ФЗ 38 от 13 03 2006

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О рекламе

Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. (В редакции Федерального закона от 03.06.2011 № 115-ФЗ)

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

2) объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; (В редакции Федерального закона от 07.05.2009 № 89-ФЗ)

3) товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5) рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6) рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7) рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8) потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9) спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11) социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

12) антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламе

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 5. Общие требования к рекламе

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

4. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;

5) содержать информацию порнографического характера. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ)

5. В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 200-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

71. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. (Часть введена — Федеральный закон от 12.04.2007 № 48-ФЗ)

8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях. (В редакции Федеральных законов от 21.07.2011 № 252-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

101. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции. (Часть введена — Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ)

102. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций. (Часть введена — Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 93-ФЗ)

103. Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения. (Часть введена — Федеральный закон от 03.04.2018 № 61-ФЗ)

11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

12. В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 281-ФЗ)

Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью; (В редакции Федерального закона от 21.07.2011 № 252-ФЗ)

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

ФАС И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЯ. Ну никак не удаётся тем, кто занят реализацией алкогольной продукции и её рекламой, полностью выполнять требования рекламного законодательства! Из месяца в месяц повторяются одни и те же нарушения 21-й статьи ФЗ «О рекламе», о чём свидетельствуют практика работы территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России и наши регулярные подборки (предыдущую см. здесь ).
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Сотрудники Брянского УФАС в выполненном в виде ряда бутылок из-под вина ограждении летней террасы бара Morze в Брянске усмотрели рекламу алкогольной продукции. Экспертный совет по рекламе при управлении подтвердил, что это действительно реклама даже при условии отсутствия демонстрируемых в виде ограждения террасы вин в продаже бара (см. здесь ).
Согласно требованиям статьи 21 закона о рекламе реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкоголя.
Комиссия Брянского УФАС признала рекламу ненадлежащей, рекламораспространитель привлечён к административной ответственности по факту нарушения части 1 статьи 14.3 КоАП.
Также от внимания сотрудников Брянского УФАС не укрылось кафе «Соловьи», расположенное по адресу: Брянск, ул. Дуки, 80. На ограждении здания возле входа в кафе обнаружены рекламные конструкции в виде фирменного наименования пива «Балтика 7», а внутри летней веранды кафе — в виде фирменного наименования пива Carlsberg. Эти наименования являются зарегистрированными товарными знаками по Международной классификации товаров и услуг. Их местоположение нарушает требования части 2.1 статьи 21 закона о рекламе, согласно которой реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется её розничная продажа, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Кроме того, в силу части 3 статьи 21 реклама алкогольной продукции должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).
Рекламодателю было предписано убрать ненадлежащую рекламу и выдано предупреждение.
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. Воронежское УФАС возбудило дело в отношении ООО «Реальное время» по признакам нарушения требований пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».
В управление обратился гражданин с вопросом о законности размещения в Воронеже по улице 20 лет Октября наружной рекламы предприятия, производящего пиво. Реклама размещена на конструкции в виде щита, что не допускается законом, и содержит признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21.
Как выяснилось, рекламораспространителем является ООО «Реальное время». Дело назначено к рассмотрению на 17 октября.
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. УФАС по Ивановской области в отношении ООО «Квиринал» возбудило дела об административных правонарушениях по фактам распространения незаконной рекламы алкогольной продукции. В отношении общества и его генерального директора составлены четыре протокола по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение рекламодателем и рекламораспространителем требований рекламного законодательства.
При рассмотрении заявления гражданина управление установило, что в Иванове на улицах Носова и Ермака была размещена незаконная реклама продукции ликёро-водочного завода «Кристалл-Лефортово». При этом были нарушены сразу несколько требований закона о рекламе (пункт 5 части 2, части 2.1 и 3 статьи 21).
Комментируя нарушения, заместитель руководителя Ивановского УФАС Татьяна Михеева подчеркнула:
«Раньше мы часто выявляли на территории Ивановской области незаконную рекламу алкоголя, но на сегодняшний день она почти запрещена действующим законодательством. Поэтому удивительно, что ООО «Квиринал», занимаясь исключительно продажей алкогольной продукции, допустило столь существенное нарушение требований закона о рекламе».
На сегодняшний день общество демонтировало незаконную рекламу, признав вину в совершении правонарушений. Решение о назначении административного наказания будет вынесено 24 октября.
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Юридическое лицо, занимающееся продажей алкогольных напитков, в том числе в разлив, обратилось с жалобой в Оренбургское УФАС на недобросовестные действия конкурента. Оно указало, что в Оренбурге в магазине «Кружка», расположенном в жилом многоквартирном доме, реализуется алкогольная продукция в разлив. Такие действия попадают под запрет постановления правительства Оренбургской области, согласно которому в торговых объектах, установленных в нежилых встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных помещениях жилых домов и жилых многоквартирных домов, розничная продажа алкогольной продукции в разлив запрещается. Исключение — предприятия общественного питания (ресторан, кафе, бар, буфет).
Тем самым заявитель, соблюдая данное ограничение, фактически получал убытки. Недобросовестные действия конкурента, противоречащие законодательству, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Усмотрев признаки недобросовестной конкуренции, Оренбургское УФАС выдало индивидуальному предпринимателю предупреждение.
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Томское УФАС предупредило ООО «Пенная кружка» за нарушение закона о рекламе.
В июне 2018 года антимонопольный орган выявил рекламу алкогольной продукции, размещённую на внешней стене магазина «Магнит» в Томске, и возбудил дело по признакам нарушения закона о рекламе. Решением комиссии управления реклама пива, распространяемая магазином разливных напитков ООО «Пенная кружка», была признана ненадлежащей, нарушающей требования законодательства о рекламе. В нарушение отдельных положений статьи 21 реклама пива размещалась с использованием рекламной конструкции. Кроме того, размер предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя занимал на баннере в два раза меньше места, чем установлено законом о рекламе.
Принимая во внимание то обстоятельство, что общество относится к малому бизнесу и нарушение им совершено впервые, антимонопольный орган назначил административное наказание в виде предупреждения. ООО «Пенная кружка» также предстоит отчитаться перед контролирующим органом о принятых мерах во исполнение требований об устранении причин и условий совершения указанного правонарушения.
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ульяновское УФАС признало ненадлежащей рекламу алкогольной продукции (пива), размещённую на внешних стенах торговых павильонов (магазинов) «Территория» в Димитровграде, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».
Дело было возбуждено по обращению администрации Димитровграда. В ходе рассмотрения дела управление установило, что реклама в виде плаката и листов ярко оформлена, содержит элементы, направленные на привлечение внимания потребителей, — обращена на улицу и адресована не только лицам, которые непосредственно намерены посетить магазин и хотели бы войти в него, но и неопределённому кругу лиц, двигающихся по улице, в том числе и в транспортных средствах.
Ульяновское УФАС выдало ИП Илюткину Д.Ф. (он является рекламораспространителем и рекламодателем) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Челябинское УФАС вынесло постановление о наложении штрафа в размере 50 тысяч рублей на ООО «Килобайт», являющееся рекламораспространителем рекламы, обладающее правом администрирования, наполнения и изменения сайта www.krasnoeibeloe.ru.
Ранее антимонопольный орган установил, что размещённая на интернет-ресурсе информация является рекламой алкогольной продукции, что нарушает требования закона о рекламе. Дело было возбуждено по заявлению физического лица, перенаправленному в Челябинское УФАС из управления Роспотребнадзора по Челябинской области.
На главной странице сайта продавца продукции, действующего под коммерческим обозначением «Красноебелое», в режиме слайд-шоу размещалось несколько баннеров. На четырёх изображались игристые вина и их наименования с указанием цены и активной ссылки «Подробнее » Стоит отметить, что информация о производимых или реализуемых товарах, размещённая на сайте или на страницах в социальных сетях производителя/продавца, не является рекламой, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования. Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.
В данном случае установлено, что текстовая и визуальная информация об алкогольной продукции размещалась в виде отдельных динамично меняющихся блоков. Такая информация направлена на привлечение внимания широкого круга интернет-пользователей к конкретному товару, выделение его среди однородных и, следовательно, является рекламой. Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ответственность за несоблюдение запрета на рекламу алкогольной продукции в интернете несёт рекламораспространитель.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 531-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 325-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 413-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Положения части 7 статьи 21 (в редакции названного Федерального закона) в части размещения, распространения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, не применяются с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении двухсот дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 235-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения частей 6 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) не применяются с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 ноября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 119-ФЗ)

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 228-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзацев второго, третьего, шестого — восьмого подпункта «г», абзацев второго и третьего подпункта «е», подпунктов «ж» и «и» пункта 1 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2007 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении обществом с ограниченной ответственностью «Факел» (ОГРН 1134246000459, ИНН 4246018654, КПП 424601001, дата регистрации: 23.09.2013, юридический адрес: 652474, г. Анжеро-Судженск, ул. Фестивальная, 1Б, далее – ООО «Факел») рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту — ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Отдела Министерства Внутренних дел по Анжеро-Судженску (вх. № 7430 от 03.11.2017г.) о рассмотрении обращения Администрации Анжеро-Судженского городского округа о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при размещении наружной рекламы ООО «Факел» по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Желябова, 3а с текстом следующего содержания: «ЛДПР Прием граждан: г. Кемерово, пр-т Советский 2/8, тел.: 8(3842)65-05-74 ЛДПР-Кузбасс.рф, ldpr.ru» в октябре-ноябре 2017г.

Администрации Анжеро-Судженского городского округа представила в материалы дела копию паспорта №_047.09.14_на размещение средств наружной рекламы и информации. Место установки: г. Анжеро-Судженск, ул. Желябова, 3а (настенный щит).

В соответствии с действующим законодательством Органом местного самоуправления подготовлено предписание об удалении информации, размещенной на рекламной конструкции.

Статьей 1 ФЗ «О рекламе» установлено, что целями Федерального закона «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 11 статьи 3 ФЗ «О рекламе», социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

При этом социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение определенных целей, а также как способ привлечения внимания к актуальным социальным проблемам, привлечение внимания к социально значимой информации, нравственным ценностям.

Политическая реклама не соответствует определению рекламы, содержащемуся в Федеральном законе «О рекламе». При этом в соответствии с частью 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе», рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Таким образом, по мнению ФАС РФ, размещение материалов, направленных на популяризацию тех или иных партий или политиков на рекламных конструкциях, должно считаться противозаконным и не допускаться за пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством. Данная позиция согласно Приложению к Протоколу совещания по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях № 1 от 20.06.2007г. поддерживается также и ЦИК РФ, что размещение подобных материалов (политической рекламы) на рекламных конструкциях возможно только в агитационный период. За пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством, размещение на рекламных конструкциях агитационных материалов не допускается.

Часть 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе» закрепляет целевое использование рекламной конструкции. Размещение на рекламной конструкции иной информации, не подпадающей под понятие рекламы или социальной рекламы, является нарушением целевого использования рекламной конструкции.

Рассматриваемая информация, содержащая наименование партии «ЛДПР», исполнена в виде заголовка крупными буквами, занимающего основную площадь рекламной конструкции по отношению к остальному тексту, отраженному на нем.

Таким образом, информация, размещенная на рекламной конструкции, представленная в таком формате ее донесения до потребителей привлекает внимание именно к данной политической партии, побуждает избирателей к голосованию за политическую объединение.

Данная информация не подпадает под определение социальной рекламы, в связи с тем, что в данном случае отсутствует благотворительная либо иная полезная цель, цель данной рекламы сформировать интерес потребителей (потенциальных избирателей) к партии «ЛДПР», то есть является информацией иного рода, не предусмотренной нормами указанного Федерального закона.

Пунктом 1 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» закреплено, что данный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.

  • политической рекламы регулируется общими требованиями избирательного законодательства Российской Федерацию, в первую очередь Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав).

В отсутствии легального правового определения политической рекламы, Законом об основных гарантиях избирательных прав подробно регулируется такая форма политической рекламы как предвыборная агитация.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав, агитационным периодом является период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию — деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды информации, разрешенной для распространения на рекламных конструкциях и адресованной для неопределенного круга лиц, в зависимости от целей распространения информации.

С учетом совокупного анализа норм, содержащихся в ФЗ «О рекламе» и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», на рекламных конструкциях допускается распространение рекламы, социальной рекламы, а также предвыборной агитационной информации в период предвыборной агитации.

Согласно пункту 1 статьи 42 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

В соответствии со статьей 30 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата по избирательному округу, списка кандидатов по единому округу документов обязана принять решение о регистрации кандидата по избирательному округу, списка кандидатов по единому округу или мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата, списка кандидатов. В решении о регистрации кандидата, списка кандидатов указываются дата и время регистрации.

По данным сайта Избирательной комиссии Кемеровской области (http://www.kemerovo.vybory.izbirkom.ru) решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 20.06.2017г. № 63 на Единый день голосования 10.09.2017г. назначены дополнительные выборы депутата Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9. Данное решение также опубликовывалось в газете «Наш город».

В связи с вышеизложенным информация «ЛДПР» распространялась вне периода предвыборной агитации (в октябре-ноябре 2017г.). Вне зависимости от визуального оформления рекламной конструкции, она выполняет роль политической рекламы, которая запрещена во вне пределов агитационного периода в соответствии с избирательным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

На рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Желябова, 3а (октябрь-ноябрь 2017г.) размещена информация, не отвечающая признакам рекламы, социальной рекламы, что противоречит требованиям статьи 19 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных части 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе», несёт рекламораспространитель.

Рекламораспространителем в данном случае является ООО «Факел» (ОГРН 1134246000459, ИНН 4246018654, КПП 424601001, дата регистрации: 23.09.2013, юридический адрес: 652474, г. Анжеро-Судженск, ул. Фестивальная, 1Б).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 134/Р-2017 в отношении ООО «Факел» (ОГРН 1134246000459, ИНН 4246018654, КПП 424601001, дата регистрации: 23.09.2013, юридический адрес: 652474, г. Анжеро-Судженск, ул. Фестивальная, 1Б) по признакам нарушения части 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

3. ООО «Факел» необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 22 января 2018года копии следующих документов (заверенных надлежащим образом):

— свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

— разрешения на установку рекламной конструкции по вышеуказанным адресам на территории Анжеро-Судженск.

Дополнительно ООО «Факел» необходимо представить письменные пояснения по поводу размещения вышеуказанной информации, содержащей признаки нарушения части 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

Явка представителя ООО «Факел»с доверенностью, оформленной надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *