Инструкция по эксплуатации тепловых электроустановок и сетей

Раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по состоянию на 6 июля 2017 года) (далее — П-01-01-2017), содержит сведения о нормативных правовых актах и нормативных документах по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также строительного надзора.

П-01-01-2017 представляет собой информационно-справочный сборник, предназначенный для информирования должностных лиц Ростехнадзора, других федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нормативных правовых актах и нормативных документах, действующих в установленной сфере деятельности Ростехнадзора по указанным выше вопросам.

В соответствии с установленным порядком П-01-01-2017 разрабатывается и утверждается отдельно от раздела II «Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

П-01-01-2017 состоит из пяти частей. В первой части приведены сведения о федеральных законах (законах Российской Федерации), во второй — об указах Президента Российской Федерации, в третьей — о постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, в четвертой — о нормативных правовых актах и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, нормативных документах органов исполнительной власти (подразделений органов исполнительной власти) СССР, в пятой — о технических регламентах Таможенного союза, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора.

Часть четвертая состоит из подразделов, каждый из которых, кроме первого, содержит указания на документы в определенной сфере деятельности, осуществляемой Ростехнадзором. В подразделе первом указаны документы, общие для различных сфер деятельности, в том числе, документы, касающиеся организации деятельности в самом Ростехнадзоре.

При использовании П-01-01-2017 необходимо учитывать не только документы специального характера, но и документы, являющиеся общими для различных сфер деятельности, опасных производственных объектов, объектов и работ, связанных с пользованием недрами, гидротехнических сооружений, объектов энергетики, которые уже приведены в подразделе 1, пунктах 2.1, 2.2, 2.7, 5.1.

В подавляющее большинство законодательных и иных нормативных правовых актов, перечисленных в частях I — III, вносились изменения. В П-01-01-2017, в отличие от П-01-01-2014, сведения о наличии этих изменений не приведены, как малоинформативные. Применять документы, указанные в П-01-01-2017, необходимо в их последних действующих редакциях…

Разделы сайта, связанные с этим документом:

  • Аудит промышленной безопасности

Приветствую, друзья! Несмотря на многочисленные разъяснения по пересмотру инструкций по охране труда и других локальных документов, вопросы до сих пор продолжают поступать. Нисколько не удивлюсь, если в комментариях к этой заметке кто-нибудь напишет вопрос о частоте пересмотра инструкций или приказов, и это при том, что тема будет разложена по полочкам в самой заметке. Что же нового в теме о пересмотре и переутверждении инструкций по охране труда ждёт нас сейчас, давайте посмотрим.

Недавно наш подписчик Никита Горбачёв прислал письмо Министерства энергетики, в котором разъясняется вопрос о том, что при работах в тепловых энергоустановках инструкции по охране труда должны пересматриваться и переутверждаться не реже одного раза в два года. Также Никита посетовал о полученных штрафах, полученных в ходе проверки соблюдения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, они же ПТЭТЭ.

Пересматриваем инструкции по охране труда в соответствии с ПТЭТЭ

Если методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, не являющиеся обязательными для применения, предписывают пересматривать инструкции не реже одного раза в 5 лет, то на уровне ПТЭТЭ это уже обязательное требование — 1 раз в 2 года.

Не так давно мы уже освещали процесс передела власти контрольно-надзорных органов в части проведения проверок на предмет соблюдения правил по охраны труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, но не лишним будет напомнить, что каждое ведомство, в данном случае это ГИТ и Ростехнадзор, обязаны проверять организации только на предмет соблюдения тех нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствующих перечнях (Ростехнадзор) и проверочных листах (ГИТ).

ПТЭТЭ входят в зону Ростехнадзора, о чём свидетельствует перечень НПА, утверждённый Ростехнадзором, следовательно ГИТ в вопросе периодичности пересмотра инструкций по охране труда будет исходить из совокупных факторов — фиксация пересмотра (есть ли где-либо отметка о пересмотре инструкций), актуальность содержимого инструкций по охране труда в соответствии с действующими НПА и технологическим процессом. Несмотря на спорную периодичность один раз в 5 лет, пересмотр инструкций за последние годы всё равно происходит чаще — конвейер по выработке новых или редактированию старых НПА неустанно работает.

Будет интересно узнать, как часто вам приходится пересматривать инструкции по охране труда и каким образом вы осуществляете этот пересмотр (какой порядок установили). Отпишитесь, пожалуйста, в комментариях, если не сложно 🙂

Далее в помощь руководителям и специалистам, на чью долю выпадают проверки Энергонадзора (Ростехнадзора), привожу текст письма Министерства энергетики и ссылку на скачивание актуальной редакции ПТЭТЭ.

В Минэнерго России поступило обращение от 21 марта 2019 г. № ПГ-1223 по вопросу разъяснения законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400 (далее — Положение), Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Следует отметить, что обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий на Минэнерго России не возложена.

В связи с чем Минэнерго России вправе давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, однако указанные разъяснения носят рекомендательный характер.

Пунктом 1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 (далее — Правила № 115), Правила № 115 устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:

  • производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
  • паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
  • систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

Пунктом 2.8.1 Правил № 115 установлено, что при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы:

  • генеральный план с нанесёнными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями;
  • утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;
  • акты приёмки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приёмки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию;
  • акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции;
  • акты приёмочных комиссий;
  • исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей;
  • технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей;
  • технический паспорт теплового пункта;
  • инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда.

Пунктом 2.8.7 Правил № 115 установлено, что инструкции пересматриваются и переутверждаются не реже 1 раза в 2 года. В случае изменения состояния или условий эксплуатации энергоустановки соответствующие дополнения и изменения вносятся в инструкции и доводятся записью в журнале распоряжений или иным способом до сведения всех работников, для которых знание этих инструкций обязательно.

Таким образом, по мнению Минэнерго России, пересмотру и переутверждению не реже 1 раза в 2 года в установленном порядке подлежат инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, должностные инструкции по каждому рабочему месту, а также инструкции по охране труда.

Скачать данное письмо в формате PDF можно ниже.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Приказ Минэнерго России от 24.03.2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»

9.4. Допуск электроустановок в эксплуатацию и порядок их включения

В соответствии с требованиями ПТЭЭП приемка новых или реконструированных электроустановок состоит из нескольких предварительных этапов, в том числе:

в период монтажа и строительства проводятся промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, в т. ч. и скрытые работы;

выполняются приемосдаточные испытания оборудования и пуско-наладочные испытания отдельных систем электроустановок;

проводится комплексное опробование оборудования.

Порядок и процедура проведения указанного комплекса работ достаточно подробно изложены в ПТЭЭП.

Следует обратить внимание, что согласно допуск в эксплуатацию осуществляется лишь для новых и реконструированных электроустановок. Поэтому нельзя согласиться с требованиями (предписаниями) Энергосбыта или Ростехнадзора о необходимости допуска в эксплуатацию уже существующих и ранее допущенных в эксплуатацию электроустановок, что может иметь место при переоформлении договора энергоснабжения, например, при реорганизации структуры Энергосбыта или при обновлении договора энергоснабжения и т. д. Тем более нет необходимости в таком допуске, если характер нагрузки потребителя не изменился и его присоединенная мощность не увеличилась.

Допуск электроустановок в эксплуатацию заключается в:

составлении акта допуска в эксплуатацию (форма акта допуска в эксплуатацию приведена в прил. 3) инспектором Ростехнадзора;

выдаче разрешения для энергоснабжающей организации на подключение электроустановки (форма Разрешения на подключение электроустановки приведена в прил. 4).

Этой процедуре предшествует проверка вновь смонтированной или реконструированной электроустановки на предмет:

выполнения ее в соответствии с выданными техническими условиями, действующими нормами и правилами работы в электроустановках, СНиП и др. НТД;

обеспечения необходимой проектной, приемосдаточной и эксплуатационной документацией;

наличия подготовленного электротехнического персонала или договора на обслуживание электроустановки специализированной организацией;

наличия испытанных средств защиты, инструмента, запчастей, средств связи и сигнализации, пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции;

наличия приказа о назначении у потребителя ответственного за электрохозяйство.

Дополнительными требованиями для получения потребителем акта допуска являются:

при существовании импортного оборудования, подлежащего сертификации, наличие на него российских сертификатов, соответствующих российским стандартам;

наличие электроустановок, расположенных во взрывоопасных зонах, свидетельства Ростехнадзора.

Если работа допущенной в эксплуатацию электроустановки приостановлена более чем на 6 мес., что может иметь место, например, при ее отключении инспектором Ростехнадзора за нарушение норм и правил или инспектором Энергосбыта за неуплату потребляемой электроэнергии, то перед включением такой электроустановки производится ее допуск как вновь вводимой или реконструированной.

Такая же картина может быть при смене владельца электроустановки. Новый владелец предъявляет электроустановку инспектору Ростехнадзора с предоставлением всех необходимых документов в полном объеме с обязательным доукомплектованием недостающими документами. В комплект таких документов в виде приложения к письму для вызова инспектора на проведение осмотра и допуска электроустановки в эксплуатацию входят:

Разрешение на присоединение мощности от энергоснабжающей организации;

Технические условия на присоединение электроустановки и справка от энергоснабжающей организации об их выполнении;

проект электроустановки, согласованный в установленном порядке (внешнего электроснабжения – с организацией, выдавшей Технические условия на присоединение; полный проект – с органами Ростехнадзора);

однолинейная схема электроснабжения объекта, подписанная ответственным за электрохозяйство потребителя;

Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленный представителями энергоснабжающей организации и потребителя;

справка от энергоснабжающей организации об оформлении договора энергоснабжения и готовности расчетных приборов учета электроэнергии;

приемосдаточный акт между монтажной организацией (с указанием номеров ее лицензий и даты их выдачи) и потребителем;

сертификат соответствия на электроустановки жилых зданий (при проведении сертификации);

перечень имеющихся в наличии защитных средств с протоколами испытаний, противопожарного инвентаря, плакатов по технике безопасности;

приказ о назначении ответственного за электрохозяйство;

список оперативного и оперативно-ремонтного персонала (Ф. И. О., должность, группа по электробезопасности, номер телефона), которому разрешается от имени потребителя давать оперативно-диспетчерским службам энергоснабжающей организации заявки на отключение и включение электроустановок;

исполнительные схемы, акты на скрытые работы;

Приведенный перечень документов, предоставляемых в Ростехнадзор, является примерным и в зависимости от местных условий может быть скорректирован.

Примерная форма письма для вызова инспектора Ростехнадзора на проведение осмотра и допуска в эксплуатацию электроустановок имеет следующий вид :

Руководителю Управления

«_ Ростехнадзор»

(наименование заявителя и юридический адрес)

просит произвести технический осмотр и осуществить допуск в эксплуатацию

(наименование электроустановки, адрес)

выполненных по проекту (№ проекта, дата), согласованному с Управлением Ростехнадзора (№ и дата согласования).

Электроустановка принята от монтажной организации комиссией (дата приемки).

Ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию электрохозяйства назначен_

(Ф.И.О., должность, дат

и № приказа)

Выполнение техусловий на подключение подтверждено справкой.

Приложение:

1. Исполнительная документация на __ листах;

2. Справка о выполнении технических условий на __ листах;

3. _____________________________________________________________

Главный инженер

(технический директор, владелец) __________________________________

«___ » __________200__ г.

Для осмотра электроустановки необходимо предъявить: данные о составе и характеристику электроустановки (тип, мощность, напряжение, номера вводов от источников электроснабжения), ток плавких вставок предохранителей или уставок автоматических выключателей, техническую документацию (см. выше).

Представленная в Ростехнадзор проектно-техническая документация рассматривается в течение 5 рабочих дней, после чего согласовывается дата осмотра электроустановки или Ростехнадзор в письменном виде направляет заявителю замечания по представленной документации.

При осмотре электроустановки и проверке технической документации инспектором Ростехнадзора делается заключение об уровне организации эксплуатации электроустановки и ее техническом состоянии (соответствии нормам и правилам), на основании которого делается общее заключение о допуске в эксплуатацию (по постоянной или временной схеме электроснабжения).

Акт допуска оформляется в двух экземплярах – по одному для обеих сторон.

При наличии недостатков (недоделок, дефектов, отступлении от НТД и технических условий на присоединение и т. д.) инспектор Ростехнадзора составляет соответствующий акт с перечнем таких недостатков и дефектов и с предписанием об их устранении.

Форма такого акта-предписания, например, в системе Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве, имеет вид, приведенный далее.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (РОСТЕХНАДЗОР)

После устранения отмеченных в акте-предписании дефектов и недоделок электроустановка повторно представляется к осмотру.

Следует учесть требования ПТЭЭП, в соответствии с которыми перед опробованием и приемкой должны быть подготовлены условия для надежной и безопасной эксплуатации электроустановки, в т. ч.:

укомплектован, обучен с проверкой знаний электротехнический и электротехнологический персонал;

разработаны и утверждены эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда и оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности;

подготовлены и испытаны защитные средства, инструмент, запасные части и материалы;

введены в действие средства связи, сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции.

После выполнения в полном объеме требований норм и правил и устранения указанных в акте недостатков и дефектов, выявленных при осмотре электроустановки, выдается Акт допуска ее в эксплуатацию.

Разрешение на подключение электроустановки оформляется в письменном виде руководителем территориального управления Ростехнадзора в двух экземплярах: один – для потребителя, другой -для энергоснабжающей организации. После этого потребитель передает в энергоснабжающую организацию схему постоянного электроснабжения, подписанную ответственным за электрохозяйство, и согласовывает с ней дату подключения электроустановки.

Если потребитель получал электроэнергию по временной схеме электроснабжения, ответственный за электрохозяйство должен подтвердить факт ее демонтажа.

Если допускаемая в эксплуатацию электроустановка подключается к внутренним сетям потребителя и ее включение не требует изменения схемы внешнего электроснабжения (увеличения нагрузки, изменения уставок и т. п.), то потребитель после получения акта-допуска может включить ее самостоятельно.

Подключение электроустановок без допуска в эксплуатацию инспектором Ростехнадзора недопустимо, и руководители как энергоснабжающей организации, так и потребителя несут за это ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

1.3.1. Новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах. ¶

1.3.2. До начала монтажа или реконструкции электроустановок, необходимо: ¶

  • получить технические условия в энергоснабжающей организации;
  • выполнить проектную документацию;
  • согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.

1.3.3. Перед приемкой в эксплуатацию электроустановок должны быть проведены: ¶

  • в период строительства и монтажа энергообъекта — промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, в том числе скрытых работ;
  • приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем электроустановок;
  • комплексное опробование оборудования.

1.3.4. Приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем должны проводиться по проектным схемам подрядчиком (генподрядчиком) с привлечением персонала заказчика после окончания всех строительных и монтажных работ по сдаваемой электроустановке, а комплексное опробование должно быть проведено заказчиком. ¶

1.3.5. Перед приемосдаточными и пусконаладочными испытаниями и комплексным опробованием оборудования должно быть проверено выполнение настоящих Правил, правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда, правил взрыво- и пожаробезопасности, указаний заводов-изготовителей, инструкций по монтажу оборудования. ¶

1.3.6. Для проведения пусконаладочных работ и опробования электрооборудования допускается включение электроустановок по проектной схеме на основании временного разрешения, выданного органами госэнергонадзора. ¶

1.3.7. При комплексном опробовании оборудования должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность их эксплуатации; проведены проверка и настройка всех систем контроля и управления, устройств защиты и блокировок, устройств сигнализации и контрольно-измерительных приборов. Комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного и вспомогательного оборудования в течение 72 ч, а линий электропередачи — в течение 24 ч. ¶

1.3.8. Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе приемосдаточных и пусконаладочных испытаний, комплексного опробования электроустановок, должны быть устранены. Приемка в эксплуатацию электроустановок с дефектами и недоделками не допускается. ¶

1.3.9. Перед опробованием и приемкой должны быть подготовлены условия для надежной и безопасной эксплуатации энергообъекта: ¶

  • укомплектован, обучен (с проверкой знаний) электротехнический и электротехнологический персонал;
  • разработаны и утверждены эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда и оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности;
  • подготовлены и испытаны защитные средства, инструмент, запасные части и материалы;
  • введены в действие средства связи, сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции.

1.3.10. Перед допуском в эксплуатацию электроустановки должны быть приняты Потребителем (заказчиком) в установленном порядке. ¶

1.3.11. Подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение между Потребителем и энергоснабжающей организацией. ¶

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *