Инструктор по трудотерапии

Трудовая реабилитация

Трудотерапия – это один из методов реабилитации получателей социальных услуг, проживающих в Арбузовском психоневрологическом интернате. Вовлечение клиентов в трудовую деятельность осуществляется в рамках законодательства РФ на добровольной основе, с учетом состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключении врача.

В учреждении трудовая реабилитация осуществляется с применением следующих инновационных направлений:

  • общественно-полезный труд
  • анималотерапия (уход за домашними животными)
  • гарденотерапия (уход за цветочными растениями)
  • косметический ремонт мягкого инвентаря

Трудовая реабилитация осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая реабилитация, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита.

При вовлечении в трудовую деятельность получателей социальных услуг мы учитываем в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

Требованием к организации трудотерапии выступает обеспечение многообразия трудовых процессов и постепенного их усложнения, поддержания интереса к труду, психологический комфорт, постоянное наблюдение лечащим врачом и инструктором по труду.

Предлагаемые трудовые операции соответствуют индивидуальным возможностям и интересам, побуждают к самостоятельности и творчеству, приносят удовлетворение, мотивируют к восстановлению трудоспособности.

Правила, которыми учреждение руководствуется при назначении трудотерапии:

1. Показания и противопоказания к трудотерапии определяются при индивидуальной оценке физического и психического состояния получателя социальных услуг и степени функционального повреждения при поступлении в учреждение.

2. Назначение трудотерапии осуществляется врачом, который определяет начало трудотерапии и характер — особенности (трудовой режим, дозировку, методику занятий, вид трудовых движений).

3. Трудотерапия включается в систему единой реабилитационной и сочетается с другими используемыми методиками реабилитации.

4. Предпочтительно более раннее начало, легкой и доступной трудотерапии, соответствующей возможностям получателя социальных услуг.

5. Ведущими при её назначении являются медицинские показания, но эффект от неё гораздо больше, когда дополнительно учитываются особенности и пожелания клиента.

6. Необходим медицинский контроль и оценка эффективности.

Основные составляющие процесса трудотерапии:

1. Учет пожеланий и интересов самого клиента.

2. Требования к труду.

3. Возможности клиента: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы.

4. Мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс.

5. Материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов.

6. Поощрение или вознаграждение за труд.

7. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда).

8. Межличностные отношения клиентов.

9. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда.

В Арбузовском интернате проживают 112 получателей социальных услуг. Из них, по рекомендации врача, в соответствии с состоянием здоровья и, учитывая требования «Закона о психиатрической помощи», могут заниматься трудом 40 получателей социальных услуг. Ежедневно, в течение 3 часов (с 9:00 до 12:00) ребята активно участвуют в жизненном процессе интерната. Их возраст — от 21 до 60 лет.

Общественно-полезным трудом занято — 33 получателя социальных услуг.

Занимаются гарденотерапией – 4 получателя социальных услуг

Занимаются анималотерапией — 11 получателей социальных услуг

Оказывают помощь в мелком косметическом ремонте мягкого инвентаря– 3 получателя социальных услуг

В бригаде выбран бригадир на общем собрании совета получателей социальных услуг.

Благоустройство территории является приоритетным направлением в общественно-полезном труде. Весной производится побелка деревьев и бордюров, очистка территории от мусора, производится окраска лавочек, беседок, раскопка земли под клумбы, посадка кустарника и деревьев. Летом работники бригады следят за состоянием газонов, клумб, скашивают и убирают траву, стригут кустарник, обрезают сухие ветви деревьев, осуществляют полив посаженных растений.

Весной, в рамках реализации программы «Гарденотерапия» — получатели социальных услуг выращивают рассаду цветочных растений, осуществляют уход за ней: пикировка, прополка, полив. Летом – высаживают рассаду на клумбы, поливают, пропалывают.

Анималотерапия — (в переводе с латинского «лечение животными») — это разновидность психотерапевтической помощи, при которой используются животные.

Польза анималотерапии заключается в следующих функциях:

  • Психофизиологическая функция заключается в снятии стресса, а также нормализации работы нервной системы и психики в целом;
  • Психотерапевтическая функция проявляется в том, что контактируя с животными, человек получает навыки, которые способствуют и гармонизации межличностных отношений с другими людьми, повышают уровень социализации;
  • Реабилитационная функция — общение с животными способствует психической, а также социальной реабилитации;
  • Другие функции: самореализации, общения и т.п.

В «Арбузовском психоневрологическом интернате» живут пять собак и пять кошек. Все животные привиты. Клиенты учреждения с большим удовольствием осуществляют уход за своими подопечными: кормят, поят, выгуливают, играют и возят на профилактические прививки в ветлечебницу.

Трудотерапия как метод социальной реабилитации в условиях психоневрологического интерната

Одно из самых успешных направлений работы с инвалидами получило на Западе название «оккупационная терапия».

Оккупационная терапия, как считает Б.А. Маршинин — это терапия повседневными занятиями — форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования. Специалиста по оккупационной терапии в англоязычных странах называют Occupational Therapist, а для краткости используют аббревиатуру «ОТ». В русском языке профессия называется «трудотерапия» .

Как считает О.С. Андреева , трудотерапия — один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности.

Основная цель трудотерапии — восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций .

Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита.

Благоприятное воздействие труда, по мнению Н.Ф. Дементьевой и А.А. Модестова , в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.

При вовлечении в трудовую деятельность инвалидов необходимо учитывать в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах.

Как считает О.А. Богданова , при групповых формах работы трудовая терапия активизирует, организует и коллективизирует деятельность больных, оказывает положительное влияние на формирование ценностных ориентаций и потребностей. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.

Требованием к организации трудотерапии выступает обеспечение многообразия трудовых процессов и постепенного их усложнения, поддержания интереса к труду, психологический комфорт, постоянное наблюдение лечащим врачом и трудинструктором.

Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов в психоневрологических интернатах — это выявление трудовой ориентации. При олигофрении воздействие трудового процесса направлено на обучение инвалидов, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта с последующей интеграцией в социум .

По мнению Е.И. Холостовой общеукрепляющая трудотерапия направлена на восстановление физиологической толерантности пациента до определенного уровня. Она начинается на самых ранних этапах реабилитации и представляет собой выполнение самых легких заданий и операций, целью которых служат отвлечение человека от мыслей о болезни, повышение жизненного тонуса, заинтересованности в активных физических действиях, мотивации к выздоровлению и восстановлению трудоспособности.

Как пишет Т.В. Зозуля , восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств больного и восстановление нарушенных функций организма. Она проводится в основном в адаптационный период реабилитации, когда происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности, восстанавливаются и компенсируются нарушенные функции. Восстанавливающая трудотерапия включает тренировку пострадавших функций и использование заместительных функций при выполнении определенных операций, необходимых для жизнеобеспечения в быту, или при выполнении трудовых операций.

Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Учебные тренирующие или производственные задания по своей структуре, объему или времени должны быть посильными, но при этом выполнять тренирующую роль и вызывать дозированное напряжение психофизиологических систем организма больного .

Трудовая терапия приобретает особое значение для реабилитации психически больных с выраженными психическими расстройствами, которые надолго изолируются от общества и близких. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.

Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в психоневрологических интернатах служат лечебно-трудовые мастерские, подсобные хозяйства, спеццехи.

Лечебно-трудовые мастерские (далее ЛТМ) представляют собой основную базу для организации трудовой деятельности клиентов, где осуществляется производительный труд, где инвалид может убедиться в результатах труда, увидеть его «конечный» продукт. Лечебно-трудовые мастерские представлены различными профилями: швейным, столярным, картонажным, сборочным, галантерейным и др.

Подсобные хозяйства включают полеводство, огородничество, садоводство, цветоводство, животноводство и др.

Существенной формой занятости инвалидов трудом в психоневрологических интернатах является зачисление их на штатные должности, что особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение.

Помимо ЛТМ и подсобного хозяйства трудовая деятельность инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате осуществляется по обслуживанию учреждения (хозяйственно-бытовая деятельность) и вне интерната на штатных должностях.

Разновидности профессиональной реабилитации:

1. Общеукрепляющая (тонизирующая) — является средством повышения жизненного тонуса проживающего.

2. Обучение самообслуживанию (социально-бытовая реабилитация) — её цель — устранение беспомощности клиента.

3. Восстановительная — функциональная, медицинская реабилитация (трудотерапия) — её целью является воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему восстановления нарушенных функций.

4. Развлекательная (терапия занятостью) — её цель через досуговую, творческую деятельность развитие трудовых навыков.

5. Профессиональная — направлена на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.

Е.И. Холостова выделяет правила, которыми нужно руководствоваться при назначении трудотерапии:

1. Показания и противопоказания к трудотерапии определяются при индивидуальной оценке физического и психического состояния инвалида и степени функционального повреждения.

2. Назначение трудотерапии осуществляется врачом, который определяет начало трудотерапии и характер — особенности (трудовой режим, дозировку, методику занятий, вид трудовых движений).

3. Трудотерапия включается в систему единой реабилитационной и сочетается с другими используемыми методиками реабилитации.

4. Предпочтительно более раннее начало, легкой и доступной трудотерапии, соответствующей возможностям клиента.

5. Ведущими при её назначении являются медицинские показания, но эффект от неё гораздо больше, когда дополнительно учитываются особенности и пожелания клиента.

6. Необходим медицинский контроль и оценка эффективности.

Основные составляющие процесса трудотерапии:

1. Учет пожеланий и интересов самого клиента.

2. Требования к труду.

3. Возможности клиента: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы.

4. Мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс.

5. Материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов.

6. Поощрение или вознаграждение за труд.

7. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда).

8. Межличностные отношения клиентов.

9. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда.

Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. О.А. Богданова выделяет главные задачи трудовой терапии инвалидов, которые состоят в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.

Необходимо отметить, что организация трудовой терапии инвалидов в защищенных условиях имеет ограниченные возможности, которые определяются и тяжестью состояния здоровья инвалидов, и ограниченными реабилитационными ресурсами учреждения.

Вместе с тем с учетом реабилитационного потенциала некоторых категорий инвалидов и возможности введения новых технологий реабилитационного процесса результативность трудовой терапии нетрудоспособных граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания может быть более ощутимой.

Устюженский психоневрологический занимает территорию, общей площадью 25 гектаров. На территории интерната находятся здания жилых корпусов, бани-прачечной, столовой, котельной, складов, овощехранилища, лечебно-трудовой мастерской, административное здание и гараж. Несомненно, чтобы содержать все это в хорошем состоянии нужно немало рабочих рук. Но если пройтись по территории, можно обнаружить, насколько здесь чисто и уютно. Во многом это заслуга инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате.

В интернате проживают 168 человек. Из них, по рекомендации врача, в соответствии с состоянием здоровья и, учитывая требования «Закона о психиатрической помощи», могут заниматься трудом 79 — 80 человек. Ежедневно, в течение 3 часов (2 часа утром и 1 час после обеда) эти люди активно участвуют в жизненном процессе интерната. Их возраст — от 25 до 60 лет.

Создано 9 постоянно действующих бригад:

— помощь на пищеблоке, в буфете и овощехранилище (17 человек),

— уход за территорией (16 человек),

— баня-прачечная (3 человека),

— помощь плотнику (3 человека),

— швейная мастерская (2 человека),

— помощь санитаркам по уходу за слабыми больными (7 человек),

— разнорабочие (13 человек),

— шефская сезонная помощь совхозу (5-9 человек).

В каждой бригаде назначаются старшие. За последние три года силами таких бригад выполнены значительные работы по благоустройству территории: разбито более 30 клумб, дорожки оформлены камнями, привезенными с полей, высажены кустарники и деревья, в том числе фруктовые, во вновь заложенном саду, производен ремонт заборов.

Весной производится побелка деревьев и бордюров, очистка территории от мусора. Летом работники бригад следят за состоянием газонов, клумб, скашивают траву, выполняют косметический ремонт палат, бытовых помещений, коридоров, лестничных пролетов. Также производится окраска лавочек, дверей, рам, другие разнообразные работы. Специалисты интерната могут доверять и во многом положиться на инвалидов. Но такая слаженность была достигнута не сразу.

Прежде являлось большой проблемой даже «поднять» проживающих с кроватей. Некоторыми из них признавалась только работа на местных жителей за символическую плату или за спиртное. Возникла необходимость в радикальных переменах, так как увлечение алкоголем становилось массовым, и как следствие этого — безразличие к своему интернату, безделье, деградация личности.

Коллектив интерната, решил изменить такое положение. Началась активная каждодневная работа. В первую очередь были составлены списки проживающих по диагнозам, характерам и их привычкам, в соответствии с заключениями врачей определены те, кому показана трудотерапия.

Разработали режимы содержания: в пределах интерната, в пределах территории, усиленного контроля, свободного выхода.

С инвалидами проводилась большая воспитательная работа — беседы, выявление причин недовольства и равнодушия, выявление их интересов. Вновь поступившим клиентам оказывалась помощь в преодолении барьера с проживающими, в подборе им товарищей. Следует отметить, что в этой работе постоянно участвуют не только воспитатели, но и весь медицинский персонал нашего учреждения.

Инструктор производственного обучения распределяет работу с учетом индивидуальных интересов каждого, прививает им навыки, прикрепляет к более опытным товарищам или специалистам.

Некоторые уже уверенно могут называть себя слесарями, плотниками, успешно разбираются в строительно-ремонтных работах. Это стало предметом их гордости, осознания чувства полезности и уважения к себе самому.

А главное — сформировался коллектив неравнодушных к общему делу людей, стремящихся сделать интернат уютным и красивым.

В 2009 году в интернате был избран актив: староста интерната, старосты палат, назначены дежурные в вечернее время. В работе актива интерната возникали большие трудности, но они были успешно преодолены. В результате заметно улучшилась дисциплина, порядок и, конечно, психологический настрой в целом.

На общих собраниях или в дни праздников чествовали победителей проведенных конкурсов «На лучшую палату», «Лучший работник», для них организовывались поездки и экскурсии.

Вся информация, о тех, кто добился результатов и тех, кто стремится к этому вывешивалась на специальных стендах. Это также являлось весомым стимулом и имело сильное моральное воздействие.

Большой духовной поддержкой для проживающих является участие в их жизни священнослужителей. Они — частые гости в нашем доме. Кроме обрядов, служб они проводят общие и индивидуальные беседы с проживающими, предупреждают их о пагубности вредных привычек, безделья, лени.

После обряда массового крещения наших подопечных в январе этого года многие заметно изменились в лучшую сторону, так как стали вести себя по-христиански. Трудотерапия, хороший морально-психологический климат — дают свои результаты улучшении состояния здоровья инвалидов.

Например, врачами-психиатрами отмечен значительный положительный эффект в лечении лиц, страдающих шизофренией. Они стали намного активнее, коммуникабельнее, доброжелательней и отзывчивей. У многих восстановилась речь, приостановлен процесс социальной деградации. В последнее время обострений у них не наблюдается. Снизился и процент лиц, пристрастившихся к алкоголю.

Работая для блага своего интерната, наблюдая плоды своего труда — красивые газоны, цветущие клумбы, идеальную чистоту на территории и в корпусе, красивые интерьеры в коридорах и холлах, — инвалиды, проживающие в интернате, почувствовали себя хозяевами своего дома.

Сегодня проживающие даже на собственные средства делают своими силами ремонт комнат, в которых живут, покупают телевизоры, ковры, холодильники, музыкальную аппаратуру, сотовые телефоны, велосипеды.

Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

Лечебно трудовые мастерские

В целях реализации Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в части обеспечения гарантированных государством видов психиатрической помощи, а также в соответствии с пунктом 3 и подпункта 6 пункта 4 статьи 23 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» и приказа Департамента социальной защиты населения города Москвы от 2 декабря 2010 года №2802 «Об утверждении Примерного положения о лечебно-трудовых мастерских учреждений стационарного социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы» в интернате организованы работы в лечебно-трудовых мастерских (далее ЛТМ).

Заведующий ЛТМ совместно с договорным отделом интерната организует привлечение сторонних организаций для исполнения ЛТМ заказов и разрабатывает необходимый пакет документов для подписания Договоров об оказании услуг, а также отчетные бухгалтерские документы для оформления выполненных работ и их оплаты.

Вовлечение получателя социальных услуг в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом из состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения лечащего врача. Недееспособные получатели социальных услуг привлекаются к участию в лечебно-трудовой деятельности по решению ВК и с согласия опекунской комиссии (опекуна).

При направлении на работу в ЛТМ получателя социальных услуг, лечащий врач должен провести беседу с ним и разъяснить лечебное значение трудовых процессов, указать вид и продолжительность работы. Продолжительность лечебно-трудовой деятельности получателей социальных услуг не должна превышать 4 часа в день. Через каждые 3 месяца врачебная комиссия учреждения совместно с лечащим врачом и с инструктором ЛТМ решает вопрос о целесообразности продолжения работы получателя социальных услуг в ЛТМ.

Работы в ЛТМ проводятся под руководством инструкторов производственного обучения. Лица, направленные в ЛТМ, но испытывающие затруднения в обучении, занимаются с инструктором трудового обучения по индивидуальной программе.

​Сделать жизнь человека интересной — одна из задач социальной службы. Трудовая реабилитация и абилитация людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната разнообразна: трудовая занятость, трудовая терапия, трудовое обучение и трудоустройство.

​В Лечебно — трудовых мастерских ГБУ ПНИ №3 функционируют четыре цеха, о них подробнее:

«Швейная мастерская»

Швейную мастерскую ежедневно посещают получатели социальных услуг. Инструктор производственного обучения помогает осваивать приемы работы на бытовой швейной машине, а так же различные виды рукоделия (вышивка крестиком и гладью, печворк, вязание, плетение «макраме»).

Перед началом работ проводится ежедневный инструктаж получателей социальных услуг, включающий в себя правила поведения в цехе, правила безопасной работы на бытовой швейной машине, правила безопасного использования ручных швейных инструментов.

Получателями социальных услуг изготавливается большое количество предметов бытового назначения для оформления их комнат и помещений общего пользования (подушки, панно, покрывала, сумки, одежда, картины и т.д.). Лица, посещающие ЛТМ активно принимают участие в подготовке праздничных мероприятий, проводимых в учреждении, изготавливая костюмы и реквизит.

​Ежегодно проводятся персональные выставки творческих работ получателей социальных услуг в городе Дмитров, организованные совместно с Дмитровской центральной межпоселенческой библиотекой и РДК «Созвездие». Большое количество творческих работ экспонируется на других площадках в рамках конкурсов и благотворительных мероприятий. ​

​​Таким образом, направленные на трудовую терапию получатели социальных услуг получают огромное удовольствие от результатов своего труда.

Прикладной цех

Цех оборудован станками (токарным, сверлильным, дерево-обрабатывающим, универсальным), а также ручным столярным инструментом (отвертки, стамески, плоскогубцы и т. д).

Перед началом работ проводится ежедневный инструктаж получателей социальных услуг, включающий в себя правила поведения в цехе и правила работы с ручным столярным инструментом.

​Получатели социальных услуг получают навыки и знания по работе с ручным столярным инструментом. В цехе изготавливаются много различных предметов бытового назначения (кормушки для птиц, различные деревянные поделки, заготовки для де-купажа и т.д.).

Компьютерный класс

Цели и задачи курса: обучение получателей социальных услуг владению компьютером на уровне «Пользователь ПК».

Перед началом занятий проводится тест-опрос для выявления уровня знаний по программе курса у получателей социальных услуг.

Занятия проводятся с группой в количестве не более 5 человек, а также индивидуально для закрепления знаний.

Перед началом работ проводится ежедневный инструктаж получателей социальных услуг, включающий в себя правила поведения в компьютерном классе и правила безопасной работы с компьютером.

Художественная студия

В художественной студии получатели социальных услуг имеют возможность освоить наиболее популярные направления творчества: флористический коллаж, живопись и рисунок.

Основными задачами художественной студии является: создание условий для творческого развития получателей социальных услуг; развитие художественно-творческих способностей; развитие способности к творческому самовыражению; формирование умений и навыков в области художественной культуры; развитие мелкой моторики рук.

Настоящий творческий поиск, где задействованы художественный вкус, смелая фантазия, композиционно-гармоничное восприятие, благотворно влияет на эмоциональное состояние получателей социальных услуг.

Интерактивные занятия в жилых корпусах.

Организованы интерактивные занятия для получателей социальных услуг, проживающих в 1 и 2 отделении милосердия. Это позволило охватить большее количество получателей социальных услуг для проведения трудовой реабилитации и абилитации в учреждении.

Получатели социальных услуг, которые по состоянию здоровья не могут посещать ЛТМ, имеют возможность участвовать в несложном трудовом процессе, например, игра в шашки, домино, пение песен, чтение и заучивание стихов.

Одной из главных задач социально-культурной реабилитации является восстановление и максимальное сохранение трудовых и коммуникативных навыков, поддержание активного образа жизни клиентов.

Организация трудовой терапии – это комплексный процесс, направленный на сохранение и поддержание жизни проживающих и их эмоционального благополучия.

В целом благодаря комплексной реабилитации подопечные овладевают навыками самообслуживания, хозяйственно-бытового и производственного труда, осваивая таким образом, навыки поведения в социуме.

УКПП «Лечебно-производственные трудовые мастерские»

Предприятие организовано в соответствии с решением Могилевского облисполкома от 4 января 1966 г. №14. Производственная деятельность предприятия определена Уставом, утвержденным Могилевским областным исполнительным комитетом от 30 октября 2000 г. №22-8. Имущество предприятия находится в областной коммунальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Органом, уполномоченным управлять Предприятием и закрепленным за ним имуществом, является главное управление по здравоохранению Могилевского областного исполнительного комитета.

Предприятие создано в целях извлечения прибыли в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а также применения к больным методов трудовой терапии, направленных на предупреждение инвалидности и реабилитацию инвалидов по психическим заболеваниям.

Предметом деятельности предприятия является:

  • применение различных видов труда в целях лечебного воздействия на больного, повышения его психического и физического тонуса, создания благоприятных условий для достижения стойкой ремиссии и предупреждения дальнейшей психической и социальной деградации;
  • трудовое обучение с цель освоения больными новых профессий, соответствующих степени их трудоспособности;
  • организация специфического трудового процесса путем подбора видов труда по возможностям и интересам психически больных и инвалидов;
  • изыскание и постановка на производство продукции, отвечающей требованиям рационального качественного трудоустройства инвалидов по психическому заболеванию и обеспечивающей их максимальную занятость трудом;
  • обеспечение помещениями, оборудованием, выделение инструкторов по организации производства и обучению психически больных и инвалидов профессиям с целью их социально-трудовой реабилитации.

Главной задачей перспективного стратегического развития предприятия является сохранение и усиление позиции предприятия в конкурентной борьбе на рынках швейной и картонажной продукции, а также создание новых видов продукции и завоевание ниш на рынках сбыта этой продукции. Для достижения этого осуществляются мероприятия:

  • расширение ассортимента и повышение уровня качества выпускаемой продукции в соответствии с современными реалиями;
  • использование новых видов сырья;
  • обновление парка оборудования, позволяющего внедрять новые технологии при изготовлении продукции.

Задача № 8

Супруга инженера Беляева обратилась к директору АО «Вымпел», где он работал, и просила оказать воздействие на ее мужа, который пропивает почти всю зарплату. Директор распорядился зарплату Беляева выдавать ежемесячно не ему, а его супруге.

Узнав об этом, Беляев обратился в комиссию по трудовым спорам с требованием отменить это распоряжение, так как в организации работает он, а не супруга.

Может ли быть ограничена трудовая правоспособность работника при изложенных обстоятельствах?

Задача № 9

Пациентам психиатрической клиники была прописана трудовая терапия в виде вязания изделий из шерсти. Впоследствии эти вещи реализовывались администрацией клиники. Опекун одного из больных обратился в суд о взыскании заработной платы, причитающейся, по его мнению, пациенту за проделанную работу.

Какое решение должен вынести суд?

Тема 2. Функции и принципы трудового права

Вопросы для обсуждения

Понятие функций права как регулятора общественных отношений. Отраслевые функции трудового права, их содержание.

Понятие правовых принципов и их значение. Принципы современного российского трудового права, их классификации и содержание.

Международно-правовые принципы регулирования труда.

Задача № 1

В ЗАО «Русь» в связи с увольнением Ивановой образовалась вакансия бухгалтера. Иванова, состоявшая в этой должности три года, фактически из них проработала только два, поскольку около четырех месяцев в каждом году была нетрудоспособна из-за обострения хронических заболеваний, а также необходимости ухода за больным ребенком. Столь частые отсутствия на работе бухгалтера весьма неблагоприятно сказывались на положении дел, поэтому директор ЗАО «Русь» после увольнения Ивановой решил, что бухгалтером должен быть физически здоровый мужчина. С учетом этих соображений он дал в газету следующее объявление:

«Требуется мужчина, не имеющий хронических заболеваний и вредных привычек, в возрасте до 35 лет, с высшим экономическим образованием, для работы в должности бухгалтера закрытого акционерного общества».

Согласуются ли пожелания директора и данное им объявление с принципами российского трудового права?

Пациентам Самарского психиатрического диспансера рекомендовали в качестве психолого-трудовой терапии изготовление деревянных поделок. Позже эти поделки были проданы администрацией Самарского психиатрического диспансера. Опекун больного Сидорова обратился в суд с иском о взыскании заработной платы, которая причитается его подопечному за выполненную работу. Вынесите решение суда по данному делу.

В данном случае речь, по всей видимости, идет о переработке материала (дерева), предоставленного администрацией диспансера (ибо откуда иначе им там взяться?), пациентами.
В силу статьи пункта 1 220 ГК РФ переработка является основанием для приобретения права собственности на приобретенную вещь. Неизвестно, какова была первоначальная стоимость материалов, предоставленных им, и конечная стоимость произведенной ими продукции, а потому для простоты будем считать, что данный случай подпадает под абзац 1 пункта 1 статьи 220, в соответствии с которым право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.
В данном случае собственником материалов являлся, по всей видимости, диспансер (если, конечно, это не рассматривать как договор дарения, но этот вариант для простоты опустим).
В силу пункта 2 статьи 220 ГК РФ собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу.
Из всего вышесказанного (ну и того, что написано ниже, ибо сначала написал постскриптум, а перекомпонововать в этом не самом удобном редакторе — это дело неблагодарное) можно заключить, что:
1. Заработная плата взыскана не будет, так как трудовых отношений не возникло;
2. Имеется возможность взыскать денежные средства, составляющие стоимость переработки указанных материалов.
P.S. Положения статьей 16 и 37 Закона РФ «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании», так как:
1. Не было создано лечебно-производственного предприятия для трудовой терапии;
2. Отношения, возникшие между администрацией диспансера и проходящими в нем лечения гражданами, не имеют признаков трудовых (не было соглашения между пациентами и администрацией о выполнении первыми трудовой функции за плату, не происходило осуществления работы в интересах, под управлением и контролем работодателя, не имело место подчинения правилам внутреннего трудового распорядка — все эти признаки содержатся в части 1 статьи 15 ТК РФ) ;

Виды трудотерапии

Существует несколько видов трудотерапии, которые по отдельности или в комплексе применяются к группам людей с разными диагнозами:

  • эрготерапия. Данная методика заключается в лечении посредством механического труда (трудотерапия). Для пожилых и инвалидов подходит вязание, шитье, вышивание крестиком или бисером, а также участие в легком фабричном производстве предметов ежедневного использования. Более молодые пациенты, проходящие лечение по методу эрготерапии, становятся работниками заводов по изготовлению предметов из дерева, фарфора, а также игрушек, одежды и кукол. Эрготерапия также может осуществляться дома с помощью любых подручных отходных материалов (кусочков ткани, пластмассовых бутылок, крышек и т.д.);
  • спортивная физкульттерапия. Метод основывается на ежедневном выполнении определенных спортивных упражнений с целью восстановления утраченных моторных функций. Это может быть утренняя гимнастика, коллективные занятия спортом на открытом воздухе, йога, плаванье и т.д.;
  • арт-терапия. Такая терапия заключается в лечении посредством занятий различными видами искусства: лепкой из глины, рисованием, работой с аппликацией или с песочной анимацией, занятиями музыкой и танцами. Также для более открытых людей существует вариант выступления на сцене перед аудиторией. В программу арт-терапии также ходят коллективные посещения театров, музеев, выставок и прочтение книг;
  • гарденотерапия. Этот вид трудотерапии включает в себя работу с растениями, садом, уход за комнатными цветами, процесс взращивания новых растений и пересадка их в клумбы. Работа с землей наполняет человека, делает его более внимательным и развивает в нем чувство ответственности;
  • игровая терапия. Данный метод получил название из-за своей основной деятельности – занятием развивающими играми с другими людьми. Игры могут быть как активные, так и настольные – главное, чтобы не было сильной конкуренции и каждый пациент смог себя проявить. Такая методика развивает коммуникабельность, пробуждает коллективный дух и улучшает общий настрой пациента.

Психологические основы трудотерапии заключаются в работе с самооценкой пациента. Очень часто после пережитых травм, повлиявших на работу двигательных функций или на мыслительную активность, человек начинается чувствовать себя некомфортно в мире здоровых людей, появляется чувство неполноценности, изолированности. Оккупационная терапия помогает справиться с этими проблемами, возвращая человеку веру в жизнь. Трудотерапия в Юсуповской больнице проводится опытными специалистами, которые могут оказать помощь любого характера в любое время суток. С нашими пациентами регулярно работает психолог, который внимательно следит за состоянием их психического здоровья.

Задачи трудотерапии

Трудотерапия – это метод, который помогает пациенту справиться со многими недугами и их последствиями. К целям трудотерапии относятся:

  • обучение человечка самостоятельному уходу за собой – выполнение ежедневной рутины, ухода за собой, приучение к самостоятельному приготовлению и поеданию пищи, уборка дома, уход за домашними животными и растениями;
  • налаживание отношений с социумом – комфортное нахождение в компании, совместное времяпрепровождения, поиск новых друзей, коллективные игры, походы в общественные места (парки, кино, театры, музеи, супермаркеты и т.д.);
  • трудоустройство и реализация себя через труд – работа по желаемой специальности, выполнение простых механический задач, планирование ежемесячного бюджета, общение с коллегами;
  • планирование индивидуального досуга и личностного развития – подбор развивающих занятий, посещение курсов и культурных мероприятий, самостоятельное прочтение книг, учеба в школе или университете;
  • развитие мелкой моторики рук – пальчиковая гимнастика, лепка из мягких материалов (глины, пластилина, полимерной глины), завязывание шнурков, обучение правописанию.

Доктора Юсуповской больницы работают не только с пациентами, но и с их семьями и друзьями, поскольку мотивация должна исходить в первую очередь от родных людей. Гармоничные отношения с близкими людьми играют большую роль в процессе реабилитации, поскольку у самого пациента не всегда может хватать душевных сил и стимула для выполнения тех или иных задач трудотерапии – в этом случае большую поддержку ему должно оказывать его окружение.

Трудотерапия в психиатрии

Оккупационная терапия является действенным методом реабилитации не только после тяжелых физических травм, но и вследствие психических расстройств разного характера. Существует ряд расстройств психоэмоционального состояния, которые могут быть исправлены путем регулярной трудотерапии:

  • алкогольная или наркотическая зависимость. Трудотерапия для алкоголиков является прекрасным способом забыть о своей зависимости и полностью отдаться труду. При должном медикаментозном и терапевтическом лечении зависимость пропадает, и человек снова начинает жить прежней нормальной жизнью;
  • умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, синдром Дауна. Данные патологии являются врожденными и не поддаются лечению, поскольку заложены на генетическом уровне. Однако такие люди в своем большинстве очень эмпатичны, добры и способны к труду, поэтому трудотерапия дает им возможность жить полноценной жизнью, не чувствуя себя ущемленными или изолированными от общества;
  • депрессивные состояния. Помимо медикаментозной терапии и регулярной работы с психотерапевтом, больным депрессией также очень важно отвлекаться от своего недуга и увлекаться интересным для них трудом;
  • галлюцинаторный синдром. Люди с данным синдромом должны быть вовлечены в разноплановую работу полностью, чтобы избежать возникновения галлюцинаций. Однако в таких случаях стоит избегать механического труда, поскольку происходит вовлечение психики человека в переживания, вследствие чего могут случиться рецидивы заболевания.

Вовремя начатая реабилитация способствует быстрому восстановлению и возвращению человека к нормальной жизни. Люди, прошедшие курс трудотерапии, чувствуют в себе силы к развитию и планированию дальнейшей жизни, полной радостей и новых знакомств. Записаться на прием к врачу-реабилитологу возможно по телефону Юсуповской больницы, либо через форму обратной связи на сайте.

Виды трудотерапии

1. Эрготерапия — лечение при помощи труда. Больной занимается механическим трудом, таким как работа с тканями (вышивание, шитье и проч.), вязание и т.д. Также сюда может входить участие в производстве салфеток, тампонов и других предметов обихода. Зачастую подопечные становятся работниками на текстильных станках, осваивают работу с древом (вырезание, лакировка и украшение). Больных учат рисованию, производству игрушек и кукол.

Эротерапия в домашних условиях может сочетаться с использованием различных отходов — пластмассовых крышек, остатков кожи и других материалов.

2. Артетерапия — лечение искусством. Сюда входят живопись, рисование и лепка (моделирование из глины). В процедуру может входить обжигание в гончарной печи глиняных изделий, театральные выступления больного и т.д.

Культурная терапия является своего рода подвидом артетерапии. Это чтение книг и слушание музыки, просмотр фильмов и посещение выставок. Все это в большей или меньшей степени способствует выздоровлению. По окончании каждого мероприятия участникам культурной терапии задают вопросы о том, что больше всего понравилось или заинтересовало их.

3. Спортивная физкульттерапия — это физические упражнения, в том числе ежедневная утренняя гимнастика, коллективные спортивные игры (волейбол и проч.), планомерные физические нагрузки.

4. Игровая терапия — лечение играми и общением. Сюда могут входить любые игры не азартного плана. Организатором игр должен быть опытный работник, который может задействовать в игре наибольшее число больных. Особенно полезна данная игротерапия для тех, кто страдает чувством стеснительности и сторонится коллективов.

Трудотерапия открывает дорогу к возвращению нормальных условий жизни.

Инструктор по
трудовой терапии

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н

Инструктор-дезинфектор

Должностные обязанности. Проводит работу с больными по трудовой терапии в соответствии с назначениями врача, переводя их от простых к более сложным трудовым процессам. Подготавливает для больного рабочее место и обеспечивает его сырьем, материалами, инструментами и оборудованием. Осуществляет контроль за безопасными условиями труда больных и выполнением ими трудовых функций. Ведет по установленным формам ежедневный учет расходования больными сырья и материалов, использования инструментов и хранения остатков сырья, материалов и готовой продукции.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; основы физиологии и патофизиологии организма; основы трудовой терапии и ее роль в медицинской реабилитации больных; организацию работы по трудовой терапии; принципы подбора рациональных приемов труда; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы или среднее профессиональное (медицинское) образование без предъявления требований к стажу работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *