Федеральный конституционный суд Германии

Федеральный конституционный суд Германии

В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который осуществляет как предварительный, так и последующий контроль .

Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина — бундесратом (верхней палатой). Бундестаг избирает судей путем косвен­ных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе про­порционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен полу­чить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие усло­вия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается.

Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся:

1) толкование федеральной конституции в случаях спора об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отно­шений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли);

2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимо­отношениях федерации и земель, а также земель между собой (о совмес­тимости федерального права и права земель, о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.);

3) рассмотрение жалоб общин и их союзов (союзы — это, по сущест­ву, округа, единицы административно-территориального деления) по по­воду нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправ­ление;

4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституци­онных прав юридическими актами — законами, актами административ­ных органов, судебными решениями;

5) решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права про­тив свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвине­нием, возбужденным против него парламентом;

6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб.

Конституционный суд начинает действовать только после обращения к нему. Среди тех, кто имеет право подавать такой иск, такие федеральные органы, как федеральный президент, Бундестаг, Бундесрат, федеральное правительство или их части, – депутаты или фракции – а также земельные правительства.

Кроме того, Основной закон наделяет правом и отдельного гражданина подавать «конституционную жалобу», если он в результате действий того или иного органа власти чувствует себя ущемленным в своих основных правах. Каждый германский суд обязан обращаться в конституционный суд, если он считает, что закон противоречит конституции.

Дела рассматриваются одним из двух сенатов суда при кворуме в 6 судей. В Федераль­ном конституционном суде ФРГ, а также в конституционных судах зе­мель применяется устный состязательный процесс.

Решения Федерального конституционного суда обязательны для всех органов федерации, земель, всех ведомств и судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения имеют силу закона.

Создание

Предусмотрен Основным Законом ФРГ в 1949, сформирован в 1951. Первый председатель — Херманн Хёпкер-Ашоф. До постройки специального здания размещался во Дворце Принца Макса. Этот суд стал первым конституционным судом, созданным в послевоенной Европе. Он возник практически на пустом месте: никаких процедур пересмотра законов судом в Германии ранее не было.

Конституционный суд изначально сосуществует с пятью ветвями судов специальной юрисдикции, возникшими ещё в традиции германского правового государства (Rechtstaat). Во главе этих ветвей стоят пять федеральных верховных судов. В начале 1950-х годов остальные судебные органы были в процессе реформирования, и, в отличие от нового Конституционного суда, над ними тяготел груз нацистского прошлого (см. Народная судебная палата (Третий рейх), Последующие Нюрнбергские процессы). Кроме того, в обстановке послевоенных реформ германского права одним из основных принципов новой системы было признание верховенства Конституции, и разработчики реформы особенно рассчитывали на Конституционный суд как на главный механизм этого принципа. Соответственно, он был наделён полномочиями, более широкими, чем его австрийский и итальянский аналоги. Так, предусмотрена процедура, посредством которой частные лица могут подавать конституционную жалобу против окончательных решений специализированных судов. С 2002 года председателем Конституционного суда Германии был Ханс-Юрген Папир. С марта 2010 года им является Андреас Фоскуле.

> Полномочия

Основной закон Германии наделяет суд правом отменять принятые в должном демократическом порядке законы, если суд придет к заключению, что они противоречат Конституции.

Стратегия принятия решений

Подход суда к интерпретации основных прав привёл к постепенной конституционализации всей правовой системы. В этом процессе участвовали как Конституционный суд, так и суды частной юрисдикции, и их функции неизбежно в значительной степени пересекались.

В писаном тексте Основного закона ФРГ нет чётких указаний по разграничению функций и власти между судами. Правовая доктрина предполагает некоторые решения, в частности, понятие «частного конституционного права» и тест на то, является ли судебное решение индивидуальных дел по своей природе законотворческим. Конституционный суд безропотно принял эти критерии (Formel), но ни один из них не нашёл чёткого выражения в практике суда. Границы пересмотра устанавливаются преимущественно в зависимости от конкретного случая.

В то время как Суд продолжает подчёркивать, что он не должен действовать как Superrevisionsgericht («суд пересмотра»), его рассмотрения на практике заходят далеко, вплоть до решения вопроса о том, была ли произвольной судебная оценка правил. Тем не менее лишь небольшая часть исков удовлетворяется. Это показывает, что Конституционный суд лишь довольно редко отменяет решения судов общей юрисдикции, принимая роль кассационного суда. Кассационная функция процедуры конституционного иска остаётся слабо выраженной. Более значительной является «убеждающая» или «направляющая» функция, посредством которой Суд выносит решения о том, как интерпретировались или применялись те или иные фундаментальные права, после чего суды специальной юрисдикции добровольно принимают мнение суда. Таким образом, прямое применение Конституции (а именно, её положений об основных правах) налицо в решениях всех судов и судей. Конституционный суд, сохраняя за собой последнее слово в случае, если возникает конфликт, уже больше не заявляет монополии на применение Конституции; скорее, он действует как координатор этого процесса.

3. Конституционный суд фрг

  • •1. Понятие и предмет конституционного права зарубежных стран.
  • •2. Предмет, система, методология, тенденции развития науки конституционного права зарубежных стран.
  • •3. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды. Конституционно-правовые институты.
  • •4. Источники конституционного права зарубежных стран: понятие, система и их особенности в различных странах.
  • •5. Способы и порядок принятия и изменения конституций зарубежных стран.
  • •6. Понятие, сущность и виды конституций в зарубежных странах.
  • •7. Основные этапы развития конституций зарубежных стран.
  • •10. Характерные черты и особенности содержания конституций стран Западной Европы, принятых после второй мировой войны.
  • •12. Права, свободы и обязанности граждан в зарубежных странах: понятие, классификация, содержание.
  • •13. Основание и порядок приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах.
  • •14. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах: понятие, правовое регулирование, принципы.
  • •15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.
  • •16. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в зарубежных странах. Многогражданство.
  • •17. Внутригосударственные и международные механизмы защиты основных прав и свобод в зарубежных странах.
  • •18. Понятие и разновидности конституционного контроля в зарубежных странах.
  • •19. Американская и европейская модели конституционного контроля их характеристика.
  • •20. Понятие, структура и принципы общественного строя зарубежных стран.
  • •21. Значение конституционных характеристик государства как социального, правового, светского и демократического.
  • •22. Конституционные основы политической системы в зарубежных странах.
  • •24. Конституционно-правовое регулирование социальной системы в зарубежных странах. Конституционные принципы социальной политики государства и их реализация.
  • •25. Принцип единства государственной власти в социалистических странах, особенности его закрепления.
  • •26. Принцип разделения властей в государственном механизме зарубежных стран, особенности его закрепления.
  • •27. Партийные системы в зарубежных странах: понятие, разновидности, общая характеристика.
  • •28. Политические партии в зарубежных странах: понятие, функции, классификация. Особенности в конституционном законодательстве о политических партиях.
  • •29. Общественные объединения в зарубежных странах: понятие, виды, правовое регулирование.
  • •30. Избирательная система в зарубежных странах: понятие, виды, общая характеристика.
  • •33. Основные модели разграничения компетенции между союзом (центром) и субъектами федерации в зарубежных странах.
  • •34. Общая характеристика смешанных форм правления (на примере, Франции, Малайзии, оаэ).
  • •35. Конституционно-правовой статус субъектов федераций (на примере, сша, Германии, Индии).
  • •36. Особенности федеративного устройства современных зарубежных государств: понятие, разновидности, статус субъектов федерации.
  • •37. Унитарная модель территориального устройства в зарубежных странах: понятие, признаки, разновидности. Конституционно-правовой статус административно-территориальных единиц.
  • •38. Регионализированные унитарные государства: понятие, характеристика.
  • •39. Конституционно-правовой статус автономных образований: понятие, основные разновидности, их характеристика.
  • •40. Понятие политического режима, его виды и характеристика.
  • •41. Порядок формирования, состав и структура парламента в зарубежных странах.
  • •42. Внутренняя организация зарубежных парламентов.
  • •43. Компетенция парламента в зарубежных странах.
  • •44. Порядок работы парламентов зарубежных стран.
  • •45. Стадии законодательного процесса, особенности их содержания в различных странах.
  • •46. Конституционно-правовой статус депутата парламента в зарубежных странах.
  • •47. Формы парламентского контроля, за деятельностью правительства в зарубежных странах.
  • •48. Институт главы государства в зарубежных странах. Виды глав государств.
  • •49. Порядок избрания и досрочного прекращения полномочий Президента в зарубежных странах, его ответственность.
  • •50. Компетенция главы государства в зависимости от формы правления.
  • •51. Государственно-правовой статус монарха (системы престолонаследия, полномочия).
  • •52. Коллегиальный орган управления государством в социалистических странах: понятие, порядок формирования, полномочия.
  • •53. Место и роль правительства в механизме разделения властей зарубежных стран. Виды правительств.
  • •54. Конституционно-правовой статус правительства в зарубежных Странах: порядок формирования, состав и структура.
  • •55. Компетенция правительства в зарубежных странах, взаимоотношения с парламентом и главой государства.
  • •2. Порядок формирования и структура правительства
  • •3. Полномочия правительства
  • •4. Глава правительства
  • •57. Основные системы (модели) местного управления и местного самоуправления в зарубежных странах, их характеристика.
  • •58. Компетенция органов местного самоуправления в зарубежных странах.
  • •59. Государственный контроль за органами местного управления и самоуправления в зарубежных странах.
  • •1. Система и компетенция органов местного управления
  • •2. Понятие, виды и полномочия местного самоуправления
  • •60. Порядок формирования, полномочия и ответственность местных органов государственной власти в социалистических странах.
  • •61. Особенности Конституции сша 1787 г.: структура, порядок принятия и изменения, поправки к Конституции.
  • •62. Конституционно-правовой статус Президента сша: порядок избрания, полномочия, ответственность.
  • •63. Порядок формирования и полномочия Верховного Суда сша.
  • •65. Особенности федеративного устройства сша.
  • •66. Структура и содержание Конституции Франции 1958 г. Особенности конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина во Франции.
  • •Раздел 1 «о суверенитете».
  • •67. Конституционно-правовой статус парламента Франции. Особенности законодательного процесса.
  • •68. Порядок формирования и полномочия Конституционного совета Франции.
  • •69. Организация и деятельность местных органов во Франции.
  • •70. Общая характеристика Конституции кнр 1982 г.
  • •72. Государственный Совет кнр: порядок избрания, полномочия, акты, ответственность.
  • •74. Особенности Конституции Великобритании.
  • •75. Правовой статус Правительства и кабинета Великобритании, порядок формирования, структура, ответственность. Правовое положение и роль премьер-министра.
  • •76. Правой статус монарха Великобритании: порядок престолонаследия, личные и политические прерогативы.
  • •77. Порядок формирования и полномочия местных органов в Великобритании. Правительственный контроль за деятельностью местных органов.
  • •78. Общая характеристика Конституции Индии 1950 г.
  • •79. Особенности федеративного устройства Индии.
  • •80. Конституционно-правой статус Президента Индии: порядок избрания, полномочия и взаимоотношения с парламентом и правительством.
  • •81. Организация и деятельность местных органов в Индии.
  • •82. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 г.
  • •2. Местное управление в Германии
  • •3. Конституционный суд фрг
  • •4. Парламент фрг: полномочия и внутренняя организация
  • •5. Правовой статус правительства фрг
  • •6. Характерные черты германского федерализма
  • •88. Общая характеристика Конституции Японии 1947 г.
  • •Глава I «Император» включает статьи о роли и значении императора как «символа государства и единства народа».
  • •90. Организация местных органов публичной власти в Японии.

Справка: Чем занимается Федеральный конституционный суд Германии

«И пусть мне даже придется отправиться в Карлсруэ!» — кто произносит эту фразу в Германии, имеет в виду не столько симпатичный городок на юго-западе страны, сколько расположившийся в нем Федеральный конституционный суд (Bundesverfassungsgericht). 28 сентября этому суду исполнилось 60 лет.
На защите Конституции
Главная задача Федерального конституционного суда в Германии — проверять, не нарушают ли государство или, скажем, крупные корпорации Основной закон ФРГ (Grundgesetz). Причем речь идет именно о фундаментальных правах граждан, закрепленных в первых 19 статьях закона, которые являются основой послевоенной немецкой конституции. Какие это права? Например, в 1-й статье речь идет о защите человеческого достоинства, в 12-й — о праве на свободный выбор профессии и места работы, 14-я регулирует права на владение имуществом и так далее.
Федеральный конституционный суд иногда по ошибке называют «верховным судом Германии», но это неверно. На самом деле он является конечной инстанцией, принимающей решения, которые касаются толкования Основного закона страны. В Карлсруэ может обратиться любой, кто считает, что государство своими действиями, указами или законами нарушило его основные права. Но сначала заявитель должен пройти все предшествующие судебные инстанции и только потом может подать так называемую конституционную жалобу (Verfassungsbeschwerde).
Два сената — два направления работы
Собственно, такими жалобами по большей части и занимается суд в Карлсруэ — точнее, первый сенат суда. Всего же Федеральный конституционный суд Германии состоит из двух сенатов, в каждый входят по восемь судей. Судьи избираются бундестагом и бундесратом по предложению политических партий двумя третями голосов на 12 лет без права переизбрания. Сенаты друг другу не подчиняются.
Второй сенат в основном улаживает конфликты между государственными органами, между федеральным центром и землями, вопросы о признании результатов выборов и запрете партий, а также иски против президента Германии и судей. Наконец, конституционный суд выносит решение о том, соответствуют ли определенные законы Конституции страны. При этом с просьбой проверить тот или иной закон в Карлсруэ может обратиться не только отдельный гражданин, но и земельное или федеральное правительство, заручившись поддержкой не менее четверти депутатов бундестага.
Всего оба сената получают в год около 6000 конституционных жалоб. За 60 лет существования конституционный суд ФРГ вынес решения по 137 тысячам дел. Примечательно, что судьи не должны быть едины в своем мнении: если у одного из судей имеется иная точка зрения, ее письменное изложение прилагают к решению суда в качестве так называемого «особого мнения». Обычно для выигрыша дела истцом достаточно, чтобы на его сторону стало простое большинство судей.
Непростая роль
У суда в Карлсруэ — двоякая роль: с одной стороны, он является независимым конституционным органом, а с другой — частью судебной власти в Германии. Двоякими по их воздействию — как на политику, так и на юриспруденцию — являются и решения суда, если, например, закон, принятый парламентом, будет признан противоречащим Основному закону страны. Тогда Федеральный конституционный суд вынужден выслушивать критику в свой адрес за то, что якобы превысил полномочия и вмешался в политику. Но судей в Карлсруэ критикуют и за якобы недостаточно ясные интерпретации политико-правовых коллизий, если в своем решении они отказываются принять чью-либо сторону. При этом критики часто забывают, что суд в своей деятельности руководствуется только Конституцией страны.
Авторы: Дафна Гратволь/ Михаил Бушуев
Редактор: Ольга Сосницкая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *