Финансирование охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, за счет ФСС

В статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.

Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета. А органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышеизложенным в части 1 статьи 226 ТК РФ сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Статьей 226 ТК РФ также установлено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Ознакомьтесь с положениями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

В соответствии с частью 1 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) федеральное казенное предприятие – это унитарное предприятие на праве оперативного управления, созданное на базе государственного или муниципального имущества. Такое предприятие может быть создано в случаях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Федеральное учреждение – это организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (статьи 120, 214, 296 ГК РФ).

На праве оперативного управления государственным имуществом, находящимся в ведении Федерации или ее субъекта, осуществляют свою деятельность бюджетные учреждения образования, здравоохранения, науки и культуры.

Бюджетные организации нематериальной сферы (образование, наука, здравоохранение, культура, управление) по своему правовому положению в соответствии с ГК РФ относятся к учреждениям, осуществляющим деятельность на основе государственного имущества (федерального или субъектов Российской Федерации) на праве хозяйственного ведения.

Федеральные учреждения основаны на базе государственной собственности Российской Федерации, учреждения субъектов Российской Федерации – на базе государственной собственности, принадлежащей республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Поскольку эти учреждения финансируются полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, к ним применяется термин «бюджетные организации». Норматив финансирования мероприятий по охране труда для этих учреждений (бюджетных организаций) не введен.Затраты на мероприятия по охране труда включаются в смету расходов на содержание бюджетной организации и утверждаются в коллективных договорах.

При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться статьей 118 ГК РФ и статьей 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Из содержания указанных статей следует, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд – по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10 февраля 2012 года № 113н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» определен порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (предупредительные меры).

Согласно этому документу финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС/Фонд) на текущий финансовый год.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем календарном году.

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Финансовому обеспечению в 2012 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на:

– проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

– реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

– обучение по охране труда некоторых категорий работников;

– приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ, а также на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

– санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

– проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

– обеспечение лечебно-профилактическим питанием (ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено соответствующим подзаконным актом;

– приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

– приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).

Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Работодателям, улучшающим условия труда работников, предоставляются налоговые льготы. Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)и подпункту 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации.

Кроме того, в ТК РФ определено, что работник не несет никаких расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Отмечаем, что Приказом Минтруда Российской Федерации от 10 декабря 2012 года № 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – Правила).

Обратите внимание!

В Правила внесены изменения Приказом Минтруда Российской Федерации от 24 мая 2013 года № 220н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н».

Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) на текущий финансовый год.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее – заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

К заявлению прилагаются:

– план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, разработанный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием суммы финансирования;

– копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер (далее – решение) принимается:

– в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 7 000,0 рублей включительно – территориальным органом Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта соответствующих документов;

– в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 7 000,0 рублей – территориальным органом Фонда после согласования с Фондом.

Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

– если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;

– представленные документы содержат недостоверную информацию;

– если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Страховщик осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер.

Учет затрат на охрану труда

Е.В. Акилова, консультант по налогам
ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

При проведении строительных работ необходимо соблюдать законодательно установленные требования по охране труда. Как должна быть организована служба охраны труда в организации? Каков порядок учета данных затрат? Ответы — в нашей статье.

Расходы на охрану труда

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты.

…НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Если в штате строительной компании более 50 человек, то в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ необходимо создать службу охраны труда. Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию.

При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции:

— контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;

— организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний;

— проводит мероприятия по улучшению условий труда и др.

Обратите внимание: на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно отчисляться не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 Трудового кодекса РФ).

Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). К таким расходам, в частности, относятся затраты, связанные «с направлением принимаемых на работу рабочих на прохождение инструктажа по охране труда и обучение безопасным методам и приемам работы» (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. № Ф04-6915/2007(38865-А27-40)).

… НА ДРУГИЕ ВИДЫ РАСХОДОВ

К таким расходам можно отнести затраты:

— связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты;

— на проведение периодических медицинских осмотров;

— компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

— связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами;

— на приобретение молока и других равноценных продуктов.

Строительная организация в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав расходов на оплату, материальных расходов труда и прочих расходов. Рассмотрим порядок учета отдельных видов расходов подробнее.

Индивидуальная защита

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам.

Работодатель с учетом своего финансово-экономического положения может самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. При этом необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Установленные нормы должны улучшать защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений по сравнению с типовыми нормами.

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты для строителей утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. № 477*.

Расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам

в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (см. письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/128).

Можно ли учесть расходы на воду?

Статьями 163, 212 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить безопасные условия и охрану труда.

В то же время Налоговым кодексом РФ не установлен перечень затрат, которые относятся к обеспечению нормальных условий труда. К примеру, можно ли к таким затратам отнести расходы на приобретение питьевой воды для своих сотрудников?

По данному вопросу существует несколько мнений.

МИНФИН ПРОТИВ

В письме от 2 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/408 на частный вопрос налогоплательщика Минфин России указал, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов при налогообложении прибыли только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья. Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 10 марта 2005 г. № 02-01-08/46@.

Кроме того, в письме от 26 января 2007 г. № 03-11-04/2/19 специалисты Минфина России отметили, что расходы, связанные с приобретением питьевой воды и приобретением обогревателей для административного здания, статьей 346.16 Налогового кодекса РФ не предусмотрены. Поэтому они не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

СУДЬИ ЗА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Отметим, что положения главы 25 Налогового кодекса РФ не предусматривают наличия заключения санитарно-эпидемиологической службы при учете затрат на приобретение питьевой воды.

Кроме того, на работодателя возложена обязанность обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 Трудового кодекса РФ). Поэтому судьи при рассмотрении данного вопроса встают на сторону налогоплательщика.

В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. № А66-10574/2006 указано, что обеспечение работников организации бутилированной водой предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка организации. Следовательно, такие затраты являются экономически оправданными. Аналогичный вывод сделан и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 октября 2007 г. № А29-1926/2007.

Если условия труда признаны вредными…

Некоторые виды строительных работ связаны с применением вредных химических веществ. Статьей 222 Трудового кодекса РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов. Правда при условии, что это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Замена выдачи молока денежной компенсацией по желанию работника стала возможна после внесения изменений Федеральным законом от 1 октября 2007 г. № 224-ФЗ в статью 222 Трудового кодекса РФ.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении двух условий.

Во-первых, если эта сумма определена исходя из норм количества молока.

Во-вторых, если она соответствует рыночной цене, действовавшей в период выплаты денежной компенсации.

Указанные затраты должны соответствовать требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ. Они должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

«ЗАРПЛАТНЫЕ» НАЛОГИ

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.

При этом, согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм). Следовательно, выплаты денежной компенсации взамен молока в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не подлежат обложению НДФЛ.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ такие выплаты не облагаются ЕСН (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 января 2007 г. № Ф04-4385/2006 (30286-А27-37)).

С данных выплат не придется платить и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС).

Бухгалтерский учет расходов

Расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ).

Ответственность за нарушение законодательства…

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель. Сотрудники же подразделения по охране труда несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Эти обязанности должны быть установлены должностными инструкциями и положением о службе охраны труда.

…АДМИНИСТРАТИВНАЯ

На основании статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 500 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Кроме того, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

…УГОЛОВНАЯ

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно статье 143 Уголовного кодекса РФ, нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

— штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;

— исправительными работами на срок до двух лет;

— лишением свободы на срок до года.

ОХРАНА ТРУДА…

…это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Финансирование охраны труда на предприятии

При планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться ст. 21 Закона Украины «Об охране труда» финансирование охраны труда осуществляется из фондов охраны труда. Такие фонды создаются на предприятиях, в отраслях и на государственном уровне в соответствии с Положением о государственном, отраслевых, региональных фондах охраны труда и фондах охраны труда.

Ст.17 — Работодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или требующих профессионального отбора, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года. По результатам периодических медицинских осмотров в случае необходимости работодатель должен обеспечить проведение соответствующих оздоровительных мероприятий. Медицинские осмотры проводятся соответствующими учреждениями здравоохранения, работники которых несут ответственность согласно законодательству за соответствие медицинского заключения фактическому состоянию здоровья работника. Порядок проведения медицинских осмотров определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Работодатель имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности, а также обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет внеочередной медицинский осмотр работников:

по заявлению работника, если он считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда;

по своей инициативе, если состояние здоровья работника не позволяет ему исполнять свои трудовые обязанности.

За время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Ст. 19 — Финансирование охраны труда осуществляется работодателем.

Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается наряду с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, которые выделяются отдельной строкой.

(действие части второй статьи 19 приостановлено на 2005 год в части выделения расходов на охрану труда отдельной строкой в соответствии с Законом Украины от 23.12.2004 г. № 2285-1)

Для предприятий, независимо от формы собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента суммы реализованной продукции.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предполагаются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента фонда оплаты труда.

Суммы расходов по охране труда, относящиеся к валовым расходам юридического или физического лица, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, определяются в соответствии с перечнем мероприятий и средств по охране труда, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Статья 20. Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении

В коллективном договоре, соглашении стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предупреждению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования указанных мероприятий.

Основными правовыми формами планирования мероприятий по охране труда являются коллективный договор и соглашение по охране труда. Условия коллективного договора или соглашения не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством.

Планирование охраны труда — это определение целей и задач по решению проблем охраны труда на предприятии на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Различают перспективное, годовое и оперативное планирование.

Вопросы перспективного планирования по охране труда отражаются в плане социального и экономического развития предприятия. В социальных разделах этого плана должно предусматриваться строительство или долевое участие в сооружении жилья, детских садов, яслей, профилакториев и т.п. Технико-экономическое направление плана развития предприятия должно предусматривать реконструкцию цехов, участков, модернизацию оборудования, использование новой техники и технологии с целью улучшения условий и безопасности труда.

Вопросы годового планирования по охране труда отражаются в коллективном договоре и в соглашении об охране труда. Коллективные договоры заключаются сроком от одного года до трех лет. В объединениях договоры заключаются во всех структурных единицах и на самостоятельных предприятиях, наделенных правами юридического лица. В этом случае коллективный договор в целом по объединению, как правило, не заключается.

На основе соглашения по охране труда составляются оперативные (квартальные, месячные) планы по отдельным подразделениям предприятия.

Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач, например, для выполнения предписания технического инспектора, реализации мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастного случая, и т.п.

Рекомендуется разрабатывать программы на три года с предварительным обсуждением их на собрании трудового коллектива, на совместном комитете (комиссии) или на другом представительном органе, уполномоченном коллективом. Для разработки и реализации программы приказом по организации назначается ее директор (руководитель). Им может быть работодатель или один из его заместителей (технический директор, главный инженер и т.д.). Определяются сроки подготовки программы и ответственные за ее реализацию. Планируемые мероприятия должны быть конкретными и увязаны с объемами и источниками финансирования.

Целью программы является сокращение производственного травматизма, снижение профессиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда работникам.

Задачи программы:

  • 1. Выявление причин и факторов, которые приводят или могут привести к ухудшению условий труда работников.
  • 2. Выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки, с наименьшими затратами обеспечить максимально возможное улучшение условий безопасности.
  • 3. Разработка и реализация соответствующих организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических мер. Информационной базой для разработки программы служат, во-первых, законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Во-вторых при разработке программы следует исходить из конкретной информации о положении дел в организации, которую содержат акты формы Н-1, статистическая форма № 7 — травматизм — с приложением, данные аттестации рабочих мест, результаты экспертиз условий труда, проверок, предписания органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, органов, осуществляющих управление соответствующей отраслью экономики, приказы и распоряжения собственно организации, материалы работы комитета (комиссии) по охране труда, предложения общественных организаций и работников. Используя имеющуюся информацию, следует провести анализ состояния условий труда, приводящих к травматизму и заболеваниям и оценить уровень работы по охране труда. Особое внимание должно уделяться анализу травматизма. Объем статистических данных при допустимой относительной погрешности 0,2 и степени достоверности 0,95 должен составлять не менее 73 несчастных случаев. Этот объем может набираться за год или несколько предшествующих лет. Практика показывает, что в актах формы Н-1 могут быть указаны причины, не соответствующие истинным обстоятельствам. Необходимо проанализировать каждый акт с целью выявления настоящих причин несчастных случаев.

При выборе мероприятий, закладываемых в программу, приоритетными являются те, что направлены на устранение опасностей, грозящих смертельным исходом или увечьем.

В программе, могут содержаться следующие мероприятия:

  • — организационные;
  • — технические;
  • — мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактическая работа;
  • — социально-экономические;
  • — мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ (НИР).

В число организационных мероприятий включают:

  • — определение прав и обязанностей в области охраны труда всех работников в должностных инструкциях;
  • — создание системы управления охраной труда;
  • — утверждение положения о службе охраны труда;
  • — организацию обучения и инструктажей;
  • — организацию кабинета и уголков по охране труда;
  • — обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и аптечками;
  • — организация контроля параметров вредных и опасных факторов и т.д.

Среди технических мероприятий могут быть предусмотрены:

  • — модернизация оборудования;
  • — внедрение систем сигнализации и защиты от воздействия вредных и опасных факторов;
  • — внедрение систем автоматического, полуавтоматического и дистанционного управления технологическими процессами, систем автоматического управления технологическими режимами;
  • — частичное изменение технологии работ ;
  • — мероприятия по снижению уровней опасных и вредных факторов;
  • — перепланировка размещения производственного оборудования;
  • — устройство новых дверных проемов, перегородок, тамбуров и т.п.;
  • — механизация складирования, транспортирования сырья, продукции и т.п.

В число мероприятий по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактической работе включают:

  • — ввод в эксплуатацию новых или расширение существующих помещений, гардеробных, душевых, умывальных, помещений для личной гигиены женщин, комнат отдыха, уголков отдыха, помещений для обогрева работников, стационарных или передвижных столовых, комнат приема пищи, комнат по чистке и ремонту СИЗ, сушилок, тепловых переходов, тамбуров, бань и т.п.;
  • — организация медицинских осмотров;
  • — внедрение оптимальных режимов труда и отдыха;
  • — строительство новых или реконструкция существующих помещений фельдшерских или врачебных здравпунктов, комнат психологической разгрузки, ингаляториев, фотариев, диетических залов и т.п.;
  • — организацию горячего питания для работающих в ночные смены;
  • — установку различного медицинского процедурного оборудования, оборудования спортивных залов и площадок;
  • — внедрение производственной гимнастики;
  • — организацию питьевого снабжения;
  • — оборудование домов и баз отдыха, поликлиник при организации и т.д.

В программе могут быть предусмотрены следующие социально-экономические мероприятия:

  • — организация бесплатных обедов;
  • — стимулирование работы без травм и нарушений техники безопасности;
  • — обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.

Для получения независимой объективной оценки состояния условий и охраны труда, разработки рекомендаций и решений следует привлекать научно-исследовательские организации, лаборатории и т.п.

Тематика исследований может включать в себя:

  • — изучение условий труда;
  • — проведение аттестации рабочих мест;
  • — экспертизу условий труда;
  • — анализ травматизма;
  • — разработку различных рекомендаций, инструкций по охране труда и других документов;
  • — решение конкретных задач;
  • — обоснование параметров безопасности;
  • — анализ альтернативных вариантов и т.п.

Эти мероприятия проводятся на договорной основе.

Результатами, которых можно ожидать от реализации программы, являются:

  • — число лиц, которым будут улучшены условия труда;
  • — сокращение числа несчастных случаев;
  • — оздоровительный эффект от лечебно-профилактических мероприятий;
  • — величина предотвращенного экономического ущерба от несчастных случаев и заболеваемости.

Вся информация о ходе внедрения запланированных мероприятий должна поступать к директору программы, который осуществляет повседневный контроль ее выполнения.

Классификатор затрат по охране труда.

Володимер Петровский пишет:
Всё, что относится к пожарке -выкинуть, к ГО и ЧС-выкинуть, промбезопасность
-выкинуть!!

Извиняюсь спросить, а чего это ради эти затраты надо выкинуть? насколько я помню ТК РФ — Работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда. И всё что вы хотите выкинуть так или иначе влияет на условия труда.Вот к примеру не будет у вас на предприятии системы оповещения о пожаре и вдруг начнётся пожар и ваши сотрудники не успеют эвакуироваться и пусть даже только отравяться и в больничку попадут.Это, что будет — правильно н\с на производстве. а это как не крути ОТ. Так . что никуда ничего выкидывать не надо!!! Все затраты на мероприятия по ПБ.пром. безопасности как ни крути направлены на безопасность сотрудников.

Володимер Петровский пишет:
28 октября т.г. направьте мне запро

Опять извиняюсь спросить — а что будет 28 октября? Праздник какой?

Цитата
Лариса.С пишет: Цитата Цитата

1. Лариса! Вы сходите в Налоговую инспекцию и расскажите им, как вы всё, что не относится к охране труда, включаете в затраты на охрану труда. Они вам популярно на 2-х пальцах пояснят! И мне не потребуется время тратить! А то долго придётся объяснять, чем отличаются ОХРАНА ТРУДА, БЕЗОПАСНОСТЬ, ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ и т.д. и т.п.
2. 28 октября — из отпуска я выхожу!!! Для всех — Праздник!!!
3. Дополнительно прочтите:
… Особое внимание необходимо обратить на то, что в целях налогообложения могут быть приняты только те расходы, которые производятся с целью выполнения норм действующего законодательства. Таким образом, если принятыми в соответствии с действующим законодательством правилами по охране труда, санитарно-гигиеническими нормами и правилами предусмотрена та или иная обязанность работодателей в сфере охраны труда, соответствующие расходы в полной мере могут быть отнесены на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.
Как отмечено в письме Управления МНС по г. Москве от 8 января 2003 г. № 26-12/1401 обоснованность расходов согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ зависит от наличия специальных и нормативно установленных положений. Как правило, это содержится в ведомственных и межведомственных нормативных документах.
В связи с этим, при отнесении затрат, связанных с мероприятиями по обеспечению нормальных условий труда, техники безопасности и т.д., необходимо четко определить не только производственный характер их осуществления (то есть установить, связаны ли эти затраты с производственным процессом), но и руководствоваться нормативными положениями по данному вопросу.
Спецификой той или иной отрасли определяются и сами мероприятия по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.
Например, согласно Строительным нормам и правил СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» (утверждены постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. № 80) работников строительных организаций необходимо обеспечивать питьевой водой, санитарно-бытовыми помещениями (гардеробными, сушилками для одежды и обуви, душевыми, помещениями для приема пищи, отдыха и обогрева и т.п.). Производственные территории и рабочие места должны быть обеспечены всеми необходимыми средствами связи и сигнализации, средствами для тушения пожара. Такого рода расходы строительные организации вправе относить в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
Вместе с тем, обращают на себя внимание разъяснения, данные в письме Департамента налоговой политики Минфина России от 21 марта 2003 г. № 04-02-05/1/24, согласно которым расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, могут приниматься к вычету из налоговой базы только организациями с вредными или тяжелыми условиями труда, для которых содержание таких здравпунктов обязательно и является необходимым условием для осуществления деятельности.
При применении положений подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ следует также учитывать разъяснения, данные в пункте 5 раздела 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 года № БГ-3-02/729 (далее по тексту — Методические рекомендации по налогу на прибыль).
В соответствии со статьей 163 ТК РФ к нормальным условиям труда относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
В связи с этим расходы на обеспечение указанных нормальных условий труда в полной мере производятся за счет средств, признаваемых в целях налогообложения по налогу на прибыль.
Список профессиональных заболеваний работников, которые вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов утвержден приказом Минздрава России от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии». Именно расходы организаций на лечение таких профессиональных заболеваний у работников относятся на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.
Ряд производимых организациями расходов принимаются для целей налогообложения и по другим основаниям (отличным от подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ).
Так, затраты на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты учитываются в составе материальных расходов на основании статьи 254 НК РФ (см. пункт 5.1 Методических рекомендаций по налогу на прибыль), но при условии, что их обязательное применение работниками конкретной профессии предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Если специальная одежда, специальная обувь или другие средства индивидуальной защиты будут выданы работникам, которые согласно действующему законодательству не обеспечиваются ими в обязательном порядке, или же будут выданы со сниженными против установленных норм сроками носки, соответствующие расходы должны осуществляться за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
В соответствии со статьей 221 ТК РФ сертифицированные средства индивидуальной защиты выдаются на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. За счет средств работодателя оплачиваются приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты.
Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны выдаваться работникам с соблюдением Правил, установленных постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. № 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в редакции изменений и дополнений), и в соответствии с утвержденными Минтрудом России типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи.
4.
…… Расходы на работодателем производятся в соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ и с учетом «Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда», утвержденных постановлением Минтруда РФ от 27 февраля 1995 года № 11.
Согласно ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Расходы на мероприятия по охране труда разделяются на:
— текущие (эти затраты переносят свою стоимость на стоимость производственных товаров (услуг) в течение одного производственного цикла)
— капитальные (эти вложения увеличивают стоимость основных фондов и переносят свою стоимость на производственные товары (услуги) постепенно путем амортизации)
Учет расходов на мероприятия по охране труда в организации проводится в соответствии с нормами законодательства о бухгалтерском учете и ст. 254, 255,264 (для текущих затрат), ст. 256, 257 (для капитальных затрат через амортизацию) главы 25 части второй Налогового кодекса РФ и они входят в состав расходов, уменьшаемых налогооблагаемую базу.
При учете и подготовке информации о затратах на охрану труда, необходимо учитывать следующие показатели
1.Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ
Законодательство и нормативные правовые акты, определяющие необходимость затрат
— Трудовой кодекс РФ
— Федеральный закон № 125-ФЗ
2.Расходы на сертификацию продукции и услуг (сертификация работ по охране труда, аттестация рабочих мест по условиям труда.
— Трудовой кодекс РФ ст. 212 Постановление Минтруда России от 24.04.02 № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях»
— Приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.07 № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»
3. Расходы на оплату консультативных и иных аналогичных услуг (в части проблем охраны труда)
— Трудовой кодекс РФ ст. 217
4. Расходы на оплату услуг по управлению в организации (в части, касающейся управления охраной труда)
— Трудовой кодекс РФ ст. 212
5. Расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика
— Трудовой кодекс РФ ст. 225
— Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
6. Расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
— Трудовой кодекс РФ ст. 223
7. Расходы по оплате учреждения здравоохранения услуг, оказываемых работникам, в том числе проведение предварительных и периодических медицинских осмотров
— Трудовой кодекс РФ ст. 213,219
— Минздравмедпрома Росиии от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и медицинских регламентах допуска к профессии»
8. Расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда
— Федеральный закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предпринимателю
9. Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
— Трудовой кодекс РФ ст. 212
— Федеральный закон № 125-ФЗ 2об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
10. Расходы на лечебно-профилактическое питание.
— Трудовой кодекс РФ ст. 222
— Постановление Минтруда России от 31.03.03 № 14 «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно – профилактического питания»
11. Расходы на бесплатное обеспечение молоком или другими равноценными пищевыми продуктами
— Трудовой кодекс РФ ст. 222 (в редакции закона № 224-ФЗ)
— Постановление Минтруда России от 31.03.03 № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятых на работах с вредными условиями труда»
12. Расходы на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
— Трудовой кодекс РФ ст. 222
— Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ, утвержденные постановлением Минтруда России
13. Расходы на приобретение мыла, смывающих и обезвреживающих средств
— Трудовой кодекс РФ ст. 221
— Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи (утв. Постановлением Минтруда России от 04.07.03 № 45)
14. Начисления к тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным окладам, сдельным расценкам компенсирующего характера, связанные с условиями труда, в том числе за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда.
— Трудовой кодекс РФ ст. 219
15. Расходы на оплату дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня.
— Трудовой кодекс РФ ст. 116,117
— Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. Постановлением Госкомтруда СССР И ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22)
С учетом «Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда, также учитываются затраты на выполнение следующих работ:
— Модернизация технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования
— Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами, применение промышленных роботов в опасных и вредных производствах с целью обеспечения безопасности работников
— Совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов
— Внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах – в соответствии с требованиями
— Внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током, – в соответствии с требованиями
— Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных коммуникаций и
— Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве,
— Снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук и др.) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового и др.) на рабочих местах
— Устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов
— Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений
— Приведение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в цехах, бытовых помещениях, местах массового перехода людей, на территории к нормам
— Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников
— Нанесение на производственное оборудование (органы управления и контроля, элементы конструкции), коммуникации и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности
— Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства – в соответствии с требованиями
— Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей
— Приведение зданий (производственных, административных, бытовых, общественных, складских), сооружений, помещений, строительных и промышленных площадок к нормам
— Расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных, уборных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.)
— Приобретение и монтаж сатураторных установок (автоматов) для приготовления газированной воды, устройство централизованной подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков
— Устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе
— Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории предприятия (цеха), строительной площадки в целях обеспечения безопасности работников, внедрение системы мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
— Проведение экспертизы условий труда в проектной и технологической документации при строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, зданий, сооружений, объектов производственного назначения.
— Организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников предприятия
— Организация кабинетов, уголков, передвижных лабораторий, приобретение для них необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т.п., проведение выставок по охране труда и безопасности дорожного движения.
— Разработка, издание (размножение) инструкций по охране труда, а также приобретение других нормативных правовых актов и литературы в области охраны труда.
Примечание. По усмотрению работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в мероприятия по охране труда могут включаться и другие работы, направленные на оздоровление работников и улучшение условий их труда.
Для непроизводственных отраслей (торговля, организации культуры, государственные учреждения и другие), а также для процессов, связанных с обслуживанием, эксплуатацией, ремонтом, монтажом, установкой и сооружением электроустановок, телерадиопредприятий и предприятий связи, процессов транспортирования, хранения и перевозки, содержание мероприятий по охране труда может отличаться от указанных в Рекомендациях.
……… и далее без остановок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *