Библиографический список
1. Фрейлих. С.И. Теория кино / С.И. Фрейлих. — М.: Академия. 2002. — С. 86.
2. Ратников, Г.В. Жанровая природа фильма/Г.В. Ратников. — Минск. 1990. — С. 169.
3. Пейцман, Е. Очерки философии кино / Е. Вейцмап. — М.: Искусство, 1978. — С. 196.
4 Фрейлих, С.И.Теория кино/С.И. Фрейлих. — М., 2004. -С. 51.
6. Соболев. Р.ГТ. Что такое язык кино? / Р.П. Соболев. — М.: Искусство — 1983. — С. 37.
7. Ждан, В.В. Эстетика фильма/В.В.Жл#м*.—М., 1982 —С. 170.
8. Вейцмап, Е. Очерки философии кино / Е. Вейцмап. — М.: Искусство. 1978 — С. 199.
ХИЛЬКО Николай Федорович, доктор педагогических наук, доцент кафедры кино-, фото-, видео-творчества.
Адрес для переписки: e-mail: fedorovich59@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.02.2010 г.
© Н. Ф. Хилько
УДК 069: 316.61:615.851.82 Q g ДШАЕВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ФОРМЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ С ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В статье исследуются проекты, в результате реализации которых создаются новые условия для восприятия музейной среды, творческого развития детей и преодоления социокультурной изоляции людей с ограниченными возможностями. В основу легли различные подходы исследователей и практиков в области музейного дела и арт-терапии России и зарубежных стран.
Ключевые слова: культурно-образовательная деятельность музея, инвалиды в музее, арт-терапия.
Музеи, местные власти, правительство, ответственные за музейную политику, давно признают музейный потенциал в сфере формального и неформального образования. Именно в последние годы происходит новый этап в музейном образовании кик п зарубежной, гак и в отечественной практике. Расширяя свою образовательную деятельность, музей выходит на новый уровень. Появляется четкое осознание того, что музей обладает потенциальными возможностями воздействия на человека, что представляется особенно актуальным в настоящее время.
В музееведческой литературе идут активные обсуждения вопросов по выстраиванию системы музейного «обслуживания» людей с ограниченными возможностями. Им посвящаются конференции, обучающие семинары по обмену опытом, организовываются акции, занятия, готовятся специализированные программы.
Объем статьи не позволяет в полной мере осветить все аспекты работы сданной категорией людей в музее, поэтому мы выделим несколько основных блоков. Э го арт-терапия в музее, как явление современной жизни и формы культурно-образовательной деятельности с людьми с ограниченными возможностями в музее. Затронем отечествошп.те музеи разных профилей, учи тывая специфику их работы, а также
обратимся к опыту зарубежных стран. Например, Англии и США, которые стоят у истоков процесса развитая арт-терапии в музее. Их работа существенно отличается от процесса развития арт-терапии в России.
Культуролог Стивен Вейл .
Данный обзор музейных программ говорит нам, что в разных странах мира уделяют все больше внимания вовлечению людей с ограниченным зрением (или вовсе лишенных его) в полноценную жизнь. Россия, к счастью, не исключение. Приведем несколько примеров.
В Павловском дворце бывшие владельцы начали эту работу еще двести лет назад. В 1806 году императрица Мария Федоровна инициировала организацию в селе Павловское первой в России школы для
детей с проблемами слуха. Сохраняя эту благородную историческую традицию, сотрудники Школы искусств при музее-заповеднике, совместно со специалистами из области сурдопедагогики вполне успешно реализуют музейные программы для детей с ограниченными возможностями. Сотрудники музея регулярно организуют занятия для учащихся Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха с использованием слайдов и видеофильмов, предваряющих выход в музейные залы, а также занятия к мастерских реставраторов музея, в парке и его павильонах |6]. Музей-заповедник работает не т олько с детьми с проблемами слуха, но и с проблемами опорно-двигательного аппарата. Всего за год ого посещают более 200 детей, для которых иногда программа является единственным шансом увидеть мир. В настоящее время музей принимает детей, передвигающихся на колясках. В наличии Павловского дворца специальное оборудование подъемники для колясок. Также в наличии музея-заповедника специальное транспортное средство («веселый паровозик») для передвижения но парку. Разработан специальный маршрут. Также приобретено аудиооборудование (радиомикрофон с комплектом радионаушников) для людей с ослабленным слухом для экскурсий по парку. Не менее важное для современного музейного сервиса, произведено переоборудование туалетов для инвалидов-колясочников.
Целенаправленно стали работать российские музеи с этой категорией посетителей лишь с 1990-х годов. Исключением является Дарвиновский музей. Он обслуживает посетителей с ограниченными возможностями (ипвалидов-колясочпиков, слабослышащих и слепых) более 80 лет. Основатель и первый директор музея Александр Федорович Коте проводил экскурсии для слепых студентов с середины 1920-х годов. В годы Великой О течественной войны музей посещали организованные группы раненых и инвалидов. С 2002 года работа с инвалидами в музее перешла на профессиональную основу, стала более систематизированной. Достижения музея в области работы но обслуживанию иосетителей-инвалидов отмечались на выставках «КЕНА-2003» в Дюссельдорфе (Германия).
В настоящее время все выставки, проходящие в Государственном Дарвиновском музее, доступны для посетителей с различными формами ограничения здоровья: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих, с нарушениями умственного развития и аутизмом, слепых и слабовидящих. На экспозиции используются всевозможные приспособления: тактильные средства информации (этикетаж) с буквами, цифрами по Брайлю, размещенные па высоте 60 — 110 см. Ежегодно музей предоставляет свои выставочные площади для творческих работ инвалидов.
Государственный Русский музей стал первым музеем, разработавшим программу, адресованную детям с ограниченными возможностями. Благодаря развитию идей «гуманистической психологии и педагогики» (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс), укоренившихся в музейно-образовательной деятельности последнего времени, авторам программы «Шаг навстречу» удалось выработать дифференцированный подход к этой особой аудитории. Подход, учитывающий потребности этой аудитории и ее возможности |7|. С 1991 года арт-терапевтическая работа проходила в музее с использованием художественной студии и экспозиции музея. Он является
уникальным, в том числе и для мировой арт-тераневтической практики.
Как было сказано выше, в Русском музее арт-герапия стала одним из основных направлений деятельности. Началось все с опыта студийно-выставочной работы с детьми, имеющими трудности в развитии, сегодня акцент сделан на широкий спектр общественно значимых проблем, среди которых особое место занимает наркотическая зависимость. Отечественные арт-терапевтические практики и художники, актеры, музыканты благодаря накопленному опыту творчески помогают детям «с проблемами», используя формы и методы работы в условиях музейной экспозиции: единство эстетических, арт-терапевтических и нсихокоррекциоииых задач.
Исследование показывает, что уже на протяжении многих лет в российских музеях разрабатываются и реализуются программы для людей с ограниченными возможностями. Большее внимание уделено дет ской аудитории.
Именно по этому пути пошли в Государственном Эрмитаже, разработав трехгодичную программу «Прошлое на кончиках пальцев» при участ ии школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей. Практическая сторона занятий включает освоение различных творческих навыков: рисование на вертикальной поверхности в стиле наскальной живописи под этническую музыку, лепка глиняной посуды различных эпох и пр. В специально оборудованном классе посетители воспроизводят процесс археологических раскопок музейными средствами.
В музее «Огни Москвы» с 2004 года реализуется программа д\я слепых и слабовидящих детей «Я вижу солнце». Первая часть программы — экскурсия, на которой у ребят есть возможность почувствовать атмосферу и особенности старинного здания: прикоснуться к каменной кладке мощных стен, заметить различия в акустике залов, «осмотреть» экспонаты руками. Во время демонстрации светящихся экспонатов учителя из интернатов следят, чтобы каждый ребенок правильно сфокусировал взгляд на предмете. Вторая часть — интерактивная постановка «Сказки о длинненьких и кругленьких человечках» Романа Сефа, сопровождавшаяся записью журчания ручья, пения птиц, голосами домашних животных, играми и ганцами.
Большое количество проектов и в других регионах страны. В Национальном музее Республики Коми проект «Плетение словес» стал продолжением многолетней работы с детьми с ограниченными возможностями. Была создана специальная нчощадка для совместной работы обычных детей и детей с нарушением интеллекта — идея совместного творчества, чтобы сломать стереотип взаимоотношений между здоровыми и «другими» детьми. Л ведь изолированность специальных воспитательных учреждений для людей с ограниченными возможностями приводит к исключению ребенка из многих социальных связей.
В 2001 году стартовал проект «Руками трогать» — проект, подготовленный специалистами Областного краеведческою музея им. Алабина в Самаре. Слепые и слабовидящие дети потрогали руками модели жилищ пародов мира, выполненные из нат уральных материалов. Впервые подобный проект был реализован в Новосибирске и вызвал огромный резонанс. Самара — второй город, решившийся на подобную акцию.
В 2002 году Иркутский художественный музей имени Сукачева провел акцию «Мир познаю
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ вРСТНИК №4 (в»> 5010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВ08ЕДСНИ£
руками». Слепые и слабовидящие иркутяне смогли «увидеть» копии реликвий античного искусства.
В Тульской областной специальной библиотеке ЛЛЯ слепых в 200(> ГОДУ открыли музой декоративно-прикладного искусства народностей, проживающих на территории региона. Проводятся вечера культуры для незрячих людей, постоянно действует выставка творчества инвалидов «Отувлечения к мастерству».
В музеях США, Англии, Швеции, Голландии, Германии и других европейских стран уже давно существует хороню налаженная система работы с детской аудиторией и депривированными слоями населения. По всей России наблюдается новое направление работы с использованием арт-тера-певтических технологий не только в лечебных, но и в разного уровня образовательных и досуговых учреждениях. Именно музой может внести особенно ценный вклад в процесс реабилитации и социальной адаптации детей с психическими нарушениями, слабовидящими, слабослышащими и др. Ребенку с ограниченными возможностями работа с художественными материалами, занятия музыкой, драмой, танцами, встречи с произведениями искусства на музейной экспозиции помогают побороть негативные психологические состояния, приобрести навыки межличностного общения.
Основными формами работы в отечественных музеях по-прежнему остаются традиционные экскурсии, а также адаптированные экскурсии. Несомненным плюсом многих занятий является наличие тактильного материала: рельефные картины, скульптуры, оружие и прочее техническое сопровождение занятий-маленькие магнитофоны с записью экскурсии и руководством для ориентирования в помещениях музея.
Помимо названных традиционных форм, таких как экскурсии и лекции, используются современные формы работы с посетитолями-инвалидами:
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— аудио-экскурсии;
— интерактивные постановки;
— музейные игры для детей;
— показ экспонатов в действии;
— разнообразные музейные праздники —комплекс форм научно-просветительной работы, все элементы которого объединены единой темой, при обязательном использовании музейных предметов, активном участии посетителей, использовании праздничных атрибутов, соблюдении ритуальности, использовании элементов театрализации;
— экскурсии со звуковым сопровождением (с элементами музыкальной терапии);
— экскурсии с элементами игровой терапии;
— экскурсии с элементами песочной терапии;
— экскурсии с элементами сказкотерапии и пр.
Мы видим, что в музеях создаются специальные
классы, проводятся всевозможные акции, мероприятия, разрабатываются музейные программы, адаптируются экскурсии но музею, ведется музейно-терапевтическая работа с людьми с синдромом Дауна, с детьми с задержкой психического развития, систематизируется работа социально-культурной реабилитации незрячих детей на экскурсиях.
Если говорить о работе музеев с молодым поколением посетителей, то здесь ость схожие и различные моменты. Все мероприятия, проводимые музеями, не рассчитаны на случайных посетителей, а имеют строгую упорядоченность в выборе возраста, методов и ме тодик работы с определенной аудиторией. Все мероприятия, устраиваемые для детей, имеют под собой обязательно игровую основу. В боль-
шинстве своем музеи стремятся к созданию долговременной музойно-подагогической программы, часто рабо тают с одним и тем же контингентом детей, тесно сотрудничают с учителями, со спецшколами, интернатами.
В российских музеях музейной педагогикой занимаются отнюдь не профессионалы и даже не всегда люди, получившие музеологическое образование, не говоря ужо о музейно-педагогическом, арт-терапевтическом образовании. Как правило, это энтузиасты своего дела, интуитивно чувствующие, как его лучше организовать и построить арт-терапев-тическую работу музейными средствами. Также не наблюдается системный подходв организации данной работы.
Актуальными остаются задачи, во-первых, технического переоборудования музеев, чтобы музейная экспозиция была более доступной {оснащение, пути передвижения, акустика, структура выставочного пространства); во-вторых, адаптации экскурсионных программ; в-третьих, обучения дополнительного числа сотрудников музея, владеющих особыми методиками работы с каждой из категорий таких посетителей, в идеале — моделирование программ коррекции и развития.
11а основе этих выводов можно утверждать, что отечественные и зарубежные музеи работают в одном направлении и уже сейчас могут использовать опыт работы друг- друга. Исследование показывает наличие перспективы для работников сферы культуры в развитии данных форм работы с людьми с ограниченными возможностями.
Изучив опы т работы российских и зарубежных музеев, автор подготовил проект для людой с ограниченными возможностями «Добрая палитра» на базе Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Работа в данном направлении осуществляется вместе с сотрудниками отдела «музейной педагогики». Ведется подготовка методического пособия, содержащего рекомендации по работе с «особыми» людьми, пришедшими в музей.
Библиографический список
1. Weil, S. Making Museums Matter / S. Weil. — Washington DC and London: Smithsonian Institution Press, 2002. — P. 55.
4. Столяров, Б.А. Музей в пространство художественной культуры и образования: учеб. пособие / Б. А. Столяров. — СПб.. 2007 — С. 31.
5. Незрячий да увидит! // Новый меценат. — 2006. — Спец. вып. — С. 44.
6. Васильев, В. Музей становится доступным /П. Васильев// Музей. — 2008. — N0 4. — С. 24-25.
АШАЕВАСветлана Васильевна, аспирантка и ассистент кафедры музеологии, экскурсоведения и туризма.
Адрес для переписки: e-mail: kulyamzina_sveU@mail.ru