Геномная регистрация

Что такое геномная регистрация и для чего она нужна?

1 января 2009 года вступил в силу закон «О геномной регистрации в РФ » , который регулирует процесс получения , хранения и использования информации о ДНК человека .

Основная цель такой процедуры — помощь в раскрытии преступлений , установлении личности преступника , розыск пропавших без вести и установление личности конкретного человека ( живого или мертвого ) .

Обязательна такая процедура для лиц осужденных и отбывающих наказание за совершение тяжких , особо тяжких преступлений , а так же за преступления против половой свободы и неприкосновенности . Второй обязательный случай — взятие ДНК у неустановленных лиц и неопознанных тел .

Граждане РФ , иностранцы и лица без установленного гражданства могут пройти такую регистрацию добровольно , на платной основе .

Храниться такая информация в банке данных будет :

  • у установленных лиц — до достижения ими возраста 100 лет ( не важно прожил эти он 100 лет или нет )
  • у неустановленных лиц и неопознанных тел — 70 лет со дня взятия материала на ДНК
  • у лиц отбывающих наказание — 70 лет со дня взятия материала на ДНК .

ДНК без права передачи

Сегодня «РГ» публикует закон, который еще на стадии разработки вызвал бурную и противоречивую реакцию общества: Закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Кто-то видит в нем дополнительную защиту от преступников, кто-то — посягательство на коренные права и свободы добропорядочных граждан.

Что же такое — государственная геномная регистрация? Это получение, хранение и использование биологического материала и содержащейся в нем индивидуальной информации об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты человека — геномной информации. Цель геномной регистрации — идентификация личности человека. Геномная информация необходима для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также для установления преступников. Для розыска пропавших без вести. Для установления личности человека, чей труп не опознан другими способами. Для установления родственных отношений разыскиваемых.

Государственная геномная регистрация может быть обязательной и добровольной. Обязательной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Также обязательная геномная регистрация проводится в отношении неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе следственных действий. Кроме того, обязательной геномной регистрации подлежат неопознанные трупы.

Напомним: недавняя трагедия с разбившимся под Пермью самолетом оставила судмедэкспертам лишь единственную возможность идентифицировать останки — это молекулярно-генетические исследования.

Добровольную геномную регистрацию могут проходить граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно пребывающие на территории. Добровольная регистрация проводится по письменному заявлению на платной основе.

Директор Российского центра судебно-медицинской экспертизы, главный судмедэксперт минздравсоцразвития Владимир Клевно так прокомментировал «РГ» принятый закон: «Законодательное регулирование вопросов государственной геномной регистрации будет способствовать повышению эффективности борьбы с преступностью, в том числе с терроризмом и экстремизмом, а также защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Проведение государственной геномной регистрации будет служить сдерживающим фактором для лиц, осужденных за совершение преступлений, а следовательно, иметь профилактическое значение, позитивно влиять на криминогенную ситуацию в стране».

Владимир Клевно сообщил, что на основании информации, полученной в ходе государственной геномной регистрации, будет сформирована федеральная база данных геномной информации. «Создание и использование федеральной базы данных ДНК будет осуществляться на основе требований безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о персональных данных, — подчеркнул главный судебно-медицинский эксперт минздравсоцразвития. — Планируется, что обмен и использование геномной информации при реализации закона будет обеспечивать единая информационная система органов внутренних дел».

Сколько будет храниться геномная информация? В отношении граждан, личность которых была известна на момент взятия биологического материала, такая информация будет храниться до установления факта их смерти или до даты, когда им исполнилось бы 100 лет. В отношении неустановленных лиц, проходящих по уголовному делу, — 70 лет с момента получения биологического материала. Геномная информация, полученная от неопознанных трупов, хранится до установления личности человека, но не более 70 лет. Человек, прошедший геномную регистрацию добровольно, в любой момент может написать заявление о ее уничтожении, что и должно быть сделано.

Обязательная государственная геномная регистрация осужденных к лишению свободы

Вопросы производства обязательной государственной геномной регистрация осужденных регламентированы Федеральным законом «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», Порядком проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, утвержденным Правительством Российской Федерации от 11.10.2011 № 828.

Так, обязательной государственной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Обязанность проведения такой регистрации возложена на администрации исправительных учреждений.

Основанием для проведения обязательной государственной геномной регистрации является вступивший в законную силу приговор суда, на основании которого физическое лицо признано виновным в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и направлено для отбывания наказания в учреждение, исполняющее уголовные наказания.

Руководитель учреждения, исполняющего уголовные наказания, обеспечивает определение и учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, получение биологического материала (выделения человека), его направление в соответствующее экспертное подразделение территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При этом проведение государственной геномной регистрации не должно представлять опасность для жизни и здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

На сайт УВД по Калужской области поступил вопрос от Евгения Латунина. Молодой человек хочет узнать, «что такое государственная геномная регистрация. Кто обязательно должен предоставлять образцы своей ДНК в базу данных геномной информации и кем осуществляется деятельность по регистрации ДНК в Калужской области…».
На обращение Евгения отвечает начальник экспертно-криминалистического центра областного УВД Владимир Карпушкин.
«Государственная геномная регистрация — это получение, хранение и использование биологического материала и содержащейся в нем индивидуальной информации об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты человека — геномной информации.
Цель геномной регистрации — идентификация личности человека.
Геномная информация необходима для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также для установления преступников. Для розыска пропавших без вести. Для установления личности человека, чей труп не опознан другими способами. Для установления родственных отношений разыскиваемых.
Государственная геномная регистрация может быть обязательной и добровольной.
В соответствии со т. 7 Федерального Закона от 3 декабря 2008 года №242-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГЕНОМНОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», обязательной государственной геномной регистрации подлежат:
1) лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а так же всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
2) неустановленные лица, биологический материал, которых изъят в ходе производства следственных действий;
3) неопознанные трупы.
В экспертно-криминалистическом центре УВД по Калужской области отсутствует лаборатория ДНК-анализа, поэтому проведение геномной регистрации осуществляется совместно с ЭКЦ УВД Тульской области и ЭКЦ МВД России. В качестве объектов для исследования методами ДНК-анализа выступают седы крови, спермы, слюны, кости, волосы, мышечные ткани без гнилостных изменений и мумифицированные ткани.
Учет данных ДНК биологических объектов ведется по преступлениям, предусмотренным ст. 105,111 и главой 18 УК РФ, а так же по трупам, личность которых не установлена по завершении всех других розыскных мероприятий.
Получение биологического материала на территории Калужской области производится:
1. от лиц, указанных в п. 2 государственными органами, осуществляющими производство по уголовным делам с привлечением специалистов в области криминалистики и (или) судебной медицины,
2. от лиц, указанных в п.3, учреждениями судебно-медицинской экспертизы.
На основании информации, полученной в ходе государственной геномной регистрации, будет сформирована федеральная база данных геномной информации.
Добровольную геномную регистрацию могут проходить граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно пребывающие на территории. Добровольная регистрация проводится по письменному заявлению на платной основе».

Пресс-служба УВД
по Калужской области

Кузаков Д. В. Геномная регистрация: современное состояние и проблемы

Геномная регистрация: современное состояние и проблемы

Genomic registration: current status and problems

Кузаков Дмитрий Вадимович

Kuzakov Dmitry Vadimovich

студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

mityayi@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена современному состоянию и перспективам развития геномной регистрации в Российской Федерации. Автор рассматривает процедуру сбора и учета геномных данных, а также обстоятельства, препятствующие успешному претворению в жизнь программы геномной регистрации.

Ключевые слова: геномная регистрация, геномная информация, ДНК, молекулярно-генетическая экспертизы; биометрия.

Keywords: genomic registration, genomic information, DNA, molecular genetic examination; biometrics.

В связи с развитием биометрических технологий, мы всё чаще сталкиваемся с появлением новых методов идентификации человека по его уникальным характеристикам. В различных сферах жизни современного общества достаточно активно используются методы индивидуализации человека по следам пальцев, геометрии руки, радужной оболочке, сетчатке глаза и др. Одним из таких сравнительно новых методов, используемых в криминалистических целях, является геномная регистрация.

Развитие геномной регистрации стало возможным благодаря открытию британского ученого-генетика А. Джеффриса, который в 1984 г. установил, что каждый человек обладает неповторимой последовательностью нуклеотидов. Это открытие привело к появлению в конце 90-х гг. прошлого столетия первых баз данных ДНК. В 2002 г. была создана база данных ДНК Интерпола, которая ныне содержит более 173 000 профилей, предоставленных 84 странами (по состоянию на декабрь 2017 г.).

Понятие государственной геномной регистрации раскрывается в ст. 1 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ. Согласно данной статье государственная геномная регистрация ― это деятельность, осуществляемая государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации. Сама же геномная информация представляет собой персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности.

ДНК находится в ядре практически любой клетки организма, являясь материалом, из которого состоят гены. ДНК — это макромолекула, представляющая собой двойную полимерную цепь, составленную из нуклеотидов. Нуклеотиды бывают четырех типов (аденин (A), гуанин (G), тимин (T) и цитозин (C)) и сочетаются между собой в цепочке ДНК таким образом, что их последовательность строго индивидуальна для каждого организма, т.е. последовательность нуклеотидов является генетической информацией, а ДНК ее носителем. Таким образом, имея достаточное количество ядросодержащих клеток, мы можем «отмыть» ДНК и зафиксировать последовательность нуклеотидов человека.

Современная технология криминалистического ДНК-анализа позволяет успешно исследовать практически все ткани и выделения организма человека: кровь, слюна, сперма, влагалищный эпителий, волосы с жизнеспособной луковицей и волосяным мешочком, фрагменты мягких тканей и органов человека, срезы ногтевых пластин, зубы, кости, эпителий поверхностный (подногтевое содержимое на срезах ногтевых пластин, чешуйки перхоти, следы пальцев рук).

Для исследования сначала необходимо обнаружить биологический материал и выделить его из возможных смесей. К примеру, кровь предполагаемого преступника, обнаруженная на месте преступления, хорошо заметна и пригодна для его идентификации в рамках молекулярно-генетической экспертизы, но мы сталкиваемся с вероятностью, что кровь предполагаемого преступника смешалась с кровью жертвы. Если жертва и предполагаемый преступник разного пола, то отбор во многом облегчается и ограничивается сортировкой клеток крови, содержащихся в смеси по содержанию или отсутствию Y-хромосомы.

После обнаружения и выделения из смесей достаточного биологического материала (для проведения молекулярно-генетического анализа достаточно в среднем 10–15 клеток) происходит экстрагирование ДНК из клеточной среды с помощью различных реагентов, разрушающих материал клетки; впоследствии, благодаря применению различных сорбентов, мы получаем водный раствор ДНК.

Затем путём осуществления полимеразной цепной реакции происходит многократное копирование маркеров (участков «молчащей» ДНК, которые не выступают в качестве действующих генов и не кодируют белки) с помощью термостабильного фермента – Taq-полимеразы. Проводится электрофорез ДНК в агарозном геле для разделения фрагментов ДНК по длине. Данный метод основан на разной скорости движения различных по длине фрагментов в геле под действием электрического поля, весь процесс фиксируется генетическим анализатором, подсвечивающим маркеры лазером, возбуждающим свечение определенного цвета. Итоговым документом анализатора считается таблица, в которой цветом отмечено наличие в геноме тех или иных вариантов (аллелей) всех исследуемых маркеров. Далее происходит сравнение образцов и подсчёт вероятности, на основании которой выдается результат проведённой экспертизы.

На сегодняшний день молекулярно-генетическая экспертиза является самым информативным и достоверным способом идентификации, зарекомендовавшим себя на международном уровне. Если злоумышленники научились укрывать следы своих пальцев от следователей (например, работая в перчатках), то скрыть следы ДНК практически невозможно. Любое, даже неловкое, случайное прикосновение человека к какой-либо вещи оставляет порядка сотни клеток. Для экспертизы хватит и 10–15, а при применении лазерного микродиссектора возможным является вырезание единичных клеток, что позволяет работать с генетическим материалом, взятым даже из одной единственной клетки, однако такой метод считается нестандартным, а процедура не гарантирует высокой надежности.

Для хранения и последующего использования в целях идентификации личности геномная информация должна быть поставлена на экспертно-криминалистический учёт в федеральной базе данных геномной информации (ФБДГИ). В настоящее время в качестве такой базы выступает федеральная автоматизированная информационная система по обработке геномной информации «Ксенон-2», оператором которой является Экспертно-криминалистический центр МВД России. Однако отлаженной системы сбора данных из регионов до сих пор не наблюдается.

Геномная регистрация всего населения страны способна свести процент преступлений и количество неопознанных трупов к минимуму. В связи с этим возникает необходимость введения так называемых генетических паспортов. Однако затруднения вызывает определение возраста постановки на учет и выдачи такого паспорта. На наш взгляд, интерес представляет точка зрения А.С. Лукомской, которая считает, что поскольку практически у каждого новорожденного производится забор крови для проверки на наличие врожденных заболеваний, целесообразно направлять данные образцы для дальнейшего анализа и хранения в ФБДГИ. Этой же позиции придерживаются А.А. Панова и А.Ф. Соколов считающие, что процедура всеобщей геномной регистрации должна осуществляться сразу после рождения человека непосредственно в учреждении здравоохранения (родильном доме), а производить процедуру взятия крови может медицинская сестра или врач. Аргументировано это тем, что никто и ничто не сможет воспрепятствовать процедуре взятия образцов при рождении.

В то же время введение генетических паспортов для каждого гражданина России приводит к ряду проблем:

  1. Недостаток финансирования. Как известно, геномная регистрация является затратной биотехнологией. . Проведем примерные расчеты.

Согласно ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» обязательной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (за 2017 год – приблизительно 37,2 тыс. осужденных лиц), неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, неопознанные трупы (согласно официальным данным МВД России в 2017 г. было зарегистрировано 21,5 тыс. дел по установлению личности граждан по неопознанным трупам, находившимся на учете). Итого, без учёта неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, только за 2017 г. насчитывается около 58,7 тыс. лиц, геномная регистрация которых является обязательной. Рассчитав на 60 тыс. лиц в год стоимость необходимых реагентов, получаем сумму в размере 89 662 130 руб. ежегодно, при условии закупки только одного фермента (Taq-полимераза) и без учёта сопутствующих расходов. Сумма кажется не такой уж и космической, однако таковы затраты всего на 60 тыс. лиц. На территории России на данный момент проживает 146 880 432 человека , затраты на такой проект выходят далеко за пределы 250 млрд. руб., а ФБДГИ в виде АИС «Ксенон-2» просто не справиться с таким массивом данных.

Таким образом, вполне понятным становится столь узкий перечень категорий лиц, для которых геномная регистрация является обязательной. Непонятной остается причина приостановления действия ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» принятием Федерального закона от 17 декабря 2009 г. «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 313-ФЗ. Такая «пробуксовка» до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. № 828 «Об утверждении Положения о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы» сказалась на развитии программы геномной регистрации, существенно замедлив его, и в совокупности с существующими проблемами финансирования продолжает удерживать геномную регистрацию на начальном этапе развития. Отсутствие финансирования столь прогрессивной программы, направленной непосредственно на обеспечение безопасности населения и раскрытие преступлений в ускоренные сроки, на наш взгляд, является существенным упущением.

  1. Возможное нарушение прав человека. Наряду с учёными, одобряющими генетическую идентификацию, есть и те, которые утверждают об опасности такой процедуры. Например, как считает доктор биологических наук И. Ермакова, «если знать генетический код человека, то при желании можно подобрать ему такую пищу или лекарства, которые просто его уничтожат. Фактически, имея информацию о генетическом коде, представителям той или иной этнической группы можно заблокировать их гены так, что они перестанут рождаться».

Действительно, молекулярно-генетическая экспертиза имеет особый объект, у которого нет аналогов. В нашей ДНК закодирована вся наследственная информация. Неправомерное её использование, хранение и распространение может нанести вред носителю, повлечь нарушение его конституционных и гражданских прав, а потому данную процедуру необходимо должным образом регламентировать с учетом требований международных актов.

Базовым документом, регулирующим вопросы, посвященные геномным исследованиям на международно-правовом уровне, является Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (принята 11 ноября 1997 г. на Генеральной конференции ООН по образованию, науке и культуре ― ЮНЕСКО). В статьях 5 и 7 Декларации провозглашаются принципы согласия на проведение генетических исследований и конфиденциальности генетических данных в целях защиты прав человека и основных свобод. Однако статья 9 допускает возможность ограничений, касающихся данных принципов, в соответствии с законом и по крайне серьезным причинам. Остаётся дискуссионным вопрос, правомерно ли в таком случае изъятие образцов ДНК у новорожденных, а также допустима ли обязательная регистрация взрослого населения, не подпадающего под категорию лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Кроме того, по-прежнему сохраняет свою актуальность проблема недоверия населения к механизмам учёта и хранения персональным данных, к числу которых относится геномной информации. В ст. 3 ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» указано, что геномная регистрация проводится в соответствии с такими принципами как законность, гуманизм, конфиденциальность, сочетание обязательности и добровольности. Закрепление принципов в тексте Федерального закона не является гарантом их исполнения. Поскольку в тексте закона отсутствуют специальные нормы или прямые ссылки на инструкции, пошагово регулирующие действия лиц, осуществляющих получение, учёт, хранение, использование, передачу и уничтожение биологического материала, возникают сомнения, что система геномной регистрации функционирует и что оказавшиеся в ФБДГИ данные действительно охраняются и не используются посторонними лицами.

Введение инструкций, регламентирующих деятельность субъектов, осуществляющих геномную регистрацию, а также специальных требований по отбору персонала, требований к пропускному режиму и отлаженная система взаимодействия ФБДГИ с региональными и местными уровнями учётов — вот что необходимо для развития геномной идентификации в нашей стране, а значит и для безопасного существования в постгеномную эру человечества.

Библиографический список:

  1. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека от 11.11.1997 г. – human_genome.shtml
  2. База данных ДНК Интерпола – https://www.interpol.int/INTERPOL-expertise/Forensics/DNA
  3. Героева А. МВД зарегистрирует граждан на генетическом уровне // Коммерсантъ. – 2007. – № 89. – http://www.kommersant.ru/doc/768636
  4. Гордиз: прайс-лист – http://gordiz.ru/index.php/prajs-list
  5. Кухарёв Г. А. Биометрические системы: методы и средства идентификации личности человека // Политехника. – 2001. – с. 240.
  6. Лукомская А. С. К вопросу о государственной геномной регистрации // Вестник ОГУ. – 2012. – № 3. – с. 92–94.
  7. Макаров О. Печать гена // Популярная механика. – 2015. – № 9. – с. 46–50.
  8. МВД РФ: открытые данные –
  9. Методические рекомендации по изъятию и упаковке объектов биологического происхождения, предназначенных для ДНК-анализа // Экспертно-криминалистический центр УМВД России по Тамбовской области. – Тамбов. – 2012. – с. 8.
  10. Надоненко О. Н. Особенности реализации федеральной программы геномной регистрации // Юридический мир. – 2015. – № 1. – СПС «КонсультантПлюс»
  11. Панова А.А., Соколов А.Ф. Всеобщая геномная регистрация: pro et contra // Эциклопедия судебной экспертизы. – 2014. – №1 (3). – http://www.proexpertizu.ru/ general_questions/616/
  12. Романовская О. В., Романовский Г.Б. Правовое регулирование геномной регистрации в Российской Федерации // Российская юстиция. – 2013. – №8. – с. 43–46.
  13. Федеральная служба государственной статистики – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
  14. О государственной геномной регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ (с изм. от 17.12.2009)
  15. Холопова Е. Н. Комментарий к федеральному закону от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». – 2016. – с. 9.

Становление базы генетических данных в РФ

Законодательное регламентирование применения геномных сведений в правоохранительной практике является актуальной задачей современных государств. Сегодня хранилища генетических сведений используются во многих европейских и иных странах: в Японии, Сингапуре, Таиланде, Канаде, Чили и др. Первые хранилища генетических данных стали функционировать более 10 лет назад. За период их применения подтвердилась их эффективность для расследования и раскрытия преступлений.

В России идентификация с помощью ДНК впервые была использована в 80-х годах. Сегодня эту технологию применяют во многих службах криминалистики и судмедэкспертизы. Что касаемо государственной системы генетического учета в РФ, теоретические положения которой были разработаны еще в 90-х годах, ее практическую реализацию отсрочили на неопределенное время из-за отсутствия финансовых вложений. В течение нескольких последних лет экспертные отделения были оснащены автоматическими системами геномного анализа, что явилось предпосылкой для выполнения этой программы. Это вызвало необходимость создания нормативно-правовых актов для регулирования соответствующей деятельности. Первоначально был опубликован приказ МВД РФ № 70 от 10.02.2006г. «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов ОВД РФ», вводивший учет геномных данных, приобретенных из образцов биологических материалов – частиц ткани неопознанных трупов и следов, полученных с мест преступлений.

Вступивший в силу 01.01.2009г. Закон о геномной регистрации стал нормативно-правовой базой для усовершенствованного способа учета, применяемого в криминалистике. Благодаря этому стало возможным внесение ДНК-сведений в национальный банк данных.

Виды государственной геномной регистрации

Законом (ст.6) были введены два вида регистрации: добровольная и обязательная.

Добровольная регистрация граждан России, подданных других государств или лиц без гражданства, которые проживают или пребывают на территории России, выполняется на коммерческой основе по заявлению в письменной форме в организациях судмедэкспертизы, относящихся к национальной системе здравоохранения и реализующих свою практику вместе с отделениями ОВД РФ, компетентных в этом роде занятости. Добровольная регистрация лиц, не достигших совершеннолетия, а также лиц, объявленных в судебном порядке частично дееспособными или недееспособными, выполняется на основе заявления родных или приемных родителей, попечителей или опекунов. Прием образцов биоматериалов тоже совершается в их присутствии.

Обязательная геномная регистрация распространяется на следующий круг лиц:

1. Лица, которые были осуждены и отбывают наказание за преступления, расценивающиеся как тяжкие и особо тяжкие, в форме лишения свободы, а также за любое правонарушение, совершенное против половой неприкосновенности и свободы. В отличие от законов некоторых европейских государств (Швейцария, Австрия, Великобритания и др.) законодательство РФ не предусматривают внесение в хранилище данных образцов ДНК подозреваемых.

Лица, для которых является обязательным предоставление образцов ДНК, служат главными «снабженцами» геномных сведений для баз ДНК-информации во всех государствах, владеющих похожими системами. К примеру, государственная база данных Великобритании содержит почти 5 миллионов генетических профилей преступников и только около 400 тысяч ДНК-профилей материалов, полученных на местах свершения преступлений.

Механизм функционирования идентификационной системы представляет собой сопоставление профиля ДНК, полученного при обследовании объекта (места преступления) с хранилищем сведений лиц, рассматриваемых как потенциальных преступников. Идентичность профиля с одним из хранящихся в базе генотипов предоставляет возможность выявить того, кто оставил биоматериал на месте преступления. Этот результат имеет огромное значение, когда отсутствуют другие сведения о причастности данного лица к расследуемому делу, и именно применение базы данных помогает следователям выявить преступника.

2. Лица, чья личность не установлена, биоматериал которых был получен в процессе проведения следственных действий. Цель изъятия таких следов – приобретение генетических сведений лиц, причастных к преступлению. Эти материалы применяют и тогда, когда нет совпадений ни с одним, хранящимся в базе генотипом. Если исследуемый ДНК-профиль, принадлежащий потенциальному субъекту преступлений, совпадает с профилем биоматериала, изъятого с места совершения преступления, тогда можно говорить о серийном характере преступлений.

3. Неопознанные трупы. В законе отсутствует определенность в отношении порядка и целей применения этой информации. Она сохраняется до установления личности, что подтверждает, что главной целью использования является идентификация трупов. Эти данные могут быть использованы и для других расследований, они позволяют проверить возможную причастность лица к совершению нераскрытого преступления. Таким образом, геномный профиль неопознанного трупа может использоваться не только для определения личности, но и для установления лица как преступника.

Порядок приобретения, сохранения и применения биологических материалов

Определение категорий лиц, которые подлежат к генетическому учету, является очень важной проблемой, имеющей криминалистическое и правовое значение. Еще одной основополагающей позицией является регламентация механизмов и критериев изъятия и удаления из хранилища профилей ДНК. Удаление профилей сопровождается удалением всех других данных, приобретенных в процессе исследования ДНК.

Приобретение, пользование, сохранение, удаление биоматериала и обработка ДНК-информации при исполнении регистрации обязаны не допускать вероятность их порчи, утраты и незаконного доступа к ним.

Законом регламентированы сроки хранения генетических сведений. Таким образом, ДНК осужденных и отбывающих наказание лиц сохраняется в базе данных до определения факта их смерти либо до того момента, когда им могло бы исполниться сто лет (при неимении сведений о факте смерти).

Генетическая информация неустановленных лиц, полученная на местах происшествий, сохраняется на протяжении семидесяти лет с момента ее изъятия.

ДНК-сведения, приобретенные при обследовании неопознанных трупов, сохраняется до момента установления личности. Если личность установить не удается, то эти сведения уничтожается спустя семьдесят лет с момента ее приобретения.

Генетическая информация, приобретенная при добровольной регистрации, удаляется при наличии заявления в письменной форме лиц, прошедших регистрацию, а также других компетентных лиц.

В Законе нет указания на то, подлежит ли изъятию из государственной базы данных геномная информация лица, признанного невиновным. В законодательстве других государств это обстоятельство оговорено. Так, в Австрии, Швейцарии, Шотландии определено удаление ДНК-информации обвиняемых в случае их оправдания. Законодательство Великобритании допускает оставление генетических сведений в базе на неограниченных срок и осужденных, и подозреваемых, признанных невиновными.

В законодательствах зарубежных стран регламентируется не только порядок изъятия генетической информации из хранилища данных, но и порядок изъятия образцов биологических материалов. Здесь законодательства разных государств имеют отличия. Так, в Австрии и Великобритании образцы сохраняются неограниченное время, в Швейцарии и Финляндии — время, в течение которого сохраняется профиль ДНК, в Бельгии, Германии и Норвегии – биологические образцы уничтожаются сразу после получения ДНК профилей. Законодательство РФ не регламентирует аспекты и критерии изъятия из хранилища ДНК биологических следов. Есть только указание на то, что правила их уничтожения утверждаются в порядке, установленным Правительством РФ.

Еще один вопрос, не нашедший отображение в федеральном законе, это вопрос о порядке взятия образцов у подлежащих обязательной геномной регистрации лиц. В практике зарубежных государств встречаются различные механизмы получения ДНК-образцов. Они могут следовать поэтапно. Например, осужденному могут предложить добровольное предоставление образца. Если он отказался, используется другой механизм – получение судебного или полицейского ордера на принудительное взятие образца. Также могут следовать физическое принуждение предоставить образец, осуждение, получение его с предмета, имеющего клеточный образец лица.

Использовать геномные сведения, содержащиеся в хранилище данных, имеют право органы дознания и предварительного расследования, ОРД и суды.

Применение геномных сведений заграничными службами и организациями возможно, если это прописано в международных соглашениях РФ.

По окончании периода хранения генетических данных они удаляются тем же государственным органом исполнительной власти, который осуществлял ее хранение.

Контроль и надзор за исполнением закона

Согласно Закону о геномной регистрации, надзор за его реализацией выполняется Генеральным прокурором и другими прокурорами, находящимися в его подчинении.

Контроль над работой организаций, регистрирующих генетические сведения, исполняется федеральными органами власти и органами власти субъектов России в пределах своих полномочий. Неправомерные действия компетентных лиц можно оспорить в судебном порядке.

Ведомственный контроль проводят вышестоящие органы и их компетентные лица. Механизм проведения ведомственного контроля регулируется соответствующими законодательными актами.

На сегодняшний день не существует конкретных нормативных регламентаций по всем существующим позициям. Это, определенно, одно из уязвимых мест нормативной базы генетической регистрации. Исследуемый закон содержит только фундаментальные, базовые положения, для реализации которых потребуется издание других нормативно-правовых актов.

Финансирование этой процедуры происходит из доходов федерального бюджета.

Биологические следы исследуют в ДНК-лабораториях, которые находятся в ведомстве правоохранительного органа, выполняющего следственную деятельность. Если в регионе отсутствуют специализированные лаборатории, то ДНК-анализ производится в лабораториях, расположенных в соседних областях. На сегодняшний день функционируют оборудованные генетические лаборатории при отделениях полиции в 49 регионах России. Тверская, Псковская, Брянская области – еще не имеют своих лабораторий, поэтому следователям этих областей есть необходимость обращаться за помощью в ближайшие лаборатории. Проведение одного исследования занимает приблизительно две недели. Если биологические материалы отправляются в другие регионы, то и время ожидания существенно увеличивается.

В УФСИН проводится обязательная геномная регистрация осужденных

Процедура обязательной геномной регистрации осужденных проводится в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 3 декабря 2008 года № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации».

Государственная геномная регистрация проводится с целью идентификации личности человека. Обязательной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Информация, полученная в результате проведения государственной геномной регистрации, используется для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также выявления и установления лиц, их совершивших.

На сегодняшний день в исправительных учреждениях УФСИН процедура обязательной геномной регистрации проведена в отношении более 1700 осужденных. В первую очередь, ей подвергаются лица, в скором времени освобождающиеся из мест лишения свободы.

Технология процедуры геномной регистрации такова: перед забором крови, который проводит медицинский работник учреждения в присутствии начальника отряда, личность осужденного сверяют с материалами его личного дела. После присвоения индивидуального номера биологический материал направляется для исследования и хранения в экспертно-криминалистический центр МВД Республики Саха (Якутия), а полученная геномная информация заносится в федеральную базу данных.

Пресс-служба УФСИН России по Республике Саха (Якутия)

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 19 ноября 2008 года
Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) государственная геномная регистрация — деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации;

2) биологический материал — содержащие геномную информацию ткани и выделения человека или тела (останков) умершего человека;

3) геномная информация — персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности;

4) обработка геномной информации — действия (операции) с геномной информацией, включая получение (сбор), систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу) и уничтожение геномной информации;

5) федеральная база данных геномной информации — федеральная автоматизированная информационная система по обработке геномной информации, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный настоящим Федеральным законом;

6) неопознанный труп — тело (останки) умершего человека, личность которого на момент обнаружения тела (останков) не установлена.

Статья 2. Цели государственной геномной регистрации

В Российской Федерации государственная геномная регистрация проводится в целях идентификации личности человека.

Статья 3. Принципы государственной геномной регистрации

1. Государственная геномная регистрация проводится с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной геномной регистрации не должно представлять опасность для жизни и здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

Статья 4. Правовая основа государственной геномной регистрации

Правовой основой государственной геномной регистрации являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательство Российской Федерации в области персональных данных, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Статья 5. Лица, подлежащие государственной геномной регистрации

В Российской Федерации проводится государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Статья 6. Виды государственной геномной регистрации

В соответствии с настоящим Федеральным законом в Российской Федерации проводятся добровольная государственная геномная регистрация и обязательная государственная геномная регистрация.

Статья 7. Обязательная государственная геномная регистрация

1. Обязательной государственной геномной регистрации подлежат:

1) лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

2) неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий.

2. Обязательной государственной геномной регистрации подлежат неопознанные трупы.

Глава 2. Проведение государственной геномной регистрации

Статья 8. Проведение добровольной государственной геномной регистрации

1. Добровольная государственная геномная регистрация проводится учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.

2. Добровольная государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, проводится на основании их письменного заявления и на платной основе.

3. Плата за проведение добровольной государственной геномной регистрации взимается в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, и подлежит зачислению в доход федерального бюджета в полном объеме.

4. Добровольная государственная геномная регистрация несовершеннолетних лиц проводится на основании письменного заявления их родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей. Получение биологического материала осуществляется в присутствии родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей несовершеннолетних лиц.

5. Добровольная государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, проводится на основании письменного заявления их опекунов, попечителей. Получение биологического материала осуществляется в присутствии опекунов, попечителей указанных граждан.

6. Порядок проведения добровольной государственной геномной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Проведение обязательной государственной геномной регистрации

1. Обязательная государственная геномная регистрация:

1) лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности;

2) лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, проводится органами предварительного следствия, органами дознания совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности, и учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения;

3) неопознанных трупов проводится органами предварительного следствия, органами дознания и органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц, а также установление по неопознанным трупам личности человека, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности, и учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения.

2. Порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

Глава 3. Получение, учет, хранение, использование, передача и уничтожение биологического материала и обработка геномной информации

Статья 10. Основные требования к получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации

1. Условия получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации при проведении государственной геномной регистрации должны исключать возможность их утраты, повреждения, искажения, несанкционированных доступа к ним и их передачи.

2. Государственные органы и учреждения, проводящие государственную геномную регистрацию, обеспечивают сохранность и использование биологического материала и геномной информации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. За нарушение правил получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации должностные лица государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию, и лица, получившие доступ к биологическому материалу и геномной информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

4. Правила получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Учет геномной информации

Учет геномной информации, полученной при проведении государственной геномной регистрации, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области внутренних дел, при формировании и поддержании федеральной базы данных геномной информации.

Статья 12. Сроки хранения геномной информации

1. Геномная информация, полученная при проведении государственной геномной регистрации граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, в том числе лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, хранится до установления факта их смерти, а при отсутствии сведений об их смерти — до даты, когда им исполнилось бы 100 лет.

2. Геномная информация, полученная при проведении государственной геномной регистрации лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, хранится 70 лет с момента ее получения.

3. Геномная информация, полученная при проведении государственной геномной регистрации неопознанных трупов, хранится до установления личности человека, но не более 70 лет.

Статья 13. Получение и использование биологического материала

1. Получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации осуществляется:

1) от граждан Российской Федерации, а также от иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, при проведении добровольной государственной геномной регистрации — учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения;

2) от лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, — учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы;

3) от лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, — государственными органами, осуществляющими производство по уголовным делам, с привлечением специалистов в области криминалистики и (или) судебной медицины;

4) от неопознанных трупов — учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения.

2. Биологический материал, полученный при проведении государственной геномной регистрации, используется только для получения геномной информации в целях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Получение и использование геномной информации

1. Получение геномной информации при проведении государственной геномной регистрации осуществляется:

1) из биологического материала, полученного от граждан Российской Федерации, а также от иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, при проведении добровольной государственной геномной регистрации, а также от неопознанных трупов, — учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения;

2) из биологического материала, полученного от лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, — подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности;

3) из биологического материала, полученного от лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, — подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности, совместно с учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения.

2. Геномная информация, полученная в результате проведения государственной геномной регистрации, используется в следующих целях:

1) предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, а также выявление и установление лиц, их совершивших;

2) розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации;

3) установление личности человека, чей труп не опознан иными способами;

4) установление родственных отношений разыскиваемых (устанавливаемых) лиц.

Статья 15. Право на использование геномной информации

1. Право на использование геномной информации имеют суды, органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

2. Использование геномной информации в интересах иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 16. Уничтожение геномной информации

1. Геномная информация, полученная в результате проведения государственной геномной регистрации, уничтожается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ее хранение, по истечении сроков хранения, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Геномная информация, полученная в результате проведения добровольной государственной геномной регистрации, может быть уничтожена на основании письменного заявления:

1) лиц, прошедших добровольную государственную геномную регистрацию;

2) родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей прошедших добровольную государственную геномную регистрацию несовершеннолетних лиц;

3) опекунов, попечителей прошедших добровольную государственную геномную регистрацию граждан Российской Федерации, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности.

Глава 4. Надзор и контроль за исполнением настоящего Федерального закона

Статья 17. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Статья 18. Контроль за государственными органами и учреждениями, проводящими государственную геномную регистрацию

1. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию.

2. Ведомственный контроль за деятельностью государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется соответствующими нормативными правовыми актами.

Статья 19. Судебный контроль

Действия (решения) должностных лиц государственных органов и учреждений, проводящих государственную геномную регистрацию, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть оспорены в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 20. Финансирование мероприятий по проведению государственной геномной регистрации

Финансирование мероприятий по проведению государственной геномной регистрации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Президент Российской Федерации
Д. Медведев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *