Информация о налогоплательщике

Предоставление налоговыми органами информации о налогоплательщиках

Большой объем быстрообрабатываемой информации о налогоплательщиках — юридических и физических лицах, накопленный в процессе ведения налоговыми органами государственного реестра налогоплательщиков, в виде баз данных на магнитных носителях, с обязательным документальным подтверждением каждого реквизита, вызывает повышенный спрос на такую информацию со стороны как правоохранительных и контролирующих органов, так и рядовых граждан и организаций. Однако следует обратить внимание на то, что налоговые органы не являются собственниками указанной информации и поэтому не могут распоряжаться ею по своему усмотрению. Налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденциальность сведений о налогоплательщиках.

В настоящий момент предоставление информации о налогоплательщиках налоговыми органами регламентируется требованиями законодательства Российской Федерации, в частности Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; Налоговым кодексом Российской Федерации; Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков». Правила предоставления информации и обязанности налоговых органов в этих вопросах определены во внутриведомственных инструкциях и письмах Министерства РФ по налогам и сборам.

Особо следует отметить, что передача баз данных налоговыми органами частным лицам, сторонним организациям, включая правоохранительные органы, действующим законодательством не предусмотрена.

Порядок взаимодействия налоговых органов с правоохранительными и контролирующими органами подробно изложен в Письме Госналогслужбы России от 17 июня 1998 г. N КВ-6-24/356 «О предоставлении информации по запросам сторонних организаций». В соответствии с указанным Письмом предоставление информации осуществляется на основании письменных мотивированных запросов с обязательной ссылкой на действующее законодательство. Запросы, поручения и просьбы о предоставлении информации в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, соглашениями и приказами, или не получившие подтверждения МНС России, исполнению не подлежат. Действующее законодательство предусматривает ответственность за нарушение режима и правил предоставления информации.

Сведения о налогоплательщиках, не относящиеся к разряду конфиденциальной информации, могут быть предоставлены частным лицам и организациям.

Статьей 102 Налогового кодекса РФ определен перечень сведений о налогоплательщиках, не составляющих налоговую тайну. К ним относятся сведения: разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном фонде (уставном капитале) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Однако при предоставлении сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах следует проявлять особую осторожность с тем, чтобы не вступить в противоречие с нормой, предусмотренной ст.23 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства», так как нарушение может быть совершено по неосторожности либо обусловлено действиями не организации в целом, а лишь отдельного ее должностного лица.

Указанным выше Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков» определен перечень сведений, предоставляемых налогоплательщикам. Согласно п.10 Правил ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных данным документом, включенная в реестр информация предоставляется бесплатно налогоплательщикам (сведения о них) — в полном объеме один раз в год по письменному заявлению при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также гражданам и организациям — о перечне идентификационных номеров налогоплательщиков, открытом для публикации. Пунктом 11 предусмотрено, что включенная в реестр информация предоставляется налогоплательщикам (сведения о них) за плату — при повторном обращении в течение одного календарного года либо при обращении в налоговый орган за повторной выдачей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты, а также гражданам и организациям — при обращении с запросом об идентификационном номере конкретного налогоплательщика. Обращаем внимание, что порядок оказания платных услуг по информационному обслуживанию налогоплательщиков налоговыми органами до настоящего времени не разработан.

Особый порядок предоставления информации определен для иностранных организаций и иностранных граждан. Согласно п.4 Письма Госналогслужбы России «О предоставлении информации по запросам сторонних организаций» предоставление служебной информации иностранным организациям и иностранным гражданам, не зарегистрированным в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, не допускается.

Информационное взаимодействие в рамках международного сотрудничества является прерогативой Министерства РФ по налогам и сборам и осуществляется Управлением международных связей и взаимодействия с налоговыми органами стран СНГ этого министерства.

В целях развития и совершенствования информационно — разъяснительной работы среди налогоплательщиков, расширения контактов с населением и общественностью, оперативного реагирования на вопросы налогоплательщиков в отделе информации и общественных связей Госналогинспекции по г. Москве создана информационно — справочная служба (телефон 957-64-10). Функционирует общедоступный сервер ГНИ по г. Москве с электронным адресом www.gni.mos.ru. Адрес E-mail Государственной налоговой инспекции по г. Москве gni7700@nalog.rospac.ru.

В дополнение к вышесказанному хотелось бы дать ряд рекомендаций по составлению запросов в налоговые органы о предоставлении информации. Чтобы облегчить работу сотрудников налоговых органов по идентификации разыскиваемых Вами организаций и, как следствие, сократить сроки обработки запроса, рекомендуется указывать в запросе максимум имеющейся у Вас информации. Особенно важно указать следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика (обязателен к указанию в платежных документах), код ОКПО, номер государственной регистрации (в обязательном порядке должен быть зафиксирован на оттиске печати). Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) либо код ОКПО, либо номер и дата государственной регистрации и наименование регистрирующего органа позволяют однозначно определить разыскиваемую организацию. Любая другая информация значительно повышает вероятность успешной идентификации.

Не следует пренебрегать описанием причины розыска организации и ссылками на соответствующие статьи действующего законодательства, что позволит сэкономить время сотрудников налоговых органов на определение правомочности предоставления запрашиваемой информации.

Следует также обратить внимание на то, что при составлении запроса в налоговые органы довольно часто забывают указать обратный адрес, что затрудняет (либо делает невозможным) отправку ответа.

Д.Ю.Сальников

ГНИ по г. Москве

Какая ответственность за непредоставление сведений

В том случае, когда налоговое законодательство обязывает сообщать налоговому органу определенные сведения, невыполнение или несвоевременное выполнение этой обязанности грозит штрафом. В общем случае его размер – 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Если же такое правонарушение будет допущено повторно в течение календарного года, штраф составит уже 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Случаи, когда лицо обязано предоставлять информацию о налогоплательщике налоговым органам, содержатся, в частности, в ст. 85 НК РФ.

К примеру, органы, ответственные за кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество должны сообщать информацию о расположенной на подведомственной им территории недвижимости и ее владельцах, а органы, регистрирующие транспорт — о транспортных средствах и их владельцах. Делать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять такие сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).

Кроме того, налоговые органы могут, например, затребовать у контрагента налогоплательщика и иных лиц документы, которые касаются деятельности такого налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). За отказ представить истребуемые документы или за непредставление их в установленные сроки грозит штраф с организации или ИП в размере 10 000 рублей, а с физлица, не являющегося ИП, – 1 000 рублей (п. 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ).

Несдача в установленный срок Расчета 6-НДФЛ рассматривается также как правонарушение, выразившееся в непредставлении налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Поэтому если работодатель (в данном случае налоговый агент) не сообщит вовремя в налоговую о суммах исчисленного и удержанного НДФЛ с работников (налогоплательщиков), штраф составит 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления Расчета (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

НК РФ предусмотрены и иные виды и случаи ответственности для лиц, обязанных представлять информацию о налогоплательщике и не выполнивших такую обязанность.

ИФНС вправе потребовать документы вне проверки

— Необходимо обосновать, что запрошенная расшифровка телефонных переговоров не имеет отношения к расчету и уплате налогов. Например, если директор вел переговоры со своего личного номера и компания не учитывала затраты на мобильную связь при расчете налога на прибыль. — Получили из налоговой требование представить информацию по сделке с одним из новых контрагентов. Инспекторы запросили информацию о том, какие товары мы покупали и как их доставляли, а также другие подробности поставки.

Может ли налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по НДС запрашивать первичные документы?

Поэтому требования ИФНС представляются правомерными. В отношении НДС обращаем внимание, что с 1 января 2015 года вступили в силу новые положения НК РФ о проведении камеральной проверки по данному налогу. Согласно пункту 8.1 статьи 88 НК РФ инспекторы вправе истребовать документы (счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операции), если при проверке выявлены: противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС; несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС сведениям, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком или лицом, обязанным представлять декларации по НДС; несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС сведениям об указанных операциях, которые содержатся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур Также в ходе камеральной проверки по НДС налоговики вправе осматривать территории и помещения.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. В свою очередь, согласно пункту 1 Статьи 54 НК РФ, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистро в бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Статьей 93 НК РФ установлено право налоговых органов истребовать необходимые для проверки документы.

Органы, обязанные предоставить информацию о налогоплатильшике: понятия виды их обязанности.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Налоговые органы обязаны:1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах;5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;6) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;7) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;8) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;9) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Органы, обязанные предоставить информацию о налогоплательщике: понятие, виды, их обязанности

Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков

1. Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.

2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

3. Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

5. Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

6. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.

7. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

8. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

9. Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *