ФЗ 153

Внесение проекта закона Московской области на рассмотрение Думы:
Проект закона.
Пояснительная записка.
Финансово-экономическое обоснование.
Перечень законов, которые должны утратить силу, быть приостановлены, изменены или приняты в связи с принятием данного закона.

Рассмотрение проекта закона Московской области в первом чтении:

Постановление Московской областной Думы от 26.12.2013 № 16/73-П (одобрить проект закона).
Одобренный проект закона.
Рассмотрение проекта закона Московской области во втором чтении:

Постановление Московской областной Думы от 23.01.2014 № 4/75-П (принять за основу проект закона).Проект закона, принятый за основу.

Рассмотрение проекта закона Московской области в третьем чтении:

Постановление Московской областной Думы от 06.02.2014 № 4/77-П (принять закон).
Закон, принятый в целом.

Подписание Закона Московской области: 17.02.2014 № 10/2014-ОЗ

Опубликование Закона Московской области: Интернет-портал Правительства Московской области 19.02.2014

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Московской области «Об использовании лесов на территории Московской области»
Статья 1
Внести в Закон Московской области № 104/2007-ОЗ «Об использовании лесов на территории Московской области» (с изменениями, внесенными законами Московской области № 54/2008-ОЗ, № 245/2008-ОЗ, № 73/2009-ОЗ, № 149/2009-ОЗ, № 70/2010-ОЗ) следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливает:
правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
порядок заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд;
порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд;
исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников;
порядок дополнительного финансирования осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.»;
2) в статье 2:
части 5, 6, 10 признать утратившими силу;
часть 7 изложить в следующей редакции:
«7. Для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства лица, использующие леса, могут размещать на лесном участке объекты охотничьей инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также объекты лесной инфраструктуры в соответствии с перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденным Правительством Российской Федерации.»;
3) статью 4 изложить в следующей редакции:
«Статья 4. Порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд
1. Граждане вправе заготавливать древесину для целей:
строительства, ремонта, реконструкции жилых строений, жилых домов, хозяйственных построек;
отопления жилых строений, жилых домов и хозяйственных построек.
2. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд не является предпринимательской деятельностью и осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Леснымкодексом Российской Федерации.
3. В целях заготовки гражданами древесины для собственных нужд предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.
Заготовка древесины для целей отопления осуществляется в первую очередь в порядке очистки лесных насаждений от захламленности, уборки ветровальных, буреломных, усыхающих, сухостойных, поврежденных болезнями и вредителями деревьев, при проведении выборочных рубок, а также при проведении сплошных рубок в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, в перестойных насаждениях.
4. При заготовке древесины для собственных нужд граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах.
5. При заготовке древесины для собственных нужд граждане не вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.
6. Рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины для собственных нужд осуществляются гражданами в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений.»;
4) статью 5 изложить в следующей редакции:
«Статья 5. Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан
1. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан заключаются без проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
2. Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан и его примерная форма устанавливаются Правительством Московской области.
3. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан определяется по ставкам, устанавливаемым Правительством Московской области.
4. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан не может превышать один год.»;
5) статью 71 дополнить абзацами следующего содержания:
«Заготовка елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в первую очередь производится на специальных плантациях, лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализированные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площади, где не требуется сохранения подроста и насаждений).
Допускается заготовка елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников из вершинной части срубленных елей.»;
6) дополнить статьей 72 следующего содержания:
«Статья 72. Финансирование осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации
1. Финансирование осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
2. Дополнительное использование материальных ресурсов и финансовых средств Московской области для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации, переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривается в рамках государственных программ Московской области.».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьёв
» 17 » февраля 2014 года
№ 10/2014-ОЗ
Принят постановлением
Московской областной Думы
от 06.02.2014 № 4/77-П

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О МИКРОФИНАНСОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Принят

Государственной Думой

18 июня 2010 года

Одобрен

Советом Федерации

23 июня 2010 года

Статья 1

«4.1) за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций — 1 000 рублей;

4.2) за выдачу дубликата свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций взамен утраченного или пришедшего в негодность — 200 рублей;».

Статья 2

«микрофинансовые организации.».

Статья 3

1) дополнить статьей 15.26.1 следующего содержания:

«Статья 15.26.1. Нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности

Нарушение микрофинансовой организацией обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.»;

2) утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 249-ФЗ.

Статья 4

Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006) после слов «консультационные центры» дополнить словами «, микрофинансовые организации».

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

5 июля 2010 года

N 153-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 153-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона

Приказ Росфинмониторинга от 27.12.2010 N 367 О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 октября 2009 г. N 245

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3553) приказываю:

Пресс-релиз Росфинмониторинга от 20.01.2011 «Информационное сообщение для микрофинансовых организаций»

4 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 5 июля 2010 года N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в соответствии с которым к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены микрофинансовые организации.

Приказ Росфинмониторинга от 14.03.2011 N 87 «О внесении изменений и дополнений в Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденные Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103»

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3553) и Рекомендациями по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 967-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст. 3377) приказываю:

Пресс-релиз Росфинмониторинга от 09.07.2010 «О микрофинансовых организациях»

5 июля 2010 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», вступающий в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 7 июля 2010 года).

Об обеспечении доступа к информации
о деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления

(информация подготовлена комитетом по законности, правопорядку и защите прав граждан на зональное совещание руководителей представительных органов Барнаульской группы территорий

10 декабря 2010 года)

Статьей 24 Конституции РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить право каждого на доступ к информации, затрагивающей его права и свободы.

В самом общем виде об этом праве говорится в Указе Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», согласно которому деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Право на доступ к информации закреплено в ст. 38 Федерального закона от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О средствах массовой информации», согласно которой граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Однако во всех вышеперечисленных правовых актах не был определен конкретный механизм реализации указанного права и, прежде всего, в отношении сведений о деятельности государственных органов. Не установлена и ответственность государственных и муниципальных органов и должностных лиц за его нарушение.

Законы о доступе к информации о деятельности государственных органов были приняты только в последние годы. Речь идет о федеральных законах от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Именно эти законы стали базовыми правовыми актами, регулирующими отношения в сфере реализации конституционного права на доступ каждого к информации, затрагивающей его права и свободы. При этом первый из указанных законов № 8-ФЗ установил общий порядок обеспечения доступа к информации, а второй № 262-ФЗ установил специальный порядок, который касается только особых видов государственных органов — судов.

Рассмотрим некоторые основные положения Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В качестве пользователей информацией согласно статье 1 указанного закона выступают не только физические и юридические лица, общественные объединения, но также и государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии со ст. 4 являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В ст. 6 определены основные способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления — также муниципальными правовыми актами.

Указанные способы не равнозначны. Как показывает практика, важное значение имеют такие способы, как получение информации по запросу пользователя и размещение ее в сети Интернет.

Под запросом в Федеральном закона № 8-ФЗ понимается обращение пользователя в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа. В ч. 2 ст. 18 названы те положения, которые должны содержаться в запросе и которые касаются информации о заявителе, но не содержания запроса. Установлено, что анонимные запросы не рассматриваются. Государственным органам и органам местного самоуправления предоставлено право уточнять содержание запроса (ч. 8 ст. 18).

Обращаться с запросом может пользователь информации — гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, а также органы публичной власти, осуществляющее поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Обращение с запросом может быть осуществлено как непосредственно, так и через представителя, полномочия которого оформлены в соответствии с законодательством.

Исходя из конституционного смысла права на получение информации запрашиваемая информация должна касаться прав и свобод тех субъектов, которые обращаются с запросом. Вместе с тем следует учитывать норму закона (п. 3 ст. 8), согласно которой пользователь информации имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой неограничен.

Согласно ч.1 ст. 7 закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа, что является особенностью данного закона.

Законом установлены требования к запросу, срок и порядок предоставления информации, требования у ответу на запрос.

Что касается такого способа получения информации, как размещение информации в сети Интернет, то, на наш взгляд, на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложены серьезные обязательства.

Закон устанавливает, что в целях реализации права граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района (ч. 1 ст. 10 закона). При этом в ст. 1 закона официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления определяется как сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Помимо этого, в ст.13 закона определена информация о государственных органах, органах местного самоуправления, которая должна быть, размещена в сети Интернет. При этом установлено, что информация в зависимости от сферы деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления должна содержать:

1) общую информацию об органе государственной власти, органе местного самоуправления;

2) информацию о нормотворческой деятельности;

3) информацию об участии органа государственной власти, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности;

5) информацию о результатах проверок, проведенных органом государственной власти, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями, а также информацию результатах, , проведенных в указанных органах и организациях;

6) тексты официальных заявлений и выступлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления;

9) информацию о работе с обращениями граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления.

При этом установлена возможность расширения состава этой информации в соответствии с перечнями, утверждаемыми органами государственной власти, а в отношении информации об органах местного самоуправления — в соответствии с перечнями, утверждаемыми органами местного самоуправления.

Законом достаточно подробно определены правила организации предоставления информации.

В соответствии с законом функции по обеспечению пользователей информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляются уполномоченными подразделениями и должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления. Так, согласно п. 2 ст. 9 закона государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

В законе устанавливается, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть предоставлена бесплатно или за плату. Так, согласно ст. 21 закона пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе следующая информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

1) передаваемая в устной форме;

2) размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;

3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией;

4) иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.

В остальных случаях информация предоставляется за плату. Кроме того, за плату предоставляется и указанная в ст. 21 информация в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом нельзя обратить внимание на противоречие указанного положения ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», согласно которому установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами. А в данном случае эти вопросы решаются на уровне постановления Правительства РФ.

Помимо платы за собственно информацию оплачиваются также расходы на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, а также расходы, связанные с их пересылкой по почте.

В ч. 1 ст. 20 установлены основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Закон устанавливает порядок контроля и надзора за соблюдением права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Функции контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления возлагаются на уполномоченных должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 24 Закона надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 8 Закона пользователь информацией имеет право требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В данном случае имеется в виду ст. 1069 ГК, которая называется «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами». Согласно указанной статье вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В ч. 2 ст. 23 закона говорится, что если в результате неправомерного отказа в доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю информацией были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В развитие Федерального закона № 8-ФЗ было принято постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», которым были утверждены:

перечень информации о деятельности Правительства Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет;

требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет;

перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет.

Аналогичные акты приняты и иными органами исполнительной власти РФ.

Однако далеко не все подзаконные акты приняты, в том числе остается открытым вопрос о порядке взимания платы за предоставление информации.

На региональном уровне в большинстве субъектов РФ были приняты собственные законы, направленные на регулирование данных отношений. В Алтайском краевом Законодательном Собрании также рассматривался вопрос о необходимости и целесообразности подготовки такого закона. После проведения консультаций с Администрацией Алтайского края было принято решение, что на данном этапе первоочередной задачей в рамках реализации Федерального закона № 8-ФЗ должна стать организация обеспечения доступа к информации в соответствии с требованиями указанного федерального закона. А следующим шагом может быть подготовка краевого закона с учетом вопросов, возникающих в практике и требующих правового регулирования.

Отдельные вопросы, связанные с предоставлением информации, нашли развитие в законе Алтайского края от 3 июня 2010 года «О противодействии коррупции в Алтайском крае», который закрепил обязанность государственных органов и органов местного самоуправления предоставлять информацию, связанную с противодействием коррупции (ст. 12).

9 июня 2009 года руководителями Алтайского краевого Законодательного Собрания, Администрации Алтайского края, Счетной палаты Алтайского края, Избирательной комиссии Алтайского края, Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае был утвержден план мероприятий по реализации Федерального закона № 8-ФЗ, который предусматривает в срок до конца 2009 года выполнение его основных требований, в том числе предусмотрено:

создание государственными органами и органами местного самоуправления собственных сайтов,

создание пунктов подключения к сети Интернет в доступных для посещения местах,

размещение в помещениях, занимаемых государственными органами и органами местного самоуправления, информационных стендов с текущей информацией о их деятельности,

обеспечение присутствия на заседаниях коллегиальных органов граждан и представителей организаций.

Указанные мероприятия предусмотрены как в отношении государственных органов, так и в отношении органов местного самоуправления. При этом, планом закреплено, что Управление Алтайского края по печати и информации оказывает методическую помощь органам местного самоуправления, готовит рекомендации по правовому регулированию отношений, связанных с обеспечением доступа к информации.

По прошествии года после утверждения плана можно подвести предварительные итоги его выполнения и реализации федерального закона. Очевидно, что далеко не все выполнено. Государственным органам и органам местного самоуправления необходимо организовать выполнение требований федерального законодательства, в том числе разработать необходимые акты, проанализировать административные регламенты органов, положения о структурных подразделениях, должностные регламенты на предмет закрепления в них соответствующих обязанностей и ответственности. Работа, связанная с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, должна носить системный характер. Руководители государственных органов и органов местного самоуправления должны провести проверку выполнения плана и реализации законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *