Идет проверка убэп переехать в другой город

Проверка ОЭБиПК

Полномочия сотрудников ОЭБиПК, Основания проведения полицейской проверки, ее порядок.

Как себя вести во время проверки работниками ОБЭП. Как себя вести в присутствии сотрудников ОБЭП

Статья подготовлена адвокатом, налоговым консультантом, выпускником факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Нижегородской академии МВД РФ, имеющим опыт работы прокурорским следователем по экономическим и коррупционным преступлениям, так и адвокатом по экономическим и налоговым преступлениям.

В статье даны ответы на вопросы:

  • организационной деятельности УЭБИПК;
  • какими законами руководствуется криминальная полиция экономической безопасности;
  • полномочиях при доследственных проверках организаций всех форм собственности;
  • чем может быть полезен адвокат в ОЭБиПК при полицейской проверки;
  • вы не в Москве, узнайте о возможности получения юридической помощи (консультаций) дистанционно;
  • поведению должностных лиц и рядовых сотрудников организаций при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых УБЭП;
  • о гласных и негласных действиях полиции;
  • о стоимости услуг адвоката в ОБЭП;
  • вызвали на допрос в ОБЭП адвокат окажет услугу;
  • об оформлении результатах проверки ОБЭП;
  • как вести себя при появлении сотрудников в офисе организации в ходе обследования;
  • об особенностях сопровождения проверки ОБЭП;
  • разъясняется есть ли внеплановые проверки ОЭБиПК Москва;
  • о процессуальных возможностях силовых структур прослушивать телефонные разговоры и другие вопросы;
  • на консультации у адвоката узнаете о порядке действий директора компании при запросе из отдела по борьбе с экономическими преступлениями документов;
  • о том, возможно ли руководителю ликвидированного юридического лица или ПФ избежать уголовной или налоговой ответственности уже ликвидированной организации.

Откройте полиция! Все наверное смотрели этот увлекательный авантюристический французский фильм. Переживали за главных героев-коррумпированных полицейских, закрывающих глаза на нарушения предпринимателями закона.

Произведение и реальная жизнь предпринимателей отличается от художественного вымысла и не так увлекательна при «наезде» сотрудников экономической полиции.

Давайте разберемся в полномочиях указанных лиц, ваших законных правах во время доследственной проверки, проводимой подразделениями УБЭП.

Проверки организаций, индивидуальных предпринимателей сотрудниками подразделений Министерства внутренних дел России по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, или проще ОБЭП, проводятся последними регулярно. Поэтому объектом пристальной полицейской проверки УБЭП может быть любая фирма, занимающаяся коммерческой деятельностью.

Кто такие сотрудники ОБЭП?

Подразделения ОЭБ и ПК (ОБЭП) структурно входят в состав органов внутренних дел, в городе Москве например, есть отделы ОЭБИПК округов, города Москвы. В отделениях МВД по районам должностей оперативных сотрудников ОБЭП не предусмотрено. В каждом округе Москвы — ЦАО, ВАО, СВАО, САО, ЗАО, СЗАО, ЮВАО,ЮЗАО имеются свои отделы, которые подчиняются как начальнику МВД округа, так и вышестоящему руководителю по линии ОЭБиПК, расположенному в городе Москва по адресу: Шаболова, д. 6, то есть управлению МВД России по г.Москве.

При получении запроса из ОБЭП надо быть внимательным к информации, указанной в требовании. При незаконном требовании (запросе) сотрудника полиции следует «вежливо» в письменной форме изложить отказ в предоставлении первичных документов и информации. Если не обладаете необходимыми знаниями обратитесь к адвокату за консультацией. Стоимость такой услуги мизерна по сравнению с последствиями необдуманных действий.

Оперативные подразделения УБЭП являются органом дознания, поэтому следователей ОБЭП не существует, последние являются сотрудниками следственных отделов с соответствующей специализацией.

ОЭБиПК это оперативное подразделение МВД РФ и их главная задача — выявлять лиц, совершающих экономические преступления и коррупционные преступления, соответственно данный орган не разрабатывает планов проверок организаций и ИП на 2018, 2019 годы и т.д. Поэтому и не существует внеплановых (выездных) проверок ОБЭП в отличие от налоговых органов.

Подпункт 2 п.3 ст. 2 ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключил органы, правомочные на осуществление ОРМ из действия этого Закона.

Так называемые «Внеплановые проверки ОБЭП» — это проще говоря, рейды, организуемые как правило при получении информации о злоупотреблениях. Например, совместные с прокуратурой проверки торговых предприятий, магазинов, рынков на предмет соответствия продовольственных товаров предусмотренным стандартам или указаний о проведении проверки исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктам питания, не соответствующим требованиям законодательства и тд. Примером может быть статья 14.16 КОАП РФ об ответственности за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Однако решение о наказании принимает суд в порядке административного производства на основании представленных материалов.

Оперуполномоченные БЭП в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, но прежде всего:

  • Федеральным законом о Полиции;
  • Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности (ОРД);
  • Статьями 36, 37 и 82 Налогового кодекса РФ;
  • Приказом МВД РФ от 01 апреля 2014 года № 199 «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно- розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», предусмотренное пунктом 8 статьи 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в пункте 1 статье 40 которого сотрудники ОБЭП отнесены к органам дознания: «органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»;
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ.

При взаимодействии с ФНС РФ по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений руководствуются совместным Приказом МВД И ФНС № 495 и № ММ 7-2-347 от 30.06.09.

Компетенция аппарата ОЭБиПК распространяется на следующие составы преступлений, предусмотренные уголовным кодексом РФ:

  • cт.146 УК РФ — нарушение авторских и смежных прав;
  • ст.159 УК РФ — мошенничество;
  • ст.170.2 УК РФ — внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории;
  • ст.171.2 УК РФ — незаконные организация и проведение азартных игр;
  • ст.171 УК РФ — незаконное предпринимательство;
  • ст.172 УК РФ — незаконная банковская деятельность;
  • ст.172.1. УК РФ — фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации;
  • ст.172.2. УК РФ- организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества;
  • ст.173.1. УК РФ — незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица;
  • ст.173.2. УК РФ — незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица;
  • ст.178 УК РФ — ограничение конкуренции;
  • ст.185 УК РФ — злоупотребления при эмиссии ценных бумаг;
  • ст.185.5 УК РФ — фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
  • ст.195 УК РФ — неправомерные действия при банкротстве;
  • ст.196 УК РФ — преднамеренное банкротство;
  • ст.197 УК РФ — фиктивное банкротство;
  • ст.198 и ст.199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов ИП и организациями;
  • ст.199.1 УК РФ — неисполнение обязанностей налогового агента;
  • ст.200.3. УК РФ — привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства РФ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и другие, в-основном, находящиеся в главе 22 УК РФ.

Компетенция, не означает проведение предварительного следствия. ОБЭП, как орган дознания обязан выявить экономическое или должностное преступление: собрать материалы, достаточные для возбуждения уголовного дела с последующей передачей их в следственные органы. В рамках уголовного дела исполнять поручения следователя. Хотя ранее, оперуполномоченных назначали исполняющими обязанности следователя, после чего они возбуждали дело и принимали к своему производству.

Подразделение ОБЭП как и уголовный розыск относятся к криминальной полиции, а не полиции общественной безопасности, поэтому рассмотрение дел об административном нарушении в компетенцию данных специалистов не входит. В случае выявления правонарушения, предусмотренного кодексом РФ об административных правонарушениях, ОЭБиПК должны направить материалы в соответствующие государственные органы для возбуждения дела об административном правонарушении.

ОБЭП пользуется гласным и негласным арсеналом ОРД.

Оперативный орган на основании ст. 6 ФЗ «Об ОРД» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вправе проводить следующие такие мероприятия:

  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент;
  • получение компьютерной информации.

На основании ст. 13 Закона о Полиции РФ получать ответы на свои запросы из организаций всех форм собственности, то есть бюджетных и коммерческих и некоммерческих организации.

В этот раз затронем обследование помещений. Технология данного гласного оперативно-розыскного мероприятия одинакова как для Федеральной таможенной службы РФ, ФСБ и МО.

Прежде всего, чтобы явиться в компанию, сотрудникам ОБЭП необходимы для этого правовые основания.

А таковыми является рапорт оперуполномоченного на имя своего руководителя с изложением данных о подготавливаемом, совершаемом в настоящем времени или уже совершенном преступлении согласно ст.7 ФЗ «Об ОРД». Также в нем указываются предполагаемые лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности. Как правило таковыми указываются генеральный директор юридического лица и главный бухгалтер.

Кто предоставляет информацию сотрудникам полиции?

  • Ранее работавшие сотрудники организации, уволенные и считающие, что с ними несправедливо поступили.
  • Данные, добытые в ходе оперативно-розыскной деятельности, расследования уголовных дел. Также могут быть данные, предоставленные от органов ФНС и иных государственных органов.
  • Данные, полученные из средств массовой информации, сети Интернет.
  • Информация, полученная из социальных сетей twitter, вконтакте, facebook.
  • Информация, полученная от «дружественных» работников банковских учреждений.
  • Информация, полученная от негласных сотрудников.
  • И наконец, зная по громким уголовным коррупционным делам, возбужденным в отношении самих обэповцев, можно предполагать, что некоторые оперуполномоченные в личных целях, получив информацию о финансовом состоянии организации, искусственно создают доказательства, указывая их в рапорте, служащим основанием для дальнейшего решения Начальника полиции провести обследование помещений компании, ее обособленных подразделений и складов. Цели могут быть разные: от «абонентского обслуживания соответствующей службой, до циничного «отжатия бизнеса».

Проведению обследования помещений как правило могут предшествовать следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  • Наведение справок сотрудниками, то есть получение информации от ФНС, комитета по статистике, данных о расчетных счетах в банковских учреждениях. Информация, полученная от ГИБДД о транспортных средствах и от Россреестра о наличии недвижимого имущества и данных о фактическом проживании интересующих фигурантов.
  • Проверочная закупка. Например, если юридическое лицо занимается реализацией какой-либо продукции, может последовать предложение заключить выгодную сделку. Вас просят составить договор под определенные условия, просят выписать счет. И когда необходимо внести предоплату, покупатель достает свое служебное удостоверение со словами контрольная закупка. Также вручается Распоряжение на обследование со всеми вытекающими последствиями.

  • Прослушивание телефонных переговоров.

Причем, на осуществление указанных ОРМ должно быть вынесено постановление, при отсутствии которого, доказательства, полученные и легализованные в результате таких ОРМ могут быть признаны судом недопустимыми.

Могут ли прослушиваться телефонные переговоры сотрудниками ОБЭП?

Согласно статьи 8 Закона об ОРД такое право предоставлено сотрудникам ОБЭП. Достаточно получить соответствующее постановление у руководителя полиции и в течении 48 часов прослушивание разрешено без судебного разрешения!!!

Порядок обследования помещений организаций сотрудниками

Сотрудники полиции, прибыв в помещение организации, под роспись предоставляют распоряжение о проведении обследования руководителю организации или иному лицу, копия которого вручается ему под роспись.

Как правило обследование проводится в дневное время. А именно с 6 утра до 22 часов вечера, так как ночное время согласно ст. 5 УПК РФ определено, как время с 22 до 6 часов. Ночью такие ОРМ проводятся только в случаях не требующих отлагательства.

При осуществлении указанного гласного ОРМ должностными лицами составляется протокол в соответствии со ст. 166 УПК РФ, в который вносится информация о ходе обследования, а именно:

  • вносятся данные об участниках действия;
  • место производства обследования;
  • предметы, изъятые в ходе ОРМ, при этом с изъятых документов должны быть сняты копии, которые заверяются подписью должностного лица с передачей должностному лицу компании;
  • при изъятии информации на электронных носителях также допускается копирование информации для передаче сотрудника компании;
  • в протокол могут вноситься пояснения участвующих в действиях сотрудников организации.
  • а также замечания и дополнения лиц.

Сотрудник ОБЭП, оформивший протокол, должен его копию передать должностному лицу юридического лица.

Нередко, для осмотра помещений привлекается определенное количество сотрудников, то есть в распоряжении указываются фамилии должностных лиц, которым поручено произвести проверку, а на обследовании присутствуют сотрудники не указанные в данном документу. Рекомендуется удостовериться в личности сотрудников, потребовав предъявить удостоверения, а лицам, не указанном в нем попросить удалиться, в противном случае предупредив о подаче жалобы в суд или вышестоящему руководителю.

Максимальный срок в течении которого проверяющие должны передать копии с изъятых документов составляет 5 дней. Три дня дается на отправку этих документов почтой по адресу, указанному в протоколе, составленному при осмотре.

На какие вещи в первую очередь обращают внимание ревизоры?

Изымаются документы с признаками подделки, предметы, изъятые из гражданского оборота. Обследование проводится с участием двух понятых.

Часто, работники полиции пользуются услугами «профессиональных» понятых, имеющих статус представителей общественности, которые случается, принимают участие в таких действиях постоянно.

Как себя вести при проведении проверки сотрудниками ОБЭП?

  • Потребовать раскрыть служебное удостоверение и переписать указанные в нем данные о лице.
  • Внимательно ознакомиться с текстом распоряжения. Обратить внимание на состав проверяющих, их данные указываются в распоряжении. Если количество сотрудников не соответствует в указанном документе, попросить их удалиться из помещения. Конечно они будут возражать, но после сообщения о том, что данном факте будет сообщено в прокуратуру и УСБ, большой шанс, что они покинут помещение. При их отказе внести замечания в протокол обследования, указав на присутствие сотрудников не указанных в распоряжении.
  • Не помогать проверяющим: эта помощь может быть выражена в предоставлении доступа в сейф и тд. Помните, что проводится обследование, а не обыск!
  • Не следует говорить свою должность, во избежание своих должностных полномочий, ограничившись словом сотрудник.
  • Не давать показаний, со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ, на утверждение проверяющих о том, заработную плату платит руководитель и на эти деньги существует его семья.
  • На столе не должно быть никаких документов, печатей…
  • Документы, неучтенные наличные денежные средства следует хранить отдельно от служебных документов, написав, что это личные средства.
  • Давать пояснения следует только в присутствии . При этом, проверяющие могут давить на то, что раз без юриста не хотите давать показания, значит есть, что скрывать. На это можно ответить, что не являетесь специалистом в юридической сфере, поэтому необходима помощь независимого юридического консультанта – адвоката.

Могут ли сотрудники ОЭБиПК без разрешения руководства провести проверку?

Гипотетически могут, для того, что бы узнать являются ли их действия официальными, следует получить информацию из журнала учета распоряжений, поскольку все такие документы подлежат регистрации.

Какой срок проведения проверки сотрудниками ОБЭП?

Оперуполномоченные ОБЭП входе проверки вправе получать пояснения от лиц, отбирать образцы почерка для сравнительного исследования, назначать документальную ревизию и экспертизу, привлекать для осуществления необходимых действий соответствующих специалистов.

Сроки проведения проверок установлены уголовно-процессуальным законодательством, а именно ст.144 УПК РФ. Общий срок составляет три дня. Но естественно по экономическим, включая налоговым делам срок будет составлять не менее одного месяца. По рапорту сотрудника, проводящего проверку, руководитель имеет право продлить ее срок еще на один месяц. По-сути, срок неограничен.

Проверки ОЭБИПК в отличие от органов, на которые распространяется требование закона № 294, могут проходить неоднократно за одни и те же периоды, но обстоятельства (основания) будут разными.

Вместо проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия ОЭБиПК могут на основании статьи 176 УПК РФ провести неотложное следственное действие — Осмотр места происшествия, данное следственное действие возможно до возбуждения уголовного дела. Во время осмотра, который проводится также с участием понятых, сотрудники имеют право изымать интересующие их предметы. Фактически проводится обыск без необходимости осуществления уголовного процесса и получения необходимых разрешений.

Какова глубина проверки организации или ИП?

Если налоговыми органами затрагивается финансово — хозяйственная деятельность три предшествующих года сроку проверки, то сотрудники ОЭБИПК, не забывайте, проводят проверку с целью возбуждения уголовного дела, то есть получения так называемых палок. Поэтому ими могут исследоваться документы за пределами трехлетнего срока. Чтобы было ясно, надо ознакомиться со ст.78 Уголовного кодекса РФ.

Так, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Например, по ч.2 ст.199 УК РФ максимальный срок привлечения к ответственности лица 6 лет. Получается, что законодателем рассматривается как тяжкое преступление. А согласно пункту в) срок привлечения лица к уголовной ответственности составляет десять лет.

Рекомендация: храните документы только в пределах срока, установленного НК РФ и ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ

Если вопросы?

позвоните адвокату Чернову С.В.- (+79035509858) специалисту по защите бизнеса, выпускнику Академии МВД по специализации БЭП. За мной: опыт работы следователем по расследованию преступлений в сфере экономики; опыт защиты предпринимателей от преследования; статус налогового консультанта.
Узнаете, в каких случаях может ОБЭП в Москве одного округа требовать предоставления документов у Общества, местом регистрации которого является другой округ Москвы.
Также узнаете, о порядке действий директора организации при получении из ОЭБИПК Москвы запроса и как ответить отказом в предоставлении документов и информации и при этом избежать ответственности. ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: стоимость 10 000 рублей, представление интересов юридического лица или ИП в ходе проверки — 100 тыс. рублей.

  • анализ запросов;
  • сопровождение адвоката для опроса в отдел ОЭБиПК как в Москве, Московской области, так и других регионах РФ;
  • подготовка ответов по запросам экономической полиции;
  • обжалование действий (бездействия) оперуполномоченного ОЭБИПК;
  • обжалование в вышестоящему начальству или в суд постановлений УБЭП, в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • разрешение иных правовых проблем компании и ее руководителей во время полицейской проверки.

Если надо, проведу семинар для сотрудников организации по вопросам проверок, проводимых подразделениями полиции экономической безопасности; по вопросам проведения выездных налоговых проверок органами ФНС.
Последствия проведения полицейской проверки

Любое дело когда-то заканчивается, так и проверка УБЭП также должна найти свое логическое заключение.

  • При обнаружении в ходе проверки признаков состава какого — либо экономического преступления, оперативная служба согласно ст.11 Закона об ОРД передает материалы проверки в следственный отдел УВД МВД или Следственного комитета — по подследственности. Следователь принимает решение. То есть или выносит постановление о возбуждении уголовного дела или постановление об отказе в его возбуждении.
  • Если ОЭБиПК полагает о наличии налогового правонарушения или для обеспечения интересов государства по банкротным делам или реализации полномочий в области регистрации юридических лиц, тогда в течении десяти дней направляет материалы в ИФНС по месту государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
  • С момента возбуждения уголовного дела оперуполномоченные ОЭБиПК выполняют оперативно-розыскные мероприятия и отдельные следственные действия по письменному поручению следователя.
  • Узнать о том, проводились ли оперативно-розыскные мероприятия в отношении лица, возможно только в двух случаях: в рамках уголовного дела, когда данные материалы легализуются и используются в качестве доказательств; и по результатам налоговой проверки и привлечения лица к налоговой ответственности. Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил в пункте 45 о таком праве налоговых органов в своем Постановлении № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ.

Порядок принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела

Учитывая, что оперативный уполномоченный ОЭБ и ПК являются специальным субъектом,имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность и в процессуальном плане согласно ст. 40 УПК РФ относится к органу дознания, соответственно имеет право проводить дознание по поступившему заявлению о совершенном или готовящемся преступлении.

Для этого, руководитель органа дознания, к коим относится начальник отдела ОЭБиПК делегирует оперативнику полномочие на проведение дознания: опросы, проведение следственного действия осмотр места происшествия, результатом которог является обнаружение и изъятие интересующих их предметов, например черновых записей. Отобрание образцом для сравнительного исследования. Назначение судебных экспертиз и тд.

Но, все же итоговое решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела принимать не может. Несмотря на это оперуполномоченный, выступающий и.о. дознавателя выносит такое постановление.

Исходя из положений ст.ст.144, 145 и 151 УПК РФ, вынесение процессуального решения по результатам проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении законодатель возлагает на орган, к подследственности которого относится данное преступление. Поэтому, если по условиям ст. 151 УПК РФ расследования уголовного дела проводится в форме предварительного следствия, то принятие решений (постановлений) возлагается на следователей МВД и Следственного Комитета РФ, но ни как не на сотрудников ОБЭП.

Субсидиарная ответственность Должностного лица организации или Индивидуального предпринимателя предполагает деятельность правоохранительных органов и ФНС в поиске имущества как в ходе выездной налоговой проверки, так и в ходе проверочных мероприятий ОБЭП и расследования уголовного дела по ст. ст. 159, 198-199.1. УК РФ. Как происходит взаимодействие .

От тюрьмы и от сумы не зарекайся: Посмотри сколько коммерсантов, включая их помощников было арестовано и осуждено по уголовным делам экономической направленности .

Рекомендации: При начале проверки рекомендуется приглашать адвоката, и все действия производить только при его участии.

Привентивно следует хранить личные ценности, денежные средства отдельно от денежных средств организации.

Учитывая, что иные сотрудники полиции, такие как участковый инспектор полиции, на территории которой находится офис организации, не вправе проверять финансово-хозяйственную деятельность юридического лица, то не следует их допускать в помещение.

Сегодня Пленум Верховного суда уже во второй раз обсудил постановление, в котором говорится о необходимости соблюдения конституционных прав граждан при проведении следственных действий. После редакторской правки следователям запретили проводить обыск в жилых помещениях до возбуждения уголовного дела и запрашивать у операторов данные неограниченного круга абонентов.

Впервые обсуждение проекта состоялось 16 мая, тогда его отправили на доработку (см. «Пленум ВС соизмерил конституционные права с интересами следствия»). Он затронул особенности вынесения судами постановлений о проведении обысков в жилых помещениях, изучения телефонных переговоров и прочих данных абонентов, наложения ареста на имущество, реализации или уничтожения вещественных доказательств и так далее, а также возможности обжалования таких актов. Судья Ирина Кочина напомнила, что замечаний к тексту проекта в прошлый раз не было, но редкомиссия пришла к выводу, что «ряд предложенных разъяснений может неоправданно расширить или сузить рамки возможных вариантов решений, принимаемых судами».

Самое, пожалуй, существенное изменение, которое было внесено в окончательную версию, состоит в том, что ВС не стал расширять полномочия следователей и дознавателей, исключив из проекта разъяснение, согласно которому те имеют право осмотреть жилище до возбуждения уголовного дела при соблюдении двух условий: получено разрешение суда и помещение является местом происшествия (абз. 3 п. 8). Также исключено условие, согласно которому при согласии суда на выемку банковских документов в отношении нескольких вкладчиков суду нужно выносить постановления по каждому из них (абз. 2 п. 10).

Из разъяснений относительно запроса у операторов сотовой связи абонентских данных и иной информации убрали абзац о том, что суд вправе удовлетворить ходатайство о получении информации в отношении граждан, определить точное местонахождение которых невозможно. Например, о входящих и исходящих соединениях со всех номеров оператора, находящихся в определенное время в определенном районе (абз. 3 п. 11).

Исключено разъяснение о том, что судья вправе вынести в отношении следователя или дознавателя частное постановление, если те в течение трех суток не уведомили суд о проведении «безотлагательных» следственных действий (абз. 3 п. 16).

Кроме того, исключено положение о том, что для проведения обыска в жилище не нужно согласие не проживающего там собственника, Кочина назвала его «избыточным», поскольку из положений УПК и так очевидно, что такой осмотр проводится лишь с одобрения проживающих в помещении лиц.

Сделан акцент и на то, что, принимая решение о реализации, утилизации или уничтожении вещдоков, судья должен убедиться, что их дальнейшее хранение невозможно. Также редкомиссия уточнила, что если апелляционная или кассационная жалобы на постановление поданы после передачи уголовного дела в суд, суд дополнительно разъясняет заявителю, что доводы его жалобы могут быть проверены уже в рамках рассмотрения этого дела.

«Необходимость разъяснений Верховного суда в отношении ст. 165 УПК РФ давно назрела, – считает Дарья Константинова, партнер в «Забейда и Партнеры». – Подобные ходатайства следователей судами рассматриваются, как правило, весьма формально. В их обоснованность никто не вникает, и они практически всегда удовлетворяются». По ее словам, очень болезненно на бизнесе отражается сложившаяся практика ареста судами всего имущества и компании, и владельца бизнеса, без применения принципа соразмерности нанесенному ущербу или возможным санкциям инкриминируемого преступления. «Предпринимательская деятельность в этом случае просто блокируется, а доводы защиты о несоразмерности арестованного имущества игнорируются, – возмущается адвокат. – Остается надеятся, что позиция ВС по данному вопросу послужит корректировке сложившейся правоприменительной практики.

Старший партнер АБ «Коблев и партнеры» Руслан Закалюжный отмечает ряд положительных моментов, например, то, что в постановлении детально описаны действия суда при разрешении указанных ходатайств, возложена обязанность проверить наличие фактических обстоятельств, служащих основанием для производства указанного в ходатайстве следственного действия, приведены другие необходимые и разумные требования. В частности, гарантируется возможность участия лица, в отношении которого проведено следственное действие, без судебного решения, в случае, не терпящем отлагательства, или его защитника, в проверке судом законности этого следственного действия, а также возможность обжалования принятого по результатам проверки судебного решения. «Но практика показывает, что порой разъяснения ВС по тем или иным вопросам на местах судами просто игнорируются», – констатирует адвокат. В качестве примера он приводит постановление Пленума ВС от 19 декабря 20123 года № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога», которое «на практике судами просто практически поголовно не выполняется».

С проектом постановления Пленума ВС «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)» можно ознакомиться здесь.

Визит проверяющих из отдела по борьбе с экономическими преступлениями полиции.

Проверка ОБЭП (ОЭБ или УЭБ и ПК МВД). Основания и сроки проверки, что делать. Чем занимается ОБЭП.

Если Вам срочно нужна консультация по поводу защиты при проверке ОБЭП (ОЭБ), звоните прямо сейчас по деж. телефону 8-903-225-46-65.

Проверка ОБЭП (ОЭБ)

Если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью в современной России, у вас есть все шансы привлечь к себе пристальное внимание сотрудников отделов по борьбе с экономическими преступлениями, а значит и соответствующий набор проверки ОБЭП (ОЭБ): запросы, вызовы, обследование помещений организации с последующим изъятием документов, выездную налоговую проверку с участием сотрудников ОБЭП и так далее.

Ранее эти подразделения назывались всем известными аббревиатурами — ОБЭП, УБЭП, ОРЧ такое-то ДЭБ МВД России. Также существовали Управления и отделы по налоговым преступлениям.

Теперь, в ходе реформы МВД и переименовании милиции в полицию старые наименования ОБЭП ушли в прошлое и сложилась следующая организационная структура: отделы экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ), управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ), Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК МВД РФ).

Расследование налоговых преступлений с 2011 года передали в подразделения Следственного Комитета. Были Внесены изменения в УПК РФ, согласно которым поводом для возбуждения уголовного дела по данной категории дел служат только те материалы, которые направлены органами ФНС в соответствии с НК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (адвокаты, занимающиеся данными делами в курсе ранее имевшего место противостояния НК РФ и заместителя Генпрокурора по вопросу о необходимости решения ФНС). Однако в настоящий момент опять внесены изменения в законодательство и органам ОБЭП (ОЭБ) позволено напрямую направлять материалы в Следственный комитет.

Работать бывшим сотрудникам УНП и ОБЭП по этим составам стало намного сложней, тем не менее, результаты проверок с них все равно требуют.

Последствия проверки ОБЭП

Большинство проверок ОБЭП заканчиваются ничем, но осложнить жизнь предпринимателям офицеры ОБЭП могут. В ход идут различные незаконные действия, «письма счастья», изъятие в ходе проверки ОБЭП необходимых для дальнейшей деятельности документов без предоставления копий, психологическое давление.

Иногда для усиления давления используются номера уголовных дел, не имеющие к Вам никакого отношения, что позволяет сотрудникам ОБЭП расширить арсенал доступных средств.

Нередко с целью навредить несговорчивым предпринимателям полученная в ходе проверки информация демонстрируется Вашим контрагентам, особенно госзаказчикам.

О «помощниках»

Многие предприниматели ломаются, предпочитают решить вопрос с ОБЭП «миром». Чаще всего, это путь в никуда…

Многие ищут поддержки и защиты при проверке ОБЭП у различных «решал». Иногда складывается впечатление, что у нас каждый второй «решает вопросы». Однако, в большинстве случаев реальной помощи никто не получает, а деньги просто попадают в карманы недобросовестных людей. Так как в большинстве случаев проверка ОБЭП (ОЭБ и ПК) в конце концов и так заканчиваются ничем (по крайней мере, без привлечения к уголовной деятельности) мошенники представляют это как результат своей деятельности. Некоторые наши клиенты рассказывают о визитах в околоюридические компании, где им после «разведки ситуации» в ОБЭП сообщают, что их дело на контроле у самого «xxxxx» и ситуация очень сложная, и, естественно, ситуацию можно решить с их поддержкой. Такая «поддержка» при проверке ОБЭП будет стоить очень нескромных денег. Впоследствии, часто выясняется, что ситуация была намного проще и прозаичнее. В остальных случаях, Вы попадете в список «легких клиентов» и будете регулярно принимать визитеров из различных структур.

Адвокатская поддержка

Не будем скрывать, что проверку ОБЭП можно пройти и без помощи юристов.

Однако, если вы хотите пройти неприятный процесс проверки ОБЭП (ЭБ и ПК) МВД с минимальными материальными и психологическими затратами, стоит воспользоваться услугами нормальных адвокатов или юристов для защиты своих интересов.

Обращаем внимание, что многочисленные юридические компании предлагающие поддержку адвокатов являются на самом деле Обществами с ограниченной ответственностью и в соответствии с Российским законодательством не могут иметь в штате адвокатов. Таким образом, в большинстве таких случаев данные компании являются всего лишь посредниками.

Еще раз напоминаем, что только адвокаты не вправе разглашать сведения, сообщенные ему Доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без его согласия.

О нас

Наши адвокаты специализируются именно на сопровождении проверок ОБЭП (ОЭБ) не один год и могут дать практические рекомендации по прохождению проверки с минимальным ущербом, подготовить сотрудников Вашей организации к возможным действиям сотрудников ОБЭП (ОЭБ) и взять большую часть общения с указанными структурами, в том числе переписку, на себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *