Как производить вопрос экономики

Название предмета и класс: экономика, 10 класс.

Номер урока и название темы: урок №5 «Экономические системы».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие главные вопросы стоят перед любой экономической системой?
  • Типы экономических систем, их характеристики и отличия.
  • Особенности смешанной экономической системы.

Глоссарий по теме: экономическая система, основные вопросы экономики, традиционная экономическая система, планово-административная экономическая система, рыночная экономическая система, рынок, частная собственность, смешанная экономическая система, общественные блага, внешние эффекты, приватизация, национализация.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Главная задача экономики – выбрать наиболее рациональный способ распределения ограниченных факторов производства, чтобы в условиях ограниченности ресурсов обеспечить удовлетворение потребностей.

Для её решения необходимо дать ответ на основные вопросы экономики.

Что производить? Так как из-за ограниченности ресурсов нельзя произвести всё, что хочется, необходимо решить, какие из взаимоисключающих товаров и услуг следует производить и в каком количестве.

Как производить? Важно определить, какие технологии и ресурсы будут использоваться при производстве.

Для кого производить? Так как товаров на всех не хватает, необходим механизм распределения.

В зависимости от того, как общество отвечает на эти вопросы, различают следующие типы экономических систем: традиционная, рыночная, плановая (централизованная, командная).

Традиционная экономика. Экономические вопросы решаются на основе обычаев и традиций. Характерными признаками традиционной экономики являются примитивные технологии, преобладание ручного труда. Элементы этой экономики присущи слаборазвитым странам. Достоинства этой системы – предсказуемость и стабильность. Недостатки – неспособность к прогрессу, низкий уровень жизни.

Плановая (административно-командная, централизованная) базируется на государственной собственности и предполагает, что экономика должна развиваться по единому и обязательному для всех плану. А ответы на основные вопросы экономики делаются на основе вышестоящих административных структур. Примером может служить экономика Советского Союза. Достоинства этой системы – стабильность экономики, возможность мобилизовать ресурсы для быстрого решения глобальных проблем. Недостатки – медленное внедрение новых технологий, отсутствие экономических стимулов, неэффективное использование ресурсов.

В рыночной экономике ответы на основные экономические вопросы определяются рынком.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателя с продавцом, на основе которого совершаются сделки купли-продажи. Важнейшими причинами развития рыночной экономики являются разделение труда и появление частной собственности на основные факторы производства и результаты труда. Главные вопросы в условиях рыночной экономики решаются на основе системы свободного ценообразования. Вопрос «что производить?» решается производителями с учётом покупательского спроса. «Как производить?» – выбирается наиболее эффективный способ производства. Вопрос «для кого производить?» решается в соответствии с платёжеспособностью покупателей.

Существует большое количество рынков. Их классифицируют по следующим признакам: экономическое назначение объектов, географическое положение, отрасли. Рынки постоянно взаимодействуют, образуя сложную систему.

Основные преимущества рыночной экономики – стимулируется высокая эффективность и предприимчивость, быстрое внедрение новых технологий, у потребителей больше прав и возможностей. Основные недостатки – нестабильность экономики, усиление неравенства в обществе, безразличие к ущербу, который приносит бизнес человеку и природе.

Итак, экономическая система – это способ согласования экономической деятельности людей, определяющий ответы на основные экономические вопросы. Тип экономической системы определяют отношения собственности на средства производства и механизм распределения произведённых экономических благ.

В экономической теории различают следующие формы собственности.

Частная собственность строится на присвоении факторов производства отдельными частными лицами.

Общественная собственность основана на общественном присвоении факторов производства, зачастую используется понятие государственная собственность, когда собственность находится в распоряжении государственных органов.

В реальной жизни страны живут в условиях смешанной экономики, системы, которая соединила в себе признаки традиционной, плановой и рыночной систем. Смешанная экономика пытается решить проблемы, которые отдельные экономические системы решить не в состоянии: инфляция, сильное социальное неравенство, отсутствие социальных гарантий, безработица, цикличность развития экономики, возникновение монополий, необходимость создания общественных благ.

Общественные блага – экономические блага, использование которых одними членами общества не исключает одновременного их использования другими членами общества. К ним относятся, например, национальная оборона, деятельность средств оповещения об опасности наводнения и землетрясения, пожарная охрана и пр.

Основные характеристики общественных благ – неисключаемость, неконкурентность и бесприбыльность. Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование происходит из центрального и местного бюджетов.

Внешние эффекты – положительные или отрицательные воздействия на тех, кто не участвует в производстве или потреблении данного товара. Примером отрицательного внешнего эффекта может служить загрязнение окружающей среды предприятием. Положительный эффект – световое табло рекламного щита, которое в вечернее время освещает улицу.

В смешанной системе контроль осуществляется совместно частными и общественными организациями. Формы собственности при необходимости могут преобразовываться одна в другую.

Приватизация – процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной собственности в частные руки. Обратный процесс называется национализация – передача из частной собственности в собственность государства крупных предприятий, земель, целых отраслей народного хозяйства.

Важнейшей теоретической и практической проблемой является определение границ допустимых пределов вмешательства государства в экономику. Излишнее вмешательство приведёт к разрушению механизма рыночного саморегулирования.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Выберите верный вариант ответа.

Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики:

1) традиционной;

2) командной;

3) кризисной;

4) рыночной.

Ситуация подходит для рыночной экономики.

  1. Распределите перечисленные ниже признаки в соответствующую графу таблицы.

Признаки: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства.

Ответ: в таблице 1.

Таблица 1 – Решение задания практического модуля

Рыночная экономика

Командная экономика

Традиционная экономика

экономическая самостоятельность производителей

контроль над распределением благ со стороны государства,

преобладание государственной собственности

господство натурального хозяйства,

«простой труд» как основа хозяйства

Обязательная и дополнительная литература по теме урока:

§ 1 Что производить?

В этом уроке будем говорить о трех главных вопросах экономики и о том, как экономика отвечает на эти вопросы.

Большинство ресурсов, необходимых для производства благ и удовлетворения потребностей общества, на Земле ограничены. Поэтому каждый участник экономических отношений – семья, предприятие или государство в целом – сталкивается с проблемой: как использовать и распределять ресурсы, чтобы получить максимальную пользу.

В экономике постоянно приходится искать ответы на три вопроса: что, как и для кого производить. Данные вопросы организации экономики являются решающими для развития общества.

Теперь рассмотрим каждый вопрос отдельно.

Итак, первый вопрос – «что производить?».

Каждый отдельный человек нуждается в большом количестве разных товаров и услуг. Обеспечить себя он может различными способами: произвести самостоятельно, обменять, купить, получить в подарок или в наследство. Общество не может производить такое количество товаров и услуг, чтобы обеспечить потребности каждого. По причине ограниченности ресурсов приходится делать достаточно сложный выбор: что нужно производить немедленно, что-то может подождать, а от чего-то и вовсе придется отказаться. Все производители (государство, фирмы, частные лица) находятся в ситуации постоянного выбора, какие товары и услуги им необходимо произвести из имеющихся ресурсов. Сложность решения вопроса «что производить» еще и в том, что потребности людей меняются и уже произведенные товары и услуги могут оказаться невостребованными. А ведь производители, делая выбор, принимают долгосрочные решения и не всегда руководствуются желанием получить немедленную прибыль.

Экономика, или экономия — это совокупность общественных отношений и социальных практик, складывающихся в системе хозяйственной деятельности человека, производства, распределения, обмена, потребления и накопления материальных благ, а также управления этими процессами. Экономическая действительность является предметом исследования так называемой экономической науки и множества дискутируемых экономических концепций и теорий, которые, однако, не представляют чего-то единого и завершённого, поэтому вопрос о создании единой экономической теории остаётся открытым.

Термин «экономия» ввёл античный политический деятель, историк и писатель Ксенофонт в своём сочинении «Οἰκονομικός» (на русский язык это произведение часто переводится как «Домострой»), которое содержало свод рекомендаций о том, как следует управлять домохозяйством. В своей работе Ксенофонт впервые обратил внимание на такие проблемы экономической действительности как разделение труда, денежное обращение и функции денег, товарное обращение и наличие у любого товара двух полезных свойств: удовлетворять определённую потребность человека (то есть иметь потребительскую стоимость), и способности к обмену (то есть иметь меновую стоимость). Ксенофонт был сторонником натурального хозяйства, признавая его приоритет по сравнению с ремёслам и торговлей, а также противником ростовщичества. Он указывал на полезность денег как средства обращения и средства платежа, но ни как средства ростовщических операций. Книга Ксенофонта стала первым в истории сочинением по экономике.

Современное понятие экономии преемственно связано с понятием «политическая экономия», введённым в научный оборот А. де Монкретьеном в работе «Трактат о политической экономии» (1615) и в настоящее время постепенно вытесняемым термином «экономика», который получил широкое распространение после выхода в свет труда А. Маршалла «Экономикс» (1890) и ныне охватывает все общественные сферы, которые имеют отношение к производству, потреблению и обмену материальными благами, как на уровне индивидуумов, домохозяйств, предприятий и сообществ (микроэкономика), так и на уровне государства и общества в целом (макроэкономика). Политическая экономия, как область исследований, призванная послужить теоретическим основанием для разработки системы мер по поддержанию государственного, а позднее — общественного, благосостояния, поставила проблему труда и полезности, распределения и обмена, бедности и богатства, и в ходе её решения не могла не изучать и определять (по крайней мере имплицитно) устройство общественного порядка. Формирование современного понимания терминов «экономия» и «экономика» идёт по мере развёртывания двустороннего процесса гуманитаризации экономического знания и расширительного толкования экономических понятий, однако исходной точкой этого процесса остаются теории политической экономии XVI–XVIII веков.

Первой по времени возникновения системой политической экономии был меркантилизм (У. Стаффорд, Т. Мен, А. де Монкретьен, Ж. Б. Кольбер и другие), представлявший собой учение о необходимости государственного регулирования экономики и эволюционировавший от убеждённости в том, что государственное богатство создаётся путём накопления драгоценных металлов (система «денежного баланса»), к созданию теорий, предписывавших поддержание (активного торгового баланса) во внешней торговле. Связав обогащение с неэквивалентным обменом, меркантилизм поставил, но не разрешил вопросы о всеобщем источнике богатства и о происхождении меновых пропорций. Теоретики школы физиократов, или физической экономии (Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго, В. Р. Мирабо и другие), с XVIII века противостоявшие меркантилизму, решали вопрос о всеобщем источнике богатства, усматривая этот источник в производящий силе природы, и связывали общественное благосостояние с соблюдением принципа экономического либерализма «laissez-faire» (или «laissez-passer»), предполагавшим невмешательство государства в «естественный порядок» и позволявшим связанному с землёй производителю поступать по собственному усмотрению, не опасаясь государственного вмешательства в свои дела. В теориях физиократов хозяйство общества предстаёт сложноорганизованной системой, зависящей от производящей силы природы и не поддающейся государственному контролю.

Проблема происхождения меновых пропорций, поставленная меркантилизмом и исследованная физиократами, повлияла на формирование классической школы политической экономии (У. Петти, П. Буагильбер, А. Смит, Д. Рикардо, Т. Р. Мальтус, Н. У. Сениор, Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа, Дж. Ст. Милль и другие), предложившей решение этой проблемы в виде теории, согласно которой меновая стоимость товара определялась количеством общественно необходимого труда, затраченного на его производство, и противопоставлялась потребительной стоимости, или сумме полезных свойств товара. Созданная классической политической экономией трудовая теория стоимости усматривала источник богатства в производительном труде и считала разделение труда всеобщей формой сотрудничества людей. Поскольку эта теория была связана с восприятием общественно необходимого труда как исчислимого количества, сущность человеческой деятельности усматривалась в однообразных, повторяющихся действиях, а общественный порядок отличался единой логикой. Основоположник английской классической политической экономии А. Смит в своей широко известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, а также даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих на тот момент направлений экономических исследований. С этого времени политическая экономия сформировалась как самостоятельная область исследований в системе общественных наук.

В XIX–XX веках широкое распространение получила марксистская школа политической экономии, названная по имени её основоположника К. Маркса. В основе её идей лежит метод материалистической диалектики, который позволил выявить как движущие силы, факторы развития, так и противоречия классической капиталистической системы. Маркс в предисловии к своей работе «К критике политической экономии» (1859) даёт классическое определение экономического понимания основы общественных отношений, начинающееся со слов: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания и так далее». Маркс говорит об экономической структуре общества, имея в виду совокупность производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими. Эти отношения (что имеет решающее значение для марксистской теории) не зависят от человеческой воли: они соединяют людей и соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Экономическая структура общества, согласно Марксу, представляет собой реальный базис, на котором воздвигается в качестве идеологической надстройки духовная жизнь общества с её продуктами (наукой, искусством, правом, политикой, государством и так далее). Впоследствии под влиянием критики Маркс попытался несколько смягчить положение об однонаправленном характере воздействия экономического базиса на идеологическую надстройку и учесть обратное воздействие надстройки на базис. Следует отметить, что в России после революции 1917 года и образования Советского Союза марксистская политическая экономия рассматривалась как базовый принцип ведения народного хозяйства, на её основе разрабатывался плановый характер экономического развития с конечной целью упразднения товарно-денежных отношений в обществе.

Односторонность представлений классической политической экономии, ещё более возросшая после широкого распространения теорий К. Маркса и его последователей, вызвала к жизни школы политической экономии, подвергшие острой критике классическую для этой дисциплины теорию. Критикуя классическую политическую экономию за неисторичность, представители старой (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс и другие) и новой (Г. Шмоллер, Л. Брентано, В. Зомбарт, М. Вебер и другие) исторических школ резонно указывали на необходимость учитывать влияние культурных традиций на общественное производство. Подобным же образом институционализм (Т. Веблен, Дж. Р. Коммонс, У. К. Митчелл, Дж. Хобсон и другие) подчёркивал влияние, оказываемое на общественное сформировавшими производителя социальными институтами. Наконец, маржинализм (Л. Вальрас, У. Джевонс, К. Менгер, О. Бем-Баверк, А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, В. Парето и другие) взамен классической теории предложил теорию стоимости как «предельной полезности», исходящую из того, что, поскольку по мере удовлетворения потребности возрастает «степень насыщения», а величина конкретной полезности (степень «настоятельности потребности») падает, то ценность блага определяется полезностью «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. Так, в начале XX века В. Парето сформулировал принцип, согласно которому максимум благосостояния достигается при оптимальном размещении ресурсов, когда любое их перераспределение не увеличивает полезности в обществе. Подобно исторической школе и институционализму, маржинализм представлял собой попытку нового обоснования экономической теории, исходящего из определения человеческой деятельности как новаторской по сути, из восстановления в своих правах морали свободного выбора и из понимания общественного устройства как принципиально неоднородного. Однако впоследствии маржинализм сблизился с классической политической экономией, что позволило называть его «неоклассическим» направлением в экономической науке. В целом, неоклассическая школа поставила во главу угла индивидуальное благосостояние, которое определяется двумя рядами обстоятельств: предпочтениями индивида и наличием условий для осуществления рационального выбора (при использовании ресурсов в сфере производства и потребительских благ в сфере потребления). В настоящее время теории неоклассической школы доминируют в западной экономической мысли.

Политическая экономия, относительно близкая стандартам науки, во второй половине XIX века находилась в самом центре споров о теоретических основаниях становящихся социальных наук, и потому критика классической политической экономии изнутри самой этой дисциплины дополняется и развивается критическими замечаниями по её адресу, высказанными представителями других общественных наук. Так, когда основатель институционализма Т. Веблен в своей работе «Теория праздного класса» (1899) рассматривает противоположность производительного труда и демонстративного потребления в современном обществе как институционально закреплённое извращение инстинкта изобретательства, присущего людям, его слова созвучны внешней критике политической экономии. Г. Тард, называя политическую экономию «изуродованной социологией», обосновывал своё мнение тем, что теория политической экономии чревата некритическим смешением подражания и изобретения. Политическая экономия рассматривает полезность и богатство, исследованием происхождения которых она и занимается, как количественные понятия, однако подлинно количественными (хотя вопрос об их измерении и не стоит) являются верования и желания, порождённые изобретением и порождающие труд, суть которого — подражание. С точки зрения Тарда, экономия полезности и богатства обоснована экономией верований и желаний с её идеалом: «Получение максимума удовольствия с минимумом страданий». Сходным образом оценивает политическую экономию и Г. Ле Бон, подчёркивающий значение умственных способностей (то есть способности к изобретению) как источника богатств и определяющий капитал как накопившуюся сумму не столько физического, сколько умственного труда.

На рубеже XIX и XX веков происходит перенос термина «экономия» в социологию и социальную психологию, сопровождающийся его глубоким переосмыслением. Оправданность такого переосмысления подтверждается этнографическими исследованиями хозяйства архаических обществ. М. Мосс в своей работе «Очерк о даре» (1925) исследует обычай «потлача», или «тотальных поставок агонистического типа», суть которых заключается в обмене между племенами и кланами, сопровождающемся ожесточённым соперничеством в расточительстве и потому — уничтожением богатств. По мнению Мосса, в основании этого обычая лежит экономия дара, обусловленная обязанностями давать, получать и возмещать и ставящая своей целью не накопление, а жертвование и расточение ради завязывания межклановых и межплеменных связей. Мосс, как и некоторые другие этнографы первой четверти XX века (например, Б. Малиновский), считает, что архаическая экономика принципиально отличается от современной, но в то же самое время именно экономия дара делает возможным существование хозяйственных систем, описываемых современной политической экономией и нацеленных на получение пользы и приобретение богатства.

Наряду с этим термин «экономия» распространяется и за пределы рассуждений о хозяйстве и обществе и уже в конце XIX века используется при описании морали, обосновывающей экономические принципы. Ф. Ницше в полемическом сочинении «К генеалогии морали» (1887) упоминает о возможности рассмотрения аффектов ненависти, зависти, алчности, властолюбия в качестве необходимых частей «общей экономии жизни», и это упоминание позволяет ему подойти к общей идее «Генеалогии морали», то есть к вопросу о возможности существования принципа, который был бы антитетичен (враждебен, противоположен) аскетическому принципу. Уже в первых психоаналитических работах З. Фрейда заявляет о себе экономическая точка зрения, заключающаяся в рассмотрении психических процессов как процессов обмена и перераспределения энергии влечений. Направляющий психические процессы к устранению неудовольствия и получению удовольствия принцип удовольствия регулирует обмен и перераспределение энергии автоматически, поскольку неудовольствие соответствует повышению, а удовольствие — понижению возбуждения. Но сам принцип удовольствия обусловлен принципом постоянства, и от того «по ту сторону принципа удовольствия» и принципа реальности, ему противостоящего, находится влечение к смерти, проявляющееся в форме стремления повторять прежние состояния, поддерживать постоянное количество возбуждения, но по сути дела представляющее собой стремление к ситуации «до рождения»; таким образом, эпикурейская экономия удовольствия обоснована экономией смерти. Под влиянием исследований экономических принципов и лежащей в их основании морали происходила ревизия экономических теорий и формировалось современное понимание термина «экономия», который ныне замещается производным от него термином «экономика», имеющим, однако, существенно бóльшую практическую направленность.

Темы подражания и изобретения, накопления и расточительства, во многом актуализированные критикой политической экономии, были развиты и переосмыслены Ж. Батаем, сформулировавшим своеобразное понимание экономического феномена, в первую очередь, в книге «Проклятая доля» (1949), на страницах которой осуществляется, по словам автора, «коперниканский переворот» в политической экономии — переход от ограниченной экономии к экономии всеобщей. Всеобщая экономия — это экономия расточительства с её главной проблемой избытка, противостоящая ограниченной экономии с её главной проблемой недостатка. Изначальным источником нашей энергии (и, следовательно, нашего богатства) служит излучение Солнца. Солнце, создающее жизнь на Земле, представляет собой в то же время и серьёзную проблему для этой жизни, поскольку энергия, изливаемая им на живую материю, чрезмерна, избыточна. Настоящей экономической проблемой, заключает Батай, следует считать не нищету и недостаток, но богатство и избыток. Решение этой проблемы — демонстративное потребление, тотальные поставки агонистического типа, любые виды роскоши и излишества — во всеобщей экономии впервые предстаёт социально-экономической необходимостью. Вся избыточная энергия, неспособная воплотиться в рост организма или группы, если не будет растрачена, приведёт к «ожирению» и последующему взрыву или к застою, деградации, а затем распаду и гибели. Когда система не способна превратить избыток в рост, прибыль теряется, но если она не способна также и деятельно растратить избыток, наступает катастрофа, крах системы. Соединив мифологемы традиционной политической экономии с внеэкономическими теориями экономии, Батай сформулировал экономически обусловленный вариант теории социальной организации, которая была применена им самим к исследованию общества, а впоследствии широко использовалась многими философами и социальными теоретиками (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, П. Бурдьё и другие).

В современной экономической мысли развивается ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новый институционализм, австрийская экономическая школа, новая политическая экономия, радикальная политическая экономия, нейроэкономика.

Глава IV. Экономика

Давайте вспомним

Какую роль в хозяйственной жизни играет обмен? В чём различие натурального и товарного хозяйства? Какую роль в жизни общества играет производство? Как соотносятся затраты и прибыль?

Подумаем

Что и для кого выгодно производить? Кого можно назвать рациональным производителем? Где границы экономической свободы?

Нужно ли регулировать производство?

Ограниченность экономических ресурсов на планете порождает необходимость решения человеком проблемы их рационального использования и распределения. Из предыдущего параграфа вы узнали, что постоянно делать экономический выбор приходится всем, кто принимает экономические решения: домашним хозяйствам, фирмам, государству. Любое общество, независимо от уровня благосостояния, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить.

Эти вопросы организации экономики являются решающими для развития общества. Рассмотрим их подробнее.

Что производить?

Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данное время? Отдельный человек может обеспечить себя необходимыми товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может увеличить производство всех товаров и услуг одновременно. Ему приходится делать достаточно трудный выбор: что хотелось бы получить немедленно, с получением чего можно подождать, от чего нужно вообще отказаться. Фирмы, отдельные предприниматели постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов и предложены потребителю.

Итак, суть проблемы в том, что ресурсы ограниченны и экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг. Поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких надо отказаться.

Приведи примеры подобных решений, принятых участниками экономики.

Как производить?

Решение этого вопроса связано с выбором экономических ресурсов, технологии, места размещения предприятия, организации производства и т. п. Существуют различные варианты производства благ. Из множества вариантов важно выбрать наиболее эффективный. Так, всегда существует несколько способов строить дороги, изготавливать машины, осваивать новые месторождения полезных ископаемых. Один способ требует больших денежных затрат, другой — технических, третий — значительного использования трудовых ресурсов и т. п. Какой вариант соединения необходимых для производства ресурсов является оптимальным? При решении этого вопроса берётся во внимание в первую очередь экономическая эффективность проекта.

Экономическая эффективность означает соотнесение полученного результата с произведёнными затратами. Большее количество продуктов, произведённых благодаря данному объёму затрачиваемых ресурсов, означает большую эффективность и наоборот. Из обществоведческого курса 7 класса вы знаете о связи между количеством ресурсов производства и количеством и качеством произведённого продукта. Напомним, что производитель, решая проблему «затраты — выпуск», стремится найти лучшие способы комбинации ресурсов и организации своего производства.

Таким образом, общество в целом и отдельные производители должны решать: кем, из каких ресурсов и с помощью какой технологии должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство?

Для кого производится продукт?

Кто сможет приобрести товары и услуги и как они распределяются между членами общества?

Поскольку ни одно общество не в состоянии каждому желающему предоставить, например, собственный коттедж или автомобиль, то приходится мириться с тем, что кто-то живёт в многоквартирном доме или пользуется общественным транспортом. Общество вынуждено ориентировать производителей на определённого потребителя экономических благ. Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает, для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя или для бедных (дешёвые товары).

Производитель часов может выпускать наручные часы в простом металлическом корпусе или в золотом, обычные механические будильники или сложные электронные. Его выбор будет зависеть, в частности, от решения вопроса о том, кто будет пользоваться произведённой продукцией.

Все перечисленные основные экономические вопросы основаны на выборе и решаются участниками экономики в тесной взаимосвязи.

Продолжение параграфа >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *