Формат мероприятия

Баркемп

Категория мероприятия: networking, налаживание контактов.

Баркемп (англ. BarCamp), или неконференция — международная сеть конференций, которая создаётся её участниками. Конференции этого типа открыты для всех, проходят в формате докладов, тренингов, презентаций, обсуждений. Весь материал предоставляется самими участниками. Часто главными темами таких мероприятий являются: новые медиа, социальные сети, блоги, Веб 2.0, стартапы, open-source и т. п. Однако на сегодня этот формат ушел далеко за пределы IT. .

В отличие от обычных конференций, программа мероприятия формируется самими участниками, а не организаторами. Это самый демократический вид конференций, поэтому он очень популярен в США и Европе. Существует сайт, на котором регистрируются баркемпы — http://barcamp.org/, но в действительности их проходит намного больше. Так в США примерно каждый день проходит несколько баркемпов. По сути феномен баркемпа является результатом таких трендов как user-generated content (UGC) и crowdsourcing. BarCamp часто называют participant-driven event. Мы бы хотели отдельно отметить такие мероприятия, как CityCamp, TransparencyCamp, TransportationCamp, которые близки нашей тематике.

Chris Messina — основатель движения баркемпов. Послушать историю создания баркемпов из уст Криса можно в этом интервью, которое мы взяли у него.

Фонд одним из первых запустил этот тренд в России и активно развивает и пропагандирует формат баркемпов, нами была организована серия баркемпо по разным тематикам: в области стартапов (NevaCamp), права (LegalCamp), программирования (CodeCamp), урбанистики (CityCamp). Сегодня в России организуется много различных баркемпов, если вы хотите организовать такое мероприятие или вам нужна помощь — пишите нам.

Это мероприятие отлично подходит для:

  • развития новых трендов и инновационных направлений. Помогает выявить новых лидеров мнений и проекты.
  • неформальных встреч
  • развития инноваций и сообществ

Хакатон

Категория мероприятия: практическое.

Хакатон (англ. hackathon, от hack (см. хакер) и marathon — марафон) — мероприятие, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы. Сегодня хакатоны уже не относятся к хакерству, это просто марафоны программирования. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели. Формат также ушел за пределы чисто программистских задач .

Наиболее часто встречающийся формат — это двухдневный 24-часовой хакатон. Утром первого дня участники собираются для обсуждения и презентаций идей проектов, следующие 24 часа (до середины следующего дня) они работают над проектом и презентуют его на второй день на закрытии на так называемом «демофесте». В рамках хакатонов зачастую реализуются проекты, которые в обычном режиме делались бы в течении нескольких идей.

Это мероприятие отлично подходит для:

  • быстрого прототипирования
  • быстрого запуска проекта для дальнейшей проверки его жизнеспособности (посмотрите такие понятия как MVP и Lean startups)
  • для развития инноваций, стартап сообщества, генерации новых идей и проектов
  • поиска команды, программистов, дизайнеров и иных специалистов, и имеется возможность убедиться в их профпригодности прежде чем продолжить совместную работу
  • демонстрации лучших решений, команд, проектов
  • для внутренного использования в организации: стимулирование сотрудников к инновациям и team building.

Фонд одним из первых запустил эту серию мероприятий в России. В том числе, принимал участие в организации самой первой серии мероприятий HackDay в Санкт-Петербурге. С 2012 года Фонд организует хакатон по открытым данным.

Сегодня в России организуется много различных хакатонов, если вы хотите организовать такое мероприятие или вам нужна помощь — пишите нам.

Воркшоп

Категория мероприятия: практическое.

Воркшоп (или «мастерская») — вариант практического мероприятия, мастер-класса, в рамках которого участники совместно работают над решением какой-либо задачи, узнают новые технологии, работают совместно. В рамках мероприятия могут проходить мозговые штурмы, think tank, ТРИЗ и др.

Митап

Категория мероприятия: networking, налаживание контактов.

Вариант регулярных встреч по определенной тематике. Обычно проходит 1 раз в неделю, или раз в месяц. или с иной регулярностью. В рамках каждого митапа могут быть организованы разные форматы мероприятия: лекция, воркшоп или что-то иное.

Обоснование социальной значимости

В ходе реализации проекта «Пространство», при поддержке Фонда президентских грантов мы увидели актуальность расширения местного сообщества, посещающего данную культурно-образовательную площадку, на новую целевую аудиторию.
Проведя анкетирование молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет, посещающих «Пространство», мы пришли к выводу о необходимости повышения уровня развития, полезного общения и взаимодействия в более раннем возрасте, чтобы целевая аудитория «Пространства» начиналась с младшего школьного возраста и перетекала в студенческую и взрослую молодежь.
Местом для такого естественного развития и общения могли бы стать городские парки. В то же время в Центральном парке культуры и отдыха имени 1000-летия города Брянска, самом крупном парке области с лесопарковой рощей 290 гектаров, присутствуют только карусели, аттракционы, памятники и отсутствует место для проведения полезного досуга школьников и изучения этого уникального природного объекта. Кроме того собственная хозрасчетная деятельность парков едва позволяет поддерживать имеющуюся базу в удовлетворительном состоянии, в таких условиях школьникам попросту нечем себя занять в парке. Они бесцельно по нему шатаются и попадают в негативную коммуникацию подростковых групп, что в некоторых случаях приводит к подростковым правонарушениям.
Также местом для развития и коммуникации могли бы стать городские библиотеки и детские клубы, но в областном центре слабо развита материальная база культурно-досуговых учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Интерьеры учреждений требуют современного дизайна и оснащения для обеспечения комфортного пребывания получателей муниципальных услуг.

Городские библиотеки по-прежнему остаются технически плохо развитыми, не востребованными у большинства школьников, поскольку их мероприятия и консервативность правил отталкивает данную целевую группу, об этом свидетельствует характеристика текущего состояния отрасли «культура» города Брянска отражённая в постановлении Брянской городской администрации: «Общее состояние библиотек города Брянска низкое: библиотечные фонды не соответствуют интересам пользователей, морально устарели, также морально устарело и оборудование библиотек». Городские клубы дополнительного образования по месту жительства и вовсе морально и технически устарели.
В такой ситуации решением становятся частные клубы и детские центры, предлагающие современные форматы развития, досуга и общения детей, но абонемент на посещение таких центров могут позволить себе немногие родители, особенно если учитывать многодетных родителей или родителей воспитывающих ребёнка в одиночку.
Проведя опрос местного сообщества, родителей с детьми 7-15 лет, проживающих в городе Брянске, мы выявили необходимость в общественном месте для самореализации, практическо-творческой деятельности и организации совместного досуга родителей с детьми.
Общение с родителями зачастую ограничивается помощью в проверке домашних заданий и решении бытовых задач. Семьи не знают, как организовать досуг, особенно если детей в семье несколько, чтобы придумывать что-то «новенькое» зачастую у родителей нет сил и времени.
В результате, мы имеем отсутствие территории для свободного общения между ребятами 7-15 лет, территории для досуговой деятельности и коммуникации между детьми и их родителями, и отсутствие условий для различной деятельности детей, где они могут познавать себя, исследовать реальную жизнь вокруг, заботиться о природе, творить своими руками – все это сейчас заменяет виртуальный мир.
Таким образом, в городе нужно доступное место, которое бы дало возможность ребятам взаимодействовать и развиваться в различных направлениях в парковой зоне, ведь там есть неограниченный ресурс территории на свежем воздухе, таким местом может стать современная библиотека-коворкинг «Пространство».
Развитие проекта «Пространство» позволит создать место, где ребята сами будут инициаторами своей деятельности, где они могут задавать вопросы и искать ответы, не боясь отметок, где родители и педагоги смотрят на воспитание детей с одной стороны, где любую деятельность, интересную современному подростку мы можем упаковать в деятельность, направленную во благо детям и семье, а не создавая пропасть непонимания и скандалов.
Крайне важно создать такое пространство для общения, самореализации, творческой и креативной деятельности, в котором библиотека будет местом для знаний. В ней дети смогут найти свои книги и не только их прочитать, но и обсудить с единомышленниками.
Развитие городского активизма и волонтёрства среди молодежи в культурно-образовательном центре «Пространство» позволит привлечь наставников, желающих работать со школьниками, быть «равным равному», передавать свой опыт и компетенции, увлекая стремлением к развитию и обучению, а также к участию в жизни местного сообщества и решении его проблем в будущем.
(Подробное обоснование проекта в пункте 7.1)

Формат — такое хитрое слово, которое вроде бы всем понятно, но четкое определение сформулировать не получается. Рассуждая о форматах событий, мы сразу начинаем с вопроса, какие бывают форматы, но упускаем момент, когда стоит определиться с терминологией.

Википедия определяет его как «способ построения и подачи, форму проведения какого-либо события, мероприятия», но мне такое определение кажется поверхностным.

Уже после многих постов в рубрике Форматы событий я задумалась о том, что такое формат, синоним ли это к слову «форма» или что-то другое? Как выяснилось, всё-таки другое.

Форматы мероприятий — как жанры в кино

Мне нравится аналогия с жанрами, потому что ее легко развить глубже и тем самым улучшить понимание форматов событий.

Все мы понимаем, чем фильм жанра вестерн отличается от любовной истории или от исторической драмы.

Профессионалы в области сценарного дела знают об этом еще больше и определяют жанры фильмов по четырем конвенциям (общепринятым структурным особенностям):

  • сеттинг (период действия, длительность, локация и уровень конфликта в истории);
  • роли (типичные для жанра герои истории);
  • особые события;
  • ценности.

Известный американский теледраматург Роберт Макки наглядно демонстрирует это в своей книге «История на миллион долларов»:

«У каждого жанра есть свои конвенции, которые определяют структуру истории: позитивный или негативный заряд ценностей в кульминационный момент, например печальный конец в сюжете разочарования; традиционный сеттинг, как в жанре вестерна; общепринятые события, такие как встреча молодого человека и девушки в любовной истории; заранее определенные роли, например преступника в криминальном фильме. Аудитория осведомлена об этих конвенциях и ожидает увидеть их воплощение в фильме».

В форматах событий тоже есть определенные конвенции, которые касаются времени, места, ролей участников.

Точно так же, как зрители в кинотеатрах, участники события, знающие о том, что они идут на конференцию, выставку или семинар, заранее осведомлены о традиционных особенностях подобного типа события, и формируют соответствующие ожидания.

Принадлежность к тому или иному жанру определяется и формальными, и содержательными признаками произведения искусства

Дело не только (и не столько) в форме, но и в содержании самого сюжета истории. Давайте посмотрим на примере.

Фото: howardpa58 via Compfight cc

В вестерне есть узнаваемые формальные и содержательные признаки:

  1. Время действия — вторая половина XIX века.
  2. Место — Дикий Запад со своими характерными пейзажами.
  3. Уровень конфликта обычно завязан на разные социальные группы (племя индейцев и ковбои, стражи правосудия и бандиты, богатые и бедные).
  4. Особые роли — лихой ковбой, шериф, независимый охотник за головами, индейцы, бандиты, невинная главная героиня и т.п.
  5. Особые действия — ограбление, погоня, дуэль и т.п.
  6. Ценностная составляющая — в начале бандиты могут быть во всех смыслах слова «на коне», но в конце добро всегда побеждает зло.

Увидев на экране ковбоев, скачущих по выжженным прериям, мы наверняка скажем: ага, это вестерн! Но если в сюжете фильма не будет содержательных признаков жанра (пункты 3, 5, 6), то можем и засомневаться. Может, это просто любовная история, действие которой происходит на Диком Западе? Или историческая драма?

Как мы видим, жанр — это комплексная характеристика. То же самое можно сказать и по отношению к событиям, если мы применим подход киносценаристов к event-менеджменту. И при таком подходе неверно будет считать «формат» и «форму» синонимами.

Формат в event-менеджменте — это род события, который определяется совокупностью формальных и содержательных признаков.

И, что немаловажно добавить,

эти признаки указывают на конвенции, т.е. договоренности организаторов и участников по поводу сеттинга, ролей и особенностей программы события.

Не хватает только уровня конфликта и ценностной составляющей. Возможно, как раз эта нехватка не дает организаторам событий вывести свои проекты на качественно новый уровень, но об этом мы поговорим в другой раз.

Определение получилось громоздкое, давайте для понимания попробуем применить его на практике.

Возьмем один из устоявшихся форматов — научную конференцию

Какие признаки есть у этого формата?

1. Время/длительность

Конференция чаще всего длится от одного до нескольких дней. Период проведения конференций сильно зависит от отрасли. В каждой отрасли люди обычно знают, что, например, основная масса конференций приходится на март-апрель. Или на конец семестра. Или на конец календарного года.

2. Место

Пространство делится на типичные для конференции зоны: зону регистрации, зал для пленарного заседания и докладов, маленькие залы для специализированных секций и круглых столов, зону обеда и кофе-брейков.

3. Особые роли

Чаще всего это оргкомитет, слушатели, докладчики, приглашенные гости, эксперты. На крупных конференциях, где доклады идут параллельно, бывают кураторы потоков.

4. Особые действия

Программа стандартной конференции всегда будет включать регистрацию участников, приветственное слово на открытии, пленарное заседание, зачитывание и обсуждение тематических докладов, кофе-брейки и/или обеды, а чаще всего и банкет в конце дня.

Практически всегда конференции сопутствует дополнительная культурно-развлекательная программа для гостей и участников из других городов и стран.

И, что примечательно, после конференции обязательно публикуется сборник научных трудов докладчиков: без этого специального события можно было и не собираться, ведь публикации для ученых — это один из важных аспектов профессии.

5. Уровень конфликта = проблематика

Для научных конференций, в отличие от многих других форматов событий, характерно даже наличие «уровня конфликта», который выражается в масштабе проблематики заявленной темы.

Участники конференции могут обсуждать научные проблемы локального, национального или международного характера. Могут сфокусироваться на вопросах взаимодействия с другими социальными группами (например, взаимодействие науки с бизнесом, государственными структурами или НКО). Уровень проблематики обычно заявлен в теме и целях конференции.

Фото: конференция EURAM2015. KozminskiUniversity via Compfight cc

Как мы видим из разбора примера научных конференций, их формат (или жанр) — это набор и формальных, и содержательных особенностей. Точно так же мы могли бы разобрать каждый формат и научиться пользоваться ими так же ловко, как это делают писатели и сценаристы.

Форматы могут быть гибкими и жесткими

В фильмах конвенции могут быть более или менее условными. Например, в том же вестерне конвенция по поводу времени и места действия — практически нерушимая, но роли и особые события могут сильно разниться от фильма к фильму.

В каких-то фильмах шериф справедливый, а вождь индейцев — злой. В каких-то — наоборот. В каких-то может отсутствовать ограбление поезда, но зато присутствовать погоня на повозках.

Также в организации мероприятий бывают жесткие форматы (они часто бывают лицензированные, брендированные) и гибкие.

Жесткие форматы событий

В жестких, как правило, конвенции определены изначально и подробно прописаны.

Один из ярких примеров — вечеринки PechaKucha Night. Создатели формата подробно прописали длительность выступлений спикеров, особенности использования слайдов, даже лежащие в основе формата принципы и атмосферу.

Другой пример — конференции TED. Если вы хотите организовать мероприятие в духе TED в своем городе, то вам необходимо получить лицензию TEDx. В условиях использования лицензии, опять же, подробно расписано, что и как делать, чтобы ваше событие соответствовало международному формату.

Гибкие форматы событий

Гибкие форматы — на то и гибкие, что их конвенции весьма условны и каждый организатор может нарушать их, переосмыслять творчески, находить новые варианты составления программы или организации пространства.

К гибким форматам мы можем отнести тематические и бизнес-завтраки. Этот формат не лицензирован, не имеет четких правил, что можно делать, а что нельзя. Кое-какие черты остаются неизменными (время проведения и длительность), но практически нет правил составления программы, выделения особых ролей участников.

Зачем организатору событий понимать особенности форматов

Мне кажется, многие организаторы в погоне за «фишками» и из желания удивить участников упускают из внимания особенности формата события, с которым работают.

Если бы мы все лучше разбирались в форматах мероприятий, то находили бы лучшие способы удовлетворить устоявшиеся конвенции и творчески переосмыслить необязательные элементы своих событий. Как пишет тот же Роберт Макки:

Для предвосхищения ожиданий аудитории вы должны в совершенстве владеть выбранным жанром и его конвенциями.

Сценарист обращается к конвенциям жанра, чтоб реализовать их кое-где традиционным, а кое-где необычным образом, за счет чего он и попадает в ожидания зрителей, и одновременно превосходит их. Не знающий конвенций сценарист может уповать только на удачу.

И, наконец, давайте признаем: бывают форматы устоявшиеся и экспериментальные. Если научная конференция — это устоявшийся формат, в котором все конвенции более-менее определены, то митап — формат довольно молодой и пока что экспериментальный. Каждый организатор наполняет его как может, а потому границы жанра могут размываться.

Чтобы создавать новые уникальные форматы и отличаться от других в глазах участников, каждый организатор должен понимать, как и почему работают существующие.

Тогда в выигрыше окажутся и сами организаторы, и участники, которые получат новый богатый опыт, а также будет расти и развиваться event-отрасль в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *