Кадровое обеспечение судебной деятельности

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в России осуществляет Высший Арбитражный Суд РФ. Данный судебный орган производит подбор и подготовку кандидатов на должности судей, организует работу по повышению квалификации судей и иных работников судов, финансирует арбитражные суды, а также обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов.

Материально-техническое снабжение, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов судов осуществляются органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.

Деятельность арбитражного суда обеспечивает аппарат арбитражного суда, который возглавляется администратором данного судебного органа.

Администратор арбитражного суда осуществляет следующие полномочия:

  • — руководит аппаратом арбитражного суда;
  • — организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде;
  • — организует работу но обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов;
  • — осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда.

Аппарат арбитражного суда осуществляет следующие виды деятельности:

  • — организует предварительный досудебный прием участвующих в деле лиц;
  • — организует и осуществляет документооборот;
  • — содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
  • — ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;
  • — изучает и обобщает судебную практику;
  • — разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
  • — ведет статистический учет;
  • — организует материально-техническое обеспечение арбитражного суда;
  • — реализует иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Иные органы разрешения экономических споров

Арбитражный суд — не единственный орган, который вправе разрешать экономические споры. По соглашению сторон экономический спор может быть передан на рассмотрение третейского суда. Порядок образования и деятельности данных органов регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

В России могут быть образованы как постоянно действующие третейские суды, так и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды создаются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, а также иными организациями — юридическими лицами. Например, к постоянным третейским судам относятся Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, Морская арбитражная комиссия, действующая при этой же палате. Постоянно действующие третейские суды в любом случае не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии третейского соглашения, заключенного между сторонами. Такое соглашение сторонами может быть заключено в отношении как всех без исключения, так и каких-либо определенных споров.

Третейский суд разрешает споры на основании Конституции РФ, действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, действующих на территории страны.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) трое третейских судей.

Формирование конкретного состава третейского суда производится путем избрания или назначения третейских судей (или единоличного третейского судьи).

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

Кроме того, к спору, который находится на разрешении в третейском суде, на любой стадии разбирательства можем’ быть применена процедура медиации.

В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду ходатайство об этом. Также стороны должны представить третейскому суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» данная процедура представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Порядок медиации в каждом случае устанавливается соглашением о проведении данной процедуры.

Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме в отношении спора, находящегося в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения.

Медиация также может применяться в качестве самостоятельного средства разрешения экономических споров. В этом случае стороны спора самостоятельно исполняют условия медиативного соглашения.

Полномочия

Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, специально уполномоченным решать задачи по организационному обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области и их аппарата (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, которое осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации), а также финансированию аппарата мировых судей.

Основными задачами комитета являются:

организационное обеспечение деятельности мировых судей (мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия);

осуществление в установленном порядке кадровой работы с кандидатами на должности мировых судей, государственной гражданской службы, а также с государственными гражданскими служащими и работниками комитета и аппаратов мировых судей;

финансирование расходов, необходимых для обеспечения деятельности мировых судей и их аппаратов;

обеспечение дополнительного профессионального образования мировых судей, государственных гражданских служащих и работников комитета и аппаратов мировых судей;

взаимодействие с федеральными органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами государственной власти Оренбургской области, государственными органами Оренбургской области, органами судейского сообщества, а также органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области по вопросам, связанным с обеспечением деятельности мировых судей и комитета.

Комитет в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

обеспечивает деятельность аппаратов мировых судей и принимает меры по ее совершенствованию;

осуществляет кадровое обеспечение комитета и аппаратов мировых судей;

формирует кадровый резерв кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы для комитета и аппаратов мировых судей;

осуществляет мероприятия по профилактике и противодействию коррупции в комитете и аппаратах мировых судей;

проводит проверочные мероприятия, служебные проверки в отношении государственных гражданских служащих и работников комитета и аппаратов мировых судей в рамках своей компетенции;

осуществляет методическую, разъяснительную и контрольную работу по вопросам государственной гражданской службы в комитете и аппаратах мировых судей;

организует дополнительное профессиональное образование кандидатов на должности мировых судей, мировых судей, государственных гражданских служащих и работников комитета и аппаратов мировых судей;

осуществляет обработку, хранение и передачу персональных данных государственных гражданских служащих и работников комитета и аппаратов мировых судей, ведение статистического и персонального учета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Оренбургской области;

организует и обеспечивает делопроизводство и архивное хранение документов комитета и аппаратов мировых судей;

организует и обеспечивает электронный документооборот в комитете;

организует проверки делопроизводства на судебных участках мировых судей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Оренбургской области;

осуществляет обработку, анализ и представление установленных форм государственной статистической отчетности по вопросам деятельности мировых судей;

осуществляет сбор, обобщение и представление сведений о нагрузке мировых судей и работников аппаратов мировых судей в управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Оренбургской области;

осуществляет контроль за выполнением гражданскими служащими аппаратов мировых судей инструкций по ведению судебной статистики, судебному делопроизводству, о порядке отбора на хранение в архив документов, образующихся в процессе деятельности мировых судей, их уничтожения, контроль по иным организационным вопросам деятельности мировых судей;

осуществляет мониторинг сайтов судебных участков мировых судей в сети Интернет в целях проверки размещенных сведений о находящихся на судебных участках делах и текстов судебных актов на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и Оренбургской области о доступе к информации о деятельности мировых судей;

осуществляет информирование и методическую работу по вопросам организационно-правового и статистического обеспечения деятельности мировых судей и организации судебного делопроизводства, организует проведение обучающих мероприятий (совещаний, семинаров) для государственных гражданских служащих и работников комитета и аппаратов мировых судей;

осуществляет систематизацию и учет законодательства, судебной практики, обеспечивает аппараты мировых судей нормативной, справочной и другой литературой;

осуществляет мониторинг законодательства по вопросам, относящимся к компетенции комитета, и готовит предложения о внесении изменений в правовые акты, участвует в подготовке проектов правовых актов органов государственной власти области по вопросам, относящимся к компетенции комитета;

осуществляет изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы мировых судей Оренбургской области и мировых судей других субъектов Российской Федерации;

организует и ведет бюджетный учет, осуществляет разработку, составление и исполнение бюджетной сметы комитета;

обеспечивает финансирование деятельности аппаратов мировых судей;

производит оплату расходов свидетелям, экспертам, специалистам и другим лицам, если их вызов осуществляется по инициативе мирового судьи;

осуществляет финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с дополнительным профессиональным образованием мировых судей;

осуществляет функции и полномочия заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области в сфере закупок по вопросам дополнительного профессионального образования мировых судей, государственных гражданских служащих и работников комитета и аппаратов мировых судей;

участвует в установленном порядке в организации и осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение терроризма и экстремизма;

осуществляет взаимодействие с редакциями средств массовой информации, участвует в разрешении споров, связанных с освещением деятельности мировых судей и аппаратов мировых судей в средствах массовой информации, контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей;

осуществляет мероприятия в целях соблюдения требований по информационной безопасности и защите информации;

осуществляет подготовку предложений по упразднению и созданию новых судебных участков мировых судей в случае изменения численности населения на территориях судебных участков либо изменения административно-территориального деления Оренбургской области и в иных необходимых случаях;

рассматривает заявления и жалобы граждан по вопросам, отнесенным к компетенции комитета;

осуществляет иные меры по обеспечению деятельности мировых судей и их аппаратов во взаимодействии с управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Оренбургской области и Оренбургским областным судом.

Указ Губернатора Оренбургской области от 3 июля 2015 г. N 523-ук «Об утверждении положения о комитете по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области»

версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *