ. В то же время в интересах заказчиков будут работать дополнительные предохранители от тендерного тролинга: к рассмотрению будут приниматься только оплаченные жалобы, а отзывать их будет невозможно. Кроме того, стоимость за подачу жалобы изменится с фиксированной (5 тыс. грн для товаров и услуг, 15 — для работ) на гибкую, которая будет зависеть от ожидаемой стоимости закупки. Новые тарифы за подачу жалобы будут установлены отдельным постановлением Кабинета Министров.

Заказчики смогут защищаться от ценового демпинга

Благодаря механизму «аномально низкая цена» электронная система будет подсвечивать предложения участников, которые будут на 30-40 % ниже ближайших предложений конкурентов. В таком случае заказчик может попросить участника обосновать такую цену, а в случае отсутствия пояснений — отклонить предложение.

Работает быстрая и удобная альтернатива для небольших допорогових закупок — Prozorro Market

Prozorro Market — это онлайн-магазин, в каталогах которого наиболее распространенные товары для государственных заказчиков: горючее, канцелярия, техника, медизделияи, продукты и тому подобное. Для заказчиков это возможность в несколько кликов и без тендерных процедур купить необходимый товар. Зато поставщикам достаточно один раз пройти квалификацию, и дальше только получать заказы. Сейчас заказчики могут использовать Prozorro Market для закупок до 50 тыс. гривен, а после выхода соответствующего постановления от Кабмина — до 200 тысяч гривен.

Начнется постепенная, но тектоническая трансформация организации самого процесса закупок — от тендерных комитетов к уполномоченным лицам

Так на изменение коллективному принятию решений придет персональное, а проведение закупок с дополнительной нагрузкой станет оплачиваемой работой.

В сообщении также указано, что команда IT-специалистов ГП «Прозорро» подготовила все необходимые технические изменения для работы по новой редакции Закона. Поэтому в ночь на 19 апреля состоится большое обновление системы Prozorro.

Эффективная работа на карантине — это реальность! Компания ЛІГА:ЗАКОН разработала комплексную экосистему информационно-аналитических продуктов LIGA360. которая предоставляет весь необходимый инструментарий для предпринимателя, юриста, бухгалтера и специалистов других специальностей. Получите тест и убедитесь, что удаленная работа не воспрепятствует производительной работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *