Инфраструктура электронного правительства

Библиографическое описание:

В наш век высоких технологий, когда практически весь документооборот перенесен на электронные носители, закономерно появление и развитие электронного правительства. Суть электронного правительства состоит в использовании виртуального пространства для совершенствования моделей оказания услуг и повышения эффективности функционирования органов власти и государственных учреждений. Создание национальных «электронных правительств» в постиндустриальных странах происходит в русле глубокого реформирования всей системы государственного управления. В наибольшей степени в осуществлении таких проектов преуспели страны Европейского Союза и Северной Америки, где правительства хотят и могут себе позволить тратить немалые средства на информатизацию управления государством. Опыт этих стран показал, что при стабильном финансировании и эффективном менеджменте эта инициатива способна в короткие сроки окупить затраченные средства. При этом граждане получают реальный шанс участвовать в диалоге с властью, влиять на принятие решений и выдвигать собственные инициативы, получать детальную информацию о работе государственных структур и осуществлять контроль за их деятельностью.

Применение успешных практик реализации концепций электронного правительства зарубежных стран является одним из инструментов достижения целей эффективного электронного правительства России. Ведь, несмотря на всю свою важность, в России только 38 федеральных органов исполнительной власти из 64 представили в министерство планы по переходу на оказание государственных услуг в электронном виде. Из них 13 не оказывают гражданам государственных услуг и не имеют государственных функций в электронном виде, остальные пока не готовы к электронному правительству .

В первую очередь, это связанно с проблемами формирования законодательства в сфере перехода к электронным государственным услугам. В российском законодательстве по-прежнему не определен правовой статус электронного документа и связанных с ним процедур так, чтобы электронный документ мог выполнять все функции традиционного документа. Хотя закон «Об электронном документе» был внесен в Государственную Думу еще в декабре 2000 г. (проект Федерального закона № 39828–8), он до сих пор не вышел на стадию утверждения. Между тем аналогичный закон в Республике Беларусь был принят в 2009 г., а в Республике Казахстан — в 2003 г.

Однако в области законодательства есть и свои значительные достижения. В ноябре 2009 г. появился «План перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде», в который были включены 73 базовые государственные услуги, которые к 2015 г. необходимо перевести в электронный вид, а в 2010 г. была завершена работа над долгосрочной государственной программой «Информационное общество 2011–2018». Были приняты два важнейших закона: ФЗ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ФЗ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» которыми регулируются предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Кроме того, вышло множество постановлений и распоряжений Правительства РФ, которые регулируют самые разные аспекты межведомственного электронного взаимодействия.

Стоит отметить так же, что рядовой гражданин не совсем понимает суть и значение электронного правительства. По данным Фонда общественного мнения, реально к государственным услугам в интернете прибегают лишь около 6 % населения, причем наиболее популярными услугами являются вызов врача или запись на приём в поликлинику. Так же отмечено, что основными причинами, по которым у людей нет желания пользоваться электронными госуслугами, являются недостаток навыков или возможности работы с компьютером и интернетом, а также отсутствие такой необходимости. Подобные мотивы шире распространены среди людей старшего возраста. Поэтому очевидно, что среди желающих в будущем использовать данные услуги преобладают молодые, в качестве причин своей заинтересованности чаще отмечая удобство, доступность и простоту использования, возможность сэкономить время и не стоять в очередях. Наличие у 18–35-летних опыта пользования интернетом в сочетании с потребностью рационализировать личное время является мотивом к использованию государственных услуг через интернет .

Для повышения востребованности электронных услуг необходима очень тщательная и выверенная стратегия работы с такими гражданами, и особенно с теми, кто, в общем доверяет органам власти и не слишком часто посещает государственные учреждения. Именно у представителей этой группы в настоящее время интерес к электронному правительству выше. Именно у них следует формировать позитивную связку «ожидаемая польза от электронного правительства — легкость освоения новых навыков», а также формировать доверие к техническим аспектам новой системы. В этом случае электронное правительство если и не обеспечит перехода к идеальной бюрократии, то позволит к ней приблизиться. Преимущества «электронного правительства» очевидны: упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти.

Можно выделить ряд актуальных задач, стоящих в повестке дня дальнейшего развития «электронного правительства» в России.

  1. Переход к более высоким стадиям электронного правительства, взаимосвязь электронного государственного управления с характером административных реформ, большая ориентация на нужды граждан как потребителей государственных электронных услуг.

  2. Улучшение электронного документооборота и обмена информацией внутри органов исполнительной власти, особенно по линии «центр — регионы — органы местного самоуправления — организации гражданского общества».

  3. Организация непрерывного обучения госслужащих и введения этого критерия в результаты периодической аттестации, предусмотренной законом.

  4. Унификация страниц государственных учреждений в Интернете, с тем чтобы гражданам было легче воспринимать ту информацию, которая в них есть.

  5. Формирование национальных стандартов доступности электронного правительства.

  6. Создание административных регламентов, чтобы заявитель понимал, что происходит с его документом.

  7. Повышение компьютерной грамотности населения страны .

Модель «электронного правительства» привлекательна для тех стран и культур, в которых государство воспринимается как социальная структура, обслуживающая интересы граждан. Российская же политическая культура базируется на укоренившемся в патерналистском стереотипе восприятии государства. Однако, несмотря на эту и другие национальные особенности политических культур, все государства имеют достаточно стандартный набор обязанностей перед обществом. Ценность электронного правительства заключается именно в конкретной пользе для граждан и бизнеса — в сокращении издержек, в сокращении затрат времени граждан, времени и денег бизнесменов и в той добавленной стоимости, которые дают эти системы для общества. Следовательно, проект электронного правительства будет успешным тогда, когда станет приносить реальную пользу гражданам, обществу и государству. Электронное правительство имеет целый ряд базовых преимуществ, делающих его частью глобальной социально-технологической парадигмы нового века, и решение его текущих проблем применения сделает его наиболее «дружественным» к гражданам РФ, что, возможно, послужит шагом к восстановлению доверия народа к власти .

Литература:

  1. Алексеева Ю. А. Количественная оценка взаимодействия правительства субъектов РФ с населением посредством систем электронного правительства// Вестник Астраханского технического университета. — 2007. — № 4. — С 212–215

  2. Болдырева Е. П. Выявление и экспертная оценка проблемных вопросов электронного правительства // Информационная безопасность регионов. — 2012. — № 1. — С. 83–87

  3. В тридевятом царстве, в электронном государстве // Пресс-релиз Фонда «Общественное Мнение», 2011. 13 июля . — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_080711 (дата обращения — 17.10.2012)

  4. Дьякова Е. Г. Переход к электронному правительству как процесс институциональной адаптации// Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2011. — № 11. — С 234–252

  5. Зайко А. Русь электронная // Энергия промышленного роста — 2009 — № 3 — . — Режим доступа: http://www.epr-magazine.ru/prompolitics/maintheme/cyber_russ/ (дата обращения — 17.10.2012)

  6. Ирхин Ю. В. «Электронное правительство» как форма интерактивной коммуникации между органами власти и гражданами// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2009. — № 1. — С. 160- 174

  7. Красильникова Е. В. Экономические издержки и результаты реализации концепции электронного правительства в России// Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2010. — № 3. — С 18–27

  8. Сединкин М. А. Возможности применения зарубежного опыта формирования электронного правительства в России// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия1: Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2011. — № 3. — С 349–360

  9. Шадаев М. И. Внедрение электронного правительства: первые итоги и новые задачи // Информационное общество. -2007. — № 1–2. — С. 25–27.

Организацию подключения в 2019-2020 гг. социально значимых учреждений к скоростному Интернету планируется проводить на конкурсной основе «по макрорегионам», которые будут утверждены после формирования итогового перечня всех учреждений, требующих подключения. Это следует из письма, которое Минкомсвязь направила в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (есть в распоряжении D-Russia.ru).

В соответствии с федеральным проектом «Информационная инфраструктура» запланировано подключение к Интернету в малочисленных населённых пунктах медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, средних школ, пожарных частей, пожарных постов и участковых пунктов полиции, территориальных органов Росгвардии и подразделений (органов) войск национальной гвардии, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Министерство планирует заключение трёхлетних контрактов с победителями конкурсов на развертывание инфраструктуры связи в «макрорегионах» в 2019-2020 годах.

Предоставление услуги доступа к сети Интернет должно быть обеспечено до конца 2024 года в соответствии с план-графиком реализации мероприятий федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (в настоящее время программа находится на доработке и пока официально не опубликована).

Главным распорядителем средств бюджета в части реализации мероприятий является Минкомсвязь.

Итоговый график подключения учреждений будет определен после выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», сказано в письме.

Подключение планируется посредством беспроводного ШПД по технологии LTE, волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) или, в труднодоступной местности, по спутниковой связи. Школы будут подключены по ВОЛС или спутниковой связи.

Из проекта национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (планы мероприятий на 2019-20 гг.)

Создание инфраструктуры передачи данных для медицинских и образовательных организаций

Медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения подключены к сети «Интернет» в рамках заключённых государственных контрактов.

Срок реализации: 31.12.2019

Ответственный исполнитель: Минкомсвязь России, Минздрав России, ПАО «Ростелеком».

11 333 фельдшерско-акушерским пунктам (ФАП), в соответствии с перечнем ФАП, сформированным Минкомсвязью России совместно с Минздрав России, оказаны типовые цифровые услуги по сервисной модели, перечень которых представлен Минкомсвязью России.

Срок реализации: 31.12.2019

Ответственный исполнитель: Минкомсвязь России, Минздрав России, организации, отобранные по конкурсу, или организация, определенная актом Правительства Российской Федерации.

16 000 образовательных организаций государственной и муниципальной систем образования (накопленным итогом), перечень которых сформирован Минкомсвязью России совместно с Минпросвещения России, оказаны типовые цифровые услуги по сервисной модели (перечень услуг представлен Минкомсвязью России).

Срок реализации: 31.12.2019

Ответственный исполнитель: Минкомсвязь России, Минпросвещения России, организации, отобранные по конкурсу, или организация, определенная актом Правительства Российской Федерации.

22 666 ФАП (накопленным итогом), в соответствии с перечнем ФАП, сформированным Минкомсвязью России совместно с Минздравом России, оказаны типовые цифровые услуги по сервисной модели, перечень которых представлен Минкомсвязью России.

Срок реализации: 31.12.2020

Ответственный исполнитель: Минкомсвязь России, Минздрав России, организации, отобранные по конкурсу, или организация, определенная актом Правительства Российской Федерации.

32 000 образовательных организаций государственной и муниципальной систем образования (накопленным итогом), перечень которых сформирован Минкомсвязью России совместно с Минпросвещения России оказаны типовые цифровые услуги по сервисной модели (перечень услуг представлен Минкомсвязью России).

Срок реализации: 31.12.2020

Ответственный исполнитель: Минкомсвязь России, Минпросвещения России, организации, отобранные по конкурсу, или организация, определенная актом Правительства Российской Федерации.

Создание инфраструктуры передачи данных для органов государственной власти и домохозяйств

Сформирован план поэтапного подключения органов государственной власти и внебюджетных фондов в соответствии с перечнем органов государственной власти и внебюджетных фондов, подлежащих подключению к сети «Интернет».

Срок реализации: 10.06.2019

Ответственный исполнитель: Минкомсвязь России.

Точки доступа к сети «Интернет» установлены в 9199 населенных пунктах с численностью 250-500 человек (накопленным итогом).

Срок реализации: 10.12.2019

Ответственный исполнитель: Минкомсвязь России, Россвязь, ПАО «Ростелеком».

Точки доступа к сети «Интернет» установлены в 10 399 населенных пунктах с численностью 250-500 человек (накопленным итогом).

Срок реализации: 31.12.2020

Ответственный исполнитель: Минкомсвязь России, Россвязь, ПАО «Ростелеком».

Напомним, что в июне президент России Владимир Путин поручил проработать вопрос о подключении к Интернету поселений с населением не менее чем 100 человек. В настоящее время по программе устранения цифрового неравенства (УЦН) точки доступа Wi-Fi устанавливаются в населённых пунктах с численностью от 250 до 500 человек.

В сентябре стало известно, что Минкомсвязь поручила регионам предоставить информацию о потребностях по подключению к Интернету медицинских организаций, школ и органов местного самоуправления (в том числе в населённых пунктах с населением от 100 человек).

«Ростелеком» является единственным исполнителем программы УЦН, запущенной в 2014 году. Стоимость реализации проекта, по оценкам Россвязи, составит 168 миллиардов рублей на 10 лет. В октябре 2017 года глава «Ростелекома» Михаил Осеевский сетовал на то, что государство сократило «Ростелекому» финансирование из резерва универсального обслуживания, за счёт которого в том числе реализуется проект УЦН (в 2016 году оператор должен был получить 14,8 миллиарда рублей, а получил только 8,8 миллиарда). Ожидалось, что в 2017 году сумма будет больше —11,9 миллиарда рублей. На 2018 год в бюджете записано 12,4 миллиарда рублей, на 2019 год — 13,7 миллиарда рублей. Но это всё равно меньше того, что планировалось при подписании госконтракта в 2014 году (168 миллиардов рублей, или 16,8 миллиарда рублей в год в среднем).

Вице-премьер Максим Акимов о подключённости (выступление на совете по стратегическому развитию и нацпроектам в конце октября 2018)

Первый серьёзный вызов – это, конечно, подключённость. Мы достигли довольно серьёзных успехов – у нас дешёвый высокоскоростной мобильный Интернет, в десять раз дешевле, чем в Соединённых Штатах, в шесть раз дешевле, чем в Европе, качественный, но с точки зрения охвата домохозяйств, учреждений социальной сферы здесь большой блок работы.

Мы планируем, завершая в этом году по Вашему поручению подключение медицинских учреждений, приступить к подключению школ – это более 41 тысячи учебных заведений по высокой стороне со скоростью от 50 до 100 мегабит в секунду.

Мы охватим ФАПы скоростным Интернетом, для того чтобы граждане могли получать полный спектр цифровых услуг. Предстоит обеспечить 97 процентов домохозяйств – сейчас три четверти домохозяйств подключено к Интернету по высокой стороне, – обеспечить доступом в Интернет жителей почти в 14 тысячах населённых пунктов.

По итогам 2017 года в стране по программе УЦН было подключено 5,7 тысячи населенных пунктов.

«Ростелеком» также был назначен единственным исполнителем по подключению в 2017-2018 гг. медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к Интернету. Ранее «Ростелеком» осуществлял подключение больниц при исполнении программы устранения цифрового неравенства.

Из отчёта Минкомсвязи по итогам 2017 года.

В 2017-м на подключение больниц было выделено 5,5 миллиарда рублей, на 2018-19 гг. предусмотрено «не более 14,9 миллиарда рублей», в том числе в 2018 году – не более 4,9 миллиарда рублей, в 2019 году – не более 10 миллиардов рублей.

В августе на встрече с премьером Дмитрием Медведевым Михаил Осеевский заявил, что перераспределение средств позволит «Ростелекому» завершить все работы по подключению больниц в 2018 году; при этом расчёты за них пройдут в следующем году.

«Ростелеком» считает возможным на базе созданной инфраструктуры в ближайшие три-четыре года обеспечить подключение школ, добавил Осеевский.

Как писал D-Russia.ru, ранее школы были подключены к Интернету в 2006-2007 гг.; проект выполнила компания «РТКомм». Доступ в Интернет не был широкополосным, условия контракта предусматривали подключение на скорости 128 кбит/с.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Федеральная Инфраструктура Электронного Правительства (ФИЭП) позволяет гражданам получать госуслуги в электронном виде и экономить время на посещении ведомств и сборе справок.
Ключевые компоненты ФИЭП:
Единый Портал Государственных Услуг (ЕПГУ) содержит сведения о государственных и муниципальных услугах, а также позволяет физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получать эти услуги в электронной форме. Через ЕПГУ можно в электронном виде подать заявление о предоставлении услуги и приложить необходимые для этого документы, узнать через «Личный кабинет» на портале о ходе рассмотрения обращения, оплатить госпошлину. Сегодня на Едином портале госуслуг доступно более 29 тыс. государственных услуг федерального, регионального и муниципального уровней.
Заявления и подаваемые документы могут заверяться простой электронной подписью. По каждой из услуг, предоставляемых на портале, указываются получатели, а также список необходимых документов, стоимость и порядок оплаты, сроки и результат оказания. Здесь же публикуются связанные нормативно-правовые акты, адреса и телефоны ведомств.
На ЕПГУ реализован удобный поиск, рубрикатор услуг по категориям и ведомствам. Услуги и полезная информация объединены в так называемые «жизненные ситуации», которые подсказывают пользователям, как лучше поступить, к примеру, при утере документов или выходе на пенсию. А в 2019 году была запущена реализация принципиально нового формата оказания госуслуг в соответствии с жизненными ситуациями – суперсервисы. На портале госуслуг доступен раздел с их прототипами для получения оценки и предложений граждан.
Пользователи портала госуслуг могут оплачивать госпошлины (с понижающим коэффициентом 0,7), автоштрафы (со скидкой 50%), судебные и налоговые задолженности, коммунальные услуги и прочие начисления по квитанциям. Оплата доступна с помощью банковской карты, электронных денег, счета мобильного телефона, а также сервисов Apple Pay и Google Pay. В декабре 2017 года была реализована возможность оплаты нескольких начислений одной операцией — «Мультиоплата».
За 2019 год было совершено около 63 млн успешных платежей на сумму свыше 66 млрд рублей.
Единая Система Идентификации и Аутентификации (ЕСИА) предоставляет пользователю единую учетную запись для доступа к множеству государственных информационных систем. Регистрация в ЕСИА позволяет уже после первого входа в ту или иную систему в дальнейшем заходить на любые порталы, использующие ЕСИА, под тем же логином и паролем.
С помощью ЕСИА около 3 тысяч пользователей в минуту заходят на ЕПГУ и региональные порталы госуслуг, сайт «Российской общественной инициативы» (РОИ), Росреестра, Федеральной системы налоговой службы и Пенсионного Фонда, подключаются к Wi-Fi в московском метро.
Сегодня к ЕСИА подключено более 4000 информационных систем, а число зарегистрированных пользователей превышает 100 млн.
Единая Система Межведомственного Электронного Взаимодействия (СМЭВ) упрощает получение гражданами государственных услуг, передавая большую часть необходимых сведений между органами власти и внебюджетными фондами в электронном виде. СМЭВ позволяет реализовать принцип «одного окна»: гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, специалисты которого, используя СМЭВ, собирают необходимые данные в других ведомствах.
При этом у пользователей отпадает необходимость в самостоятельном сборе нужных документов.
В конце 2019 года в СМЭВ было зарегистрировано свыше 107 млрд. запросов, подключено более 13,5 тыс. участников, из которых около 100 — федеральные органы власти, 1,6 тыс. — региональные, почти 10 тыс. — муниципальные и более 900 — кредитные организации.

В резервном центре обработки данных (РЦОД) размещаются наиболее значимые элементы инфраструктуры электронного правительства (ИЭП), такие как портал Госуслуг, Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), Единая система нормативной справочной информации (ЕСНСИ). Проект реализован системным интегратором РТЛабс и компанией «Центр хранения данных» по заказу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Первое плановое переключение портала Госуслуг, ЕСИА, СМЭВ и ЕСНСИ с Федерального центра обработки данных на резервный было успешно проведено в ночь с 8 на 9 декабря 2018 года. В течение одного часа запросы к указанным системам обрабатывались в резервном ЦОД, затем было проведено обратное переключение в федеральный ЦОД. После тестовых миграций пользовательского трафика все системы функционируют стабильно.

Теперь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в здании, где располагается ФЦОД, таких как отключение электропитания, пожар, потоп, обрушение конструкций и прочее, пользовательские запросы будут перенаправлены в РЦОД. Поддержка такого сценария повышает надежность и устойчивость инфраструктуры электронного правительства к катастрофам и позволяет в считанные часы восстанавливать работоспособность ее систем.

Сегодня сервисами электронного правительства пользуется более половины населения России — почти 85 млн человек. За текущий год количество заказанных пользователями услуг на портале и в мобильном приложении «Госуслуги» возросло более чем в два раза и превышает 56 млн. К ЕСИА подключено свыше 2 тысяч информационных систем федеральных и региональных органов власти, а также коммерческих структур. С помощью ученой записи ЕСИА за 2018 год пользователи совершили более 1,5 млрд авторизаций. А в СМЭВ за сутки регистрируется в среднем около 80 млн транзакций.

Электронное правительство становится неотъемлемой частью жизни страны и граждан. С помощью его сервисов миллионы россиян ежедневно решают актуальные вопросы. Обеспечение надежности работы такой сложной и высоконагруженной инфраструктуры — стратегическая задача, которую мы успешно решили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *