Гос регулирование торговли

В результате изучения главы студент должен:

знать

• понятие «торговля» как вид предпринимательской деятельности, ее виды, методы государственного регулирования;

уметь

  • • выявлять принципы правового регулирования в сфере торговли;
  • • уметь заключать договоры в сфере торговли;

владеть

• знаниями о государственных гарантиях осуществления торговой деятельности, механизмах защиты прав покупателей и продавцов продовольственных товаров.

Общее понимание торговли как вида предпринимательской деятельности

Основы законодательного регулирования торговой деятельности. Под торговой деятельностью (или торговлей) понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров и направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. Торговая политика включает в себя совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов торговой деятельности.

Среди видов торговли выделяют:

  • 1) оптовую (мелкооптовую) торговлю как разновидность торговой деятельности, связанную с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи). Сюда также относится любая продажа в иных целях, не связанная с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием объектов торговой деятельности. Мелкооптовая торговля – разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации;
  • 2) розничную (мелкорозничную) торговлю как разновидность торговой деятельности, связанную с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях. Такого рода операции не должны быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Мелкорозничная торговля представляет собой разновидность розничной торговли, связанную с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.

Специальными субъектами, ведущими торговлю и специализирующимися в данной сфере, выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Среди них следует особо выделить:

  • – хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
  • – хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи.

Указанные выше субъекты могут вступать в отношения по поводу организации и осуществления торговой деятельности с органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые специальными субъектами, ведущими торговлю, не являются.

По видам товаров выделяют: нематериальные товары (например, информационные продукты) и материальные товары (например, твердые, жидкие и др.); потребительские товары (служат для удовлетворения нужд основных групп населения) и товары производственного назначения (предназначенные для продажи с целью их использования во внутрихозяйственной деятельности организаций). Для конечного потребителя наибольшее значение имеют продовольственные товары, т.е. продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки и др.

Таким образом, предметом торговли могут выступать материальные вещи, готовая продукция, здания и оборудование, продовольственные товары и услуги, а также объекты интеллектуальной деятельности. Итак, международная и национальная торговля включает торговлю товарами, услугами, интеллектуальной собственностью. Многие товары продаются через магазины розничной торговли, а также через торговые сети, которые представляют собой совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, а также законодательными актами субъектов РФ. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Кроме того, в рамках собственных полномочий органы местного самоуправления также вправе издавать правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Вместе с тем базовым законодательным актом, который определяет принципы государственного регулирования торговой деятельности в нашей стране, выступает Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Следует отметить, что положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

  • – внешнеторговой деятельности;
  • – деятельности по проведению организованных торгов;
  • – деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
  • – купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров. Подобные ограничения первоначально были установлены указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». Затем перечень таких товаров был расширен рядом законов, например Законами РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности», от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральными законами от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Среди целей правового регулирования отношений в сфере торговли можно выделить:

  • 1) обеспечение единства экономического пространства страны путем установления единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
  • 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
  • 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность;
  • 4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной

власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Статья 4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ устанавливает методы государственного регулирования в данной сфере. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

  • 1) установления требований к ее организации и осуществлению;
  • 2) антимонопольного регулирования торговой деятельности;
  • 3) информационного обеспечения сферы торговли;
  • 4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

В торговом праве к основным направлениям реализации государственной политики в сфере торговли можно отнести:

  • – развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли;
  • – лицензирование отдельных видов торговой деятельности в установленном порядке;
  • – сертификацию продукции потребительского назначения, услуг торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке;
  • – реализацию государственной монополии на отдельные виды товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах, установленных законодательством;
  • – поддержку отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
  • – финансирование в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников, городских заимствований на конкурсной основе;
  • – государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов РФ в сфере торговли;
  • – разработку и реализацию комплексной программы развития отрасли, а также региональных целевых программ в сфере потребительского рынка.

Среди принципов торговой деятельности, закрепляемых на международном и внутригосударственном уровне, можно особо выделить: принцип свободы торговли, принцип добросовестности, принцип недискриминации, принцип взаимной выгоды, принцип наибольшего благоприятствования, принцип национального режима, принцип свободы транзита и др.

Анализ законодательства показывает, что в Российской Федерации управление потребительским рынком поднято на самый высокий уровень государственного регулирования и, несмотря на то что полномочия в данной сфере разделены, де-факто здесь наблюдается централизованное регулирование торговых отношений по сравнению с другими странами. В связи с этим следует особо отметить механизмы распределения полномочий Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, а также некоммерческих организаций в области регулирования торговой деятельности.

Так, Правительство РФ в исследуемой области осуществляет:

  • 1) проведение собственной государственной политики в области торговой деятельности;
  • 2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • 3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год и др.

Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) осуществляет следующие полномочия:

  • 1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;
  • 2) утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта РФ, порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре;
  • 3) участие совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров), и др.

Органы государственной власти субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности ответственны:

  • 1) за реализацию государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта РФ;
  • 2) разработку и принятие собственных законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности (например, Закон г. Москвы от 09.12.1998 № 29 «О торговой деятельности в городе Москве»);
  • 3) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в рамках субъекта РФ;
  • 4) проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на собственной территории;
  • 5) разработку и реализацию мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на собственной территории, и др.

Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов РФ.

Минпромторг России в целях согласования общественно значимых интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, привлекает на добровольной основе некоммерческие организации, объединяющие таких хозяйствующих субъектов, к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности.

Среди таких некоммерческих организаций можно особо отметить деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей, ТПП РФ, Российского зернового союза, Российского союза поставщиков металлоторговцев, Лиги предпринимателей России, Союза сахаропроизводителей России и др.

Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций может осуществляться в формах:

  • 1) участия в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;
  • 2) участия в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов РФ, муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов РФ, муниципальных образований;
  • 3) изучения и распространения российского и иностранного опыта в области торговой деятельности;
  • 4) предоставления необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
  • 5) подготовки для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложений о совершенствовании торговой деятельности и др.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ 1 2 Бакушова В.В. , Дмитриева И.Е.

‘Бакушова Виктория Викторовна — магистрант,

направление: финансы и кредит, магистерская программа: финансовая экономика; 2Дмитриева Ирина Евгеньевна — кандидат экономических наук доцент, кафедра экономики, финансов и права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (филиал), г. Пятигорск, Ставропольский край

Аннотация: в статье проанализированы основные задачи государства в сфере регулирования деятельности торговых предприятий. Рассмотрены важнейшие задачи в сфере государственного регулирования торговли в условиях современной экономической системы России. Представлено разграничение компетенций федеральных и территориальных органов власти в сфере регулирования деятельности торговых бизнес-структур.

Ключевые слова: торговые предприятия, методы государственного регулирования, законодательные нормы, конкурентная среда, защита внутреннего рынка, интеграция торговых структур.

Ожидать эффективности и устойчивого развития предприятий торговли невозможно, если не выполняется комплекс мер, направленных на совершенствование правовой среды, где они реализуют свою финансово-хозяйственную деятельность. В основу рыночной экономики положена система прав и полномочий определённых участников предпринимательского процесса, действующих самостоятельно и решающих все свои частные вопросы в рамках требований законодательства, норм и регламентов.

Учитывая опыт торговли в мире, ясно, что существующие рыночные торговые взаимоотношения практически в каждой стране мира регулируются законами государства. Сейчас наблюдается тренд усиления государственного регулирования, направленный на содействие развитию бизнеса, изменение организационных видов взаимодействия органов государственной власти и управления с представителями частного предпринимательства, обеспечение оптимальности в сочетании государственных и рыночных мер воздействия .

Обобщая, к задачам государственного регулирования следует отнести весь комплекс мер, способных обеспечивать функционирование и поступательное развитие торговли в составе экономической системы государства, рис. 1.

спшулир об ание деловой активности

создание свободной конкурентной среды

ограничение администр ативного

вмешательства в работу предприятий

Рис. 1. Задачи государственного регулирования сферы торговли

Состав направлений, форм и методов государственного воздействия постоянно меняется и совершенствуется. В настоящее время направления этих изменений — в совершенствовании экономических и законодательных методов реализации государством своих функций, через создание соответствующих норм законов, регулирующих экономические отношения сферы торговли.

В рыночных условиях покупатели, обращаясь к услугам торговых предприятий, покупая нужные товары, принимают участие в имущественных взаимоотношениях, которые регулируются нормами гражданского права.

Предприятия торговли, когда приобретают товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического оснащения, становятся включёнными в гражданский оборот и являются объектами гражданско-правовых отношений. Следовательно, укрепляя принципы рыночных отношений, постоянно растёт роль и значимость гражданского законодательства, которое регулирует, основываясь на юридическом равенстве сторон, имущественно-стоимостные отношения.

В системе федерального законодательства центральное место отведено Конституции Российской Федерации, где закреплены права граждан и регулируются отношения собственности в стране.

Важное место в составе законов, регулирующих торговую сферу, принадлежит Гражданскому кодексу РФ, который призван регулировать совокупность общественных отношений и является начальной точкой для совершенствования всего действующего законодательства в различных сферах деятельности, включая торговую.

Таким образом, торговля в РФ подчинена значительному количеству законов, в их составе: Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Закон РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другие.

Сейчас в торговле установлены законодательные нормы по государственному контролю и надзору за соблюдением законов в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей через следующие законы: «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур», «О рекламе» и т.п.

В составе подзаконных нормативных актов центральное место в системе гражданского законодательства принадлежит правовым актам, которые издаются Главой государства и Правительством РФ. Так, Указы Президента издаются для целей текущего регулирования процесса экономических реформ, ими охвачен широкий перечень взаимоотношений, среди которых проблемы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразование, налогообложение, порядок формирования и уровень компетенции исполнительных органов власти определённых субъектов Федерации.

Правительством РФ, на основании и для исполнения Гражданского кодекса, законов, Указов Президента РФ, принимаются постановления, которые направлены на развитие процесса функционирования предприятий торговли, следующих за изменяющейся ситуацией на рынках. В составе таких регламентов такие постановления Правительства РФ: «Правила продажи отдельных видов товаров», «Правила продажи товаров по образцам», «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами», «Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «Правила оказания услуг общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.

Процессы законодательного воздействия торгового бизнеса осуществляются не только через разработку законов, Указов Президента, Постановления Правительства, но и через регламенты, принимаемые соответствующими министерствами РФ, а также Федеральной налоговой службой, Росстандартом.

Практическую реализацию различных сторон государственного воздействия на торговый бизнес осуществляют соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы, которые не имеют права вторгаться в текущую деятельность торговых бизнес-структур до того момента, пока предприятиями соблюдаются законы. В то же время, они имеют право и обязаны выступать в качестве органов, которые осуществляют контроль за правомерностью хозяйственной деятельности бизнеса, вносят предложения и требуют исполнять действующее законодательство.

Контролировать соблюдение торговыми бизнес-структурами действующих в государстве законодательных актов возлагается на Министерство промышленности и торговли РФ, Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу и другие органы государственного управления и контроля в пределах их компетенций .

Государственные службы, осуществляющие контроль соблюдения норм и правил торговой деятельности, порядок ценообразования, качество и безопасность товаров народного потребления — это подразделения Минпромторга, которые отвечают за государственную политику в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений и развитие внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции. Полномочия и ответственность этих подразделений, их внутренняя структура, методики реализации мер государственного надзора и контроля за соблюдением правил торговли и оказания услуг определяются постановлениями Правительства РФ и внутренними регламентами Минпромторга.

Объекты контроля надзорных органов — предприятия, учреждения, организации, вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, которые реализуют и производят товары или услуги на территории страны. По стране в целом действует система

правового регулирования отношений органов государственной власти на всех уровнях с самостоятельными субъектами торговли.

Наряду с этим, проблема эффективного воздействия государства на торговую сферу решается всё ещё не до конца активно и последовательно. К примеру, только недавно принята единая государственная концепция развития торговли страны в целом, но ещё слабым является территориальное звено управления торговой деятельностью, законодательная основа не совсем соответствует практическим требованиям организаций торговли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегическая цель государства в торговле — создание соответствующих условий для оперативного контроля за рынком и его экономической безопасностью. Важно, чтобы при этом собственно механизм государственного воздействия обеспечивал конкуренцию везде, где это необходимо. Такие подходы означают отход государственных органов управления от непосредственного воздействия на торговые предприятия и переориентацию на регулирование процессов, которые протекают на потребительском рынке в целом, сведение административных мер воздействия, в большинстве ситуаций, к нормативно-правовому воздействию, создание условий для обеспечения равенства участников торговли вне зависимости от их организационно-правовой формы и видов собственности .

Важнейшими задачами в сфере государственного регулирования торговли являются:

1) необходимость формирования конкурентной среды, которая обеспечит устойчивость системы товародвижения и предупредит возможные проявления монополизма на потребительском рынке;

2) организация защиты внутреннего рынка на базе регулирования иностранного инвестиционного процесса и совершенствование таможенных норм и правил, осуществление маркетинговых изысканий на внутреннем рынке для обеспечения развития структуры экспорта и импорта, повышения доли товаров отечественного производства путём упорядочения систем расчётов, конвертации национальных валют, применения демпинговых процедур и т.п.;

3) способствованию развития и укрепления нормативно-правовой основы торговой деятельности, формирования оптимальных организационно-правовых форм бизнес-структур, которые могут способствовать активизации предпринимательства;

4) деятельность по созданию условий наибольшего благоприятствования для интеграции деятельности разных торговых структур путём создания объединённых торговых корпораций, холдингов, торгово-финансово-промышленных групп, которые сориентированы на стимулирование деятельности отечественных товаропроизводителей и перерабатывающей промышленности страны;

5) разработка концепции совершенствования различных видов и типов торговых предприятий (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), в том числе создание современных розничных и оптово-розничных цепей, базирующихся на единых подходах к формированию ассортимента, выбору технологических средств оборудования, оформления интерьеров и внешнего имиджа предприятий, использованию единых форм в обслуживании;

6) развитие эффективных способов движения товаров и логистического обслуживания;

7) повышение эффективности контроля за торговыми бизнес-структурами с позиций соблюдения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, высокого уровня сервиса, защиты прав потребителей на базе соблюдения законов, лицензионных, сертификационных, санитарных норм;

8) совершенствование норм законодательства о труде;

9) совершенствование механизмов корпоративного менеджмента, защиты прав акционеров, обеспечения свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных структур и перехода этих прав к более эффективным собственникам;

10) развитие диверсифицированной торговой инфраструктуры, которая обеспечит цивилизованные формы торговли .

Многоаспектность и сложность стоящих задач потребует решений на таком уровне государственного управления, который в состоянии будет их реализовать. Следуя специфике торговых предприятий, деятельность которых в основном осуществляется на локальной территории для удовлетворения потребностей её населения, государственное регулирование торговой сферы должно быть направлено на чёткое разграничение компетенций федеральных и территориальных органов власти (таблица 1).

Таблица 1. Разграничение компетенций по регулированию торговой деятельности между уровнями управления

Уровень управления Регулируемые проблемы Компетенции органов управления

Федеральный общие вопросы разработки государственной торговой политики с акцентом на: целевые программы; индикативные планирование; экономически обоснованные нормы; санкции; приоритеты в развитии разных элементов инфраструктуры — создание правовой основы единого рынка, в том числе налоговое, таможенное, валютное, антимонопольное, финансовое регулирование, квотирование, субсидирование, лицензионные и сертификационные нормы; — установление правил торговли отдельными товарами и правил оказания услуг; — разработка программ развития торговли и оценки последствий их реализации

Территориальный создание механизмов реализации государственной торговой политики, учитывающей специфику региона — разработка торговой политики в регионе, поддержка торг. предприятий, определяющих ситуации на местных рынках или выполняющих соц. заказ населения, стимулирование развития малых форм бизнеса в торговле; — формирование условий для роста предпринимательской активности в торговой сфере с помощью инвестиционной политики, системы местных налогов, сборов и льгот, условий кредитования, землепользования, аренды муниципального имущ-ва; — регистрация и контроль за деятельностью участников торгового оборота, соблюдения ими финансовой, налоговой дисциплины, норм торговли, требований к кач-ву товаров, уровню предоставляемых услуг с применение установленных санкций к нарушителям; — рациональность в размещении торг. объектов, лицензирование оптовой и розничной торговли; — изучение и прогноз конъюнктуры рынка товаров и предоставление информационных и консультационных услуг торговым предприятиям о рынке.

Лишь при условии рационального распределения полномочий и обязанностей между федеральным и территориальными уровнями государственной власти возможно достижение высокой восприимчивости и адекватности действия механизма государственного управления торговой сферой. В настоящее время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов в конкурентной среде. Проводимые в стране реформы предполагают постоянные качественные изменения в экономической сфере, что, в свою очередь, связано со своевременным обновлением нормативной базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в торговле.

В середине 2016 г. был подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного

регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно утвержденным поправкам к закону «О торговле» выплаты, которые ритейлеры получают от поставщиков, будут ограничены 5%. В эту величину войдут как бонусы за объем закупки, так и за рекламные, логистические, маркетинговые и другие услуги. По ранее действующему закону размер бонусов за закупки достигал 10%, выплаты по другим пунктам никак не ограничивались .

Кроме того, поправками предусмотрено сокращение срока оплаты поставки до 830 дней, в то время как ранее сроки были 10-35 дней, в зависимости от вида продукции. С начала 2017 года все договоры с поставщиками заключаются согласно новому закону. Целью изменений в действующем законодательстве стала необходимость роста уровня конкуренции в торговле, снятие барьеров на пути сбыта продукции российских сельхозпроизводителей.

Список литературы

2. Нешитой А.С. Финансы и торговля в воспроизводственном процессе. Монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 560 с.

4. Федеральный закон № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 03.07.2016.

Наиболее существенными классификационными критериями МГРТ, на наш взгляд, являются: стадия управленческого процесса; механизм воздействия; характер выполняемых функций.
В соответствии со стадиями управленческого процесса – исследовательской и инструментальной – МГРТ делятся на статические и динамические. Данная классификация дает представление, когда какие методы регулирования следует применять, что позволяет экономить время и средства, что на прямую сказывается на общих количественных и качественных результатах работы отрасли и экономики страны.
С точки зрения механизма воздействия МГРТ, также как и методы управления в целом, можно разделить на экономические, административные, социально-психологические, технические, научные (инновационные), идеологические. Оптимальное сочетание методов регулирования способствует обеспечению динамического единства двух противоположных свойств системы государственного регулирования торговли – увеличению гибкости и укреплению ее устойчивости, т.к. в систему МГРТ входят как жесткие административные, так и гибкие экономические методы.
По характеру выполняемых функций, на наш взгляд, МГРТ можно разделить на разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие, методы поддержки предпринимательства.
Можно отметить тесную взаимосвязь между методами и условность их деления на определенные группы, обладающие теми или иными общими признаками, т.к. одни и те же методы в зависимости от признака классификации могут быть отнесены к различным группам.
Рассматривая вопросы систематизации методов государственного регулирования наиболее целесообразно использовать иерархический метод классификации, когда заданное множество объектов последовательно делят на подчиненные множества, подразделяемые по выбранному признаку на более крупные группы, которые, в свою очередь, распределяют на более мелкие подгруппы – вплоть до конкретного объекта классификации.
Применительно к МГРТ такое деление объектов на группы может быть проведено сначала по признаку субъекта управления (органы федеральной, региональной, местной власти), затем по характеру управленческого воздействия (косвенные, прямые), после этого по подотраслевому признаку (воздействие на организации розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания), дальше по видам деятельности, масштабам конкретных торговых организаций и целевому назначению в пределах своей подотрасли.
При этом надо учитывать, что на классификацию МГРТ влияет вид органа регулирования (правительство, министерство, служба, агентство, комитет и пр.), характер его деятельности (его полномочия), стиль руководства, тип организационной культуры, специфика внешней среды, особенности и месторасположение объектов воздействия.
Предложенная классификация МГРТ способствует целенаправленному воздействию на объекты регулирования, более адресному предоставлению льгот и применению различных санкций, а также более точным и корректным выводам различных направлений исследований торговых организаций.
Методы государственного регулирования торговли в основном реализуются через методы макро- , мезо- или микроэкономического управления. По мнению автора, их можно разделить на организационно-правовые, экономические, социально-психологические, информационно-ориентирующие, идеологические, научно-технические методы, методы защиты прав потребителей.
Организационно-правовые методы включают в себя законодательные и административные методы. Законодательные методы основываются на нормах права, заложенных в ряде нормативных правовых актов, важное место среди которых занимают правовые акты, регламентирующие: организационно-правовые аспекты создания и функционирования хозяйствующих субъектов; общие положения договоров купли-продажи, поручения, комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения; устанавливающие правила и ограничения продажи отдельных видов товаров; обеспечивающие равные возможности для добросовестной конкуренции; регулирующие отношения, связанные с применением и использованием технических средств и пр. Административные методы включают в себя нормирование, инструктирование, аттестацию специалистов, применение системы требований и запретов, надзор и контроль за проведением торговых операций, использование различных санкций в случаях нарушения правил торговли.
Экономические методы являются наиболее тонким инструментом согласования механизма рыночного регулирования с интересами торговой отрасли. В их структуру включаются: финансово-кредитное регулирование (в т.ч. инвестирование); ценообразование (регулирование цен и тарифов); налогообложение; бюджетное регулирование; распоряжение государственной собственностью и ресурсами (природными, объектами недвижимости, землей); внешнеэкономическое и валютное регулирование; таможенный контроль. Кроме того, к ним относятся: планирование, прогнозирование, системы материального стимулирования, наказания, амортизационная политика, формирование целевых фондов, предоставление государственных кредитов, дотаций, субсидий.
Социально-психологические МГРТ основываются на морально-этических нормах, знаниях человеческой психологии, социологических закономерностях, традициях ведения бизнеса; они воздействуют на сознание, социальные, моральные интересы людей. К ним относятся групповые, коммуникативные, мобилизационные, седативные методы. Эти методы могут реализовываться через государственную социальную политику, целевые социальные программы, программы подготовки и переподготовки торговых работников и пр.
Информационно-ориентирующие методы направлены на обеспечение всех участников потребительского рынка полной и качественной информацией (конъюнктурной, статистической, прогнозной, научно-технической, о среднеотраслевых показателях), позволяющей им принимать обоснованные решения, выбирать оптимальные пути реализации текущих и перспективных задач. К ним относятся: процедура регистрации участников потребительского рынка; формирование, ведение и актуализация Торгового реестра (Реестра объектов потребительского рынка); обеспечение гласности и равной информированности всех экономических субъектов посредством раскрытия и публикации информации; формирование единого информационного пространства. Полная информация о товарах, услугах, их качестве и ценах является существенным критерием уровня организации регулирования торговли.
Идеологические МГРТ базируются на той философии, которая принята в стране. К ним относятся разработка торговой политики, концепций развития внутренней торговли, пропаганда, агитация. Эти методы могут реализовываться через разработку, принятие и исполнение различных специальных целевых комплексных программ развития торговли, организацию проведения различных профессиональных конкурсов и чемпионатов.
Научно-технические методы включают в себя две составляющие: научные (инновационные) методы (исследования, анализ, синтез, прогноз), которые основаны на применении передовых достижений экономической и управленческой науки в практике государственного регулирования социально-экономических систем, на выработке и реализации инновационной политики и технические (технологические) МГРТ, которые основаны на применении различных современных технических средств и технологий, прогрессивного торгового оборудования, формировании системы государственной экспертизы, а также строгом соблюдении требований техники безопасности.
Методы защиты прав потребителей. Сегодня в связи с построением в стране социально-ориентированной экономики, где потребитель становится ключевой фигурой, эти методы начинают занимать важное место в структуре МГРТ. К ним относятся: формирование системы качества в торговых организациях, система лицензирования отдельных видов деятельности, контроль за безопасностью потребительского рынка, стандартизация и сертификация продукции и услуг.
Конкретные направления, соотношение и масштабы использования различных групп МГРТ определяются характером экономических и социальных проблем в стране в конкретный период времени. Субъект регулирования должен уметь выбрать и применить именно ту группу методов, которая в данных конкретных условиях даст наибольший эффект. Методы государственного регулирования должны быть взаимосвязанными, дополнять друг друга, способствуя тем самым более эффективному воздействию субъектов регулирования на торгово-хозяйственные процессы, торговую сеть, совокупность экономических отношений.
Представленная классификация МГРТ позволяет более обоснованно подходить к выбору наилучших методов регулирования торговли, повышает результативность регулирования, что в свою очередь дает возможность добиться намеченных результатов социально-экономического развития территории, повышает качество торгового обслуживания, эффективность и конкурентоспособность отрасли и экономики страны в целом.
Анализ теоретических и практических разработок в области классификации МГРТ позволяет автору прийти к следующим выводам. Современные условия формирования социально-экономических отношений и процессов, недостаточная сбалансированность отечественного потребительского рынка обуславливают повышенную роль государственных органов, достаточную жесткость и интенсивность регулирующих воздействий на торговлю. По мере развития конкуренции, стабилизации потребительского рынка, самоорганизации и саморегулирования торговли характер регулирующей деятельности, роль и методы регулирования меняются, интенсивность регулирующих воздействий со стороны государства несколько снижается. Важными формами воздействия становятся экономические методы. По мере усложнения системы торговли, внедрения современных технологий обработки информации, торгового бизнеса, расширения отраслевых и межотраслевых связей, вертикальной и горизонтальной интеграции, изменения в предпочтениях покупателей возрастает роль информационно-ориентирующих методов и методов защиты прав потребителей.
В процессе развития теории государственного и муниципального управления, перехода к рыночной экономике спектр МГРТ расширяется, меняется их классификация. Классификация МГРТ становится более структурированной. Это связано, прежде всего, с усложнением современных технологических процессов, внедрением новых информационных систем, появлением новых законодательных норм, новых механизмов защиты прав потребителей, финансовых инструментов, внедрением новых теоретических инновационных разработок в области государственного регулирования.
Эффективное и целенаправленное применение методов государственного регулирования позволит обеспечить: уменьшение регулятивной нагрузки на бизнес (замена прямого регулирования косвенными методами); увеличение возможностей привлечения и объемов инвестиций; создание условий для развития реальной конкуренции в торговле; рациональное размещение торговой сети; создание возможности для использования прогрессивных организационных форм и методов торгового предпринимательства; повышение качества жизни населения через улучшение качества и доступности товаров и услуг; обеспечение систематического обновления и расширения ассортимента товаров и услуг; предоставление возможности получения необходимой информации о рынке товаров и услуг; создание условий для повышения степени правовой защиты субъектов предпринимательства и потребителей; внедрение прозрачных инструментов и процедур хозяйствования.
Таким образом, государственное регулирование торговли, осуществляемое посредством различных экономических и неэкономических методов, должно способствовать координированию социально-экономических процессов в стране и увязке разнообразных, иногда противоречащих друг другу, частных и общественных интересов, что в конечном итоге, должно привести к формированию высокоразвитой экономики и предпринимательской среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *