Избирательная комиссия муниципального образования является

Правовой статус избирательных комиссий является в последнее время предметом активного обсуждения специалистов по избирательному праву. Можно утверждать, что Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях) более четко по сравнению с предыдущим аналогичным Законом определил статус некоторых видов избирательных комиссий. И все-таки проблема статуса избирательных комиссий в Российской Федерации далека от разрешения.

Правовой статус избирательных комиссий есть законодательно закрепленная совокупность их взаимоотношений с органами власти, организациями, гражданами, а также совокупность их законодательно установленных полномочий. Таким образом, мы не относим к правовому статусу комиссий порядок их работы и структуру системы избирательных комиссий. Эти характеристики тесно связаны с правовым статусом, но они являются внутренними характеристиками данной системы.

С нашей точки зрения, компонентами правового статуса избирательных комиссий надо считать:

— правила формирования избирательных комиссий, в частности обязательность включения в состав избирательной комиссии кандидатур, предложенных определенными избирательными объединениями, избирательными блоками, а также (в некоторых случаях) комиссиями более высокого уровня;

— независимость (самостоятельность, автономность) избирательных комиссий (в пределах их компетенции) от органов власти и самоуправления, невмешательство в деятельность комиссий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан;

— финансовые и материально-технические государственные и муниципальные гарантии деятельности комиссий;

— обязательность решений комиссий, принятых в пределах их компетенции, для определенных субъектов избирательного процесса;

— полномочия (права и обязанности) комиссий.

Если говорить о современном состоянии избирательных комиссий в Российской Федерации, то можно утверждать, что для комиссий нижнего уровня (участковых, территориальных) по-прежнему сохраняет актуальность их характеристика как своеобразной формы самоорганизации избирателей. В то же время такие избирательные комиссии, как ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в связи с их изменившимся правовым статусом уже не могут рассматриваться в качестве непосредственной формы самоорганизации избирателей.

ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Федерации являются государственными органами, а территориальные комиссии (в том числе комиссии муниципальных образований) могут быть муниципальными органами. Остальные комиссии не получили какого-либо государственного или общественного статуса.

Избирательные комиссии любого уровня наделены властными полномочиями и, следовательно, обладают одним из признаков государственного или муниципального органа. Конечно, говорить о том, что избирательные комиссии — это общественные органы, можно в том смысле, что они состоят из граждан, не являющихся государственными служащими, и не работают постоянно. Но некоторые государственные органы действительно могут не состоять из государственных служащих, а некоторые создаются на определенное время, до завершения решения каких-либо задач (например, временные правительственные комиссии).

На наш взгляд, все избирательные комиссии обладают признаками государственных или муниципальных органов, но наделены не характерной для любых других государственных органов спецификой. В частности, мы уже указывали, что один субъект может сочетать в себе различные статусы. Избирательные комиссии (ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Федерации) одновременно выступают в качестве и управляющего субъекта, поскольку принимают управленческие решения, и контролирующего субъекта (в части контроля за порядком формирования и расходования избирательных фондов кандидатов, избирательных блоков и избирательных объединений), и контролируемого субъекта (подконтрольны Счетной палате РФ, осуществляющей финансовый контроль за порядком расходования средств, выделяемых из государственного бюджета избирательным комиссиям всех уровней).

Выше были перечислены компоненты правового статуса избирательных комиссий. На практике существуют примеры нарушений каждого из них. Рассмотрим эти нарушения более подробно.

При формировании комиссий не всегда соблюдалось требование о включении в их состав не менее трети представителей избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в Государственной Думе ФС РФ и законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. В данном случае требование закона «не менее одной трети» (или «не менее половины») часто трактуется как «не более одной трети» (соответственно, «не более половины») и отбор в комиссии от политических партий осуществляется по принципу политического предпочтения органов, формирующих комиссии. Производя формирование избирательных комиссий, особенно территориальных и окружных, формирующие органы руководствуются рекомендациями органов исполнительной власти.

Значительно снижает независимость избирательных комиссий включение в них государственных и муниципальных служащих, которые обычно дорожат своей должностью и готовы действовать в корпоративных интересах. С другой стороны, благодаря своим знаниям, навыкам и опыту, они часто имеют высокий авторитет среди членов комиссии. Заметим, что в составе Московской городской избирательной комиссии в настоящее время работают несколько лиц, пришедших с должностей государственной службы.

Формой влияния исполнительной власти на избирательные комиссии является и создание так называемых рабочих групп. Нередко рабочие группы самовольно исполняют функции, относящиеся к полномочиям комиссий: организуют инструктирование членов нижестоящих комиссий, наблюдение на участках, принимают участие в подведении итогов территориальными комиссиями. Рабочие группы состоят в основном из сотрудников органов исполнительной власти. Представители рабочей группы зачастую присутствуют на заседаниях комиссии и могут оказывать влияние на принятие ею решений. Председатели комиссий достаточно часто при принятии решений ориентируются на мнение представителей исполнительных органов.

Реализации правового статуса избирательных комиссий и возможности осуществления эффективного контроля за порядком формирования и расходования избирательных фондов кандидатов, избирательных блоков и избирательных объединений мешает и их плохое материально-техническое обеспечение. Избирательные комиссии не всегда имеют собственные помещения, оргтехнику и транспорт. Что касается финансирования, то, хотя в последнее время положение меняется к лучшему, определенная финансовая зависимость комиссий от органов исполнительной власти остается. Зачастую финансовыми вопросами комиссии занимаются бухгалтерии исполнительных органов. Обычной практикой стало «премирование» членов комиссий из внебюджетных фондов, находящихся в распоряжении руководителей исполнительной власти, так как оплата их работы из бюджета невелика, а подобные «доплаты», рекламируемые, кстати, самими исполнительными органами, влияют на взаимоотношения избирательных комиссий с органами исполнительной власти.

Еще одним компонентом статуса избирательных комиссий является обязательность решений комиссий, принятых в пределах их компетенции, для органов власти, бюджетных организаций и других участников избирательного процесса. Однако иногда к обращениям избирательных комиссий в государственные учреждения относятся настороженно: поскольку комиссии среднего звена не являются постоянно действующими, постольку государственные учреждения предпочитают получать указания не от комиссий, а от исполнительных органов. Примерами подобного рода действий служат отказы государственных средств массовой информации публиковать официальную информацию избирательных комиссий. На выборах Президента Республики Калмыкия в 2002 году местное телевидение неоднократно игнорировало законные решения Избирательной комиссии Республики Калмыкия о предоставлении бесплатного эфирного времени кандидатам.

Наконец, последний компонент правового статуса избирательных комиссий — их законодательно закрепленные полномочия. Вопреки закону исполнительные органы в некоторых случаях реализуют полномочия, принадлежащие комиссиям. Например, в соответствии с п. 16 ст. 26 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательная комиссия «обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании». На дополнительных выборах депутата Государственной Думы ФС РФ по 204-му избирательному округу распоряжением префекта Южного административного округа г. Москвы был принят и осуществлен План информационного обеспечения выборов, на реализацию которого выделялись финансовые средства префектуры. При этом префектура даже не уведомила комиссию о принятии такого плана и выделении средств. К сожалению, подобные действия исполнительной власти — распространенное явление.

Правовой статус избирательных комиссий в муниципальных выборах

Избирательная комиссия организует подготовку и проведение выборов в органы мсу. Она является муниципальным органом и не входит в структуру органов мсу. Уставом муниципального образования ей м.б придан статус юр.лица. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Формирование избирательной комиссии МО осуществляется представительным органом МО. Избирательная комиссия МО:1.осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав. 2.обеспечивает на территории МО реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы мсу; 3.осуществляет на территории МО меры по обеспечению при проведении выборов в органы мсу, соблюдения единого порядка установления итогов голосования опубликования итогов ; меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления7. осуществляет иные полномочия в соответствии с ФЗ, конституцией (уставом), законами субъекта РФ, уставом муниципального образования.

Избирательные комиссии являются коллегиальным органом, на которые возлагаются организационное руководство подготовкой и проведением выборов, защита избирательных прав граждан. Комиссии: областная, территориальная, окружная, участковая. Областная, территориальная и окружная являются юридическими лицами, имеют печати, бланки, счет в банке. Создание комиссия является обязательными. Деятельность гласная и открытая. Комиссия действует в пределах своей компетенции независимо от ОГВ и ОМСУ. Решение комиссий публикуются в печати и передаются в иные СМИ в установленные законом сроки.

Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы мсу, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов мсу. Уставом муниципального образования, НПА органа мсу избирательной комиссии муниципального образования м.б придан статус юр.лица. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования:1.осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. 2.обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы мсу, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции; 3.осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы мсу, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации;4.осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов; 5.осуществляет меры по обеспечению при проведении выборов соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;6. осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта РФ средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы мсу, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;7. осуществляет иные полномочия в соответствии с ФЗ, конституцией (уставом), законами субъекта РФ, уставом муниципального образования.

Имеет ли право представительный орган муниципального образования наделить статусом юридического лица избирательную комиссию муниципального образования, приняв только нормативный правовой акт?

Избирательные комиссии муниципальных образований

Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Является юридическим лицом

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения — также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации,

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

4. Регистрация избирателей. На данной стадии определяется круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка

Списки избирателей-документы, определяющие граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка

Списки составляют участковые избирательные комиссии на основании сведений, представляемых главой муниципального образования.

Список в алфавитном или ином порядке (по улицам, домам, населенным пунктам) подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения.

Каждый избиратель в любой день, включая день голосования, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой неточности в списке. В течение 24 часов, а вдень голосования- в течение двух часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление гражданина и устранить ошибку либо мотивированной справкой отклонить заявление. Если избиратель за пределами РФ- голосовать может только при выборах и референдумах федерального уровня.

5. Выдвижение кандидатов. Определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губернатор, президент, глава муниципального образования. Необходимо наличие пассивного избирательного права.

Выдвижение:

1) путем самовыдвижения

2) выдвижения избирательным объединением

3) в составе списка кандидатов политической партией, обладающей правом участвовать в выборах соответствующего уровня

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах — не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации — не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления — не менее 20 дней.

6. Предвыборная агитация. Участники избирательного процесса имеют право законными методами и в допустимых формах вести агитацию за любого кандидата.

1) через СМИ

2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собрания, встречи с избирателями)

3) путем выпуска и распространения печатных и иных агитационных предвыборных материалов (представляются в избирательную комиссию, должны содержать все реквизиты печатной продукции).

Предвыборная агитация проводиться со дня регистрации и прекращается за один день до дня выборов

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.

В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.

Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.

Источники финансирования фондов:

а) собственных средств кандидата, избирательного объединения;

б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

в) добровольных пожертвований граждан;

г) добровольных пожертвований юридических лиц;

д) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума:

а) иностранным государствам и иностранным организациям;

б) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона;

в) лицам без гражданства;

г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования (при проведении референдума — на день внесения пожертвования);

д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ — на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

е) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

з) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

и) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ — на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год) и т.д см. закон

7. Голосование. Главная стадия.

1) оборудование помещения для выборов

2) получения бюллетеня для голосования

3) голосование с 8 до 20 часов.

4) допускается досрочное голосование за 10-15 дней до голосования.

8. Подсчет голосов. По каждому избирательному участку отделяют и подсчитывают недействительные бюллетени:

* неустановленной формы

*не заверенные печатью избирательной комиссии

* на которых нельзя установить волеизъявление избирателей.

Комиссия составляет протокол на одном листе. Избирательная документация передается в вышестоящие комиссии не позднее 10 дней после официального опубликования итогов выборов.

Может быть проведен контрольный подсчет голосов. Проводится вышестоящей комиссией в присутствии членов участковой комиссии, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей и представителей СМИ.

Комиссия принимает решение:

* Выборы признаются состоявшимися

*Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

а) голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

б) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

в) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;

г) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.

* выборы признаются недействительными (Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума — о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными).

* назначает повторные выборы

Вопрос №4.

Нормативная база референдума :

1) Конституция РФ (ст. 3,ст. 32. п. «в» ст.84., ч.2 ст.130, 135.)

2) ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

3) ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участии в референдуме граждан РФ»

4) Нормативные акты ЦИК РФ

5) Постановления Конституционного суда

6) Конституции и Уставы субъектов РФ

7) Уставы, законы муниципальных образований о референдумах.

Референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *