Государственное регулирование внешней торговли

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

3. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к:

1) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

2) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

3) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) аналогичный товар — товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара;

2) взаимность — предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима;

3) внешнеторговая бартерная сделка — сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;

4) внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

5) внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

6) внешняя торговля информацией — внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

7) внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров между частью территории Российской Федерации и другой частью территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства, перемещение товаров на территорию Российской Федерации с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, или перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, не является внешней торговлей товарами; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

8) внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона;

9) зона свободной торговли — таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом участники зоны свободной торговли не осуществляют какой-либо существенной координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

10) импорт товара — ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

11) иностранное лицо — физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;

12) иностранный заказчик услуг — иностранное лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

13) иностранный исполнитель услуг — иностранное лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

14) коммерческое присутствие — любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом;

15) международный транзит — перемещение через территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами территории Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

16) непосредственно конкурирующий товар — товар, который сопоставим с другим товаром по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить им другой товар в процессе потребления;

17) нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;

18) орган предотгрузочной инспекции — российское или иностранное юридическое лицо, определенное Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона;

19) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

20) предотгрузочная инспекция — проверка качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в Российскую Федерацию;

21) российский заказчик услуг — российское лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

22) российский исполнитель услуг — российское лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

23) российское лицо — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

24) таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;

25) таможенный союз — единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

26) товар — являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара;

27) участники внешнеторговой деятельности — российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью;

28) экспорт товара — вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Статья 5. Торговая политика Российской Федерации

1. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

2. Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

3. Реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных в статье 12 настоящего Федерального закона.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации;

2) защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, в случаях, предусмотренных федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

4) установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

5) определение в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов (донорской крови и (или) ее компонентов, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду; (В редакции Федеральных законов от 06.12.2011 № 409-ФЗ; от 28.07.2012 № 137-ФЗ)

6) определение в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза особенностей порядка ввоза в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней; (В редакции Федеральных законов от 08.12.2010 № 336-ФЗ; от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

7) координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации;

8) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

9) заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

10) учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

11) участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

12) определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

13) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

14) создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности. (Пункт введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 61. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области внешнеторговой деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Страница 2 из 5

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование.

В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка нашей страны и стимулирования прогрессивных изменений в экономике, устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор.

Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

— протекционистская функция – защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;

— фискальная функция – обеспечение поступления средств в бюджет.

В Российской Федерации применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Единый таможенный тариф (ЕТТ ТС) – свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Ставка ввозной таможенной пошлины устанавливается в основном в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США (адвалорная пошлина).

Действующие ставкивывозных таможенных пошлин утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 № 756.

Рассмотрим поступление доходов в федеральный бюджет от внешней торговли с 2010 г. по 2013 г.

УДК 332

Слукин Сергей Викторович

кандидат философских наук,

доцент кафедры предпринимательского права,

Уральский государственный экономический университет.

Романов Алексей Николаевич

кандидат юридических наук,

заведующий кафедрой публичного права, доцент,

Уральский государственный экономический университет.

ran-mip@yandex. ru

Sergey V. Slukin

candidate of law sciences, Head of the chair of public law, associate professor

Ural State University of Economics

Роль таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

The role of the customs system in the mechanism of state regulation

of foreign economic activities

Аннотация. В статье отмечается, что государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой комплекс экономических, правовых и административно-управленческих инструментов и методов воздействия, которые используются государством в лице государственных органов и служб. Целью данного комплекса является обеспечение экономической поддержки и правовой защищенности на внутреннем и внешнем рынках, а также воздействие на экономические отношения субъектов разных стран в соответствии с поставленными задачами и национальными интересами.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, государственное регулирование, методы воздействия, таможенные органы.

Key words: foreign economic activity, state regulation, practices, customs.

Таможенные органы, на сегодняшний день, выступают своеобразным регулятором отношений во внешнеэкономической сфере и сфере государственного регулирования. Таможенная система непосредственно оказывает влияние на уровень развития производительных сил, в частности в плане структурной перестройки национальной экономики. Под влиянием глобализации и по мере роста значения международной торговли соотношение внешних и внутренних факторов воздействия таможенных органов изменятся в сторону внешних, что порождает острые противоречия в сфере внешнеторговой и таможенной политики. Также колоссальное воздействие на них оказывает изменяющаяся геополитическая и геоэкономическая структура.

Реализация мирового таможенного законодательного опыта осуществляется в трех направлениях.

Первое направление связано с таможенно-правовым сотрудничеством России со странами СНГ и ближнего зарубежья. Примером такого подхода является подписание большинством стран СНГ Соглашения о принципах таможенной политики ио формировании таможенного союза отдельных государств, примечательно что Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2003 года № 364сообщено о намерении Российской Федерации не стать участником настоящего Соглашения. Подписание государствами-участниками СНГ в 1994 году Соглашения о созданиизоны свободной торговли и создание Таможенного союза трех стран (России, Республики Беларусь и Республики Казахстан) говорит о конкретных практических результатах данного направления. Целью подписания данного Соглашения является формирование условий для свободного движения товаров и услуг, обеспечение сбалансированности взаимной торговли и стабилизации внутреннего экономического положения участвующих государств, содействие росту экономического потенциала государств — участников на основе развития взаимовыгодных кооперационных связей и сотрудничества.

Второе направление — это участие России в международных торгово-таможенных организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС) и др. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Всемирная таможенная организация является межправительственной международной организацией. Ее членами являются таможенные службы практически всех стран мира. Работа ВТО/СТС сосредоточена в сфере разработки международных инструментов, конвенций по таким вопросам, как классификация товаров, оценка таможенной стоимости, правила происхождения товаров, таможенные сборы, безопасность цепи поставок, упрощение процедур

международной торговли, борьба с правонарушениями в таможенной сфере и с контрафактной продукцией (защита прав интеллектуальной собственности), а также борьба с коррупцией. ВТО/СТС особое внимание уделяет программам институционального развития, целью которых является оказание поддержки при проведении реформ и модернизации таможенных служб. ВТО/СТС разработала Гармонизированную систему описания и кодифицирования товаров (ГС), а также администрирует два Соглашения Всемирной торговой организации(ВТО): Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (оценка таможенной стоимости) и Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров.

И, наконец, третье направление связано со сближением таможенного дела Российской Федерации с общепринятыми нормами и практикой. С каждым днем происходит повышение важности Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Это связано, в первую очередь с тем, что основным критерием определения режима и процедуры пропуска товаров становится не субъект внешнеторговой сделки, а объект т.е. конкретный товар.

Именно федеральная таможенная служба России осуществляет основные функции, связанные с контролем и государственным регулированием ВЭД с помощью механизма таможенного регулирования ВЭД. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (ст. I ТК РФ). И представляет собой деятельность, направленную на установление порядка и правил, посредством которыхреализуется право лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Такжеэто предполагает создание благоприятных условий т.е. таможенных правил для перемещения товаров, основанных на учете интересов государства.

Другими словами, таможенное регулирование — это не просто таможенные правила, а деятельность, которая непосредственно связана с их установлением, изменением, внесением необходимых дополнений либо отменой отдельных из них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной целью таможенной системы в механизме государственного регулирования в России является обеспечение экономических интересов государства, которые достигаются посредством:

— участия в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

— обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

— стимулирования развития национальной экономики.

В соответствии с вышеперечисленными целями на таможенную систему возложены следующие функции: защита экономических интересов

РФ; обеспечение экономической безопасности РФ; принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; взимание таможенных платежей; осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль; создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела; пресекают незаконный оборот товаров через таможенную границу и другие функции, возложенные таможенным и иным законодательством. На международном уровне основной функцией является сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования; обеспечение соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу на основании международных договоров.

Таможенное регулирование в Российской Федерации подразумевает собой проведение таможенной политики, а также установления и закрепления порядка и условий перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики. Особенно хотелось бы отметить роль функции таможенного контроля, посредством которого таможенные органы обеспечивают регулируемость границ. Основной целью таможенного контроля является проведение различного рода проверок, с помощью которых устанавливается соответствие операций и действий, проводимых участниками таможенно — правовых отношений в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства. А также выявление на основе этого таможенных нарушений, т.е. нарушений таможенных правил и условий.

Значимость таможенной службы проявляется, прежде всего, через защиту экономических интересов государства. Например, в последние годы усилилась роль фискальной функции, именно посредством нее происходит пополнение доходной части бюджета . Это связано с уплатой таможенных платежей импортерами, а также экспортерами за ввоз или вывоз товаров за территорию государства. В силу этого доходы государства от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными. Таможенно — тарифные методы направлены на регулирование операций, связанных с экспортом и импортом. Они предназначены для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России, основываются на Таможенном кодексе Российской федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Существенное влияние фискальная деятельность оказывает не только на национальную политику, но и на международные торговые отношения. Фискальные платежи предполагают удовлетворение публичных инте-

ресов за счет принудительного изъятия государством денежных средств у физических лиц и организаций.

Применительно к международной торговле, которая является одним из главных объектов регулирования правительства, используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта и другие.

Таможня участвует в любой международной сделке. В вопросах содействия торговле деятельность таможни определяет до 60-70% успеха в решении этой проблемы.

Наибольший интерес проявляют к проблеме совершенствования таможенного регулирования крупнейшие транснациональные корпорации. Именно они организуют и контролируют работу международных воспроизводственных циклов, в рамках которых таможенная система стала одним из тормозящих общий воспроизводственный процесс звеньев.

История развития таможенной системы органов показала, что за довольно короткий срок возможно становление дееспособной таможенной службы. Сформирована многоуровневая система управления таможенными органами, определен кадровый состав таможенной службы. Постепенно в практическую деятельность таможенных органов происходит внедрение элементов компьютеризации и информационного обеспечения .

В результате роста видов производимых товаров, увеличения влияния сферы услуг и распространения новых технологий организационно -правовые основы управления в таможенном деле России стали постепенно приобретать черты цивилизованности и интегрированности в общие международные процессы .

Роль таможенных органов в регулировании государственной внешнеэкономической деятельности огромна, так как через них государство может вести свою политику по защите своих национальных интересов по отношению к другим странам. Именно через таможенные органы государство имеет возможность влиять на экономику других государств, например посредством установления ограничений импорта и экспорта.

Таможенное дело является важным инструментом в выполнении экономических задач, стоящих перед Россией, так как проведение грамотной внешнеэкономической деятельности без участия таможенных органов попросту невозможно. В связи с расширением и усложнением процесса внешней экономики, на протяжении долгого времени будет существовать необходимость государственного воздействия на внешнеторговую деятельность. Это обусловлено последовательностью присоединения России к международным многосторонним соглашениям в рамках Внешней торговой организации (ВТО), а также пополнения государственной казны за счет деятельности таможен государства и т.д.

Литература:

1. Азаров Ю.Ф., Баландина Г.В. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. — М.: Издательство НОРМА, 2014.- 218 с.

2. Андреев О.А. Организационно-правовые проблемы перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами: Диссертация кандидата юридических наук: Нижний Новгород, 2012. — 451 с.

3. Воронкова, О.Н., Пузакова, Е.П. ВЭД: организация и управление: учеб. пособие/под ред. проф. Е.П.Пузаковой. — М.: Экономистъ, 2014. — 321с.

5. Щукин Э.А. Таможенное право, М., 2012. — 124с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *