Изменения в законе об обязательном аудите

В 2020 году обязательный аудит должны провести компании, соответствующие определенным критериям. В частности, имеют значение размер выручки и величина активов. Из данной статьи Вы узнаете:

  • кто подлежит обязательному аудиту в 2020 году
  • что такое обязательный аудит
  • в каком случае компания попадает под обязательный аудит
  • является ли результат обязательного аудита частью бухгалтерской годовой отчетности
  • форма бухгалтерской отчетности для компаний, подпадающих под требования обязательного аудита
  • налоговая и административная ответственность за непроведение обязательного аудита

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ на 2020 год в список тех, кому необходимо пройти обязательный аудит попадают компании, отвечающие следующим критериям:

  • акционерные общества (АО), независимо от их типа;
  • юридические лица, выручка которых в прошлом году превысила 400 млн. руб. в год или те, у кого активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации, клиринговые организации и общества взаимного страхования;
  • организаторы торговли;
  • негосударственные пенсионные или иные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющее компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Что такое обязательный аудит

Обязательный аудит – это обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. В Российской Федерации обязательный аудит регулируется федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ внесены изменения в ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете». Согласно внесенным изменениям заниматься формированием и ведением государственного информационного ресурса будет ФНС России.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона № 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона № 119-ФЗ. Стоит отметить, что лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом № 135-ФЗ внесены в Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона № 119-ФЗ). Форма, содержание и порядок представления заключения определяются Правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (п. 2 ст. 10 Закона № 119-ФЗ). Аудиторское заключение включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. «г» п. 2 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете»).

В каком случае компания попадает под обязательный аудит

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в следующих случаях:

  • если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • если организация включена в список тех, кому необходимо пройти обязательный аудит (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ на 2020 год);
  • если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;
  • если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год. Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Аудиторские заключения в 2020 году подают в налоговую инспекцию, а не Росстат. Такой порядок утвержден приказом ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@. При этом компании подают документы в электронном виде. Исключение сделано только для малого бизнеса – он вправе либо отчитаться в электронной форме, либо в бумажном виде.

ФНС России на своем официальном сайте разместила информационную страницу «Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности» (ГИР БО), разъясняющую порядок и сроки сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности с 2020 года.

Напомним, что с января 2020 года обязательный экземпляр годовой отчетности нужно будет предоставлять только в налоговую службу. На нее возложена обязанность по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) (см. Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ). Как поясняет ФНС России, в Росстат ее больше не нужно будет подавать.

Обязательный экземпляр отчетности подается не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. При обнаружении ошибок, исправленную отчетность нужно подать в течение 10 дней со дня, следующего за днем внесения исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (см. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 247-ФЗ).

Важно! Для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно.

Информация об итогах обязательного аудита, согласно п. 6 ст. 5 федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307, должна быть опубликована на Федеральном ресурсе — портале, содержащем сведения о юридически значимых фактах различного характера. Сведения в реестр вносят сами субъекты экономической деятельности (предприятия, организации любых организационно-правовых форм, ИП и пр.). Сообщение, публикуемое на Федеральном ресурсе, должно содержать следующие сведения:

  • информацию об аудируемой компании: наименование, ИНН, ОГРН;
  • информацию о том, кто проводит аудит: наименование аудиторской организации или Ф.И.О. аудитора, ИНН, ОГРН (для организации) или СНИЛС (для аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводилась проверка, и период, который охватывался проверкой;
  • мнение аудитора о достоверности проверенной им отчетности и фактах, которые могут оказать существенное влияние на правдивость приведенной в ней информации;
  • дату составления аудиторского заключения.

Публикация аудиторского заключения в 2020 году должна быть осуществлена в течение 3 дней с момента завершения аудита (п. 3.1 гл. III порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ № 178). Сведения могут быть представлены только в электронном виде (п. 5 ст. 7.1 ФЗ № 129), при этом подлинность каждого передаваемого сообщения удостоверяется электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Обязательный аудит, как часть бухгалтерской годовой отчетности

Состав бухгалтерской отчетности приведен в ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». И аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности там не указано. Поэтому не совсем корректно говорить об аудиторском заключении в составе бухгалтерской отчетности. Нет и обязанности у организации представлять свое аудиторское заключение в налоговую инспекцию (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Аудиторское заключение должно содержать перечень бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит. При формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор оценивает, в частности, общий порядок составления и представления отчетности, ее состав и содержание (пп. «а» п. 12 ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»). Учитывая изложенное, малое предприятие, подлежащее обязательному аудиту, вправе самостоятельно определить состав бухгалтерской отчетности, включающей в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения (в том числе самостоятельно разработанные), дополнительную информацию, необходимые для отражения наиболее важной информации о финансовом положении и результатах деятельности организации.

Форма бухгалтерской отчетности для компаний, подпадающих под требования обязательного аудита

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 30 Положения № 34н и п. 5 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • пояснительной записки;
  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отдельные формы приложений к ним (в том числе – отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств) утверждены п. 1 и п. 2 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса указанных форм организация определяет самостоятельно (п. 3 Приказа N 66н). Кроме того, организацией самостоятельно оформляются иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету и прибылях и убытках и определяются содержания необходимых пояснений (п. 3 Приказа № 66н). Как следует из п. 85 Положения № 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 Положения № 34н. При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять отчет о движении денежных средств, иные приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.

С 28 ноября 2018 года вступили в силу поправки в Закон № 402-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Большинство поправок вступает в силу с 01 января 2020 года. Поэтому бухгалтерскую отчетность за 2018 год следует представлять в прежнем порядке, а за 2019 год – уже по новым правилам. Форматы и порядок представления отчетности и аудиторских заключений в электронном виде будут утверждаться ФНС.

Важно! Формат и порядок представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения за 2019 год утвержден Приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ 7/1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Право формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме организациям — субъектам малого предпринимательства предоставлено и п. 6 Приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». На приведенную выше норму обращает внимание и Минфин России при обобщении вопросов, связанных с упрощенной системой бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, обобщены в Информации Минфина России от 19.07.2011 № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства». Как указано в п. 17 Информации, субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Налоговая и административная ответственность за непроведение обязательного аудита

Вас может ввести в заблуждение информация о том, что штрафов за непрохождение обязательного аудита организации не установлено. Этот вопрос стоит пояснить отдельно, так как уверенность в безнаказанности может обойтись компании очень дорого. Уклонение от обязательного аудита – это грубое нарушение требований к бухгалтерской отчетности. Действительно, никакая ответственность за непрохождение аудиторской проверки не прописана в законах. Однако, организацию могут оштрафовать за отсутствие аудиторского заключения (которое, в свою очередь, вы не можете получить без прохождения процедуры) по целому ряду законов. Рассмотрим подробнее какие последствия могут быть, если организация не провела обязательный аудит. Отсутствие аудиторского заключения у организаций, для которых проверка является обязательной, относится к грубым нарушениям ведения бухгалтерского учета.

Так, за отсутствие обязательного аудиторского заключения руководителя оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а за повторное возможен штраф 20 тыс. рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Положениями ч. 7 и 8 ст. 14.25 КоАП РФ предусматриваются следующие штрафы/санкции для ответственных должностных лиц за данное нарушение:

  • 5-10 тыс. рублей — при однократном нарушении;
  • 10-50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2-х лет – при повторном нарушении.

Срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца. Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ за обязательный аудит следующие:

  • на юридическое лицо – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера – от 300 до 500 рублей.

Пункт 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает штрафы за непредставление аудиторского заключения по требованию акционера:

  • от 20 тыс. до 30 тыс. рублей на должностных лиц;
  • от 500 тыс. до 700 тыс. рублей на юридических лиц.

Согласно ст. 15.19 КоАП, за нарушение законодательства в части раскрытия информации о деятельности акционерных обществ, размещающих в публикации свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, полагается штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Банк России в этом случае может применить следующие санкции:

  • наложение административных штрафов от 30 тыс. до 50 тыс. рублей на должностных лиц либо дисквалификацией на срок от 1 года до 2-х лет;
  • штраф на юридических лиц (АО в целом) от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Росстат может взимать штрафы за отсутствие аудиторского заключения:

  • от 300 до 500 рублей на должностных лиц;
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей на юридических лиц.

Аудиторское заключение также надо предоставлять в статистику. Если этого не сделать, то компанию оштрафуют от 3000 до 5000 руб. Для руководителя санкция ниже – 300 – 500 руб. (ст. 19.7 КоАП). Субъектам малого и среднего предпринимательства, инспекторы могут заменить штраф на предупреждение. Если не опубликовать или не представить акционерам обязательное аудиторское заключение, компанию могут оштрафовать на сумму от 500 000 до 700 000 руб., а руководителя – от 20 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 15.19, ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ). Административное законодательство предусматривает возможность привлечения организации к ответственности за несоблюдение правил предоставления информации для ее публикации в электронном реестре.

Что касается налоговой ответственности за непроведение обязательного аудита, отметим, что согласно статье 120 Налогового кодекса РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения компания подлежит штрафу в размере 10 тыс. рублей.

Одобрено
Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации
20 октября 1999 г.
Протокол N 6

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВНУТРЕННИМ СТАНДАРТАМ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

Примечание.
Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2263 утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 13.12.2001 N 1459.

1.3. Задачами правила (стандарта) являются:
а) определение единых принципов подготовки и рекомендаций по структуре построения внутренних стандартов аудиторских организаций;
б) установление минимальных обязательных требований к аудиторским организациям при разработке внутренних стандартов;
в) описание порядка осуществления внутрифирменного контроля за соблюдением сотрудниками аудиторских организаций требований внутренних стандартов.
1.4. Разработка и практическое применение внутренних стандартов являются обязательными для всех аудиторских организаций, если общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности <*> содержат прямые указания на необходимость раскрытия основных принципов, приемов и методов работы аудиторской организации.
———————————
<*> Далее по тексту под правилами (стандартами) аудиторской деятельности понимаются документы, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и имеющие общероссийское значение, а под внутренними стандартами — внутрифирменные документы аудиторских организаций, являющихся юридическими лицами, либо внутренние документы аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя.

1.5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, не содержащие прямых указаний на необходимость дальнейшей детализации содержащихся в них положений, используются аудиторской организацией непосредственно.
1.6. Настоящее правило (стандарт) не ставит своей целью регулировать форму, содержание и порядок подготовки внутренних регламентирующих документов аудиторских организаций по вопросам, выходящим за пределы профессиональных аспектов осуществления аудиторской деятельности.

2. Назначение и принципы подготовки
внутренних стандартов аудиторской организации

2.1. Под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.
2.2. Аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.
2.3. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.
2.4. Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках данной аудиторской организации и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между аудиторской организацией и экономическим субъектом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами.
2.5. Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:
а) полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
б) сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов (помощников) аудитора;
в) содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
г) обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
д) детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
2.6. Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепризнанными этическими нормами.
2.7. Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки.
2.8. Внутренние стандарты определяют общий подход аудиторской организации к проведению аудита независимо от условий, в которых проводится аудит.
2.9. К внутренним стандартам аудиторской организации могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности.
2.10. Внутренние стандарты являются частью организационно — распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации.
2.11. Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:
а) целесообразности — иметь практическую пользу;
б) преемственности и непротиворечивости — каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
в) логической стройности — обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
г) полноты и детализации — полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
д) единства терминологической базы — содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.
2.12. Все внутренние стандарты должны в совокупности представлять описание комплексного подхода аудиторской организации к организации и технологии проведения аудита.
2.13. При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации общественных ассоциаций аудиторов.
2.14. При отсутствии правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита, детализированных методик и подходов к проведению аудита аудиторские организации при разработке внутренних стандартов могут руководствоваться международными стандартами аудита с учетом специфических особенностей проведения аудита в Российской Федерации.
2.15. Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних стандартов.
2.16. В случае прямых указаний в правилах (стандартах) аудиторской деятельности на то, что некоторые моменты требуют дополнительного утверждения в качестве внутренних стандартов, аудиторская организация обязана обеспечить выполнение данного указания в первоочередном порядке.

3. Форма и содержание внутренних стандартов
аудиторской организации

3.1. Внутренние стандарты аудиторских организаций по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:
а) стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
б) стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;
в) стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
г) специализированные стандарты;
д) стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
е) стандарты по образованию и подготовке кадров.
3.2. Внутренние стандарты, содержащие общие положения по аудиту, предназначены для регулирования взаимоотношений, возникающих между аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом, взаимоотношений между аудиторами, а также между сотрудниками и администрацией аудиторской организации в соответствии с основными принципами проведения аудита и этическими нормами.
3.3. В перечень внутренних стандартов, содержащих общие положения по аудиту, могут быть включены:
а) стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру;
б) стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности;
в) стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации;
г) стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита, а также ответственность аудиторов.
3.4. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита, формулируют конкретные правила, методику проведения аудита и представляют собой разработки по реализации требований правил (стандартов) аудиторской деятельности.
3.5. В перечень внутренних стандартов аудиторских организаций, устанавливающих порядок проведения аудита, могут быть включены:
а) стандарты, регламентирующие ответственность аудитора;
б) стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита;
в) стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля;
г) стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств;
д) стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц.
3.6. В дополнение к перечисленным внутренним стандартам аудиторских организаций разрабатываются методики, внутренние инструкции и положения, перечень процедур, рабочие таблицы и вопросники, макеты и другие документы вспомогательно — технического характера, раскрывающие подходы аудиторской организации к проведению аудита.
3.7. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов, содержат внутренние требования аудиторской организации к содержанию и формированию выводов и составлению заключений по результатам проведенного аудита.
3.8. В перечень данных стандартов могут входить:
а) стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений;
б) стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
в) стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью.
3.9. Специализированные внутренние стандарты включают стандарты в области методологии проведения аудиторских проверок по различным направлениям деятельности экономических субъектов, а также по различным целям проведения аудита.
3.10. В перечень данных стандартов могут быть включены:
а) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений;
б) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования;
в) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
г) стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов.
3.11. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг, содержат положения о порядке оказания консалтинговых, юридических и других сопутствующих аудиту услуг.
3.12. В перечень данных стандартов могут быть включены:
а) стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям;
б) стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации.
3.13. Внутренние стандарты по образованию и подготовке кадров устанавливают требования к образованию, профессиональному уровню аудиторов и специалистов, регламентируют порядок подготовки и повышения квалификации кадров аудиторской организации.
3.14. Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру:
а) регламентирующие параметры — ссылка на российские или международные стандарты, использованные при разработке данного стандарта;
б) общие положения — необходимость внутреннего стандарта, определение его основных терминов и понятий, сферы применения, описание объекта стандартизации;
в) цель и задачи стандарта — назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением;
г) взаимосвязь с другими стандартами — ссылки на соответствующие положения других стандартов;
д) определение основных принципов и методик — описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом;
е) оформление — перечень документов, которые аудитор должен составить согласно требованиям стандарта;
ж) перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руководствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости).
3.15. Реквизиты внутренних стандартов могут состоять из:
а) номера — порядкового или серийного кода данного стандарта;
б) даты ввода в действие;
в) названия — краткого и четкого изложения того, что регламентирует стандарт;
г) даты и указания лица, утвердившего стандарт;
д) преемственности — ссылки на ранее принятые, распространенные или предписанные нормативными документами правила, которые связаны с данным стандартом;
е) сферы применения — перечня объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.
3.16. В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться приложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютерные программы, рабочие таблицы и т.д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных положений внутренних стандартов.
3.17. Приложения к внутренним стандартам могут содержать следующие разделы:
а) порядок применения внутреннего стандарта;
б) описание технологии выполнения каждого этапа аудиторской проверки;
в) перечень вопросников и аудиторских процедур;
г) таблицы, схемы, рабочие документы с цифровыми примерами, иллюстрирующими методики и порядок проведения аудиторских процедур;
д) систематизированный перечень нормативных документов, используемых при аудите.

4. Порядок организации внутрифирменного контроля
за выполнением требований внутренних стандартов
аудиторской организации

4.1. Внутренние стандарты в обязательном порядке утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, а в случаях, предусмотренных учредительными документами аудиторской организации, — советом учредителей или другим уполномоченным органом.
4.2. Внутренние стандарты, регламентирующие внутрифирменный контроль качества аудита, должны содержать положения по осуществлению контроля за выполнением требований внутренних стандартов.
4.3. Внутренние стандарты могут предусматривать назначение соответствующих должностных лиц ответственными за соблюдение положений внутренних стандартов.
4.4. Для обеспечения надлежащего контроля за соблюдением внутренних стандартов необходимость их применения должна входить в функциональные обязанности аудитора, предусмотренные трудовыми отношениями между аудитором и аудиторской организацией.
4.5. Аудиторской организацией могут быть установлены обязательные по выполнению и рекомендуемые для использования при проведении аудита положения внутренних стандартов. При этом должны быть учтены обязательные к выполнению требования правил (стандартов) аудиторской деятельности.
4.6. Контроль за выполнением требований внутренних стандартов должен быть организован на всех уровнях управления аудиторскими проверками, начиная с руководителей групп и руководителей проверок и заканчивая руководителями аудиторской организации, уполномоченными подписывать аудиторские заключения.
4.7. Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита. Внутрифирменные требования к уровню профессиональной подготовки специалистов, выполняющих контрольные функции в составе службы контроля качества проведения аудита, устанавливаются внутренними стандартами по образованию и подготовке кадров аудиторской организации.
4.8. Аудиторская организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ ВНУТРЕННИХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ

1. Для обеспечения эффективной работы по созданию системы внутренних стандартов аудиторской организации целесообразно создание внутри аудиторской организации Методического совета или иного специального коллегиального органа.
2. Методический совет формируется из руководящих работников и наиболее профессионально подготовленных специалистов аудиторской организации и работает на основании утвержденного аудиторской организацией Положения о Методическом совете.
3. В работе Методического совета могут принимать участие сторонние специалисты (члены профессиональных и общественных организаций аудиторов и бухгалтеров, налоговые консультанты, научные работники, преподаватели, специалисты других аудиторских фирм).
4. Основанием для привлечения сторонних специалистов является Положение о Методическом совете.
5. Задачами Методического совета аудиторской организации является:
а) разработка внутренних аудиторских стандартов;
б) создание методик аудита, в том числе с использованием передовых технологий и автоматизированных программ;
в) подготовка материалов для выработки мнения аудиторской организации по спорным и сложным учетным, налоговым и прочим вопросам;
г) обобщение и систематизация практического опыта аудита;
д) организация обучения аудиторов и других специалистов аудиторской организации;
е) информирование специалистов по вопросам компетенции Методического совета;
ж) накопление, систематизация и анализ действующих нормативных документов в области аудита.
6. Разработка внутренних стандартов может осуществляться не только специалистами методологических служб аудиторской организации, но и специалистами других служб (департаментов, отделов) аудиторской организации с последующим рассмотрением и одобрением (или неодобрением) на Методическом совете. Допускается привлечение к этой работе специалистов, не являющихся штатными сотрудниками аудиторской организации.
7. В случае необходимости разработка внутренних стандартов может осуществляться сторонними организациями по договору в соответствии с утвержденной руководством аудиторской организации программой разработки.
8. В качестве составляющих элементов внутренних стандартов аудиторской организации могут быть приняты методики и разработки, утвержденные профессиональными аудиторскими объединениями и организациями, а также государственными органами.
9. Разработанные стандарты (методики, инструкции, положения) рассматриваются и принимаются Методическим советом с последующим представлением на утверждение руководству аудиторской организации. Решение принимается простым большинством голосов членов совета. Аргументированное особое мнение членов Методического совета, голосующих против, может быть ими самостоятельно предоставлено руководству аудиторской организации.
10. Внутренние стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, а также в случаях, предусмотренных учредительными документами, советом учредителей или другим уполномоченным органом.

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ВНУТРЕННЕГО СТАНДАРТА АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Бланк или угловой штамп
Аудиторской организации
Логотип, фирменное наименование
Утверждающая надпись,
дата, подпись руководителя

Полное наименование внутреннего стандарта
Номер (индекс, код)

Разработчик:
(департамент, отдел, сотрудник)
Дата разработки

Структура документа

1. Общие положения
1.1. Цели и основания разработки стандарта.
1.2. Необходимость использования стандарта.
1.3. Сфера применения стандарта.
1.4. Взаимосвязь с другими стандартами (в том числе
международными).
1.5. Преемственность с ранее действовавшими нормативными
документами и внутренними стандартами.
1.6. Срок действия.
2. Основные понятия и определения
3. Сущность внутреннего стандарта
3.1. Основные требования.
3.2. Методология решения указанной проблемы.
4. Нормативные акты, используемые при аудите
5. Приложения
5.1. Макеты рабочих документов аудитора.
5.2. Вопросы и тесты.
5.3. Аудиторские процедуры.

Подпись руководителя разработки

| НАВЕРХ |

Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России и не может рассматриваться в качестве такового.
Он предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц

НОВОЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

факты и комментарии

Информационное сообщение

25 декабря 2019 г. № ИС-учет-21

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ФНС России утвердила:

форматы представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИРБО) – приказ от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@;

порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования ГИРБО – приказ от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/569@.

Данные приказы вступят в силу с 1 января 2020 г.

Подробные материалы по этому вопросу размещены на официальном Интернет-сайте ФНС России bo.nalog.ru.

Представление документов

Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней представляются в ГИРБО в виде электронных документов. Исключением является лишь представление отчетности за 2019 г. и аудиторского заключения о ней субъектами малого предпринимательства в 2020 г. (см. далее).

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляется в ГИРБО в случае, если эта отчетность подлежит обязательному аудиту. При этом обязанность представлять аудиторское заключение лежит на аудируемом лице, а не на аудиторской организации (индивидуальном аудиторе).

Аудиторское заключение представляется в налоговый орган в зависимости от того, когда проведен обязательный аудит бухгалтерской отчетности: либо вместе (одновременно) с отчетностью, либо после представления отчетности (не одновременно с ней). В последнем случае аудиторское заключение в виде электронного документа направляется вместе с сопроводительным документом. Такой документ представляется в электронной форме с применением формата, утвержденного приказом ФНС России от 18 января 2017 г. № ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Форматы представления документов

Бухгалтерская отчетность представляется в виде XML файлов. ФНС России утверждены требования к XML файлам передачи в электронной форме «общей» отчетности и «упрощенной» отчетности.

Аудиторское заключение представляется в виде электронного документа в формате PDF.

Передача документов

Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней передаются в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным ФНС России.

Обязанности передающей организации

Для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней организация должна обеспечить:

формирование этих документов в виде электронных документов;

шифрование при отправке и дешифрование при получении информации с использованием шифровальных средств;

формирование усиленной квалифицированной электронной подписи при передаче информации и ее проверку при получении информации.

Подтверждение получения документов

При получении бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней налоговый орган в течение одного рабочего дня направляет отчитывающейся организации квитанцию о приеме, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью.

Датой получения указанных документов налоговым органом считается дата, указанная в квитанции о приеме.

Основания для отказа в приеме

Налоговый орган может отказать организации в приеме бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в случаях, если они представлены:

в форматах, отличных от утвержденных ФНС России;

без усиленной квалифицированной электронной подписи;

в налоговый орган, в компетенцию которого не входит их прием.

В этих случаях налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения отчетности и аудиторского заключения о ней направляет отчитывающейся организации уведомление об отказе в приеме документов, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью. При получении такого уведомления организация обязана устранить указанные в нем ошибки и повторить передачу документов в налоговый орган.

Представление бухгалтерской отчетности за 2019 г. субъектами малого предпринимательства

Субъект малого предпринимательства вправе по собственному выбору представить бухгалтерскую отчетность за 2019 г. и аудиторское заключение о ней в налоговый орган либо в виде электронных документов, либо на бумажном носителе. В первом случае субъект малого предпринимательства руководствуется общим порядком представления документов в виде электронных документов.

Во втором случае отчетность и аудиторское заключение о ней представляются в налоговый орган субъектом малого предпринимательства лично, либо через уполномоченного представителя, либо в виде почтового отправления с описью вложения. Днем представления документов на бумажном носителе в налоговый орган считается:

при представлении лично или через уполномоченного представителя – дата их получения, указанная должностным лицом налогового органа на копии бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней;

при отправке бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней по почте – дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

В настоящее время аудиторская деятельность включает два компонента: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие аудиту услуги. При этом последние в аудиторских организациях начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам выполняемых услуг.

Для выполнения сопутствующих аудиту услуг от исполнителей требуется профессиональная компетентность в области аудита, бухгалтерского учета, экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права и экономики.
В соответствии с Законом об аудиторской деятельности под сопутствующими аудиту услугами понимаются отличные от аудита услуги, связанные выражением в установленной форме независимого мнения об информации организаций, а также следующие услуги:

  1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  2. налоговое консультирование;
  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  5. правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  7. оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  9. проведение маркетинговых исследований;
  10. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  11. обучение в установленном законодательством порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  12. оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять деятельность, влекущую возникновение конфликта интересов с аудируемым лицом.

Все вышеперечисленные сопутствующие аудиту услуги могут быть условно подразделены на три группы:

  1. услуги контроля;
  2. услуги действия;
  3. консультационные услуги.

Услуги контроля подразумевают, что аудитор контролирует правильность и обоснованность отражения фактов хозяйственной деятельности, начисление налоговых платежей и др.

К услугам действия относится, например, разработка инвестиционных проектов, постановка бухгалтерского учета, его ведение и восстановление.

С развитием рыночных отношений консультационные услуги становятся насущной необходимостью, что объясняется тем, что рыночная экономика предусматривает формирование здоровой конкурентной среды, а конкурентные преимущества таких фирм заключаются в нововведениях и квалифицированных советах. Если на первых этапах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были ничтожны, то сегодня спектр консультационных услуг значительно расширился, представляя собой внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные, юридические, рекрутинговые услуги, обеспечение информационными технологиями, инжиниринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и т.п. Спрос на консалтинговые услуги растет во всем мире.

Все сопутствующие аудиту услуги по отношению к обязательному аудиту подразделяются на «совместимые» и «несовместимые». При оказании совместимых услуг они могут быть выполнены одновременно или непосредственно перед проведением обязательной проверки; допускается также включение совместимых услуг в общий перечень работ по договору обязательного ежегодного аудита.

При оказании несовместимых аудиторских услуг необходимо учитывать, что обязательный аудит не может проводиться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам. Это считается нарушением принципа независимости, так как в данном случае аудитор причастен к составлению отчетности. При этом ответственность за соблюдение принципа независимости возлагается на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с особой добросовестностью и тщательностью. При оказании сопутствующих аудиту услуг, где это возможно, аудиторская организация должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.

При оказании сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несет ответственность:

  • за соблюдение действующего законодательства;
  • полноту и юридическое оформление документов;
  • точность, достоверность и своевременность предоставления документов, сведений, информации, а также любые ограничения возможности выполнения аудиторской организацией своих обязанностей.

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Она освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также в случае задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты в виде расчетов, консультаций, письменных составленных первичных документов, регистров учета, отчетности и справок и т.п. Кроме того, аудиторская организация может оформить письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг.

Сопутствующие аудиту услуги

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами и проверкой бухгалтерской отчетности могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, так называемые сопутствующие услуги, в частности:

  • 1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • 2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • 4) проверку учетных, налоговых и иных аспектов деятельности предприятия, интересующих клиента;
  • 5) проведение экспертиз;
  • 6) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • 7) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • 8) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • 9) оценочную деятельность;
  • 10) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • 11) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; научные исследования и разработки по проблемам экономического характера;
  • 12) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  • 13) разработку для клиентов документации экономического характера (учетной политики, рекомендаций по вопросам учета и налогообложения, инструкций, положений и пр.);
  • 14) подготовку, переподготовку, повышение квалификации персонала по экономическим специальностям;
  • 15) проведение конференций, семинаров, круглых столов и пр.;
  • 16) компьютеризацию бухгалтерского учета;
  • 17) подбор и тестирование персонала по экономическим специальностям для клиентов;
  • 18) представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами;
  • 19) консультации по вопросам учета, налогообложения, хозяйственного права, другим экономическим вопросам;
  • 20) информационное обслуживание и прочие подобные услуги.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» (введено постановлением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523) устанавливает перечень услуг, которые может выполнять аудиторская фирма, и требования по их совместимости с аудитом достоверности отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать следующим образом: услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки; услуги, не совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, включают в себя:

  • • постановку бухгалтерского учета;
  • • контроль ведения учета и составления бухгалтерской отчетности;
  • • контроль начисления и уплаты налогов и платежей;
  • • анализ хозяйственной деятельности;
  • • оценку экономических и инвестиционных проектов;
  • • представление интересов экономического субъекта третьим лицам;
  • • экспертное обслуживание;
  • • подбор и тестирование персонала и др.

Услуги, не совместимые с проведением обязательной аудиторской проверки, предусматривают:

  • • ведение бухгалтерского учета;
  • • восстановление бухгалтерского учета;
  • • составление налоговых деклараций;
  • • составление бухгалтерской отчетности.

Выделяют также следующие сопутствующие аудиту услуги:

  • а) услуги действия – составления документов;
  • б) услуги контроля – проверка документов, контроль ведения учета и составления отчетности, контроль начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • в) информационные – консультации, семинары и др.

К аудиторским организациям по выполнению работ и услуг, сопутствующих аудиту, предъявляют такие требования:

  • • действовать в соответствии с заданием, сформулированным в договоре, контракте;
  • • планировать порядок выполнения работ, услуг;
  • • документировать;
  • • четко разграничивать ответственность и функции исполнителей;
  • • подготавливать типовые формы отчетности;
  • • контролировать качество выполняемых работ;
  • • документировать и составлять отчет, отражающий результаты выполненного задания (справка-расчет и др.).

Итогом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты.

Услуги, сопутствующие аудиту

Аудиторы наряду с проведением проверки могут оказывать клиентам прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается Федеральными стандартами аудиторской деятельности.

К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность( см. закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (с послед. измен.);

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.

Услуги, перечисленные в п. 1 не совместимы с проведением аудиторской проверки.

В современной системе аудита выделяют особые услуги, которые регулируются отдельными федеральными правилами, стандартами аудиторской детальности (см. Табл. 4).

Например, обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляция финансовой информации.

Таблица 4. — Взаимосвязь видов услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Аудиторская деятельность Виды аудита
Аудит Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности Финансовый аудит
Сопутствующие аудиту услуги Обзорные проверки
Компиляция финансовой информации Налоговый аудит. Инвестиционный аудит. Маркетинговый аудит. Ценовой аудит. Операционный аудит. Организационный аудит. Управленческий аудит. Инвентаризационный аудит. Использования финансирования в условиях несостоятельности интеллектуальной собственности.
Согласованные процедуры
Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью Налоговое консультирование. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности. Правовое консультирование. Оценка стоимости. Анализ. Автоматизация бухгалтерского учета. Проведение маркетинговых исследований. Экономическое и финансовое консультирование. Управленческое консультирование. Разработка инвестиционных проектов.

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности:

Основная цель обзорной проверки — определить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность составлена в соответствии с установленными требованиями к ее формированию. Если отчетность вызывает сомнения по каким-то конкретным позициям, а не в целом, то аудит можно не проводить и ограничиться обзорной проверкой.

Такая проверка включает запросы в бухгалтерскую службу организации и анализ полученных данных, общую проверку отчетности.

Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы с помощью сбора подтверждающих доказательств в ходе инспектирования, наблюдения, подтверждения и подсчета (то есть в ходе процедур, характерных для аудита), как правило, не проводится.

При обзорной проверке аудитор выясняет основные моменты, которые касаются организационной структуры, системы бухгалтерского учета, характера хозяйственных операций, активов, обязательств, доходов и расходов, способов производства (включая технологические процессы) и продажи, местонахождения производственных объектов, аффилированных лиц.

Особое внимание аудитор обращает на внесенные корректировки в информацию предыдущих периодов. Он сравнивает отчетность текущего и предыдущих периодов с предполагаемыми результатами и финансовым состоянием, изучает соотношение различных показателей отчетности на соответствие прогнозируемым показателям, характерным для данного хозяйствующего субъекта и для отрасли в целом.

Запросы сотрудникам бухгалтерии могут касаться, например, того, все ли операции отражены в учете, составлена ли финансовая (бухгалтерская) отчетность в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, имели ли место изменения в деятельности или в учетной политике, в чем они заключались.

Согласованные процедуры:

Суть согласованных процедур заключается в проведении аудитором действий аудиторского характера в отношении финансовой информации лица (организации, предпринимателя), заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг (самого заказчика), и третьих лиц.

Этот вид сопутствующих аудиту услуг можно провести в том случае, если нет необходимости в полноценном аудите. Тогда аудитор сосредоточит свое внимание на том, что интересует вас больше всего на данный момент.

Согласованные процедуры аудитор обычно выполняет в отношении отдельных показателей финансовой информации: дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений, а также в отношении одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или отчетности в целом.

Согласованные процедуры проводят в случае, если нет необходимости в полноценном аудите. Их выполняют в отношении отдельных показателей финансовой информации: дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений, а также в отношении одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или отчетности в целом.

Основные приемы, которые использует аудитор, — направление запросов и получение подтверждений, анализ, пересчет, проверка точности записей, сравнение (сверка). Затем аудитор формирует отчет о фактах, которые считает нужным отметить.

Необходимо учесть, что согласованные процедуры не являются аудитом или обзорной проверкой, так как в отчете аудитор не выражает мнение о достоверности финансовой отчетности и информации. Он может только подвести к пониманию необходимости провести полноценный аудит или сделать собственные выводы.

Компиляция финансовой информации:

При компиляции аудитор использует свои экспертные знания в области бухгалтерского учета (а не аудита) для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. В этом случае аудитор также не выражает мнение о достоверности финансовой информации.

Главная цель данной услуги — привести все представленные финансовые сведения и показатели в удобную и понятную обобщенную форму.

Задание по компиляции финансовой информации обычно включает составление финансовой (бухгалтерской) отчетности (всех финансовых отчетов или некоторых).

Аудитор обязательно уведомляет проверяемую фирму или предпринимателя, что компиляция финансовой информации не гарантирует выявления ошибок и недобросовестных действий (например, факты присвоения активов и т.п.). Однако в отчете аудитор указывает все выявленные факты отступления от принципов ведения бухгалтерского учета.

Аудитор должен получить от руководства проверяемой фирмы подтверждение ее ответственности за ненадлежащую подготовку и составление финансовой информации, а также удостовериться, что финансовая информация была утверждена.

Обычно аудитор запрашивает заявление от руководства о точности и полноте исходных бухгалтерских данных, а также полноте раскрытия всей представленной ему информации.

В рамках компиляции аудитор, как правило, объединяет и сопоставляет данные из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *