Фискальная политика

Дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой комплекс мероприятий административно-правового и экономического характера. О нюансах данного вида госполитики узнайте из нашего материала.

Какая государственная политика называется дискреционной бюджетно-налоговой?

Дискреционная бюджетно-налоговая политика — это политика:

  • представляющая собой преднамеренные действия государства, ориентированные в большей степени на изменения экономической ситуации, чем на законодательные решения;
  • осуществляемая посредством сознательного госманипулирования налогами и госрасходами;
  • имеющая целью воздействие на реальный объем национального производства, занятость населения, инфляционные процессы и экономический рост;
  • направленная на сглаживание циклических колебаний экономики и достижение макроэкономического равновесия;
  • регулирующая сбалансированность госбюджета (финансирование его дефицита или ликвидирование бюджетных излишков);
  • являющаяся элементом экономической политики (наряду с кредитно-денежной и внешнеэкономической политикой) и разновидностью фискальной (бюджетно-налоговой) госполитики (наряду с недискреционной).

Основная задача дискреционной бюджетно-налоговой политики заключается в сознательном целенаправленном создании дефицита госбюджета или его профицита посредством:

  • увеличения или снижения госрасходов (увеличение госрасходов влечет рост потребления и инвестиций, а также приводит к увеличению выпуска продукции и занятости трудоспособного населения);
  • манипулирования налогами (снижение налогов ведет к повышению покупательских расходов, уровня занятости населения и выпуска продукции).

Особенности госрегулирования налоговой сферы изучайте с материалом «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, государство применяет один из двух видов дискреционной бюджетно-налоговой политики:

  • стимулирующую или
  • сдерживающую.

Об особенностях данных видов расскажем в следующем разделе.

Какие действия предполагает сдерживающая дискреционная бюджетно-налоговая политика?

Сдерживающая (рестриктивная) дискреционная бюджетно-налоговая политика необходима в период «перегрева» экономики и интенсивных инфляционных процессов.

Для ситуации «перегрева» экономики характерны:

  • высокий темп роста экономики, товарных и фондовых рынков и низкая цена заемных денег;
  • дефицит госбюджета;
  • чрезмерный рост объема бумажных денег, вызывающий их обесценение (инфляция);
  • исчерпание предприятиями своих ресурсов (трудовых, имущественных и др.);
  • переинвестирование в экономические фонды (в связи с низкой ценой заемных денег, высоким потребительским спросом и иными причинами).

Знакомьтесь с алгоритмами расчета финансовых коэффициентов, связанных с процессом привлечения заемных денег, с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

  • «Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств»;
  • «Коэффициент финансового левериджа — формула для расчета».
  • «Коэффициент соотношения заемных и собственных средств»

Последствия «перегретой» экономики носят негативный характер, поскольку:

  • наступает экономический спад;
  • возникает безработица;
  • уровень жизни населения снижается.

Одним из инструментов, способствующих предотвращению таких негативных последствий, является своевременное проведение государством мероприятий в рамках сдерживающей дискреционной бюджетно-налоговой политики. Среди таких мероприятий можно назвать:

  • увеличение налогов;
  • сокращение госрасходов.

В результате осуществления указанных мероприятий достигается состояние бюджетного излишка, направляемого на погашение госдолга или изымаемого из обращения.

Стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика

Стимулирующая фискальная политика может проводиться, если страна:

  • переживает депрессию;
  • находится в стадии экономического кризиса.

Признаки кризисных явлений в экономике:

  • значительное и резкое падение производства;
  • уменьшение реального валового национального продукта;
  • массовые банкротства, гиперинфляция и прочие «кризисные» признаки.

Как международные нормы предписывают оформлять финансовую отчетность в ситуации гиперинфляции — узнайте из материала «МСФО № 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».

В таких условиях необходимо стимулировать:

  • совокупный спрос (объем товаров и услуг, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить);
  • совокупное предложение (стоимостное выражение общего количества произведенных в экономике товаров и услуг);
  • оба вышеуказанных параметра одновременно.

Для достижения этих целей проводится стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика, предусматривающая:

  • рост госзакупок;
  • снижение налогов;
  • повышение трансфертов.

Результатом проведения такой политики является увеличение объемов производства и рост благосостояния населения страны.

Дискреционная и недискреционная политика государства — в чем отличия?

Основное отличие дискреционной и недискреционной бюджетно-налоговой политики (БНП) состоит в механизме реализации БНП, заключающейся:

  • в целенаправленном маневрировании налогами и госрасходами — при дискреционной БНП;
  • саморегуляции экономических процессов (автоматических поступлениях в бюджет в условиях роста экономики и их сокращениях при спаде) — при недискреционной БНП.

Автоматическое действие недискреционной БНП позволяет правительству не предпринимать каких-либо специальных мер и основано на действии встроенных стабилизаторов, предназначенных для:

  • стимуляции спроса и производства во время экономического спада;
  • сдерживания роста «перегретой» экономики.

Можно назвать несколько групп встроенных стабилизаторов недискреционной БНП, например:

  • налоговые стабилизаторы — НДФЛ, налог на прибыль, зависящие от продаж косвенные налоги;
  • социальные стабилизаторы — пособие по безработице;
  • нормативные стабилизаторы — бюджетные правила, посредством которых ограничивается рост расходов путем перенаправления избыточных налоговых поступлений в резервные фонды или на погашение госдолга (а в ситуации экономического спада — на компенсацию недостатка доходов из резервов).

Нюансы исчисления «доходных» налогов узнайте при помощи размещенных на нашем сайте материалов:

  • «НДФЛ в 2015–2016 годах — изменения, формы, особенности»;
  • «Налог на прибыль организаций в 2015–2016 годах по НК РФ».

Какой лаг имеет дискреционная налогово-бюджетная политика?

БНП влияет на экономику не сразу, а через определенные временные промежутки (лаги). Лаг — это термин, означающий отставание или запаздывание.

Принятая в экономике классификация предусматривает 2 группы лагов:

  • внешние — представляют собой отрезки времени между проявлением проблемы в экономике и принятием мер экономической политики (необходимые для согласовательных и регламентных парламентских и президентских процедур);
  • внутренние — отражают время между принятием мер экономической политики и получением соответствующих результатов от их введения.

Для дискреционной БНП характерен длительный внутренний лаг.

Существуют и иные классификации лагов — относительно дискреционной БНП можно обозначить следующие их виды:

  • лаг распознавания — отрезок времени между появлением макроэкономической проблемы и осознанием ее на правительственном уровне;
  • административный лаг — временной промежуток между осознанием необходимости бюджетно-финансового регулирования экономической проблемы и фактическим принятием мер правительством;
  • функциональный лаг — промежуток времени между началом мероприятий по урегулированию проблемы и их воздействием на ВВП, уровень цен, занятость и иные показатели.

Длительность каждого из указанных лагов дискреционной БНП зависит от множества факторов: масштабов макроэкономических проблем, степени эффективности принятых решений по их урегулированию и др.

Итоги

Дискреционная бюджетно-налоговая политика способствует преодолению макроэкономических проблем посредством целенаправленных действий государства. В зависимости от фазы, в которой находится экономика, применяются те или иные комплексы мероприятий в рамках дискреционной бюджетно-финансовой политики — стимулирующие экономические процессы или сдерживающие их.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

УДК 366.143 М.А. Ибрахим

Mustafa Ibrahim

АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье исследуется понятие фискальной политики, раскрывается сущность государственного регулирования социально-экономического развития как процесса включения государства в экономическую сферу общества посредством бюджетно-налоговой политики. Даются определения видов фискальной политики.

Ключевые слова: безработица, экономический рост, фискальная политика, государственное регулирование экономики, спад производства.

ASPECTS OF FISCAL POLICY OF THE STATE

Фискальная политика государства — это важнейшая, если не самая главная часть общей политики государства. По сути, в условиях рыночных отношений, именно фискальная политика определяет направление и темпы развития народного хозяйства. Если экономика государства пробуксовывает, то в первую очередь необходимо проанализировать налоговую систему как основу фискальной политики государства.

Фискальная политика государства призвана, не просто формировать государственный бюджет, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества в целом, но и быть справедливой. Основной принцип фискальной политики должен быть таковым — чем больше доходы, тем больше платежей в бюджет, а не облагать нищих непомерными налогами и, при этом, брать с богатых минимум. К сожалению, такой подход часто существует в системе налогообложения государств, в том числе и в России. А это, как правило, помимо недовольства многих граждан, вызывает и застой, и стагнацию в экономике.

Посредством государственного бюджета и фискальной политики, т.е. с помощью различных манипуляций с государственными расходами и налогообложением государство способно изменить очень многое в экономке. Например, можно поменять отраслевую структуру народного хозяйства, создать лучшие условия для развития производства, занятости населения, снизить инфляцию и многое иное. Но в России все не так. Несмотря на понимание многих проблем в экономике, фискальная политика российского государства не меняется уже давно. Всем ясно что современная ситуация в налоговой системе не способствует развитию экономики, не стимулирует внутренний спрос, без которого народное хозяйство России развиваться не будет. Определим, кому выгодна такая ситуация с применением фискальной политики в России в ее существующем виде: нескольким добывающим корпорациям и банкам. Вот почему в России создаются новые банки очень часто, при финансовой поддержке Правительства. Ситуация при этом в реальном производстве упадническая. В настоящее время, если не считать ряд отраслей монополистов, экономика реального сектора едва ли считается конкурентоспобной на рынке. Существующая сегодня фискальная политика в России выгодна лишь отдельным юридическим и физическим лицам, но не экономике в целом и, тем более,не большинству граждан России. Экономика — это не наличие денег (деньги — это всего лишь посредник, соединяющий всех производителей при обмене своим трудом), а работа реального производства, являющаяся истинным богатством государства. Можно иметь много денег (особенно бумажных) и быть нищим, а

© Ибрахим М.А., 2016

можно быть богатым без денег, имея свое производство. Большими вливаниями денег в банки экономику не поднять.

В теории фискальной политики выделяют два основных подхода:

— дискреционная фискальная политика — сознательное регулирование налогообложения и государственных расходов с целью повысить объемы производства, занятость населения, совокупный спрос и так далее, за счет увеличения расходов и дефицита бюджета при снижении налогов. А в период подъема этот дефицит гасится;

не дискреционная фискальная политика — использование автоматических стабилизаторов. Например, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом налоговые ставки действуют достаточно долго, не меняя своих величин. Но данная схема хороша только в том случае, если и сами налоги и их ставки построены правильно, направлены на стимулирование экономики, совокупного спроса и так далее, а не просто, как ныне в России, только по фискальному принципу .

Фискальная политика — это основа влияния государства на свою экономику, и от того, насколько правильно и справедливо Правительство этим пользуется, зависит, собственно, как жизнь государства, так всех его граждан. Увы, настоящее положение экономики России показывает, что в этом вопросе Правительство пока не на высоте. Фискальная политика подразделяется на автоматическую и дискреционную. И та и другая могут быть сдерживающей или стимулирующей. Стимулирующая политика — необходима при возникновении экономического спада, направлена на борьбу с безработицей, а также на увеличение спроса на отечественные товары. Нередко в качестве инструмента стимулирующей политики применяется снижение налоговых ставок. Сдерживающая политика — это эффективное средство при перегреве экономики, основная ее цель — снижение инфляции. В таком случае действия, предпринимаемые правительством, противоположны тем, которые рекомендованы при стимулирующей политике: налоги повышаются, объемы госзакупок уменьшаются. Кроме дискреционной фискальной политики существует автоматическая фискальная политика. Автоматиче-скаяфискальная политика опирается на действие стабилизирующих факторов, встроенных в экономику и не нуждается в особом управлении.

Достоинства дискреционной фискальной политики: мультипликативный эффект — это совокупное воздействие инструментов, которое позволяет сбалансировать состояние всех отраслей экономики; отсутствие задержки (так называемого внешнего лага). Это означает, что изменения вступают в силу сразу же после принятия соответствующих законов, меры дискреционной политики обычно настолько эффективны, что первые результаты заметны по прошествии незначительного периода времени. Чистой дискреционной политики в современной экономике не существует, а значит, она также опирается на действие встроенных стабилизаторов. Это значительный плюс, так как при незначительных колебаниях экономики не требуется специальных мер, в ситуации циклического изменения все подъемы и спады стабилизируются без участия законодательной власти.

Когда используется такой термин, как фискальная политика, имеется в виду комплекс мер, предпринимаемых правительством для поддержания стабильности экономики посредством изменения величины расходов и/или доходов государственного бюджета. По этой причине фискальную политику справедливо будет называть еще и бюджетной. Изучая то, какие отличия несет в себе дискреционная и недискреционная фискальная политика, стоит отметить, что встроенные стабилизаторы при автоматической системе воздействия используются для достижения одной ключевой цели — преодоления отрицательных следствий инфляции и возможного производственного спада .

Непредвиденные международные изменения спроса также могут сделать малоэффективными любые виды фискальной политики. Для того чтобы понять негативное влияние этого фактора, нужно представить следующую ситуацию: допустим, был проведен ряд стимулирующих действий, след-

ствием которых стало успешное увеличение совокупного спроса, позволившего обеспечить полную занятость. Но в то же время страна, являющаяся торговым партнером, переживает стремительный рост экономики. В результате происходит настолько быстрое увеличение совокупного спроса, что возникает инфляция.

На данный момент формирование базы для современной налоговой системы в России уже завершено. И если обратить внимание на ключевые параметры устройства налоговой системы в Российской Федерации, то можно заметить, что они не отображают советских реалий. Действующая система основывается на актуальных в условиях современной мировой практики ключевых видах налогов, которые используются с учетом нынешних экономических условий РФ.

В России дискреционная фискальная политика предполагает преобразование налоговой системы с параллельным проведением бюджетной реформы. Для того чтобы решить различные проблемы, препятствующие успешной реализации стратегии налоговых реформ, российское Правительство использует популярные инструменты воздействия на экономику. В качестве примера можно привести использование плоской ставки налога на доходы физических лиц. Но в некоторых случаях эффективность системы снижается по причине непродуктивности администрирования и применения законодательства о налогах и сборах.

В качестве итога можно отметить, что дискреционная и автоматическая фискальная политика — это механизмы влияния, при грамотном использовании которых государство способно на постоянной основе эффективно стабилизировать состояние экономики и преодолевать как различные кризисы, так и рост инфляции, также требующей квалифицированного контроля.

В современных условиях государственное регулирование экономики решает различные задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ (государственного регулирования экономики) определяются характером и составом экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Для достижения желаемых целей государство проводит фискальную политику. Бюджетно-налоговая политика — это инициатива Правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью достижение естественной безработицы, обеспечение рабочих мест для населения и решение экономических проблем страны. Она является частью финансовой политики, важной составной частью экономической политики государства и инструментом государственного регулирования экономики. В условиях циклического развития экономики для каждой фазы цикла будут присущи свои цели и задачи, свой инструментарий и методы регулирования.

В период экономического спада, зачастую, проводят стимулирующую политику, целью которой является повышение инвестиционной активности как внутри государства, так и для привлечения иностранных инвестиций. Во-первых, через увеличение государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса, для увеличения совокупного выпуска. Во-вторых, через норму банковского процента, которая не должна быть слишком высокой, чтобы предприниматели могли брать кредиты. В третьих, через регулируемую ставку налогообложения, с тем, чтобы повысить как производственный, так и потребительский спрос путем снижения налогов.

Совершенно иные мероприятия проводятся в период начинающегося подъема экономики, порой переходящего в кризис перепроизводства. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (ре-стрикционная) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов(сокращение государственных закупок), уменьшение выплат трансфертов, увеличение налогов, это позволяет снизить уровень инфляции спроса ценой роста безработицы и спада производства. Всестороннее изучение этого аспекта, а также компетентное использование механиз-

мов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Грамотно спланированная и последовательно проводимая бюджетно- налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов. Необходимо учесть тот факт, что эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно- кредитной политики.

Государственное регулирование подразумевает использование набора инструментов, способствующих реализации наиболее выгодной государству политики, т.е. это, по сути, действие налогового механизма. Итак, механизм реализации фискальной функции налогов проявляется в процедуре изъятия определенной части доходов налогоплательщиков, что достигается при условии добровольной уплаты налогоплательщиком необходимой исчисленной суммы. В ином случае соответствующие органы вынуждены применять принудительные меры изъятия налогов с целью соблюдения принципа полноты и своевременности формирования доходной части государственного бюджета.

Регулирующая роль налогов предполагает не прямое снижение налогового бремени, а преимущественно создание логической цепочки, связывающей налогообложение с результатами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков в целях стимулирования и расширения налогооблагаемой базы .

Недостатки фискальной политики:

при применении мер фискальной политики в первую очередь проявляется эффект вытеснения. Этот термин обозначает, что в период спада экономики значительно увеличивается расходование бюджетных средств. Как результат происходит повышение процентных ставок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— внутренний лаг. Этот термин схож с внешним лагом и обозначает задержку во времени между моментом, в который вмешательство в экономические процессысо стороны государства стало необходимостью, и моментом, когда было принято соответствующее решение;

— сложности с расчетом величины изменения экономических инструментов. Для принятия эффективного решения требуется взвешенный анализ ситуации и точный расчет, которые не всегда возможны. В любом случае на одной из стадий стабилизации экономики с помощью фискальной политики возникает дефицит бюджета. Он может быть выражено в минимальной степени, но присутствует обязательно.

Таким образом, фискальная дискреционная политика — это законодательное регулирование колебаний экономики, которое направлено, в первую очередь, на стабилизацию и по возможности безубыточное прохождение кризисных периодов экономики. А под фискальной политикой понимается использование государственных расходов в целях воздействия на макроэкономические условия. Фискальная политика предполагает манипулирование доходной и расходной частями государственного бюджета в целях обеспечения устойчивости экономики. Действенными методами реализации фискальной политики являются законодательно установленные нормы, направленные на создание условий для эффективности развития экономики.

Библиографический список

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (fiscal policy) — институт системы управления спросом, предназначенный для регулирования уровня экономической активности в стране путём изменения налогообложения и государственных расходов.

Налоговые власти (в Великобритании это прежде всего министерство финансов) могут использовать ряд мер для изменения совокупного спроса или общих расходов: прямые налоги на частные лица (подоходный налог) и компании (налог на корпорации) могут быть увеличены, если необходимо сократить общие расходы, например для снижения инфляции (повышение подоходного налога уменьшает располагаемый доход людей, и аналогично повышение налога на корпорации приводит к сокращению части прибыли, идущей на выплату дивидендов и реинвестиции). Другой способ снижения расходов — повышение косвенных налогов: увеличение налога на добавленную стоимость, затрагивающее все продукты, или увеличение акцизов по отдельным продуктам (таким как бензин и сигареты), повышение их цены вызовет понижение покупательной способности потребителей.

Правительство может воздействовать на общие расходы в экономики, изменяя свои собственные расходы. Так, сокращение государством текущих закупок продуктов или капиталовложений понижает общий уровень расходов в экономике.

Налоговые поступления и государственные расходы связаны в государственном бюджете: общий уровень расходов в экономике можно сократить, повысив налоги и урезав расходы. В этом случае образуется излишек госбюджета. Если цель состоит в увеличении общих расходов, то правительство должно пойти на бюджетный дефицит, снижая налоги и увеличивая свои расходы.

Снижение государственных расходов и рост налогов (изъятия из кругооборота национального дохода) приводят к сокращению совокупного спроса и через эффект мультипликатора ослабляют инфляционное давление при «перегреве» экономики. Напротив, повышение государственных расходов и/или понижение налогов (вливания в кругооборот национального дохода) стимулируют совокупный спрос и через эффект мультипликатора создают дополнительные рабочие места, уменьшая уровень безработицы. На рис. 133 показано увеличение совокупного спроса с AD до AD1 и национального дохода с Y до Yх под действием повышения государственных расходов и/или снижения налогов, а также падение совокупного спроса с AD до AD2 и национального дохода с Y до Y2 в результате сокращения государственных расходов и/или повышения налогов.

Использование бюджетного дефицита в качестве средства борьбы с безработицей впервые было предложено Дж. Кейнсом в 1920-1930 гг. С широким принятием после 1945 г. западными странами кейнсианских идей фискальная политика стала применяться как основное средство «точной настройки» экономики с целью достижения полной занятости.

На практике использование фискальной политики в качестве инструмента краткосрочной стабилизации встречает определённые трудности, уменьшающие её эффективность. Изменение налоговых ставок (особенно ставок подоходного налога) с административной точки зрения трудно предпринять, и осуществление этого изменения займёт известное время. Точно так же значительная часть государственных расходов, например, на школы, дороги, больницы и оборону, отражает долгосрочные экономические и социальные обязательства и не может быть пересмотрена без длительного процесса лоббирования. Кроме того, изменение ставок налогообложения и расходов вызывает эффект мультипликатора (т. е. определённое исходное изменение расходов увеличивается в несколько раз и распространяется по всей экономике), масштабы которого трудно предсказать.

Более того, использование фискальной политики для поддержания совокупного спроса на высоком уровне, с тем чтобы достичь полной занятости, зачастую ведёт к инфляции спроса.

Опыт применения фискальной политики показал, что краткосрочный подход к экономическому управлению оказывается не особенно удачным при стабилизации экономики. Поэтому в последние годы большая значимость стала придаваться среднесрочному управлению экономикой (см. среднесрочная финансовая стратегия).

См. фискальная позиция, дефляционный разрыв, инфляционный разрыв, кейнсианская экономическая теория, монетаризм, кредитно-денежная политика, экономика предложения, деловой цикл, государственные финансы, государственный бюджет, эффект вытеснения. П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник) (Петр Ильич Гребенников. Экономика)

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ (fiscal stance) — позиция правительства в применении фискальной политики. Иными словами, это позиция государства в вопросе, уравновешивать свои расходы доходами от налогообложения (планируемый сбалансированный бюджет) или сознательно планировать большие расходы, чем можно получить в виде налоговых поступлений (планируемый бюджетный дефицит), или сознательно планировать расходовать меньше, чем ожидается налоговых поступлений (планируемый бюджетный излишек). Однако фактическое состояние государственного бюджета может отклониться от фискальной позиции правительства, когда, например, рецессия вызывает падение налогооблагаемых доходов и расходов ниже ожидавшегося уровня, а рост пособий по безработице и других социальных выплат оказывается выше ожидавшегося уровня. Таким образом, без какого-либо изменения фискальной позиции правительства и налоговых ставок состояние государственного бюджета и заёмные требования государства могут варьировать вместе с уровнем экономической занятости.

См. потребность государственного сектора в займах

ДЕЗИНФЛЯЦИЯ (disinflation) — падение общего уровня цен, зачастую сопровождаемое сокращением национального дохода (дефляция). Власти часто сознательно прибегают к дезинфляции, чтобы победить инфляцию и преодолеть дефицит платёжного баланса. К числу инструментов дезинфляционной политики относят фискальные мероприятия (например, повышение налогов), кредитно-денежные мероприятия (например, повышение процентных ставок), а также контроль над ценами и доходами.

См. фискальная политика, кредитно-денежная политика, политика цен и доходов, инфляционный разрыв, модель внутреннего—внешнего равновесия

РЕФЛЯЦИЯ (reflation) — увеличение уровня национального дохода и выпуска. Рефляция часто преднамеренно вызывается правительством для обеспечения полной занятости и для увеличения темпов экономического роста. Инструменты рефляционной политики включают налоговые меры (например, сокращение налогов) или денежные меры (например, понижение процентных ставок).

См. фискальная политика, кредитно-денежная политика, дефляционный разрыв, управление спросом

ЛОББИРОВАНИЕ (lobbying) — оказание давления на государственные органы с целью склонения их к принятию политических решений или распределения ресурсов, отвечающих интересам определённых групп. Так, фермеры оказывают давление на Министерство сельского хозяйства, добиваясь повышения закупочных цен на свою продукцию; защитники окружающей среды добиваются более жёсткого контроля за выбросами.

3.1. Сущность, состав и типы финансовой политики

3.2. Финансовый механизм

3.1. Сущность, состав и типы финансовой политики

Финансовая политика — комплекс действий и мероприятий, которые осуществляются государством в пределах предоставленных ему функций и полномочий в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования, финансовых учреждений, граждан и непосредственно государства с целью решения определенных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика отображает субъективную сторону функционирования финансов. Сами по себе финансы и финансовая система являются объективными явлениями. Они существуют независимо от воли отдельных субъектов финансовых отношений и вообще иллюстрируют объективные закономерности развития. Но механизм функционирования финансов, организация финансовых отношений и движение денежных потоков, хотя и подчинены этим объективным закономерностям, не срабатывают сами по себе. Их организовывают конкретные субъекты, которые руководствуются многими факторами политического, экономического и гуманитарного характера, объединяя при этом как общественные, так и собственные интересы. Поэтому финансовая политика всегда является переплетением широкой гаммы разнообразных интересов отдельных политических партий и властных структур, центральных и местных органов власти и управления, разных слоев населения и т.п.

Субъектом выработки финансовой политики является государство в лице вышестоящих органов власти и управления и основных финансовых органов — Министерства финансов и Национального банка, а субъектами реализации — финансовые органы и учреждения. При этом, формирование финансовой политики включает концептуальное определение основ и направлений этой политики, опираясь на поставленные задачи социально-экономического развития (вышестоящие органы власти и управление) и разработку конкретных мероприятий по реализации поставленных задач (Министерство финансов и Национальный банк).

Состав финансовой политики. Финансовая политика рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании она отображает все стороны функционирования финансов и охватывает монетарную (денежно-кредитную) и фискальную политики.

Монетарная политика представляет собой комплекс действий и мероприятий в сфере денежного рынка. Ее механизм основывается на предложении денег и их стоимости как финансовых ресурсов.

Фискальная политика характеризует действия государства относительно централизации части произведенного ВВП и его общественного использования. Она осуществляется путем внедрения разнообразных методов мобилизации государственных доходов и распределения этих средств по отдельным направлениям государственных расходов. Именно фискальная политика представляет основу финансовой политики в ее узком понимании. Вместе с тем эта политика более широкая, поскольку включает также политику в сферах фондового и страхового рынков и международных финансов.

Фискальную политику условно можно разделить на два направления — налоговую и бюджетную. Налоговая политика характеризует деятельность государства в сфере налогообложения — установление видов и соотношения налогов, определение плательщиков и подходов к ним (унифицированный или дифференцированный), установление ставок налогообложения, предоставление налоговых льгот и т.п. Она отображает как нужды государства в средствах, так и влияние налогов на деятельность предприятий и граждан. Бюджетная политика представляет собой деятельность относительно формирования бюджета государства, его сбалансирования, распределения бюджетных средств и т.п. В зависимости от структуры бюджетных расходов эта политика может иметь социальное, экономическое или военное направления. Кроме того, бюджетная политика определяет основы бюджетного устройства страны и построения ее бюджетной системы, а также организацию межбюджетных отношений.

Финансовая политика в сферах фондового и страхового рынков характеризуется действиями государства относительно их развития и регулирования, создания соответствующих гарантий клиентам страховых компаний и институционных инвесторов. Поскольку указанные финансовые учреждения являются самостоятельными коммерческими структурами, государство может влиять на них, как и на других субъектов предпринимательской деятельности, только посредством регуляторной политики.

Финансовая политика в сфере международных финансов связана с налаживанием взаимоотношений государства с международными организациями и финансовыми учреждениями, членство в которых является добровольным. С одной стороны, оно предусматривает членские взносы, а с другой — возможность получения финансовой помощи. Сущность политики состоит в определенности степени своего участия в этих организациях и учреждениях и в установлении основ сотрудничества.

Важной составляющей финансовой политики является долговая политика государства. Она начинается с определения соотношения между налоговыми и заемными финансами. Первые основываются на формировании доходов бюджета за счет налогов и обязательных платежей, а вторые — на использовании в определенных пределах государственных займов. Долговая политика определяет границы и условия государственного заимствования, соотношение между его формами, между кредиторами государства, а также порядок и механизм погашения государственного долга. Финансовая политика в зависимости от продолжительности периода, на который она рассчитана, и характера задач, которые решаются, включает финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — это политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу и решение глобальных задач социально-экономического развития. Направленность финансовой стратегии определяется конкретными задачами развития общества на определенном историческом этапе развития. В условиях экономического кризиса главной задачей является финансовое обеспечение макроэкономической стабилизации, в условиях экономического развития — достижение оптимальных темпов роста ВВП Финансовая тактика представляет собой текущую политику, направленную на решение конкретных задач соответствующего периода, которые вытекают из разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется через переориентацию финансовых ресурсов и изменений в организации финансовой деятельности. Финансовая тактика более мобильна, поскольку состоит в своевременном реагировании на экономические проблемы и диспропорции. Ее главная задача — достижение стратегических целей развития. Финансовая политика реализуется по двум направлениям: регламентирование финансовых отношений в обществе и осуществление текущей финансовой деятельности. Регламентирование финансовых отношений характеризует стратегию финансовой политики, а текущая финансовая деятельность — ее тактику. Базовым элементом является регламентирования финансовых отношений, которое может осуществляться государством в законодательной и административной формах.

Законодательное регламентирование состоит в принятии соответствующих законодательных актов, которые устанавливают субъектов финансовых отношений, их права и обязательства, порядок и методы осуществления финансовой деятельности и т.п. В зависимости от степени законодательного или административного регламентирования финансовых отношений, которое характеризуется той долей дохода, который распределяется и потребляется согласно действующему законодательству, различают три типа финансовой политики:

  • жесткая регламентация;

  • сдержанная регламентация;

  • политика минимальных ограничений.

Жесткая регламентация состоит в том, что преобладающая часть финансовых отношений регулируется государством. Права предприятий и граждан в осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится в условиях административной экономики и соответствующей ей финансовой модели, или в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Сдержанная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений — взаимоотношения с государством, отдельные элементы взаимоотношений на кредитном, фондовом, валютном и страховом рынках. Сдержанная регламентация должна уравновесить интересы государства и общества в целом и интересы отдельных юридических и физических лиц.

Политика минимальных ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и граждан в эффективном хозяйствовании. В данном случае в основном регламентируются только взаимоотношения с государством, которые сводятся к минимуму. Преобладающая часть финансовых отношений в этих условиях осуществляется на договорных началах между отдельными субъектами.

Основой финансовой политики государства является выбор финансовой модели общества. Соотношение между направлениями финансовой политики, применением ее отдельных типов определяются характером финансовой модели, установленной в настоящее время.

Текущая финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики. Ее основным орудием является бюджет.

В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика, она делится на:

  • политика стабилизации;

  • политика экономического роста;

  • политика сдерживания деловой активности.

Политика стабилизации направлена на поддержание макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация основывается на обеспечении стабильных объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов. Различают две разновидности этой политики, которые довольно существенно отличаются друг от друга. Первая — это политика стабилизации после экономического спада, которая носит стимулирующий характер. Вторая — политика стабилизации в период экономического подъема, которая имеет ограничительное направление.

Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом ее потенциала. Она нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности, как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться тремя основными способами – путем возрастания государственных расходов, снижения уровня налогообложения и осуществление политики «дешевых денег». Использование государственных расходов как стимула роста ВВП отражает прямое государственное влияние на основе финансирования экономических нужд. Это финансирование отражает приток дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства. Снижение уровня налогообложения ведет к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий. Политика «дешевых денег» состоит в минимизации процентных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов.

Политика сдерживания деловой активности используется для регулирования экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики вследствие чрезмерных темпов экономического роста. Она осуществляется такими же способами, как и политика экономического роста, только в обратном направлении — сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, установление высоких процентных ставок по кредитам.

По характеру реализации финансовая политика делится на дискреционную и недискреционную. Дискреционная политика предусматривает осуществление государством определенных мероприятий, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные мероприятия, стимулирующие или сдерживающие, применяются согласно ситуации, которая складывается в настоящее время в экономике и финансах. Без осуществления этих мероприятий ситуация улучшиться не может. Недискреционная политика состоит в использовании определенных финансовых инструментов — «встроенных стабилизаторов», которые автоматически регулируют ситуацию в экономике.

Функции «встроенных стабилизаторов» выполняют, прежде всего, налоги, а также социальные государственные выплаты, различные субсидии. Вместе с тем, полной сбалансированности с помощью вмонтированных стабилизаторов достичь тяжело. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и «вмонтированные стабилизаторы», и средства дискреционной политики.

Учетная политика – это совокупность методов, принципов и процедур, которые используются для составления финансовой отчетности. Цель учетной политики – установить наиболее оптимальный для предприятия вариант ведения учета согласно П(С)БУ или МСФО, если предприятие их применят.

Изменение учетной политики

На основе принципа последовательности учетная политика предприятия должна предусматривать постоянное (из года в год) применение принятой стабильной учетной политики.

Изменить учетную политику предприятие может только в исключительных случаях, прямо установленных в положениях (стандартах) бухгалтерского учета. Просмотр учетной политики должно быть обоснованным.

Учетная политика может изменяться в случаях, если:
— Изменяются на предприятии уставные требования;
— Изменяются требования органа, осуществляющего функции по государственному регулированию методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
— Изменения учетной политики обеспечат более достоверное отражение событий (хозяйственных операций) в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Распорядительный документ об учетной политике может быть принят в качестве базисного на время деятельности предприятия, к которому при необходимости вносятся изменения с определенного времени. В случае внесения в учетную политику изменений, по объему охватывают большую часть текста или существенно влияют на ее содержание, распорядительный документ об учетной политике целесообразно полностью изложить в новой редакции.

Учетная политика предприятия с учетом внесенных изменений приводится в примечаниях к годовой финансовой отчетности в форме описания или путем приложения к отчетности копии распорядительного документа.

В приложении можно найти примеры учетной политики предприятий Украины в соответствии с украинскими стандартами бухгалтерского учета.

Документы представлены в ознакомительных целях.

Вложение

Файл Размер файла Кол-во скачиваний
Проект наказу Міністерства фінансів України Про затвердження Методичних рекомендацій щодо облікової політики підприємства 180 KB 468
Облікова політика (зразок наказу 4) 33 KB 1632
Облікова політика (зразок наказу 3) 34 KB 1375
Облікова політика (зразок наказу 2) 33 KB 1351
Облікова політика (зразок наказу 1) 34 KB 1623

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *