Инкассовые поручения налоговых органов

Налоговый орган выставил инкассовое поручение о списании недоимки по налогам. При этом организацией не получено требование об уплате налогов, штрафов и пени в добровольном порядке. Правомерно ли это?

Если требование об уплате налогов (пеней, штрафов) налогоплательщику направлено не было, налоговый орган не вправе обращать взыскание на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в целях принудительного исполнения обязанности по уплате соответствующих сумм налогов (пеней, штрафов).

Порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств установлен нормами ст. 46 НК РФ.

Так, согласно п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога (сбора, пеней, штрафов) производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.

Как следует из п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налога (сбора, пеней, штрафов) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (сбора, пеней, штрафов), но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Требованием об уплате налога (сбора, пеней, штрафов) (далее – требование) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога (пеней, штрафов), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пеней, штрафов) (п. 1, 8 ст. 69 НК РФ).

Требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 и 3 ст. 69 НК РФ).

Требование должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Таким образом, направление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту в случаях, предусмотренных НК РФ, требования является обязанностью налогового органа, что прямо следует в том числе из подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Направление требования преследует цель добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов).

Из изложенного следует, что право налогового органа обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика на банковских счетах в целях принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов) возникает только в том случае, когда налоговый орган в порядке, установленном НК РФ, направил в адрес налогоплательщика требование, а налогоплательщик не исполнил его в установленные сроки. Если требование налогоплательщику направлено не было, неуплаченные суммы налогов (пеней, штрафов) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, взысканы быть не могут.

Обратим внимание, что требование предъявляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 69 НК РФ. Пунктами 5 и 6 этой статьи предусмотрено, что требование по установленной форме направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Оно может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) под личную подпись, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, неполучение требования налогоплательщиком само по себе не препятствует действиям налогового органа по обращению взыскания на денежные средства налогоплательщика на банковских счетах. Однако чтобы такие действия могли быть признаны правомерными, необходимо направить требование налогоплательщику.

Судебная практика СвернутьПоказать

Данный подход находит поддержку и в арбитражных судах. При разрешении споров между налогоплательщиками и налоговыми органами суды исходят из наличия доказательств отправки налоговым органом требования. Из имеющихся материалов судебной практики можно сделать вывод о том, что суды не признают несоблюдение налоговым органом обязанности по направлению требования формальным нарушением процедуры обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика, которое не может повлиять на обоснованность взыскания при бесспорном наличии недоимки по налогам. В частности, суды отмечают, что, поскольку вручение налогоплательщику требования не доказано, налогоплательщик был лишен возможности уплатить налог в добровольном порядке, в связи с чем решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика должно быть признано недействительным как вынесенное с нарушением норм законодательства о налогах и сборах (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 26.07.2011 № Ф10-2159/11, ФАС Московского округа от 11.07.2011 № Ф05-2905/11 и от 04.05.2010 № КА-А41/3946-10, ФАС Дальневосточного округа от 28.05.2009 № Ф03-2221/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.12.2007 № А69-699/07-6-Ф02-9332/2007, ФАС Уральского округа от 06.05.2008 № Ф09-3099/08-С3, Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011 № 10АП-6458/11).

К выводу о неправомерности взыскания налогов (пеней, штрафов) за счет денежных средств налогоплательщика на его банковских счетах суды приходят и в той ситуации, когда требование налоговым органом было направлено, однако не по надлежащему адресу налогоплательщика (указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и совпадающему с его фактическим адресом) либо по адресу обособленного подразделения налогоплательщика, но не самой организации (постановления ФАС Московского округа от 03.06.2010 № КА-А40/4585-10-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2006 № Ф04-2840/2006(22466-А67-15), ФАС Поволжского округа от 07.08.2007 по делу № А57-13173/06-33).

Обратим внимание, что в соответствии с п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221) при приеме регистрируемого почтового отправления отправителю выдается квитанция, в которой указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления.

При рассмотрении споров суды, как правило, признают надлежащими доказательствами направления налогоплательщику заказным письмом требования: реестр заказных писем и почтовую квитанцию с соответствующими отметками оператора почтовой связи, а также (если заказное письмо было получено налогоплательщиком) уведомление о вручении почтового отправления (см., например, постановления ФАС Московского округа от 20.06.2011 № Ф05-5099/11, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2009 № 18АП-5807/09 и от 08.07.2008 № 18АП-3891/2008).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *