Инструкция по организации деятельности подразделений ПДН

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних <*> органов внутренних дел Российской Федерации приказываю:

<*> Далее — «ПДН».

1. Внести в Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних <*> органов внутренних дел, утвержденную Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 <**>, изменения согласно прилагаемому Перечню.

<*> Далее — «Инструкция».

<**> Письмом Минюста России от 1 августа 2000 года N 6461-ЭР Приказ признан не нуждающимся в государственной регистрации.

2. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации:

2.1. В месячный срок разработать и утвердить соответствующие положения о деятельности ПДН аппаратов управлений внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, не связанных с обслуживанием территории, с учетом организационно-штатного расписания подразделения по делам несовершеннолетних.

2.2. Провести в 3-месячный срок комплексное комиссионное обследование помещений ПДН. По результатам внести предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о выделении денежных средств на укрепление материально-технической базы ПДН, проведение в их помещениях необходимых ремонтных работ.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра генерал-полковника милиции А.А. Чекалина.

Министр
генерал-полковник милиции
Р.НУРГАЛИЕВ

Приложение
к Приказу МВД России
от 09.10.2004 N 639

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В ИНСТРУКЦИЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ МВД РОССИИ ОТ 26 МАЯ 2000 Г. N 569

1. Дополнить раздел III подпунктом 8.13 следующего содержания:

«8.13. Организуют деятельность ПДН аппаратов управлений внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, не связанных с обслуживанием территории.».

2. Дополнить пункт 9 словами «в соответствии с требованиями, предъявляемыми к помещениям ПДН (приложение N 19).».

3. Дополнить Инструкцию приложением N 19 следующего содержания:

«Приложение 19
к Инструкции по организации
работы подразделений по делам
несовершеннолетних органов
внутренних дел

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОМЕЩЕНИЯМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ПДН, как правило, располагаются в зданиях горрайлиноргана внутренних дел.

Помещения ПДН должны быть изолированными от помещений других подразделений, отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам, иметь отдельный вход в здание горрайлиноргана.

2. При нахождении помещения ПДН вне здания горрайлиноргана оно должно:

2.1. Быть изолированным от других помещений.

2.2. Иметь двери с запорами (замками): наружную — дощатую, толщиной не менее 40 мм, обитую с наружной стороны листовым металлом, либо цельнометаллическую и внутреннюю — решетчатую металлическую.

2.3. Иметь на оконных проемах металлические решетки.

2.4. Иметь охранную сигнализацию, по возможности с выводом на пульт централизованного наблюдения органа внутренних дел, или автономную сигнализацию типа «сирена» на наружной стороне здания.

2.5. На видном и доступном для населения месте иметь вывеску о днях и времени работы, приема граждан, телефонах сотрудников ПДН, участковых уполномоченных милиции и дежурной части горрайлиноргана внутренних дел.

2.6. Отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

3. При рассмотрении вопроса о выделении ПДН служебного помещения учитывается возможность размещения в нем доставленных беспризорных или безнадзорных несовершеннолетних до помещения их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

4. Помещения ПДН оснащаются мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи и специальной литературой, исходя из примерной положенности:

N п/п Наименование Количество
На одного сотрудника:
Компьютер 1
Металлический шкаф (сейф) для временного хранения служебных документов 1
Микрокалькулятор 1
Телефонный аппарат или стационарная радиостанция 1/1
Стол письменный 1
Стул для посетителей 4
Стул полумягкий 1
Настольная лампа 1
Мыло и полотенце 1 комплект
На служебный кабинет:
Шкаф для хранения бланков служебной документации 1
Репродуктор проводного вещания 1
Шкаф платяной 1
Огнетушитель 1
Люстра 1 — 2
На подразделение:
Аптечка с медикаментами и перевязочными средствами 1
Библиотечка юридической и педагогической литературы 1
Детская литература и игрушки в ассортименте
Портьеры и занавески на каждое окно
Прибор для питьевой воды 1

5. ПДН обеспечиваются оргтехникой и автотранспортом. В расчете на одно подразделение примерная положенность составляет:

N п/п Наименование Штатная численность
до 5 чел. от 5 до 10 чел. свыше 10 чел.
Автомобиль 0 0 — 1 1
Копировальный аппарат 1 1 1
Принтер 1 2 — 3 4 — 5
Сканер 1 1 1
Факсимильный аппарат 1 1 1

6. Список документации, находящейся в ПДН:

6.1. План обслуживаемой территории.

6.2. Нормативные правовые акты, указания, методические рекомендации по деятельности ПДН.

6.3. Служебная документация в соответствии с Инструкцией.

6.4. Учетно-профилактические дела (карточки), списки лиц, с которыми проводится профилактическая работа.

6.5. Списки несовершеннолетних, находящихся в розыске.».

Управление организации охраны общественного порядка УМВД России по Хабаровскому краю на постоянной основе ведет совместную работу с органами законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления общественными формированиями правоохранительной направленности в целях обеспечения общественного порядка на территории края и выработки дополнительных механизмов по профилактике правонарушений и преступлений.

На территории края реализуется государственная программа Хабаровского края утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2013 года № 482-пр «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности в Хабаровском крае до 2020 года» (с внесенными изменениями постановлением Правительства края от 30 декабря 2015 года № 490-пр) с общим объемом финансирования более 300 млн. руб.

В 2016 году запланированное финансирование составляет 36 млн. 597,50 тыс. руб.

Основными направлениями государственной программы являются:

— содействие развитию деятельности добровольных формирований;

— противодействие распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков ;

— профилактика терроризма и усиление антитеррористической защищенности объектов;

— профилактика экстремизма;

— поддержание работоспособности и развитие технических средств обеспечения безопасности граждан (АПК «Безопасный город»);

— информационное сопровождение деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности и профилактики правонарушений;

— содействие реализации мероприятий по профилактике незаконного оборота оружия.

В 1 квартале 2016 года, совместно с органами государственной власти и местного самоуправления края осуществлен ряд организационных и практических мер, направленных на обеспечение безопасности и правопорядка, совершенствование системы профилактики правонарушений, противодействие причинам и условиям, способствующим их совершению.

В целях профилактики правонарушений и противодействия преступности организована работа по оказанию информационной поддержки деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. В настоящее время 128 народных дружин в количестве 1169 человек включены в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности по Хабаровскому краю и участвуют в охране общественного порядка. Совместно с членами народных дружин проведено 934 рейдовых мероприятия, в ходе которых пресечено 494 административных правонарушения, раскрыто 4 преступления, изъято из незаконного оборота более 370 литров спиртосодержащей продукции.

На территории края создано и функционирует Окружное казачье общество Хабаровского края, в состав которого входит 17 первичных казачьих обществ, общей численностью 781 человек. Сотрудниками полиции совместно с членами казачьих обществ, проведено 106 рейдовых мероприятий по охране общественного порядка, в ходе которых выявлено 98 административных правонарушений, раскрыто 3 преступления.

В средствах массовой информации сотрудниками органов внутренних дел совместно с журналистами подготовлен и размещен 6471 материал правоохранительной направленности, в том числе на радио – 549, телевидении – 278, интернет сайтах МВД и УМВД – 634, в печати – 353, информационных агентствах – 4657.

В целях предупреждения возникновения и распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков УМВД России по краю в период с 15 по 19 февраля 2016 года на территории края проведена ведомственная оперативно-профилактическая операция «Наркотик». За время проведения операции по линии незаконного оборота наркотиков возбуждено 30 уголовных дел, раскрыто 20 преступлений, составлено 66 административных протоколов, изъято 5,7 кг наркотических средств.

По итогам 1 квартала 2016 года сотрудниками органов внутренних дел выявлено 292 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков (+12,7%, АППГ – 259), раскрыто 175 преступлений данной категории (+2,3%. АППГ — 171). Изъято из незаконного оборота 35,5 кг наркотических средств и психотропных веществ.

На территории 10 муниципальных образований края функционируют подсистемы видеонаблюдения правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город», где в местах с массовым пребыванием граждан установлено 311 камер видеонаблюдения с выводом видеоинформации в дежурные части органов внутренних дел (г. Хабаровск – 221, г. Комсомольск-на-Амуре – 5, г. Амурск – 2, г. Вяземский – 55, п. Переяславка – 14, п. Хор -1, п. Чегдомын – 6, г. Советская Гавань – 3, с. Троицкое – 4).

В 2015 году с использованием технических средств АПК «Безопасный город» выявлено 13 преступлений и 322 административных правонарушения (без учета средств фото- видеофиксации нарушений ПДД).

Финансирование мероприятий по построению, развитию и эксплуатации обеспечивается за счет государственной программы Хабаровского края «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2013 г. № 482-пр. На 2015 год на выполнение вышеуказанных мероприятий запланировано, выделено и освоено 26965,02 тыс. рублей. На 2016 год запланировано 23983,51 тыс. рублей.

В целях профилактики незаконного оборота оружия, предотвращения преступлений с применением оружия проводится разъяснительная работа с населением о порядке сдачи в органы внутренних дел оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, информирования органов внутренних дел о местах незаконного хранения оружия, о лицах, незаконно хранящих оружие, а также о подготавливаемых преступлениях, совершение которых планируется с применением оружия.

В результате проведенной профилактической работы гражданами сдано 267 ед. оружия, в том числе: 16 ед. нарезного оружия, 106 ед. гладкоствольного (в т.ч. из незаконного оборота изъято 6 ед.), 45 ед. травматического (в т.ч. из незаконного оборота изъято 2 ед.), 100 ед. газового и сигнального оружия, а также 2064 патрона различного калибра (в т.ч. из незаконного оборота изъято 1726 шт.), 3082 гр. взрывчатых веществ, 2520 гр. охотничьего пороха, 1 средство взрывания, 2 метра детонирующего шнура.

УОООП УМВД России по Хабаровскому краю проведен анализ ресурсного обеспечения районных программ (мероприятий) по профилактике правонарушений на 2016 год.

На территории Хабаровского края действуют программы по профилактике правонарушений и противодействию преступности в одном городском округе — «Город Комсомольск-на Амуре» и в 11 муниципальных районах (Совгаванский, Николаевский, Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский, Вяземский, Охотский, Тугуро-Чумиканский, Солнечный, район им. П. Осипенко и район им. Лазо). В текущем году финансирование программ осуществляется в 10 районах края (г. Комсомольск-на-Амуре, Совгаванский, Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский, Вяземский, Охотский, Солнечный районы, район имени П. Осипенко, район имени Лазо). Запланированное финансовое обеспечение данных программ на 2016 год составляет- 5 678,7 тыс. руб.

УМВД России по Хабаровском краю принимается комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений и борьбу с алкоголизацией.

Результатом совместной работы УМВД России по Хабаровскому краю с Правительством края, Законодательной думой края стало принятие 25 ноября 2015г. закона Хабаровского края «Об ограничениях розничной продажи алкогольной продукции в Хабаровском крае» № 143, предусматривающего ограничение времени реализации алкогольной продукции с 22 – 00 до 10 – 00 местного времени, запрет на реализацию алкогольной продукции в Международный день защиты детей (1 июня), в День молодежи (27 июня), в День знаний (1 сентября, а в случае если 1 сентября приходится на воскресенье – 2 сентября), запрет розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков, в том числе слабоалкогольных энергетических напитков.

В 2015 году сотрудниками полиции на территории Хабаровского края проводились оперативно-профилактические мероприятия, направленные на пресечение фактов незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, в результате пресечено 781 административное правонарушение, из них за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним – 218.

Из незаконного оборота изъято 67402 литров алкогольной продукции на сумму 10 млн. 424 тыс. рублей, взыскано административных штрафов на сумму более 9 млн. руб.

В отношении организаций (юридических лиц), допустивших грубые нарушения при розничной продаже алкогольной продукции составлено 73 протокола об административном правонарушении, во вне судебном порядке аннулированы лицензии в отношении 22 организаций.

22 марта 2016 года в Правительстве Хабаровского края состоялось заседание межведомственной комиссии по профилактике правонарушений. На заседании рассмотрен вопрос «О состоянии преступности в общественных местах, на улицах населенных пунктов края и принимаемых мерах по ее снижению, предупреждению».

В соответствии с решением заседания межведомственной комиссии УМВД России по Хабаровскому краю рекомендовано:

— начальникам территориальных органов МВД России по Хабаровскому краю обеспечить ежеквартальное информирование глав администраций муниципальных районов края о состоянии преступности (в разрезе сельских поселений) в районах, с предложением мер по нейтрализации криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений;

— обеспечить внесение в соответствии с законом в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений;

— активизировать работу участковых уполномоченных полиции по выявлению мест концентрации лиц криминогенной направленности;

— продолжить практику освещения в СМИ проблемных вопросов, касающихся обеспечения личной безопасности граждан, их имущества.

По итогам 1 квартала 2016 года количество преступлений, совершенных в общественных местах городов и населенных пунктов края увеличилось на 5,4% (с 2459 до 2593), в том числе на улицах на 13,2% (с 1334 до 1510).

В целях стабилизации оперативной обстановки на улицах и в других общественных местах городов и населенных пунктов края 1 квартале 2016 года по инициативе УОООП УМВД России по краю проведено 2 оперативно-профилактических мероприятия (февраль — «Стрела», март – «Ночь») с привлечением сил и средств подразделений органов внутренних дел (1884 сотрудника), внутренних войск Восточного регионального командования МВД России (101 военнослужащий), УФМС и УФСИН России по Хабаровскому краю (82 сотрудника), членов народных дружин, советов общественности, студенческих отрядов, представителей казачьих формирований, частных охранных организаций (430 представителей).

В ходе проведения мероприятий задержаны подозреваемые в совершении 141 преступления. За совершение административных правонарушений составлено 2710 протоколов. В рамках проведенных мероприятий по проверке владельцев оружия изъято 146 единиц оружия (гладкоствольного 73 ед., нарезного 10 ед., газового 23 ед., травматического 31 ед., служебного 9 ед.), 215 ед. боеприпасов. В ходе проведения проверок торговых организаций за нарушение административного законодательства в области предпринимательской деятельности изъято алкогольной продукции общим объемом 17211,2 литров на сумму 1812240,1 рублей.

В целях повышения эффективности деятельности по обеспечению правопорядка в общественных местах, в том числе на улицах в текущем году принимаются меры по повышению эффективности несения службы наружными нарядами полиции, их взаимодействия с участковыми уполномоченными полиции, повышения слаженности и мобильности их действий при реагировании на сообщения граждан, обеспечения во взаимодействии с заинтересованными ведомствами проведения комплексных оперативно-профилактических и розыскных мероприятий.

Конституционное право, административное право

УДК 342.9 А. О. Дрозд*

Понятие и сущность

административно-юрисдикционной деятельности

участковых уполномоченных милиции

по делам об административных правонарушениях

В статье рассмотрены понятие и сущность административно-юрисдикционной деятельности. На основе положений науки административного права и действующего законодательства сформулировано авторское определение административно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных милиции по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административная юрисдикция, понятие, сущность, участковый уполномоченный милиции, административное правонарушение.

Keywords: administrative jurisdiction, concept, essence, district militia officer, administrative offence.

Анализ действующего законодательства показывает, что органы внутренних дел (милиции) (далее — ОВД) относятся к числу основных субъектов административной юрисдикции, от эффективной деятельности которых во многом зависит обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан, общественного порядка и общественной безопасности, предупреждение административных правонарушений.

Одним из важнейших направлений деятельности ОВД является практическая реализация норм об административной ответственности, т.е. осуществление административно-юрисдикционной деятельности. По своей сущности административно-юрисдикционная деятельность — это, во-первых, специфическая процедура рассмотрения дел по назначению административных наказаний. Во-вторых, завершение каждой стадии этого производства принятием по делу соответствующего акта, отличного с актами, принимаемыми в очередных стадиях, и, в-третьих, определенные права, охраняемые данным производством, урегулированные административным правом, обособленность и завершенность которых обеспечивается с момента возникновения юридического спора и до его разрешения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) определил категории должностных лиц органов внутренних дел, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях и одновременно установил их административно-юрисдикционные полномочия.

Среди таких должностных лиц важное место занимают участковые уполномоченные милиции, что обусловлено не только их многочисленностью (например, в ГУВД по Алтайскому краю численность участковых уполномоченных милиции составляет 1373 сотрудника), но и их наиболее непосредственной близостью к населению обслуживаемого участка по сравнению с другими должностными лицами органов внутренних дел, осуществляющими административно-юрисдикционную деятельность.

Исследование определения административно-юрисдикционной деятельности предполагает уяснение понятия этой деятельности, характерных черт и присущих ей особенностей в деятельности участковых уполномоченных милиции. Данная проблема остается наиболее актуальной и относится к общеотраслевым вопросам, решение которых позволит определить понятие административно-юрисдикционной деятельности осуществляемой участковыми уполномоченными милиции.

Рассматривая понятие административно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных милиции, первоначально, как представляется, следует рассмотреть вопрос о значении самого термина «юрисдикция».

* Дрозд, Алексей Олегович. Адъюнкт кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель — кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист Российской Федерации Василий Анатольевич Кудин. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 744-70-68. E-mail: drozd_ao@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 30 ноября 2010 года.

Дрозд А.О. Понятие и сущность административно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных милиции.

Административная юрисдикция (лат. jus — право, dico — говорю) — термин, не имеющий на сегодняшний день единого определения. Различными авторами данная категория определяется как:

а) круг полномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретных фактов, в т.ч. по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций;

б) правоприменительная деятельность соответствующей направленности2; в) подведомственность, компетенция по осуществлению и само осуществление соответствующей правоприменительной деятельности3 и т.д. Нет ясности и в том, какую часть производства по делам об административных правонарушениях следует считать собственно юрисдикцией: производство, включающее подготовку материалов дела к рассмотрению, его рассмотрение и последующие действия, либо только стадию рассмотрения материалов дела по существу.

Среди учёных-административистов нет единого мнения по вопросу понятия административной юрисдикции. К тому же при обилии различных точек зрения все сходятся в одном мнении, что административно-юрисдикционная деятельность:

а) является составной частью административного процесса, который включает в себя, как юрисдикционное, так и процедурное производство, в рамках которого правовая оценка поведения того или иного лица не является обязательной, а может иметь место в качестве одного из условий удовлетворения тех или иных ходатайств (например, при регистрации, выдаче лицензии, применению поощрений и т.д.) и не имеет своим результатом применение принудительных мер;

б) конкретный административно-правовой спор;

в) одной из сторон всегда выступает соответствующий орган или должностные лица, уполномоченные на разрешение споров о праве административном;

г) имеет правовой характер, т.е. всесторонне регламентируется нормами административного

права;

д) направлена на принятие правоприменительного решения на основе правовой оценки действий сторон возникшего спора.

В целом можно сказать, что нет единого мнения в определении понятия административно-юрисдикционной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, Ю.П. Соловей4, рассуждая об административной юрисдикции, ведет речь только о производстве по делам об административных правонарушениях. По утверждению А.П. Коренева, административная юрисдикция органов внутренних дел включает в себя рассмотрение дел об административных правонарушениях и разрешение жалоб граждан на действия подчиненных органов (подразделений и сотрудников)5. По мнению В.В. Денисенко, А.Н. Позднышова, А.А. Михайлова, в содержание административно-юрисдикционной деятельности, помимо производства по делам об административных правонарушениях и по жалобам, следует относить согласительное производство. Имеются суждения и о том, что в сферу административной юрисдикции следует включать: 1) производство по делам об административных правонарушениях; 2) производство по жалобам; 3) согласительное производство и 4) дисциплинарное производство по административному праву6.

Наконец, не определено и то, какую именно часть производства следует относить к юрисдикции. По мнению Ю.П. Соловья, А.П. Коренева, Е.Ю. Корчагиной, В.В. Денисенко, административная юрисдикция как процесс — рассмотрение соответствующих дел и принятие по ним правоприменительного решения. По мнению же других авторов, юрисдикцию составляют сами производства, а рассмотрение дел лишь их составная часть.

Думается, что указанные точки зрения имеют право на существование. Ценность подобных дискуссий проявляется прежде всего в продолжающемся формировании единого понятийного аппарата, а стало быть, решение подобных вопросов пока в большей степени — дело научных предпочтений каждого конкретного исследователя.

Понятие административно-юрисдикционной деятельности производно от понятия юрисдикции. В общей теории права под юрисдикцией понимается установленная законодательством совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности применять юридические санкции к правонарушителям7.

Административную юрисдикцию ряд авторов рассматривает как государственно-властную деятельность, состоящую в применении закона к юридическим конфликтам и принятии по ним правовых актов8. Другие же под административной юрисдикцией понимают деятельность субъектов государственно-исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемую в административной форме9.

В.В. Денисенко, А.Н. Позднышов, А.А. Михайлов считают, что административная юрисдикция — это подведомственность и компетенция по осуществлению и само осуществление правоприменительной, правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонарушениях, осуществляемая государственными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционное производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам и согласительное производство10. Административно-юрисдикционную деятельность А.П. Шергин рассматривает как вид правоохранительной деятельности органов

Конституционное право, административное право

государственного управления и др. компетентных органов, охватывающий рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие по ним решений в установленных законом формах и порядке11. И.Ш. Килясханов считает, что в содержание административно-юрисдикционной деятельности входит не только рассмотрение дел об административных правонарушениях, но и стадия возбуждения этих дел12.

В ряде юридических энциклопедий имеется определение понятия «юрисдикция», под которой понимается установленная законодательством совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности,

применять юридические санкции к правонарушителям .

Специфичность административной юрисдикции проявляется в том, что осуществляется она во внесудебном порядке органами государственного управления и их должностными лицами, обладающими квазисудебными (подобными судебным) полномочиями.

В теории административного права юрисдикция определяется большинством ученых в качестве

~ 14

самостоятельного вида правоохранительной деятельности органов государственного управления14.

В теории административного и административно-процессуального права нет единого понятия определения «административно-юрисдикционная деятельность участковых уполномоченных милиции». Отсутствие данного понятия, по нашему мнению, связано с тем, что деятельности сотрудников этой службы уделяется недостаточное внимание. Рассматриваемый вопрос имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.

Административно-юрисдикционная деятельность участковых уполномоченных милиции законодательно закреплена в п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ и распространяется на юридические составы административных правонарушений, предусмотренных:

— ст. 19.2, 19.15, 19.24 КоАП РФ, относящихся к административным правонарушениям против порядка управления;

— ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», относящейся к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность.

Следует отметить, что подведомственность участковых уполномоченных милиции по делам об административных правонарушениях, по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР, значительно расширилась. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 203 КоАП РСФСР, участковые уполномоченные милиции рассматривали дела об административных правонарушениях, предусмотренных только тремя статьями — ст. 114 «Нарушение правил регистрации и эксплуатации транспортных средств» (ч. 2, 3 и 6), ст. 115 «Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения» (ч. 8) и ст. 122 «Нарушение правил дорожного движения пешеходами и другими участниками дорожного движения» (ч. 1, 2, 3), т.е. все дела, подведомственные участковым, относились к делам о нарушении правил дорожного движения.

В настоящее время к делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, подведомственным участковым уполномоченным милиции, относятся дела, предусмотренные восьмью статями КоАП РФ. Впервые в подведомственность участковых уполномоченных включены дела о мелком хулиганстве и некоторые дела об административных правонарушениях против порядка управления — дела об умышленном повреждении или срыве печати (пломбы) (ст. 19.2), о проживании гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации (ст. 19.15) и о невыполнении лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом, в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24).

Стадия возбуждения дела об административных правонарушениях, о включении которой в содержание административно-юрисдикционной деятельности настаивает И.Ш. Килясханов, в производстве по делам об административных правонарушениях не имеет такого большого значения как, например, в уголовном судопроизводстве. Применительно к административно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных стадия возбуждения дела об административных правонарушениях совпадает с моментом составления протокола об административном правонарушении. При производстве по делу о мелком хулиганстве стадия возбуждения дела об административном правонарушении может совпадать с моментом составления протокола о применении мер, предусмотренных главой 27 КоАП РФ (доставление, административное задержание и т.п.), а при производстве по некоторым делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, подведомственным участковым уполномоченным милиции, — с моментом составления протокола об отстранении от управления транспортным средством или задержания транспортного средства.

Административно-юрисдикционная деятельность участковых уполномоченных заключается в составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении этого дела, принятии по нему решения в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Таким образом, анализируя мнения различных авторов по данной проблеме, можно определить, что административно-юрисдикционная деятельность участковых уполномоченных милиции по делам

Дрозд А.О. Понятие и сущность административно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных милиции…

об административных правонарушениях — это вид правоохранительной деятельности участковых уполномоченных милиции как должностных лиц органов внутренних дел (милиции) по возбуждению и рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с подведомственностью, определенной КоАП РФ, и с учетом общих правил назначения административного наказания, принятие решения по конкретному делу (решение постановление о наказании) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Список литературы

1. Алехин, А. П., Кармолицкий, А. А., Козлов, Ю. М. Административное право Российской Федерации : учебник. — М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. — 640 с.

2. Бахрах, Д. Н. Административное право России : учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 682 с.

4. Килясханов, Ш. Ш. Права и свободы граждан в сфере административной деятельности милиции : монография. — Омск: Юридический институт МВД России, 1996. — 140 с.

6. Шергин, А. П. Административная юрисдикция. — М.: Юридическая литература, 1979. —

134 с.

8. Юридическая энциклопедия. — М.: Норма, 2004. — 972 с. Literature

1. Alekhin, A. P., Karmolitsky, A. A, Ko%lov, Y. M. Administrative Law of the Russian Federation : textbook.

— Moscow, 1996. — 640 p.

2. Bachrach, D. N. Administrative Law of Russia : textbook for Universities. — Moscow, 2004. — 682 p.

4. Kilyashanov, I. Sh. Rights and freedoms of citizens in police administration : Monograph. — Omsk, 1996. — 140 p.

5. Sorokin, V. D. Selected writings / foreword. D.N. Bachrach, V.V. Denisenko. — St-Petersburg, 2005.

— 1086 p.

6. Shergin, A. P. Administrative jurisdiction. — Moscow, 1979. — 134 p.

8. Legal Encyclopedia. — Moscow, 2004. — 972 p.

1 См.: Юридическая энциклопедия. М.: 2004. С. 504.

4 См.: Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: ВШМ МВД РФ, 1993.

С. 236.

5 См.: Коренев А.П. Указ. соч. С. 269.

7 См.: Якуба О.М. Административная ответственность. М.: Юридическая ответственность, 1972. 406 с

8 См.: Денисенко В.В. Указ. соч. С. 6.

10 См.: Денисенко В.В. Указ. соч. С. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 См.: Килясханов И.Ш. Права и свободы граждан в сфере административной деятельности милиции.: Монография. Омск: Юридический институт МВД России, 1996. С. 14.

Юридические науки

УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ НА АДМИНИСТРАТИВНОМ УЧАСТКЕ

Е.В. Колузакова, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия)

Аннотация. В статье обращено внимание на обязанность осуществления организации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения участковыми уполномоченными полиции.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, контроль, надзор, дорожное движение.

PECULIARITIES OF ROAD TRAFFIC SAFETY BY DISTRICT POLICE OFFICER ON ADMINISTRATIVE SITE

Keywords: district police officer, control, supervision, traffic.

Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из приоритетных задач не только органов внутренних дел, но и государства, и общества в целом. Организация исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется подразделениями ГИБДД МВД РФ, исполнение данной функции возложено на сотрудников ГИБДД, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также на участковых уполномоченных полиции.

Участковый уполномоченный полиции наделен обширными полномочиями в сфере профилактики правонарушений, в том числе в области обеспечения безопасности дорожного движения. Являясь сотрудником полиции, он занимается не только правоохранительной деятельностью. Деятельность участкового уполномоченного полиции, как субъекта обеспечения правопорядка имеет некоторую специфику, обусловленную особенностью обслуживаемой территории. Например, административные участки, расположенные на территории сельских поселений и в отдаленной, труднодоступной местности, где расстояние до ближайшего подразделения ГИБДД может составлять несколько сотен километров, в связи с чем, прибытие экипажа ДПС на место дорожно-

V 1—4 w

транспортного происшествия возможно через длительный промежуток времени. В такой ситуации участковый уполномоченный полиции — единственный представитель

правоохранительных органов, обладающий правами и наделенный обязанностями в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с Приказом МВД РФ № 1166 на участкового уполномоченного возлагаются обязанности по проведению проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий . На этом его полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения на административном участке не заканчиваются.

Старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции подразделений участковых уполномоченных полиции управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, участвуют в исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, только на территории сельских поселений и в отдаленной, труднодоступной местности. При необходимости использования специальных навыков и применения средств измерения для выявления фактов нарушения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог информируют об этом уполномоченных должностных лиц ГИБДД. В случае выявления (без применения средств измерения и использования специальных навыков) административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений», составляют протокол об административном правонарушении .

Однако, при всей широте полномочий участкового в области обеспечения безопасности дорожного движения его обязанности на административном участке сводятся к выявлению, пресечению административных правонарушений и оформлению материалов по главе 12 КоАП РФ . Осуществление таких полномочий требует наличия достаточных познаний Правил дорожного движения, порядка проведения административного расследования, применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и т.д.

Практика показывает, что при выявлении и пресечении административных правонарушений в области дорожного движения на обслуживаемой территории участковые уполномоченные полиции чаще всего прибегает к помощи сотрудников ГАИ для оформления материалов по делу, а при отсутствии такой возможности, подобные правонарушения остаются не зафиксированными и нарушитель избегает ответственности за совершенное деяние. Вероятно, по этой причине граждане не всегда воспринимают участковых, как сотрудников полиции, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Конечно обеспечение безопасности дорожного движения на административном участке не самое главное направление деятельности участкового уполномоченного полиции, но необходимо помнить, что осуществлять государственный контроль (надзор) за

соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных транспортных средств — обязанность полиции.

Безусловно, не все из перечисленных обязанностей полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения исполняются участковыми уполномоченными полиции, и в этом нет необходимости, т.к. имеются специализированные подразделения ГИБДД, выполняющие определенные функции. Тем не менее, обязанность УУП по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, законодательно закреплена.

К сожалению не все УУП обладают специальными навыками и знаниями нормативно-правовых актов в области дорожного движения, и соответственно не информированы о своих полномочиях в этой сфере. Кроме этого участковые уполномоченные не имеют специального оснащения. В участковом пункте полиции должны находиться необходимые средства, такие как жезл, светоотражающий жилет, знаки аварийной остановки, конуса и т.п.

Для эффективного исполнения своих обязанностей в области обеспечения безопасности дорожного движения, на основании законов и иных нормативных актов, участковый уполномоченный полиции на территории закрепленного административного участка должен:

осуществлять мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения среди населения, проживающего на обслуживаемой территории;

знать направление дорог общего и необщего пользования, дорог, соединяющих административные центры, федеральных и региональных автодорог, подъезды к крупнейшим транспортным узлам — аэропортам, морским и речпортам, региональные дороги, прочие дороги местного подчинения, лесохозяйственные, противопожарные др.;

в случае необходимости осуществлять распорядительно-регулировочные действия, организовывать движение транспорта в объезд места дорожно-транспортного происшествия и проведения аварийно-спасательных работ;

составлять схему дорожно-транспортного происшествия;

обеспечивать охрану места дорожно-транспортного происшествия до приезда следственно-оперативной группы;

останавливать транспортные средства в случаях, предусмотренных законодательством;

осматривать и досматривать транспортные средства и перевозимые грузы; проверять документы водителей и пассажиров транспортных средств, а также документы на перевозимый груз;

проверять соблюдение правил перевозки пассажиров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

применять меры обеспечения производства, предусмотренные КоАП РФ;

рассматривать материалы по делам об административных правонарушениях предусмотренных главой 12 КоАП РФ;

составлять протоколы об административных правонарушениях по составам, предусмотренным главой 12 КоАП РФ;

участвовать в исполнении отдельных видов наказаний за административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области дорожного движения;

информировать уполномоченных должностных лиц о выявлении фактов нарушения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

С учетом анализа сложившейся ситуации можно сделать вывод, что необходимо повышать профессиональный уровень участковых уполномоченных полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения, дополнительно обучая их совместно с сотрудниками ГИБДД в целях приобретения специальных знаний, умений и навыков, оснащать участковые пункты полиции, особенно в сельских поселениях и в отдаленной, труднодоступной местности, необходимыми средствами для реализации полномочий в сфере безопасности дорожного движения.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства. 2002. № 1.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

3. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

4. Приказ МВД России от 30 марта 2015 г. № 380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.03.2017).

5. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 04.03.2017).

1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh // Sobranie zakonodatel’stva. 2002. № 1.

7. Federal’nyi zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ «O politsii» // Spravochno-pravovaya sistema

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *