ФЗ 190 об обращении с радиоактивными отходами

Предисловие

С 15 июля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за исключением отдельных норм. Его принятие связано с реализацией Российской Федерацией международных обязательств, принятых в рамках Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 5 сентября 1997 г.), которая была ратифицирована Российским государством в апреле 2006 г. Кроме того, по оценкам специалистов, в настоящее время на территории России накоплено от 500 до 600 млн т радиоактивных отходов, большая часть из которых относится к так называемым особым радиоактивным отходам, создающим огромную потенциальную опасность радиоактивного загрязнения окружающей среды. Отсутствие действенных механизмов ставит перед государством задачи, требующие глубокого осмысления новых подходов, новых форм и методов правового регулирования в области обращения с радиоактивными отходами.

Впервые в российской истории предпринята попытка создать единую государственную систему по обращению с радиоактивными отходами, причем национальную правовую систему, универсальную, распространяющуюся на все отношения по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению отходов, на все организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами» определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, Государственной корпорации «Росатом» по регулированию и контролю в сфере обращения с радиоактивными отходами, устанавливает требования по хранению и захоронению радиоактивных отходов, а также по осуществлению контроля за радиационной обстановкой и радиационному мониторингу. Кроме того, в целях сокращения и предотвращения аварий при обращении с радиоактивными отходами на территории России на их производителей возлагаются дополнительные обязанности по финансовому обеспечению деятельности, связанной с обращением радиоактивных отходов.

Подробно регулируются отношения по учету и контролю всех радиоактивных отходов, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе отношения по регистрации радиоактивных отходов и пунктов их хранения.

В Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами» включены новые для российского законодательства институты и нормы: национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами, в полномочия которого прежде всего входит осуществление мероприятий по безопасному захоронению радиоактивных отходов; специализированные организации, которые на платной основе будут выполнять работы и оказывать услуги по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению отходов; формирование специализированного резерва за счет отчислений производителей радиоактивных отходов для финансирования мероприятий по их захоронению; и т. п.

Комментарий носит научно-практический характер. Его основная цель – разъяснение норм Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами» для их правильного толкования и применения на практике. Автор не претендует на бесспорность своих суждений, но надеется, что, несмотря на дискуссионность ряда разъяснений, комментарий даст читателям ориентир в сложных вопросах применения Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами».

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области обращения с отработавшим ядерным топливом.

Статьей 1 Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон, Закон, Закон об обращении с радиоактивными отходами) установлена сфера его применения.

Действие Закона распространяется на разные виды деятельности, связанные с обращением радиоактивных отходов, к числу которых прежде всего относятся:

сбор радиоактивных отходов. Такие отходы образуются при использовании радионуклидов в медицине и научно-исследовательских организациях, при применении радиоактивных веществ в промышленном производстве, при реабилитации территорий, загрязненных радиоактивными веществами, а также при радиационных авариях. Сбор радиоактивных отходов осуществляется, как правило, в местах их образования с учетом радиационных, физических и химических характеристик;

сортировка радиоактивных отходов. Сортировка является очень важной стадией обращения с отходами, так как во многих случаях включает их разделение на радиоактивные и нерадиоактивные составляющие. Как следствие, сортировка направлена на разделение отходов по различным категориям для подготовки их к последующей переработке по принятым технологиям;

переработка радиоактивных отходов. По возможности радиоактивные отходы должны переводиться в физически, химически и биологически инертное состояние посредством, например, регулирования химического состава, дезактивации и др.;

кондиционирование радиоактивных отходов. Важной стадией обращения с радиоактивными отходами является их кондиционирование, состоящее из таких операций, в процессе которых уменьшается объем радиоактивных отходов и их превращают в форму, приемлемую для перевозки, хранения и захоронения. Кондиционирование может включать операции по изготовлению упаковок отходов, пригодных для безопасного хранения и перевозки, а также помещение радиоактивных отходов в контейнеры;

перевозка радиоактивных отходов. Транспортировка радиоактивных отходов создает дополнительный риск радиоактивного загрязнения окружающей среды, и поэтому радиоактивные отходы перевозят в твердом и жидком виде, в отличие от газообразных, которые, как правило, для снижения их активности выдерживают в местах их образования;

хранение радиоактивных отходов. Хранение, главным образом состоит в том, что радиоактивные отходы помещаются в установку для хранения при соответствующем обеспечении безопасности с возможностью последующего их извлечения;

захоронение радиоактивных отходов. Захоронение включает операции, цель которых состоит в обеспечении безопасной изоляции радиоактивных отходов от человека и окружающей среды на длительный период времени, как правило, с невозможностью доступа к ним.

По общему правилу Закон применяется ко всем отношениям, связанным с обращением радиоактивных отходов на территории Российской Федерации. Вместе с тем предусмотрены ограничения действия комментируемого Закона в отношении обращения с отработавшим ядерным топливом. Необходимо учитывать, что выработка электрической энергии с помощью ядерной энергии приводит к образованию особых радиоактивных отходов, извлекаемых из ядерных реакторов атомных электростанций и других установок, которые принято именовать «отработавшее ядерное топливо». Такое топливо по общему правилу нельзя отнести к категории радиоактивных отходов, так как оно содержит уран, накопленный плутоний и другие полезные компоненты, но при этом оно обладает огромной радиоактивностью. Обращение с отработавшим ядерным топливом обычно требует организации специальных мероприятий по его переработке и захоронению на длительные периоды времени, и, как следствие эти отношения регулируются нормами специального законодательства.

Новость 23/10/2019

В Россию снова начали ввозить отходы обогащения урана из Германии

Экоактивисты требуют немедленно прекратить возобновившийся импорт в Россию урановых «хвостов» (побочного продукта обогащения урана при производстве топлива для атомных электростанций).

Западноевропейская компания Urenco в 2019 году возобновила транспортировку в Россию урановых «хвостов» с немецкой уранообогатительной фабрики в Гронау.

Это подтверждается документом правительства немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия, который оказался в распоряжении российского отделения Greenpeace и «Экозащиты!».

С 2019 по 2022 год планируется отправить в Россию 12 000 тонн (более тысячи контейнеров, примерно 20 железнодорожных составов) урановых «хвостов».

По данным немецких федеральных властей, с мая по октябрь 2019 года из Гронау на АО «Уральский электрохимический комбинат» в Новоуральске (Свердловская область) уже было отправлено шесть железнодорожных составов по 600 тонн (50 контейнеров), то есть около 3 600 тонн урановых «хвостов».

Акция Greenpeace напротив Госдумы против ввоза иностранных ядерных отходов, 1999 год

В России уже накоплено около 1 млн тонн урановых «хвостов», которые не только радиоактивны, но и токсичны. Планов по использованию такого их количества нет, а практика контрактов до 2009 года демонстрирует, что вторичные отходы после дообогащения урановых «хвостов» из-за рубежа оставались в России.

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» радиоактивными отходами считаются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Их ввоз в Россию для хранения, переработки или захоронения запрещён.

В 2004 году кампания против фактического импорта радиоактивных отходов в Россию была инициирована общественной организацией «Экозащита!», и поддержана другими экологическими организациями в России и Германии. В 2014 году «Экозащита!» была признана «иностранным агентом». Организация не согласна с таким статусом.

Акция Greenpeace против ввоза иностранных ядерных отходов у памятника Курчатову в Челябинске, 2000 год

В Германии активисты неоднократно пытались блокировать поезда с опасным грузом. Российское отделение Greenpeace заявляло о незаконности ввоза урановых «хвостов» в Россию и о том, что затраты на этот импорт в итоге могут переложить на российских налогоплательщиков.

В результате давления экоактивистов в 2009 году Urenco и «Росатом» отказались от дальнейшего импорта в Россию радиоактивных отходов из Германии. Тогда же «Росатом» заявлял о том, что больше не будет заключать подобные контракты.

«Это циничный и аморальный бизнес. Он нужен Urenco, чтобы сэкономить миллиарды евро на утилизации своих урановых «хвостов”, отправив их в Россию. Поражает готовность «Росатома” зарабатывать на захоронении фактических иностранных отходов, что является нонсенсом в любой цивилизованной стране», — комментирует ситуацию Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!», координатор кампании против ввоза радиоактивных отходов в Россию 2004-2009 годах.

Его позицию разделяет эксперт российского отделения Greenpeace Рашид Алимов: «Россия не должна становиться радиоактивным могильником для остального мира. Мы требуем немедленно прекратить импорт урановых «хвостов” в Россию, опубликовать документы об этих сделках и наказать виновных в заключении незаконных сделок».

Акция Greenpeace против ввоза иностранных ядерных отходов у Государственной Думы, 2000 год

В августе этого года Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал рекомендации по итогам заседания в Иркутской области, в которых поднята проблема хранения урановых «хвостов» в Ангарске.

Ежегодные отчёты о деятельности Ростехнадзора (за 2004, 2006-2011 годы) упоминают о рисках разгерметизации контейнеров при хранении урановых «хвостов» под открытым небом на предприятиях в Ангарске, Северске, Новоуральске и Зеленогорске.

В августе 2019 года в СМИ сообщалось, что на предприятии в Новоуральске произошла утечка радионуклидов, которые могли попасть в Нейво-Рудянский пруд.

Росатом энергетика ядерные отходы

Другие новости

В порту Находки произошёл очередной разлив нефтепродуктов 22/10/2020 Из-за разрыва нефтепровода в реку Колва попали нефтепродукты 19/10/2020 В Ангару вылилось около 500 литров нефтепродуктов 10/10/2020 Активисты остановили поезд с урановыми отходами из Германии 05/10/2020 На Таймыре снова разлилась нефть 01/10/2020

НП-060-05

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
в области использования атомной энергии

Размещение пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Основные критерии и требования по обеспечению безопасности
НП-060-05

УДК 621.039

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 31 августа 2005 года N 3
Введены в действие
с 1 января 2006 года

Настоящий нормативный документ устанавливает основные критерии и требования по обеспечению безопасности при размещении, а также при оценке безопасности наземных и подземных пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ предприятий ядерного топливного цикла, в том числе пунктов хранения свежего и облученного уранового топлива и МОКС-топлива, исключая предприятия по добыче природного урана.
Нормативный документ разработан с учетом федеральных норм и правил и документов МАГАТЭ, регламентирующих выбор площадок для атомных станций.
Выпускается впервые*.
________________
* Настоящий нормативный документ разработан в НТЦ ЯРБ совместно с ИБРАЭ РАН при участии Е.Г.Бугаева, И.В.Калиберды, И.М.Лаврова, Л.М.Фихиевой (НТЦ ЯРБ); А.А.Полищука — руководителя разработки (ИБРАЭ РАН); В.М.Ирюшкина, А.И.Кислова (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору); В.Н.Морозова, В.Н.Татаринова (ГЦ РАН).
Документ разработан с учетом замечаний и предложений МЧС России, Росатома, ОАО «ТВЭЛ».
Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 15.09.2005 N 01/7289-ЕЗ).

Перечень сокращений

Перечень сокращений

ПХ ЯМ и РВ

пункты хранения ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ

МРЗ

максимальное расчетное землетрясение

МСК-64

шкала сейсмической интенсивности
Медведева-Спонхойера-Карника

ПЗ

проектное землетрясение

Основные термины и определения

В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.
Активный разлом — тектонический разлом, по которому за последние 1 млн.лет (четвертичный период) произошло относительное перемещение примыкающих блоков земной коры на 0,5 м и более.
Геодинамическая зона — линейный или кольцевой участок земной коры, в пределах которого установлен градиент скорости четвертичных движений 10 в год и более.
Зона планирования защитных мероприятий — территория, в пределах которой возможное радиационное воздействие при аварии может достигнуть или превысить уровень А критериев для принятия в начальном периоде аварии неотложных решений, установленных Нормами радиационной безопасности.
Зона планирования мероприятий по обязательной эвакуации населения -территория, в пределах которой возможное радиационное воздействие при аварии может достигнуть или превысить уровень Б установленных Нормами радиационной безопасности критериев для эвакуации критической группы населения в начальном периоде аварии.
Площадка пункта хранения ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ — территория в пределах охраняемого периметра, на которой размещаются основные и вспомогательные здания и сооружения ПХ ЯМ и (или) РВ.
Пункты хранения ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ -стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ.
Район размещения пунктов хранения ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ — территория, на которой возможны явления, процессы и факторы природного и техногенного происхождения, способные оказывать влияние на безопасность ПХ ЯМ и РВ и определять условия их размещения, и которая включает площадку ПХ ЯМ и РВ.
Ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

Назначение и область применения

1.1. Настоящий нормативный документ устанавливает основные критерии и требования по обеспечению безопасности при размещении вновь сооружаемых наземных и подземных ПХ ЯМ и РВ предприятий ядерного топливного цикла, включая пункты хранения свежего и облученного уранового топлива и МОКС-топлива.

1.2. Сроки и объем мероприятий по приведению ПХ ЯМ и РВ в соответствие с требованиями настоящих Правил устанавливаются в каждом конкретном случае эксплуатирующей организацией и рассматриваются компетентным органом государственного регулирования безопасности.

1.3. Настоящий нормативный документ не распространяется на предприятия по добыче природного урана.

Общие положения

2.1. На площадке и в районе размещения ПХ ЯМ и РВ должны быть выполнены проектно-изыскательские работы по определению и оценке условий размещения, включая определение:

1) возможности возникновения на площадке ПХ ЯМ и РВ процессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения и их параметров.

2) характеристик (в том числе гидрологических и гидрогеологических) окружающей среды, способных оказывать влияние на перенос и накопление радиоактивных веществ.

3) параметров воздействий на окружающую среду и на ПХ ЯМ и РВ от действующих, проектируемых или сооружаемых химически и (или) ядерно- и радиационно опасных объектов на площадке ПХ ЯМ и РВ.

4) возможности обеспечения условий и путей эвакуации населения, перевозки ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов в случае опасных явлений, процессов и факторов природного и техногенного происхождения на площадке и в районе размещения ПХ ЯМ и РВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *