ФЗ 294 о защите прав

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ
И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 27 марта 2017 г. N 294

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА В 2017 ГОДУ

Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» приказываю:

1. Утвердить Программу профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного земельного надзора в 2017 году (далее — Программа) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Россельхознадзора и территориальным управлениям Россельхознадзора обеспечить выполнение Программы в 2017 году.

3. Территориальным управлениям Россельхознадзора обеспечить представление в Россельхознадзор информации об исполнении Программы ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Ю.А. Швабаускене.

Руководитель
С.А.ДАНКВЕРТ

Утверждена
приказом Россельхознадзора
от 27.03.2017 N 294

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА В 2017 ГОДУ

Цели профилактических мероприятий:

1) Мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.

2) Предупреждение нарушения поднадзорными субъектами обязательных требований земельного законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований земельного законодательства.

3) Повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора).

4) Разъяснение поднадзорным субъектам обязательных требований.

5) Снижение административных и финансовых издержек как Россельхознадзора, так и поднадзорных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Задачи профилактических мероприятий:

1) Формирование единого понимания обязательных требований земельного законодательства у всех участников контрольно-надзорной деятельности.

2) Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

3) Установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных поднадзорных субъектов (объектов).

4) Инвентаризация состава и особенностей поднадзорных субъектов (объектов) и оценки состояния поднадзорной сферы.

Описание видов и типов поднадзорных субъектов (объектов)

Россельхознадзор и его территориальные органы (далее — Служба) в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Указанные полномочия Служба осуществляет в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон).

Такие земельные участки являются поднадзорными Службе объектами.

Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), по использованию земельных участков установлены статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, все правообладатели указанных земельных участков, в частности, юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления являются поднадзорными Службе субъектами.

Описание ключевых наиболее значимых рисков, а также текущих
и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие
на состояние поднадзорной среды

Земли сельскохозяйственного назначения являются важным природным ресурсом страны, и подлежат охране. От состояния и плодородия сельскохозяйственных земель напрямую зависит способность государства развивать растениеводство, животноводство и другие отрасли сельского хозяйства. Это, в свою очередь, позволяет обеспечивать население продуктами питания, а также выходить на международные продовольственные рынки и обеспечивать экономический рост государства. В настоящее время вопрос сохранения плодородия сельскохозяйственных земель стоит особенно остро в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и импортозамещения продовольственных товаров.

Ключевым и наиболее значимым риском является увеличение площади земель сельскохозяйственного назначения, в частности сельскохозяйственных угодий (особо продуктивных земель), выбывающих из сельскохозяйственного оборота. Указанное выбытие происходит в т.ч. по причинам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения для целей сельскохозяйственного производства, что зачастую выражается в зарастании земель сорной, кустарниковой, лесной растительностью.

Разлив нефтепродуктов, чрезмерное применение пестицидов и агрохимикатов, перекрытие поверхности почвы различными объектами, разработка карьеров для добычи общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень, глина и т.п.), снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а также несанкционированное размещение отходов производства и потребления приводит к порче, уничтожению плодородного слоя почвы.

Указанные нарушения земельного законодательства способствуют выбыванию сельскохозяйственных земель из оборота.

Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение поднадзорными субъектами обязательных требований земельного законодательства, на побуждение поднадзорных субъектов к добросовестности, должно способствовать улучшению в целом ситуации, снижению количества выявляемых нарушений обязательных требований в указанной сфере.

Следует отметить, что Службой ежегодно осуществлялось информирование хозяйствующих субъектов, населения о своей деятельности в сфере государственного земельного надзора, ее результатах, а также доводилась информация о недопустимости нарушений требований российского законодательства в указанной сфере, о мерах ответственности за допущенные нарушения.

Указанная работа проводилась путем публикаций в СМИ (газеты, журналы), сети «Интернет» на сайтах Россельхознадзора и его территориальных управлениях, иных интернет-ресурсах, выступления на радио и телевидении. Кроме того, представители Службы принимали участие в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых СМИ.

Указанная работа будет продолжена в рамках профилактических мероприятий.

Статистические показатели состояния поднадзорной среды

В 2016 году территориальными управлениями Россельхознадзора обследовано 26,8 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом.

При этом результативность контрольно-надзорных мероприятий осталась на уровне прошлого года и составила около 50%.

Наибольшее количество выявленных нарушений связано с невыполнением землепользователями установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ).

Наложено административных штрафов на сумму 833 млн. рублей. Взыскано штрафов за отчетный период 221,5 млн. рублей. Выдано более 12,4 тыс. предписаний об устранении допущенных нарушений.

В результате работы территориальных управлений Россельхознадзора на площади более 819 тыс. га устранены нарушения требований земельного законодательства. В сельскохозяйственный оборот вовлечено 199,4 тыс. га земель ранее нарушенных, неиспользуемых.

Описание текущего уровня развития
профилактических мероприятий

Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Россельхознадзором в 2016 году утверждена Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований (далее — Программа), в том числе в рамках осуществления государственного земельного надзора в части установленной компетенции Службы.

Россельхознадзором и его территориальными управлениями в рамках реализации Программы в 2016 году регулярно публиковалась информация в сфере государственного земельного надзора в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет-издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований земельного законодательства.

Так, в 2016 году территориальными управлениями Россельхознадзора по вопросам, связанным с осуществлением государственного земельного надзора:

— в печати опубликовано свыше 1,1 тысячи материалов;

— репортажей на телевидении — более 300, проведено около 700 выступлений на радио;

— на сайтах территориальных управлений Россельхознадзора размещено более 7,7 тысяч материалов (новостей), в других интернет-изданиях размещено более 5,8 тысяч материалов;

— на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Новости» опубликовано более 4 тысяч материалов (новостей);

— принято участие в более 350 совещаниях (форумах) с представителями бизнес-сообществ, хозяйствующих субъектов;

— в рамках приема граждан (физических лиц) даны разъяснения по вопросам государственного земельного надзора 480 гражданам.

Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного земельного надзора.

Целевые показатели результативности мероприятий Программы
на 2017 год

Целевые показатели результативности мероприятий Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного земельного надзора в 2017 году:

1. Количество выявленных нарушений, шт.

2. Количество проведенных в 2017 году профилактических мероприятий (публикации в СМИ, в интернет-изданиях, выступления на радио, телевидении, участие в форумах, совещаниях с поднадзорными субъектами, бизнес-сообществами, публичные мероприятия, консультации и пр.).

Ожидаемый результат: снижение количества выявленных в 2017 году нарушений требований земельного законодательства при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий.

Перечень уполномоченных лиц (с контактами), ответственных
за организацию и проведение профилактических мероприятий
в сфере государственного земельного надзора
в Россельхознадзоре

N ФИО Должность телефон e-mail
Тюрина Ирина Витальевна Начальник Отдела государственного земельного надзора Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Россельхознадзора 8 (495) 608-72-80 i.turina@svfk.mcx.ru
Жуков Дмитрий Витальевич Главный специалист-эксперт Отдела государственного земельного надзора Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Россельхознадзора 8 (495) 607-51-29 zhukov_zemnadzor@mail.ru

Ссылка на официальный сайт Россельхознадзора
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
на котором должна содержаться информация о текущих
результатах профилактической работы, готовящихся
и состоявшихся профилактических мероприятиях

План-график профилактических мероприятий в сфере
государственного земельного надзора на 2017 год

N п/п Профилактические мероприятия Периодичность проведения Адресат мероприятии
Размещение на сайтах Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора актуальной информации: Поддерживать в актуальном состоянии Юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления — землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
1.1. об основных полномочиях в указанной сфере деятельности;
1.2. о мерах ответственности за нарушения земельного законодательства в части установленной компетенции;
1.3. об обязательных требованиях в сфере государственного земельного надзора в части компетенции
Разработка руководств по соблюдению действующих обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, входящих в компетенцию Россельхознадзора, в виде брошюр, схем, инфографических материалов и их размещение на сайтах Россельхознадзора и его территориальных управлений В течение года, по мере необходимости, поддерживать в актуальном состоянии
Подготовка разъяснений (комментариев) о содержании новых нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, посредством размещения сравнительных схем с кратким обзором на сайте Россельхознадзора и его территориальных управлений Не позднее 2-х месяцев с даты принятия нормативного правового акта
Размещение указанной в п.п. 1 — 2 Плана-графика информации на информационных стендах в территориальных управлениях Россельхознадзора, а также в подведомственных Россельхознадзору учреждениях, осуществляющих деятельность в сфере земельных отношений (схемы, брошюры, выдержки из нормативных актов) В течение года, поддерживать в актуальном состоянии
Проведение территориальными управлениями Россельхознадзора консультаций с поднадзорными субъектами (семинары, конференции, рабочие группы, создание «горячих линий») по разъяснению требований, содержащихся в нормативных правовых актах, об изменениях в них. ежеквартально
Информирование неопределенного круга поднадзорных субъектов о необходимости соблюдения требований земельного законодательства, о результатах деятельности Россельхознадзора и его территориальных управлений, основных нарушениях, а также краткий обзор изменений требований законодательства посредством: В течение года, по мере необходимости
6.1. публикаций в СМИ (газеты, журналы);
6.2. публикаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в т.ч. на сайтах Россельхознадзора и его территориальных органов;
6.3. выступлений на радио, телевидении, интервью
Обобщение Россельхознадзором и его территориальными управлениями практики осуществления государственного земельного надзора в части компетенции ежеквартально
Проведение Россельхознадзором и его территориальными управлениями публичных мероприятий с обсуждением полученных результатов по итогам обобщения практики и рекомендациями по принятию поднадзорными субъектами мер по недопущению нарушений ежеквартально по отдельному плану-графику
Публикация результатов проведенных публичных мероприятий в сети «Интернет» с механизмом «обратной связи» ежеквартально
Публикация Россельхознадзором и его территориальными управлениями в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» статистики по количеству проведенных контрольно-надзорных мероприятий с указанием наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности с указанием основных правонарушений по видам ежеквартально
Выдача в рамках осуществления государственного земельного надзора предостережений в установленных российским законодательством случаях В соответствии с российским законодательством
Размещение на сайтах территориальных управлений Россельхознадзора ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного земельного надзора В течение года, по мере необходимости
Разъяснение уполномоченными должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора полномочий в установленной сфере, а также предусмотренных за нарушения требований законодательства в части компетенции мер ответственности, в том числе по телефону. по запросу

Ожидаемый результат: снижение количества выявленных в 2017 году нарушений требований земельного законодательства.

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Строительный контроль и надзор » Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Основной целью деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является получение максимальной прибыли и порой в этой погоне они забывают о соблюдении законодательства. Для предотвращения нарушений был введен в действие механизм государственного контроля за действиями организаций и частных предпринимателей.

Однако, на практике встречаются случаи злоупотребления правом органами государственного контроля при проведении проверок. Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частью которой выступает Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

  • 1. Принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Полный список работ и услуг, относительно которых необходимы предоставляться уведомления о начале деятельности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». В этот перечень входят такие виды, как предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, производство строительных материалов и изделий.
  • 2. Принцип презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Сущность данного положения в том, что организации и предприниматели, в отношении которых проводятся проверки, не обязаны доказывать свою невиновность, факт нарушения должны обосновать органы государственного и муниципального контроля.
  • 3. Принцип открытости и доступности информации об осуществлении государственного контроля. Данный принцип подразумевает прозрачность осуществления государственного контроля, за исключением ситуаций, связанных с информацией, передача которой запрещена или ограничена нормами права.
  • 4. Принцип соответствия полномочий органа государственного контроля с непосредственно осуществляемой проверкой. Однако, порой компетенция может быть настолько нечетко сформулирована, что позволяет толковать ее достаточно широко. В подобных случаях нужно четко выяснить имеет ли данное должностное лицо право проводить проверку или нет.
  • 5. Принцип недопустимости проведения проверки одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя по аналогичным основаниям несколькими органами государственного контроля.
  • 6. Принцип недопустимости требования о получении организацией, предпринимателем разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Если законодательством не регламентировано получение подобных документов, то проверяющий орган не имеет права требовать их у проверяемого субъекта.
  • 7. Принцип ответственности проверяющих субъектов за нарушение российского законодательства при осуществлении государственного контроля. Данное положение служит сдерживающим фактором злоупотреблений контролирующих органов.
  • 8. Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля проверяемых субъектов платы за проведение проверки. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводится бесплатно.
  • 9. Принцип финансирования проверок за счет средств соответствующих бюджетов.
  • 10. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

  • — государственную тайну;
  • — коммерческую тайну;
  • — служебную тайну;
  • — иную охраняемую законом тайну.

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

  • а) руководитель юридического лица;
  • б) иное должностное лицо юридического лица;
  • в) уполномоченный представитель юридического лица;
  • г) индивидуальный предприниматель;
  • д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
  • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки. К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки. А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности. Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными — решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, — если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

  • — 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
  • — 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. (В редакции Федеральных законов от 17.07.2009 № 164-ФЗ; от 27.12.2009 № 365-ФЗ)

2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля); (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ)

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

1) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ)

2) при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

61) при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; (Пункт введен — Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

8) к мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях; (Пункт введен — Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

9) к мероприятиям, проводимым должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

10) при проведении национальной инспекции в Антарктике. (Пункт введен — Федеральный закон от 18.03.2019 № 41-ФЗ)

(Часть в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

31. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля: (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 332-ФЗ)

1) контроль за осуществлением иностранных инвестиций;

2) государственный контроль за экономической концентрацией;

3) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

4) налоговый контроль;

5) валютный контроль;

6) таможенный контроль;

7) государственный портовый контроль;

8) контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

9) контроль на финансовых рынках;

10) банковский надзор;

11) страховой надзор;

12) надзор в национальной платежной системе;

13) государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;

131) государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

14) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

15) контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

16) пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

17) контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 208-ФЗ)

171) федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; (Пункт введен — Федеральный закон от 09.03.2016 № 68-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

18) контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях; (Пункт введен — Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

19) контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 242-ФЗ)

20) государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 242-ФЗ; в редакции Федерального закона от 22.02.2017 № 16-ФЗ)

21) государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

22) государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 26.07.2017 № 193-ФЗ)

23) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.08.2019 № 310-ФЗ)

24) контроль в части порядка организации и проведения внеплановых проверок за соблюдением аккредитованными удостоверяющими центрами, а также аккредитованными лицами, осуществляющими оказание услуг доверенной третьей стороны, требований, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры, а также лица, осуществляющие оказание услуг доверенной третьей стороны, были аккредитованы. (Пункт введен — Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ)

(Часть введена — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

4. Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

1) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;

2) лицензионный контроль;

3) экспортный контроль;

4) государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

5) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

6) федеральный государственный надзор в области связи;

7) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

8) государственный надзор в сфере рекламы;

9) федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта); (В редакции Федерального закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ)

10) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

101) федеральный государственный контроль за соблюдением требований правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2017 № 442-ФЗ)

11) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

12) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

13) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

14) государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

15) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

16) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

17) федеральный государственный пожарный надзор;

18) государственный строительный надзор;

19) государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны;

20) государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;

21) государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);

22) государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

23) федеральный государственный надзор за проведением лотерей; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

24) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

25) региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;

26) региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль; (Пункт введен — Федеральный закон от 25.06.2012 № 93-ФЗ)

27) государственный контроль (надзор) в сфере образования; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

28) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 414-ФЗ; в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 236-ФЗ)

29) федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц; (Пункт введен — Федеральный закон от 23.06.2014 № 160-ФЗ)

30) государственный экологический надзор; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

31) государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ)

32) государственный контроль (надзор) в свободной экономической зоне; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.11.2014 № 378-ФЗ)

33) федеральный государственный пробирный надзор; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

34) федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств; (Пункт введен — Федеральный закон от 31.12.2014 № 532-ФЗ)

35) государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; (Пункт введен — Федеральный закон от 31.12.2014 № 532-ФЗ)

36) федеральный государственный надзор за деятельностью религиозных организаций; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2015 № 341-ФЗ)

37) государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 231-ФЗ)

38) государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 261-ФЗ)

39) внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который осуществляется федеральным органом исполнительной власти; (Пункт введен — Федеральный закон от 01.05.2017 № 96-ФЗ)

40) федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ)

41) региональный государственный контроль в области организации дорожного движения; (Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ)

42) государственный контроль за деятельностью в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 323-ФЗ)

43) государственный контроль (надзор) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств; (Пункт введен — Федеральный закон от 06.06.2019 № 122-ФЗ, вступает в силу с 1 марта 2021 года)

44) государственный контроль (надзор) за деятельностью специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств. (Пункт введен — Федеральный закон от 30.07.2019 № 256-ФЗ)

(Часть в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

41. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением видов государственного контроля (надзора), указанных в части 31 настоящей статьи, на территориях опережающего социально-экономического развития устанавливаются Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», на территории свободного порта Владивосток — Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», в Арктической зоне Российской Федерации — Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». (Часть введена — Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2020 № 194-ФЗ)

42. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». (Часть введена — Федеральный закон от 29.06.2015 № 159-ФЗ)

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) ус

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *