Кадастровый учет лесных участков

Продолжается постановка земель лесного фонда на государственный кадастровый учет

Федеральным агентством лесного хозяйства продолжается реализация Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Напомним, что закон направлен на устранение противоречий между сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости(ЕГРН) и Государственном лесном реестре, в целях защиты прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости.

«На сегодняшний день вопрос ведения лесного реестра является одним из актуальных среди стоящих перед лесной отраслью», – отмечает заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.

В настоящее время на государственный кадастровый учет поставлены лесные участки общей площадью 307,6 млн га, что составляет около 27% от общей площади земель лесного фонда.

При проведении работ по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет было выявлено более 276 тыс. пересечений земель иных категорий с землями лесного фонда на площади 1,8 млн. га, что не позволило в полной мере поставить лесные участки на государственный кадастровый учет.

Федеральное агентство лесного хозяйства также продолжает активную работу по установлению границ лесничеств и лесопарков, которые расположены на землях лесного фонда.

На данный момент работы выполнены по 329 лесничествам, расположенным на землях лесного фонда, в 66 субъектах Российской Федерации на общей площади 124,1 млн га. По ним уже изданы приказы об установлении границ лесничеств с координатным описанием местоположения границ лесничеств.

Сведения о 120 лесничествах внесены в ЕГРН (в том числе по 5 пригородным лесничествам) на общей площади 44,0 млн га.

В отношении 326 лесничеств необходимые документы уже направлены в органы регистрации прав для внесения сведений о лесничествах в ЕГРН.

Следует отметить, что при внесении сведений о границах лесничеств в ЕГРН органы регистрации прав уведомляют Рослесхоз о внесенных в сведения ЕГРН изменениях описания местоположения границ лесничеств с указанием кадастровых номеров земельных участков, в соответствии с границами которых изменено местоположение границ лесничеств.

В настоящее время количество земельных участков, исключенных из границ лесничеств, составило более 22 тыс. шт. на общей площади более 308 тыс. га.

Также получено 143 уведомления о невозможности внесения сведений о лесничествах в ЕГРН по причине пересечения с границами населенных пунктов, территориальных зон, сведения о которых содержатся в реестре границ ЕГРН. После поступления данных уведомлений Рослесхоз вносит изменения в приказы об установлении границ лесничеств с координатным описанием местоположения границ лесничеств и повторно направляет документы в органы регистрации прав. В настоящее время получено 39 уведолений о внесении сведений о таких лесничествах в ЕГРН. Площадь лесных участков, включенных в границы населенных пунктов, составила более 34 тыс. га.

На 2019 год запланировано внесение сведений в ЕГРН по 181 лесничеству на площади 155,9 млн га.

Межевой план лесного участка

В настоящее время около 16% всех лесных участков в РФ поставлены на государственный учет. Для совершения любых сделок с данными землями необходима их регистрация в Государственном лесном реестре и постановка на учет в Кадастровой палате.

Территория с насаждениями, положение, размеры и границы которой определяются по лесным кварталам и/или лесотаксационным выделам, считается лесным участком. До начала 2015 года на основании Федеральных законов №№ 365 и 427 части массива леса, используемые не в рекреационной деятельности, отдавались гражданам и юрлицам РФ в аренду без кадастрового учета. До 2017 года наделы, на которых велись геологические исследования недр и другие изыскания, также могли находиться в пользовании без регистрации в базе земельного кадастра РФ.

Заключение любого договора об использовании земель лесного фонда сопровождается указанием на установленные размеры, границы и зафиксированные точки координат. Эта информация содержится в межевом плане. В настоящее время регистрация надела обязательна.

Земли лесного фонда – что это?

Согласно законодательству нашей страны, к землям лесного фонда относятся две категории территорий:

  • лесные земли – территории, либо покрытые лесной растительностью, либо предназначенные для ее восстановления (гари, редины, прогалины, вырубки);
  • нелесные земли, используемые для ведения лесного хозяйства – болота, тропинки, просеки и т.д.

Порядок эксплуатации и охраны земель лесного фонда регламентируется Земельным кодексом и лесным законодательством Российской Федерации.

В статье 101 Земельного кодекса содержится требование о разграничении земель лесного фонда и иных территорий на основании вышеуказанной классификации. Согласно этому документу, к лесному фонду не относятся деревья и кустарники, расположенные на землях следующих видов:

  • землях сельхозназначения, в т.ч. на тех, что предназначены для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства;
  • землях транспорта – полосах отводов автомобильных и железных дорог;
  • землях населенных пунктов, используемых в том числе для жилищного, дачного и иного строительства (исключение составляют городские леса);
  • землях водного фонда (на полосах отвода водных объектов); землях иных категорий.

Границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью специальных лесохозяйственных знаков и указываются в так называемых лесных картах — планово-картографических материалах, содержащих описание соответствующих угодий.

Государственный учет лесных территорий по условному номеру – устаревший метод

Сегодня лишь 16% лесных участков учтены в Государственном лесном реестре, остальные до сих пор не имеют учетных границ и не поставлены на кадастровый учет. До 2008 года государственный учет лесных участков проводили совместно с лесоустройством, включающим работы по определению ряда его характеристик:

  • местоположение;

  • границы на местности;

  • площадь;

  • вид разрешенного использования леса;

  • целевое назначение (категория защиты леса).

По окончании лесоустроительных работ составлялась соответствующая проектная документация, лесному участку присваивался условный номер, под которым он регистрировался в лесном реестре, и по которому проводилась его идентификация.

Однако, такая система позволяла незаконно изымать леса из лесного фонда, просто меняя их целевое назначение, переводить их в личную собственность и использовать по своему усмотрению. Некоторые граждане или юридические лица самовольно занимали лесные территории, размещая на них временные постройки, заборы, деревянные строения, отходы производства, пиломатериалы и др.

В частности, количество самовольно захваченных участков в Московской области только на декабрь 2014 года составило 793 общей площадью 150,156 га. И лишь 251 га было освобождено после принятия сотрудниками «Мособллеса» соответствующих обращений в надзорные органы.

Кадастровый учет земель лесного фонда – обязательная мера с 2015 года

Начиная с января 2015 года, проведение кадастрового учета лесного участка обязательно, если он предоставляется гражданину или юридическому лицу в ряде случаев:

  • безвозмездное срочное пользование;

  • аренда;

  • постоянное пользование;

  • купля-продажа лесных насаждений;

  • переоформление аренды.

Теперь, если арендуемый участок не поставлен на кадастровый учет, арендатор не может заключать договор субаренды, передавать свои права или обязанности в залог, по договору аренды, в качестве паевого взноса или вклада в уставной капитал.

Инициатором проведения кадастрового учета могут выступать как государственные органы, так и частные лица, использующие соответствующие леса на установленных законодательством правах. Процедура постановки лесного участка на кадастровый учет аналогична правилам регистрации любого земель в кадастре недвижимости. Перед обращением в орган кадастрового учета обязательно определяют границы образуемого лесного участка по материалам межевания, лесоустроительной или землеустроительной документации. Единственное отличие заключается в том, что согласование его границ выполняется без их установления на местности и учета мнения заинтересованных лиц.

Однако, новая редакция ФЗ № 201 все же разрешает предоставлять лесные участки до 1 января 2017 года частным и юридическим лицам без проведения кадастрового учета, если предполагается осуществлять на них:

  • геологическое изучение недр;

  • разрабатывать месторождения полезных ископаемых.

Кадастровый учет лесных участков: кто организует?

Федеральные или региональные властные органы, ведущие государственный лесной реестр, занимаются и проведением Государственного кадастрового учета лесного фонда:

  • по федеральному лесному фонду – Федеральная служба лесного хозяйства РФ, ее филиалы, расположенные в российских регионах, и лесхозы;

  • по лесным участкам, входящим в состав государственных заповедников, – Госкомитет РФ по охране окружающей среды;

  • по участкам, переданным лесным хозяйствам образовательных учреждений – Минобранауки РФ и лесхозы;

  • по лесам, которые находятся в пользовании сельскохозяйственных организаций, – Минсельхоз РФ;

  • по лесному фонду в целом по России – Федеральная служба лесного хозяйства РФ.

Новый лесной кодекс РФ передал большую часть полномочий по ведению лесного реестра на региональный уровень. Исключение составили субъекты РФ, в которых среднюю плотность населения превышает установленную норму в пятнадцать раз. Сегодня к таким регионам относится лишь Московская область, в связи с чем, учет лесных участков на ее территории выполняют федеральные власти – Рослесхоз и его территориальные органы.

В остальных случаях, за проведение государственной инвентаризации лесов, определяющей качественные и количественные характеристики лесных территорий, постановку на кадастровый учет лесных участков отвечает «Рослесинфорг». Также он выступает оператором АИС ГРЛ (информационной автоматизированной системы «Государственный лесной реестр»), выполняя ряд функций:

  • обеспечение необходимой информацией исполнительные органы в сфере лесных отношений;
  • своевременное внесение изменений в АИС ГРЛ;
  • сбор данных о проводимых на территории России мероприятий по защите, охране и воспроизводству лесов.

Недавно «Рослесинфорг» стал государственным предприятием, поскольку решение подобных задач невозможно было доверить коммерческой структуре.

Кто оплачивает кадастровый учет лесных участков?

Согласно Государственной программе РФ, действующей с 2013 по 2020 год, и утвержденной Правительством РФ в 2014 году, финансирование кадастрового учета проводится за счет средств федерального бюджета. В прошлом году на лесоустроительные работы было потрачено 820 миллионов рублей, в 2015 году выделено – 870 миллионов рублей.

В рамках региональных бюджетов также предусмотрено выделение средств на проведение кадастровых работ по учету лесных участков. Всего предполагается по этой программе до 2020 года затратить около 7 миллиардов рублей. Немалые деньги, которые государство выделить одновременно всем субъектам и регионам не в состоянии.

Поскольку часть полномочий по лесоустройству передали регионам, некоторых из них начали публично размещать заказы на лесоустроительные работы, пытаясь привлечь средства внебюджетных источников. В частности, в Московской, Тверской, Ярославской, Калужской и Ивановской области арендаторы активной участвую в процессе постановки своих участков на кадастровый учет.

Но, если человек, желающий принять участие в регистрации лесного участка, не обладает правом на аренду или на другой вид использования, привлечение его средств для выполнения лесоустроительных работ региональные органы по учету лесного фонда считают нецелесообразным.

Государственный кадастровый учет лесных участков

В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости — органом кадастрового учета.

К специфике постановки на кадастровый учет таких объектов недвижимости, как лесные участки, относится то, что в соответствии с п. 6 ст. 39 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ образуемых лесных участков проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц.

Формирование земельных участков из земель лесного фонда

Согласно Лесному Кодексу РФ Предоставление в аренду гражданам и юридическим лицам лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в следующем порядке:

выбор лесного участка;

проведение работ по формированию лесного участка;

проведение аукциона на право заключения договора аренды, кроме предусмотренных настоящим Кодексом случаев предоставления лесных участков в аренду на основании решения Правительства Российской Федерации.

Выбор лесного участка для предоставления его в аренду осуществляется собственником лесного участка самостоятельно либо на основании заявления гражданина или юридического лица.

В заявлении гражданина или юридического лица о выборе лесного участка указываются:

для граждан — фамилия, имя и отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика, данные паспорта; для юридических лиц — наименование с указанием организационно-правовой формы, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, уполномоченный распорядительный орган;

предполагаемые размеры и местоположение лесного участка;

предполагаемые виды и объемы лесопользования;

вид испрашиваемого права аренды (с ведением или без ведения лесного хозяйства).

К заявлению прикладываются нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих государственную регистрацию юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Выбор лесного участка осуществляется на основании материалов лесоустройства и государственного учета лесов.

Собственник лесного участка в течение двух месяцев со дня получения заявления осуществляет выбор лесного участка и принимает решение о формировании лесного участка.

При формировании лесного участка осуществляются:

подготовка лесоустроительного проекта лесного участка;

подготовка плана лесного участка;

подготовка проекта границ лесного участка и обозначение их на местности с помощью специальных знаков;

государственный кадастровый учет лесного участка.

Формирование лесного участка осуществляется за счет собственника лесного участка.

По инициативе заявителя формирование лесного участка может быть проведено за его счет. В этом случае собственник возмещает расходы в течение одного года со дня завершения работ.

Формирование лесного участка осуществляется в соответствии с лесным и земельным законодательством.

Собственник лесного участка отказывает в рассмотрении заявления о выборе и формировании лесного участка в случаях:

подачи заявления с нарушением требований, установленных частью 2 статьи 49 настоящего Кодекса;

представления заявителем неверных сведений о себе;

запрещения в соответствии с лесным законодательством осуществления на данном участке заявленного вида лесопользования.

Проблемы постановки на государственный кадастровый учет ранее учтенных земельных участков и их решение

Размещено на http://www.allbest.ru/

Поволжский государственный технологический университет

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ РАНЕЕ УЧТЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ИХ РЕШЕНИЕ

студент

Мирошниченко Ксенья Ивановна

Аннотация

Рассматривается порядок решения проблем при постановке на государственный кадастро-вый учет ранее учтенных земельных участков с присвоенным кадастровым номером без уточнения границ.

Ключевые слова: государственный кадастровый учет, ранее учтенные земельные участки, структура поста-новки на ГКУ, уточнение границ.

Основной целью постановки недвижимого имущества на кадастровый учет является дальнейшая регистрация прав на это имущество. Если не ставить участок на кадастровый учет, любые сделки с ним будут невозможны — его нельзя продать, подарить, сдать в аренду или еще как-либо распорядиться им. На таких неучтенных участках нельзя осуществлять строительство, проводить коммуникации. Прежде чем приступить к возведению и эксплуатации дома, необходимо уладить множество вопросов по разрешительной документации, проектированию и строительству . При получении разрешения на строительства необходим межевой план земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Кадастровый учет земельных участков позволяет подтвердить существование конкретного участка на определенной местности, обладающего индивидуальными характеристиками. Физические лица, предприниматели и организации часто сталкиваются в ходе своей деятельности с потребностью постановки земельных участков на кадастровый учет для совершения разного рода сделок . При постановке на кадастровый учет вновь образуемого или ранее учтенного земельных участков могут возникнуть проблемы и потребуется проведение работ по уточнению местоположения их границ.

Работы по уточнению границ земельного участка оформляются в виде заключения кадастрового инженера или в виде межевого плана. Сведения об уточнении границ земельного участка вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании заявления собственника земельного участка или уполномоченного на то лица или органа власти.

После проведения уточнения границ земельного участка его площадь может быть изменена в зависимости от расположения участка в конкретном районе конкретной области .

На рисунке 1 приведена схема возможного развития при постановке новыми собственниками ранее учтенных объектов недвижимости, в частности земельных участков с неуточненными границами, на кадастровый учет.

При постановке на ГКН ранее учтенных земельных участков возможен отказ в следующих случаях.

1. Из-за наложения границ ранее учтенного земельного участка на смежные участки, не поставленные на кадастровый учет.

Земельное законодательство не обязывает проводить мероприятия по межеванию ранее учтенных земельных участков, а только лишь присвоить кадастровый номер.

При покупке такого участка новый владелец не всегда информирован о границах расположения купленного им земельного участка.

Данный факт влечет за собой множество нежелательных последствий.

При постановке на кадастровый учет земельного участка новым владельцем, не исключены спорные вопросы со смежными землевладельцами, земельные участки которых не состоят на кадастровом учете. И в результате проведения межевания возможны наложения на границы смежных земельных участков. В связи с чем владельцам смежных участков при постановке на кадастровый учет придется доказывать в суде не правомерность данных действий, а обязанность по изменению границ в кадастровом паспорте земельного участка возлагается на нового владельца земельного участка, который в свою очередь приобрел только кадастровый номер, а не поставленный на кадастровый учет в соответствии с земельным законодательством земельный участок.

В связи с этим одним из очевидных способов выхода из данной ситуации является постановка на кадастровый учет земельного участка с обязательным проведением мероприятий по межеванию земельного участка, то есть определению границ земельного участка, с установкой межевых знаков. недвижимый имущество регистрация кадастровый

Рисунок 1-Структура постановки на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка с неуточненными границами

2. Из-за наложения границ ранее учтенного земельного участка на земли муниципального образования.

При определении границ земельного участка может возникнуть наложение на земли муниципального образования. Это связано со следующими ошибками:

1) кадастровая ошибка часто допускается органами местного самоуправления при проведении инвентаризации, подготовке проекта границ участка для осуществления кадастровых работ или других актов, изменяющих его некоторые характеристики;

2) кадастровая ошибка допущенная кадастровым инженером при определении границ земельного участка .

3) техническая ошибка (опечатка и т.д.), возникающая при заполнении бумаг сотрудником кадастровой службы. В этом случае владельцу участка необходимо написать соответствующее заявление в орган кадастрового учета для исправления ошибки.

4) еще одной причиной наложения границ является изменение методики межевания земельных участков. До 2008 года межевание проводилось по реперным точкам, а начиная с 2008 года — по спутниковым данным. В данном случае необходимо в судебном порядке доказывать об изменении методики межевания.

В случае если границы участка накладываются на газопроводы, подземные коммуникации, линии электропередач и т.д., то необходимо вновь провести межевание и сдвинуть границы, либо с выделением охранной зоны газопровода и наложением сервитута, либо без них.

Таким образом, при постановке на ГКУ ранее учтенных земельных участков возникает не мало трудностей с установлением их точных границ, а также согласованием со смежными земельными участками.

Библиографический список

1. Неумывакин Ю.К., Перский М.И. Земельно-кадастровые геодезические работы. — М.; «КолосС», 2006, 184с.

2. Григорьев С.А., Атаманов С.А. Кадастр недвижимости http://bookviewer.atamanov.info/book/1, (дата обращения 08.11.2014)

3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». / http://base.garant.ru/12154874/ (дата обращения 08.11.2014).

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ / http://www.consultant.ru/popular/gskrf/ (дата обращения 09.10.2014).

Размещено на Allbest.ru

ПРОБЛЕМЫ КАДАСТРОВОГО УЧЁТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ЛИНЕЙНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Стуков Н. С.,

студент Уральского филиала Российского государственного университета правосудия

Система кадастрового учёта играет большую роль и выступает как определённая гарантия реализации прав собственников в отношении объектов недвижимости, что в первую очередь касается и земельных участков.

В последние годы Российская Федерация запустила процесс совершенствования системы кадастрового учёта. Мы считаем, что стоит отметить, что информация, которая находиться в государственном кадастре недвижимости, играет важную роль, как в политическом, так и в экономическом плане. Так кадастровые сведения, в последние годы, используются в различных целях, например, в западноевропейских странах, выпускаются достаточно точные муниципальные карты, которые основаны, как раз, на использовании кадастровой информации. В нашей же стране кадастровый учёт стал основой для контроля, за использованием земель по целевому назначению, а также для рационального землепользования. Но в последние годы возник достаточно проблематичный вопрос — как произвести кадастровый учёт земельных участков под линейными объектами? На данный вопрос обратили своё внимание многие учёные в области земельного права — Чикильдина А.Ю., Афонина А.В., Бирюкова Т.А., Богданова А.В., Гутарина О.В.,

Козырин А.Н., Комягин Д.Л., Савенко Г.В., Ялбулганов А.А., Янкевич С.В и многие другие.

Если мы обратимся к Государственному (национальному) докладу «О состоянии и использовании земель в РФ в 2013 году», то мы увидим, что площади земельных участков, занятых линейными объектами очень огромны, так например, только площадь земель под дорогами, и это по официальным данным на 1.01.2014г., составила 8,0 млн. га .

Рассмотрим непосредственно само понятие «линейный объект». Стоит отметить, что данный термин трактуется по — разному, не только учёными, но и так же нормативно правовыми актами. Так в Градостроительном кодексе РФ определено, что линейный объект — это такие сооружения как: трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии; линии электропередачи, линии связи. А если мы обратимся к Постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, и Постановлению Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 68, то мы увидим, что они так же содержат список линейных объектов, но более расширенный. Так в соответствии с приведёнными выше Постановлениями к таким объектам относятся: железнодорожные линии; автомобильные дороги; трамвайные линии; искусственно созданные внутренние водные пути; линии электропередачи; трубопроводы; линии связи; теплопроводы; коллекторы; газопроводы; водо- воды; иные виды подобных объектов». Таким образом, мы видим, что состав линейных объектов является открытым и может быть дополнен. Поэтому оценить масштабы территорий, что заняты линейными объектами невозможно, а это, в свою очередь, является первой проблемой.

Некоторые особенности осуществления кадастрового учета земельных участков с ЛО, а так же линейных сооружений, могут быть установлены специальным органом в сфере кадастровых отношений, об этом говориться в ч. 10 ст. 25 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Но на сегодня отсутствует нормативно правовой акт, который бы регулировал особенности кадастрового учёта земельных участков, на которых расположены линейные объекты, и мы считаем, что это можно назвать второй проблемой. Однако в то же время, существует множество рекомендаций, писем и разъяснений, которые касаются данного вопроса. Приведём несколько примеров.

В письме Роснедвижимости от 3 октября 2008 г. № ВК/4249, даны некоторые пояснения по вопросу оформления документов, для кадастрового учёта участков с отдельными типами сооружений. В ч. 1 ст. 24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрена возможность кадастрового учета нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления. А так же, в этом вопросе, следует учитывать требования, содержащиеся в Приказе Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 г. № 412.

А.Ю. Чикильдина, в своих работах по данному вопросу, утверждает, что с практической точки зрения, довольно часто возникают проблемы следующего характера. Так, например, при оформлении земель под опорами линий электропередач необходимо выполнить кадастровые работы в отношении земельных участков, протяженность которых бывает более нескольких тысяч километров. А так же эти опоры проходят по разным районам, кварталам, что в первую очередь означает подготовку межевых планов по каждому из них. При этом в квартале линии электропередач могут находиться на земле находящейся, в чьей либо собственности или уже состоящей на кадастровом учёте. Таким образом, мы видим, что возникает ещё один проблемный вопрос, который исходит из территориальной протяжённости.

Для того чтобы разрешить все эти проблемные вопросы, Минэкономразвития РФ указало, что те земельные участки которые необходимы для размещения линейных объектов, относятся к многоконтурным участкам. В свою очередь, под многоконтурным участком понимается такой объект, граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров.

То есть, с практической точки зрения в отношении земельных участков под ЛО с недавнего времени применяется понятие «многоконтурный земельный участок». А уже именно по этому вопросу в Письме Минэкономразвития РФ от 16 января 2009 г. № 266-ИМ/Д23 содержаться основные моменты, регулирующие порядок кадастрового учёта в этой сфере. Кратко рассмотрим эти основные положения.

Так в данном письме говориться, что следует учитывать все изменения, произошедшие в связи с вступлением в силу Закона о кадастре. Отмечается, что образование многоконтурных участков должно осуществляться по правилам гл. 1.1 ЗК РФ, в пример можно привести п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ. Минэкономразвития РФ так же указывает, что к многоконтурным участкам можно применять все способы в области образования земельных участков, исключения могут составлять участки, образуемые из смежных земельных участков. Те участки, которые образуются в соответствии с названными способами, должны соответствовать требованиям, а именно ст. 11.9 ЗК РФ. В ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», отсутствуют положения для отказа в кадастровом учёте земельного участка по причинам его многоконтурности. Именно поэтому земельные участки под ЛО, очень часто, являются причиной судебных разбирательств, как со стороны обычных собственников, так и со стороны специалистов, а это так же проблема, которая в свою очередь является следствием всех предыдущих.

Дополнительно необходимо отметить, что все контуры границы многоконтурного участка должны располагаться на территории одного населенного пункта или муниципального образования.

Особое внимание, по мнению некоторых авторов, следует уделить подготовке документов, которые необходимы для кадастрового учёта многоконтурных участков. Так следует учитывать, что Приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 г. №412 предусмотрена возможность включения в межевой план сведений об образовании многоконтурного земельного участка. И здесь, мы можем задаться вопросом, а как же осуществляется учёт подобных земельных участков? Именно по этому вопросу, мнения многих авторов разделились. Одни занимают достаточно крайние позиции и утверждают, что подобная процедура достаточно громоздкая и следовало бы обратить своё внимание на западноевропейские страны. Другие же являются сторонниками этой системы, и поясняют, что просто необходимо более чётко регламентировать существующие правила.

Итак, мы приходим к выводу, что правовое регулирование кадастрового учёта земельных участков под линейными объектами является достаточно проблематичным. Правообладатели и правоприменители руководствуются разрозненными нормами, которые содержатся в различных приказах, рекомендациях, письмах. И как мы видим, вопросы постановки таких земель на учёт не в теории, не в практике (нормотворчестве) не рассмотрены должным образом. Всё это порождает множество вопросов, как со стороны правообладателей, так и со стороны специалистов и экспертов, ну и, конечно же, со стороны судебных органов. Таким образом, для улучшения системы кадастрового учёта земельных участков под линейными объектами, и приведения этой системы к общемировым стандартам, на наш взгляд, необходимо принять нормативный правовой акт, который детально бы регулировал порядок постановки на учет многоконтурных земельных участков, содержал бы более полный перечень линейных объектов и земельных участков, которые относятся к многоконтурным.

В завершение ещё раз хотелось бы отметить, что принятие такого нормативного акта — объективное требование всех тех лиц, которые задействованы в процессе совершенствования системы кадастрового учёта. Поэтому мы вправе рассчитывать, но то, что уже завтра в наше законодательство будут внесены соответствующие изменения. Всё это позволит разрешить множество вопросов и проблем, накопившихся за последние годы.

  • Научный руководитель: Лихолетова С.В., доцент кафедры гражданского праваУФ ФГБОУВО «РГУП», к.ю.н., доцент.
  • Никонов П.Н., Журавский Н.Н. Недвижимость, кадастр и мировые системырегистрации прав на недвижимое имущество: аналитический обзор. СПб:Издательство А.Сазонова, ред-изд. фирма «Роза мира», 2006. С. 123.
  • Государственный доклад о состоянии и использовании земель в РоссийскойФедерации в 2013 году. М., 2014. С. 45.
  • Земельное право: учебник для вузов / С.А. Боголюбов, В.В. Никишин, В.В.Устюкова. М.: НОРМА, 20 с.
  • Чикильдина, А.Ю. Проблемы кадастрового учета земельных участков под линейными объектами // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 2.
  • Гусев, Р.К. Земельное право: учебное пособие. Изд. 3-е. М.: ИНФРА-М;КОНТРАКТНОЙ. 85 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *