Информационное письмо 50

В соответствии с законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ обязанность по регистрации личного кабинета (ЛК) на Интернет-портале Росфинмониторинга (РФМ) и представлению отчетности, в том числе ежеквартальной отчетности, в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) возлагается на ВСЕ, без исключения, организации и индивидуальных предпринимателей (ИП), полный перечень которых установлен ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФЗ № 115). Рассмотрим этот вопрос подробнее с учетом действующего законодателсьтва РФ в сфере ПОД/ФТ.

В соответствии с пп. 6-7 п. 1 ст. 7 ФЗ № 115 организации и индивидуальные предприниматели (ИП), полный перечень которых установлен ст. 5 ФЗ № 115, (далее — поднадзорные организации в сфере ПОД/ФТ) обязаны:

  • применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, незамедлительно, но не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня размещения на Интернет-сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень террористов), либо со дня размещения на Интернет-сайте Росфинмониторинга решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень;
  • незамедлительно проинформировать о принятых мерах Росфинмониторинг;
  • не реже чем 1 (одного) раз в 3 (три) месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг в виде «ежеквартального» формализованного электронного сообщения или отчета в виде электронного сообщения (далее — ФЭС или ОЭС). Для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (далее — НФО) ежеквартальный отчет в виде ФЭС представляется в РФМ не позднее 3 (трех) рабочих дней, а для иных поднадзорных организаций в сфере ПОД/ФТ не позднее 5 (пяти) рабочих дней после дня окончания проведения проверки.

При этом полный Перечень террористов размещается ТОЛЬКО в личном кабинете поднадзорной организации в сфере ПОД/ФТ на Интернет-портале Росфинмониторинга.

Порядок направления указанных выше сведений, в том числе ежеквартального отчета в виде ФЭС, в Росфинмониторинг для поднадзорных организаций в сфере ПОД/ФТ (кроме кредитных организаций и НФО) устанавливается Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям», а для кредитных организаций и НФО (профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов (КПК), в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК), микрофинансовых организаций (МФО), обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), ломбардов) Указанием Банка России от 19.09.2013 № 3063-У «О порядке информирования кредитными организациями уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества» и Указанием Банка России от 15.12.2014 № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», соответственно.

Отметим, что проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (по Перечню террористов) должна проводиться в поднадзорной организации в сфере ПОД/ФТ при каждом обновлении Переченя террористов в ЛК на Интернет-портале РФМ. Однако, сам отчет в виде ФЭС о результатах такой проверки представляется в РФМ не реже 1 (одного) раза в 3 (три) месяца.

Обращаем внимание, что квартальный отчет в виде ФЭС представляется в РФМ вне зависимости от осуществления или неосуществления деятельности, а также количества клиентов (даже в случае отсутствия клиентов).

Ключевым критерием представления квартального отчета в виде ФЭС в РФМ является отнесение организации или индивидуального предпринимателя (ИП) к поднадзорным организациям в сфере ПОД/ФТ, полный перечень которых определен в ст. 5 ФЗ № 115.

В случае непредставления ежеквартальных отчетов в виде ФЭС в РФМ по настоящее время поднадзорным организациям в сфере ПОД/ФТ необходимо подготовить и направить соответствующие отчеты в РФМ через ЛК за все предыдущие отчетные периоды начиная с 30 июня 2013 года (для организаций) и с 31 июля 2013 года для ИП.

В этом случае можно снизить до минимума риск привлечения поднадзорной организации в сфере ПОД/ФТ к административной ответственности в виде штрафа.

Дополнительные разъяснения по вопросам формирования и представления квартального отчета в виде ФЭС в РФМ можно найти в Информационном письме Росфинмониторинга №52 от 13.05.2016 «О порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций».

Отсутствие у поднадзорной организации в сфере ПОД/ФТ зарегистрированного личного кабинета на Интернет-портале Росфинмониторинга и/или невыполнение обязанностей, предусмотренных пп. 6-7 п. 1 ст 7 ФЗ № 115, влечет административную ответственность согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа до 100 тыс. руб.

ЮК «ДЕКАРТ» предлагает своим клиентам следующие услуги в сфере ПОДФ/ФТ, связанные с представлением сведений в Росфинмониторинг:

  • подключение личного кабинета (ЛК) на Интернет-портале Росфинмониторинга (РФМ);
  • постановка организаций и ИП на специальный учет в Росфинмониторинг и Пробирную палату РФ;
  • подготовка ежеквартальных отчетов в виде ФЭС;
  • консультации по работе с ЛК на Интернет-портале РФМ, формированию сообщений (отчетов) в виде ФЭС и их представлению в РФМ;
  • оформление квалифицированной электронной подписи (ЭП) для подписания сообщений в виде ФЭС в ЛК на Интернет-портале РФМ;
  • комплексное юридическое сопровождение в сфере ПОД/ФТ.

Если вас заитересовали наши услуги в сфере ПОД/ФТ или просто нужна консультация по вопросам выполнения законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, оставьте заявку, и сотрудники ЮК «ДЕКАРТ» свяжутся с вами в самое ближайшее время.

Банк России сможет взыскать штраф в размере до 0,1 процента капитала, но не менее 100 тысяч рублей, а если его предписание не исполнено в срок или нарушения создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), штраф повышается до 1 процента капитала, но должен составить не менее одного миллиона рублей. В случае регулярных и масштабных нарушений кредитная организация, как и ранее, может поплатиться собственной лицензией.

До сих пор диапазон штрафов в зависимости от вида лицензии составлял от 90 тысяч до 1 миллиона рублей (с привязкой к минимальному размеру уставного капитала) либо от 900 тысяч до 10 миллионов рублей (с привязкой к размеру оплаченного уставного капитала). Они не перекрывали выгоды от вовлеченности в сомнительные операции, отмечалось в проекте закона: в первом полугодии 2017 года назначенные штрафы были более чем в 4 тысячи раз меньше объема нелегального вывода средств за рубеж и обналичивания.

«Как таковой выгоды от проведения сомнительных операций банки могут и не получать, являясь лишь звеном в цепочке вывода и обналичивания денежных средств, — отмечает юрист практики имущественных и обязательственных отношений НЮС «Амулекс» Виктория Соколова. — Тем не менее законодательство устроено так, что регулярное участие банка в схемах, пусть даже в виде звена в цепочке вывода денег, рано или поздно влечет штрафы для банка. Именно поэтому банки тщательно фильтруют операции клиентов по счетам в попытке выявить «схему».

Перевод денег за рубеж — одна из операций клиентов, которая должна вызывать подозрения у банков

Как поясняет Соколова, к числу наиболее распространенных операций клиентов, которые могут и должны вызывать подозрения у банков, относятся перевод денежных средств за рубеж (даже за оказание туристических услуг); зачисление в течение небольшого периода крупных сумм на счет, по которому не было операций в последние три месяца; использование счета для получения средств с последующим снятием наличных, в том числе с использованием платежных карт, с последующим закрытием счета либо прекращением по нему операций; переводы со счетов организаций на карты физлиц.

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 17 июня 2019 г. N ИН-06-59/50

О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ
ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ ГРАЖДАНИНУ
ПРЕДМЕТ ИПОТЕКИ

Банк России в рамках мероприятий по осуществлению поведенческого надзора за деятельностью финансовых организаций провел анализ процедур взыскания задолженности по кредитным договорам (договорам займа), которые заключены с физическими лицами в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой (далее — договоры потребительского кредита (займа), обеспеченные ипотекой), и по итогам проведенного анализа сообщает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 61 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон N 102-ФЗ) в редакции, вступившей в силу 25.07.2014, если предметом ипотеки, на который обращается взыскание, является принадлежащее залогодателю — физическому лицу жилое помещение, переданное в ипотеку в обеспечение исполнения заемщиком — физическим лицом обязательств по возврату кредита или займа, предоставленных для целей приобретения жилого помещения, обязательства такого заемщика — физического лица перед кредитором — залогодержателем прекращаются, когда вырученных от реализации предмета ипотеки денежных средств либо стоимости оставленного залогодержателем за собой предмета ипотеки оказалось недостаточно для удовлетворения всех денежных требований кредитора — залогодержателя, с даты получения кредитором-залогодержателем страховой выплаты по договору страхования ответственности заемщика и (или) по договору страхования финансового риска кредитора. При этом в случае признания страховщика банкротом обязательства заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем прекращаются с даты реализации предмета ипотеки и (или) оставления кредитором — залогодержателем предмета ипотеки за собой.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 23.06.2014 N 169-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон N 169-ФЗ) возникшие до 25.07.2014 обеспеченные ипотекой обязательства, по которым на указанную дату не были заключены договоры страхования ответственности заемщика и для исполнения которых залогодержатель после 25.07.2014 оставляет за собой предмет ипотеки, которым является принадлежащее залогодателю жилое помещение, прекращаются в порядке, установленном пунктом 5 статьи 61 Закона N 102-ФЗ, без учета изменений, внесенных Законом N 169-ФЗ.
Редакция пункта 5 статьи 61 Закона N 102-ФЗ без учета изменений, внесенных Законом N 169-ФЗ, предусматривает полное погашение задолженности по обеспеченному ипотекой обязательству и прекращение указанного обязательства в случае, если залогодержатель в порядке, установленном Законом N 102-ФЗ, оставляет за собой предмет ипотеки, которым является принадлежащее залогодателю жилое помещение, а стоимости жилого помещения недостаточно для полного удовлетворения требований залогодержателя. Указанные последствия распространяются на ситуации, при которых размер обеспеченного ипотекой обязательства был меньше или равен стоимости заложенного имущества на момент возникновения ипотеки.
При этом в нарушение нормы пункта 5 статьи 61 Закона N 102-ФЗ отдельные кредиторы продолжают взыскивать остаток задолженности по договорам потребительского кредита (займа), обеспеченным ипотекой, несмотря на полное прекращение обязательств заемщиков по таким договорам.
Несоблюдение кредиторами перечисленных положений закона, как представляется, нарушает права и охраняемые законом интересы заемщиков — физических лиц, приводит к необоснованному увеличению долговой нагрузки и объема просроченных обязательств заемщиков — физических лиц. Во избежание нарушения прав заемщиков — физических лиц в рамках взыскания задолженности по договорам потребительского кредита (займа), обеспеченным ипотекой, Банк России рекомендует кредиторам:
проанализировать имеющиеся на балансе обязательства заемщиков — физических лиц по договорам потребительского кредита (займа), обеспеченным ипотекой, по которым состоялось обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество, с целью выявления нарушений пункта 5 статьи 61 Закона N 102-ФЗ (в том числе в редакции, действовавшей до 25.07.2014);
при выявлении нарушений пункта 5 статьи 61 Закона N 102-ФЗ — прекратить взыскание задолженности по соответствующим потребительским кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, рассмотреть возможность возврата заемщикам денежных средств, взысканных кредитором после даты возникновения обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 61 Закона N 102-ФЗ (в том числе в редакции, действовавшей до 25.07.2014), исправить кредитные истории физических лиц, направив соответствующие сведения в бюро кредитных историй в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях»;
довести до сотрудников и иных лиц, непосредственно осуществляющих взыскание просроченной задолженности по договорам потребительского кредита (займа), обеспеченным ипотекой, от имени и (или) в интересах кредиторов, информацию о положениях пункта 5 статьи 61 Закона N 102-ФЗ (в том числе в редакции, действовавшей до 25.07.2014) и указать на необходимость руководствоваться этими положениями в своей работе.
Кроме того, Банк России отмечает наличие иных подходов, применяемых кредиторами при обращении взыскания на недвижимое имущество, выступающее предметом залога по договорам потребительского кредита (займа). В частности, ряд кредиторов завершают процедуры взыскания остатка задолженности по договорам потребительского кредита (займа), обеспеченным ипотекой, после прекращения права собственности залогодателя на предмет ипотеки, произошедшего в результате обращения взыскания, даже в случаях, когда исходя из положений законодательства Российской Федерации обязательства заемщика — гражданина перед кредитором не являются прекращенными.
Банк России рассматривает такие действия отдельных кредиторов в качестве наилучшей практики и предлагает всем кредиторам принять во внимание указанную практику, рассмотрев возможность завершения процедуры взыскания остатка задолженности граждан по потребительским кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, при прекращении права собственности залогодателя на предмет ипотеки в результате обращения взыскания, несмотря на отсутствие всех обстоятельств, с которыми пункт 5 статьи 61 Закона N 102-ФЗ связывает прекращение обязательств.
Настоящее письмо подлежит опубликованию на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Первый заместитель
Председателя Банка России
С.А.ШВЕЦОВ

Росфинмониторингом разъяснены вопросы, касающиеся действия законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей ювелирной отрасли (Информационное письмо Росфинмониторинга от 10.02.2016 N 50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли»)
Даны ответы на следующие вопросы, в том числе:
— какие организации и индивидуальные предприниматели ювелирной отрасли являются субъектами Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
— должна ли организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, встать на учет в Росфинмониторинг;
— как правильно сформировать сообщение об операции скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
— требуется ли идентификация покупателя ювелирных изделий, стоимость которых менее 15 000 рублей;
— что делать, если клиент в магазине отказывается предоставить свои паспортные данные;
— следует ли представлять в Росфинмониторинг сведения о возврате ранее отгруженных в рамках договора купли-продажи ювелирных изделий;
— подлежат ли обязательному контролю сделки по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в рамках договоров комиссии;
— подлежат ли обязательному контролю сделки по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в рамках агентского договора;
— предусмотрена ли ответственность за непредставление (представление с нарушением срока) информации об операциях, подлежащих контролю, в Росфинмониторинг.

Росфинмониторинг ведет и обновляет «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» с момента своего создания в 2001 году. Сегодня в списке «экстремистов» и «террористов» уже девять с половиной тысяч россиян, 418 иностранцев и 602 организации из России и других стран.

Банковские счета и аккаунты в системах электронных платежей и сейчас могут быть заблокированы без решения суда — сразу после возбуждения уголовного дела, но в Росфинмониторге предлагают пойти дальше и законодательно разрешить силовикам блокировку счетов на основании одного только подозрения.

В августе 2018 года на пике кампании по уголовному преследованию за «экстремизм» в соцсетях разработчик Иван Шукшин запустил сайт со скриптом, который отслеживает все обновления в перечне Росфинмониторинга. На сайте есть раздел с необычными и курьезными данными: так, у десяти «террористов» в списке нет даты рождения; самый молодой «экстремист» — 17-летний Евгений Драпченко из Ессентуков, самая пожилая «экстремистка» — 85-летняя жительница Владивостока Елена Зайщук.

График роста численности «экстремистов» и «террористов» в списке Росфинмониторинга с сайта Шукшина. Снижение числа «экстремистов» начинается с октября 2018 года, когда Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о частичной декриминализации статьи 282 УК.

Через год, в июле 2019-го, у Шукшина появился телеграм-канал, в котором автоматически публикуются все изменения в перечне. В нем удобно отслеживать случаи удаления и повторного внесения в список данных одного и того же человека; чаще всего это связано с незначительными правками — опечатками в имени, уточнением места или даты рождения и так далее.

«Вначале я следил по-простому, за уникальными строчками в реестре. В первом же обновлении я увидел, что пропала строчка с «экстремистом» Саидовым и появилась новая, с «террористом» Саидовым, у которого те же ФИО, дата и место рождения. Стало ясно, что в реестре иногда редактируют строки, — рассказывает Шукшин. — Если при обновлении реестра из реестра был удален человек с определенным ФИО и одновременно добавлена строка с таким же ФИО, но чуть другими данными (дата или место рождения, отметка экстремист-террорист), я делаю вывод, что это просто отредактировали строчку реестра. Или если из реестра пропал человек с определенным ФИО, но появился человек с тем же днем рождения и ФИО, отличающимся на менее, чем десять символов, тоже считаю это редактированием».

Используя инструменты Шукшина, «Медиазона» подсчитала, что за последний год сотрудники Росфинмониторинга правили уже внесенные в перечень данные 228 раз. Часто редактирование записей связано с довольно комичными ошибками. Включенную в список террористов Залину Балагадашову из Баку пришлось удалять и вносить заново, когда Росфинмониторинг выяснил, что Баку находится не в Дагестане, а в Азербайджане; у кого-то перепутали цифру в дате рождения, другим букву «е» в имени решили заменить на «ё».

«Обычно меняют место рождения, ФИО — реже, дни рождения — еще реже, — отмечает сам разработчик сервиса и вспоминает пример. — Абдурахимов Шахриер Умедович. Ему исправили одну букву «е» на «ё» 6 мая 2019 года. И при этом не указали предыдущий вариант написания в скобочках, как у других. Лишь спустя пять месяцев, 3 октября, сделали ему двойное написание».

Скриншот с сайта «Обновления в списке экстpемистов и теppористов»; звездочка обозначает «сведения о причастности к терроризму».

Больше всего исправлений досталось сибиряку Семену Негрецкулову, который впервые попал в перечень Росфинмониторинга в октябре 2018 года — через несколько месяцев после обыска по делу о «экстремистских» картинках из «ВКонтакте», в том числе, карты «Великой Финляндии». Музыкант, увлекавшийся экстремальным металом, называл себя «единственным в Сибири специалистом в области балтийско-финской филологии» и писал песни на финском языке.

«6 у меня изъяли паспорт, изъяли билет до Москвы, — рассказывал Негрецкулов «Граням». — Какой у меня статус, я не знаю. Обращался к правозащитникам — правозащитники требуют документ. У меня кроме протокола изъятия больше вообще ничего нет».

В январе 2018 года музыкант уехал из России: по его словам, сначала он пробирался лесами по Красноярскому краю, потом — ехал автостопом до Москвы и Петербурга, наконец, сибиряк перешел эстонскую границу и сдался полиции; теперь он живет в Эстонии.

С 5 октября 2018 года статус Негрецкулова в списке Росфинмониторинга менялся рекордные 23 раза: 11 раз его объявляли «террористом» и 12 раз — «экстремистом»; экстремистом он считается и сейчас. При этом в процессе правок имя Семен ни разу не было написано через «ё».

Редактор: Дмитрий Ткачев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *