1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; 2) являющихся общепринятыми символами и терминами; 3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; 4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения. Положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования. 2. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой: 1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; 2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки; 3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия; 4) обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта. Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа. 3. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: 1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя; 2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. 4. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. 5. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств — участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта. 6. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с: 1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной; 2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; 3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров. Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя. 7. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара. 8. Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. 9. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные: 1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (статья 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака; 2) имени (статья 19), псевдониму (пункт 1 статьи 1265) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника; 3) промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. 10. По основаниям, предусмотренным в настоящей статье, правовая охрана также не предоставляется обозначениям, признаваемым товарными знаками в соответствии с международными договорами Российской Федерации. 2. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак
1. На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
2. Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Комментарий к статье 1477 Гражданского Кодекса РФ
Комментируемый параграф посвящен праву на товарный знак и праву на знак обслуживания. Как отмечалось авторами проекта комментируемой части, правила о правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания в основном восприняты из Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (обозначается в настоящем комментарии как Закон 1992 г. о товарных знаках), подробно регламентирующего связанные с этими объектами отношения; изменения коснулись в основном редакции и расположения отдельных статей с целью приведения положений о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров в соответствие с общими положениями об охране интеллектуальных прав. Также следует упомянуть о том, что существовал Закон СССР от 3 июля 1991 г. N 2293-1 «О товарных знаках и знаках обслуживания» .
———————————
Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 30. Ст. 864.
Примечательно, что в указанный Закон 1992 г. о товарных знаках внесено большое количество изменений Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» , в пояснительной записке к проекту которого указывалось, что он подготовлен с учетом положений Соглашения ТРИПС, а также требований ряда международных договоров в области правовой охраны интеллектуальной собственности, участником которых является Россия, в частности: Парижской конвенции; Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к нему, участником которого Россия стала с 10 июня 1997 г.; Договора о законах по товарным знакам, принятого Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1503.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4927.
В пункте 3.4 разд. VII Концепции развития гражданского законодательства РФ указывалось, что современные условия экономического развития страны требуют дальнейшего совершенствования регулирования отношений, связанных с товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров; прежде всего это касается уточнения положений ГК РФ, посвященных основаниям для отказа в государственной регистрации товарного знака, чтобы такая регистрация не могла явиться причиной введения потребителей в заблуждение.
В пояснительной записке к проекту Федерального закона N 47538-6 отмечалось, что изменения в отношении правовой охраны товарных знаков в основном коснулись ст. 1483 комментируемого параграфа, устанавливающей основания для отказа в государственной регистрации товарного знака; они направлены на уточнение требований, предъявляемых к регистрируемому товарному знаку в части так называемых абсолютных оснований для отказа, а также на предотвращение введения в заблуждение потребителей; кроме того, предусмотрено законодательное закрепление практики публикации Роспатентом сведений о заявках на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров (ст. ст. 1493 и 1522), что обеспечивает большую прозрачность административных процедур, осуществляемых Роспатентом.
Комментируемая статья, открывающая подпараграф с основными положениями о праве на товарный знак и праве на знак обслуживания, содержит общие положения о товарном знаке и знаке обслуживания.
В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что на товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (свидетельству на товарный знак посвящена ст. 1481 комментируемого параграфа, к которой и сделана отсылка), а также определено понятие товарного знака — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Ранее ст. 1 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), содержавшая общие положения о товарном знаке и знаке обслуживания, определяла лишь то, что товарный знак и знак обслуживания (при этом вводилось обозначение «товарный знак») — это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (при этом вводилось обозначение «товары») юридических или физических лиц.
Пункт 2 комментируемой статьи распространяет действие правил ГК РФ о товарных знаках на знаки обслуживания, а также определяет понятие знаков обслуживания — это обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Как говорилось выше, ранее в ст. 1 Закона 1992 г. о товарных знаках давалось единое определение товарного знака и знака обслуживания. Правило же о применении к знакам обслуживания правил о товарных знаках следовало из того, что в указанной статье вводилось единое обозначение «товарный знак» для товарного знака и знака обслуживания.
Следует подчеркнуть, что в комментируемой статье в отличие от Закона 1992 г. о товарных знаках речь идет об индивидуализации только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. не говорится о гражданах, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Кроме того, в комментируемой статье не говорится о публично-правовых образованиях — России, субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Различие между работами и услугами следует из сравнения понятий договора подряда и договора возмездного оказания услуг, определенных соответственно в п. 1 ст. 702 и п. 1 ст. 779 части второй ГК РФ: по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его; по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.