Форма осуществления правосудия

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 1735-р г. Москва

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» (далее — Программа).

2. Определить:

государственным заказчиком — координатором Программы — Минэкономразвития России;

государственными заказчиками Программы — Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минюст России и ФССП России.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 90,6 млрд рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минэкономразвития России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы»

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе.

Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.

Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации провозглашена правовым государством.

Правовое государство характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц.

Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы. Немаловажным фактором привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации является развитие судебной системы, которая могла бы эффективным образом исполнять свои полномочия и обеспечивать должную защиту прав и интересов сторон.

В качестве одной из главных целей, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы. В связи с этим осуществление мер по повышению качества правосудия, совершенствованию судопроизводства и его постоянной адаптации к потребностям государства и общества является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации необходимо решение следующих проблем:

защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;

проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;

создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции (а не регистрироваться в офшорах) и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;

борьба с коррупцией;

существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов;

кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий.

Задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются основополагающими для развития судебной системы России.

Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы.

Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» (далее — Программа) разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Эффективность решения проблем в деятельности судебной системы программно-целевыми методами подтверждается положительным опытом реализации федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы и «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы. В этой связи использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для дальнейшего развития существующей судебной системы с целью обеспечения ее соответствия требованиям правового государства.

На современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с развитием судебной системы и системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:

значением эффективной работы органов правосудия для построения правового государства;

тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию.

Использование программно-целевого метода позволит создать условия и предпосылки для максимально эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития правосудия.

В целях реализации программно-целевым методом комплекса мероприятий по совершенствованию судебной системы также предусматривается формирование централизованных механизмов их координации, а также системы индикаторов и показателей изменений в сфере правосудия, что должно обеспечить контроль за реализацией мероприятий.

Кроме того, решение задач Программы может быть эффективно осуществлено только с использованием механизмов финансирования федеральных целевых программ, поскольку эти задачи не могут быть на должном уровне реализованы только в рамках текущего финансирования.

С учетом изложенного, а также с целью обеспечения преемственности Программы и федеральных целевых программ, реализованных в предшествующие периоды, использование в 2013 — 2020 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления и создания в Российской Федерации системы правосудия, адекватной требованиям правового государства.

III. Предварительный анализ итогов реализации Программы до 2012 года

Общий объем финансирования федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2012 годы (далее — Программа до 2012 года) составил 60 723,9 млн рублей, в том числе капитальные вложения в размере 50 751,8 млн рублей.

По предварительному анализу итогов реализации Программы до 2012 года реализована система мероприятий, связанная с достижением поставленных ею основных целей и задач по обеспечению открытости и прозрачности правосудия, повышению эффективности и качества рассмотрения дел, созданию необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечению доступности правосудия, обеспечению независимости судей и повышению уровня исполнения судебных решений.

С целью реализации задач Программы до 2012 года принят ряд федеральных законов, направленных на обеспечение открытости и прозрачности правосудия, повышение эффективности и качества рассмотрения дел, обеспечение доступности правосудия и предотвращение коррупции в органах судебной власти.

От освещения деятельности судов зависят предупреждение коррупционных проявлений, формирование доверия к российской судебной системе, прозрачность, публичность и гласность правосудия. В этой связи принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который устанавливает основы обеспечения доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов, обеспечивает расширение открытости и гласности судебной деятельности, информационной доступности судебных актов и права граждан на доступ к информации, а также определяет принципы взаимодействия судов и средств массовой информации.

Внесены изменения в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», направленные на предотвращение коррупции в органах судебной власти и устанавливающие обязанность кандидата на должность судьи и судей представлять сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

В целях ускорения судопроизводства, минимизации потерь времени и финансовых ресурсов суда и сторон по делу, а также предотвращения нарушений порядка ведения протоколов судебных заседаний и подачи в связи с этим жалоб внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепляющие обязательность ведения аудиозаписи судебного заседания.

С целью снижения нагрузки на судей и повышения качества осуществления правосудия принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Внедрение в деятельность судебной системы современных информационных технологий является одним из основных мероприятий Программы до 2012 года, направленных на обеспечение открытости и прозрачности правосудия, реализацию конституционного права на судебную защиту, оптимизацию сроков рассмотрения дел и споров, сокращение количества не завершенных производством дел и исключение случаев утраты документации, повышение качества и эффективности работы аппаратов судов, а также на создание условий для удобного и быстрого доступа к информации.

По итогам реализации Программы до 2012 года во всех федеральных судах общей юрисдикции, арбитражных судах и в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации созданы официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Количество автоматизированных рабочих мест, включенных в единую информационную систему федеральных судов общей юрисдикции, составило 72518 единиц, в единую информационную систему арбитражных судов — 14000 единиц.

В системе арбитражных судов была внедрена система автоматической публикации всех судебных решений, принятых судами, в открытом и бесплатном доступе на едином портале «Банк решений арбитражных судов». В настоящее время автоматизированная система «Банк решений арбитражных судов» содержит информацию более чем по 9 млн судебных дел. Выполнены работы по изменению структуры и функциональности автоматизированной системы публикации судебных решений «Банк решений арбитражных судов», которая состоит из подсистем «Картотека арбитражных дел», «Банк решений арбитражных судов» и «Календарь судебных заседаний». Дополнительно создан раздел «Мобильная картотека арбитражных дел». Разработан информационный сервис «Электронный страж». Разработан и введен в эксплуатацию сервис подачи в арбитражные суды лицами, участвующими в деле, заявлений в электронном виде.

Все решения Конституционного Суда Российской Федерации начиная с даты его основания переведены в цифровой формат и доступны на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Реализация Программы до 2012 года позволила нивелировать издержки, связанные с переездом Конституционного Суда Российской Федерации в г. Санкт-Петербург, сохранив его виртуальную целостность с представительством в г. Москве.

В 2012 году в целях создания условий, исключающих нарушение прав лиц на ознакомление с материалами судебных дел, находящихся на архивном хранении, начато формирование системы судебных архивов в электронном виде, включая создание в судах участков сканирования текущих судебных актов и дел постоянного хранения, сдаваемых в архив.

До конца 2012 года во всех федеральных судах общей юрисдикции будут созданы участки сканирования судебных дел.

С 2007 по 2011 год введены в эксплуатацию и приобретены 161 здание для федеральных судов общей юрисдикции, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и 23 здания для арбитражных судов, строительство (реконструкция) которых закончено. До конца 2012 года запланирован ввод в эксплуатацию еще 17 зданий федеральных судов общей юрисдикции, строительство (реконструкция) которых закончено. Кроме того, в рамках Программы до 2012 года осуществлены строительство, реконструкция и приобретение 29 зданий и помещений для размещения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

По результатам Программы до 2012 года ожидается достижение показателя обеспеченности помещениями общей площадью на 1 федерального судью 145 кв. метров и в арбитражных судах — 111,5 кв. метра.

В целях обеспечения в уголовном судопроизводстве конфиденциальности сведений о потерпевших и свидетелях в 2010 — 2011 годах осуществлены мероприятия по оборудованию в федеральных судах общей юрисдикции специальных помещений для допроса указанных лиц без возможности их визуального наблюдения.

В рамках мероприятий, предусмотренных Программой до 2012 года, федеральные суды общей юрисдикции оснащены 376 комплектами мобильных комплексов скрытия свидетеля. В результате все верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов оснащены мобильными комплексами скрытия свидетеля и как минимум 1 комплект находится в каждом управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации для его использования при необходимости районными судами.

За период реализации Программы до 2012 года 1249 федеральных судов общей юрисдикции (в том числе 655 — в 2012 году) и 41 арбитражный суд оснащены техническими средствами охраны зданий, в частности турникетами на входе в здание суда, охранно-пожарной сигнализацией, системами автоматического пожаротушения в помещениях архивов и для хранения вещественных доказательств, а также в комнатах, где расположены серверы локальных вычислительных сетей судов, стационарными кнопками тревожной сигнализации в залах судебных заседаний и кабинетах судей, системами видеонаблюдения, обеспечивающими возможность наблюдения и фиксации обстановки внутри здания суда и на прилегающей территории и др.

В 2007-2011 годах в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в рамках Программы до 2012 года обеспечены жилыми помещениями 10 судей Верховного Суда Российской Федерации, 783 федеральных судьи общей юрисдикции, 134 судьи арбитражных судов. До конца 2012 года планируется обеспечить жилыми помещениями 39 судей федеральных судов общей юрисдикции и 4 судьи арбитражных судов.

В рамках Программы до 2012 года осуществляется также обеспечение жилыми помещениями работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Так, в 2007 -2011 годах за счет средств, предусмотренных Программой до 2012 года, обеспечены жилыми помещениями 304 работника аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и 105 работников аппаратов арбитражных судов, а также предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения 60 работникам аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. До конца 2012 года планируется предоставить субсидию 11 работникам аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Таким образом, в ходе реализации Программы до 2012 года в целом были достигнуты намеченные результаты и выполнены основные показатели. В рамках Программы до 2012 года предусматривается сохранить преемственность ключевых мероприятий, направленных на обеспечение открытости и прозрачности правосудия, улучшение качества правосудия, обеспечение прав граждан на доступ к правосудию и обеспечение условий осуществления правосудия.

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о расходных обязательствах Российской Федерации в указанной сфере

Реализуемый комплекс государственных мер в сфере развития судебной системы при положительной динамике отдельных показателей пока не оказал решающего позитивного влияния на доверие граждан к правосудию. Это подтверждается данными, получаемыми в ходе опросов

общественного мнения. В частности, согласно опросам общественного мнения только 27 процентов граждан России доверяют органам правосудия, при этом 38 процентов органам правосудия не доверяют.

Согласно мониторингу реализации Программы до 2012 года и оценки деятельности органов правосудия физическими и юридическими лицами, ежегодно проводимому Министерством экономического развития Российской Федерации, сохраняется ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.

В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия, качество и оперативность проводимых судебно-экспертными учреждениями экспертиз и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.

В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и от 7 мая 2012 г. N601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» необходимо внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства и направленных на повышение доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации, обеспечение права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды в защиту интересов граждан, а также на уточнение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования.

Реализация предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации, а также мероприятий, направленных на развитие судебной системы России, определенных Президентом Российской Федерации в качестве основных, в частности совершенствование системы размещения судебных решений с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обеспечение доступа к этим решениям, потребует значительного укрепления материально-технической базы органов судебной власти.

Кроме того, в рамках разработки мероприятий по переходу к юридически значимому электронному документообороту требуются подготовка и принятие закона, закрепляющего возможность подписания судебных актов при помощи электронной цифровой подписи для судей арбитражных судов.

Реализация мероприятий программы по созданию «мобильного правосудия», «электронного правосудия», внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности, осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.

Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию является создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, и арбитражным судам, а также обеспечение возможности:

участия граждан в проведении открытых судебных заседаний;

проведения закрытых судебных заседаний;

участия в судебных заседаниях подсудимых, обвинителей, защитников, потерпевших, свидетелей и других участников судебного процесса;

тайны совещаний судей и присяжных заседателей;

допроса свидетелей в условиях, обеспечивающих их безопасность;

воспроизведения фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания;

надлежащего размещения судей и аппарата суда в служебных помещениях;

надлежащего временного содержания подсудимых и исполнения обязанностей конвойной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствующих помещениях судов при рассмотрении уголовных дел;

надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

хранения и осмотра вещественных доказательств;

организации делопроизводства;

ознакомления с материалами дел прокурорами и адвокатами под контролем работников аппарата суда;

архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел;

организации работы с юридической литературой;

получения и обмена информацией с использованием современных электронных средств связи общего пользования.

В этой связи осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению зданий судов, обеспечение зданий судов средствами безопасности и охраны являются по-прежнему актуальными.

В результате проводимой государством судебной реформы качественно и количественно вырос судейский корпус, создан институт мировых судей и повысилось техническое оснащение судов.

Вместе с тем одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по уголовным, гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях.

Судебная реформа привела к существенному повышению требований судов к производству экспертиз. Это определяется не только динамикой количественного роста судейского корпуса, который в сумме составляет более 29 тыс. человек, но и ускоренным развитием института частной собственности в России.

Одним из основных аспектов качества правосудия является осуществление судопроизводства и исполнение судебного акта в разумный срок.

Немаловажным аспектом в решении проблемы сокращения сроков судопроизводства является сокращение сроков производства судебных экспертиз.

Окончание в следующем номере

Процессуальные аспекты образования

Процесс образования есть совместное движение обучающих и обучаемых к целям, опосредствованное культурным содержанием и методами его усвоения и совершаемое в социокультурной среде. В этом процессе постоянно возникает необходимость соотносить образовательное руководство растущим человеком с его активностью и самостоятельностью, в частности, тесно увязывая содержание усваиваемой культуры с наличным знанием учащихся о себе и об окружающем их мире; обеспечивать положительную мотивацию учащихся в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей.

Обучение и воспитание суть стороны единого процесса образования. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке благодаря усвоению объективных значений элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение ценностей, что ведет к формированию личностного, субъективного смысла («значения для меня») того, что усваивается в ходе образования. В то же время любое усвоение ценностей (от гигиенических привычек до высших нравственных ценностей) невозможно без обучения. Семиотическое и аксиологическое начала, таким образом, с необходимостью присутствуют во всех образовательных процессах.

Это единство воспитания и обучения подчеркивается этимологией термина «образование» и современным словоупотреблением в других языках. Русское слово «образование» восходит к немецкому Bildung — выявление и становление образа; приобретение правильных представлений о чем-либо; вхождение в курс дела; усвоение культуры; просвещение, обретение грамотности, хороших манер. В английском языке понятия образования, воспитания и педагогики обозначаются одним словом — education, во французском — образование и воспитание — education.

Движущая сила образовательного процесса — мотивированность учащихся, проявляющаяся в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. В процессе образования происходит постепенное соединение личного опыта растущего человека с социальным опытом, отраженным и закрепленным в образах искусства и в научных понятиях, постепенно расчленяющихся внутри себя, конкретизирующихся, обогащающихся содержанием. Другой компонент этого процесса — рефлексия — необходим для преодоления личностью инертности сначала чувственного мышления, представлений, затем — суждений и, наконец, — самих методов познания, способов мышления.

Принципы структурирования образовательного процесса: интеграция в органическое и сбалансированное целое учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающая полноценное «проживание» детства, отрочества и значительной части юности; выстраивание психологически обоснованной последовательности усвоения культурного содержания и видов деятельности; соединение национального и общечеловеческого с региональным и этническим компонентом цивилизованности; обеспечение условиями (временем, культурным материалом и руководством) развития различных структур способностей в их связи и взаимозависимости у индивидов и групп, а также для успешного самоопределения молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных и общественных отношений.

Динамика образовательного процесса требует постоянного учета обратных связей. Логика его организации диктуется учебной последовательностью, которая имеет два плана: диахронический — возрастную последовательность в освоении различных пластов культуры и синхронический — сочетаемость и взаимодополнительность компонентов этой культуры. Опираясь на сензитивные периоды онтогенеза, образование нацеливается на своевременное усвоение того, без чего затруднительно последующее развитие, например языковых навыков. Одновременно учитывается зависимость последующих восприятий от содержания и объема предшествующих. Чем раньше и качественнее усваиваются растущим человеком образцы высокой культуры, тем менее он восприимчив к культурным суррогатам. По той же причине важно самое раннее по времени его столкновение с высокими образцами вкуса.

Отвечая различной возрастной структуре потребностей и способностей, образование движется от преимущественно переживаемого детьми познания окружающей их среды к рефлективно и активно осваиваемой «вселенной». Сказанное предполагает акцентирование в учебно-воспитательном плане концентрического принципа его построения в разумном сочетании с линейным. С позиций учащихся образовательный процесс предстает в качестве приобретаемого под влиянием школы опыта: понимания, эмоциональной и аналитической оценки доступной части мира, посильной самостоятельной деятельности и общения. Это предполагает единство информирования растущего человека с его деятельностью, т.е. единство ориентирующего в мире и культуре компонента с творчески-деятельностным.

Отбор образовательного материала проводится по критерию полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально-познавательной, эмоционально-ценностной, волевой и физической сторон личности, и культурного содержания, необходимого для выполнения главных видов деятельности на различных уровнях ее сложности. С этой точки зрения процесс образования есть усложняющееся действование растущего человека в специально организованной среде, апеллирующей к его активности, поощряющей ее, насыщающей ее новым, все более трудным, посильным, увлекательным культурным материалом.

Образовательная среда есть постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности растущего человека, включающая в себя все большее богатство опосредствованных культурой его связей с окружающим миром, учащая извлекать познания из собственной деятельности, из наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях (осуществлять перенос, занимающий огромное место в образовательном процессе и в практической жизни).

2. Процессуальный аспект

Включает в себя речевые навыки (лексический, грамматический, орфографический, произносительный) и речевые умения. Речевые навыки – речевые операции, отличающимися такими параметрами, как бессознательность, автоматичность, нормальный темп выполнения, устойчивость. Лекические, грамматические, произносительные и орфографические навыки являются условием формирования умений речевой деятельности (умений говорить, слушать, читать, писать). Условия общения никогда не повторяются, поэтому умения носят творческий характер. Умения различаются по видам речевой деятельности и представляют собой:

А) умение говорить на иностранном языке

Б) умение целенаправленно понимать информацию, как при непосредственном общении, так и при опосредованном общении

В) умение письменно передавать информацию

Г) умение понимать информацию при чтении.

Данные речевые умения не могут быть включены в состав содержания обучения, т.к. они входят в прагматический аспект. Содержание обучения составляют:

1) умения, связанные с интеллектуальными процессами (наблюдать, сравнивать, сопоставлять, предвосхищать, фиксировать) конкретно-практические

2) умения, связанные с организацией учебной деятельности (работать в разных режимах, пользоваться справочниками, контролировать свои действия и др.) лингводидактические

3) компенсационные умения

Отбор содержания обучения ИЯ

Не является постоянным. Меняется с целями. Языковые знания делятся на продуктивные и рецептивные. При отборе содержания следует учитывать специфику школ, условия обучения. В старших классах должно быть ориентирование на профессиональную деятельность.

Отбор проходит по двум принципам:

1) необходимости и достаточности содержания для реализации целей обучения учебному предмету;

2) доступности содержания в целом и его частей для усвоения.

Необходима минимизация содержания обучения – достаточное количество времени для усвоения, чтобы все учащиеся успевали справиться.

Учебные умения

Учебные умения (общие и специальные), приемы и навыки умственной дея­тельности, способы самостоятельного приобретения знаний. Учебные уме­ния, или умения учиться, формируются в процессе учебной деятельности, на структуру и содержание которой накладывает ограничения специфика пред­мета. Являясь объектом усвоения, она диктует сочетание познавательных и других действий, в частности при изучении иностранного языка сочетание перцептивных, мнемических и собственно речемыслительных действий. Обще-логические и общеучебные умения, сформированные на базе родного языка, не всегда функционируют в процессе иноязычной коммуникации, так как не систематизированы и не направлены на определенный вид речевой деятельности.

Целенаправленное формирование у учащихся рациональных приемов ра­боты с учебным материалом обеспечит их дальнейшее использование в само­стоятельной работе и послужит основой для адекватного самоконтроля и са­мооценки. К таким приемам относятся:

• приемы культуры чтения и слушания;

• приемы работы с текстом;

• приемы работы с лексикой;

• приемы краткой и наиболее рациональной записи: заметки, составление плана, написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, рецензий;

• приемы работы с книгой;

• приемы запоминания: структурирование учебного материала, использо­вание особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память (mnemonic techniques);

• приемы сосредоточения внимания;

• приемы работы со справочной литературой: со словарями, энциклопеди­ями, каталогами, справочниками, библиографическими списками (reference skills);

• приемы подготовки к зачетам, экзаменам (examination skills). См.: Matthewn et al. 1991; Jordan 1997; Зимняя 1991; Аттестационные требования 1995.

Учебные стратегии:

Проблема стратегий, способствующих овладению обучающимися иноязычной коммуникативной компетенцией, является предметом исследования многих оте-чественных и зарубежных ученых.

Так Н.Д.Гальскова определяет учебные стратегии как комплекс знаний и умений, способствующих осуществлению иноязычного общения. (Гальскова Н.Д., 2000, с.133). В исследованиях Н.В. Чичериной стратегия обучения трактуется как сис-тема способов самостоятельного совершенствования иноязычных речевых навы-ков и умений (Чичерина Н.В., 1999).Согласно обобщенному определению А.В.Щепиловой, стратегия — это «способы и приемы выполнения задачи, которые человек ставит перед собой».

Некоторые зарубежные исследователи определяют стратегии как интеллектуаль-ное поведение обучаемых в процессе учения с целью лучшего, более быстрого и эффективного изучения языка (Рихтерих Р., 1998, Ричард Дж., Плат Дж., 1992), как способы переработки информации, которые улучшают понимание, ускоряют процесс обучения или сохранения информации (Гарднер Д., Миллер Л., 1999). Р. Оксфорд определяет стратегии как действия, предпринимаемые обучающими-ся для улучшения процесса обучения (Оксфорд Р., 1990).

А. Чэмот и М. Мейли выделяют три группы стратегий изучения иностранного языка: — метакогнитивные стратегии (планирование обучаемыми учебного про-цесса, самопроверка и самоконтроль; самооценка результатов своей деятельно-сти); — когнитивные стратегии (взаимодействие с материалом — группировка, де-дукция, конспектирование и др.); — социально-аффективные стратегии (взаимо-действие с другими обучаемыми, компенсаторные стратегии для выяснения не-понятного) (10).

Наиболее развернутую, теоретически обоснованную и практически исчерпываю-щую классификацию учебных стратегий мы находим у Р. Оксфорд, где учебные стратегии подразделяются на основные и вспомогательные. К основным страте-гиям в концепции Р.Оксфорд, относятся: стратегии памяти (группировка, струк-турирование, создание логических связей, использование образов, звуков и др.); когнитивные стратегии (использование приемов дедуктивного и индуктивного умозаключения, сопоставительного анализа и др.); компенсаторные стратегии (использование синонимов и перифраза, невербальных средств для передачи со-общения и др.). Вспомогательные стратегии составляют: метакогнитивные стра-тегии (определение целей и задач своей учебной деятельности, планирование, самоконтроль и самооценка, организация работы и др.); эмоциональные, аффек-тивные стратегии (умение осуществлять эмоциональный самоконтроль) и соци-альные стратегии (проявление толерантного отношения к другой культуре, коо-перация и сотрудничество, сопереживание, и др.) (15).

Как отмечается в Общеевропейских компетенциях, в процессе взаимодействия, постоянно применяются стратегии продуктивной и рецептивной речевой дея-тельности. Общеевропейские компетенции определяют такие стратегии устной речевой деятельности как: планирование (прогнозирование, т.е. выбор праксео-граммы; определение информационных расхождений и расхождений во мнениях собеседников — как условия успешной коммуникации; выявление предсказуемых элементов; планирование шагов); исполнение, взятие слова (межличностное взаимодействие, реакция на неожиданное, просьба о помощи); оценивание (кон-троль: схема, праксеограмма; контроль: эффект, успех); исправление (обращение за разъяснениями, предоставление разъяснений, восстановление коммуникации) (11).

Формы осуществления правосудия.

  1. I.Формы государственного управления
  2. II.4.1) Исторические формы единоличной власти.
  3. III. Редкие формы
  4. III.1.1) Формы уголовного процесса.
  5. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  6. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 1 страница
  7. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 10 страница
  8. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 11 страница
  9. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 12 страница
  10. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 13 страница

Понятие «вид правосудия» тесно связано с понятием «форма (вид) судопроизводства». Это объясняется тем, что правосудие как вид государственной деятельности реализуется в конкретных, предусмотренных законом процессуальных формах или видах судопроизводств. Перечень таких видов определяется в ст. 118 Конституции РФ и воспроизводится в ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе РФ»: «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».

В реальной судебной деятельности в настоящее время выделяются следующие виды правосудия или формы судопроизводств: конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное.

Из прямого указания конституционного положения выпадает арбитражное судопроизводство. Однако следует сказать, что за последние годы и в связи с принятием новой редакции АПК РФ можно утверждать, что правосудие в арбитражных судах сформировалось в самостоятельный процессуальный вид судопроизводства.

Каждый из названных видов правосудия осуществляется в своей процессуальной форме судопроизводства, предусмотренной специальным нормативным актом — кодексом: арбитражное — АПК, гражданское — ГПК, уголовное — УПК, административное — КоАП или Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде РФ» — конституционное. Для осуществления отдельных видов правосудия могут создаваться специальные суды или их виды. Так, конституционное правосудие осуществляет Конституционный Суд РФ или конституционные суды республик в составе РФ, арбитражное правосудие – арбитражные с уды. Вместе с тем суды общей юрисдикции рассматривают дела и разрешают правовые споры при осуществлении административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Анализ действующего законодательства приводит к выводу, что предметом деятельности судов являются правовые конфликты и споры.

К их числу можно отнести:

1) гражданские споры и дела;

2) уголовные дела и вопросы уголовного наказания;

3) дела об административных правонарушениях;

4) экономические споры, возникающие в сфере предпринимательской деятельности;

5) споры, возникающие из административно-правовых отношений;

6) споры, возникающие из государственно-правовых отношений, и другие.

Перечень правовых споров и «опросов, разрешаемых судом при осуществлении правосудия, достаточно широк. Поэтому для разграничения их между имеющимися судами для определения рамок вида правосудия в законодательстве используются категории подведомственности и подсудности правовых споров и дел конкретным видам судов или судебных органов. Внутри порядка осуществления правосудия (судопроизводства) может быть предусмотрена определенная последовательность рассмотрения правовых споров и дел и проверка вынесенных решений. Эти вопросы связаны с понятием инстанций и их взаимосвязями внутри судопроизводств, например арбитражного — рассмотрение дела по существу, апелляционная инстанция, кассационное и надзорное судопроизводство. В установленных законом случаях решения суда в зависимости от выполняемых инстанций при осуществлении правосудия могут изменяться, отменяться или может выноситься новое решение по правовому спору.

Поэтому можно утверждать, что всякая деятельность суда (судьи) но разрешению любого правового спора в установленных рамках судопроизводства и предусмотренных инстанциях является правосудием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *