Гарантии кредиторов при реорганизации юридического лица



При реорганизации юридических лиц нередко возникают конфликты, причем зачастую из-за нарушения прав кредиторов. В связи с реформированием действующего законодательства повышение гарантий прав кредиторов при реорганизации юридических лиц выступает одной из главных задач.

Ключевые слова: защита, права, кредитор, реорганизация, юридическое лицо

Исследователи юридической конфликтологии исконную причину ее видят в неравенстве, в том числе неравенстве в отношениях собственности, власти и статуса. По мнению П.А Маркова, конфликт интересов в корпорации связан, прежде всего, с отделением собственности от управления.

Причиной корпоративных конфликтов являются вопросы имущественного характера либо вопросы, связанные с управлением юридическим лицом.

По мнению П.А Маркова, конфликт интересов в корпорации связан прежде всего с отделением собственности от управления .

Корпоративные организации зачастую «концентрируют» в себе множество конфликтов интересов, среди которых выделяются конфликты интересов мажоритарных и миноритарных акционеров − так называемые «горизонтальные» конфликты, то есть конфликты между формально равными акционерами, в отличие от «вертикальных» конфликтов, которые возникают между акционерами и менеджментом .

Понятие корпоративного конфликта учеными понимается различно, в связи с чем различным видится и субъектный состав. К участникам корпоративных конфликтов относятся:

  1. Контролирующие акционеры (участники).
  2. Миноритарные акционеры (участники).
  3. Лица, занимающие должности в органах управления общества (директора и менеджеры).
  4. Хозяйственное общество как лицо, олицетворяющее общие для всех акционеров (участников) интересы.
  5. Лица, чьи интересы нарушены самим обществом (кредиторы, работники общества, потребители и т. п.).

П. А. Марков к числу участников корпоративных конфликтов относит и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, рассматривая их в более широком смысле.

Как отмечалось ранее, одним из благоприятных условий для зарождения конфликта интересов является пробел в праве. Исследуемые правоотношения с многочисленным составом экономически заинтересованных сторон не лишены пробелов законодательного регулирования.

Часто авторы ограничивают внешние конфликты отдельными случаями: конфликтами, связанными с поглощением и захватом контроля над корпорацией в результате жесткой политики других организаций .

Однако в широком смысле к внешним конфликтам интересов можно отнести достаточно большое количество требующих урегулирования отношений юридического лица с иными, сторонними субъектами права. Так, говоря о конфликте интересов при реорганизации юридических лиц, традиционно подразумеваются и обсуждаются интересы субъектов реорганизации и лиц в ней участвующих. Не следует забывать о правах и интересах третьих лиц, с которыми реорганизуемые лица могут состоять в правоотношениях, и которые могут быть затронуты в процессе перемены лиц в обязательствах в результате реорганизации. На практике нередки случаи, когда реорганизуемое лицо имеет обязательства, обеспеченные залогом третьих лиц. Гражданское законодательство не предусматривает гарантий прав и интересов третьих лиц, не имеющих взаимных обязательств с реорганизуемыми юридическими лицами, по обязательствам которых ими дано обеспечение. По договору залога, лицо берет на себя обязательства исполнить за счет залогового имущества требования перед кредитором, в случае неисполнениях их должником. Представляется, что личность лица, за которое залогодатель берет такое обязательство, его характеристики, определяющие имущественное положение, деловую репутацию, хозяйственную деятельность и др. имеют существенное значение при принятии решения о предоставлении залога и заключении договора, поскольку указывают на уровень его платежеспособности и степень риска потери залогового имущества. Законодатель максимально ограждает кредитора от возможных негативных последствий при изменении условий залогового отношения, не предоставляя никаких гарантий защиты прав третьему лицу − залогодателю. Тогда как залогодатель при передаче своего имущества в обеспечение обязательства должника несет реальный риск его потери путем обращения на него взыскания в случае неисполнения должником своих обязательств, обеспеченных залогом. В случае принятия юридическим лицом — должником решения о реорганизации имеется риск снижения его платежеспособности (в том числе как мы говорили ранее, при злонамеренной реорганизации), увеличение численности кредиторов.

Смена должника может коренным образом изменить ситуацию с неблагоприятными последствиями для залогодателя, который может из стороны залогового обязательства стать лицом, несущим ответственность за наступившую неплатежеспособность должника, и, как следствие, привести к банкротству залогодателя. Законодатель не требует получения согласия таких лиц на проведение реорганизации. Даже несогласие кредиторов не может повлиять на процедуру реорганизации, что уж говорить о третьих лицах, с которыми вообще отсутствуют какие-либо взаимные обязательства. Смена стороны в обязательстве может произойти в случае уступки прав по договору залога (ст. 355 ГК РФ), перевода долга по обязательству, обеспеченному залогом (ст. 365 ГК РФ), реорганизации должника. Отличие первых двух случаев от реорганизации заключается в том, что законодатель четко прописывает необходимость получения согласия залогодателя на уступку права и на перевод долга. Если залогодатель не дает своего согласия, залог прекращается. Второе отличие — уступка права и перевод долга являются сделками. Реорганизация же сделкой не является. Судебная практика, равно как мнения по данному вопросу практически отсутствуют. Современное законодательство не должно иметь пробелов в вопросе наделения правовыми гарантиями, в том числе третьих лиц, чьи права могут быть нарушены при пере- мене лиц в обязательстве, произошедшей в результате реорганизации. И эти гарантии в первую очередь должны выражаться в наделении указанных лиц правом на досрочное прекращение обязательств.

В связи с тем, что процедура оспаривания реорганизации детально не была регламентирована, корпоративные конфликты трансформируются в многолетние судебные тяжбы. Организация может вывести активы с помощью реорганизации, взвалив обязательства, обеспеченные залогом третьих лиц, на залогодателя. Подобные ситуации не должны выбывать из поля зрения законодателя. Необходимо установить обязанность письменного уведомления залогодателя о реорганизации и о последующей в ее результате перемене лица в обязательстве, которое он обеспечивает, как один из путей к исключению установления необоснованного приоритета прав одних равноправных субъектов над правами других при их реализации.

В процессе осуществления реорганизации юридического лица основная масса конфликтов связана с нарушением прав участников либо кредиторов. Участники в результате реорганизации лишаются права корпоративного контроля, кредиторы — права требования исполнения обязательств. Интересна судебная практика по разрешению подобных дел. Зачастую участники (акционеры) с целью восстановления права корпоративного контроля обращаются в суд, заявляя требования о признании реорганизации незаконной. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2014 по делу № Ф09–13860/13 .

Для достижения необходимого результата и успешного проведения реорганизации необходима оптимальная правовая база. Все это привело к потребности в более детальной регламентации в ГК РФ и других нормативных актах процесса реорганизации.

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» , которые затронули вопросы, связанные с реорганизацией юридических лиц.

Основные изменения в ГК РФ в части реорганизации юридических лиц:

‒ Расширены возможности в части совмещения форм и субъектного состава реорганизуемых юридических лиц (п.1 статьи 57 ГК РФ)

‒ Изменены положения, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица (ст. 60 ГК РФ)

‒ Введены положения, касающиеся незаконной реорганизации (ст.ст. 60.1, 60.2 ГК РФ)

‒ Введен институт признания реорганизации несостоявшейся (ст.60.2 ГК РФ) .

С 2014 года установлена возможность осуществления смешанной реорганизации (абз. 2 п. 1 статьи 57 ГК РФ), а также возможность осуществлении реорганизации двух и более юридических лиц, в том числе, созданных в разных организационно-правовых формах, если согласно ГК РФ или закона допускается возможность преобразования юридического организационно-правовой формы в другую (абз. 3 п. 1 статьи 57 ГК РФ). При этом, ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены на уровне закона (абз. 4 п. 1 статьи 57 ГК РФ).

Абз.2 пункта 1 статьи 57 ГК РФ с 01.09.2014 допускает процедуру реорганизации двух и более юридических лиц с различными организационно-правовыми формами.

Однако судебная практика и разъяснения налогового органа по такому виду реорганизации на сегодняшний день не выявлена.

До рассмотренных изменений существовали следующие проблемы в области незаконной реорганизации:

‒ отсутствие регулирования в законодательстве на уровне специальных норм;

‒ отсутствие системного подхода на уровне правоприменительной практики;

‒ отсутствие связи между способами защиты нарушенных прав и их эффективностью;

‒ отсутствие четкого понимания субъектного состава защищаемых лиц и лиц, ответственных за совершение нарушений при реорганизации;

‒ отсутствие специальных сроков исковой давности.

В настоящее время в части признания реорганизации несостоявшейся — установлен:

‒ четкий субъектный состав лиц, имеющих право обращаться с исков (участники корпорации, голосовавшие против или не принявшие участие в голосовании);

‒ закрытый перечень оснований для обращения в суд с соответствующим иском.

Установлены правовые последствия признания судом реорганизации несостоявшейся в отношении:

‒ реорганизованных и созданных в процессе реорганизации юридических лиц;

‒ сделок, совершенных в результате реорганизации;

‒ правопреемства;

‒ участников реорганизованных юридических лиц.

В настоящее время в соответствии с ГК РФ, кредиторы любых юридических лиц имеют право на требование досрочного исполнения соответствующих обязательств (или прекращения обязательств и возмещения убытков) исключительно в суде. Указанные требования должны предъявляться в течение 30 дней с момента опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Ранее существовавшая редакция ГК РФ предусматривала, что в судебном порядке и ограниченный срок предъявления требования предусматривался исключительно для кредиторов открытых акционерных обществ, которые реорганизуются в форме слияния, присоединения или преобразования.

Однако новая редакция ГК РФ устанавливает, что требования кредиторов подлежит удовлетворению до момента завершения процедуры реорганизации, в том числе посредством внесения долга на депозит нотариуса или суда. При этом само по себе предъявление кредитором требований не может следить в качестве основания приостановления процедуры реорганизации общества.

Помимо этого установлено, что кредитор не имеет право требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если у него уже имеется достаточное обеспечение по обязательствам или же данное обеспечение будет ему предоставлено в течение 30 дней с момента предъявления соответствующих требований .

При этом, кредитор может заключить соглашение с реорганизуемым юридическим лицом, в рамках которого кредитор не имеет право требовать прекращения обязательств и возмещения убытков при невозможности их досрочного исполнения.

Другим нововведением, который содержится в ГК РФ, является то, что если в случае реорганизации активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц распределяются недобросовестно, реорганизованное юридическое лицо и образованные в результате этого юридические лица солидарно отвечают по такому обязательству исключительно при существенном нарушении интересов кредиторов.

По нашему мнению, все еще существует необходимость дальнейшего совершенствования гражданского законодательства о реорганизации юридических лиц. К примеру, при определении способов защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица не учитываются особенности защиты прав тех кредиторов, срок исполнения по обязательствам с которыми наступил и которые могут требовать исполнения обязательства уже к моменту реорганизации просроченного, в том числе на основании ранее вступившего в силу решения суда. Так, в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2014 г. по делу N А70–5216/2013 отмечается, что кредиторы по обязательствам, срок исполнения которых наступил, не должны быть поставлены в худшее положение, чем кредиторы по обязательствам с ненаступившим сроком исполнения . В рассматриваемом деле апелляционная инстанция обоснованно применила нормы о солидарной ответственности созданных после реорганизации юридических лиц, отменив решение суда первой инстанции, которым в заявленных требованиях кредитора было отказано. Решение вопроса о защите прав кредиторов, срок исполнения по обязательствам с которыми к моменту начала реорганизации уже наступил, ставится в зависимость от результатов толкования норм закона судом.

Таким образом, 2014 года в ГК РФ были внесены существенные изменения, в частности:

‒ расширены возможности в части совмещения форм и субъектного состава реорганизуемых юридических лиц;

‒ изменены положения, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица;

‒ введены положения, касающиеся незаконной реорганизации;

‒ введен институт признания реорганизации несостоявшейся.

Преобразование можно отнести к упрощенной форме реорганизации, имеющей свои особые специфические свойства, и с научной точки зрения преобразование юридического лица сохраняет свойства правопредшественника, не внося существенных изменений в его капитал и структурные органы. Данная новелла дает ряд преимуществ реорганизации в форме преобразования перед другими формами. Юридические лица теперь быстро и без особых затрат смогут в случае необходимости провести процедуру преобразования, не изменяя свою правосубъектность.

Новеллы законодательства о гарантиях прав кредиторов реорганизуемого юридического лица основываются на принципе добросовестности участников гражданско-правовых отношений, что позволит минимизировать количество злоупотреблений при реорганизации и будет способствовать достижению основной ее цели: прекращение деятельности реорганизованного юридического лица с переходом его прав и обязанностей к вновь образованным организациям.

Однако на практике в настоящее время существует достаточно много проблем, обусловленных отсутствием правоприменительной практики, а также судебной практики.

Литература:

1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

3. Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами настоящей статьи досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (пункт 3 статьи 53.1), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (пункт 3 статьи 53), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

4. Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:

1) кредитор согласился принять такое обеспечение;

2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

5. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

Комментарий к Ст. 60 ГК РФ

1. Как уже отмечалось, большая часть норм о реорганизации юридических лиц, содержащихся в ГК РФ, нацелена на обеспечение прав и законных интересов кредиторов. Угроза нарушения их прав и интересов особенно велика в случаях разделения или выделения, поскольку разделительный баланс может в силу ряда причин не содержать положений о правопреемстве в отношении конкретного обязательства (обязательств). Необходимо также заметить, что использование той или иной формы реорганизации юридического лица вне зависимости от положений о правопреемстве может существенным образом повлиять на интересы кредиторов. Так, преобразование унитарного предприятия в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в государственное или муниципальное учреждение влечет изменение пределов имущественной ответственности юридического лица. Бюджетное учреждение, как известно, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Подобного рода преобразование сопряжено для кредиторов с трудностями привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества вновь созданного учреждения.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

В этой связи законодатель закрепляет специальные гарантии прав и интересов кредиторов, состоящие в публичном сообщении о начале реорганизации и предоставлении кредиторам ряда прав: потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

2. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В результате такого уведомления в Едином государственном реестре юридических лиц появляются сведения об особом состоянии юридического лица (лиц) — запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. При надлежащем обеспечении принципа публичной достоверности реестра процедура уведомления способна в какой-то степени гарантировать права и интересы всех кредиторов реорганизуемого юридического лица (юридических лиц).

Порядок уведомления регистрирующего органа определяется ст. 13.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц.

3. Комментируемая статья была существенным образом изменена Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ. В ее первоначальной редакции содержалось правило о том, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кроме того, если разделительный баланс не давал возможность определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несли солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Названным Федеральным законом законодатель попытался решить известную проблему неблагоприятных для кредиторов последствий непропорционального распределения активов и пассивов при реорганизации в форме разделения и выделения. Однако следует отметить, что предложенное решение также недостаточно эффективно.

В соответствии с комментируемой статьей реорганизуемое юридическое лицо уведомляет о реорганизации регистрирующий орган, а потом дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Об обязанности уведомлять кредиторов комментируемая статья не упоминает. Однако в соответствии со ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме должно уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Правовые последствия неисполнения юридическим лицом указанной обязанности названным Федеральным законом не установлены.

Если право требования кредитора возникло до момента опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, то действующая редакция ст. 60 ГК РФ предоставляет ему право потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом. При этом удовлетворение требований кредиторов после завершении реорганизации осуществляется вновь созданными в результате реорганизации юридическими лицами солидарно. Вместе с тем требование досрочного исполнения, даже при возможности такого исполнения со стороны должника, не всегда удовлетворяет интересам кредитора, который может быть заинтересован исключительно в исполнении к определенному сроку. Кредитор будет вынужден принять досрочное исполнение, однако не сможет потребовать возмещения убытков, возникших у него в связи с правомерным досрочным исполнением должником своих обязательств.

Таким образом, узнавшие о реорганизации из средств массовой информации кредиторы могут предъявить указанные требования, которые пусть и не в полной мере, но защищают их интересы, а кредиторы, не отслеживавшие такую информацию в Едином государственном реестре юридических лиц или в СМИ, вынуждены, обнаружив факт состоявшейся реорганизации, устанавливать, кто из вновь созданных юридических лиц является правопреемником в отношениях с данным кредитором. Однако ранее существовавшего права привлечь вновь возникших юридических лиц к солидарной ответственности у таких кредиторов в соответствии с действующей редакцией ГК РФ теперь нет.

В то же время нельзя не заметить, что в соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия обязана принимать меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица.

Представляется, что введенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ положения о гарантиях прав кредиторов нацеливают участников отношений гражданского оборота на постоянный контроль друг за другом, безосновательно возлагая на кредитора бремя поиска информации о должнике, а не наоборот, понуждая должника информировать кредитора о реорганизации.

Полное описание 1 сентября 2014 г. вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, посвященная юридическим лицам. В том числе существенно обновилась ст. 60 «Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица».

Ее новая редакция расширила и одновременно усложнила возможности кредиторов предъявлять к реорганизуемым юридическим лицам требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков.

Согласно п. 2 ст. 60 ГК РФ кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Ранее такое право существовало только у кредиторов ОАО, теперь оно касается в равной степени кредиторов и публичных, и непубличных акционерных обществ. Кроме того, снято ограничение по видам реорганизации. Если ранее кредиторы могли предъявлять требования только в случаях, когда прекращалась деятельность общества (слияние, присоединение, преобразование), то теперь и в случаях его разделения или выделения.

Однако предъявлять требования кредиторы могут исключительно в судебном порядке, что, соответственно, усложняет процедуру предъявления требований, увеличивает ее сроки и судебные издержки.

Кроме того, как указано в п. 2 ст. 60 ГК РФ, требования кредиторов должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит. Таким образом, рассчитываться с кредиторами должно именно реорганизуемое общество, а не его правопреемник (правопреемники). В случае, если общество не согласно с предъявленными требованиям, дело может дойти до судебного разбирательства, которое может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Как указано в п.3 ст.60 ГК РФ в случае, если кредитор потребовал в соответствии с установленной процедурой досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, но такое исполнение ему не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность несут следующие лица:

  • лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц;
  • члены коллегиальных органов юридических лиц и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица.

Солидарная ответственность вышеуказанных лиц возникает только в том случае, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора. Необходимо также отметить, что при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

Таким образом, анализируя изменения статьи 60 ГК РФ, можно сделать вывод, что гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица претерпели существенные изменения. Эффективна ли будет данная реформа? Ответ на этот вопрос в скором времени даст судебная практика, но уже сейчас ясно: процедура удовлетворения требований кредиторов существенно усложнится, а сроки увеличатся.

Кауртаев М.С.

Юридическая фирма Москва

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья посвящена передаточному акту — документу, в соответствии с которым осуществляется правопреемство при реорганизации юридических лиц.

Данный документ должен содержать положения о правопреемстве в отношении всех прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества, с возникновением (изменением, прекращением) прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Утверждение и подписание передаточного акта, по сути, представляет собой лишь часть сложного юридического состава и самостоятельной сделкой не является. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительным документом для государственной регистрации.

Нормы абз. 2 п. 2 комментируемой статьи устанавливают особые основания отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц: 1) непредставление передаточного акта на регистрацию вместе с остальными регистрационными документами; 2) отсутствие в реорганизационных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица. Следовательно, регистрация новых юридических лиц в таких случаях не будет осуществлена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *