Государственная социальная защита населения

С/Сво — себестоимость водоотведения, С/Свс — себестоимость водоснабжения, СИ- собственные источники средств, ДИ — долгосрочные источники средств.

Разработанные и предложенные к внедрению показатели позволяют более детально охарактеризовать ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. В отличии от общепринятых коэффициентов они дают возможность оценить причины изменения показателей и выявить характер отклонений от заданного или предыдущего уровня. Список использованной литературы

1. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Анализ финансовой отчетности. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 2012. — 583 с.

2. Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Проспект, 2012. — 378 с.

3. Пласкова, Н. С. Экономический анализ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 704 с.

4. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 415 с.

© Бибикова Л.Г.

УДК 336

О.Ю.Богданова

к. э. н, доцент

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация E-mail: Bogdanova1974@mail.ru

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ПОСТРОЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация

Рассматривается процесс развития системы социальной защиты населения, с учетом наполнения новым его содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширением сферы их применения. В статье автор исследует принципы построения социального государства в контексте создания эффективной системы социальной защиты граждан.

Ключевые слова

Социальная защита, социально-ориентированное государство, социальная политика.

Поворот в истории развития нашей страны от административно-хозяйственного устройства к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья

7)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

Социальная политика — одна из главных сфер внутриполитической деятельности государства, направленная на защиту каждого гражданина и всего общества от разрушительных явлений, возникающих на некоторых стадиях его развития. Решение социально значимых задач, лежащих в сфере социальной жизни общества, подкрепленное соответствующим экономическим, образовательным и культурным потенциалом общества , является необходимым условием для сильной социальной политики, и, конечно, модернизации системы социальной защиты граждан России.

Система государственной социальной защиты предназначена для обеспечения защиты населения от опасностей социального характера, подстерегающих граждан на протяжении всей жизни. В новых условиях система социальной защиты может и должна основываться на рыночных механизмах и быть социально справедливой, т.е. обеспечивать не только минимальный уровень защищённости гражданина от социальных рисков, но и учитывать его собственный вклад в формирование системы социальной защиты, обусловленный размером и продолжительностью отчислений.

Кроме того, рассуждая об участии в системе социальной защиты, необходимо говорить не только о конкретных гражданах, но и работодателях и профессиональных союзах, т.е. о социальных партнерах. Один из основных вопросов системы социальной защиты граждан — определение уровня участия государственных институтов в социальной защите населения. Оценивая международный опыт , отметим, что уровень соучастия государства оказывает воздействие на некоторые показатели функционирования системы социальной защиты — степень охвата населения, размер государственных расходов.

Социальное государство должно способствовать формированию благоприятного пространства общественных возможностей, защищенных от какого — либо произвола, гарантировать возможность беспрепятственного взаимодействия и улучшению социального положения граждан, социальных групп и других составляющих социальной структуры общества. Вследствие стратификации общества происходит усиление социального неравенства и потеря единства граждан. Снижение этих тенденций означает изменения в отношениях свободных граждан, содержание их можно сформулировать при помощи трех взаимозависимых определений: социального равенства, социальной справедливости и социальной сплоченности. На рис. 1 представлены ценности и приоритеты социального государства в условиях трансформации экономики, позволяющие определить системную картину и роль государства в данном вопросе.

Воздействие государства на социальную защиту граждан осуществляется через институты социальной политики. Социальная политика по отношению к социальной защите рассматривается как системный процесс в области управления социальной защитой граждан — совокупность общечеловеческих ценностей, теоретических постулатов и практических действий, создающих благоприятные условия жизни, удовлетворяющих социальные потребности граждан, формирующих благоприятную социальную обстановку и снижающих социальную напряженность в обществе.

Современные ученые избегают констатации классовых ориентиров государства, подчеркивая защиту конституционного порядка, стремление к сохранению стабильности существующей социальной системы. Узкая корпоративность противоречит природе социального государства, которое должно стремиться к общесоциальной направленности своей политики, рассматривая ее шире, чем просто материальное обеспечение пособиями социально уязвимых слоев. Социальное предназначение современного государства видится в обеспечении гарантий реализации права каждого человека на высокое качество жизни.

Практика построения социально ориентированного государства намного короче, чем история обсуждения этой идеи. Под давлением профсоюзов в конце XIX — начале XX вв. в разных странах стали вводить общегосударственные программы социального страхования, пенсий по старости, пособий нуждающимся, выплачиваемым, как правило, на основе проверки и установления факта

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

малообеспеченности. В условиях экономического кризиса 1929-1933 гг., когда без средств к существованию оказались огромные массы, правительства были вынуждены ввести выплату пособий по безработице. Однако становление «классического» социального государства происходит в Европе в 40-е годы ХХ века и связывается с послевоенной реконструкцией государств, прежде всего с денацификацией Германии. Именно тогда сложилась практическая модель «социального правового государства».

Социальное государство

Высшие ценности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение возможности и условий для эффективного труда

Повышение качества и уровня жизни населения

Создание нормальных условий быта и культурного досуга

Борьба с бедностью и защита от социальных рисков

Обеспечение нормальной среды обитания и экологической безопасности

Рисунок 1 — Ценности и приоритеты социального государства

На всех этапах развития человечества экономические функции государства расширялись и усложнялись. В настоящее время они дифференцируются по многим признакам в зависимости от уровня развития государства и его потенциала. Общее представление об этом дает следующая таблица (табл.1).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

Таблица 1

Классификация функций государства

Недостатки рыночной системы Мероприятия социальной направленности

Минимальные функции Предоставление элементарных общественных благ Защита бедных

Оборона Законность и правопорядок Права собственности Макроэкономическое управление Государственная система здравоохранения Программы по борьбе с нищетой Помощь пострадавшим от различных бедствий

Функции средней степени сложности Преодоление экстерналь-ных эффектов Регулирование монополий Преодоление эффектов несовершенной информации Обеспечение социального страхования

Начальное образова-ние. Охрана окружающей среды Регулирование коммунальной сферы. Антимонопольная политика Страхование (здоровья, жизни, пенсионное обеспечение). Финансовое регулирова-ние Защита прав потребителей Пенсионное обеспечение для бедных Пособие на членов семьи Страхование от безработицы

Функции активного вмешательства Координация деятельности частных структур Перераспределение

Содействие рынкам Координация инициатив Перераспределение активов

Таким образом, роль государства в современной экономике значительно возрастает, а основной его внутренней функцией, безусловно, выступает — социальная политика.

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Экономисты рассматривают понятие «социальная политика» с различных позиций. Социальная политика часто отождествляется с социальным управлением. В этом смысле в ее определении фиксируется совокупность социальных целей и средств, имеющихся в распоряжении общества для разрешения социальной проблемы.

Социальная политика рассматривается и как наука, и как специфическая практика. Не случайно, поэтому есть определения социальной политики как практической научно-хозяйственной дисциплины, которая описывает и объясняет средства и пути, ведущие социально-политическую деятельность государства к цели. Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

Основные принципы проведения социальной политики представлены на рис.2.

Объектом социальной политики является все население страны. К субъектами социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Рисунок 2 — Основные принципы проведения социальной политики

Основные направления государственной социальной политики представлены на рис. 3.

Рисунок 3 — Основные направления государственной социальной политики

Однако, приоритетной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации.

На рисунке 4 представлена реализация главной задачи социальной политики Российской Федерации, которая решается в тесном единстве с экономической политикой, в результате чего определяются основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в РФ.

Рисунок 4 — Решение задачи социальной политики Российской Федерации через создание элементов социального государства

В социальном государстве должен обеспечиваться высокий уровень социальной безопасности и защищенности. В современных условиях важным направлением социальной политики государства стало обеспечение социальной защиты своих граждан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом социальное государство должно проводить такую социальную политику, чтобы не допустить антагонизм между социальными целями государства и требованиями рынка, обеспечить высокий уровень защиты населения от социальных рисков посредством эффективной экономики. Актуальность этого подчеркивает наличие множества проблем в области социальной защиты, требующих решения и должного внимания со стороны государства и общества.

Основные составляющие социального государства приведены на рисунке5.

Российская Федерация ставит перед собой цель построения социального государства. Так, в Конституции Российской Федерации (ст. 7) провозглашено, что «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

^ охранять труд и здоровье людей;

^ устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

^ обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

^ развивать систему социальных служб;

^ устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Рисунок 5 — Основные составляющие социального государства

Но в настоящее время она находится только в самом начале пути к достижению этой цели. Задачи проводимой в стране экономической реформы состоят в том, чтобы создать механизмы рыночного хозяйства и, опираясь на них, найти новые формы социальной защиты граждан в изменившихся геополитических условиях. Однако обе эти задачи решаются медленно, что, с одной стороны, не позволяет преодолеть проблему бедности, а с другой стороны усиливает расслоение населения по доходам и материальному обеспечению. Из-за почти полного отсутствия социальной ориентации экономической реформы сложилась ситуация, когда цены товаров близки к мировым, а цена труда намного ниже мирового уровня, что снижает эффективность социальной защиты населения.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к необходимости определения социальной защиты населения как приоритетного направления государственного политики, которое приобрело новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

В стране накопилось множество социальных проблем, требующих решения на основе выбора приоритетов:

1) необходимо кардинально оздоровить процесс перехода к новой системе ценностей и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

доминирующим идеологиям;

2) необходимость создать демократическую систему социальной защищенности. Непременной предпосылкой создания демократической системы социальной защищённости является отказ государства от функции активного нападающего на уровень жизни населения, освоение, государством своих конституционных социально-защитительных функций;

3) обеспечение условий возрастания общественно полезной и эффективной экономической активности;

4) обеспечение экологической безопасности и здоровья населения на уровне требований современного мирового сообщества;

5) предотвращение разрушения социальной инфраструктуры, придание импульсов развития отраслей социального назначения;

6) нормализация политики доходов граждан на основе решения, как минимум следующих ключевых проблем: адекватная оплаты труда, высокое качество социального обслуживания учреждений социального назначения;

7) обеспечение перспективы развития для каждой социальной группы.

Результаты эффективной государственной социальной политики отражены на рис. 6.

РЕЗУЛЬТАТЫ

1 г

г 1 г 1 г i

повышаются сокращается количество увеличиваются возрастает повышается

возможности индивидов, доходы и спрос на образовательный и

населения нуждающихся в сбережения товары и квалификационный

уплачивать социальной помощи, что населения, услуги что уровень рабочей

налоги, что ослабляет нагрузку на служащие стимулирует силы — главный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

увеличивает расходную часть новыми экономически фактор современного

доходную госбюджета, повышая его источниками й рост экономического

часть сбалансированность для инвестиций роста

госбюджета

Рисунок 6 — Результаты эффективной социальной политики

Резюмируя вышеизложенное, выделим ключевые приоритеты социальной политики:

— обеспечение человеку с момента рождения до наступления нетрудоспособности нормальных условий жизни и развития;

— создание условий для функционирования семьи, как первичной ячейки общества, особое уделяя внимание социальной защите материнства;

— повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, улучшение демографической ситуации.

Исходя из этого, важным принципом построения социального государства является создание эффективной системы социальной защиты граждан. Список использованной литературы:

2. Алиев Р. М. Экономика, государство и глобализация М.: Республика, 2004. — С. 551

3. Павлова И.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук «Модернизация системы социальной защиты граждан России: необходимость и возможные направления». Москва. 2013

4. Социальная политика: учебник / Под ред. Н.А. Волгина. — М.: Экономист, 2009. -С. — 222-230

6. Богославцева Л.В. Концепции бюджетной политики в условиях рыночной экономики// В сборнике: Финансовое образование в течение всей жизни — основа инновационного развития России материалы II международной Интернет-конференции: в рамках X Международного экономического форума «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие». Министерство образования и науки РФ, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Финансовый факультет; ответственный редактор Е. Н. Алифанова. 2011. С. 18-21.

© Богданова О.Ю., 2016

УДК 336

Л.В.Богославцева

К.э.д., доцент

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация E-mail: b_ludmila@bk.ru

ДЕФИНИЦИЯ «КОНТРАКТАЦИЯ» В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Аннотация

В статье отражены основные теоретические и правовые основы использования дефиниции «контрактация», выявлены проблемы применения этого термина в условиях формирования и исполнения государственных и муниципальных контрактов. В статье предпринята попытка обоснования применения дефиниции «контрактация» по отношению ко всем видам заключаемых контрактов, что позволит исключить разночтений в применении этого термина на практике.

Ключевые слова

Контракт, договор, контрактация, государственные закупки, контрактные отношения, предмет контракта

Развитие и совершенствование государственной закупочной деятельности в России привело не только к изменению правовой базы регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, но и к применению новой дефиниции — «контрактация». На первый взгляд, понятие «контрактация» образуется от понятия «контракт» — и означает процесс заключения и исполнения контрактов. Однако, в правовых документах использование дефиниции «контрактация» не так однозначно.

Значение слова контракт в экономических словарях фактически приравнивается к договору, с взаимными обязательствами его участников.

Интересно отметить, что в толковом словаре В.Даля наиболее широко представлены возможные варианты значения слова контракт и образованных от него слов, но при этом значение слова контрактация не дано, например, «контракт — письменное условие, договор, заключенный в законном порядке; а контрактовый или контрактный означает относящийся к контракту; контрактовка обозначает действие заключения контракта; контрагентами называют стороны, взаимно заключившими условие или сделку». .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная / Стратегия развития Красноярского края / Проект Стратегии развития Красноярского края до 2030 года / Социальная защита населения

Система социальной защиты населения является элементом улучшения качества жизни отдельных категорий граждан (пожилых, инвалидов и маломобильных групп населения, семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей и др.). Она направлена на повышение качества жизни и уровня материального благосостояния этих категорий населения путем адресного предоставления социальной помощи и поддержки, обеспечения доступности социальных услуг.

В предстоящие годы развитие системы социальной защиты в отношении тех, кому по объективным причинам требуется забота общества, будет строиться на принципах социальной справедливости и адресности. При этом адресность будет пониматься не как категория населения по возрастному или иному признаку, а будет учитывать реальную нуждаемость.

Следуя этим принципам, деятельность отрасли будет направлена на расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта, когда к получателям социальной помощи будут предъявляться встречные требования, в том числе направленные на перевод на самообеспечение малообеспеченных трудоспособных граждан и их семей (путем получения профессиональных навыков, переобучения, активного поиска работы через службу занятости, участия в общественных работах, участия в программах реабилитации для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, страдающих от алкогольной зависимости, и др.).

Сокращение числа нуждающихся в социальной поддержке в результате роста доходов, обеспечиваемых собственной трудовой деятельностью, будет обеспечено за счет усиления взаимодействия отрасли социальной защиты с образовательными организациями и службой занятости, осуществляющими профессиональную подготовку (переподготовку) и трудоустройство, в том числе лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, подростков.

Усиление взаимодействия с организациями здравоохранения и учреждениями физической культуры будет направлено на медицинскую и физкультурно-спортивную реабилитацию нуждающихся в этом граждан и также позволит сократить число граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.

Обеспечить необходимый объем социальных услуг населению, их высокое качество и оперативность предоставления позволит развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан, повышение их кадрового потенциала, внедрение новых технологий оказания услуг.

Дополнительно задействовать имеющийся материальный и кадровый ресурс частных структур и более гибко реагировать на запросы жителей позволит передача на конкурсной основе в рамках государственного заказа части государственных полномочий по предоставлению социальных услуг частным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям (уход за пожилыми людьми, больными и инвалидами, реабилитация и пр.).

Помимо привлечения негосударственных организаций к выполнению государственных полномочий по предоставлению социальных услуг в системе социальной защиты будет активно задействована частная инициатива, благотворительная и волонтерская деятельность.

Наряду с выполнением непосредственных отраслевых задач, учреждения социальной защиты во взаимодействии с системой здравоохранения примут на себя частичное выполнение функций по уходу и присмотру за пациентами на стадии долечивания, что позволит снизить затраты на дорогостоящие места в лечебных учреждениях.

Для достижения такого уровня социальной защиты необходим значительный объем нормативных, организационных преобразований в данной сфере, как на федеральном, так и на краевом уровне.

Потребность в развитии системы социальной защиты в крае обусловлена значительной численностью населения старше трудоспособного возраста (более 22% населения края), а также значительной численностью нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании лиц (более 44% от числа жителей края получают различные виды социальной помощи).

Сегодня в крае функционирует 159 учреждения социального обслуживания населения (77 краевых и 82 муниципальных). Из общего количества учреждений 49 учреждений осуществляют свою деятельность в интересах семей с детьми и 110 учреждений предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, и другим категориям граждан. Помощь в реализации законных прав и интересов лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказывается на базе 4-х центров социальной реабилитации. Ежегодно услугами социального обслуживания на дому пользуются порядка 26 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, в стационарных условиях проживают более 8 тыс. человек.

Несмотря на положительные итоги развития отрасли на протяжении последних лет, в ее деятельности сохраняется ряд проблем, основными из которых являются неудовлетворительное состояние материально-технической базы действующих стационарных учреждений и высокий спрос населения на социальные услуги в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, превышающий возможности имеющихся учреждений. Уровень обеспеченности жилыми помещениями в расчете на одного человека составляет 84,8% от требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В результате проводимой на протяжении семи последних лет системной работы по строительству новых корпусов, перепрофилированию действующей сети стационарных учреждений и укомплектованию имеющихся площадей, очередность в психоневрологические интернаты сократилась более чем в три раза, и на сегодняшний день составляет около 300 человек. Полностью решить данную проблему планируется к 2018 году за счет приема под размещение стационарных учреждений социального обслуживания высвобождающихся зданий различных форм собственности и развития государственно-частного партнерства.

Целью развития отрасли социальной защиты населения Красноярского края является повышение эффективности, адресности социальной помощи, качества и доступности предоставления социальных услуг.

Приоритетными направлениями реализации цели социальной защиты населения края в период до 2030 года будут являться:

1. Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам за счет усиления адресного подхода и внедрения новых технологий:

1.1. Совершенствование системы социальной поддержки граждан с учетом изменения норм федерального законодательства и применения критерия адресности и принципа нуждаемости: последовательный и системный переход на применение принципа нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки; расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта; упорядочение требований к присвоению на территории края отдельных льготных статусов, уточнение состава инициативных мер социальной поддержки и условий их предоставления;

1.2. Своевременное и качественное выполнение государственных полномочий по социальной поддержке граждан: обеспечение нуждающимся гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гарантированных государством и краем социальных обязательств;

1.3. Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни: повышение уровня доступности объектов и качества услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за счет оснащения социально значимых объектов внешними пандусами, входными группами, подъемными устройствами и автономными лифтами, системами с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной пространственно-рельефной информацией и другим оборудованием, обустройства зон оказания услуг и прилегающих территорий; повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов; информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов; развитие социального партнерства с общественными организациями, создание института социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, развитие программ по предупреждению социального сиротства и поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей группы риска; повышение квалификации и методическое обеспечение специалистов учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам.

2. Повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей: повышение качества услуг по социальному обслуживанию; развитие форм и методов социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов; развитие стационарозамещающих технологий, укрепление материально-технической базы учреждений системы социального обслуживания населения; развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, расширение ими спектра оказываемых услуг и охвата граждан; привлечение волонтеров к решению вопросов социального характера.

3. Развитие активного диалога с гражданским сообществом: проведения независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания; укрепление взаимодействия со средствами массовой информации с целью разъяснения гражданам их прав и социальных гарантий, формирования имиджа отрасли; наличие актуализированной информации на сайтах органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания в сети Интернет; укрепление социального партнерства с некоммерческими организациями, в том числе с общественными организациями ветеранов, инвалидов.

В результате реализации приоритетных направлений совершенствования системы социальной защиты населения края в период до 2030 года удельный вес инициативных мер социальной поддержки, предоставляемых жителям края с учетом доходов, в общем числе мер социальной поддержки увеличится до 40% (против 22% в 2014 году).

Будет обеспечен ежегодный рост охвата социальным сопровождением семей, имеющих детей-инвалидов. К 2030 году все такие семьи будут обеспечены социальным сопровождением (в 2014 году – 50%).

Социальные услуги будут предоставляться всем гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании и обратившимся в учреждения.

Увеличится доля участия негосударственных организаций в сфере оказания услуг по социальному обслуживанию граждан. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества таких учреждений, ежегодно будет увеличиваться и к 2030 году составит не менее 20% (в 2014 году – 8%).

Достижение ожидаемых результатов реализации стратегии позволит повысить устойчивость системы социальной защиты населения в части оправдания социальных ожиданий на доступное получение качественных государственных и социальных услуг и в конечном итоге повысит удовлетворенность населения качеством жизни.

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.
В соответствии со ст. 1, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В толковом словаре даются их следующее понятие трудоустройства:
Трудоустройство – «устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве”.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает «ненужными” огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей, в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Причинами инвалидности признаются:
1. Общее заболевание
2. Инвалидность с детства
3. Трудовое увечье
4. Профессиональное заболевание
5. Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.
6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте.

Отклонения от нормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции, нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха ,обаяния или осязания; Психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности:
1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.
2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств.
3 степень – неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.
Для установления первой группы инвалидности – способности третьей степени. Для второй группы – способности второй степени. Для третьей группы – способности первой степени.

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а также в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить «Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.

Человек, имеющий инвалидность обладает рядом психологических факторов, отражающих его положение на рынке труда, а также формирующих их отношение к обществу. Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, по причине имеющихся недугов и в результате неприспособленности к окружающей среде. Важную роль играет отсутствие специализированного оборудования для инвалидов, разрыв привычного общения. Это влечёт за собой ряд последствий, а именно, наступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;
2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.
Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:
1. Профориентация;
2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;
3. Обучение или переобучение;
4. Повышение квалификации;
5. Содействие трудоустройству;
6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
7. профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.

Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий. Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма: нарушение зрения, умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой , обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятия в следствии чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность.

Таким образом можно сделать вывод: трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

Обязанность работодателя принять на работу инвалида

В России трудоустройство инвалидов – дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам.

Однако многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64 ТК РФ. Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду–претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности.

Обсуждая данную тему, стоит вспомнить и о положениях ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. В ст. 21 закреплена обязанность работодателей, в компаниях которых численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников организации. Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Помимо этого, вышеназванный закон указывает, что субъекты РФ вправе устанавливать собственные квоты по трудоустройству инвалидов для предприятий, имеющих численность работников от 35 до 100 человек. В этом случае нужно сказать о том, что далеко не во всех территориальных образованиях на сегодняшний день разработаны и действуют правовые акты такого рода.

Что касается объединений инвалидов или предприятий, созданных ими (когда уставный капитал состоит из взносов общественного объединения инвалидов), у таковых обязанность по соблюдению квоты отсутствует.

Какие есть специальные рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями?
Помимо того, что работодателю законодательно вменяется в обязанность принятие на работу граждан с ограниченными возможностями, для него еще устанавливается обязанность соответствующим образом оборудовать рабочие места для данной категории лиц.
Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодателю надлежит создать специальные рабочие места, приспособленные для работы инвалидов.
Специальным рабочим местом считается то, в отношении которого работодателем были приняты дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию оборудования, дополнительного технического и организационного оснащения приспособлениями, позволяющими работнику-инвалиду осуществлять трудовую функцию, несмотря на какие-либо нарушения.

Подчеркнем, что технические и организационные приспособления, как и оборудованные рабочие места, должны соответствовать основным требованиям, которые разработаны федеральным органом исполнительной власти. Речь идет об органе, осуществляющем функции по выработке и реализации госполитики в сфере правового регулирования труда и соцзащиты россиян.
Помимо того, согласно положениям ст. 23 указанного ранее закона необходимые условия труда на предприятии (вне зависимости от формы его собственности) должны создаваться с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Особенности трудовых правоотношений с инвалидами
В ст. 23 федерального закона № 181-ФЗ указывается на то, что установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах с инвалидами условий труда, ухудшающих положение работника с ограниченными физическими возможностями по отношению к другим работникам предприятия недопустимо. Так, например, запрещено устанавливать во внутренних соглашениях пониженный размер зарплаты, уменьшать продолжительность ежегодного отпуска, создавать неблагоприятный режим труда и отдыха и т. д.

Не стоит забывать и о том, что для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым относятся:
— Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и ст. 92 ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты.
— Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).
— Вне зависимости от группы инвалидности каждый гражданин с ограниченными физическими возможностями осуществляет трудовую деятельность, дневная (сменная) продолжительность которой не превышает норматива, установленного в его медзаключении.

Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней.
Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то что в соответствии со ст. 99 ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч. и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. При любой ситуации привлечение работника с ограниченными физическими возможностями к сверхурочной работе допустимо только с его письменного согласия и только в том случае, если он под расписку был уведомлен о своем праве отказа.

Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время. Ситуация аналогична предыдущей: привлечь к работе в ночные часы инвалида можно только с его письменного согласия и только после ознакомления его под расписку с имеющимся у него правом отказаться от выполнения таких работ.
Более того, и в этом, и в предыдущем случае привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медзаключением.

Каковы дополнительные гарантии лицам с ограниченными физическими возможностями?
Из всего вышесказанного напрашивается закономерный вывод относительно того, что в трудоустройстве инвалидов есть свои особенности. Но помимо перечисленного ранее законодательно предусматриваются дополнительные гарантии для некоторых категорий лиц с ограниченными физическими возможностями в случае их сокращения.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ преимущественное право на сохранение за собой рабочего места в период сокращения имеют:
— инвалиды ВОВ;
— лица, ставшие инвалидами во время участия в боевых действиях по защите Отечества.
— лица, получившие инвалидность ввиду воздействия радиации во время чернобыльской катастрофы из числа тех, кто принимал участие в ликвидации ее последствий;
— военнослужащие, военнообязанные и сотрудники ОВД и Государственной противопожарной службы, привлеченные к ликвидации последствий катастрофы (причем не имеет значения, в каком месте дислоцировалась часть и какие именно работы выполнялись этими лицами);
— лица, эвакуированные из зон отчуждения/отселения либо выехавшие из указанных зон самостоятельно после принятия решения о проведении эвакуации граждан, при условии что до своего отъезда они столкнулись с воздействием радиации, ставшим причиной их инвалидности;
— доноры, пожертвовавшие костный мозг для спасения людей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы (в этом случае не имеет значения, сколько времени прошло с момента трансплантации органического материала и когда наступила инвалидность лица, связанная с таким донорством);
— лица, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации при аварии 1957 года на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча, который сопутствовал аварии.

Отметим, что преимущественное право сохранить рабочее место также распространяется на членов семей таких инвалидов и на семьи, потерявшие кормильца из числа указанных лиц с ограниченными физическими возможностями, если их смерть явилась следствием вышеназванной аварии и сброса радиоактивных отходов.

Изменения в законодательстве
Говоря о соцзащите инвалидов, стоит упомянуть про последние изменения в законодательстве, внесенные законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ и «О внесении изменений в ст. 169 ЖК РФ и ст. 17 ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»» от 29.12.2015 №399-ФЗ. Данные изменения, в первую очередь, направлены на обеспечение доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями.

На предприятия всех форм собственности теперь возложена обязанность по обеспечению:
свободного доступа инвалидов;
— свободы в получении информации;
— оказания помощи инвалидам при получении услуг и приобретении товаров.
Если говорить об изменениях в Жилищном кодексе, то они затрагивают вопросы предоставления инвалидам I и II групп, а также детям-инвалидам и семьям, в которых они проживают, субсидий на оплату капремонта общего имущества в многоквартирном доме в размере, не превышающем 50% минимального размера взноса за капитальный ремонт дома, установленного за 1 квадратный метр жилой площади и действующего на территории соответствующего субъекта РФ.

Юрист Вячеслав Егоров

Законодательная основа социальных гарантий

Социальные гарантии работникам образуют базу социальной политики в сфере труда, которая может рассматриваться в двух аспектах:

  • с позиции государства, стремящегося установить единые принципы взаимоотношений между работниками и работодателями, сгладить последствия зависимости работника от работодателя;
  • с точки зрения работодателя, создающего у себя условия труда, привлекательные для работников.

Социальные гарантии государственного уровня могут быть:

  • общегосударственными — устанавливаемыми ТК РФ для всех работников;
  • отраслевыми — определяемыми соответствующими законодательными актами в зависимости от особенностей труда в конкретных отраслях;
  • региональными — вводимыми на уровне субъекта его законами.

Отраслевые и региональные гарантии могут существенно расширять гарантии, установленные ТК РФ, и обусловливать наличие принципиальных различий, возникающих как среди отраслей, так и между регионами. Для работодателей, принадлежащих соответствующей отрасли или региону, предоставление работникам социальных гарантий, предусмотренных законодательно на любом из уровней, является обязательным. Однако они вправе расширить их круг, взяв на себя обязательства о дополнительных гарантиях для лиц, которые являются их работниками.

Социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ

Наибольшее количество социальных гарантий работникам содержит текст ТК РФ. Одна часть из них выделена в специальный раздел, а другая включена непосредственно в тексты тех глав, к теме которых гарантии относятся. Так, например, включены в соответствующие главы гарантии, связанные:

  • с заключением трудового договора (гл. 11):
    • ограничение возраста для допуска к работе и определение причин, запрещающих отказ в приеме (ст. 63–64);
    • установление перечня документов, предъявляемых при трудоустройстве, и обязательность письменного оформления всех условий взаимоотношений (ст. 65–68);
    • обязательность медосмотров при приеме на работу, связанную с вредом или опасностью для здоровья, и людей моложе 18 лет (ст. 69);
    • ограничение условий для установления испытания, обязательность его оговорки до начала работы, учет вероятности наличия неудовлетворенности работой у работника (ст. 70, 71);
  • с предоставлением отдыха (гл. 19):
    • ограничение минимальной продолжительности основного отпуска и дополнительных отпусков, связанных с вредом или опасностью при работе, а также предоставляемых за ненормированный рабочий день (ст. 115, 117, 119);
    • обязательность ежегодного предоставления отпуска с возможностью его переноса и разделения по частям (ст. 122, 124, 125);
    • недопустимость замены очередного основного отпуска денежными выплатами, но обязательность такой оплаты за все неиспользованные отпуска при увольнении (ст. 126, 127);
  • с установлением зарплаты (гл. 21):
    • применение единой системы оплаты и сроков расчета, не допускающих ущемления прав работника ни в сравнении с установленными ТК РФ, ни по отношению к другим работникам (ст. 135, 136, 140);
    • повышенная оплата за работу в особых условиях труда (ст. 147–149, 154), сохранение высокой оплаты при вынужденном выполнении работ более низкой квалификации (ст. 150, 151);
    • установление минимального размера доплат за работу сверхурочно или в выходные (праздничные) дни (ст. 152, 153);
  • выполнением требований охраны труда (гл. 34–36):
    • принятие мер, приводящих условия труда работника к максимально безопасным (ст. 212–214, 219, 220);
    • обеспечение средствами индивидуальной защиты и профилактики заболеваний (ст. 221–223);
  • с возмещением ущерба, причиненного работнику (гл. 38):
    • из-за лишения его возможности к труду (ст. 234);
    • через ущерб имуществу (ст. 235);
    • из-за задержки зарплаты (ст. 236);
    • в результате морального вреда (ст. 237);
  • с отнесением к определенной категории лиц (гл. 41):
    • беременным и имеющим детей (ст. 253–264);
    • работникам моложе 18 лет (ст. 265–271);
    • руководителям (ст. 279);
    • совместителям (ст. 286, 287);
    • принятым по срочному договору, на сезон и работающим вахтовым методом (ст. 289–291, 295, 299, 302).

Подробнее о гарантиях, освобождающих беременных женщин и лиц, имеющих детей, от некоторых служебных обязанностей, читайте в материале «Ст. 259 ТК РФ: вопросы и ответы».

В особый раздел ТК РФ отнесены гарантии, связанные:

  • с направлением в командировки (гл. 24), обязывающие работодателя к сохранению за работником места работы и средней зарплаты, а также к возмещению всех расходов, связанных с поездкой;
  • с выполнением государственных (общественных) обязанностей (гл. 25), для которых работника освобождают от основной работы с сохранением за ним места и зарплаты;
  • с получением дополнительного образования впервые (гл. 26), обязывающие работодателя предоставить оплачиваемый учебный отпуск определенной продолжительности или иное (оплачиваемое или неоплачиваемое) время для учебы;
  • с увольнением работников (гл. 27), предусматривающие наличие преимуществ для некоторых лиц в оставлении на работе при сокращении численности, выплату в определенных случаях выходных пособийи компенсаций.

Все вышеописанные гарантии учитывайте при заключении трудового договора.

Социальные гарантии для педагогических работников

Социальные гарантии для педагогических работников установлены ТК РФ (ст. 333–335) и законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 5 ст. 47):

  • сокращение продолжительности рабочего времени;
  • периодическое получение дополнительного профессионального педагогического образования;
  • удлиненный ежегодный основной отпуск и 1 раз в 10 лет отпуск продолжительностью до 12 месяцев;
  • досрочное назначение пенсии по возрасту;
  • обеспечение нуждающихся социальным или специализированным (наемным) жильем;
  • иные законодательно установленные в РФ и ее регионах меры.

Социальные гарантии для работников медицины

Устанавливая гарантии для работников медицины, ст. 72 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ в основном дает отсылку к гарантиям, содержащимся в ТК РФ, перечисляя в дополнение к ним такие:

  • возможность переподготовки за счет работодателя при невозможности выполнять свою работу из-за состояния здоровья или в связи с сокращением (ликвидацией) организации;
  • периодическая аттестация на квалификационную категорию и учет ее результатов при установлении зарплаты;
  • создание некоммерческих организаций профессиональной направленности;
  • страхование профессиональной ответственности;
  • дополнительные гарантии, установленные в РФ и регионах.

Социальные гарантии для сотрудников полиции

В отличие от гарантий для педагогических и медицинских работников, социальным гарантиям, установленным для сотрудников полиции, отведена целая глава (гл. 8) в законе «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ. Здесь отражены:

  • особенности формирования оплаты за труд, в т. ч. установления надбавок;
  • обязательность ежегодного страхования жизни и здоровья за счет средств бюджета;
  • размеры пособия, выплачиваемого членам семьи и иждивенцам при гибели полицейского;
  • размеры пособия в связи с инвалидностью, полученной при исполнении обязанностей, с разбивкой его на суммы, выплачиваемые из бюджета и удерживаемые с виновных лиц;
  • обязательность возмещения за счет бюджета имущественного вреда с последующим удержанием ущерба с виновных лиц;
  • обеспечение жильем (служебным, наемным или собственным) и медицинским обслуживанием (в т. ч. для членов семьи);
  • бесплатный проезд во всех видах транспорта при выполнении служебных обязанностей, а в прочих случаях — право на внеочередное приобретение билетов при поездке в командировку и на бесплатный проездной в черте населенного пункта;
  • первоочередное обеспечение детей сотрудников полиции местами в образовательных учреждениях и оздоровительных лагерях.

Гарантии и компенсации в трудовом праве также предусмотрены для работников с вредными или опасными условиями труда. Какие именно, узнайте в готовом решении от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Дополнительные социальные гарантии

Установление дополнительных социальных гарантий производится по договоренности между работодателем и работником и закрепляется в их совместном документе (коллективном договоре). Этот документ может быть создан не только у одного работодателя для единственного трудового коллектива. Допускается принятие его:

  • для отрасли;
  • групп работников и групп работодателей;
  • отдельных обособленных подразделений одного и того же работодателя.

Что же входит в соцпакет?

ТК РФ, предоставляя сторонам самостоятельно определить форму, состав и содержание коллективного договора, очерчивает круг вопросов, которые могут быть включены в него (ст. 41):

  • применяемые системы оплаты труда и порядок формирования всех составных частей зарплаты;
  • обязательства по выплате дополнительных компенсаций, пособий, по индексации зарплаты;
  • дополнительные условия, материально стимулирующие к систематическому повышению квалификации, получению дополнительного образования;
  • параметры режима труда и отдыха, в т. ч. условия предоставления дополнительных отпусков;
  • дополняющие ТК РФ мероприятия по охране труда;
  • дополнительно предоставляемые работникам и членам их семей льготы.

Работодатель может, например, взять на себя обязательства:

  • по доплате за стаж работы (выслугу лет);
  • выдаче материальной помощи по определенным поводам;
  • оплате подарков работникам к праздничным датам;
  • оплате расходов на личный телефон, транспорт, ГСМ, предоставлению парковочных мест;
  • полной или частичной оплате питания на работе;
  • страхованию жизни, здоровья и дополнительному медицинскому;
  • предоставлению заболевшему сотруднику дополнительных дней оплачиваемого отдыха;
  • оплате медицинского обслуживания;
  • полной или частичной оплате отдыха;
  • бесплатному для работника обеспечению его билетами на культурные мероприятия или возможностью посещения спортзала;
  • оплате мест в детских садах или созданию собственного детского сада (группы);
  • компенсации расходов (полной или частичной) на отдых детей и на подготовку их к школе или обучение в учебных заведениях.

Коллективный договор может также содержать гарантии, предоставляемые молодым специалистам, ветеранам труда или пенсионерам, вышедшим на пенсию от подписавшего этот договор работодателя.

При смене собственника организации может потребоваться замена коллективного договора. Подробнее об этом читайте в материале «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Действующее законодательство РФ содержит достаточное количество социальных гарантий для работающих лиц, предусмотренных как ТК РФ, так и иными законами, распространяющими свое действие на отдельные отрасли или регионы. Кроме того, работодатели вправе взять на себя дополнительные обязанности в части социальных гарантий, повышающие привлекательность работы у них.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *