РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ ВАГОНОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ОЧИСТКУ И ПРОМЫВКУ ТЕЛЕГРАММА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» 10 июля 2009 г. N ЦМО-17/195 (Д) В связи с поступающими с железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» запросами разъясняется порядок оформления договоров для реализации положений Инструкции по порядку оформления вагонов, направляемых на очистку и промывку (далее — Инструкция), введенной в действие Распоряжением ОАО «РЖД» N 226р от 03.02.2009, и отдельные положения Инструкции. 1. По порядку оформления договоров на оказание услуг по очистке или промывке вагонов 1.1. Договор оформляется по форме типового договора на оказание услуг по форме и в порядке, установленном на железной дороге выгрузки вагона. Дополнительные условия, связанные с оказанием услуг по очистке или промывке вагонов, указанные ниже, оформляются приложением к договору на оказание услуг. 1.2. Очистка. Договор на оказание услуги по очистке вагона заключается между грузополучателем и железной дорогой выгрузки только по инициативе грузополучателя (пункт 2.1 Инструкции при возможности железной дороги выполнить эту работу). При этом в приложение к договору должны быть включены следующие положения: а) указана станция очистки (пункт 1.4 Инструкции). Для вагонов государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики станцией очистки должна быть только станция выгрузки: для вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД», а также собственных и арендованных станцией очистки может быть только станция выгрузки (пункт 2.4 Инструкции); б) указана ставка договорного сбора за выполнение железной дорогой работ по очистке (пункт 1.4 Инструкции). При этом ведомость подачи и уборки вагонов под очистку не составляется, так как затраты за подачу и уборку вагонов под очистку входят в ставку договорных сборов за очистку (см. порядок расчета ставки сбора, установленный Распоряжением ОАО «РЖД» N 1646р от 04.08.2008); в) положение о взимании договорных сборов за предоставление и установку запорно-пломбировочных устройств (далее — ЗПУ) или закруток на вагоне, которая производится работником железной дороги после выполнения работ по очистке в установленных случаях (см. пункт 1.4 Инструкции) (сведения об установленных ЗПУ должны быть указаны в акте общей формы на очистку). При этом в части порядка опломбирования порожних вагонов ЗПУ или закрутками следует руководствоваться телеграммой ОАО «РЖД» N 837 от 22.01.2009; г) время, необходимое на выполнение работ, исходя из местных условий работы на станции очистки (пункт 1.4 Инструкции). Для вагонов инвентарного парка государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики и ОАО «РЖД» должно быть указано, что время, необходимое на выполнение работ, исходя из местных условий работы на станции очистки, включается станцией выгрузки в оплачиваемое время за пользование вагоном грузополучателем и указывается в памятке приемосдатчика на уборку вагонов после выгрузки; д) положение о необходимости при подаче вагонов под выгрузку уведомления грузополучателем станции выгрузки о номерах вагонов, которые будет очищать железная дорога, а также о номере и дате договора (см. пункт 2.2 Инструкции); е) положение о заполнении накладной грузополучателем на перевозку вагона инвентарного парка ОАО «РЖД» от станции выгрузки до станции очистки и о согласии на оплату провозных платежей от станции выгрузки до станции очистки (пункт 2.4 Инструкции). Взимание провозных платежей в этом случае предусматривается в связи с тем, что согласно разъяснениям ФСТ России N ЕВ-2352/10 от 05.05.2008 и N ЕВ-3479/10 от 06.06.2008 в тариф включен только «пробег вагонов общего парка от станций выгрузки до станций расположения промывочно-пропарочных и дезинфекционно-промывочных пунктов». Услуги по очистке вагонов к указанным случаям не относятся, так как оказываются работниками МЧ на специализированных путях железнодорожных станций. При заключении договора не следует предлагать грузополучателю в качестве станции очистки станцию, не открытую для выполнения грузовых операций, так как в этом случае в плату за оказание данной услуги в дополнение к договорному сбору за очистку необходимо вносить все статьи затрат ОАО «РЖД», установленные для случаев, когда станция не открыта для выполнения грузовых операций; ж) положения о порядке подписания и получения грузополучателем акта общей формы на выполнение работ по очистке вагонов, если станция очистки не является станцией выгрузки (для реализации положений пункта 2.6 Инструкции). Если с грузополучателем уже заключен договор на оказание услуг, то заключения отдельного договора на очистку вагонов после выгрузки не требуется, в имеющийся договор необходимо дополнительно включить указанные выше положения. 1.3. Промывка. Договор на оказание услуги по промывке вагона заключается всегда железной дорогой выгрузки (даже если вагоны промываются на другой железной дороге) с грузополучателем при промывке вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД» и государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики, а при промывке собственных и арендованных вагонов с грузополучателем или с собственником вагонов (или представителем собственника, компанией-оператором). Заключение договора железной дорогой выгрузки связано с тем, что в целях обеспечения полноты и правильности взимания платежей за промывку вагонов подразделениями ОАО «РЖД» оформление взимания платежей производит всегда централизованно агент (или товарный кассир) АФТО станции выгрузки в системе ЭТРАН при оформлении перевозочных документов (см. пункты 3.4, 3.5, 4.2 и 5.2 Инструкции). В текст договора о промывке вагонов должны быть включены следующие положения: а) указана станция промывки (пункт 1.4 Инструкции); б) указана ставка договорного сбора за выполнение ОАО «РЖД» работ по промывке (пункт 1.4 Инструкции); в) положение о дополнительном взимании договорных сборов за предоставление ЗПУ или закрутки и за установку ЗПУ или закрутки на вагоне, которая производится работником ОАО «РЖД» после выполнения работ по промывке вагона в установленных случаях (пункт 1.4 Инструкции) (сведения об установленных ЗПУ должны быть указаны в акте общей формы на промывку как подтверждение выполненных работ). При этом в части порядка опломбирования порожних вагонов ЗПУ или закрутками следует руководствоваться телеграммой ОАО «РЖД» N 837 от 22.01.2009; г) время, необходимое на выполнение работ, исходя из местных условий работы на станции промывки для собственных вагонов, и, кроме того, время продления срока доставки, связанное с выполнением работ по промывке, в полных сутках (пункт 1.4 Инструкции). При этом время, необходимое на выполнение работ по промывке вагона каждого типа, определяется технологическим процессом пункта промывки вагона, которое должно быть объявлено станцией (дорогой) промывки; д) положения о заполнении накладной грузополучателем, собственником вагона на перевозку вагона от станции выгрузки до станции промывки или с проследованием через станцию промывки. Сведения о договоре указываются в накладной в графе «Наименование груза» (см. пункты 3.4, 4.1 и 5.1 Инструкции) во всех случаях при направлении на промывку собственного вагона, а также при направлении на промывку по просьбе грузополучателя вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД» и вагонов государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики; е) положения о том, что если ОАО «РЖД» в случаях, установленных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, осуществляется промывка вагона инвентарного парка по договору за счет грузополучателя, то порожний вагон принимается ОАО «РЖД» на промывку без заполнения и предъявления грузополучателем пересылочной накладной. При этом в графе «Примечание» в памятке приемосдатчика на уборку вагонов по грузовых операций по данному вагону проставляется отметка «Промывка ОАО «РЖД» (пункты 3.2 и 3.3 Инструкции). В этом случае инструкция предусматривает порядок оформления перевозки вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД», направляемых на промывку, с оформлением накладной формы ГУ-27, ГУ-27у-ВЦ по следующим причинам: — применение накладной для оформления перевозки вагона позволяет обеспечить недопущение имеющихся на сети железных дорог случаев, когда вагоны, оформленные грузополучателем на промывку пересылочной накладной, на промывку не поступали, а подавались под погрузку без промывки; — применение накладной для оформления перевозки порожнего вагона на промывку обеспечивает полноту взимания платежей, связанных с выполнением работ по промывке вагонов; ж) для обеспечения промывки вагонов после выгрузки из них грузов, перевозимых на особых условиях, по которым в договоре на перевозку грузов на особых условиях указано, что требуется промывка вагона после выгрузки из него груза, в тексте договора на перевозку груза на особых условиях должно быть указано, кем выполняется промывка вагона после выгрузки из него груза (наименования и реквизиты заказчика работы и плательщика), а также в случае промывки вагона железной дорогой — сведения о договоре на оказание услуг по промывке вагонов, заключенном между железной дорогой выгрузки и заказчиком работы, указанном грузоотправителем в договоре на перевозку грузов на особых условиях. В этом случае после получения сведений в договоре на перевозку грузов на особых условиях указывается, что промывка вагона после выгрузки груза выполняется самим грузополучателем или железной дорогой по договору. Договор на перевозку грузов на особых условиях оформляется после получения сведений от начальника станции назначения о заключении договора на оказание услуг по промывке вагонов. 2. По порядку применения отдельных положений Инструкции 2.1. Положения инструкции распространяются только на оказание услуг по очистке вагонов после выгрузки из них грузов средствами грузополучателей и на промывку вагонов, которую выполняют пункты подготовки вагонов (см. ссылки 2 и 3 в Инструкции). Порядок оформления направления вагонов на ветеринарно-санитарную обработку определяется Инструкцией по ветеринарно-санитарной обработке вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения N ЦМ-787. 2.2. По вопросу промывки вагонов после перевозки в них опасных грузов (пункт 1.1 Инструкции) разъясняется, что промывка производится грузополучателем только в тех случаях, когда это установлено Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом или договором на перевозку грузов на особых условиях. Услуг по промывке вагонов после перевозки в них опасных грузов ОАО «РЖД» не производит. 2.3. По вопросу порядка установки ЗПУ или закруток после промывки разъясняется: порядок устанавливается начальником станции расположения ППВ исходя из местных условий, с учетом условий договора на оказание услуг по промывке вагонов. 2.4. Управление парком собственных вагонов производит собственник (его представитель) или компания-оператор. В случае отказа собственника вагона или грузополучателя собственных вагонов от направления данных вагонов на промывку со ссылкой на повторную погрузку такого же груза или наличия нового договора с собственником вагонов или новым грузоотправителем о допустимом наличии остатка перевозимого груза, не влияющего на безопасность движения, собственник вагона предъявляет на станции отправления накладную на перевозку вагона от станции выгрузки до станции следующей погрузки. Но если данный вагон новым грузоотправителем будет признан непригодным по причине того, что не промыт, то направление вагона на промывку будет осуществляться за счет собственника (оператора) вагона. В случаях, когда правилами установлена обязательная промывка вагона, вагон должен быть отправлен на станцию промывки независимо от желания собственника (грузополучателя). 2.5. О порядке оформления акта общей формы разъясняется, при отсутствии на ППВ АРМ, включенного в подсистему актово-розыскной работы (АРЛ), акт общей формы на промывку вагона оформляется в установленном порядке без участия автоматизированных систем. 2.6. По предложению указывать сведения о договоре на промывку в накладной формы ГУ-27у-ВЦ для вагона инвентарного парка (пункт 3.5 Инструкции) сообщается следующее. Вносить в накладную сведения о договоре нецелесообразно по следующим причинам. Накладную формы ГУ-27у-ВЦ оформляет в системе ЭТРАН агент (или товарный кассир) АФТО станции выгрузки по вагонам, имеющим в графе «Примечание» памятки приемосдатчика на уборку вагонов после выполнения грузовых операций отметку «Промывка ОАО «РЖД». Агент (или товарный кассир) АФТО проверяет наличие договора на промывку с грузополучателем: при наличии договора выполнить действия пункта 3.5 Инструкции, а при отсутствии — уведомить приемосдатчика станции о необходимости открытия акта общей формы на задержку выгрузки по причине отсутствия договора на промывку вагона. 2.7. Положения инструкции никаким образом не снимают ответственности с грузополучателя за состояние погрузочно-разгрузочных люков и необходимость очистки наружной поверхности вагона. Порядок приема вагонов после выгрузки определен Типовой должностной инструкцией приемосдатчика груза и багажа ОАО «РЖД», утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» N 198р от 15.02.2005, и данной инструкцией не изменяется. 2.8. Оформление направления на промывку вагонов в составе рефрижераторных секций с выгрузкой в пути следования настоящей инструкцией не предусматривается и будет определено в отдельном документе. На попутной станции выгрузки грузополучатель должен оплатить сбор за промывку выгруженного вагона. Направление рефрижераторной секции на промывку проводится на станции выгрузки ее последнего вагона. 2.9. В разделе 5 настоящей Инструкции определен только порядок оформления направления вагонов инвентарного парка стран Содружества Независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики для случая их возврата после выгрузки в страну-собственницу с заходом на станцию промывки ОАО «РЖД». Каждый случай использования вагонов инвентарного парка СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики под погрузку в попутном направлении с предварительным заходом на станцию промывки ОАО «РЖД» должен рассматриваться отдельно, так как подвод таких вагонов к станции погрузки для обеспечения конкретной заявки на перевозку грузов требует особой организации. Начальник департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД» А.КАЗАНЦЕВ 10 июля 2009 г. N ЦМО-17/195
ZDDOC.RU — информационный сайт для собственников железнодорожных путей и специалистов, которые работают на путях необщего пользования.
Цель создания сайта — консультационная и техническая поддержка специалистов малых и больших предприятий, на чьем балансе состоят железнодорожные пути необщего пользования.
На сегодняшний день, сайт состоит из семи разделов.
Информационный раздел «Важно знать» состоит из статей, в которых простым и доступным языком написаны содержательные тексты, где расписаны принципы действия работ на железнодорожных путях. Все они основаны на технической документации, ГОСТах, СП, справочниках, инструкциях и пр.
Второй раздел называется «Железнодорожные калькуляторы». В нём можно выполнить различные онлайн расчёты и получить готовый ответ в реальном времени. Железнодорожные калькуляторы помогут рассчитать полезную длину; рассчитать количество тормозных башмаков, необходимых для закрепления подвижного состава на том или ином пути; количество материалов для ремонта или строительства нового железнодорожного пути, узнать примерную стоимость материалов и работ.
В специальном разделе «» можно скачать действующую нормативную документацию, типовые карты на железнодорожные работы, типовые проекты, бланки договоров, образцы документов, схем погрузки железнодорожных вагонов, чертежей искусственных сооружений и пр.
В разделе «Железнодорожная документация» собраны все нормативные и технические документы, которые регламентируют работы на железнодорожном транспорте. В нем вы найдете нужный закон, ГОСТ, инструкцию, СП, приказ и техническую литературу применяемые в железнодорожной сфере.
«Каталог железнодорожных организаций» Тут собрана и постоянно дополняется информация об организациях, которые оказывают услуги в сфере железнодорожного транспорта. Их контакты и перечень предоставляемых услуг. Каталог железнодорожных организаций на сайте ZDDOC.RU не имеет аналогов. Уникальность его в том, что он дает возможность каждому желающему найти подрядчика на железнодорожные услуги по двум параметрам, по виду услуги, и региону, в котором востребована эта услуга.
«ЖД-Видео» это подборка видеороликов на различные железнодорожные темы. Из видео вы узнаете много полезного и интересного. Например, об железнодорожных профессиях, о технике безопасности на железнодорожных путях, о технологии работ и пр.
И наконец общепознавательный раздел сайта «Интересные факты». В нем мы будем публиковать самые интересные статьи о железнодорожном транспорте. Об истории железных дорог, о современных технологиях и о будущем всей инфраструктуры.
Сайт ZDDOC.RU постоянно развивается и дополняется полезными материалами. И если вы являетесь специалистом, работающим в одной из сфер, связанных с подъездными путями, рекомендуем добавить этот ресурс в закладки или подписаться на ленту новостей, чтобы всегда быть в курсе событий, касающихся работ на железнодорожных путях необщего пользования.
Для создания заявки на погрузку ГУ-12 нажмите кнопку на появившейся форме.
В результате на экране появляется форма для заполнения заявки:
Наименование и идентификатор грузоотправителя в указанной форме заполняется автоматически при условии, что грузоотправитель работает по одному отделению Белорусской железной дороги.
Если грузоотправитель работает по нескольким отделениям, то при создании заявки необходимо в поле наименование ввести тот ж.д. код предприятия, по которому грузоотправитель подает заявку.
Железнодорожный код может заполняться автоматически после ввода станции отправления.
Наличие значка , расположенного рядом с полем ввода соответствующих данных предполагает наличие нормативно — справочной информации, из которой должны выбираться данные для заполнения полей ввода.
Станция отправления определяется по первым трем (или более) знакам кода или наименования, введенных в поле ввода наименования станции, и выбирается из справочника станций.
При вводе станции отправления осуществляется контроль на принадлежность кода отправителя к соответствующему отделению Белорусской железной дороги.
Для оформления заявки на контейнерную перевозку необходимо кликнуть левой клавишей мыши в окошко «Контейнерная отправка»
Кнопки предназначены для:
– добавление строки заявки
– редактирование выбранной строки заявки
– удаление выбранной строки заявки
По нажатию кнопки на экране появляется:
– форма ввода данных строки заявки (для внутриреспубликанского сообщения – а)
а) Форма заполнения строки заявки во внутриреспубликанском сообщении
– форма ввода данных строки заявки (для международного вида сообщения – б)
б) Форма заполнения строки заявки в международном сообщении
– форма ввода данных строки заявки (для контейнерных перевозок – в)
Код ЕТСНГ, наименование груза и код ГНГ, род вагона, тип вагона выбираются из справочника грузов (по значку , расположенному рядом с полем ввода), который содержит в себе грузы по выбранной номенклатурной группе.
Станция назначения определяется по первым трем (или более) знакам кода или наименования, введенных в поле ввода станции, и выбирается из справочника станций. Код, наименование отделения, страна (во внутриреспубликанском сообщении) заполняются автоматически по введенной станции назначения.
Код и наименование грузополучателя (во внутриреспубликанском сообщении) определяется по первым трем (или более) знакам кода или наименования, введенных в поле ввода грузополучателя, и выбирается из справочника клиентов.
Наименование грузополучателя в международном сообщении выбирается из списка ранее введенных данных и не может быть более 50 символов.
Все введенные данные по грузополучателям в международном сообщении объединены в справочник, который находится в меню АС «Электронная перевозка» — «Справочники».
Работа с данным справочником описана в п.1.8.
Для международного вида сообщения должны быть заполнены сведения об экспедиторах.
После ввода станции назначения в международном сообщении, поля ввода сведений об экспедиторах становятся доступными для ввода.
Заполнение экспедиторов (плательщиков) и перевозчиков по транзитным администрациям осуществляется двойным кликом левой клавиши мыши в строке нужной администрации в колонке «Экспедитор. Код и наименование».
В результате на экране появляется форма для выбора экспедитора (плательщика) и перевозчика
Перевозчик выбирается по клику левой клавишей мыши по значку , расположенному в поле ввода перевозчика
После выбора перевозчика укажите щелчком левой клавиши мыши нужного экспедитора и нажмите кнопку .
В результате в строке выбранной администрации будут заполнены колонки: «Экспедитор. Код и наименование» и «Перевозчик. Наименование».
При необходимости изменения плана формирования (по согласованию с Белорусской ж.д.) можно воспользоваться кнопками и , расположенными под графами со сведениями о транзитных администрациях
, где
– добавление администрации
– удаление выбранной администрации
После заполнения всех полей строки заявки необходимо нажать кнопку на указанной форме.
Строка «Дополнительная информация» – текстовое поле, информация в котором не может быть более 50 символов.
В результате строка добавится к списку строк заявки
Для редактирования строки (отправки) заявки можно:
нажать кнопку , расположенную под строкой (ами) заявки или кликнуть правой клавишей мыши по строке заявки, которую необходимо редактировать и выбрать пункт «Редактировать»
Для удаления ошибочно введенной строки заявки можно:
нажать кнопку , расположенную под строкой (ами) заявки или кликнуть правой клавишей мыши по строке заявки, которую необходимо удалить и выбрать пункт «Удалить», как показано выше на форме.
Для добавления строки заявки можно:
нажать кнопку , расположенную под строкой (ами) заявки или кликнуть правой клавишей мыши по строке заявки, которую необходимо добавить и выбрать пункт «Создать копию», как показано выше на форме. При этом будет добавлена новая строка с заполненными данными строки заявки, из которой сделана копия.
После ввода сведений строки заявки нажмите кнопку при переключении или редактировании и при создании новой ГУ-12.
Для сохранения заявки нажмите кнопку , расположенную в верхней части экрана – заявка будет добавлена к списку заявок.
Для отправки заявки в АП «Месплан» необходимо нажать кнопку (при вводе или при редактировании уже сохраненной) и после ввода пароля для доступа к контейнеру заявка будет сохранена со статусом «Новый».
По результатам согласования заявки в колонке «Статус» будет отображаться актуальный на момент статус.
Если заявка не согласована или получена ошибка, то в списке заявок она подсвечивается розовым цветом и в колонке «Статус» отображается статус – «Заявка с ошибкой»
Для просмотра причины несогласования заявки или ошибки кликните двойным щелчком левой клавиши мыши по такой заявке.
В результате под выбранной заявкой появится тест с указанной причиной несогласования.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта разрабатывает и утверждает перевозочные документы на перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования, формы которых публикуются в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
В подтверждение приема груза для перевозки железная дорога обязана проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.
Железная дорога выдает грузоотправителю, грузополучателю бланки транспортных железнодорожных накладных и заявок на перевозки, а также по просьбам грузоотправителя, грузополучателя согласно фактическим затратам копии документов, в том числе учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчиков, за плату.
Комментарий к статье 31
1. Содержащееся в комментируемой статье ТУЖД понятие договора перевозки груза несколько отличается от его определения в ГК. В ч. 2 данной статьи отсутствуют слова о том, что железная дорога обязана доставить в пункт назначения вверенный ей груз, что по смыслу ГК означает заключение договора путем вручения груза перевозчику, т.е. реального договора. Однако это не означает, что ТУЖД дает иное понятие договора перевозки груза по сравнению с предусмотренным ГК. Из текста статьи следует, что железнодорожная накладная (транспортный документ) подтверждает заключение договора, является доказательством его заключения, а не его письменной формой. Следовательно, заключается договор железнодорожной перевозки груза не путем составления самостоятельного документа, а так же как на всех иных видах транспорта — путем вручения груза, подтверждаемого железнодорожной накладной. Договор перевозки является возмездным, т.е. осуществляемым за плату, и двусторонним, поскольку его участники (железная дорога и грузоотправитель) имеют как права, так и обязанности по отношению друг к другу.
Договор железнодорожной перевозки груза относится к публичным договорам, предусмотренным ст. 426 и 789 ГК, т.е. договором, по которому организация должна осуществлять соответствующий вид деятельности (в данном случае перевозку груза) в отношении каждого, кто к ней обратится.
2. Сторонами договора перевозки груза выступают перевозчик и отправитель. Перевозчиком является железная дорога — государственное унитарное предприятие. В зависимости от вида сообщения перевозчиком может быть одна дорога (местное сообщение), несколько дорог (прямое сообщение). Все участвующие в прямом сообщении железные дороги перевозят груз по единой накладной. Одна и та же накладная подтверждает заключение договора перевозки в прямом смешанном и прямом международном сообщении.
Отправитель груза — юридическое или физическое лицо, вручающее от своего имени груз перевозчику и обозначенное в качестве отправителя в железнодорожной накладной (других перевозочных документах). Отправитель груза и его собственник не всегда совпадают в одном лице. Так, отправителем груза может быть транспортный экспедитор или агент, действующий по поручению грузовладельца от собственного имени. При заключении от своего имени договора перевозки груза, принадлежащего другому лицу, экспедитор или агент будет выступать в качестве отправителя в отношениях с железной дорогой по договору перевозки. В понятии «отправитель», данном в ст. 3 ТУЖД, указано также, что грузоотправителем может быть физическое или юридическое лицо, выступающее от имени собственника, но указанное в перевозочных документах в качестве отправителя. Такая ситуация может сложиться, например, если груз отправляет филиал юридического лица. Последний действует от имени юридического лица, но тем не менее указывается как грузоотправитель.
3. По договору перевозки груз, доставленный в пункт назначения, должен быть выдан управомоченному на его получение лицу — грузополучателю. Грузополучатель обладает самостоятельными правами и обязанностями в отношениях с перевозчиком. В юридической литературе его часто именуют третьим лицом, в пользу которого заключен договор перевозки. Такая квалификация спорна. Между перевозчиком и грузополучателем с момента направления груза в его адрес складываются на основе норм ТУЖД самостоятельные отношения. В частности, по переадресовке груза; в связи с выдачей груза, проверкой его веса и количества мест; возвращением железной дороге подвижного состава после выгрузки груза; заявлением и рассмотрением претензий к перевозчику.
4. В комментируемой статье названы основные права и обязанности сторон по договору перевозки. Перевозчик обязан врученный отправителем груз доставить на станцию назначения своевременно (в установленный срок), а также в целости и сохранности и выдать его грузополучателю. Перевозчик обязан также соблюдать соответствующие условия перевозки, предусмотренные договором. Например, перевозить груз в соответствии с указанным в накладной направлением и доставить в указанную станцию назначения. Основное право перевозчика — получить причитающиеся ему провозные платежи, размер которых определяется установленными на железнодорожном транспорте тарифами (см. комментарий к ст. 36). Основная обязанность отправителя — оплатить перевозку груза, а основное право — требовать доставки груза в пункт назначения в целости и сохранности в установленный срок и выдачи его указанному в накладной грузополучателю.
5. Основными документами, подтверждающими заключение договора перевозки груза, являются транспортная железнодорожная накладная и железнодорожная квитанция. Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, а потому является именным документом. Грузоотправитель представляет транспортную железнодорожную накладную на каждую отправку груза. Формы накладной и других перевозочных документов на перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования разрабатываются и утверждаются МПС и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Железная дорога выдает грузоотправителю, грузополучателю бланки транспортных железнодорожных накладных. От грузоотправителя требуется надлежащее в соответствии с установленными правилами заполнение соответствующих граф накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику. Грузоотправитель заполняет, в частности, следующие графы бланка: станция и дорога назначения, точное и полное наименование отправителя и получателя, их почтовый адрес, знаки и марки отправителя на грузовых местах, количество мест, масса груза (если она определяется отправителем), наименование груза в соответствии с Тарифным руководством. При необходимости заполняется графа «Особые заявления и отметки отправителя», а также указывается объявленная ценность груза. Некоторые графы накладной заполняет железная дорога. Кроме того, железная дорога проставляет в накладной ее номер (по номеру дорожной ведомости), расстояние перевозки, указывает провозную плату и сумму сборов, а также другие сведения, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов. Никакие подчистки и помарки в накладной не допускаются. Накладная является товаросопроводительным документом, т.к. следует вместе с грузом со станции отправления на станцию назначения и затем выдается грузополучателю. Накладная — также расчетный документ. В соответствующей ее графе содержатся сведения об уплаченных отправителем (получателем) провозных платежах. В накладной фиксируются и наиболее важные обстоятельства, связанные с исполнением договора перевозки. В частности, делаются соответствующие отметки о составлении актов в пути следования, когда при перевозке были обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о возможной несохранности груза.
Кроме того, грузоотправитель обязан приложить к накладной документы, требуемые компетентными органами (карантинными, таможенными и др.).
Если груз перевозится в международном железнодорожном сообщении, грузоотправитель предъявляет перевозчику накладную, предусмотренную соответствующим международным соглашением. Например, при перевозках между странами СНГ и рядом других стран применяется международная накладная, предусмотренная СМГС.
В подтверждение заключения договора перевозки грузоотправителю выдается железнодорожная квитанция, которая не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказательственное значение при полной его утрате, а также в случае прибытия груза без накладной. Железнодорожная квитанция выдается отправителю во внутреннем сообщении. При перевозках в международном сообщении грузоотправителю в соответствии с международными соглашениями выдается не железнодорожная квитанция, а соответствующий экземпляр накладной.
В современный период в практике перевозочных отношений начинают применяться электронная накладная и электронная квитанция, правила заполнения и передачи которых установят предусмотренные ст. 5 ТУЖД правила перевозок грузов.
6. В ч. 1 комментируемой статьи указано также на другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами перевозочные документы (кроме железнодорожной накладной и железнодорожной квитанции). В их числе дорожная ведомость, которая хотя и не относится к документам, подтверждающим заключение договора перевозки, но имеет большое значение, т.к. в ней содержатся все сведения о грузе, участниках перевозки и обо всем, что происходило с грузом и подвижным составом в пути следования. В корешке дорожной ведомости грузоотправитель расписывается в получении железнодорожной квитанции. При перевозках в международном сообщении дорожная ведомость может входить в комплект накладной. Так, по правилам СМГС дорожная ведомость является вторым листом накладной. Другими документами являются также прилагаемые к накладной сопроводительные документы, необходимые, в частности, для выполнения таможенных формальностей.
В комментируемой статье предусмотрена обязанность железной дороги за плату выдавать грузоотправителю, грузополучателю бланки транспортных железнодорожных накладных, заявок на перевозки, а по просьбе грузоотправителя, грузополучателя — копии документов, в т.ч. учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчиков.
14 декабря 2016
ГАРАНТ:
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2008 г. данное решение отменено
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 8 апреля 2008 г. N А56-4139/2008
См. также новое рассмотрение дела:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2009 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Кожемякиной Е.В.,
при ведении протокола судьей Кожемякиной Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «Псковский мелькомбинат»
к ОАО «Российские железные дороги»
о взыскании 2.624,85 рублей
при участии
от истца: представитель не явился (уведомление N 41591)
от ответчика: представитель Н.В. Мекшун по доверенности N Ю-11/183 от 28.12.2007
установил:
ООО «Псковский мелькомбинат» в соответствии со статьёй 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО «Российские железные дороги» 2.624,85 руб. пени за просрочку доставки груза в вагоне N 95578985 по железнодорожной накладной N ЭЯ784315 от 09.02.2007.
Определением от 08.02.2008 исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание. Этим же определением было назначено и судебное разбирательство.
В судебном заседании от 19.03.2007 истец, извещенный надлежащим образом, з заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в связи с незначительностью предъявленных требований.
ОАО «Российские железные дороги» просит в иске отказать, ссылаясь на отсутствие акта общей формы, подтверждающего просрочку доставки, наличие доказательства увеличения срока доставки и просит снизить неустойку как явно несоразмерную последствиям допущенной просрочки в случае удовлетворения иска.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 26.03.2008 для оценки представленных доказательств и доводов ответчика.
Из материалов дела следует, что 09.02.2007 грузоотправителем ОАО «Раменский комбинат хлебопродуктов им. В.Я. Печенова» со станции Бронницы МСК по железнодорожной накладкой N ЭЯ784315 отправлен на железнодорожную станцию Псков-товарный Октябрьской железной дороги (тарифное расстояние 873 км) в адрес ООО «Псковский мелькомбинат» вагон N 95578985, с грузом «отруби пшеничные гранулированные». Вагон прибыл на станцию назначения 16.02.2007.
В соответствии со статьёй 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Приказом МГТС РФ от 18.06.2003 N 27 утверждены Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Нормативный срок доставки на расстояние 873 км при норме пробега 240 км в сутки составляет 4 суток.
Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются на: 2-е суток — на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (п. 5.1); на 1 сутки — при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через узлы (п. 5.9 ); на все время задержки, связанной с исправлением технического или коммерческого состояния вагонов (п. 6.3).
Сведения о следовании вагона транзитом через Московский или Санкт-Петербургский узлы у грузополучателя отсутствовали, поэтому он исчисляет срок доставки груза в вагоне N 95578985 не более 6 суток. Фактический срок доставки превысил расчетный на 1 сутки.
В связи с просрочкой доставки груза ООО «Псковский мелькомбинат» была заявлена ОАО «Российские железные дороги» претензия N 382 от 14.03.2007 об уплате пени. Извещением от 28.05.2007 ОАО «Российские железные дороги» отклонило претензию в полном объеме, в том числе и по отправке N ЭЯ 784315, без объяснений о причинах оставления претензии без удовлетворения.
Суд не согласился с доводами истца о порядке исчисления сроков просрочки в доставке груза, принимая за основу расчет ответчика. Считает требования о взыскании 2.624.85 руб. пени не обоснованными по праву и размеру по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении — перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 30 от 06.10.2005 г. «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» выражена правовая позиция, в соответствии с которой при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Обстоятельства, указанные в подпунктах 5.1, 5.9, 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, подтверждается отметками перевозчика в дорожной ведомости, которая согласно п. 1.3 Правил заполнения перевозных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом являются листом 2 транспортной железнодорожной накладной. В разделе «календарные штемпеля» дорожной ведомости N ЭЯ784315 содержатся отметки о следовании через станцию Александров Московского железнодорожного узла.
Пунктом 1.14 Правил заполнения перевозных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39. установлено, что при перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал накладной выдается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости. Квитанция о приёме груза выдаётся грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Корешок дорожной ведомости остаётся у перевозчика на станции отправления.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39. все предусмотренные соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте отметки делаются перевозчиком в пути следования на оборотной стороне оригинала накладной в графе 3 «Отметки перевозчика».
Но в последующем на основании этих данных перевозчиком заполняются все остальные листы накладной, в состав которой в силу пункта 1.3 Правил заполнения перевозочных документов входит дорожная ведомость.
Следовательно, оригинал накладной по отношению к дорожной ведомости является первичным документом и при определении условий перевозки груза суду надлежало руководствоваться данными именно этого документа.
Однако, ответчиком при оформлении следующих с грузом документов (оригинала накладной и дорожной ведомости) на станциях Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов не проставлены соответствующие штемпели в накладной, что следует из представленной в материалах дела накладной, а такие отметки имеются в дорожной ведомости, представленной в материалы дела.
Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов: оригинал накладной, дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приёме груза.
По смыслу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами в договоре перевозки выступают грузоотправитель и перевозчик. В соответствии с пунктом 2 статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Договором перевозки железнодорожным транспортом является квитанция о приёме груза. Следовательно, во все остальные листы комплекта транспортной железнодорожной накладной сведения должны вноситься не на основании оригинала накладной, а на основании квитанции о приёме груза.
Грузополучатель является третьим лицом, в пользу которого заключен договор, и которое имеет право требовать от должника исполнения в свою пользу (статья 430 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Не являясь стороной в договоре перевозки, грузополучатель лишен возможности вносить изменения в договор перевозки, а может только требовать исполнения в свою пользу тех условий, которые указаны в договоре, законе или иных правовых актах.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» хозяйственные операции, проводимые организацией. должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Для железной дороги первичными учетными документами является дорожная ведомость и корешок дорожной ведомости, оригинал накладной является первичным учетным документом для грузополучателя, а квитанция о приёме груза является первичным учетным документом для грузоотправителя.
Правилами заполнения перевозочных документов в пути следования допускаются только односторонние действия перевозчика по заполнению накладной, дорожкой ведомости и актов.
В соответствии разделом В параграфа 47 действующей Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности от 30.12.1978 N ЦФ/3504, утвержденной Министерством путей сообщения Союза Советских Социалистических Республик (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 марта 1980 года) «При заполнении дорожных ведомостей в пути следования время перехода груза с дороги на дорогу указывается станциями перехода на оборотной стороне дорожной ведомости путем наложения календарного штемпеля с указанием в нем даты (число, месяц, год) передачи груза. Календарные штемпели должны иметь ясный оттиск и проставляться на обороте дорожной ведомости в строго последовательном порядке, начиная с первой клетки пунктов перехода.
Календарные штемпели проставляются в дорожной ведомости также станциями переформирования поездов и сортировки сборных вагонов.
По календарным штемпелям определяется объем перевозок грузов, выполненный каждой дорогой, распределяются доходы от перевозок между дорогами, определяется фактический срок доставки груза, а также устанавливается отклонение продвижения груза от плана формирования поездов.
Оригинал накладной выдается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости. Грузополучатель имеет возможность получить информацию о внесенных в дорожную ведомость сведениях при проставлении расписки (в дорожной ведомости. В разделе «по прибытии» указано, что оригинал накладной получил грузополучатель 16-го числа 02 месяца 07 года). Правилами не предусмотрено, и это не возможно осуществить практически — предварительное информирование грузополучателя о фактическом маршруте следования вагона, поэтому довод о необходимости предварительного предоставления информации о прохождении вагона через Московский железнодорожный узел в данном случае не может быть принят во внимание.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта РФ и пунктом 11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и при наличии утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта правил исчисления сроков доставки грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, о чем грузоотправителем при заполнении накладной в соответствии с пунктом 2.29 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом делается отметка в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» на оборотной стороне накладной. Под накладной в Правилах подразумевается весь комплект транспортной железнодорожной накладной на четырех листах.
Указанная на лицевой стороне накладной в строке «Срок доставки истекает» расчетная дата истечения срока доставки груза вносится на станции отправления в одностороннем порядке перевозчиком в соответствии с пунктом 3.2. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и поэтому не является договорным сроком доставки.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. арбитражный суд полагает, что ответчик обосновал, что отметка в дорожной ведомости о следовании транзитом через Московский узел является относимым и допустимым с точки зрения федерального закона доказательством, которое влияет на срок доставки груза.
Судом не принимаются доводы ответчика о необходимости оформления просрочки доставки груза актом общей формы.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств (а именно случаев, при которых составляется коммерческий акт:
-несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;
-повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;
-обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;
-возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа;
-непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза —
оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В отличие от коммерческих актов, оформляемых только в определенных случаях, перечень которых указан в статье 119 Устава и является исчерпывающим, акты общей формы составляются как в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 Правил составления актов, так и во всех иных случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов.
Составление акта общей формы в случае несвоевременной доставки не включен в указанный выше перечень, в связи с чем отсутствие акта общей формы не является основанием для исключения ответственности перевозчика перед грузоотправителем, грузополучателем или другим юридическим лицом за несвоевременную доставку груза.
Также судом не принимаются доводы о том. что в соответствии с п. 5.8. Правил срок доставки грузов увеличивается на двое суток, так как из системного толкования пункта 2 и подпункта 5.8 пункта 5 Правил следует, что нормативный срок доставки грузов подлежит увеличению только при перевозке грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах: на 2 суток — при перевозке на расстояние до 1 000 км, на 3 суток — при перевозке на расстояние свыше 1 000 км.
Таким образом, в данном случае суд не может применить указанный пункт Правил.
Судом не принимаются доводы ответчика о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об уменьшении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, работ, услуг; сумма договора и т.п.).
Статья 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, устанавливая ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов в виде уплаты пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, одновременно ограничивает пределы такой ответственности перевозчика размером указанной платы.
Доказательств того, что сумма подлежащих взысканию пеней явно несоразмерна последствиям нарушения им обязательства, ответчик суду не представил, что влечет за собой отклонение применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 49. 167-171, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
решил:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный худ Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Кожемякина Е.В. |
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: