Группа лиц в антимонопольном законодательстве

Понятие группы лиц в Российском антимонопольном законодательстве

Понятие группы лиц является одним из основных в корпоративном законодательстве. От определения данного понятия зависят решение вопросов получения согласия антимонопольных органов на совершение конкретных сделок согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон), получение согласия на совершение сделок согласно Федеральному закону от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», определение понятия аффилированного лица, поскольку согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции) среди прочих аффилированных лиц, перечисленных в Законе о конкуренции, аффилированными являются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

От понятия аффилированных лиц зависит решение вопросов об одобрении сделок с заинтересованностью, поскольку в ст. 81 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах) признание лица заинтересованным в совершении сделки поставлено в зависимость от соответствия аффилированных лиц такого лица перечисленным в ст. 81 Закона об акционерных обществах признакам заинтересованного лица. Статья 84.1 Закона об акционерных обществах требует от лица, направляющего добровольное предложение, учитывать акции, принадлежащие аффилированным лицам такого лица. Согласно ст. 84.2 Закона об акционерных обществах обязательное предложение подлежит направлению лицом, приобретшим более 30% акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих такому приобретателю и его аффилированным лицам.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона группой лиц признаются, во-первых, лица, входящие в группу по любому из указанных в п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона оснований. Во-вторых, на основании п. 14 ч. 1 ст. 9 Закона в группу лиц входят лица, каждое из которых по какому-либо указанному в п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона основанию.

На рис. 1 приведен пример группы лиц.

—————¬ —————¬ —————¬
¦ Лицо А +—>¦ Лицо Г +—-+ Лицо Ж ¦
L——-T——- L————— L—————
¦
/
—————¬
¦ Лицо Б ¦
L——-T——-
¦
/
—————¬ —————¬ —————¬
¦ Лицо В +—>¦ Лицо Д +—-+ Лицо Е ¦
L————— L————— L—————

Рис. 1

Лицо А владеет в лице Б 100% голосов, лицо А владеет в лице Г 100% голосов, лицо Б владеет в лице В 100% голосов, лицо В владеет в лице Д 100% голосов, в лице Г и лице Ж функции единоличного исполнительного органа выполняет одно и то же лицо, в лице Д и лице Е функции единоличного исполнительного органа выполняет одно и то же лицо.

Таким образом, исходя из ч. 1 ст. 9 Закона, три категории лиц составляют понятие группы лиц:

I категория — лица, которые напрямую связаны между собой по признакам п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона. В этом случае применительно к лицу Б образуются группа лиц А и Б и группа лиц Б и В;

II категория — лица, каждое из которых по какому-либо указанному в п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона основанию входит в группу с одним и тем же лицом. В этом случае применительно к лицу Б данную категорию лиц составляют лица А и В.

Лицо А и лицо В не образуют группу лиц по признакам п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона, но, поскольку каждое из этих лиц составляет группу лиц с Б по признакам п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона, лица А и В входят в группу лиц Б по признаку п. 14 ч. 1 ст. 9 Закона. Если норму п. 14 ч. 1 ст. 9 Закона условно разделить на две части, где вторая часть начинается словами «а также другие лица», то данные лица А и В определены словами «лица, каждое из которых» в первой части нормы и словами «с каждым из таких лиц» во второй части нормы;

III категория — лица, которые входят с каждым из лиц, определенных словами «лица, каждое из которых» в первой части нормы п. 14 ч. 1 ст. 9 Закона и словами «с каждым из таких лиц» во второй части этой нормы, в одну группу по какому-либо указанному в п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона основанию. Данная категория лиц определена в п. 14 ч. 1 ст. 9 Закона словами «другие лица». В этом случае применительно к лицу Б данную категорию лиц составляют лица Г и Д. Лицо Б образует группу лиц с лицами Г и Д, так как лица Г и Д входят с лицами А и В («с каждым из таких лиц») в группу лиц по признакам п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона. В данном случае слова «с каждым из таких лиц» трактуются с любым из лиц А и В. При буквальном понимании выражения «с каждым из таких лиц» условием вхождения лиц Г и Д в группу лиц Б является образование каждым из лиц Г и Д группы лиц с каждым из лиц А и В по какому-либо указанному в п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона основанию.

Таким образом, при образовании лицами Г и Д группы лиц с лицами Е и Ж, которые не входят в группу лиц с лицом Б по признакам п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона, а также не образуют группу лиц с лицами А и В по признакам п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона, лица Е и Ж, согласно ч. 1 ст. 9 Закона, не образуют группу лиц с лицом Б.

Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее — Постановление) лица Е и Ж входят в группу лиц Б в ситуации, когда лица Е и Ж являются хозяйственными обществами (товариществами) и лица Г и Д совместно с лицами, входящими в группу лиц Б, имеют в совокупности более чем 50% общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале лиц Е и Ж.

В приведенном примере лица Е и Ж входят в группу лиц Б только по признаку, приведенному в п. 3 Постановления, если при совместном участии лиц А, Б, В, Г, Д в лицах Е и Ж никто из лиц А, Б, В в отдельности не владеет более 50% голосов в лицах Е и Ж.

Разъяснение, приведенное в п. 3 Постановления, означает, что лица, которые образуют группу с лицами, составляющими третью категорию лиц, составляющих группу конкретного лица, входят в группу лиц этого конкретного лица при соблюдении условий п. 3 Постановления. Соответственно, лица составляющие группу лиц с лицами, входящими в группу лиц конкретного лица и не составляющие группу лиц с иными лицами группы лиц конкретного лица по основаниям п. п. 1 — 13 ч. 1 ст. 9 Закона, независимо от оснований вхождения в группу лиц с лицами не входят в группу лиц данного лица.

На рис. 2 схематично проиллюстрирован приведенный вывод.

—————¬ —————¬ —————¬ —————¬
¦ Иное лицо +->¦ Лицо X +->¦ Лицо Y +->¦ Лицо Z ¦
L————— L————— L————— L—————

Рис. 2

В российской холдинговой компании (лицо Z) 100% голосов принадлежат другому юридическому лицу (лицо Y), которое, в свою очередь, принадлежит на 100% третьему юридическому лицу (лицо X), в котором иное лицо владеет 100% голосов. Согласно изложенному лицо Z образует одну группу лиц с лицами Y и X, иное лицо, владеющее 100% в лице X, не входит в одну группу лиц с лицом Z.

А.А.Кукушкин

К. ю. н.,

специалист корпоративного права

и административного права,

юрист

Представительства компании

НАФТА МОСКВА (КИПР) ЛИМИТЕД

Статья 9. Группа лиц

Комментарий к статье 9

1. В антимонопольном законодательстве само понятие «группа лиц» не раскрывается. В научной доктрине группой лиц признается «некоторая конгломерация юридически самостоятельных субъектов, взаимосвязанных отношениями экономической (управленческой) зависимости» .

Ткачев А., Богомолов Ю.

Понятие «группа лиц» // Журнал для акционеров. 2000. N 4. С. 24.

С позиций антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как один хозяйствующий субъект, действующий в едином экономическом интересе. Для группы лиц устанавливается правовой режим единого хозяйствующего субъекта, деятельность которого не запрещена как монополистическое соглашение. При этом лица, входящие в состав группы, между собой не конкурируют.

Безусловным достоинством действующего антимонопольного Закона является закрытый перечень оснований отнесения субъектов к группе лиц.

По характеру признаки отнесения совокупности юридических и (или) физических лиц к группе лиц можно разделить на признаки распорядительного, договорного, управленческого, родственного и организационно-правового характера.

2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное. В частности, это касается запрета на злоупотребление группой лиц доминирующим положением (ст. 10), недобросовестную конкуренцию (ст. 14). Эта норма вытекает из положения о признании группы лиц равноправным участником товарного рынка наравне с хозяйствующим субъектом. В случае нарушения группой лиц данных требований к ответственности привлекается не отдельный ее участник, а вся группа.

Согласно ст. 4 комментируемого Закона хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Если антимонопольным органом было принято решение и выдано предписание в отношении нескольких лиц (в частности, в отношении лиц, входящих в группу лиц в соответствии с положениями ст. 9 комментируемого Закона) и эти лица обратились в арбитражный суд с самостоятельными заявлениями об оспаривании указанных решения и (или) предписания, в рамках рассмотрения дел по каждому из заявлений остальные лица должны быть привлечены к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку решение вопроса о признании решения и (или) предписания недействительным влияет на их права и обязанности.

Арбитражный суд на основании ч. 2 ст. 130 АПК РФ ввиду наличия единого общего состава лиц, участвующих в соответствующих делах, вправе объединить такие дела в одно производство для совместного рассмотрения .

См.: п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (Новые законы и нормативные акты. Приложение к РГ. 2008. N 32).

Закон о защите конкуренции устанавливает особенности осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц. Согласно ч. 1 ст. 31 указанного Закона сделки, иные действия, указанные в его ст. 27 — 29 (для которых установлен режим предварительного согласования), осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении. При этом необходимо соблюдение в совокупности следующих условий:

1) сделки, иные действия, указанные в ст. 27 — 29, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Антимонопольный орган реализует функции государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц, путем рассмотрения и размещения на официальном сайте ФАС России в Интернете перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, при условии представления заявителем такого перечня по форме, утвержденной Приказом ФАС России от 20 ноября 2006 г. N 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц» , а также путем рассмотрения уведомления о сделке, ином действии, осуществляемых лицами, входящими в одну группу лиц, с соблюдением условий, предусмотренных Регламентом Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц (утв. Приказом ФАС России от 28 декабря 2007 г. N 457) .

БНА. 2006. N 51.

Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный антимонопольный орган в течение 14 дней со дня получения перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, направляет заявителю одно из следующих уведомлений:

1) о получении такого перечня и размещении его на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, если такой перечень был представлен в форме, утвержденной федеральным антимонопольным органом;

2) о нарушении формы представления такого перечня и несоблюдении условий, указанных в ч. 1 ст. 31 комментируемого Закона.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о сделках и иных действиях лицом, которое было заинтересовано в осуществлении указанных в ст.

28 и 29 Закона сделок, иных действий, или лицом, которое было создано в результате осуществления сделок, иных действий, не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.

В случае установления факта недостоверности представленных сведений о лицах, входящих в одну группу лиц, такие сведения, размещенные на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, федеральный антимонопольный орган снимает с указанного сайта.

Кроме того, неправильное определение группы лиц и, как следствие, представление в антимонопольные органы недостоверных сведений могут повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 19.8 КоАП РФ.

Таким образом, Закон о защите конкуренции призван создать благоприятную правовую среду для деятельности группы лиц, снизить административную нагрузку на участников рынка, в том числе участников группы лиц, что должно положительно отразиться на развитии конкуренции между различными группами лиц.

3. Соотношение понятий «группа лиц» и «аффилированные лица». Понятие «аффилированные лица» было включено в Закон о конкуренции 1991 г. только в 1998 г. После принятия ныне действующего Закона о защите конкуренции первый антимонопольный Закон был отменен, за исключением единственного абзаца ст. 4, содержащего понятие «аффилированные лица». В соответствии с ним «аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность». Закон перечислил аффилированных лиц юридического лица и аффилированных лиц физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Так, аффилированными лицами юридического лица являются:

член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Таким образом, необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и аффилированным лицом этого физического или юридического лица. Зависимость может иметь место в случае принадлежности юридическому (или физическому) лицу определенной части уставного капитала юридического лица, обусловливающей участие в управлении с правом голоса; в случае, когда лицо имеет право давать обязательные для исполнения обществом указания; между физическими лицами существуют определенные родственные (семейные) отношения. Типичным примером аффилированных лиц являются преобладающие (основные) хозяйственные общества по отношению к зависимым (дочерним) обществам в соответствии со ст. 105, 106 ГК РФ.

Следует отметить, что содержащееся в антимонопольном законодательстве понятие аффилированных лиц в целях именно антимонопольного законодательства не используется и, кроме как в ст. 4 «старого» антимонопольного Закона, не упоминается. В целях антимонопольного законодательства используется понятие «группа лиц». Это порождает вопрос об обоснованности включения понятия «аффилированные лица» в антимонопольный Закон.

Из содержания ст. 4 данного Закона следует, что приведенный в ней перечень аффилированных лиц юридического лица и физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, является исчерпывающим. Однако сам перечень не соответствует основному определению аффилированных лиц как «преобладающих», способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку данный термин применяется как к контролирующим, так и к зависимым лицам. В большинстве случаев зависимые и преобладающие лица относятся к одной группе лиц и, следовательно, являются взаимоаффилированными, т.е. преобладающее общество считается аффилированным по отношению к зависимому, а зависимое — аффилированным по отношению к преобладающему.

Наибольшее значение определение аффилированных лиц имеет в корпоративном законодательстве. В соответствии со ст. 93 Закона об АО общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства РФ. Согласно Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденному Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н , список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу. В соответствии с вышеназванным Законом аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций.

Понятие группы лиц в антимонопольном законодательстве Российской Федерации

Более 15 лет ведутся споры о вопросах правильности применения законодательства о конкуренции и необходимости его изменения. После долгих дискуссий 27.07.2006 г. был принят и 26.10.2006 г. вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данный Закон предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, обновлению правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, уточнению правовых основ государственной политики в сфере защиты и развития конкуренции, а также создание единообразия правового регулирования отношений в сфере защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Прежде всего, необходимо отметить принципиально новый подход к определению группы лиц в ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции». Правовая категория «группа лиц», применяемая в антимонопольном законодательстве Российской Федерации, позволяет признавать деятельность участников бизнес-групп согласованной и рассматривать их как взаимосвязанную совокупность организаций в отношениях с третьими лицами.

С момента нормативного закрепления понятия «группа лиц» в российском антимонопольном законодательстве подходы к содержанию этого понятия постоянно эволюционировали и трансформировались. Если изначально физические лица могли входить в группу лиц только вместе с юридическими лицами, то сейчас физические лица (их ближайшие родственники — супруги, родители, дети, братья и сестры) также относятся к группе лиц.

Группа лиц выступает особым субъектом, действующим на товарном рынке. Деятельность группы лиц рассматривается наравне с деятельностью любого другого хозяйствующего субъекта. Это объясняется тем, что законодательно оно приравнено к понятию «хозяйствующий субъект».

При соблюдении определенных форм контроля и связи между участниками группы лиц ее можно рассматривать как самостоятельный субъект рынка — совокупность юридических и физических лиц.

В рамках антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как устойчивое формирование, способное вести скоординированную политику на определенном рынке. Квалификация группы лиц как единого хозяйствующего субъекта имеет большое значение, поскольку меры государственного антимонопольного регулирования могут применяться не только к одному из ее участников как к отдельному хозяйствующему субъекту, но и ко всем участникам группы лиц.

В антимонопольном законодательстве Российской Федерации суть понятия «группа лиц» не раскрывается. Оно включает исчерпывающий перечень условий, необходимых для отнесения тех или иных юридических и (или) физических лиц к группе лиц.

В литературе встречаются различные классификации критериев формирования группы лиц.

К.Ю. Тотьев разделяет круг отношений в рамках группы лиц на имущественные, организационно-договорные, организационно-управленческие и родственные отношения. В соответствии с данной классификацией имущественные отношения основаны на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица. Договорные отношения внутри группы лиц возникают в случае, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора определять решения, принимаемые другим лицом (лицами). Организационно-управленческие отношения затрагивают участие тех или иных лиц в органах управления юридических лиц (коллегиальном исполнительном органе, совете директоров)1.

По мнению А.Н. Варламовой, все взаимосвязи, при которых речь идет об аффилированных лицах, а значит, и о группе лиц, можно сгруппировать по следующим критериям:

  • по имущественным отношениям;

  • по родственным отношениям;

  • по взаимосвязи на основании договора;

  • по взаимоотношениям, возникшим в результате формирования управленческих органов2.

В Федеральном законе от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» законодатель по-новому определяет понятие «группа лиц» в антимонопольном законодательстве.

В ст. 9 Закона о защите конкуренции названы условия, которые позволяют признать наличие группы лиц. Среди них можно выделить односложные, многосложные и единичные условия.

При односложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняется одно хозяйственное общество (товарищество).

При многосложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняются несколько хозяйственных обществ (товариществ).

Примером односложного условия является случай, когда физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.

Если же одно и то же физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа в нескольких хозяйственных обществах, это пример многосложного условия.

Единичными являются условия, которые не могут быть отнесены к односложным и многосложным условиям.

К односложным относятся следующие условия:

  1. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеют в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества (товарищества).

  2. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.

  3. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.

  4. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.

  5. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

К многосложным условиям относятся следующие случаи:

  1. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).

  2. Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо либо одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

  3. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ или заключенных с этими хозяйственными обществами договоров вправе давать этим хозяйственным обществам обязательные для исполнения указания.

  4. Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического или одного и того же юридического лица.

  5. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

К единичным относятся следующие случаи:

  1. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица.

  2. Лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.

  3. Физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Рассмотрим пример 1.

Иностранное юридическое лицо А владеет 100% голосующих акций российского акционерного общества В. В свою очередь, иностранное юридическое лицо С является единственным участником юридического лица А и владеет 100% его акций. Компании А и С созданы не как хозяйственные общества или товарищества, а как компании или корпорации. Возникает вопрос: входят ли юридические лица А, В, С в одну группу лиц?

Контроль может осуществляться только в отношении хозяйственного общества или товарищества. Статья 66 Гражданского кодекса РФ дает исчерпывающий перечень форм хозяйственных обществ и товариществ. К ним относятся: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или с дополнительной тветственностью, а также полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество).

Законодательством многих иностранных государств предусматривается создание юридических лиц не только в форме обществ или товариществ, но и в форме компаний или корпораций (например, в Англии и США).

Таким образом, компания А и общество В входят в одну группу лиц. Компания С, являясь единственным участником компании А, не входит в одну группу лиц ни с компанией А, ни с компанией В, поскольку не осуществляет контроль над хозяйственным обществом (товариществом). По старому Закону о конкуренции на товарных рынках все три юридических лица А,В, С входили бы в одну группу лиц. Это объясняется тем, что по старому Закону для отнесения юридических лиц к одной группе лиц не имела значения организационно-правовая форма лица, в отношении которого осуществляется контроль, важна была только величина участия в его уставном (складочном) капитале — более 50%.

Раньше понятие «группа лиц» было шире. Оно не ограничивалось правом распоряжения долями или акциями только хозяйственных обществ или товариществ. Контроль мог распространяться на любое юридическое лицо вне зависимости от того, является ли оно обществом, товариществом или компанией.

Закон о защите конкуренции также не предусматривает совместного контроля нескольких юридических и (или) физических лиц над хозяйственными обществами.

Пример 2. Юридические лица А и В являются оффшорными компаниями и на 100% принадлежат двум физическим лицам. Одно из физических лиц исполняет функции единоличного исполнительного органа в обществе, зарегистрированном в Российской Федерации и имеющем разветвленную группу лиц по новому законодательству. Однако компании А и В по 50% контролируют совместно несколько хозяйственных обществ. По Закону о конкуренции на товарных рынках все вышеперечисленные лица (юридические и физические) входили бы в одну группу лиц. Новый Закон о защите конкуренции не предусматривает возможности совместного распоряжения юридическими или физическими лицами акциями (долями) хозяйственных обществ.

Таким образом, в настоящее время в качестве группы лиц антимонопольный орган не вправе рассматривать хозяйственные общества, совместно контролируемые оффшорными компаниями А и В.

Существенный вопрос также касается совместного распоряжения близкими родственниками (супругами, родителями, детьми) акциями (долями) хозяйственных обществ.

Некоторые юристы-теоретики считают, что в Законе о защите конкуренции необходимо расширить состав группы лиц за счет совместного контроля над хозяйственными обществами, осуществляемого несколькими юридическими и (или) физическими лицами.

Классификация отношений, возникающих внутри группы лиц, по способу установления связи между ее участниками в соответствии с Законом о защите конкуренции приведена в таблице 1.

Пример 1 показывает, что в соответствии с Законом о защите конкуренции не каждое иностранное лицо может входить в одну группу лиц с другими иностранными лицами. В данном случае Закон о защите конкуренции говорит о необходимости наличия двух условий:

  • контролируемое юридическое лицо должно быть определенной организационно-правовой формы (либо хозяйственным обществом, либо хозяйственным товариществом);

  • доля участия в его уставном (складочном) капитале должна превышать 50%.

Таблица 1. Критерии формирования группы лиц, приведенные в Законе о защите конкуренции.

Критерий формирования группы лиц

Распорядительный характер

1. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в дическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).

2. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).

Договорный характер

Лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора.

Управленческий характер

1. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.

2. Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

3. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.

4. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания.

5. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.

6. Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

7. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

8. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению физического лица или юридического лица.

Родственный характер

Физическое лицо, его супруг(а), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Организационно-правовой характер

Лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.

Закон о защите конкуренции значительно расширил перечень отношений, имеющих управленческий характер, и сократил общее количество отношений внутри группы лиц. Это объясняется тем, что на практике профессионально-управленческие и распорядительно-управленческие связи не очень распространены и фактически не имеют влияния на отношения внутри группы лиц.

Эта схема таит в себе один существенный недостаток: невозможность совершения нескольких взаимосвязанных сделок с акциями (долями) внутри группы лиц в ограниченные сроки, поскольку после совершения первой из цепочки сделок меняется основание, по которому юридическое и физическое лицо признаются участниками группы лиц.

Закон о защите конкуренции предусматривает, что запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц. В частности, это касается запрета на употребление группой лиц доминирующего положения, недобросовестную конкуренцию. Эта норма вытекает из положения о признании группы лиц равноправным участником товарного рынка наравне с хозяйствующим субъектом. В случае нарушения группой лиц данных требований к ответственности привлекается группа лиц, а не отдельный ее участник.

Все вышеизложенное показывает, что Закон о защите конкуренции призван создать благоприятную правовую среду для деятельности группы лиц, снизить административную нагрузку на участников рынка, в том числе участников группы лиц, что должно положительно отразиться на развитии конкуренции между различными группами лиц.

Закон о защите конкуренции позволяет совершать сделки внутри группы лиц без получения предварительного согласия антимонопольного органа при наличии в совокупности следующих условий:

  • сделки, иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

  • перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в Федеральную антимонопольную службу в утвержденной форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий. Форма предоставления группы лиц предусмотрена Приказом ФАС России от 20.11.2006 года;

  • перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в Федеральную антимонопольную службу перечнем таких лиц.

Конечно, данная норма позволяет без предварительного согласования с антимонопольным органом заключать сделки внутри группы лиц. Но это касается только сделок с имуществом, входящим в состав основных производственных средств.

Понятие «группа лиц»

В научной доктрине группой лиц признается «некоторая конгломерация юридически самостоятельных субъектов, взаимосвязанных отношениями экономической (управленческой) зависимости» <1>. С.А. Паращук определяет группу лиц как совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка <2>. К.Ю. Тотьев пишет: «Для целей применения антимонопольного законодательства группа лиц выступает как единый хозяйствующий субъект — организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Формально независимые юридические и (или) физические лица, выступающие участниками группы лиц, являются составными частями этой общей структуры, управляются из единого центра и осуществляют предпринимательскую деятельность для удовлетворения интересов группы лиц. Поэтому зависимые участники группы лиц не свободны в определении своего поведения на рынке, поскольку действуют под контролем другого субъекта» <3>.

<1> Ткачев А., Богомолов Ю. Понятие «группа лиц» //Журнал для акционеров. 2000. N 4. С. 24.

<2> См.: Паращук С.А. Конкурентное право. М., 2002. С. 44.

<3> Тотьев К.Ю. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности // Законность. 2002. N 12.

В Законе о защите конкуренции группа лиц квалифицируется через наличие определенных признаков экономической зависимости, позволяющих относить двух и более лиц к группе лиц, рассматривая их в ряде случаев как единый хозяйствующий субъект, выступающий на рынке консолидированно. Безусловным достоинством ныне действующего антимонопольного Закона является закрытый перечень оснований отнесения субъектов к группе лиц.

В соответствии с Законом о защите конкуренции (ст. 9) группой лиц признаются:

1) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

2) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);

3) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

4) хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

5) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;

6) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;

7) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;

8) хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

9) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров этого хозяйственного общества;

10) хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

11) хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров составляют одни и те же физические лица;

12) лица, являющиеся участниками одной и той же ФПГ;

13) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Группой лиц в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции также признаются лица, каждое из которых по какому-либо вышеуказанному основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному выше основанию. Это положение Закона значительно расширяет состав «группы лиц» прежде всего в связи с включением в нее родственников физических лиц, входящих в «пересекающиеся» группы.

Анализируя основания отнесения хозяйствующих субъектов к группе лиц, следует отметить следующее. В Законе о защите конкуренции при установлении группы лиц в связи с участием в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества (товарищества) учитывается как собственное (прямое) участие лица в обществе (товариществе), так и участие в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц. Закон не перечисляет возможные основания предоставления полномочий на участие в уставном капитале хозяйственного общества (товарищества). Участие в уставном капитале в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, должно быть основано на соответствующем волеизъявлении этих лиц, выраженном, например, в договорах доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или других сделках и действиях. Можно предположить, что к полномочиям, полученным от других лиц, следует также отнести «косвенное распоряжение» голосами юридического лица, под которым действующий до 26 октября 2006 г. Закон о конкуренции понимал возможность фактического распоряжения этими голосами через третьих лиц.

Для установления «группы лиц» законодатель, как и прежде, использует понятие «обязательные указания» юридического лица (или физического лица), которые они вправе давать хозяйственному обществу (товариществу) на основании его учредительных документов или договора, заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом), не расшифровывая понятие «обязательные указания». Очевидно, что к лицам, имеющим право давать обязательные указания, относятся прежде всего основные и дочерние хозяйственные общества, поскольку право давать обязательные указания в соответствии со ст. 105 ГК РФ, ст. 6 Закона об АО, ст. 6 Закона об ООО является одним из признаков дочерности и основанием возложения ответственности основного общества по обязательствам дочернего.

Цели правового регулирования группы лиц

Определяя цели правового регулирования группы лиц, К.Ю. Тотьев пишет: «При определении правового статуса группы лиц законодатель обоснованно игнорирует форму юридического лица для того, чтобы правоприменитель мог определить носителей реальной экономической власти на рынке и эффективно воздействовать на их деятельность… При этом особенность антимонопольного законодательства заключается в том, что содержащиеся в нем положения позволяют игнорировать «оболочку» юридического лица в публично-правовых отношениях, складывающихся по поводу исполнения предписаний антимонопольных органов и пресечения нарушений правил о добросовестной конкуренции» <1>.

<1> Тотьев К.Ю. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности. Правовые последствия установления «группы лиц»

Согласно Закону о защите конкуренции установленные этим Законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта <1> распространяются на действия (бездействие) группы лиц (ч. 2 ст. 9).

<1> Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Квалификация группы лиц как единого хозяйствующего субъекта имеет правовое значение, поскольку меры государственного антимонопольного регулирования применяются ко всем участникам группы лиц, а не к одному из участников. Например, если будет установлено, что один из участников группы лиц допустил нарушение антимонопольного законодательства, то антимонопольный орган при рассмотрении данного правонарушения вправе выдать предписания также другим участникам группы лиц, способным обеспечить устранение нарушения.

Подобный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой. В п. 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства <1>, указано, что при нарушении антимонопольного законодательства одним из членов доминирующей группы лиц соответствующее предписание может быть дано и другим членам группы, способным обеспечить устранение нарушения. Так, антимонопольный орган одним предписанием обязал основное и дочернее хозяйственные общества принять меры к заключению договора с конкретным потребителем на передачу электроэнергии по сетям дочернего общества. Основное общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать предписание в его адрес недействительным, поскольку по роду своей деятельности оно услуг по передаче электроэнергии не оказывает, ее производством и реализацией не занимается и не может заключить подобный договор (связанный с использованием имущества другого юридического лица) от собственного имени. Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленного требования, правомерно руководствуясь следующим.

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32 // Вестник ВАС РФ. 1998. N5.

В соответствии с Законом участникам группы лиц запрещено злоупотреблять доминирующим положением на рынке, в том числе отказываться от заключения договора с потребителем при наличии для этого возможности.

Согласно Закону о конкуренции его положения, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц. Основное и дочернее общества были включены в реестр в составе группы лиц, доминирующей на рынке электроэнергии. При этом основное общество владело 100% голосующих акций дочернего общества и имело реальную возможность определять его условия хозяйствования. С учетом структуры группы предписание антимонопольного органа о принятии мер к заключению договора возлагало на основное общество обязанности обеспечить надлежащее поведение контролируемого члена группы и не препятствовать выполнению им указаний антимонопольного органа. Поскольку основное общество имело возможность принять необходимые меры для устранения нарушения, предписание в его адрес было дано правомерно.

Российское законодательство о конкуренции, определяя группу лиц как единый хозяйствующий субъект, исходит из концепции коллективного доминирования участников группы лиц. Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Обобщая материалы судебно-арбитражной практики, Н.И. Клейн пишет, что при использовании понятия «группа лиц» доля на рынке устанавливается с учетом доли на рынке каждого лица, включенного в группу. Например, если основное общество занимает долю на рынке соответствующего товара 20%, а его дочернее общество на том же рынке 30%, то в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, будут внесены оба этих хозяйственных общества с указанием доли на рынке — 50% <1>.

<1> См.: Клейн Н.И. Рассмотрение дел, связанных с обжалованием решений (предписаний) налоговых органов // Комментарий судебно-арбитражной практики. М., 1997. С. 48.

Закон о защите конкуренции устанавливает особенности осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц. Согласно ч. 1 ст. 31 указанного Закона сделки и иные действия, перечисленные в ст. ст. 27 — 29 (для которых установлен режим предварительного согласования), могут осуществляться хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении. Для того чтобы воспользоваться режимом последующего уведомления, любой из участников группы лиц должен представить в антимонопольный орган информацию о группе по утвержденной форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок или иных действий. Указанная информация должна быть принята антимонопольным органом и опубликована в сети Интернет.

Особенности государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц связаны также с тем, что для определения необходимости применения мер государственного контроля стоимость активов юридических лиц — участников экономической концентрации устанавливается в ряде случаев с учетом совокупных активов или совокупной выручки их группы лиц.

Подводя итог сказанному, тезисно обозначим следующие правовые последствия признания хозяйствующих субъектов группой лиц:

— установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц;

— меры государственного антимонопольного регулирования применяются ко всем участникам группы лиц;

— доля группы лиц как единого хозяйствующего субъекта на рынке устанавливается с учетом доли на рынке каждого участника группы лиц;

— Законом о защите конкуренции установлен особый правовой режим государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц.

В заключение следует отметить, что неправильное определение группы лиц и, как следствие, представление в антимонопольные органы недостоверных сведений может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 19.8 КоАП РФ.

16.Группа лиц. Основания и порядок образования группы лиц в конкурентном праве.

  • •Оглавление
  • •Понятие товарного рынка и конкуренции. Роль конкуренции в развитии экономики государства.
  • •Основные признаки свободной конкуренции:
  • •Роль конкуренции в экономическом развитии государства Положительные стороны конкуренции:
  • •Негативные стороны конкуренции:
  • •2.Предмет регулирования конкурентного права. Общая характеристика общественных отношений, регулируемых конкурентным правом.
  • •3.Метод правового регулирования отношений, входящих в предмет конкурентного права
  • •4.Понятие и классификация принципов конкурентного права
  • •5.Цели и задачи конкурентного права
  • •6.Понятие источников конкурентного права. Особенности классификации источников конкурентного права (антимонопольного законодательства)
  • •8.Международные акты, как источники конкурентного права.
  • •Законодательство Российской Федерации в сфере конкурентного права
  • •Уровни антимонопольного законодательства в Российской Федерации
  • •11.Сфера действия конкурентного (антимонопольного) законодательства рф.
  • •12.Место антимонопольного законодательства рф в системе российской законодательства. Соотношение антимонопольного законодательства с гражданским и административным законодательством.
  • •13.Значение постановлений высших судебных органов в применении конкурентного (антимонопольного) законодательства рф.
  • •14.Понятие и общая характеристика субъектов конкурентного права. Виды субъектов конкурентного права.
  • •15.Хозяйствующий субъект и его правовой статус. Общая характеристика хозяйствующих субъектов
  • •1) По характеру компетенции:
  • •2) По форме организации предпринимательской деятельности:
  • •3) По организационно-правовой форме предпринимательской деятельности.
  • •6) По наличию иностранных инвестиций:
  • •16.Группа лиц. Основания и порядок образования группы лиц в конкурентном праве.
  • •17.Органы государственной и муниципальной власти как участники отношений в сфере конкуренции.
  • •18.Антимонопольный орган как субъект конкурентного права Правовой статус антимонопольного органа
  • •Полномочия антимонопольного органа
  • •Права фас:
  • •19.Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
  • •Признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
  • •20.Критерии установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
  • •21.Особенности установления доминирующего положения субъектов естественных монополий и лиц, доля которых на товарном рынке превышает более 35 процентов.
  • •22.Особенность установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, доля которых на товарном рынке не превышает 35%.
  • •23.Особенности установления доминирующего положения на товарном рынке финансовой организации
  • •24.Коллективное доминирование хозяйствующих субъектов на товарном рынке
  • •25.Порядок и правовые последствия установления доминирующего положения на товарном рынке
  • •1. Заносится в реестр хоз сбъектов, занимающих долю боле 35% или признанных доминирующих.
  • •25.Порядок и правовые последствия установления доминирующего положения на товарном рынке
  • •26.Общая характеристика запрета злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
  • •27.Монопольно высокая и монопольная низкая цена как форма злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
  • •28.Отказ (уклонение) от заключения договора и навязывание невыгодных условий хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение.
  • •29.Создание дискриминационных условий, как форма злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
  • •30.Характеристика иных форм злоупотребления доминирующим положением Виды злоупотреблений доминирующим положением в России
  • •31.Критерии допустимости действий хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарном рынке.
  • •Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
  • •33.Общая характеристика антиконкурентных соглашений: основания классификации и виды
  • •Виды согласованных действий:
  • •Понятие соглашений хозяйствующих субъектов
  • •Виды соглашений:
  • •34.Картель как наиболее опасная форма антиконкурентного соглашения
  • •35.Вертикальные соглашения: особенности квалификации и критерии допустимости. Запреты в отношении вертикальных соглашений.
  • •36.Иные соглашения, ограничивающие конкуренцию на товарном рынке
  • •37.Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
  • •38.Критерии допустимости соглашений и согласованных действий
  • •39. Особенности контроля ограничивающих конкуренцию соглашений
  • •40.Понятие и признаки недобросовестной конкуренции
  • •Признаки недобросовестной конкуренции:
  • •41. Формы недобросовестной конкуренции
  • •Распространение ложных, неточных или искаженных сведений
  • •Введение в заблуждение
  • •Некорректное сравнение
  • •Незаконное использование интеллектуальной собственности
  • •Незаконное использование информации (промышленный шпионаж)
  • •42.Распостранение ложных, неточных или искаженных сведений как форма недобросовестной конкуренции
  • •45.Введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности как форма недобросовестной конкуренции.
  • •47.Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением исключительных прав
  • •48.Ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной и муниципальной власти.
  • •Субъекты запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие):
  • •В целях недопущения ограничения или устранения конкуренции запрещается:
  • •49.Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия с участием органов государственной и муниципальной власти
  • •50.Государственные и муниципальные преференции: порядок предоставления и правовые последствия нарушения установленного порядка предоставления преференций.
  • •51.Понятие торгов и случаи обязательного проведения торгов в соответствии с законодательством рф.
  • •52.Антимонопольные требования, предъявляемые к торгам и запросам котировок цен на товары.
  • •Требования к торгам, предъявляемые антимонопольным законодательством рф
  • •54.Особенности заключения договоров с финансовыми организациями
  • •55.Особенности закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.
  • •56.Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
  • •57.Правовые последствия нарушения антимонопольных требований к торгам.
  • •Цель контроля экономической концентрации:
  • •Задача контроля экономической концентрации:
  • •Виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке:
  • •Порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений антимонопольным органом
  • •Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства принимается антимонопольным органом в случае:
  • •61.Особенности контроля экономической концентрации сделок с акциями финансовых организаций.
  • •62.Особенности контроля, за сделками и инвестициями субъекта естественной монополии.
  • •63.Уведомительный контроль сделок (действий) экономической концентрации.
  • •Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией
  • •64.Порядок подачи и рассмотрения ходатайств и уведомлений о совершении сделок (иных действий), подлежащих государственному контролю.
  • •65.Правовые последствия нарушения порядка получения, предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий) экономической концентрации или его уведомления.
  • •66.Полномочия антимонопольного органа в сфере контроля соблюдения антимонопольного законодательства.
  • •67.Проведение антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства. Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом
  • •68.Правовые институты предупреждения и предостережения и их роль в антимонопольном регулировании.
  • •69.Порядок рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушении антимонопольного законодательства.
  • •Основания для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства:
  • •Место рассмотрения антимонопольным органом дела:
  • •Предписание антимонопольного органа
  • •Свойства предписания антимонопольного органа:
  • •71.Предписания о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
  • •72.Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольных органов. Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа
  • •73.Понятие ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
  • •74.Гражданско-правовая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • •75.Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • •76.Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • •77.Международные договоры в рамках Евразийского экономического союза в сфере защиты конкуренции.
  • •78.Законодательство о конкуренции стран Евразийского экономического союза: основные сходства и различия.
  • •79.Общие принципы и правила конкуренции, контролируемые Евразийской экономической комиссией. Критерии отнесения рынка к трансграничному.
  • •III. Контроль за соблюдением общих правил конкуренции
  • •81.Порядок проведения Евразийской экономической комиссией расследований и рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции.
  • •82.Ответственность за нарушение общих правил конкуренции. Штрафные санкции за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, налагаемые Комиссией

Что является группой лиц в антимонопольном законодательстве?

Смирнов Анатолий, юрисконсульт, ЗАО «Юридическая фирма «ФОРПОСТ».

Повод для разговора:

в настоящее время существует проблема, связанная с тем, что основания для включения лиц в группу лиц дублируются или сложно устанавливаются. Значительно осложняет ситуацию и устаревшая законодательная база по данному вопросу.

Проблемная норма:

ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции» N 135-ФЗ.

Понятие группы лиц закреплено в статье 9 Федерального закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции». Согласно этой статье, группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам. Таких признаков по действующему законодательству предусмотрено пятнадцать.

1. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество (товарищество) — (А).

Конечное звено: физическое или юридическое лицо — (Б).

Связующее основание: количество голосов, которыми обладает конечное звено в начальном звене.

Конечное звено имеет более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале начального звена (в силу своего участия либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, например по акционерному соглашению).

—————¬
¦ хозяйственное¦
¦ общество ¦
¦(товарищество)¦
¦ (А) ¦
L—————
—————————¬
—————¬ ¦физическое или юридическое¦
¦ высший орган ¦ / ¦лицо (Б) имеет более 50%¦
¦ управления ¦ /L———+общего количества голосов,¦
¦ лица (А) ¦ ———+приходящихся на голосующие¦
L————— ¦ акции (доли) в уставном ¦
¦ (складочном) капитале (А)¦
L—————————

2. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество (товарищество) — (А).

Конечное звено: хозяйственное общество (товарищество) — (Б).

Связующее основание: в начальном и в конечном звене одно и тоже лицо обладает определенным количеством голосов.

В начальном и конечном звене одно и то же лицо (физическое или юридическое) имеет более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале обоих звеньев в силу участия в этих звеньях либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц.

—————¬ —————¬
¦ хозяйственное¦ ¦ хозяйственное¦
¦ общество ¦ ¦ общество ¦
¦(товарищество)¦ ¦(товарищество)¦
¦ (А) ¦ ¦ (Б) ¦
L————— L—————
—————¬ —————¬
¦ высший орган ¦ ¦ высший орган ¦
¦ управления ¦ ¦ управления ¦
¦ лица (А) ¦ ¦ лица (Б) ¦
L————— L—————
/ /
/¬- /¬-
¦¦ ¦¦
¦¦ ¦¦
——-++——————++——¬
¦ физическое или юридическое ¦
¦ лицо имеет более 50% общего ¦
¦количества голосов, приходящихся¦
¦ на голосующие акции (доли) в ¦
¦уставном (складочном) капитале в¦
¦ (А) и в (Б) ¦
L———————————

3. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество <1> — (А).

<1> Хозяйственные товарищества не составляют группу лиц по этому признаку в силу отсутствия в такой организационно-правовой форме такого органа управления, как единоличный исполнительный орган.

Конечное звено: физическое или юридическое лицо — (Б).

Связующее основание: конечное звено осуществляет функции единоличного исполнительного органа в начальном звене.

—————¬
¦ хозяйственное¦
¦ общество (А) ¦
L—————
—————————¬ —————¬
¦физическое или юридическое¦ ¦ единоличный ¦
¦ лицо (Б) осуществляет +——— ¦исполнительный¦
¦ функции ЕИО в лице (А) +———¬/ ¦орган лица (А)¦
L————————— / L—————

4. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество <2> — (А).

<2> Хозяйственные товарищества не составляют группу лиц по этому признаку в силу отсутствия в такой организационно-правовой форме такого органа управления, как единоличный исполнительный орган.

Конечное звено: хозяйственное общество — (Б).

Связующее основание: функции единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же (физическое или юридическое) лицо в начальном и в конечном звене.

—————¬ —————¬
¦ хозяйственное¦ ¦ хозяйственное¦
¦ общество (А) ¦ ¦ общество (Б) ¦
L————— L—————
—————¬ —————¬
¦ единоличный ¦ ¦ единоличный ¦
¦исполнительный¦ ¦исполнительный¦
¦орган лица (А)¦ ¦орган лица (Б)¦
L————— L—————
/ /
/¬- /¬-
¦¦ ¦¦
¦¦ ¦¦
—++————++¬
¦ физическое или ¦
¦юридическое лицо ¦
¦ осуществляет ¦
¦ функции ЕИО в ¦
¦ лице (А) и ¦
¦ в лице (Б) ¦
L——————

5. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество (товарищество) — (А).

Конечное звено: физическое или юридическое лицо — (Б).

Связующее основание: конечное звено имеет возможность давать указания, обязательные для исполнения начальному звену <3> (на основании учредительных документов начального звена или заключенного с начальным звеном договора).

<3> В случае, если и начальное, и конечное звено юридические лица, начальное звено будет являться дочерним обществом по отношению к конечному.——————————¬
¦ физическое или юридическое ¦ ————————¬
¦ лицо (Б) имеет возможность+———¦хозяйственное общество¦
¦давать указания, обязательные+——-¬/¦ (товарищество) (А) ¦
¦ для исполнения в лице (А) ¦ / L————————
L——————————

6. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество (товарищество) — (А).

Конечное звено: хозяйственное общество (товарищество) — (Б).

Связующее основание: одно и то же (физическое или юридическое) лицо имеет возможность давать указания <4>, обязательные для исполнения и в начальном, и в конечном звене (на основании учредительных документов начального и конечного звена или заключенного с ними договора).

<4> В случае, если и начальное, и конечное звено юридические лица, начальное звено будет являться дочерним обществом по отношению к конечному.————————¬ ————————¬
¦хозяйственное общество¦ ¦хозяйственное общество¦
¦ (товарищество) (А) ¦ ¦ (товарищество) (Б) ¦
L———————— L————————
/ /
/¬- /¬-
¦¦ ¦¦
¦¦ ¦¦
——++——————++—-¬
¦ физическое или юридическое ¦
¦ лицо имеет возможность ¦
¦давать указания, обязательные¦
¦ для исполнения в лице ¦
¦ (А) и в лице (Б) ¦
L——————————

7. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество <5> — (А).

<5> Хозяйственные товарищества не составляют группу лиц по этому признаку в силу отсутствия в такой организационно-правовой форме такого органа управления, как единоличный исполнительный орган.

Конечное звено: физическое или юридическое лицо — (Б).

Связующее основание: единоличный исполнительный орган начального звена назначается или избирается по предложению конечного звена.

—————¬
—————¬ ¦ хозяйственное¦
¦ единоличный ¦ ¦ общество (А) ¦
¦исполнительный¦ L—————
¦орган лица (А)¦
L—————
/
/¬-
¦¦
¦¦
————++—————-¬
¦ физическое или юридическое ¦
¦ лицо (Б), единоличный ¦
¦исполнительный орган лица (А)¦
¦ назначается или избирается ¦
¦ по предложению лица (Б) ¦
L——————————

8. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество <6> — (А).

<6> Хозяйственные товарищества не составляют группу лиц по этому признаку в силу отсутствия в такой организационно-правовой форме такого органа управления, как единоличный исполнительный орган.

Конечное звено: хозяйственное общество — (Б).

Связующее основание: единоличный исполнительный орган и начального, и конечного звена назначается или избирается по предложению одного и того же (физического или юридического) лица в начальном и в конечном звене.

—————¬ —————¬
¦ хозяйственное¦ ¦ хозяйственное¦
¦ общество ¦ ¦ общество ¦
¦ (А) ¦ ¦ (Б) ¦
L————— L—————
—————¬ —————¬
¦ единоличный ¦ ¦ единоличный ¦
¦исполнительный¦ ¦исполнительный¦
¦орган лица (А)¦ ¦орган лица (Б)¦
L————— L—————
/ /
/¬- /¬-
¦¦ ¦¦
¦¦ ¦¦
————++———-++———¬
¦физическое или юридическое лицо,¦
¦ по предложению которого ¦
¦ назначается или избирается ¦
¦ единоличный исполнительный ¦
¦ орган лица (А) и лица (Б) ¦
L———————————

9. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество <7> — (А).

<7> Хозяйственные товарищества не составляют группу лиц по этому признаку в силу отсутствия в такой организационно-правовой форме такого органа управления, как коллегиальный исполнительный орган либо совет директоров (наблюдательный совет).

Конечное звено: физическое или юридическое лицо — (Б).

Связующее основание: более 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) начального звена избирается по предложению конечного звена.

—————¬
¦ хозяйственное¦
¦ общество ¦
¦ (Б) ¦
L—————
——————¬
¦ коллегиальный ¦
¦ исполнительный ¦
¦орган либо совет¦
¦ директоров ¦
¦ (наблюдательный¦
¦ совет) лица (А)¦
L——————
/
/¬-
¦¦
¦¦
——————++——————¬
¦физическое или юридическое лицо (Б):¦
¦ более 50% количественного состава ¦
¦ коллегиального исполнительного ¦
¦ органа либо совета директоров ¦
¦ (наблюдательного совета) лица (А) ¦
¦ избирается по предложению лица (Б) ¦
L————————————-

10. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество <8> — (А).

<8> Хозяйственные товарищества не составляют группу лиц по этому признаку в силу отсутствия в такой организационно-правовой форме такого органа управления, как коллегиальный исполнительный орган либо совет директоров (наблюдательный совет).

Конечное звено: хозяйственное общество — (Б).

Связующее основание: более 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) начального и конечного звена избираются по предложению одного и того же (физического или юридического) лица.

—————¬ —————¬
¦ хозяйственное¦ ¦ хозяйственное¦
¦ общество (А) ¦ ¦ общество (Б) ¦
L————— L—————
——————¬ ——————¬
¦ коллегиальный ¦ ¦ коллегиальный ¦
¦ исполнительный ¦ ¦ исполнительный ¦
¦орган либо совет¦ ¦орган либо совет¦
¦ директоров ¦ ¦ директоров ¦
¦ (наблюдательный¦ ¦ (наблюдательный¦
¦ совет) лица (А)¦ ¦ совет) лица (Б)¦
L—————— L——————
/ /
/¬- /¬-
¦¦ ¦¦
¦¦ ¦¦
———++———-++———¬
¦ физическое или юридическое ¦
¦ лицо, по предложению которого¦
¦ избирается более 50% ¦
¦ количественного состава ¦
¦коллегиального исполнительного¦
¦ органа либо совета директоров¦
¦ (наблюдательного совета) ¦
¦ лица (А) и лица (Б) ¦
L——————————-

11. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество <9> — (А).

<9> Хозяйственные товарищества не составляют группу лиц по этому признаку в силу отсутствия в такой организационно-правовой форме такого органа управления, как коллегиальный исполнительный орган либо совет директоров (наблюдательный совет).

Конечное звено: хозяйственное общество — (Б).

Связующее основание: более 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица в начальном и в конечном звене.

—————¬ —————¬
¦ хозяйственное¦ ¦ хозяйственное¦
¦ общество (А) ¦ ¦ общество (Б) ¦
L————— L—————
——————¬ ——————¬
¦ коллегиальный ¦ ¦ коллегиальный ¦
¦ исполнительный ¦ ¦ исполнительный ¦
¦орган либо совет¦ ¦орган либо совет¦
¦ директоров ¦ ¦ директоров ¦
¦ (наблюдательный¦ ¦ (наблюдательный¦
¦ совет) лица (А)¦ ¦ совет) лица (Б)¦
L—————— L——————
/ /
/¬- /¬-
¦¦ ¦¦
¦¦ ¦¦
————++———-++———-¬
¦ физическое или юридическое лицо, ¦
¦по предложению которого избирается¦
¦ более 50% количественного состава¦
¦ коллегиального исполнительного ¦
¦ органа либо совета директоров ¦
¦ (наблюдательного совета) ¦
¦ лица (А) и лица (Б) ¦
L————————————

12. <10> Признак.

<10> Федеральным законом от 22.06.2007 N 115-ФЗ «О признании утратившим силу Федерального закона «О финансово-промышленных группах» Федеральный закон от 30.11.1995 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» признан утратившим силу. При этом под финансово-промышленной группой понималась совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Признаки финансово-промышленной группы встречаются в признаках группы лиц.

Начальное звено: лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы, — (А).

Конечное звено: лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы, — (Б).

Связующее основание: участие в одной и той же финансово-промышленной группе.

————-¬
¦ финансово- ¦
¦промышленная¦
¦ группа ¦
LTT———TT-
¦¦ ¦¦
¦¦ ¦¦
¦¦ ¦¦
-L/ -L/
/ /
—————————¬ —————————¬
¦ лица (А), являющиеся ¦ ¦ лица (А), являющиеся ¦
¦участниками одной и той же¦ ¦участниками одной и той же¦
¦финансово-промышленной ¦ ¦финансово-промышленной ¦
¦ группы, что и лица (Б) ¦ ¦ группы, что и лица (Б) ¦
L————————— L—————————

13. Признак.

Начальное звено: физическое лицо — (А).

Конечное звено: его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры (полнородные и неполнородные) — (Б).

Связующее основание: в случае если конечное звено признается группой лиц по признакам 1, 3, 5, 7, 9 с хозяйственным обществом (товариществом) <11>.

<11> Приказ от 20 ноября 2006 г. N 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц». —————¬
¦ хозяйственное¦
¦ общество ¦
¦(товарищество)¦
L—————
/ /
/¬- /¬-
¦¦ ¦¦
¦¦ ¦¦
———++¬ —++————-¬
¦физическое¦ ¦ как в этом ¦
¦ лицо (А) ¦ ¦обществе, так и ¦
L———— ¦ в любом другом ¦
L——————
/
/¬-
¦¦
—————++————-¬
¦(Б) супруг, родители (в том ¦
¦ числе усыновители), дети ¦
¦(в том числе усыновленные), ¦
¦братья и сестры (полнородные¦
¦и неполнородные) физического¦
¦ лица (А) ¦
L————-TT—————
¦¦
-L/
/
——————¬ —————¬
¦ как в этом ¦ ¦хозяйственное ¦
¦обществе, так и +—¦ общество ¦
¦ в любом другом +—¬/¦(товарищество)¦
L—————— / L—————

14. Признак.

Начальное звено: лица, каждое из которых входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в одну группу (по любому основанию, указанному в пунктах 1 — 13), — (А).

Конечное звено: лица, каждое из которых входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в одну группу (по любому основанию, указанному в пунктах 1 — 13 настоящей части), — (Б).

Связующее основание: вхождение в группу с лицом, входящим в группу.

(А)
———¬ ———¬
¦ЛИЦО — 1¦ ¦ЛИЦО — 2¦
L——— L———
/ /
/¬- /¬-
(Б) ¦¦ ¦¦
—-++—¬ —-++—¬
¦ЛИЦО — 3¦ ¦ЛИЦО — 4¦
L——— L———

15. Признак.

Начальное звено: хозяйственное общество (товарищество) — (А).

Конечное звено: физические и (или) юридические лица, составляющие группу лиц по любому из вышеперечисленных признаков, — (Б).

Связующее основание: группа лиц, составляющая конечное звено, имеющая более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале начального звена в силу своего совместного участия в начальном звене или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц.

——————————¬
—————¬ ¦ ———¬ ¦
¦ хозяйственное¦ ¦ ¦ЛИЦО — 1¦ ¦
¦ общество ¦ ¦ L——— ¦
¦(товарищество)¦ ¦ ———¬ ¦
¦ (А) ¦ ¦ ¦ЛИЦО — 2¦ ¦
L————— ¦ L——— ¦
¦—————————-¬¦
¦¦ группа лиц, составляющая ¦¦
¦¦(Б), имеет более 50% общег
¦¦ количества голосов, ¦¦
—————¬ / ¦¦ приходящихся на голосующи妦
¦ высший орган ¦/L——+¦ акции (доли) в уставном ¦¦
¦управления (А)¦——+¦ (складочном) капитале ¦¦
L————— ¦¦ высшего органа управления¦¦
¦¦ лица (А) ¦¦
¦L—————————-¦
L——————————

Таким образом, к одной группе лиц относятся лица, имеющие между собой отношения (хотя бы одного вида), перечисленные в пунктах 1 — 13 статьи.

Следует отметить, что в группу лиц юридического лица входят все юридические и физические лица, применительно к которым выполняется одно или несколько оснований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Иными словами, это лица, которые участвуют в данном юридическом лице и в которых участвует это юридическое лицо.

Положения о том, как из лиц, связанных по основаниям, перечисленным в пунктах 1 — 13 нашей статьи, образуется группа, содержатся в пункте 14 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. Также в группу лиц включаются участники других групп лиц, связанных через какое-либо общее лицо. Вместе с тем пункт не перечисляет конкретные способы контроля и влияния, т.е. не содержит оснований, по которым лица входят в одну группу.

Не так давно, 9 сентября 2011 года, Государственной Думой ФС РФ принят проект Федерального закона N 576274-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Постановление N 5777-5 ГД), изменяющий такие юридические факты. Законопроектом предлагается уточнить признаки отнесения лиц к группе лиц, согласно которым круг лиц, подлежащих к включению в группу лиц, существенно сужается по сравнению с действующей редакцией Закона о защите конкуренции. Так, законопроект предлагает отказаться от таких связей, объединяющих лиц в одну группу, которые сложно установить в практическом применении Закона, или те, что используются в настоящее время. В документе предложено отказаться от связей, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 — 10, 12 части 1 статьи 9 Федерального закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 года.

Принятый законопроект, на наш взгляд, существенно упростит подготовку перечня группы лиц и ее схематического изображения, что благоприятно скажется на осуществлении хозяйственной деятельности в нашей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *