Индивидуальное правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование общественных отношений основано на понимании нормы права как, формально определенного правила поведения, выраженного в нормативном акте и имеющем общеобязательный характер. Нормативное регулирование должно осуществляться без какой-либо индивидуализации. Исключение из данного правила допускается в случае предусмотренном федеральным законом, например льготы для некоторых лиц, занимающихся строительством особо значимых объектов.

В процессе правоприменительной практики, исходя из конкретной ситуации и условия возникновения, изменения или прекращения правоотношения может происходить индивидуальное регулирование. Например, Президент РФ своим актом о помиловании может в индивидуальном порядке освободить какое-то лицо от уголовного наказания. Также и суд, в процессе правоприменительной деятельности осуществляет индивидуальное регулирование при принятии конкретного судебного решения по конкретному делу, например, признание права собственности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

X Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂
Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе — это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

Разработан командой socpravo.ru X Хотите оставить пожелание для автора?

Оставить пожелание Пропустить

Документ : Что не запрещено, то разрешено

Что не запрещено, то разрешено

В действующем законодательстве Украины, как известно, основополагающим является принцип «разрешено все, что не запрещено законом”. А вот запретов на сегодняшний день существует великое множество, часть из которых совершенно ничем не обоснованы, но, тем не менее, разрешение на совершение тех или иных действий в сфере хозяйствования получать необходимо. Многим предпринимателям хорошо известно, сколько приходится тратить времени, а порой и денег, на получение того или иного разрешительного документа.

Некоторые надежды на то, что ситуация изменится к лучшему, дает обнародованный 6.09.2005 г. Закон Украины № 2806-IV «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности” (далее — Закон № 2806), в котором определены правовые и организационные принципы функционирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности, а также установлен порядок деятельности разрешительных органов, уполномоченных выдавать документы разрешительного характера, и администраторов.

В соответствии с Законом № 2806 субъект ведения хозяйства обязан получить документ разрешительного характера, который может представлять собой разрешение, заключение, согласование, свидетельство, дающий субъекту хозяйствования право на совершение определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности. Объекты, на которые выдается данное разрешение, — земельный участок, сооружение, здание, помещение, оборудование, устройства и механизмы, которые вводятся в эксплуатацию или проектируются, отдельная операция, хозяйственная деятельность определенного вида, работа и услуга.

Действие Закона № 2806 не распространяется на отношения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности, защиты экономической конкуренции, а также на разрешительную систему, которая распространяется на операции с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми материалами и веществами, сильнодействующими ядовитыми веществами, разрешительную деятельность в сфере использования ядерной энергии. Следовательно, регулироваться будут отношения между разрешительными органами, администраторами и субъектами предпринимательской деятельности, которые намереваются осуществлять или осуществляют хозяйственную деятельность. Выдача документов разрешительного характера будет осуществляться по принципу организационного единства, предусматривающего наличие администратора. Это значит, что в отношениях между разрешительными органами и субъектом хозяйствования посредником будет выступать администратор — должностное лицо городского совета или районной государственной администрации, которое организует выдачу субъекту ведения хозяйства документов разрешительного характера и обеспечивает взаимодействие местных разрешительных органов и субъектов ведения хозяйства относительно выдачи документов разрешительного характера. Однако субъект хозяйствования будет иметь право выбора способа получения разрешительного документа, которое заключается в возможности обратиться непосредственно в соответствующие разрешительные органы, представители которых будут осуществлять прием субъектов хозяйствования в одном помещении, или обратиться к администратору.

Основными задачами администратора являются:

— предоставление субъекту ведения хозяйства исчерпывающей информации относительно требований и порядка получения документа разрешительного характера;

— принятие от субъекта ведения хозяйства документов, необходимых для получения документов разрешительного характера, их регистрация и представление документов (их копий) соответствующим местным разрешительным органам;

— выдача субъекту ведения хозяйства документов разрешительного характера;

— обеспечение взаимодействия местных разрешительных органов и документооборота;

— контроль за сдерживанием должностными лицами местных разрешительных органов сроков рассмотрения и выдачи документов разрешительного характера и т. п.

При этом администратор имеет право:

— получать бесплатно в трехдневный срок от местных разрешительных органов информацию, связанную с выдачей документов разрешительного характера, за исключением информации, составляющей государственную тайну;

— возвращать субъекту ведения хозяйства заявление и документы, которые прилагаются к нему.

В обязанности администратора входит ведение реестра документов разрешительного характера, в который вносятся сведения о:

— субъекте ведения хозяйства — заявителе;

— разрешительном органе, принявшем решение о выдаче документа разрешительного характера;

— сроке действия документа разрешительного характера, и т. п.

Содержащаяся в реестре информация является открытой и предоставляться будет на платной основе.

Процедура обращения будет выглядеть следующим образом. Субъект хозяйствования или уполномоченное им лицо подает администратору заявление, которое должно содержать:

— сведения о субъекте ведения хозяйства;

— наименование документа разрешительного характера;

— номера телефонов.

К заявлению в обязательном порядке прилагаются:

— копия свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования;

— документы, подтверждающие внесение платы за выдачу документа разрешительного характера, если она предусмотрена законом;

— документы, необходимые для выдачи документа разрешительного характера, предусмотренные законодательством, которым регулируются отношения, связанные с его получением.

Заявление и документы подаются в одном экземпляре лично заявителем или отсылаются заказным письмом. При подаче заявления и документов заказным письмом подпись заявителя подлежит нотариальному удостоверению.

Заявление и прилагаемые к нему документы принимаются по описи, копия которой выдается заявителю с пометкой о дате и номере их регистрации.

Лицам, уполномоченным принимать заявления, запрещается требовать от заявителя для получения документа разрешительного характера документы, не предусмотренные законами, регулирующими отношения, связанные с его получением.

После получения вышеуказанных документов администратор в день регистрации заявления или на следующий рабочий день обязан передать в соответствующие местные разрешительные органы копии заявления и прилагаемых к нему документов, удостоверенные его подписью, то есть оригиналы поданных документов остаются у администратора. После чего в течение пяти рабочих дней с даты получения копий документов местные разрешительные органы принимают решение о выдаче или отказе в выдаче субъекту хозяйствования документа разрешительного характера и передают администратору соответствующие документы в течение двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. В решении об отказе в выдаче документа разрешительного характера указываются основания такого отказа. К сожалению, законодатель не назвал основания, по которым может быть принято решение об отказе в выдаче разрешительного документа. Затем администратор на следующий рабочий день после получения документа разрешительного характера сообщает заявителю о месте и времени выдачи документа разрешительного характера. В случае принятия местным разрешительным органом решения об отказе в выдаче документа разрешительного характера администратор уведомляет об этом заявителя на следующий рабочий день после получения соответствующего решения.

Исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением документов разрешительного характера, устанавливается:

— необходимость получения документа разрешительного характера;

— разрешительный орган, уполномоченный выдавать документ разрешительного характера; —

— платность или бесплатность выдачи документа разрешительного характера;

— срок действия документа разрешительного характера или неограниченность его действия;

— исчерпывающий перечень оснований для оставления поданных документов без рассмотрения и т. п. Но это положение закона, которое содержится в части первой ст. 4, вступит в силу через один год со дня опубликования настоящего Закона, то есть 6 сентября 2006 года.

Законодателем предусмотрена ответственность должностных лиц разрешительных органов и администраторов за нарушение требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера в порядке, установленном законом. А также предусмотрено, что в случае применения разрешительным органом нормативно-правовых актов, принятых с нарушением основных требований к разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности, перечень которых содержится в части первой ст. 4 настоящего Закона, субъект хозяйствования, законные права которого будут нарушены в связи с принятием и применением таких нормативно-правовых актов, имеет право обратиться в суд с иском о защите (восстановлении) своих прав и возмещении причиненного ущерба.

Ответственность также предусмотрена и для субъектов хозяйствования — заявителей за предоставление в заявлении и прилагаемых к нему документах недостоверной информации.

Кроме того, изменения вносятся в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине” и Декрет Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах.

В частности, вносимыми изменениями предусмотрено:

— статью 164 «Нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности” КУоАП изложить в следующей редакции: «Осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования или без получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законом, или без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом, — влечет наложение штрафа от двадцати до сорока не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья либо без таковой.

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, подвергавшимся в течение года административному взысканию за то же нарушение, — влекут наложение штрафа от тридцати до шестидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Предоставление субъектом хозяйствования разрешительному органу или администратору недостоверной информации о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства — влечет наложение штрафа от сорока до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан”;

— главу 12 КУоАП дополнить статьей 166-10 «Нарушение порядка выдачи документа разрешительного характера” следующего содержания: «Неуведомление или несвоевременное уведомление разрешительным органом или администратором субъекта хозяйствования о принятии решения об отказе в выдаче такого документа в срок, установленный законом, — влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Нарушение сроков принятия разрешительным органом решения о выдаче документа разрешительного характера, неуведомление администратором субъекта хозяйствования о получении от разрешительных органов соответствующих документов в срок, установленный законом, — влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные должностным лицом, подвергавшимся в течение года административному взысканию за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до семидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Безосновательный отказ разрешительным органом субъекту хозяйствования в выдаче документа разрешительного характера, — влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан”.

Следует обратить внимание на предусмотренный Законом «туманный” декларативный принцип, согласно которому субъект хозяйствования приобретает право на совершение определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера путем уведомления администратора или соответствующего разрешительного органа о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства. Все «неясности”, существующие в Законе на сегодняшний день, надо полагать, прояснятся после того, как будут прописаны основные требования к разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности и будет принят ряд подзаконных актов, разъясняющих механизм действия настоящего Закона.

Но, тем не менее, эксперты утверждают, что принятый Закон будет способствовать благоустройству системы предоставления разрешений в Украине, созданию единой разрешительной системы, что, в свою очередь, позволит устранить лишние административные препятствия для развития предпринимательства в Украине, сделает процедуру предоставления разрешений более четкой и прозрачной, будет способствовать увеличению инвестиций в экономику Украины, гармонизации внутреннего законодательства Украины с нормами европейского права.

«Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 43 (513), 24 октября 2005 г.
Подписной индекс 40783

Индивидуальное правовое регулирование – заключается в регулировании общественных отношений на основе нормы права (микронормы), созданной правоприменителем в процессе применения макронормы.

Индивидуальное правовое регулирование рассчитано на конкретного человека. Акты применения права — это акты индивидуального правового регулирования. Например, приговор, решение суда — яркий пример акта применения права.

Значение индивидуального правового регулирования заключается в следующем:

1) определение эффективности выбранного пути правового регулирования через индивидуальное правовое регулирование.

2) определение устаревших норм права и установление необходимости создания новых. Определяют, какие способы и средства индивидуального регулирования наиболее оптимальны, эффективны в настоящий момент времени.

3) реализуется воспитательная функция права. Посредством индивидуального правового регулирования осуществляется правовое воздействие на конкретного человека, оказывая воспитательное воздействие на него.

4) индивидуальное правовое регулирование помогает решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителя.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т.е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые, распространяются на все случаи данного рода и которые должны подчинятся все, кто окажется в сфере действия таких правил.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Нормативное и индивидуальное правовое регулирование

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Нормативное и индивидуальное правовое регулирование

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Нормативное и индивидуальное правовое регулирование

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

60. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Информационные правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи».

Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи (услуги связи – продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи).

Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.

Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства в информационной сфере.

Сеть связи общего пользования предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории РФ и включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией РФ, кроме выделенных и ведомственных сетей связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. Ответственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.

Ведомственные сети связи создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органов исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи.

Выделенные сети связи на территории РФ могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов, имеющих признанный правовой статус. На деятельность по предоставлению услуг связи операторами выделенных сетей связи распространяется требование о лицензировании. Оператор – физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи.

Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными на то органами, определяемыми Президентом РФ. Указанные органы обеспечивают специальными видами связи органы государственной власти РФ и организации, осуществляя в пределах своих полномочий сохранность государственных секретов. Права и обязанности органов указанной связи определяются законодательством РФ.

Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ обеспечивается органами связи соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Им предоставляется право без ущерба для основной деятельности использовать находящиеся в их ведении сети и средства связи для передачи или приема сообщений пользователей связи в коммерческих целях.

Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией РФ, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Сущность нормативно-правовых методов состоит в применении правовых норм и актов нормативно-регулируемого характера

Сфера деятельности этой группы методов включает такие конкретные рычаги организационного воздействия, как:

· законодательное регулирование;

· административно-правовое регулирование;

· государственная регистрация;

· лицензирование;

· стандартизация;

· сертификация и др.

Законодательное регулирование является исключительной прерогативой государства в лице его специальных институтов, действующих на основании Конституции и соответствующих законов страны. Система законов составляет правовую основу деятельности предприятий промышленности, аграрного сектора, торговли, учреждений и организаций, а также органов государственного управления.

Административно-правовое регулирование заключается в подготовке, введении в действие и контроле за исполнением специальных актов воздействия на экономические и другие интересы участников рынка.

Все методы административно-правого воздействия можно разделить на правовые и неправовые.

Я никогда не говорю: «Мне нужно, чтобы вы это сделали». Я говорю: «Мне интересно, сумеете ли вы это сделать». Г. Форд

Правовые методы выполняют правоустановительную, правоисполнительную и правоохранительную функции.

Неправовые методы управления предполагают материально-технические и другие оперативные действия, не вызывающие сами по себе правовых последствий, а также организационные и организационно-массовые мероприятия, не носящие правового характера.

По юридическим свойствам акты управления подразделяются на:

а) нормативные, которые носят более или менее общий характер, направлены на регулирование определенного вида общественных отношений и применяются неоднократно;

б) индивидуальные (административные), устанавливающие и регулирующие конкретные правонарушения (решение суда, приказ директора об увольнении и т. д.).

Основными актами административно-правового управления являются следующие.

Постановление – решение, имеющее нормативный характер и касающееся многих сфер деятельности экономики, управления, социальной сферы и т. д.

Распоряжение — решение оперативных и других текущих вопросов, как правило, частного характера. Оно может издаваться не только первым руководителем, но и другими должностными лицами в пределах их компетенции.

Приказ — акт управления, издаваемый руководителем организации, а в его отсутствие — заместителем. Основанием для приказа являются постановления и распоряжения правительства, вышестоящих организаций, трудовое законодательство и др.

Я почти никогда не давал подробных наставлений моим генералам; я просто приказывал им победить. Наполеон I

Инструкция — нормативный акт, содержащий правила общего характера, определяющие порядок деятельности в конкретной области управления. Инструкции могут иметь отраслевой и межотраслевой характер.

Местные инструкции, действующие в пределах данной организации, делятся на должностные, методические и рабочие.

Должностные инструкции определяют содержание и порядок работы исполнителя, устанавливают круг его функций.

Методические инструкции излагают порядок, методы и формы выполнения некоторой обычно сложной работы.

Рабочие инструкции содержат указания относительно порядка и способов выполнения определенной работы, обычно более локального характера, чем та, которая описывается методической инструкцией.

Положение регламентирует состав и объем функций, выполняемых отдельным самостоятельным органом или подразделением органа управления.

Методические указания аналогичны по объекту и объему описания методической инструкции, но в отличие от нее носят рекомендательный характер.

Правила разрабатываются с целью обеспечения единообразия и верности действия по отношению к установленному критерию. Область их действия по сравнению с инструкциями более проста, например, правила обмена некачественного товара, правила составления документа и т. д.

Государственная регистрация организаций, юридических и физических лиц, занимающихся определенным видом деятельности, представляет собой признание их права заниматься обозначенным видом деятельности. Государственную регистрацию осуществляют органы местного самоуправления. Регистрируя субъект хозяйствования, государство берет его под свою защиту, принимает на себя обязанность по созданию нормальных условий для такой деятельности и ее государственной поддержке.

Лицензирование как нормативно-правовой метод управления является способом защиты субъектов хозяйствования от действий непрофессиональных участников, форма контроля государства за той или иной деятельностью. Лицензирование можно определить как вид государственной деятельности в лице его уполномоченных органов, направленной на признание (узаконение) за субъектом хозяйствования права заниматься тем или иным видом производства, и его защиту. Другая сторона, в свою очередь, обязуется действовать в рамках полученного разрешения и выполнять иные обязательства, вытекающие из лицензии. Объектом лицензирования выступает «право на осуществление» того или иного вида деятельности, рода занятий.

Стандартизация– метод управления, заключающийся в установлении и применении норм и правил к экономико-управленческим процессам. Стандартизация имеет общегосударственное значение, поскольку она обеспечивает безопасность продукции, работ, здоровья и имущества граждан, техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции; единство измерений; экономию ресурсов; повышение энергоэффективности и снижение энерго- и материалоемкости продукции и услуг.

Сертификация- метод регулирования деятельности организации, заключающийся в подтверждении определенными органами и субъектами хозяйствования соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *