ФЗ общественный контроль

Экспертная оценка Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»: краткий обзор Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 316.4

Иванов Алексей Алексеевич

аспирант кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации mmv21@bk.ru

Экспертная оценка

федерального закона «об основах общественного контроля в российской федерации»: краткий обзор

Аннотация. Статья посвящена проблеме эффективности общественного контроля и содержит обзор экспертных оценок ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Оценка экспертами последствий принятия закона для общества, российских граждан и органов власти дается с точки зрения возможностей широкой правоприменительной практики. Эксперты указывают на существенные недоработки в отдельных статьях закона, препятствующие повышению эффективности деятельности органов власти, снижение уровня коррупции в них, неукоснительному соблюдение ими прав и свобод граждан.

Ключевые слова: общественный контроль, ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», субъекты общественного контроля, принципы общественного контроля.

Alexey A. Ivanov

Expert assessment of

the federal law «on the basis of social control in the russian federation»: an overview

В современных условиях одной из фундаментальных проблем функционирования российской государственности является низкая степень доверия общества к власти, препятствующая всевозможным реформам и преобразованиям . Данное утверждение справедливо как для отношения граждан к центральной власти, так и к органам местного самоуправления. Оценивая связь между местными органами власти и местным сообществом как «достаточно слабую, с

высокой степенью взаимного недоверия», экс,

является закрытость местной власти и отсутствие гласности при решении многих ключевых вопросов муниципального образования, что формирует у населения «представления о коррупционности, безответственности, неэффективности местной власти» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенно приблизить муниципальную власть к населению и тем самым повысить результативность её деятельности способно более эффективное использование механизма общественного контроля. «При этом очевидно, что большинство людей все еще слабо представля-

ет суть и механизмы общественного контроля, зачем он нужен и как отражается на жизни рядо-

» .

Общественный контроль — это механизм, который позволяет обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации

«

непосредственное наблюдение общественных организаций и социальных групп, в том числе локальных территориальных сообществ, за соблюдением прав и законных интересов граждан в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их учреждений, на предприятиях различной формы собственности с целью прекращения и (или) недопущения нарушения прав и законных интересов граждан» .

Федеральный закон «Об основах общественного

«,

в силу 2 августа 2014 года определяет общественный контроль как «деятельность субъектов

,

целях наблюдения за деятельностью органов

государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений» .

Данное определение Федерального закона, как и закон, в целом, было подвергнуто критике со стороны экспертов: формулировка «контроль — это

«, —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

» «, » —

дение за деятельностью органов» и т.д. .

Неконкретно и декларативно, по мнению экспертов, звучат задачи общественного контроля, сформулированные в Федеральном законе: «формирование и развитие гражданского правосознания;

повышение уровня доверия граждан к деятельно, —

имодействия государства с институтами граждан;

разрешению социальных конфликтов; реализация

,

прав и свобод человека и общественных объеди-

деятельности органов власти; формирование в

обществе нетерпимости к коррупционному поведе-

органов власти» . Задачи содержат общие цели, стоящие перед государством, в той или иной степени дублируют положения других законов, и в

целом сводятся к созданию механизмов работы

,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению экспертов Московского бюро по правам человека (МБПЧ), возможность личного гражданского контроля в законе лишь декларируется, но не предусматривается . В соответствии с Федеральным законом, общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления

должны осуществлять специально созданные

, ,

общественные палаты и общественные советы. Граждане получат возможность участвовать в осуществлении общественного контроля в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов, которые будут привлекаться субъектами общественного .

организации также вправе участвовать в осуществлении общественного контроля, а также

быть организаторами таких его форм, как обще, —

ние. Однако, чтобы получить статус официальных результатов общественного контроля, материалы журналистских расследований или правозащитных некоммерческих организаций должны

будут пройти через субъекты общественного

,

. , —

рируемую возможность участия в общественном , —

мерческих организаций и специальных органи-

,

контроля замкнута на общественные палаты и .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Столь небольшой перечень субъектов общественного контроля также вызвал критику экспертов. Первая редакция законопроекта содержала в перечне субъектов общественного контроля и общественные организации, и отдель-,

в Общественной Палате Российской Федерации ряд экспертов выступили за включение в перечень субъектов общественного контроля неком-

,

эксперты профсоюзных организаций .

Эксперты МБПЧ считают, что в российском законодательстве не существует гарантий того, что общественные палаты и общественные советы будут обеспечивать приоритеты и интересы .

общественные палаты представляют интересы граждан, в российском законодательстве и правоприменительной практике не определено, потому что эти советы и палаты не формируются на основе прямых выборов гражданами и не берут на себя добровольно обязательства представлять их интересы, хотя нередко такое собственное представительство декларируют . ,

закрепил уже существующую практику осуществления общественного контроля общественными палатами и общественными советами, которая имела место в соответствии с нормами отдельных законодательных и подзакон-. ,

«

опережает процесс формирования его нормативного регулирования» .

Федеральным законом закрепляется обязательность рассмотрения органами и организациями , —

зультатам общественного контроля, а в некоторых случаях обязателен и учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах, что, безусловно, является важным и прогрессивным положением. Однако «обязатель-«

власти и организаций правовых последствий, если обнаруженные в результате общественного контроля недостатки не будут ими устранены, замеченные проблемы не будут решены, рекомендации и выводы не будут учтены. В той же части 7 статьи 6 Федерального закона говорится, что рекомендации и выводы должны учитываться только в тех случаях, когда это обязывают

федеральные законы и иные нормативные акты

,

Федерации и муниципальных образований. Та,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

закон заложена «хитрая правовая конструкция, которую легко не заметить неискушенному чело». —

го контроля обязателен только в случаях, преду, —

ны пока не приняты, то, «каким бы ни был механизм учета общественного мнения, содержа-

щийся в Законе, он обездвижен этой отсылочной нормой» .

, —

зателен лишь в случаях, которые только предстоит прописать в законах. Если эти случаи появятся, встанет вопрос об определении ответственности для органов власти и организаций за то, что они не учли мнение или предложения субъектов обще. -тельная статья закона, посвященная ответственности за нарушение законодательства об обще, .

тем, говорят эксперты, если «ответственности за игнорирование мнения общества не будет, можно

будет продолжать считать нормы об учете обще,

» .

тревогу экспертов вызывает то, что общественный контроль будет способен повлиять на ситуацию не всегда, а только тогда, когда на это влияние согласится соответствующий орган власти в форме необходимых для этого нормативно-правовых доку.

Существенной недоработкой законодателей эксперты считают также тот факт, что в тексте Федерального закона отсутствует понятие «официальный результат общественного контроля». Фактически таким официальным результатом может являться только тот результат, который

подтверждён тем или иным субъектом обще, —

латами и общественными советами при органах

,

. , установленный Федеральным законом подход к контролю деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публич-, —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тию ими сведений о неэффективности своей

деятельности, коррупции, нарушениях прав и .

В общем ряду принципов, закрепляемых статьей 6 Закона (законность, добровольность, самосто-

, , . .),

«

вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов и организаций и оказания неправомерного воздействия на них» выглядит, по мнению экспертов, довольно странно, и потенциально содержит в себе возможность весьма вольного толкования этого принципа органами власти.

Важно подчеркнуть, что, в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона общественный контроль может осуществляться только в формах, «предусмотренных настоящим Федераль-«, » , —

» .

Литература:

1. .

России. URL: http:// rusrand.ru/ actuals/ obsch-estvennyj-kontrol-v-rossii

, , -,

контроль в нашей стране осуществляться не может. По мнению экспертов, это существенно ограничивает гражданскую активность и инициативу в осуществлении общественного контроля, и именно введение таких ограничений и было реальной целью разработчиков Федерального закона .

Таким образом, Федеральный закон от 21.07.2014

№ 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

законодательстве ввел юридическое понимание . -пертов по результатам изучения Закона об общественном контроле можно условно разделить на : — —

цательные. Многие эксперты полагают, что, в связи

с существенными ограничениями и недоработками

,

будет оказывать очень слабое влияние на повышение эффективности деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные , —

рупции в них, на неукоснительное соблюдение ими прав и свобод граждан.

Обе группы придерживаются мнения, что пока не будет принят весь огромный массив правовых актов во исполнение этого закона, работать он не будет. «Сталкиваясь с определенными трудностями при осуществлении процедур обще,

оптимизации существующей правовой базы, появлении новых норм правового регулирования в » .

актов может уйти значительное время, кроме того, есть риск, что подзаконные акты могут исказить смысл закона. Как весьма вероятный сценарий развития событий рассматривается воз,

палат при органах власти будут попадать исключительно лояльные люди, что превратит их в послушные инструменты поддержки органов власти. С другой стороны, существует опасность дестабилизации работы органов власти и организаций со стороны недобросовестных общественников, как отмечает А.Гаганов, поскольку Закон об общественном контроле не регламентирует общественные проверки срокам, и не ограничивает число одновременных обществен. -ность граждан и органов власти в реализации Закона об общественном контроле может являться залогом развития гражданского общества и вовлечения общественности в процесс принятия государственных решений. В целом, Закон об общественном контроле в нынешней редакции несет в себе существенные ограничения, делающие затруднительной широкую правопри-, .

1. Gaganov Alexander. Public control in Russia. URL: http:// rusrand.ru/ actuals/ obschestvennyj-kontrol-v-rossii

2. Околёснова OA. Информационно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации : автореферат дис. … кандидата юридических наук : 12.00.13. Москва, 2015.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». URL: http://www. rg. ru/2014/07/23/zakon-dok. html

4. , . : перспективы законодательного закрепления. URL: http:// www.garant.ru/ article/ 544004/ #ixzz41 AQw5vHz

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. -ях принятия и применения норм Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». URL: http://pravorf.org/index.php/news/1282

6. Antipjev K.A. Social control in the local government system. URL: http:// vestnik.uapa.ru/ en/ issue/ 2012/02/26/

4. Filimonov, Anton. Public control: prospects of legislative fixing. URL: http:// www.garant.ru/ arti-cl e/544004/#ixzz41 AQw5vHz

Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах общественного контроля в Российской Федерации Принят Государственной Думой 4 июля 2014 года Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 353-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4286; Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 39; Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ) Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Статья 2. Правовая основа общественного контроля 1. Осуществление общественного контроля регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. 2. Осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, регулируется соответствующими федеральными законами. 3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах, общественные отношения, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а также на общественные отношения, возникающие при осуществлении общественными инспекторами по охране окружающей среды общественного контроля по охране окружающей среды (общественного экологического контроля), общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 353-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4286; Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 39; Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ). 4. Не допускается принятие нормативных правовых актов в целях воспрепятствования осуществлению общественного контроля. Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля 1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. 2. Участие гражданина в осуществлении общественного контроля является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в осуществлении общественного контроля, а также препятствовать реализации его права на участие в осуществлении общественного контроля. 3. Граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 4. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 5. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 6. В случаях, предусмотренных федеральными законами, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в отдельных сферах общественных отношений, могут быть наделены указанными федеральными законами дополнительными полномочиями по осуществлению общественного контроля. 7. Особенности осуществления общественного контроля профессиональными союзами и общественными объединениями потребителей могут устанавливаться соответствующими федеральными законами. Статья 4. Общественный контроль 1. Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. 2. Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статья 5. Цели и задачи общественного контроля 1. Целями общественного контроля являются: 1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 3) общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. 2. Задачами общественного контроля являются: 1) формирование и развитие гражданского правосознания; 2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества; 3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов; 4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 7) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Статья 6. Принципы общественного контроля Общественный контроль осуществляется на основе следующих принципов: 1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина; 2) добровольность участия в осуществлении общественного контроля; 3) самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 4) публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов; 5) законность деятельности субъектов общественного контроля; 6) объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля; 7) обязательность рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах; 8) многообразие форм общественного контроля; 9) недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации; 10) презумпция добросовестности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль; 11) недопустимость вмешательства в сферу деятельности политических партий; 12) соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля. Статья 7. Информационное обеспечение общественного контроля 1. В целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости субъектами общественного контроля могут создаваться специальные сайты, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации могут использоваться официальные сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, общественных палат субъектов Российской Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований. 2. Субъекты общественного контроля осуществляют информационное взаимодействие между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 3. Субъекты общественного контроля размещают на сайтах, указанных в части 1 настоящей статьи, информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также информация, требования об обеспечении открытого доступа к которой содержатся в законодательстве Российской Федерации об общественном контроле. Статья 8. Доступ к информации об общественном контроле 1. Доступ к информации об общественном контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является открытым. 2. Доступ к информационным ресурсам, включающим информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, регулируется законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о персональных данных. 3. Субъекты общественного контроля по запросам средств массовой информации обязаны предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации об общественном контроле. Глава 2. Статус субъектов общественного контроля Статья 9. Субъекты общественного контроля 1. Субъектами общественного контроля являются: 1) Общественная палата Российской Федерации; 2) общественные палаты субъектов Российской Федерации; 3) общественные палаты (советы) муниципальных образований; 4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. 2. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: 1) общественные наблюдательные комиссии; 2) общественные инспекции; 3) группы общественного контроля; 4) иные организационные структуры общественного контроля. Статья 10. Права и обязанности субъектов общественного контроля 1. Субъекты общественного контроля вправе: 1) осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 2) выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях; 3) запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; 4) посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 5) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации; 6) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры; 7) обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами; 8) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. 2. Субъекты общественного контроля при его осуществлении обязаны: 1) соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле; 2) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления; 3) не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 4) соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами; 5) обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом; 6) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Статья 11. Конфликт интересов при осуществлении общественного контроля 1. Общественный инспектор, общественный эксперт или иное лицо субъекта общественного контроля не допускается к осуществлению общественного контроля при наличии конфликта интересов при осуществлении общественного контроля. 2. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля влияет или может повлиять на

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации гарантированного Конституцией Российской Федерации права на непосредственное участие в управлении делами государства путем участия в осуществлении общественного контроля.

Статья 2. Законодательство об общественном контроле

1. Общественные отношения, связанные с осуществлением общественного контроля, регулируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты, направленные на осуществление общественного контроля и устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на участие в осуществлении общественного контроля на основании и в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Особенности осуществления общественного контроля в сферах, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, деятельностью полиции, следствия, прокуратуры и суда, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психиатрической помощью, исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотиков, определяются соответствующими федеральными законами в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона.

4. Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом субъекты общественного контроля при его осуществлении могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Если федеральным законом, вступившим в силу до вступления в силу настоящего Федерального закона, установлены иные правила осуществления общественного контроля в отдельных сферах, то они применяются в части, не противоречащей основным началам осуществления общественного контроля в Российской Федерации, установленным в главе 1 настоящего Федерального закона.

6. Не допускается принятие правовых актов с целью воспрепятствования осуществлению общественного контроля.

Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля

1. Граждане имеют право участвовать в осуществлении общественного контроля как непосредственно, так и через иных субъектов общественного контроля.

2. Участие гражданина в осуществлении общественного контроля является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию в общественном контроле, а также препятствовать реализации его права на участие в осуществлении общественного контроля.

Статья 4. Общественный контроль

1. Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля по изучению, проверке и оценке деятельности лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, по осуществлению возложенных на них публичных полномочий на предмет ее соответствия общественным интересам.

2. Под объектом общественного контроля в настоящем Федеральном законе понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, подведомственных соответствующим государственным органам или органам местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по осуществлению возложенных на них публичных полномочий. ОБСУДИТЬ

3. Деятельность лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, по осуществлению возложенных на них публичных полномочий соответствует общественным интересам, если она реально нацелена на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией Российской Федерации благ и ценностей.

4. Общественный контроль осуществляется как в обязательных, так и в инициативных формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Субъекты общественного контроля осуществляют действия в общественных интересах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

6. Учет результатов общественного контроля является обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и лиц, чья деятельность по осуществлению возложенных на них публичных полномочий является объектом общественного контроля.

7. Государство оказывает содействие осуществлению общественного контроля, в том числе путем предоставления грантовой поддержки.

Статья 5. Цели и задачи общественного контроля

1. Общественный контроль осуществляется в целях обеспечения и защиты общественных интересов.

2. Общественный контроль призван способствовать:

1) признанию, обеспечению и защите основных прав и свобод человека и гражданина;

2) всестороннему развитию личности, устойчивому и благополучному развитию общества;

3) обеспечению обратной связи между обществом и государством, предупреждению и разрешению социальных конфликтов;

4) повышению уровня участия граждан и их объединений в управлении делами государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

5) повышению уровня доверия граждан к деятельности государства и его органов, органов местного самоуправления;

6) повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

7) недопущению возможности принятия и реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, противоречащих общественным интересам;

8) реализации гражданских инициатив, направленных на защиту общественных интересов;

9) повышению уровня информированности граждан о правовых основах и механизмах общественного контроля;

10) обеспечению прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению возложенных на них публичных полномочий;

11) формированию и развитию гражданского правосознания.

3. Общественный контроль не является политической деятельностью за исключением случаев, когда он осуществляется политическими партиями или общественными объединениями, преследующими политические цели.

Статья 6. Основные принципы общественного контроля

Принципами общественного контроля являются:

1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;

2) добровольность участия в осуществлении общественного контроля;

3) самостоятельность, добросовестность и разумность субъектов общественного контроля;

4) публичность и открытость проведения общественного контроля и рассмотрения его результатов, с использованием широкого спектра информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет, средств массовой информации;

5) законность деятельности субъектов общественного контроля;

6) непредвзятость деятельности субъектов общественного контроля, достоверность и справедливость его результатов;

7) недопустимость воспрепятствования осуществлению общественного контроля;

8) независимость субъектов общественного контроля от лиц, деятельность которых по осуществлению возложенных на них публичных полномочий является объектом общественного контроля;

9) недопустимость незаконного и необоснованного вмешательства при осуществлении общественного контроля в деятельность лиц, перечисленных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;

10) обязательность учета лицами, деятельность которых по осуществлению возложенных на них публичных полномочий является объектом общественного контроля, его результатов;

11) многообразие форм общественного контроля.

Статья 7. Субъекты общественного контроля

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве субъектов общественного контроля могут выступать:

1) граждане (статья 14);

2) группы общественного контроля (статья 15);

3) общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации (статья 16);

4) Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты муниципальных образований (статья 17);

5) общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления (статья 18);

6) общественные наблюдательные комиссии (статья 19);

7) общественные инспекции (статья 20);

8) наблюдательные и попечительские советы (статья 21);

9) иные субъекты общественного контроля, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Осуществление общественного контроля профессиональными союзами, политическими партиями, общественными объединениями потребителей, а также организациями, занимающимися производством и выпуском средств массовой информации, регулируется соответствующими федеральными законами.

3. При осуществлении общественного контроля в формах, установленных статьей 9 настоящего Федерального закона, субъекты общественного контроля вправе:

— запрашивать и получать необходимую для защиты общественных интересов информацию о деятельности лиц, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, по осуществлению возложенных на них публичных полномочий, за исключением сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

— получать возможность контактов с лицами, указанными в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, с их руководителями или лицами, специально уполномоченными для работы с представителями общественности;

— направлять отчеты об итогах осуществления общественного контроля лицам, деятельность которых по осуществлению возложенных на них публичных полномочий являлась объектом общественного контроля, и требовать от них мотивированного ответа на все содержащиеся в отчетах замечания и предложения;

— обращаться за содействием в осуществлении общественного контроля в органы прокуратуры, а также в органы государственной власти и органы местного самоуправления, приглашать представителей указанных органов к участию в проводимых мероприятиях;

— обжаловать в судебном порядке неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц, затрудняющие осуществление общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Субъекты общественного контроля имеют также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Субъекты общественного контроля обязаны:

— при осуществлении общественного контроля соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле;

— осуществлять общественный контроль добросовестно и непредвзято, не злоупотреблять полномочиями по осуществлению общественного контроля, избегать конфликта интересов;

— не создавать препятствий законной деятельности лиц, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;

— соблюдать конфиденциальность полученной в процессе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами;

— доводить до всеобщего сведения информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о ее итогах в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона;

— рассматривать поступившие от лиц, деятельность которых по осуществлению возложенных на них публичных полномочий являлась объектом общественного контроля, возражения и замечания на отчет об итогах общественного контроля и в установленные сроки направлять мотивированные ответы о результатах их рассмотрения.

Субъекты общественного контроля несут также иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Лица, деятельность которых является объектом общественного контроля

1. Лица, указанные в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении общественного контроля вправе:

— получать отчеты об итогах осуществления общественного контроля;

— направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения на отчеты об итогах осуществления общественного контроля и требовать от них мотивированного ответа на все содержащиеся замечания;

— обжаловать в суд отчеты об итогах осуществления общественного контроля.

2. Лица, указанные в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении общественного контроля обязаны:

— содействовать осуществлению общественного контроля, уважать права и законные интересы субъектов общественного контроля, взаимодействовать с ними;

— обеспечивать доступность информации о своей деятельности, представляющей общественный интерес;

— рассматривать запросы субъектов общественного контроля, направленные в их адрес в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общественном контроле, предоставлять запрашиваемую информацию за исключением сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

— рассматривать отчеты об итогах осуществления общественного контроля и в установленные сроки направлять мотивированные ответы о результатах их рассмотрения.

3. Особенности осуществления общественного контроля в отношении отдельных видов деятельности лиц, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, могут определяться федеральным законом.

Статья 9. Основные формы общественного контроля

1. Общественный контроль в Российской Федерации осуществляется в следующих формах:

1) общественные обсуждения (статья 24);

2) общественные (публичные) слушания (статья 25);

3) общественный мониторинг (статья 26);

4) общественная экспертиза (статья 27);

5) общественная проверка (статья 29);

6) общественное расследование (статья 30);

7) опрос общественного мнения (статья 31);

8) публичный отчет должностного лица (статья 32);

9) иные формы общественного контроля, не противоречащие настоящему Федеральному закону.

2. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

3. Порядок осуществления общественного контроля в формах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Основные итоги осуществления общественного контроля

1. Основными формами отчета об итогах осуществления общественного контроля являются:

1) итоговый протокол общественного обсуждения;

2) итоговый протокол (заключение о результатах) общественных (публичных) слушаний;

3) доклад о результатах общественного мониторинга;

4) заключение общественной экспертизы;

5) акт общественной проверки;

6) доклад о результатах общественного расследования;

7) доклад о результатах опроса общественного мнения;

8) итоговый протокол и решение собрания по публичному отчету должностного лица;

9) иные формы отчета, не противоречащие настоящему Федеральному закону.

2. Результатом общественного контроля могут также стать:

1) общественная инициатива, имеющая целью отмену, дополнение или изменение действующего либо принятие нового правового акта;

2) оспаривание, в том числе в судебном порядке, нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ввиду их несоответствия общественным интересам;

3) внесение предложений по совершенствованию деятельности лиц, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, по осуществлению возложенных на них публичных полномочий, устранению причин и условий, способствовавших нарушению общественных интересов в их деятельности.

3. Лица, деятельность которых по осуществлению возложенных на них публичных полномочий является объектом общественного контроля, а также органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление контроля (надзора) за деятельностью соответствующих лиц, обязаны рассматривать отчеты об итогах осуществления общественного контроля и в установленные сроки направлять соответствующим субъектам общественного контроля мотивированные ответы о результатах их рассмотрения.

Статья 11. Информационное обеспечение общественного контроля

1. Субъекты общественного контроля доводят до всеобщего сведения информацию о своей деятельности, в том числе о проводимых мероприятиях общественного контроля и их итогах, на своих официальных сайтах, на официальном сайте Электронного ресурсного центра общественного контроля в сети Интернет (ЭРЦОК), публикуют ее в средствах массовой информации, а также доводят информацию об итогах общественного контроля до сведения органов прокуратуры и (или) органов государственной власти и органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление контроля (надзора) за деятельностью соответствующих лиц.

2. Лица, деятельность которых по осуществлению возложенных на них публичных полномочий является объектом общественного контроля, доводят до всеобщего сведения информацию о своей деятельности в области общественного контроля в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Субъекты общественного контроля запрашивают необходимую им для осуществления своей деятельности информацию у лиц, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, в устной или письменной форме, либо в форме электронного документа.

В запросе, составленном в письменной форме или в форме электронного документа, указываются:

1) наименование субъекта общественного контроля либо фамилия, имя и отчество общественного контролера (общественного инспектора, общественного эксперта), его регистрационный номер в ЭРЦОК, почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса;

2) наименование лица, деятельность которого по осуществлению возложенных на него публичных полномочий является объектом общественного контроля, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица;

3) предмет запроса информации в порядке осуществления общественного контроля.

Запрос информации подлежит рассмотрению в двухнедельный срок со дня его поступления. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, то в течение семи дней со дня поступления запроса субъект общественного контроля уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.

4. Отказ и отсрочка в предоставлении информации, а равно нарушение порядка предоставления субъекту общественного контроля запрошенной им информации могут быть обжалованы в суд.

Статья 12. Конфликт интересов

1. При наличии конфликта интересов участие в общественном контроле не допускается.

2. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью субъекта общественного контроля и целями общественного контроля, установленными настоящим Федеральным законом, которое влияет или может влиять на надлежащую реализацию им полномочий по осуществлению общественного контроля либо препятствовать обеспечению или защите общественных интересов.

3. Под личной заинтересованностью в настоящем Федеральном законе понимается возможность получения субъектом общественного контроля доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, работ или услуг для себя либо для третьих лиц.

Статья 13. Международное сотрудничество

Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают содействие субъектам общественного контроля в организации международного сотрудничества в области общественного контроля в целях повышения его эффективности и обмена опытом.

Деятельность органов государственной власти на всех уровнях мониторизируется субъектами общественного контроля согласно требованиям соответствующего законодательства.

Основные положения 212 ФЗ

Федеральный закон № 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 4 июля 2014 года и одобрен Советом Федерации 9 июля того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 21 июля 2014 года.

ФЗ-212 регулирует правовые положения, на основе которых организовывается и реализуется общественный контроль деятельности органов государственной власти, местных учреждений самоуправления, органов муниципального значения и других организаций, которые осуществляют согласно федеральным законам публичные функции.

Прочтите также о последних изменениях в 58 ФЗ. Информация

Законодательство состоит из 27 статей и 4 глав следующего содержания:

  • Глава 1 описывает общие положения законодательства, определяет его цели и задачи, а также обозначает основные принципы осуществления общественного контроля;
  • Глава 2 устанавливает субъекты общественного надзора, их полномочия и особенности взаимодействия;
  • Глава 3 предусматривает формы и порядки осуществления мониторинга, а также определяет права и обязанности экспертов и инспекторов;
  • Глава 4 содержит заключительные положения законодательства об особенностях вступления его в силу.

Федеральный закон об общественном контроле преследует следующие цели:

  • реализация и защита прав, свобод и интересов граждан, социальных организаций и других негосударственных и некоммерческих объединений;
  • учёт мнения граждан, а также общественных организаций и объединений во время принятия решений публичными органами;
  • оценка обществом работы публичных государственных органов власти.

Для достижения поставленных целей законодательство устанавливает следующие задачи:

  • воспитание и развитие правосознания у гражданского населения;
  • формирование доверительного отношения граждан к деятельности государственных органов;
  • поддержание инициатив граждан, которые направлены защищать права, свободы и интересы граждан, коллективных объединений и организаций;
  • прозрачная и открытая деятельность государственных органов;
  • формирование нетерпимости к коррупции;

Реализация общественного контроля происходит на базе следующих принципов:

  • приоритетная защита законных прав и интересов граждан;
  • добровольное участие;
  • независимость организаций коллективного контроля;
  • публичное и открытое осуществление общественного контроля;
  • правомерность работы контролирующих субъектов;
  • обязанность государственных органов власти знакомиться с результатами экспертизы и предпринимать соответствующие меры;
  • разнообразие видов мониторинга и проверок;
  • запрет на вмешательство контролирующих субъектов в работу государственных органов;
  • нейтральность;
  • презумпция добросовестности.

Законодательством устанавливается несколько форм осуществления общественного контроля:

  • мониторинг;
  • проверка;
  • экспертиза;
  • публичные обсуждения;
  • слушания;
  • другие виды взаимодействия, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

Осуществление общественного контроля может происходить одновременно в нескольких формах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *